Эдвард Вайтман
Эдвард Вайтман | |
---|---|
Рожденный | 1566 |
Умер | 11 апреля 1612 г. (45–46 лет) Личфилд , Стаффордшир , Англия |
Причина смерти | Казнь через сожжение |
Национальность | Английский |
Занятие | Мерсер, тогдашний министр |
Супруг | Фрэнсис Дарби из Хинкли |
Дети | 7 детей — 2 мальчика и 5 девочек. |
Эдвард Вайтман (1566 — 11 апреля 1612) — английский радикальный анабаптистский священник , казнённый в Личфилде по обвинению в ереси ; [ 1 ] [ 2 ] он был последним человеком, которого сожгли на костре в Англии за такое преступление. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Эдвард Вайтман [ 4 ] родился в 1566 г. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Он учился в гимназии Бертона и занялся швейным бизнесом в семье своей матери. В конце концов, он прошел стажировку у торговца шерстяными тканями в городе Шрусбери . [ 9 ] Он женился на Фрэнсис Дарби из Хинкли в 1593 году. [ 10 ] и поселился в Бертон-апон-Трент . Помимо своего торгового бизнеса в Бертоне, он также стал служителем местной анабаптистской церкви.
Дело Томаса Дарлинга
[ редактировать ]Вайтман связался с пуританами и в 1596 году был выбран одним из руководителей расследования демонической одержимости 13-летнего Томаса Дарлинга. [ 11 ] [ 12 ] Это говорит о том, что к середине 1590-х годов Вайтман был важным и уважаемым общественным деятелем, принимавшим участие в недавно сформированном движении, которое начало оказывать влияние на общество и политику Бертона. Его участие в деле Дарлинга стало поворотным моментом в его жизни, сделав его полностью готовым к непосредственному духовному вмешательству. Дарлинг утверждал, что он не просто одержим дьяволом, но и участвует в серии «духовных войн», в которых, как говорят, от него исходят как демонические, так и ангельские голоса:
Поскольку в настоящее время я с уверенностью знаю, что во мне есть дух Божий; так же я с такой же уверенностью верю, что в моих диалогах с сатаной, когда я [цитирую] различные места Священного Писания, чтобы противостоять искушениям он напал на меня со словами: во мне был дух Божий, и этим духом в те времена сопротивлялся сатане, [цитируя] Священные Писания, чтобы сбить его с толку. [ 13 ]
Религиозное преследование
[ редактировать ]Принятие Вайтманом «ереси» началось с его понимания смертности души , приняв на « сон души » взгляд Мартина Лютера . В одном из своих ранних публичных посланий он проповедовал, что «душа человека умирает вместе с телом и не участвует ни в радостях Небес, ни в муках Ада до общего Судного Дня, но до тех пор покоится с телом». [ 14 ] [ 15 ]
Между 1603/4 и 1610/11 он стал более активным и громким. Согласно протоколам суда, он был плодовитым писателем, хотя ни одно из его произведений до сих пор не найдено. [ 16 ] Он привлек внимание местных церковных властей, и был выдан ордер на его арест. Приказ предписывал констеблям Бертона немедленно доставить его к епископу Личфилда Ричарду Нилу (или Нилу) для допроса. [ 17 ]
Осужден королем Яковом I.
[ редактировать ]Вайтман приступил к составлению сборника своей теологии для предстоящего слушания и защиты. Возможно, думая, что ему, по крайней мере, будет предоставлено время, чтобы изложить свое дело, он раздал копии членам духовенства, чтобы заручиться поддержкой, но, возможно, в крайнем случае, он передал копию королю Якову I. [ 18 ] шаг, который в конечном итоге решил его судьбу. Ни одна копия не сохранилась.
