Jump to content

История унитаризма

Унитаризм как христианская конфессиональная семья церквей впервые была определена в Польше-Литве и Трансильвании в конце 16 века. Затем оно получило дальнейшее развитие в Англии и Америке до начала 19 века, хотя богословские предки можно найти еще в первые дни христианства. Он созрел и достиг своей классической формы в середине 19 века. Дальнейшее историческое развитие в разных странах было разным.

Исторические предшественники

[ редактировать ]

Первый век

[ редактировать ]

Ученые отмечают, что форма христианства начала первого века возникла из иудаизма. Поэтому они говорят, что «они [ранние христиане] также включили в себя настойчивый монотеизм иудаизма». [1] Поэтому многие историки полагают, что доктрина Троицы «развивалась постепенно, в течение нескольких столетий и через множество противоречий». [2] Эти ученые утверждают, что «именно Никейский собор и особенно Афанасиан Символ веры впервые дал догмату его определенную формулировку». [3] Один из сторонников этой точки зрения, ученый Джером Х. Нейри, доктор философии. говорит: «Иисус чтит Бога, исповедуя традиционное и ортодоксальное понимание Бога Израиля» и что «Он понимает Бога Израиля совершенно традиционным способом». [4]

Четвертый век

[ редактировать ]

Арианство было позицией, согласно которой Бог создал Иисуса; пресвитер Арий поверил этому. Эта точка зрения оставалась популярной во многих восточных и западных империях даже после того, как Никейский собор объявил эту идею еретической в ​​325 году нашей эры. [5] Точка зрения Ария вновь была объявлена ​​вне закона на Первом Константинопольском соборе в381 г. н. э. [6]

Протестантская Реформация

[ редактировать ]

Во многих европейских странах протестантская Реформация 16-го века стала свидетелем вспышки, в большей или меньшей степени, антитринитарных взглядов (также известных как нетринитаризм ). [7] Некоторые сомнения были высказаны относительно приверженности реформаторов предыдущим верованиям, включая предыдущую христологию : Джон Генри Ньюман , который писал: «Сам Лютер в свое время отверг Апокалипсис, названный Посланием Св. Иакова straminea ['соломинка'], осудил Слово «Троица» превратилось в своего рода евтихианство в его взгляде на Святую Евхаристию , а в конкретном случае санкционированное двоеженство снова в различных странах превратилось в социнианство , и сам Кальвин, по-видимому, отрицал точку зрения нашего Господа. Вечное Сыновство и высмеивали Никейский Символ веры . Таким образом, еще одним свидетельством верности конечного развития является его определенное предвосхищение в ранний период истории идеи, которой оно принадлежит». [8]

Подавляемый, как правило, в отдельных случаях, этот тип доктрины в конечном итоге стал символом отдельных религиозных общин в Польше, Венгрии и, гораздо позже, в Англии. Напротив, савеллианство (также известное как модализм, модалистический монархианизм или модальный монархизм) — это нетринитарная вера в то, что Небесный Отец, Воскресший Сын и Святой Дух — это разные формы или аспекты одного Бога, как воспринимается верующим, а не три. отдельные личности в Самом Боге.

Наряду с фундаментальной доктриной, тех, кто исповедует унитаризм, всегда отличали определенные характеристики: большая степень терпимости , историческое изучение Священных Писаний , сведение к минимуму самого необходимого и отвращение к сформулированному вероучению .

Мартин Целлариус (1499–1564), друг Лютера , и Ганс Денк (1500–1527) обычно считаются первыми литературными пионерами движения; Антитринитарная позиция Людвига Гетцера стала достоянием общественности только после его казни (1529 г.) за анабаптизм . Сам Лютер был противником унитарного движения и рассматривал основателя ислама Мухаммеда как приверженца учения Ария. [9]

Михаил Сервет (1511?–1553) стимулировал мысль в этом направлении и оказал сильное влияние на других реформаторов как своими сочинениями, так и своей смертью на костре. В 1531 году он опубликовал свой богословский трактат « De Trinitatis Erroribus» («Об ошибках относительно Троицы»), в котором отверг никейский догмат о Троице и предположил, что Сын — это союз божественного Логоса с человеком Иисусом , чудесным образом рожденным. от Девы Марии посредством вмешательства Духа Божия. Обычно это интерпретировалось как отрицание догмы Троицы. (На самом деле Сервет описал Троицу как «трехглавого Цербера» и «три призрака», что только привело верующих в замешательство и заблуждение.) Сервет расширил свои идеи о природе Бога и Христа 20 лет спустя в своем главном труде. , Christianismi Restitutio (Восстановление христианства), что стало причиной его сожжения на костре в ( а кальвиновской Женеве также чучела католической инквизиции во Франции) в 1553 году. В настоящее время большинство унитаристов видят Сервет как их пионер и первый мученик, и его мысли оказали заметное влияние на зарождение польских и трансильванских антитринитарных церквей. [10] хотя его арианские взгляды на Иисуса Христа (например, сохраняющие веру в предсуществование Христа ) отличались от взглядов польских социниан (отрицающих веру в предсуществование Иисуса), и опять же от поколения Томаса Белшама ( отвергая также непорочное зачатие), и это сильно отличается от того, во что сегодня обычно верит унитарная церковь.

Анабаптистский в собор Венеции 1550 году знаменует собой начало формального, но подпольного антитринитарного движения в Италии, возглавляемого такими людьми, как Маттео Грибальди . Итальянские изгнанники распространили антитринитарные взгляды в Швейцарии, Германии, Польше, Трансильвании и Голландии.

( В «Диалогах» 1563) Бернардино Очино , защищая Троицу, излагались возражения и трудности с силой, которая пленяла многих. В своем 27-м «Диалоге» Очино указывает на Венгрию как на возможный дом религиозной свободы. А в Польше и Венгрии впервые сформировались определенно антитринитарные религиозные общины, к которым относились терпимо.

Классический период унитаризма

[ редактировать ]

Разрозненные выражения антитринитарного мнения появились в Польше рано. В возрасте 80 лет Екатерина, жена Мельхиора Фогеля или Вейгеля, была сожжена в Кракове (1539 г.) за отступничество ; охватывали ли ее взгляды что-то большее, чем деизм Неясно, . Первый синод (кальвинистской) реформатской церкви состоялся в 1555 году; второй Синод (1556 г.) столкнулся с богословскими проблемами Гжегожа Павла из Бжезина (Грегори Паули) и Петра Гонезиуса (Петр из Гониондзы), которые были осведомлены о работах Сервета и итальянских антитринитаристов, таких как Маттео Грибальди . Прибытие Джорджио Бьяндраты в 1558 году предоставило партии временного лидера.

Термин «унитарий» впервые появился как unitaria religio в документе сейма Лекфальвы , Трансильвания , 25 октября 1600 года, хотя он не получил широкого распространения в Трансильвании до 1638 года, когда был опубликован формальный recepta Unitaria Religio . Польские братья возникли как группа ариан и унитарианцев, отколовшихся от Польской кальвинистской церкви в 1565 году. [11] хотя к 1580 году унитарные взгляды Фаусто Соццини (отсюда и прилагательное «социниан ») стали большинством. Внук Соццини Анджей Вишовати-старший в 1665–1668 годах опубликовал Bibliotheca Fratrum Polonorum quos Unitarios vocant ( «Библиотека польских братьев, которых называют унитариями», 4 тома, 1665–69). Это название было введено в английский язык социнианцем Генри Хедвортом в 1673 году. Впоследствии этот термин широко использовался в английском языке, хотя их недоброжелатели продолжали называть как арианские, так и унитарные взгляды «социнианскими».

сейм В 1565 году Петркува реформатской исключил антитринитаристов из существующего синода Польской церкви (отныне Ecclesia maior ), и унитарии начали проводить свои собственные синоды как Ecclesia major . Известная под разными другими именами (из которых наиболее распространенными были польские братья и ариане), ни разу в своей истории эта организация не принимала для себя никакого иного названия, кроме «христианского». Первоначально арианская (но исключавшая какое-либо поклонение Христу) и анабаптистская , Малая Церковь была (к 1588 году) приведена к взглядам Фаусто Соццини , который поселился в Польше в 1579 году и отрицал предсуществование Христа , одновременно принимая непорочное зачатие (см. Социнианство ).

