Адам Нойзер
Адам Нойзер (ок. 1530 - 12 октября 1576) был протестантским пастором Гейдельберга , придерживавшимся антитринитарных взглядов.
Нойзер родился в Гунценхаузене и был популярным пастором и теологом в Гейдельберге в 1560-х годах, служа в Петерскирхе , а затем в Хайлиггейсткирхе . Во время споров по поводу церковной дисциплины , развернувшихся в конце 1560-х годов, Нойзер стал ведущим членом антидисциплинарной и, следовательно, антикальвинистской фракции , возглавляемой Томасом Эрастом . [ 1 ] Его недовольство церковным режимом, возможно, сыграло некоторую роль в его сомнениях относительно ортодоксальных христианских догм. [ 2 ] Он писал письма, резко критикуя учение о Троице. Он написал османскому султану , уверяя султана, что получит поддержку в Германии, если его завоевания зайдут так далеко. [ 3 ] Нойзер вместе с другим антитринитарием , Иоганном Сильваном , стремился к диалогу с турками . [ 4 ] Нойзера обвинили в отрицании божественности Иисуса Христа и за это заключили в тюрьму. [ 5 ] Его соратник Иоганн Сильван был подвергнут пыткам и обезглавлен. Нойзер признался, но сумел сбежать из тюрьмы. [ 6 ] Позже он принял ислам [ 7 ] и отправился в Стамбул , где служил османскому султану. [ 8 ]
Он включен в «Пфальцские древности», который сейчас находится в архивах Гейдельберга. «Я, Адам Нойзер, христианин, родившийся в Германии и дослужившийся до звания проповедника для народа Гейдельберга, города, где в наши дни можно найти самых образованных людей в Германии, прилетаю за убежищем к Вашему Величеству с глубокое подчинение, заклинаю тебя из любви к Богу и твоему Пророку, которому мир Божий, принять меня в число твоих подданных и тех из твоего народа, которые верят в Бога, ибо по милости Всемогущего Бога я вижу. Я знаю и всем своим сердцем верю, что ваше учение и ваша религия чисты, ясны и приемлемы для Бога. Я твердо убежден, что мое отступление от христиан-идолопоклонников привлечет внимание многих людей к принятию вашей веры и вашей религии. Тем более, что многие из наиболее образованных и наиболее влиятельных из них разделяют здесь те же чувства, что и я, о чем я сообщу Вашему Величеству устно... Будучи повышенным до звания проповедника в знаменитом Гейдельбергском университете Курфюрст Палатин, который после императора является самым могущественным князем в Германии, я начал зрело взвешивать в себе различные разногласия и разделения нашей христианской религии: ибо столько людей, сколько среди нас, столько и мнений и чувств. Я начал с абстрагирования от всех Учителей и толкователей Священного Писания, которые писали и учили со времен Пророка Иисуса Христа. Я привязал себя только к заповедям Моисея и к Евангелию. Затем я внутренне воззвал к Богу с самым религиозным призывом и помолился, чтобы он показал мне правильный путь, чтобы мне не грозила опасность ввести в заблуждение себя и своих слушателей. Затем Богу было угодно открыть мне «Статьи призыва Единого истинного Бога», на основании которых я составил книгу, в которой доказываю, что Учение Иисуса Христа не состояло в утверждении, что Он сам был Богом как Бог. Христиане ложно утверждают: но что есть только один Бог, у которого нет единосущного Ему сына…» [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гунно, Томас Эраст и Пфальц, с. 200
- ^ Берчилль, Гейдельбергские антитринитаристы, 87-88.
- ^ История унитаризма, Том 1, Эрл Морс Уилбур, стр. 259
- ^ Средневековое наследие в ранней современной метафизике и модальной теории, 1400-1700 гг. Рассел Л. Фридман, Lauge Olaf Nielsen, стр. 152
- ^ Богословские сочинения Лессинга: отрывки в переводе Готхольда Эфраима Лессинга, Генри Чедвика, стр.12
- ^ Средневековое наследие в ранней современной метафизике и модальной теории, 1400-1700 гг. Рассел Л. Фридман, Lauge Olaf Nielsen, стр. 152
- ^ Готхольд Эфраим Лессинг: его жизнь и произведения Хелен Циммерн, стр. 312
- ↑ Страдающий слуга: Исаия 53 в еврейских и христианских источниках Бернд Яновский, Питер Штулмахер, стр. 425
- ^ Трактаты о Мохаметонах, А. Реланд, стр. 215-223.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берчилл, Кристофер Дж. (1989) Гейдельбергские антитринитаристы. Библиотека Диссидентиум 11, изд. Андре Сегенни. Баден-Баден: Издания Валентин Кернер.
- Гунно, Чарльз Д. (2011) Томас Эраст и Пфальц: врач эпохи Возрождения во Второй Реформации. Лейден: Брилл.
- Пауль Чакерт (1894), « Сильван, Иоганн », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 37, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 285–286 (рассмотрено в статье с Сильваном)
- Эрих Веннекер (1993). «Адам Нойзер». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 6. Герцберг: Бауц. столбцы. 653-655. ISBN 3-88309-044-1 .