Яков I взошел на английский престол в 1603 году, «считая себя компетентным судьей в религиозных вопросах и склонный серьезно относиться к своему титулу « Защитника веры »». [ 19 ] С 1607 года он участвовал в книжной битве с римско-католической церкви апологетами по поводу присяги на верность , как лично, так и побуждая других писать в его защиту. «Одним из центральных пунктов дела короля было сохранение его католической ортодоксальности посредством его приверженности трем великим вероучениям церкви: апостольскому , никейскому и афанасийскому ». [ 20 ] [ 21 ]
Вайтман полностью осознавал твердо ортодоксальную позицию короля, однако он начал борьбу как со своим государством, так и с церковью. Из немногих сохранившихся фрагментов своего защитного трактата он ссылается на учение и «ереси Николаитана ; человек, обычно называемый Тремя Символами Веры... [Апостольский], Никейский и Афанасийский Символ Веры, вера которых в течение этих 1600 лет преобладала в мире». [ 22 ]
К настоящему времени Вайтман изолировал себя от всех ортодоксальных групп, поставив под сомнение многие принципы ортодоксальной веры, утверждая, что «крещение младенцев является отвратительным обычаем… практика Таинств, как они сейчас используются в англиканской церкви, является согласно Христу, Его Учреждению... [и утверждая, что] только таинство крещения [должно совершаться в воде] обращенным, достигшим достаточного возраста понимания, обращенным от неверия к вере». [ 23 ]
Однако в конечном итоге его конец стал публичным отказом от тринитаризма . Вероятно, именно по этим пунктам он так яростно отверг формулы Никейского символа веры 325 года и Афанасийского символа веры 381 года. [ 24 ] Он утверждал, что учение о Троице было полной выдумкой, заявляя, что Христос был всего лишь человеком «и простым Существом, а не одновременно Богом и человеком в одном лице… [Хотя это не означало, что Христос был человеком, подобным всем другие, но] лишь совершенный человек без греха». [ 25 ] Король Джеймс к этому времени был более чем когда-либо настроен добиться казни Вайтмана, поскольку за прошедшие годы он начал двойную кампанию против ереси внутри страны и за рубежом.
Краткое изложение обвинений Комиссии
[ редактировать ]Осмотр и слушание Эдварда Вайтмана рассматривались в 16 пунктах:
- Что Троицы нет;
- Что Иисус Христос не есть Бог, совершенный Бог и имеющий ту же сущность, вечность и величие с Отцом в отношении Его Божества;
- Что Иисус Христос — всего лишь человек и просто творение, а не Бог и человек в одном лице;
- Что Христос никогда не воплощался и не исполнил обещание, что семя женщины сокрушит голову змея;
- Личность Святого Духа не является Богом, равным, совечным и единосущным Отцу и Сыну;
- Что три символа веры апостольской церкви являются ересями николаитов;
- Что он, Эдвард Вайтман, является пророком, о котором говорится в 18-й главе Второзакония в словах «Я воздвигну им пророка», в Исаии «Я один топтал точило» и в том месте «Веер которого в руке его». ;
- Что Он был Святым Духом, Утешителем, о котором говорится в Иоанна 16;
- Что слова Иисуса о грехе хулы на Святого Духа относятся к нему;
- Что четвертая часть Малахии относится к его личности (пророчество Илии);
- Что душа и тело спят, и этот сон есть первая смерть, и что душа и тело Иисуса также спали сном смерти;
- Что души избранных отошедших (то есть мертвых) не находятся на небесах;
- Что крещение младенцев — отвратительный обычай;
- Что практика англиканской церкви в отношении Вечери Лорда и крещения неверна, и водное крещение следует проводить только лицам, достигшим достаточного возраста и понимания;
- Что Бог предназначил и послал его, Эдварда Вайтмана, выполнить свою часть работы по спасению мира (чтобы предостеречь ересь николаитов); по сравнению с Христом, который был послан спасти мир и своей смертью избавить его от греха и примирить с Богом;
- Что христианство не полностью исповедуется и проповедуется в англиканской церкви, а лишь частично. [ 26 ]
Суд и казнь
[ редактировать ]Суд над Вайтманом разыгрывался на фоне так называемого «дела Ворстиуса», в ходе которого король активно сопротивлялся назначению немецкого академика Конрада Ворстиуса в Лейденский университет . Ворстиуса обвиняли в атеизме , арианстве и еретических мнениях о Святом Духе .
