Jump to content

Эдвард Вайтман

Эдвард Вайтман
Рожденный 1566
Умер 11 апреля 1612 г. (45–46 лет)
Причина смерти Казнь через сожжение
Национальность Английский
Занятие Мерсер, тогдашний министр
Супруг Фрэнсис Дарби из Хинкли
Дети 7 детей — 2 мальчика и 5 девочек.

Эдвард Вайтман (1566 — 11 апреля 1612) — английский радикальный анабаптистский священник , казнённый в Личфилде по обвинению в ереси ; [ 1 ] [ 2 ] он был последним человеком, которого сожгли на костре в Англии за такое преступление. [ 3 ]

Эдвард Вайтман [ 4 ] родился в 1566 г. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Он учился в гимназии Бертона и занялся швейным бизнесом в семье своей матери. В конце концов, он прошел стажировку у торговца шерстяными тканями в городе Шрусбери . [ 9 ] Он женился на Фрэнсис Дарби из Хинкли в 1593 году. [ 10 ] и поселился в Бертон-апон-Трент . Помимо своего торгового бизнеса в Бертоне, он также стал служителем местной анабаптистской церкви.

Дело Томаса Дарлинга

[ редактировать ]

Вайтман связался с пуританами и в 1596 году был выбран одним из руководителей расследования демонической одержимости 13-летнего Томаса Дарлинга. [ 11 ] [ 12 ] Это говорит о том, что к середине 1590-х годов Вайтман был важным и уважаемым общественным деятелем, принимавшим участие в недавно сформированном движении, которое начало оказывать влияние на общество и политику Бертона. Его участие в деле Дарлинга стало поворотным моментом в его жизни, сделав его полностью готовым к непосредственному духовному вмешательству. Дарлинг утверждал, что он не просто одержим дьяволом, но и участвует в серии «духовных войн», в которых, как говорят, от него исходят как демонические, так и ангельские голоса:

Поскольку в настоящее время я с уверенностью знаю, что во мне есть дух Божий; так же я с такой же уверенностью верю, что в моих диалогах с сатаной, когда я [цитирую] различные места Священного Писания, чтобы противостоять искушениям он напал на меня со словами: во мне был дух Божий, и этим духом в те времена сопротивлялся сатане, [цитируя] Священные Писания, чтобы сбить его с толку. [ 13 ]

Религиозное преследование

[ редактировать ]

Принятие Вайтманом «ереси» началось с его понимания смертности души , приняв на « сон души » взгляд Мартина Лютера . В одном из своих ранних публичных посланий он проповедовал, что «душа человека умирает вместе с телом и не участвует ни в радостях Небес, ни в муках Ада до общего Судного Дня, но до тех пор покоится с телом». [ 14 ] [ 15 ]

Между 1603/4 и 1610/11 он стал более активным и громким. Согласно протоколам суда, он был плодовитым писателем, хотя ни одно из его произведений до сих пор не найдено. [ 16 ] Он привлек внимание местных церковных властей, и был выдан ордер на его арест. Приказ предписывал констеблям Бертона немедленно доставить его к епископу Личфилда Ричарду Нилу (или Нилу) для допроса. [ 17 ]

Осужден королем Яковом I.

[ редактировать ]

Вайтман приступил к составлению сборника своей теологии для предстоящего слушания и защиты. Возможно, думая, что ему, по крайней мере, будет предоставлено время, чтобы изложить свое дело, он раздал копии членам духовенства, чтобы заручиться поддержкой, но, возможно, в крайнем случае, он передал копию королю Якову I. [ 18 ] шаг, который в конечном итоге решил его судьбу. Ни одна копия не сохранилась.