В 1602 году дворянин Якуб Сененский основал среди основанной его отцом антитринитарной общины в Ракове Кельцкого повята и Раковскую академию типографию, из которой в 1605 году был издан Раковский катехизис . В 1610 году католическая реакция под руководством Иезуиты начали. Заведение в Ракове было закрыто в 1638 году после того, как двое мальчиков якобы забросили распятие за пределами города.

В течение 20 лет (1639–1659) к арианам терпели, но общественное мнение широко считало их коллаборационистами Швеции во время Потопа , а в 1660 году польский сейм предоставил антитринитаристам выбор: подчиниться или изгнание. В состав Ecclesia Minor или Малой церкви входили многие польские магнаты, но принятие ими взглядов Соццини, которые не позволяли христианам занимать руководящие должности, сделало их политически бессильными.

Исполнение указа, ускоренное на год, произошло в 1660 году. Хотя некоторые подчинились, большое количество направилось в Нидерланды, где ремонстранты приняли их в члены на основании Апостольского Символа веры . Другие, как Кристофер Крелл , отправились на границу с Германией, в Пруссию и Литву. Контингент поселился в Трансильвании , не присоединившись к Унитарной церкви, но сохраняя отдельную организацию в Коложваре до 1793 года.

Беженцы, достигшие Амстердама, опубликовали Bibliotheca fratrum polonorum (1665–1669) при содействии прусского эмигранта Кристофера Сандиуса , включив в него труды Иоганна Креллиуса (их ведущего богослова), Йонаша Шлихтинга (их главного библейского комментатора), Фаусто Соццини , и Иоганн Людвиг фон Вольцоген . На титульном листе этого сборника были написаны слова quos Unitarios vocant термин «унитарианство» , что ввело в Западную Европу .

Термин «унитарии» (на латыни) впервые был использован польскими и голландскими социнианами в 1660-х годах. [12]

Трансильвания и Венгрия

[ редактировать ]
Король Иоанн Сигизмунд Венгрии с Сулейманом Великолепным в 1556 году.
Унитарная церковь в Даржиу , Румыния.

Никакого явного антитринитарного мнения не предшествует появлению Джорджио Бьяндраты при трансильванском дворе в 1563 году. Его влияние было оказано на Ференца Давида (1510–1579), который был последовательно католиком , лютеранином , кальвинистом и, наконец, антитринитаристом. Некоторые утверждают, что рост антитринитарных настроений в Трансильвании и Венгрии мог быть частично обусловлен растущим исламским влиянием расширяющейся Османской империи . в то время [9]

В 1564 году Давид был избран кальвинистами «епископом венгерских церквей в Трансильвании» и назначен придворным проповедником Иоанна Сигизмунда , принца Трансильвании. Его обсуждение Троицы началось (1565 г.) с сомнений в личности Святого Духа. [ нужна ссылка ] .

Его антагонистом в публичных спорах был лидер кальвинистов Петр Мелиус (епископ Дебрецена 1558–1572); его сторонником был Биандрата. указ о религиозной свободе Иоанн Сигизмунд, придерживаясь взглядов своего придворного проповедника, издал (1568 г.) на сейме в Торде , который позволил Давиду (сохранив существующий титул) передать свой епископат от кальвинистов антитринитаристам, при этом Коложвар был эвакуирован. всеми, кроме его последователей.

В 1571 году Иоанна Сигизмунда сменил Стефан Батори католик . Под влиянием Иоганна Зоммера , ректора Коложварской гимназии , Давид (около 1572) отказался от поклонения Христу. Попытка Фаусто Соццини примириться только усугубила ситуацию. Судимый как новатор, Давид умер в тюрьме крепости Дева (1579 г.). Культ Христа стал устоявшимся обычаем Церкви; он признан в официальном сборнике гимнов 1837 года, но удален в более поздних изданиях.

Интерьер готической церкви в Даржиу

Термин унитарий впервые документально появился, unitaria religio , в постановлении сейма Лекфальвы (1600 г.); однако официально он не был принят Церковью до 1638 года.

В 1618 году Унитарная церковь осудила и вышла из Симона Пеки и субботников , группы с иудаистскими тенденциями. Группа продолжала существовать до 1840-х годов, когда многие из них обратились в иудаизм. В 1626 году Disciplina ecclesiastica (латынь: Валентин Радеций, епископ 1616–1632) опубликовал епископ Балинт Радецкий . В 1638 году было заключено Деское соглашение и подавлено унитариев.

Из двадцати трех епископов наиболее выдающимися были Джордж Эньеди (1592–1597), чьи «Объяснения» получили европейскую моду, и Михай Ломбард де Сентабрахам (1737–1758), сплотивший силы своей Церкви, сломленной гонениями и лишение собственности и дало им традиционное выражение веры. Его Summa Universae Theologiae Christianae secundum Unitarios (опубликовано в 1787 г.), социнианство с арминианскими изменениями, было принято Иосифом II в качестве официального манифеста доктрины и остается таковым, хотя подписка на него не требовалась с 19 века.

Инлэчени Венгерские руны . Надпись (1668 г.) гласит: « Еги аз Истен Георгий Муснай диакон », или «Бог един Георгий Муснай диакон».

Первая средняя школа в Трансильвании была основана в конце 18 века в Секеликерештуре ( Cristuru Secuiesc ); она функционирует и по сей день, хотя и как государственная школа.

Официальное название в Венгрии — Венгерская унитарная церковь, насчитывающая около 25 000 членов. В Румынии есть отдельная церковь под названием Унитарная церковь Трансильвании, насчитывающая около 65 000 членов, особенно среди населения Секели . В прошлом епископ-унитарианец занимал место в венгерском парламенте. Главный колледж обеих церквей расположен в Клуж-Напоке ( Коложвар ), который также является резиденцией Трансильванской консистории ; были и другие в Турде ( Торде ) и в Кристуру Секуиеске .

До 1818 года дальнейшее существование этого органа было практически неизвестно английским унитариям. [ нужна ссылка ] . Отношения впоследствии стали близкими. После 1860 года ряд студентов закончили богословское образование в Манчестерском колледже в Оксфорде ; другие в Унитарном домашнем миссионерском колледже .

Зеленая унитарная церковь Ньюингтона , Лондон, Англия. Построенная в 1708 году, это старейшая нонконформистская церковь в Лондоне, которая до сих пор используется как церковь. (октябрь 2005 г.)

В Англии унитаризм был протестантской сектой, уходящей корнями в анабаптистских радикалов времен гражданской войны в Англии. Они приняли крещение взрослых и благочестивый республиканизм и были эгалитаристами, стремившимися продвигать крайние революционные идеалы. Движение приобрело популярность среди несогласных нонконформистов в начале 18 века. Английских пресвитерианцев во второй город Норидж привлекало развивающееся научное сообщество, которое в эпоху Просвещения было особенно сильным в Шотландии. Они начали становиться официальной деноминацией в 1774 году, когда Теофил Линдси организовал встречи с Джозефом Пристли , основав первую в стране открыто унитарную общину в церкви на Эссекс-стрит в Лондоне. В 1791 году Линдси и его коллега Джон Дисней стояли за «первым организованным конфессиональным унитарным обществом», формально «Унитарным обществом по продвижению христианских знаний и практики добродетели путем распространения книг». [13] но более просто известный как Унитарное книжное общество. За этим последовал Унитарный фонд (1806 г.), который отправлял миссионеров и финансово поддерживал более бедные общины. Унитаризм не был полностью законным в Соединенном Королевстве до тех пор, пока не была принята Доктрина Закона о Троице 1813 года , законопроект, в значительной степени выдвинутый в парламенте Уильямом Смитом и поэтому известный иногда под его именем или как Закон об унитарной помощи (Закон о Троице) или как Унитаризм. Законопроект о толерантности . [14] Это не давало им полных гражданских прав , пока сохранялись репрессивный Закон о корпорациях и Закон об испытаниях , и, таким образом, в 1819 году было создано третье значительное унитарное общество - Ассоциация защиты гражданских прав унитаристов. [13] В 1825 году эти три группы объединились в Британскую и иностранную унитарную ассоциацию . Столетие спустя она объединилась с Ассоциацией воскресных школ и стала Генеральной ассамблеей унитарных и свободных христианских церквей , которая остается сегодня головной организацией британского унитаризма.