После нескольких месяцев встреч с «учёными богословами» Вайтман наконец в последний раз предстал перед епископом Нилом. По словам Вайтмана, епископ сказал ему, «что, если я не откажусь от своего мнения, он сожжет меня на костре в Бертоне до следующего дня в Оллхолланде ». [ 27 ] Окончательный приговор и список обвинений включали «злые ереси Эбиона , Керинфа , Валентиниана , Ария , Македония , Симона Волхва , Манихеев , Фотина , а также анабаптистов и других заклятых еретиков, а также другие проклятые мнения, отрыгнутые инстинктом». Сатаны».
Его приказали поместить «в какое-нибудь общественное и открытое место ниже вышеупомянутого города [и] до того, как люди сожгутся в отвращении к указанному преступлению и для наглядного примера другим христианам, чтобы они не впали в то же преступление». [ 28 ]
Когда его наконец привели на костер, его храбрость покинула его, и, когда костры были зажжены, он, как говорят, быстро вскрикнул, чтобы отречься, и его вытащили из огня, хотя к тому времени он «хорошо обгорел». Две или три недели спустя он снова предстал перед судом и, больше не опасаясь обжигающего пламени, отказался и «богохульствовал более дерзко, чем прежде». [ 28 ] Король быстро приказал его окончательно казнить, и 11 апреля 1612 года его снова привели на костер.
[Вайтмана] снова отнесли на костер, где он снова почувствовал бы жар огня, но, несмотря на все его слезы, шериф сказал ему, что он не должен ему больше стоить, и приказал подложить к нему хвороста, откуда, с ревом, он был сожжен. до пепла. [ 29 ]
Последствия
[ редактировать ]В месяцы, последовавшие за казнью Вайтмана, ряд религиозных радикалов едва не постигла та же участь. [ 30 ] хотя падение епископов и упразднение Высшей комиссии в 1640–1642 гг. [ не следует ] не внесло никаких изменений в конституцию [ нужны разъяснения ] :
В акте Длинного парламента , упразднившем Высшую комиссию, были использованы настолько общие слова, что если он и не упразднил старые церковные суды, то практически лишил их власти. Однако при Реставрации статутом, принятым в 1661 году ( 13 Автомобиль II , ок. 12), было «объяснено», что это не было желаемым результатом; Суд Высшей комиссии не должен был быть восстановлен, но старая церковная юрисдикция церковных судов должна была осуществляться по-старому. [ 31 ]
2 мая 1648 года был создан новый «Постановление о наказании за богохульство и ереси», «в основном о триедином Боге, воскресении, Страшном суде и о том, что Библия есть Слово Божье... рецидив означает наказываться как тяжкое преступление смертной казнью без выгоды духовенства». [ 32 ] Однако противодействие со стороны независимых и сектантов означало, что постановление так и не было приведено в исполнение. [ 33 ] [ 34 ] Только с принятием Закона о церковной юрисдикции 1677 г. («запрещающего сожжение еретиков»). [ 35 ] [ 36 ] ) было закреплено положение Вайтмана в истории «как последнего человека в Англии, сожженного на костре за ересь». [ 37 ]
Упоминание о его деле появилось почти 100 лет спустя горсткой писателей, после принятия Закона о терпимости 1688 года . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Единственным немедленным результатом стало сопротивление меньшинства его казни, сдвиг в общественном мнении, который, возможно, привел к относительному упадку этой практики. [ нужны разъяснения ] . [ 41 ]
Яков I, казалось, потерял веру в этот метод пресечения ереси (его действия были обусловлены скорее потеплением в его личном отношении к католикам, чем какими-либо ощущениями по поводу неуместности или нецелесообразности сожжения еретиков). [ 42 ] ) и видя, что ересь все еще жива, «публично предпочитал, чтобы в будущем еретики, хотя и были осуждены, молча и конфиденциально тратили себя в тюрьме, а не украшали их и развлекали других торжественностью публичной казни». [ 42 ]
Наследие
[ редактировать ]Эдвард Вайтман был последним человеком в Англии, которого сожгли на костре за ересь. антитринитарный легат Варфоломей Тремя неделями ранее в Лондоне был сожжен .