Яков I взошел на английский престол в 1603 году, «считая себя компетентным судьей в религиозных вопросах и склонный серьезно относиться к своему титулу « Защитника веры »». [ 19 ] С 1607 года он участвовал в книжной битве с римско-католической церкви апологетами по поводу присяги на верность , как лично, так и побуждая других писать в его защиту. «Одним из центральных пунктов дела короля было сохранение его католической ортодоксальности посредством его приверженности трем великим вероучениям церкви: апостольскому , никейскому и афанасийскому ». [ 20 ] [ 21 ]

Вайтман полностью осознавал твердо ортодоксальную позицию короля, однако он начал борьбу как со своим государством, так и с церковью. Из немногих сохранившихся фрагментов своего защитного трактата он ссылается на учение и «ереси Николаитана ; человек, обычно называемый Тремя Символами Веры... [Апостольский], Никейский и Афанасийский Символ Веры, вера которых в течение этих 1600 лет преобладала в мире». [ 22 ]

К настоящему времени Вайтман изолировал себя от всех ортодоксальных групп, поставив под сомнение многие принципы ортодоксальной веры, утверждая, что «крещение младенцев является отвратительным обычаем… практика Таинств, как они сейчас используются в англиканской церкви, является согласно Христу, Его Учреждению... [и утверждая, что] только таинство крещения [должно совершаться в воде] обращенным, достигшим достаточного возраста понимания, обращенным от неверия к вере». [ 23 ]

Однако в конечном итоге его конец стал публичным отказом от тринитаризма . Вероятно, именно по этим пунктам он так яростно отверг формулы Никейского символа веры 325 года и Афанасийского символа веры 381 года. [ 24 ] Он утверждал, что учение о Троице было полной выдумкой, заявляя, что Христос был всего лишь человеком «и простым Существом, а не одновременно Богом и человеком в одном лице… [Хотя это не означало, что Христос был человеком, подобным всем другие, но] лишь совершенный человек без греха». [ 25 ] Король Джеймс к этому времени был более чем когда-либо настроен добиться казни Вайтмана, поскольку за прошедшие годы он начал двойную кампанию против ереси внутри страны и за рубежом.

Краткое изложение обвинений Комиссии

[ редактировать ]

Осмотр и слушание Эдварда Вайтмана рассматривались в 16 пунктах:

  1. Что Троицы нет;
  2. Что Иисус Христос не есть Бог, совершенный Бог и имеющий ту же сущность, вечность и величие с Отцом в отношении Его Божества;
  3. Что Иисус Христос — всего лишь человек и просто творение, а не Бог и человек в одном лице;
  4. Что Христос никогда не воплощался и не исполнил обещание, что семя женщины сокрушит голову змея;
  5. Личность Святого Духа не является Богом, равным, совечным и единосущным Отцу и Сыну;
  6. Что три символа веры апостольской церкви являются ересями николаитов;
  7. Что он, Эдвард Вайтман, является пророком, о котором говорится в 18-й главе Второзакония в словах «Я воздвигну им пророка», в Исаии «Я один топтал точило» и в том месте «Веер которого в руке его». ;
  8. Что Он был Святым Духом, Утешителем, о котором говорится в Иоанна 16;
  9. Что слова Иисуса о грехе хулы на Святого Духа относятся к нему;
  10. Что четвертая часть Малахии относится к его личности (пророчество Илии);
  11. Что душа и тело спят, и этот сон есть первая смерть, и что душа и тело Иисуса также спали сном смерти;
  12. Что души избранных отошедших (то есть мертвых) не находятся на небесах;
  13. Что крещение младенцев — отвратительный обычай;
  14. Что практика англиканской церкви в отношении Вечери Лорда и крещения неверна, и водное крещение следует проводить только лицам, достигшим достаточного возраста и понимания;
  15. Что Бог предназначил и послал его, Эдварда Вайтмана, выполнить свою часть работы по спасению мира (чтобы предостеречь ересь николаитов); по сравнению с Христом, который был послан спасти мир и своей смертью избавить его от греха и примирить с Богом;
  16. Что христианство не полностью исповедуется и проповедуется в англиканской церкви, а лишь частично. [ 26 ]

Суд и казнь

[ редактировать ]

Суд над Вайтманом разыгрывался на фоне так называемого «дела Ворстиуса», в ходе которого король активно сопротивлялся назначению немецкого академика Конрада Ворстиуса в Лейденский университет . Ворстиуса обвиняли в атеизме , арианстве и еретических мнениях о Святом Духе .