Раннее начало

[ редактировать ]

Между 1548 ( Джон Эштон ) и 1612 годами мы находим мало антитринитаристов , большинство из которых были либо казнены, либо вынуждены отречься. Среди сожженных были фламандский хирург Джордж ван Паррис (1551 г.); Патрик Пакингем (1555 г.), торговец дровами; Мэтью Хамонт (1579 г.), пахарь; Джон Льюис (1583 г.); Питер Коул (1587), кожевник; Фрэнсис Кетт (1589), врач и писатель; Бартоломью Легат (1612 г.), торговец тканями и последняя из жертв Смитфилда ; и дважды обожженный Эдвард Вайтман (1612 г.). Во всех этих случаях антитринитарные настроения, похоже, исходили из Голландии. Последние две казни последовали за посвящением Якову I латинской версии Раковского катехизиса (1609 г.).

Социнианское влияние

[ редактировать ]

Фаусто Соццини умер в дороге после изгнания из Кракова, Польша, 4 марта 1604 года, но Раковская академия и печатный станок продолжали действовать до 1639 года, оказывая влияние в Англии через Нидерланды.

Популярность социнианских взглядов, типичным примером которой являются такие люди, как Люциус Кэри, 2-й виконт Фолкленд и Чиллингворт , привела к неудавшемуся четвертому канону 1640 года против социнианских книг. Постановление 1648 года сделало отрицание Троицы преступлением, караемым смертной казнью, но оно осталось мертвой буквой, поскольку Кромвель вмешался в дела Пола Беста (1590–1657) и Джона Биддла (1616–1662).

В 1652–1654 и 1658–1662 годах Биддл держал социнианский монастырь в Лондоне. Помимо собственных сочинений, он переиздал (1651 г.) и перевел (1652 г.) « Раковский катехизис» и «Жизнь Социна» (1653 г.). Его ученик Томас Фирмин (1632–1697), торговец и филантроп и друг Джона Тиллотсона , перенял более сабеллианские взгляды Стивена Ная (1648–1719), священнослужителя. Фирмин опубликовал замечательную серию противоречивых трактатов (1690–1699).

В Англии социнианская полемика, инициированная Биддлом , предшествовала арианской полемике, инициированной Сэмюэля Кларка » «Доктриной Троицы (1712 г.), хотя Джон Ноулз был арианским проповедником-мирянином в Честере в 1650 г. Арианские или полуарианские взгляды пользовались большой популярностью. в XVIII веке как в Церкви, так и среди раскольников.

«Унитарианец» 1673 г.

[ редактировать ]

Слово «унитарианцы» циркулировало в частных письмах в Англии в отношении импортированных копий таких публикаций, как « Библиотека польских братьев, которых называют унитарианцами» (1665 г.); Генри Хедворт был первым, кто использовал слово «унитарианцы» в печати на английском языке (1673 г.), и это слово впервые появляется в названии книги Стивена Ная « Краткая история унитаристов, называемых также социнианцами» (1687 г.). Оно было истолковано в широком смысле для охвата всех, кто, несмотря на различия, придерживался одноличности Божественного Существа. Позже у Фирмина был проект унитарных обществ «внутри церкви».

Акт терпимости 1689 г.

[ редактировать ]

Первым проповедником, назвавшим себя унитарием, был Томас Эмлин (1663–1741), собравший лондонскую общину в 1705 году. Это противоречило Акту о терпимости 1689 года , который исключал всех, кто должен проповедовать или писать против Троицы.

В 1689 году пресвитериане и индепенденты объединились, согласившись отказаться от обоих имен и поддержать общий фонд. Союз лондонского фонда был расторгнут в 1693 году. Со временем различия в управлении двумя фондами привели к присвоению пресвитерианского имени богословским либералам, хотя многие из старых унитарных часовен были независимыми фондами, и по крайней мере половина пресвитерианские часовни (1690–1710) попали в руки конгрегационалистов .

Конференция в Солтерс-холле 1719 г.

[ редактировать ]

Свободная атмосфера инакомыслящих академий (колледжей) благоприятствовала новым идеям. Результатом конференции в Солтерс-Холле (1719 г.), вызванной взглядами Джеймса Пирса (1673–1726) из Эксетера , было предоставление несогласным общинам возможности определить свою собственную ортодоксальность. Генеральные баптисты уже (1700 г.) потворствовали отступлениям от общей доктрины. Лидеры в защиту чисто гуманитарной христологии происходили в основном из независимых, таких как Натаниэль Ларднер (1684–1768), Калеб Флеминг (1698–1779), Джозеф Пристли (1733–1804) и Томас Белшам (1750–1829).

Исаак Ньютон был антитринитаристом и, возможно, унитарием (хотя он мог быть савеллианцем). [15] Одним из последних его посетителей перед смертью в 1727 году был Самуил Креллий из Литвы.

Унитарная церковь 1774 г.

[ редактировать ]

Формирование отдельной унитарной деноминации датируется отделением (1773 г.) Теофила Линдси (1723–1808) от англиканской церкви из-за провала петиции Перьев в парламент (1772 г.) об освобождении от подписки. Отделению Линдси в Ирландии предшествовало отделение Уильяма Робертсона Д.Д. (1705–1783), которого называли «отцом унитарного нонконформизма». За этим последовали другие церковные отделения, в основном мужчины, покинувшие служение, и надежда Линдси на унитарное движение из англиканской церкви не оправдалась. Конгрегация, которую он основал в часовне на Эссекс-стрит при содействии таких выдающихся служителей, как Джозеф Пристли и Ричард Прайс , стала стержнем перемен. Юридические трудности с властями удалось преодолеть с помощью адвоката Джона Ли , впоследствии ставшего генеральным прокурором. Постепенно богословие Линдси вытеснило арианство в значительном числе несогласных общин.

В Акт о терпимости 1689 г. были внесены поправки (1779 г.), заменив веру в Священное Писание верой в англиканские (доктринальные) статьи. В 1813 году уголовные акты против отрицателей Троицы были отменены Доктриной Закона о Троице 1813 года , в значительной степени продавленной через парламент Уильямом Смитом , депутатом парламента, аболиционистом и дедушкой Флоренс Найтингейл . В 1825 году была сформирована Британская и иностранная унитарная ассоциация как комбинация трех старых обществ литературы (1791 г.), миссионерской работы (1806 г.) и гражданских прав (1818 г.).

Нападения были совершены на собственность, принадлежавшую унитариям, но созданную до 1813 года. Дело о часовне Вулвергемптона началось в 1817 году, а более важное дело Фонда Хьюли - в 1830 году; оба решения были приняты против унитарианцев в 1842 году. Обращение к парламенту привело к принятию Закона о часовнях несогласных (1844 г.), который гарантировал, что, поскольку тресты не определяли доктрины, двадцатипятилетний срок полномочий узаконил существующее использование.

Убыль чудесного

[ редактировать ]

В 1700-х годах ведущий богослов-унитарист Джозеф Пристли (которому также приписывают открытие кислорода) верил, что Бог совершил множество чудес. Пристли сказал: «Мне кажется, что ни один факт во всей истории не является столь достоверным, как факты о чудесах, смерти и воскресении Христа, а также то, что рассказывается об апостолах в книге Акты» [16] и что «христианская вера подразумевает веру во все великие исторические факты, записанные в Ветхом и Новом Завете». [17]

Но период 1800–1850 годов характеризуется сдвигом в позиции британского унитарианского движения от сомнений в доктрине Троицы или предсуществования Христа к сомнению чудесного библейского вдохновения и непорочного зачатия , хотя еще не на этом этапе. сомнение в воскресении Христа . [18]

Влияние Америки

[ редактировать ]

В течение XIX века более сухой тип унитаризма Пристли-Белшема, связанный с детерминистской философией, постепенно видоизменился под влиянием Ченнинга (см. ниже), работы которого переиздавались в многочисленных изданиях и получили широкое распространение благодаря усилиям Роберт Спирс (1825–1899). Еще одним американским влиянием, способным ослабить жесткий, хотя и ограниченный сверхъестественный подход Белшема и его преемников, было влияние Теодора Паркера (1810–1860). Дома учение Джеймса Мартино (1805–1900), которому поначалу сопротивлялись, в конечном итоге получило мощное влияние, поддержанное влиянием Джона Джеймса Тейлера (1797–1869) и Джона Гамильтона Тома (1808–1894). .