Если же можно предать огню мертвые книги, то тем более живые книги, то есть люди?
Семья
[ редактировать ]О дальнейшей судьбе жены и детей Эдварда Вайтмана известно немного. Однако известно, что 7 января 1599 года в Бертоне родился сын Джон. Сын Джона, Джордж (1632–1722) эмигрировал в Северный Кингстон , Род-Айленд , в 1660 году. [ 44 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Wikisource: Национальный биографический словарь
- ↑ Полное собрание государственных судебных процессов и разбирательств Коббетта , 735–736.
- ^ Атертон и Комо 2005.
- ^ «В письме короля, запечатанном тайной печатью, а также в ордере на его казнь, он назван «Эдвардом Вайтманом из прихода Бертон-апон-Трент, в епархии Ковентри и Личфилд»». Роберт Уоллес , Антитринитарная биография , ET Whitfield, 1850, стр. 567–568.
- ^ Рано, Джозеф Эверетт (2009). Рано, Джозеф Эверетт (ред.). Жизнь и сочинения Томаса Хелвиса . Издательство Университета Мерсера. п. 40. ИСБН 9780881461466 .
- ^ Американская генеалогическая ассоциация семьи Перселл Vol. 30-33 . Генеалогическая ассоциация семьи Перселл. 2001. с. 101.
- ^ Крефт, Хелен (30 апреля 2022 г.). «Человек Бертон, которого дважды сожгли на костре» . Стаффордшир Live . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Николс, Джон (1790). Bibliotheca Topographica Britannica - Древности в Лестершире; являющийся седьмым томом Топографической библиотеки Великобритании · Том 7 . Дж. Николс. п. 270.
- ^ А. Макдональд, Краткая история Рептона , Лондон, 1929, стр. 86, 91, 244.
- ↑ Стаффордширский архив, брак зарегистрирован 11 сентября 1593 года.
- ^ Д. П. Уокер, Нечистые духи , Лондон, 1981, стр. 56.
- ^ Дж. Брюс (редактор), Дневник Джона Мэннингема , Камденское общество , 1-я серия, 99, 1868, стр. 169.
- ^ С. Харснетт, Обнаружение мошеннических действий Джона Даррела , Лондон, 1599, стр. 290.
- ^ М.В. Гринслейд, «Возвращение католиков Стаффордшира в 1607 году», Католическая история Стаффордшира , 4, 1963–4, стр. 6–32.
- ^ Кларк, Жизни двух и двадцати английских богословов , стр. 147.
- ^ Роберт Уоллес, Антитринитарная биография , ET Whitfield, 1850, стр. 567-568.
- ^ Даремский декан и библиотека отделений, MS Hunter 44/17, fo. 216р.
- ^ Сборники по истории Стаффордшира , Стаффордширское звукозаписывающее общество, 1982, стр. 176.
- ^ Эрл Морс Уилбур , История унитаризма , Гарвард, 1945, стр. 177.
- ^ Ф. Шрайвер, Православие и дипломатия: Джеймс I и дело Ворстиуса , ante, lxxxv, 1970, стр. 453–4.
- ^ Джеймс VI и я, Дела Всевышнего и Могущественного Принца, Иамс милостью Божией, Король Великобритании , Лондон, 1616, с. 302.
- ^ Бодлианская библиотека , М. С. Эшмол, «Истинное соотношение комиссий и ордеров на осуждение и сожжение легата Варфоломея и Томаса Уитмана», 1521 B, 7, 1a–1b, Лондон, 1651, стр. 8.