После нескольких месяцев встреч с «учёными богословами» Вайтман наконец в последний раз предстал перед епископом Нилом. По словам Вайтмана, епископ сказал ему, «что, если я не откажусь от своего мнения, он сожжет меня на костре в Бертоне до следующего дня в Оллхолланде ». [ 27 ] Окончательный приговор и список обвинений включали «злые ереси Эбиона , Керинфа , Валентиниана , Ария , Македония , Симона Волхва , Манихеев , Фотина , а также анабаптистов и других заклятых еретиков, а также другие проклятые мнения, отрыгнутые инстинктом». Сатаны».

Его приказали поместить «в какое-нибудь общественное и открытое место ниже вышеупомянутого города [и] до того, как люди сожгутся в отвращении к указанному преступлению и для наглядного примера другим христианам, чтобы они не впали в то же преступление». [ 28 ]

Когда его наконец привели на костер, его храбрость покинула его, и, когда костры были зажжены, он, как говорят, быстро вскрикнул, чтобы отречься, и его вытащили из огня, хотя к тому времени он «хорошо обгорел». Две или три недели спустя он снова предстал перед судом и, больше не опасаясь обжигающего пламени, отказался и «богохульствовал более дерзко, чем прежде». [ 28 ] Король быстро приказал его окончательно казнить, и 11 апреля 1612 года его снова привели на костер.

[Вайтмана] снова отнесли на костер, где он снова почувствовал бы жар огня, но, несмотря на все его слезы, шериф сказал ему, что он не должен ему больше стоить, и приказал подложить к нему хвороста, откуда, с ревом, он был сожжен. до пепла. [ 29 ]

Последствия

[ редактировать ]

В месяцы, последовавшие за казнью Вайтмана, ряд религиозных радикалов едва не постигла та же участь. [ 30 ] хотя падение епископов и упразднение Высшей комиссии в 1640–1642 гг. [ не следует ] не внесло никаких изменений в конституцию [ нужны разъяснения ] :

В акте Длинного парламента , упразднившем Высшую комиссию, были использованы настолько общие слова, что если он и не упразднил старые церковные суды, то практически лишил их власти. Однако при Реставрации статутом, принятым в 1661 году ( 13 Автомобиль II , ок. 12), было «объяснено», что это не было желаемым результатом; Суд Высшей комиссии не должен был быть восстановлен, но старая церковная юрисдикция церковных судов должна была осуществляться по-старому. [ 31 ]

2 мая 1648 года был создан новый «Постановление о наказании за богохульство и ереси», «в основном о триедином Боге, воскресении, Страшном суде и о том, что Библия есть Слово Божье... рецидив означает наказываться как тяжкое преступление смертной казнью без выгоды духовенства». [ 32 ] Однако противодействие со стороны независимых и сектантов означало, что постановление так и не было приведено в исполнение. [ 33 ] [ 34 ] Только с принятием Закона о церковной юрисдикции 1677 г. («запрещающего сожжение еретиков»). [ 35 ] [ 36 ] ) было закреплено положение Вайтмана в истории «как последнего человека в Англии, сожженного на костре за ересь». [ 37 ]

Упоминание о его деле появилось почти 100 лет спустя горсткой писателей, после принятия Закона о терпимости 1688 года . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Единственным немедленным результатом стало сопротивление меньшинства его казни, сдвиг в общественном мнении, который, возможно, привел к относительному упадку этой практики. [ нужны разъяснения ] . [ 41 ]