Известные люди и учреждения

[ редактировать ]

Английский унитаризм породил некоторых известных ученых, например, Джона Кенрика (1788–1877), Джеймса Йейтса (1789–1871), Сэмюэля Шарпа (1799–1881), но мало популярных проповедников, хотя Джордж Харрис (1794–1859) является исключением. . Для обучения своего служения он поддерживал Манчестерский колледж в Оксфорде (который ведет свою родословную от академии Ричарда Франкленда , основанной в 1670 году), Унитарный домашний миссионерский колледж (основанный в Манчестере в 1854 году Джоном Релли Бирдом , доктором медицинских наук, и Уильямом Гаскеллом ). и Пресвитерианский колледж Кармартена . Здесь также появилась известная Чемберленов семья политиков : Джозеф Чемберлен , Остин Чемберлен и Невилл Чемберлен , а также династии промышленников Курто и Тейт.

Известные публикации

[ редактировать ]

Пристли Английская унитарная периодическая литература начинается с «Богословского репозитория» (1769–1788) и включает « Ежемесячный репозиторий» (1806–1838), «Христианский реформатор» (1834–1863), «Христианский учитель» (1835–1844), «Проспективный обзор» (1845–1854) . ), The National Review (1855–1864), Theological Review (1864–1879) и The Hibbert Journal , одного из предприятий Hibbert Trust , основанного Робертом Хиббертом (1770–1849) и первоначально называвшегося Антитринитарным Фонд. Он вступил в силу в 1853 году, предоставлял стипендии и стипендии, поддерживал ежегодное чтение лекций (1878–1894) и поддерживал (с 1894 года) кафедру церковной истории в Манчестерском колледже.

Шотландия

[ редактировать ]

Многое было сказано о казни (1697 г.) в Эдинбурге студента Томаса Эйкенхеда , осужденного за богохульство Троицы. Работы Джона Тейлора , Д.Д. (1694–1761) о первородном грехе и искуплении имели большое влияние на востоке Шотландии , как мы узнаем от Роберта Бернса . Такие люди, как Уильям Дэлримпл, Д.Д. (1723–1814) и Уильям М'Гилл, Д.Д. (1732–1807), наряду с другими «умеренными», находились под подозрением в подобных ересях. Открытый унитаризм никогда не пользовался большой популярностью в Шотландии. Единственная община старого фонда находится в Эдинбурге, основанная в 1776 году в результате отделения от одного из «обществ братства», созданного Джеймсом Фрейзером из Бреа (1639–1699). Миссионерские предприятия Ричарда Райта (1764–1836) и Джорджа Харриса (1794–1859) не принесли результатов, которые не были долгосрочными.

Шотландская унитарная ассоциация [19] была основана в 1813 году главным образом Томасом Саутвудом Смитом , доктором медицинских наук, санитарным реформатором. McQuaker Trust был основан (1889 г.) в пропагандистских целях.

Парадоксально, но одной из причин относительной слабости унитарного движения в Шотландии в начале XIX века может быть продолжающееся присутствие консервативных, а, следовательно, библейско-фундаменталистских, антитринитарных , арианских и социнианских взглядов в инакомыслящих церквях и среди шотландских шотландцев. последователи Реставрационного движения и миллеритского движения. Антитринитаристы в Шотландии зачастую больше симпатизировали унитаристам столетия назад, чем более либеральным взглядам Райта, Харриса и Саутвуда Смита. Известным библейским фундаменталистом шотландским унитаристом был Дж. С. Гайндман, автор «Лекций о принципах унитаризма» ( Алнвик , 1824 г.). [20] Это консервативное антитринитарное присутствие может быть продемонстрировано реакцией в Шотландии, как по отношению к Америке, так и по отношению к его родному городу Лондону, на призыв первого христадельфианина Джона Томаса . учением Томаса Первые общины, последовавшие за социнианским и адвентистским в 1848–1849 годах, были преимущественно шотландскими. [21] И хотя христадельфиане изначально больше использовали свои учения милленаризма , христологическое наследие унитаристов 17-го века, таких как Джон Биддл, очевидно и признано. [22]

В настоящее время в Шотландии действуют четыре унитарные церкви: [23] Абердин , [24] Данди , Эдинбург и Глазго .

Ирландия

[ редактировать ]

Споры по поводу Троицы были возбуждены в Ирландии судебным преследованием в Дублине (1703 г.) Томаса Эмлина (см. Выше), которое привело к штрафу и тюремному заключению за отрицание божественности Христа. В 1705 году пресвитерианскими священниками на севере было основано Белфастское общество для богословских дискуссий, в результате чего сформировалось мнение, выступающее против подписки на Вестминстерские стандарты. Терпимость к инакомыслию, сдерживавшаяся в Ирландии до 1719 года , затем была предоставлена ​​без требования какой-либо доктринальной подписки. началось движение против подписки В следующем году в Генеральном синоде Ольстера , кульминацией которого (1725 г.) стало помещение сторонников отказа от подписки во главе с Джоном Абернети , Д. Д., из Антрима, в пресвитерию. Эта пресвитерия Антрима была исключена (1726 г.) из юрисдикции, но не из причастия. В течение следующих ста лет его члены оказывали большое влияние на своих собратьев по Синоду. Но контрвлияние миссии шотландских сепаратистов (с 1742 г.) произвел реакцию. Пресвитерия Антрима постепенно стала арианской; тот же тип богословия в большей или меньшей степени затронул Южную ассоциацию, известную с 1806 года как Синод Мюнстера. С 1783 года десять из четырнадцати пресвитерий Ольстерского Синода сделали подписку необязательной; Кодекс Синода 1824 года оставлял право проверять «здравость веры» путем подписки или путем проверки. Против этого компромисса Генри Кук , Д.Д. (1788–1868), направил все свои силы и в конечном итоге (1829 г.) добился успеха в победе над своим арианским оппонентом, Генри Монтгомери , доктором юридических наук. (1788–1865). Монтгомери возглавил отделение, в результате которого был сформирован (1830 г.) Ремонстрантский синод Ольстера , в состав которого вошли три пресвитерии.

В 1910 году пресвитерия Антрима, Ремонстрантский синод и Синод Мюнстера объединились в Генеральный синод Неподписавшейся пресвитерианской церкви Ирландии с 38 общинами и некоторыми миссионерскими станциями. До 1889 года они содержали две богословские кафедры в Белфасте, где Джон Скотт Портер (1801–1880) стал пионером библейской критики. После этого они отправили своих студентов в Англию для получения богословского образования, хотя в некоторых отношениях их взгляды и практика оставались более консервативными, чем взгляды их английских собратьев. Ирландская унитарная периодическая литература началась в 1832 году с « Библейского христианина» , за которым последовали « Ирландский унитарианский журнал» , «Христианский унитарный журнал» , « Ученик » и « Неподписавшийся пресвитерианин» . [25]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Историю унитарной мысли в Соединенных Штатах можно условно разделить на четыре периода:

  • период движений-предшественников (с начала 18 века до 1800 года)
  • период становления (ок. 1800–1835)
  • Трансценденталистский период (ок. 1835–1885)
  • современный период (с 1885 г.)

Движения-предшественники и ранний унитаризм

[ редактировать ]

Унитаризм в США следовал по существу тому же развитию, что и в Англии, проходя стадии арминианства , арианства , рационализма , а затем модернизма, основанного на принятии результатов сравнительного изучения всех религий . В начале 18 века арминианство появилось в Новой Англии и время от времени в других местах. Эта тенденция была во многом усилена негативной реакцией на « Великое пробуждение » под руководством Джонатана Эдвардса и Джорджа Уайтфилда . До войны за независимость арианство проявлялось в отдельных случаях, и французское влияние было широко распространено в направлении деизма, хотя оно не было организовано в какие-либо определенные высказывания религиозными организациями.

Еще в середине XVIII века Гарвардский колледж представлял собой одну из самых передовых идей того времени. [ нужна ссылка ] и несколько десятков или более священнослужителей в Новой Англии проповедовали то, что по сути было унитаризмом. Самым выдающимся из этих людей был Джонатан Мэйхью (1720–1766), пастор Западной церкви в Бостоне , штат Массачусетс, с 1747 по 1766 год. Он проповедовал строгое единство Бога, подчиненную природу Христа и спасение через характер. Чарльз Чонси (1705–1787), пастор Первой церкви с 1727 года до своей смерти, главный противник Эдвардса в великом возрождении, был одновременно унитаристом и универсалистом . Среди других унитаристов были Эбенезер Гэй (1698–1787) из Хингема , Сэмюэл Уэст (1730–1807) из Нью-Бедфорда , Томас Барнард (1748–1814) из Салема, Массачусетс , Джон Принс (1751–1836) и Уильям Бентли (1758–1819 ). ) из Салема , Аарон Бэнкрофт (1755–1836) из Вустера и некоторые другие.

Первое официальное принятие унитарной веры со стороны общины произошло в Королевской часовне в Бостоне, где в 1782 году поселился Джеймс Фримен (1759–1835), а в 1785 году он превратил Молитвенник в мягкую унитарную литургию. Преподобный Уильям Хэзлитт (отец эссеиста и критика), посетивший США в 1783–1785 годах, опубликовал факт существования унитаристов в Филадельфии , Бостоне, Чарльстоне, Южной Каролине , Питтсбурге , Хэллоуэлле, штате Мэн , на Кейп-Коде и в других местах. Унитарные общины были организованы в Портленде и Сако, штат Мэн, в 1792 году Томасом Окснардом ; в 1800 году Первая церковь в Плимуте — община, основанная пилигримами в 1620 году — приняла более либеральную веру. Джозеф Пристли эмигрировал в Соединенные Штаты в 1794 году и организовал унитарную церковь в Нортумберленде, штат Пенсильвания в том же году , и еще одну в Филадельфии в 1796 году. Его сочинения имели значительное влияние.

Таким образом, с 1725 по 1825 год унитаризм набирал силу в Новой Англии и, в некоторой степени, в других местах. Первым явным проявлением этих перемен стало вступление Генри Уэра (1764–1845) на должность профессора богословия в Гарвардском колледже в 1805 году.

В том же году появились унитарные книги Джона Шермана (1772–1828) и еще одна в 1810 году Ноя Вустера (1758–1837). [ нужна полная цитата ] В начале XIX века, за одним исключением, все церкви Бостона были заняты проповедниками-унитарианцами, а различные периодические издания и организации выражали унитарные взгляды. В этот период церкви были основаны в Нью-Йорке , Балтиморе , Вашингтоне , Чарльстоне и других местах.

Период становления

[ редактировать ]

Следующий период американского унитаризма, примерно с 1800 по 1835 год, можно рассматривать как формирующий, в основном под влиянием английской философии, полусверхъестественной, несовершенно рационалистической, посвященной филантропии и практическому христианству. Доктор Ченнинг был ее выдающимся представителем.

Первое официальное принятие унитарной веры со стороны общины в Америке произошло в Королевской часовне в Бостоне, которая взяла Джеймса Фримена (1759–1853) своим пастором в 1782 году и переработала Молитвенник в мягкую унитарную литургию в 1785 году. В 1800 году Джозеф Стивенс Бакминстер стал священником церкви Брэттл-стрит в Бостоне, где его блестящие проповеди, литературная деятельность и академическое внимание к немецкой «новой критике» помогли сформировать последующий рост унитаризма в Новой Англии. Унитарист Генри Уэр (1764–1845) был назначен профессором богословия Холлиса в Гарвардском колледже в 1805 году. Затем Гарвардская школа богословия отошла от своих консервативных корней и вместо этого преподавала унитарное богословие. [26] : 4–5  [27] : 24  Близкий соратник Бакминстера Уильям Эллери Ченнинг (1780–1842) стал пастором Федеральной уличной церкви в Бостоне в 1803 году; через несколько лет он стал лидером унитарного движения. Поначалу придерживаясь скорее мистического, чем рационалистического богословия, он присоединился к «христианам-католикам», как они себя называли, которые стремились привести христианство в гармонию с прогрессивным духом того времени. Его эссе «Система исключения и осуждения в религии» (1815 г.) и « Возражения против рассмотрения унитарного христианства» (1819 г.) сделали его защитником унитаризма. Его проповедь об «унитарном христианстве», произнесенная в Первой унитарной церкви Балтимора в 1819 году при рукоположении Джареда Спаркса и в Нью-Йорке в 1821 году, сделала его ее переводчиком.

Результат «унитарной полемики» (1815 г.) [28] [29] было растущим расколом в конгрегационалистских церквях, что было подчеркнуто в 1825 году образованием Американской унитарной ассоциации в Бостоне. Он был организован «для распространения знаний и продвижения интересов чистого христианства» и публиковал брошюры и книги, поддерживал бедные церкви, отправлял миссионеров во все части страны и основывал новые церкви почти во всех штатах. По существу несектантское, с небольшим миссионерским рвением, унитарное движение росло медленно, и его влияние в основном действовало через общую культуру и литературу страны. Многие из ее священнослужителей прошли обучение в других конфессиях, но Гарвардская богословская школа была явно унитарной с момента ее создания в 1816 году до 1870 года, когда она стала несектантским отделением университета. была Ломбардская теологическая школа Мидвилля основана в Мидвилле, штат Пенсильвания , в 1844 году, а школа служения Старра Кинга в Беркли, Калифорния , в 1904 году.

История Эссекс-холла , [30] написанное в 1959 году Мортимером Роу, секретарем (то есть главным исполнительным директором) Генеральной ассамблеи унитарных и свободных христианских церквей в течение первых двадцати лет ее существования, утверждает, что BFUA и AUA [ нужны дальнейшие объяснения ] были основаны совершенно случайно в один и тот же день, 26 мая 1825 года. [13] [31]

Первой школой, основанной унитариями, был Либеральный институт Клинтона в Клинтоне, округ Онейда, штат Нью-Йорк , в 1831 году.

Влияние трансцендентализма; реакция

[ редактировать ]

Третий период ( см. Трансцендентализм ), примерно с 1835 по 1885 год, находившийся под глубоким влиянием немецкого идеализма , становился все более рационалистическим, хотя его теология в значительной степени была приправлена ​​мистицизмом . [32] В качестве реакции на это в 1865 году была организована Национальная унитарная конференция , которая приняла явно христианскую платформу, подтвердив, что ее члены являются «учениками Господа Иисуса Христа».

После этого более рационалистическое меньшинство сформировало Свободную религиозную ассоциацию , «чтобы поощрять научное изучение теологии и расширять духовное общение». Западная унитарная конференция позже приняла ту же позицию и основала свое «сообщество без догматических тестов», вместо этого подтвердив желание «установить истину, праведность и любовь в мире». [33] Кроме того, Западная унитарная конференция заявила, что вера в Бога не является необходимым компонентом унитарной веры.

Этот период споров и энергичного богословского развития почти подошел к концу вскоре после 1885 года. Его прекращение было обеспечено решением национальной конференции в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк , в 1894 году, когда почти единогласно было подтверждено следующее: «Эти церкви принимают религию Иисуса, считая, в соответствии с его учением, что практическая религия сводится к любви к Богу и любви к человеку. Конференция признает тот факт, что ее избиратели являются конгрегационалами по традициям и политическому устройству. Поэтому она заявляет, что что ничто в этой конституции не должно быть истолковано как авторитетный критерий, и мы сердечно приглашаем в наше рабочее сообщество всех, кто, хотя и отличается от нас по убеждениям, в целом симпатизирует нашему духу и нашим практическим целям». [34] Лидерами этого периода были Ральф Уолдо Эмерсон с его идеализмом и Теодор Паркер с его принятием христианства как абсолютной религии.

Современный период

[ редактировать ]

Четвертый период, начавшийся примерно с 1885 года, был периодом рационализма , признания универсальной религии, широкого принятия научного метода и идей, а также этической попытки реализовать то, что воспринималось как высшие утверждения христианства. Оно было отмечено общей гармонией и единством, постоянным ростом числа церквей и расширением сотрудничества со всеми другими движениями, придерживающимися схожих взглядов.

Эта фаза была продемонстрирована в организации Международного совета унитаристов и других либеральных религиозных мыслителей и рабочих в Бостоне 25 мая 1900 года, «чтобы открыть общение с теми во всех странах, кто стремится объединить чистую религию и совершенную свободу, а также увеличить общение и сотрудничество между ними». [35] Этот совет проводил сессии раз в два года в Лондоне, Амстердаме, Женеве и Бостоне. В период после 1885 года влияние Эмерсона стало преобладающим, модифицированным более научными проповедями Майнота Джадсона Сэвиджа , который нашел своих наставников в Дарвине и Спенсере .

За пределами своих границ организация получила признание благодаря общественной деятельности таких людей, как Генри Уитни Беллоуз и Эдвард Эверетт Хейл , замечательному влиянию Джеймса Фримена Кларка и Томаса Лэмба Элиота , а также популярной власти Роберта Коллайера . Число унитарных церквей в Соединенных Штатах в 1909 году составляло 461, в них работал 541 служитель. Тогда число членов церкви можно оценить в 100 000 человек. Периодическими изданиями были «Христианский регистр» , еженедельник, Бостон; Unity , еженедельник, Чикаго; The Unitarian , ежемесячно, Нью-Йорк; Old and New , ежемесячно, Де-Мойн; Тихоокеанский унитарианец , Сан-Франциско.