Яков I, казалось, потерял веру в этот метод пресечения ереси (его действия были обусловлены скорее потеплением в его личном отношении к католикам, чем какими-либо ощущениями по поводу неуместности или нецелесообразности сожжения еретиков). [ 42 ] ) и видя, что ересь все еще жива, «публично предпочитал, чтобы в будущем еретики, хотя и были осуждены, молча и конфиденциально тратили себя в тюрьме, а не украшали их и развлекали других торжественностью публичной казни». [ 42 ]

Наследие

[ редактировать ]

Эдвард Вайтман был последним человеком в Англии, которого сожгли на костре за ересь. антитринитарный легат Варфоломей Тремя неделями ранее в Лондоне был сожжен .

Если же можно предать огню мертвые книги, то тем более живые книги, то есть люди?

- Матье Ори , инквизитор еретической правды во французском королевстве, Париж, 1544 г. [ 43 ]

О дальнейшей судьбе жены и детей Эдварда Вайтмана известно немного. Однако известно, что 7 января 1599 года в Бертоне родился сын Джон. Сын Джона, Джордж (1632–1722) эмигрировал в Северный Кингстон , Род-Айленд , в 1660 году. [ 44 ]

  1. ^ Wikisource: Национальный биографический словарь
  2. Полное собрание государственных судебных процессов и разбирательств Коббетта , 735–736.
  3. ^ Атертон и Комо 2005.
  4. ^ «В письме короля, запечатанном тайной печатью, а также в ордере на его казнь, он назван «Эдвардом Вайтманом из прихода Бертон-апон-Трент, в епархии Ковентри и Личфилд»». Роберт Уоллес , Антитринитарная биография , ET Whitfield, 1850, стр. 567–568.
  5. ^ Рано, Джозеф Эверетт (2009). Рано, Джозеф Эверетт (ред.). Жизнь и сочинения Томаса Хелвиса . Издательство Университета Мерсера. п. 40. ИСБН  9780881461466 .
  6. ^ Американская генеалогическая ассоциация семьи Перселл Vol. 30-33 . Генеалогическая ассоциация семьи Перселл. 2001. с. 101.
  7. ^ Крефт, Хелен (30 апреля 2022 г.). «Человек Бертон, которого дважды сожгли на костре» . Стаффордшир Live . Проверено 27 сентября 2022 г.
  8. ^ Николс, Джон (1790). Bibliotheca Topographica Britannica - Древности в Лестершире; являющийся седьмым томом Топографической библиотеки Великобритании · Том 7 . Дж. Николс. п. 270.
  9. ^ А. Макдональд, Краткая история Рептона , Лондон, 1929, стр. 86, 91, 244.
  10. Стаффордширский архив, брак зарегистрирован 11 сентября 1593 года.
  11. ^ Д. П. Уокер, Нечистые духи , Лондон, 1981, стр. 56.
  12. ^ Дж. Брюс (редактор), Дневник Джона Мэннингема , Камденское общество , 1-я серия, 99, 1868, стр. 169.
  13. ^ С. Харснетт, Обнаружение мошеннических действий Джона Даррела , Лондон, 1599, стр. 290.
  14. ^ М.В. Гринслейд, «Возвращение католиков Стаффордшира в 1607 году», Католическая история Стаффордшира , 4, 1963–4, стр. 6–32.
  15. ^ Кларк, Жизни двух и двадцати английских богословов , стр. 147.
  16. ^ Роберт Уоллес, Антитринитарная биография , ET Whitfield, 1850, стр. 567-568.
  17. ^ Даремский декан и библиотека отделений, MS Hunter 44/17, fo. 216р.
  18. ^ Сборники по истории Стаффордшира , Стаффордширское звукозаписывающее общество, 1982, стр. 176.
  19. ^ Эрл Морс Уилбур , История унитаризма , Гарвард, 1945, стр. 177.
  20. ^ Ф. Шрайвер, Православие и дипломатия: Джеймс I и дело Ворстиуса , ante, lxxxv, 1970, стр. 453–4.