В 1961 году Американская унитарная ассоциация объединилась с Универсалистской церковью Америки , образовав Унитарную универсалистскую ассоциацию (UUA).

Строго говоря, современный унитарный универсализм не является унитарным в богословии. Несмотря на свое название, эта конфессия не обязательно пропагандирует ни веру в Единого Бога, ни всеобщее спасение. Это всего лишь наследник унитарной и универсалистской церковной системы в Америке. Хотя в UUA есть унитаристы, не существует какого-либо вероучения или доктрины, которую нужно было бы подтвердить, чтобы присоединиться к унитаристской универсалистской конгрегации. Это сильно отличает ее от многих других религиозных групп. Сегодня большинство унитаристов-универсалистов не идентифицируют себя как христиане. [36] Иисуса и Библию обычно считают исключительными источниками вдохновения, наряду со святыми людьми и традициями во всем мире. Унитаристы-универсалисты основывают свое сообщество на наборе принципов и целей , а не на пророке или вероучении. Известные унитаристы-универсалисты включают Тима Бернерса-Ли (основателя Всемирной паутины), Пита Сигера , конгрессмена США Пита Старка , бывшего сенатора США Майка Грэвела и Кристофера Рива .

Упадок конкретно христианского богословия в унитарных церквях в Соединенных Штатах спровоцировал несколько движений возрождения. Христиане-унитаристы внутри UUA в 1945 году сформировали Унитарное универсалистское христианское братство (UUCF) - товарищество внутри UUA только для христиан, которые постепенно становились меньшинством. Точно так же Американская унитарная конференция (AUC) была основана в 2000 году с четырьмя общинами, но в отличие от UUCF, AUC остается за пределами UUA. Миссией AUC является «обновление исторической унитарной веры» и продвижение набора богоцентричных религиозных принципов, но, как и унитарный универсализм, он не навязывает своим членам какое-либо вероучение.

Унитаристы в Америке, из-за событий с унитарными церквями, обычно выбирали один из трех вариантов действий, чтобы найти сообщества, в которых можно было бы поклоняться Богу. Некоторые остались в унитарных церквях, приняв нехристианскую природу своей общины, но нашли удовлетворение своих потребностей в UUCF. Некоторые унитаристы, поскольку они чувствовали, что основные церкви UUA не принимают христиан или что более крупные унитарные универсалистские организации становятся слишком политическими и либеральными, чтобы их можно было считать религиозным движением или религией, решили присоединиться к Американской унитарной конференции. Большинство христианских унитаристов искали либеральные христианские церкви других конфессий и обосновались там. [37] [38]

Унитаризм пришел в Канаду из Исландии и Великобритании. В памяти некоторых канадских общин службы проводились на исландском языке. Первое унитарное служение в Канаде было проведено в 1832 году министром из Англии преподобным Дэвидом Хьюзом в школе, принадлежавшей семье Уоркманов, унитаристов из Белфаста. Конгрегация Монреаля, основанная в 1842 году, назначила своим первым постоянным министром преподобного Джона Корднера из Ремонстрантского синода Ольстера . Он прибыл в 1843 году и служил их министром тридцать шесть лет. Затем, в 1845 году, в Торонто была основана община , первым служителем которой Уильям Адам был шотландский баптистский миссионер, служивший в Индии. Затем сформировались другие общины: Гамильтон в 1889 году, Оттава в 1898 году, Первая исландская унитарная церковь в Виннипеге в 1891 году, община в Ванкувере в 1909 году и община в Виктории в 1910 году. Отдельные канадские общины были связаны с Британской ассоциацией до тех пор, пока они не сформировались. были прерваны Второй мировой войной, когда отношения с унитариями в США укрепились.

Универсализм проник в Канаду в XIX веке, по большей части завезенный поселенцами из Соединенных Штатов. Универсалистские концепции всеобщего примирения , любящего и прощающего Бога и братства всех людей приветствовались теми, для кого пристрастные взгляды или предопределение больше не были приемлемы. Универсалистские общины сформировались, за исключением общины в Галифаксе в 1837 году, в основном в сельских городах и деревнях в нижнем Квебеке и Приморье, а также в южном Онтарио. Универсализм в Канаде последовал за соответствующим упадком, как и в Соединенных Штатах, и сегодня три оставшиеся общины в Олинде, Онтарио, основанной в 1880 году, Норт-Хэтли, Квебек, основанной в 1886 году, и Галифаксе, Новая Шотландия, с 1960-х годов являются частью канадских унитаристов. Совет (КУС).

CUC был сформирован 14 мая 1961 года, за день до UUA в Соединенных Штатах, но они функционировали в тесной связи до тех пор, пока обмен денег и другие сложности не привели к большей независимости, при этом CUC в 2002 году взял на себя прямое предоставление услуг канадцам. общины, которые ранее предоставлялись UUA. UUA продолжает предоставлять министерские услуги по поселению общинам-членам CUC.

Комитет унитарной службы, созданный во время Второй мировой войны как зарубежное агентство по оказанию чрезвычайной помощи, начал свою деятельность под умелым руководством доктора Лотты Хитшмановой и первоначально поддерживался в основном унитарианцами, а теперь продолжает существовать как отдельное агентство под названием USC Canada и пользуется поддержкой по всей Канаде для своей гуманитарная работа во многих частях мира.

Первое рукоположение канадского унитарного священника после организационного разделения CUC и UUA состоялось в Первой унитарной церкви Виктории, Британская Колумбия, в 2002 году. Об этом сообщили преподобному Брайану Кили, который должен был произнести проповедь о рукоположении ( отчасти в шутку), что он должен дать определение канадскому унитаризму, как это сделал преподобный Ченнинг во время проповеди при рукоположении в Новой Англии в 1819 году. центр вероучения.

Современный период

[ редактировать ]

В 1928 году Британская и иностранная унитарная ассоциация объединилась с Ассоциацией воскресных школ, с которой она на протяжении десятилетий делила офисы в качестве Генеральной ассамблеи унитарных и свободных христианских церквей . Генеральная Ассамблея по-прежнему является головной организацией британского унитаризма, штаб-квартира которой находится в Эссекс-холле , в том же месте в центре Лондона .

В мае 2004 года преподобный Питер Хьюз, заместитель председателя Унитарной миссии Восточного Ланкашира и служитель часовни Чоубент , основанной в 1645 году в Атертоне, Большой Манчестер , опубликовал статью в журнале движения The Inquirer и дал интервью газете The Inquirer. Времена , когда он предупреждал о исчезновении Унитарной церкви. По данным The Times , «в Великобритании церковь насчитывает менее 6000 членов, половина из которых старше 65 лет». Он добавил, имея в виду часовню Токстет в Ливерпуле , старейшее здание движения, где он вырос, «у них не было министра с 1976 года, и унитарное дело там фактически мертво». Президент деноминации Дон Бакл, бывший преподаватель педагогики, отрицает, что движение находится в завершающей фазе, и описывает его как «процветающее сообщество, способное поддерживать рост». [39] В Великобритании действуют более 180 унитарных общин, входящих в состав Генеральной ассамблеи унитарных и свободных христианских церквей . [40]

Полностью отделенные от Генеральной Ассамблеи и, как правило, не имеющие исторического происхождения от Британской и иностранной унитарной ассоциации (1825–1928), существует ряд других конфессий и небольших групп, которые рассматривают более ранние периоды унитаризма как источник влияния. Сюда входят обе группы, обращающиеся к ранним польским, голландским и английским «социнианам» 17-го века, таким как Сообщество Реставрации сэра Энтони Баззарда, 3-го баронета , и те, кто обращается к более позднему « библейскому унитаризму » Роберта Спирса . Многие из этих групп являются нетринитарными в богословии, либеральными в некоторых политических областях, таких как отказ от военной службы по соображениям совести , но фундаменталистскими в отношении Библии и консервативными в таких областях, как гомосексуализм или женщины-священники. Однако в некоторых из этих групп есть женщины-служители. [41]

Недавно некоторые религиозные группы приняли термин « библейский унитаризм », чтобы отличить свою теологию от современного либерального унитаризма. [42]

Распространение унитаризма на другие страны

[ редактировать ]

Германия

[ редактировать ]

В настоящее время в Германии существует пять отдельных групп унитаристов:

  • Unitarische Freie Religionsgemeinde (Унитарная свободная религиозная община, тогда называвшаяся немецкими католиками) была основана в 1845 году во Франкфурте-на-Майне . [43]
  • Religionsgemeinschaft Freier Protestanten («Религиозное сообщество свободных протестантов») было основано в 1876 году в немецком регионе Рейнхессен . в 1911 году их газета получила подзаголовок «deutsch-unitarische Blätter» («Немецкая унитарная газета»), поскольку лидер Рудольф Вальбаум хотел установить связь с американскими унитарианцами . После Второй мировой войны несколько групп, тесно связанных с нацистской партией и нацистской идеологией, начали мигрировать в эту группу и занимать ее руководящие органы. [44] [45] Большинство первоначальных «свободных протестантов» затем покинули движение, которое в 1950 году изменило название itaria на Deutsche Unitarier Religionsgemeinschaft («Немецкое унитарное религиозное сообщество»). [ нужна ссылка ] Лидеры организации и большинство ее членов были выходцами из этих нацистских группировок, и вплоть до 1980-х годов она прочно закрепилась на крайне правой немецкой арене. [ нужна ссылка ] Это единственная унитарная группа в Германии, входящая в состав ICUU .
  • Unitarische Kirche в Берлине (Унитарная церковь в Берлине) была основана Хансгеоргом Ремусом в 1948 году. [46]
  • Christliche Unitarier (Христианские унитарии) — унитарно-христианская группа в Германии и Австрии, основанная в 2018 году. [47]
  • Франкфуртское унитарное универсалистское братство это международное англоязычное либеральное религиозное сообщество, обслуживающее регион Рейн-Майн. [48] Это часть европейских унитаристов-универсалистов .

В 1900 году основала Det fri Kirkesamfund группа либеральных христиан в Копенгагене (буквально «Свободная конгрегация») . С 1908 года церковь находится за пределами Фолькекирке (датской лютеранской государственной церкви). В Орхусе в это время норвежским унитарным пастором и писателем Кристофером Янсоном (1841–1917) была основана еще одна унитарная община; с тех пор он закрылся.Часто называют и считают «пионером» или «предшественником». [49] [50] [51] (в духовном плане) унитарианскому движению в Дании был исландский теолог Магнус Эйрикссон (1806–1881), который жил в Копенгагене с 1831 года до своей смерти в 1881 году.

Вдохновленный произведениями Теодора Паркера , шведский писатель Клас Понтус Арнольдсон основал в Гетеборге в 1871 году унитарную ассоциацию Sanningssökarna («Искатели истины»), позже также основанную в Стокгольме . Эта ассоциация также издавала периодическое издание Sanningssökaren («Искатель истины»). Две другие унитарные ассоциации были основаны в 1882 году (одна из них в Стокгольме ). В 1888 году унитаристы обратились к шведскому королю за разрешением создать еще одну унитарную ассоциацию в Гетеборге, но получили отказ, поскольку унитаризм не считался христианской религией. Позже многие унитарии обратились к теософии . В 1974 году члены Ассоциации религии и культуры в Мальмё основали Свободную церковь Швеции, и преподобный Рагнар Эмильсен стал ее пастором, рукоположен в 1987 году в унитарного министра Швеции и Финляндии, а затем первым стал унитарным епископом Скандинавии; он умер в феврале 2008 года. В 1999 году церковь сменила название на Унитарианскую церковь Швеции .

Норвегия

[ редактировать ]

В 1892 и 1893 годах норвежские министры-унитаристы Ханс Тамбс Лихе и Кристофер Янсон вернулись из Америки и сразу же независимо друг от друга начали внедрять унитаризм. В 1894 году Тамбсу Личе не удалось организовать унитарную церковь в Осло (тогда Кристиания), но ему удалось издать первое в Норвегии унитарное периодическое издание («Free Words»). В январе 1895 года Кристофер Янсон основал Церковь Братства в Осло, которая должна была стать первой унитарной церковью, где он пробыл пастором общины всего три года. В 1904 году Герман Хаугеруд должен был вернуться в Норвегию из Америки и стать последним унитарным пастором Унитарного общества (которое теперь было переименовано в Церковь Братства). Пастор Хаугеруд умер в 1937 году, и вскоре после этого унитарная церковь прекратила свое существование. В период с 1986 по 2003 год в Осло действовали различные унитарные группы. В 2004 году они объединились в Унитарную ассоциацию, которая зарегистрировалась как религиозное общество в соответствии с норвежским законодательством 20 апреля 2005 года под названием Унитарная ассоциация (Норвежская унитарная церковь). Позже к названию было добавлено «Бет Давид»: Унитарная ассоциация Бет Давид (Норвежская унитарная церковь). [52] Церковь родственна как трансильванскому унитаризму, так и иудаизму , отсюда и название « бет», относящееся к еврейскому слову, означающему «дом», и «Давид» , которое является именем первого трансильванского унитарного епископа Давида Ференца (1510–1579). В 2006 году эта церковь была связана с Международным советом унитаристов и универсалистов (ICUU). С 2007 года существует также Унитарное универсалистское товарищество. [53] независимым от Норвежской унитарной церкви. Это товарищество находится в районе Осло.

Хотя пионером и первым мучеником европейского унитаризма был испанец, Михаил Сервет , испанская инквизиция и религиозная гегемония Римско-католической церкви как над государством, так и над испанским обществом, на протяжении веков блокировали любую возможность развития унитарной церкви в Испании.

Ситуация начала меняться в XIX веке. Либеральный испанский писатель и бывший священник Хосе Мария Бланко-Уайт стал унитарианцем во время изгнания в Англии и оставался им до конца своей жизни (1841 г.). В конце века группа либеральных испанских интеллектуалов и реформаторов, Краузисты (получившие это название за то, что были последователями немецкого философа-идеалиста Карла Краузе ), были поклонниками американских унитарных лидеров Уильяма Эллери Ченнинга и Теодора Паркера и желали, чтобы естественная религия и религиозный рационализм были более распространены в Испании, хотя они не создали ни одной либеральной церкви, чтобы продвинуть этот процесс вперед.

( Гражданская война в Испании 1936–1939) положила конец любым ожиданиям перемен и либерального развития в Испании на несколько десятилетий. После смерти диктатора Франсиско Франко и принятия испанской конституции 1978 года в Испании окончательно утвердилась свобода вероисповедания (хотя на практике все еще со многими ограничениями). В 2000 году в Барселоне было основано Sociedad Unitaria Universalista de España (SUUE), а в 2001 году оно стало членом Международного совета унитаристов и универсалистов (ICUU). В 2005 году оно изменило свое название на Унитарное универсалистское религиозное общество Испании, чтобы получить юридический статус религиозной организации в соответствии с испанским законом о свободе вероисповедания, но это заявление также было отклонено.