  21. ^ Джеймс VI и я, Дела Всевышнего и Могущественного Принца, Иамс милостью Божией, Король Великобритании , Лондон, 1616, с. 302.
  22. ^ Бодлианская библиотека , М. С. Эшмол, «Истинное соотношение комиссий и ордеров на осуждение и сожжение легата Варфоломея и Томаса Уитмана», 1521 B, 7, 1a–1b, Лондон, 1651, стр. 8.
  23. ^ Бодлианская библиотека, М. С. Эшмол, «Истинное отношение комиссий», стр. 8–9, 23.
  24. Оба символа веры были построены в первую очередь как ответ на арианское отрицание Троицы. И, как и ариане IV века, Вайтман их категорически отрицал.
  25. ^ Все цитаты, Бодлианская библиотека, М.С. Эшмол, «Истинное отношение комиссий», стр. 5.
  26. ^ Коббета.
  27. ^ Архив Линкольншира , D&C, Ciij/13/1/2/2, fo. 1р.
  28. ^ Jump up to: а б Все цитаты: Роберт Уоллес, Антитринитарная биография , ET Whitfield, 1850, стр. 567–568.
  29. Все цитаты, Джордж Биркхед, Майкл К. Квестье, Информационные бюллетени архиепископства Джорджа Биркхеда , Cambridge University Press, 1998, стр. 153.
  30. ^ Чамплин Беррейдж, Ранние несогласные в свете недавних исследований (1550–1641) , том. Я, стр. 169–171.
  31. ^ Ф. В. Мейтленд, Хэл Фишер, Конституционная история Англии: курс лекций , Lawbook Exchange, Ltd., 2001, стр. 522.
  32. ^ Феликс Маковер, Конституционная история и Конституция англиканской церкви , Айер, 1972, стр. 193.
  33. ^ CH Firth и RS Rait, Акты и постановления Междуцарствия, 1642–1660 , 3 тома, Лондон, 1911, стр. 1133–6.
  34. ^ Х. Дж. Маклахлан, Социнианизм в Англии семнадцатого века , Оксфорд, 1951, стр. 163–217.
  35. Сожжение на костре оставалось в своде законов Англии до 1790 года как наказание женщине, убившей своего мужа. А. Аспиналл, А. Смит, «Дебаты в Палате общин по законопроекту об изменении приговора к сожжению женщин», Английские исторические документы 1783–1832 гг. , Routledge, 1996, стр. 339f.
  36. ^ Ф. Е. Долан, Опасные знакомые: представления о бытовой преступности в Англии, 1550–1700 , Корнелл, 1994.
  37. ^ М. Фишер, Конституционная история Англии , с. 522.
  38. ^ Г. Крез , Всеобщая история квакеров , Лондон, 1696, 2, 193.
  39. ^ ES De Beer, Переписка Джона Локка , 8 томов, Оксфорд, 1976–89, 6, №№. 2621, 2631, 2653.
  40. Истина, явленная на свет: или История первых 14 лет правления короля Джеймса , Лондон, 1692 г.
  41. ^ Этот случай «очень поразил простых людей». Томас Фуллер, Дж. С. Брюэр, Церковная история Великобритании: от рождения Иисуса Христа до 1648 года , University Press, 1845, стр. 506–508.
  42. ^ Jump up to: а б Луми, Эй Джей (1996). «Бекон и Гондомар: неизвестная связь в 1618 году». В Луми, Эй Джей (ред.). Испания и ранние Стюарты 1585–1655 гг . Олдершот. ISBN  0-86078-576-9 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  43. Лоуренс Голдстоун, Нэнси Голдстоун, «Из пламени» , Бродвей, 2003.
  44. ^ П. Льюис, История Лонг-Айленда: Часть 3 , 1905, стр. 274–76.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d9cc0194f8c53d3503b771d919c2222__1706516340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/22/0d9cc0194f8c53d3503b771d919c2222.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edward Wightman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)