  1. ^ «Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты | Британника» . 17 сентября 2023 г.
  2. ^ «Троица | Определение, теология и история | Британика» . 13 сентября 2023 г.
  3. ^ «ТРИНИТИ — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 24 июля 2024 г.
  4. ^ Нейри, Джером Х. (август 2019 г.). «Был ли Иисус из Назарета монотеистом? Разговор с культурологами» . Бюллетень библейского богословия: Журнал Библии и культуры . 49 (3): 132–145. дои : 10.1177/0146107919852270 . S2CID   199346299 .
  5. ^ «Арианство | Определение, история и противоречие | Британика» . www.britanica.com . Проверено 17 июня 2022 г.
  6. ^ «Первый Константинопольский собор | Описание, история, доктрина и значение | Британника» .
  7. ^ Карманный словарь истории церкви Натан П. Фельдмет, стр. 135 «Унитаризм. Унитаристы возникли из зарождения протестантского христианства в шестнадцатом веке, уделяя особое внимание единству Бога и последующему отрицанию доктрины Троицы»
  8. ^ Джон Генри Ньюман (1878), Очерк развития христианской доктрины , переиздание 1960 года, Гарден-Сити, Нью-Йорк: Image Books, Часть II, «Доктринальное развитие, рассматриваемое относительно доктринальной коррупции», гл. V, «Истинное развитие в отличие от коррупции», § 6, «Шестое примечание: консервативные действия в отношении прошлого», с. 200. [акцент Ньюмана.]
  9. ^ Jump up to: а б Ричи, Сьюзен (2004), Исламское влияние Османской империи на развитие религиозной терпимости в реформационной Трансильвании (PDF) , том. 3, стр. 59–70 , получено 4 февраля 2008 г.
  10. ^ См. Станислас Кот, «Влияние Сервета на атринитарное движение в Польше и Трансильвании», в Б. Беккере (ред.), Autour de Michel Servet et de Sebastien Castellion , Харлем, 1953.
  11. ^ например, Энциклопедия протестантизма: Ганс Иоахим Хиллербранд - 2003 «Религиозные доктрины польских унитаристов после эпизода с Раковом сохранили многие кальвинистские элементы»
  12. ^ Библиотека польских братьев, называемых унитариями, 1665 г.
  13. ^ Jump up to: а б с ( Роу, 1959 , глава 3)
  14. ^ Маклир Дж. Ф. Церковь и государство в современную эпоху: документальная история , 1995 г.
  15. ^ См. биографию Джеймса Глика «Исаак Ньютон» .
  16. ^ Пристли, Джозеф. Письма философски неверующему. Часть 2 (Бирмингем, 1787), 62. (В этой книге более одной страницы «62».)
  17. ^ Пристли, Джозеф. Письма философски неверующему. Часть 2 (Бирмингем, 1787 г.), 32. (В этой книге более одной страницы «32».)
  18. ^ Р. К. Уэбб «Чудеса в английской унитарной мысли», эссе, глава 6 в книге Марка С. Микале, Роберта Л. Дитла, Питера Гей. Просвещение, страсть, современность: исторические очерки европейской мысли и культуры 2000 г.
  19. ^ Шотландская унитарная ассоциация
  20. ^ Дж. С. Гайндман ранее был студентом Теологической академии доктора Уордлоу в Глазго , а в 1822 году служил в часовне Колл-Лейн, Лидс. Ежемесячный репозиторий теологии и общей литературы , 1822 г., стр. 520. Биографические подробности см. в переписи населения Шотландии 1841 года , вскоре после того, как «преподобный Дж. С. Гайндман из Глазго» был назначен министром часовни Эбенезер. У. Дэвисон Алнвик – Описательный и исторический взгляд на Алнвик . 1822 с334. Пять лекций были ответом на « Пять бесед преподобного У. Проктора о личном служении Христа и Святого Духа» (1824 г.), которые «претендуют быть ответом на некоторые лекции о принципах унитаризма Дж. С. Гайндмана, социнианского проповедника в Алнвике» . Христианский летописец, том 12, 1830 г., стр. 422 - книга была переиздана Christian Educational Services в 1994 г.
  21. ^ Эндрю Уилсон, История христадельфианцев 1864–1885: возникновение деноминации 1997 г.
  22. ^ Боттен Джон, Плененная совесть: историческая перспектива христадельфианской позиции 2002, стр. 21 (цитата по Биддлу)
  23. ^ ВАШЕ объявление
  24. ^ «Абердинская унитарная церковь принадлежит к группе церквей, которая поддерживает свободу мысли в религии. Здание церкви находится в доверительном управлении для проведения публичных богослужений. Службы открыты и не обязательно соответствуют какому-либо фиксированному формату. Конгрегация описывается в Трастовом договоре как «Конгрегация, не подписавшаяся», что означает, что это Конгрегация, которая сознательно воздерживается от формулирования или настаивания на каких-либо убеждениях или заявлениях о убеждениях».
  25. ^ Роберт Уоллес , Антитринитарная биография (1850); Г. Боне Мори , Ранние источники англ. Единица. Христианство , пер. Э. П. Холл (1884 г.); А. Гордон, зав. инж. Единица. Хист . (1895).
  26. ^ Гэри Дж. Дорриен. Создание американской либеральной теологии: представление о прогрессивной религии, 1805–1900, Том 1 . Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2001 г.
  27. ^ Питер С. Филд Ральф Уолдо Эмерсон: Создание демократического интеллектуала Роуман и Литтлфилд, 2003ISBN 978-0847688425
  28. ^ Джордж Эллис Полвека унитарной полемики, Бостон, 1857 г.
  29. ^ Джордж Эдвард Эллис (1814-1894). Сэмюэл Дж. Барроуз. Джордж Эдвард Эллис. С разрешения Андовер-Гарвардской теологической библиотеки Гарвардской школы богословия.
  30. ^ Роу, Мортимер (1959). История Эссекс-холла . Линдси Пресс.
  31. ^ «По счастливому стечению обстоятельств, в те времена медленной почты, отсутствия трансатлантического телеграфа, телефона или беспроводной связи, наши американские кузены, в полном неведении относительно подробностей того, что происходило, хотя и двигались к той же цели, основали Американскую унитарную ассоциацию. точно в тот же день — 26 мая 1825 года».
  32. Тиффани К. Уэйн, Энциклопедия трансцендентализма 2006, стр. 179.
  33. ^ Кук, Джордж Уиллис. Унитаризм в Америке: история его происхождения и развития (Американская унитарная ассоциация, Бостон, 1902): 226.
  34. ^ Кук, Джордж Уиллис. Унитаризм в Америке: история его возникновения и развития (Американская унитарная ассоциация, Бостон, 1902 г.): 229.
  35. ^ Миттлман, Алан (2004). « Значение иудаизма для религиозного прогресса человечества Германа Коэна: введение и перевод». Современный иудаизм . 24 (1): 36–58. дои : 10.1093/mj/kjh002 . Проект МУЗА   53067 .
  36. См. результаты недавнего опроса о богословской самоидентификации среди UU в отчете «Привлечение нашего богословского разнообразия» , стр. 70–72.
  37. ^ «Американцы черпают богословские убеждения с разных точек зрения» . Группа Барна. Архивировано из оригинала 25 сентября 2008 года. Только 79% христиан в Соединенных Штатах верят, что Бог — это одно существо в трех отдельных и равных личностях — Боге-Отце, Иисусе Христе-Сыне и Святом Духе.
  38. ^ «Раздел 79: Самопровозглашенная религиозная идентификация взрослого населения: 1990 и 2001 годы» (PDF) . Перепись населения США 2001 года. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2016 года. 159 506 000 взрослых считают себя христианами. Это означало бы, что примерно в 2001–2002 годах 33 496 000 американских христиан (21% из 159 506 000) не были тринитарианцами, что примерно в десять раз превышает число христиан в UUA.
  39. ^ Гледхилл, Рут (24 мая 2004 г.), «Конец унитаристов близок, предупреждает министр» , The Times , Великобритания .
  40. ^ «Унитарии в Британии» . www.unitarian.org.uk . Архивировано из оригинала 27 января 2013 года.
  41. ^ Международные унитарные министерства
  42. ^ Тагги, Дейл, (2009). Стэнфордская энциклопедия философии [ постоянная мертвая ссылка ] .
  43. ^ Добро пожаловать на www.unitarian.net.
  44. ^ Питер Крац, Боги нового века в Берлине, 1994, глава пятая.
  45. ^ Али Гроннер. Долгий путь от унитасов - арийцев к унитаристам - Заметки о немецких унитаристах , паб, веб-сайт Австрийского унитарианского универсалистского форума, 17 ноября 2011 г.
  46. ^ «Унитарная церковь в Берлине» . www.unitarische-kirche-berlin.de (на немецком языке) . Проверено 25 июля 2024 г.
  47. ^ «Христианские унитарии» . christian-unitarier.de (на немецком языке) . Проверено 25 июля 2024 г.
  48. ^ Унитарное универсалистское товарищество Франкфурта
  49. ^ Бьярнасон, Агуст Х. (21 мая 1923 г.). «Магнус Эйрикссон, первый исландский унитарист» . Лекция в Гарвардской школе богословия. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  50. ^ Фричман, Стивен Х. (2007). Люди свободы. Десять пионеров-унитаристов . Уайтфиш, Монтана: Издательство Кессинджер. стр. 163–180.
  51. ^ Кьеркегор, Торвальд (1958). Магнус Эйрикссон и Мэри Б. Вестенхольц. Два поборника унитаризма в Дании . стр. 3–9.
  52. ^ "Unitarforbundet - Mennesket forst!" . unitarforbundet.no . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
  53. ^ «UU-Fellesskapet i Norge (Unitar-universalistene)» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2009 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 494c02ef688e4d3dc1c7d0bc8c01f8b8__1721909700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/b8/494c02ef688e4d3dc1c7d0bc8c01f8b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Unitarianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)