- ^ Бодлианская библиотека, М. С. Эшмол, «Истинное отношение комиссий», стр. 8–9, 23.
- ↑ Оба символа веры были построены в первую очередь как ответ на арианское отрицание Троицы. И, как и ариане IV века, Вайтман их категорически отрицал.
- ^ Все цитаты, Бодлианская библиотека, М.С. Эшмол, «Истинное отношение комиссий», стр. 5.
- ^ Коббета.
- ^ Архив Линкольншира , D&C, Ciij/13/1/2/2, fo. 1р.
- ^ Jump up to: а б Все цитаты: Роберт Уоллес, Антитринитарная биография , ET Whitfield, 1850, стр. 567–568.
- ↑ Все цитаты, Джордж Биркхед, Майкл К. Квестье, Информационные бюллетени архиепископства Джорджа Биркхеда , Cambridge University Press, 1998, стр. 153.
- ^ Чамплин Беррейдж, Ранние несогласные в свете недавних исследований (1550–1641) , том. Я, стр. 169–171.
- ^ Ф. В. Мейтленд, Хэл Фишер, Конституционная история Англии: курс лекций , Lawbook Exchange, Ltd., 2001, стр. 522.
- ^ Феликс Маковер, Конституционная история и Конституция англиканской церкви , Айер, 1972, стр. 193.
- ^ CH Firth и RS Rait, Акты и постановления Междуцарствия, 1642–1660 , 3 тома, Лондон, 1911, стр. 1133–6.
- ^ Х. Дж. Маклахлан, Социнианизм в Англии семнадцатого века , Оксфорд, 1951, стр. 163–217.
- ↑ Сожжение на костре оставалось в своде законов Англии до 1790 года как наказание женщине, убившей своего мужа. А. Аспиналл, А. Смит, «Дебаты в Палате общин по законопроекту об изменении приговора к сожжению женщин», Английские исторические документы 1783–1832 гг. , Routledge, 1996, стр. 339f.
- ^ Ф. Е. Долан, Опасные знакомые: представления о бытовой преступности в Англии, 1550–1700 , Корнелл, 1994.
- ^ М. Фишер, Конституционная история Англии , с. 522.
- ^ Г. Крез , Всеобщая история квакеров , Лондон, 1696, 2, 193.
- ^ ES De Beer, Переписка Джона Локка , 8 томов, Оксфорд, 1976–89, 6, №№. 2621, 2631, 2653.
- ↑ Истина, явленная на свет: или История первых 14 лет правления короля Джеймса , Лондон, 1692 г.
- ^ Этот случай «очень поразил простых людей». Томас Фуллер, Дж. С. Брюэр, Церковная история Великобритании: от рождения Иисуса Христа до 1648 года , University Press, 1845, стр. 506–508.
- ^ Jump up to: а б Луми, Эй Джей (1996). «Бекон и Гондомар: неизвестная связь в 1618 году». В Луми, Эй Джей (ред.). Испания и ранние Стюарты 1585–1655 гг . Олдершот. ISBN 0-86078-576-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Лоуренс Голдстоун, Нэнси Голдстоун, «Из пламени» , Бродвей, 2003.
- ^ П. Льюис, История Лонг-Айленда: Часть 3 , 1905, стр. 274–76.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Атертон, Ян; Комо, Дэвид (2005). «Сожжение Эдварда Вайтмана: пуританство, прелатство и политика ереси в Англии раннего Нового времени». Английский исторический обзор . 120 (489): 1215–50. дои : 10.1093/ehr/cei330 .
- Райт, Стивен. «Вайтман, Эдвард (род. 1580?, ум. 1612)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/29371 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- История баптистов Джона Т. Кристиана.
- История английских баптистов Джозефа Айвими
- Баптистское наследие: четыре столетия баптистского свидетельства , Х. Леон Макбет
- Джордж Вайтман из Квиднессета, Род-Айленд и потомки, автор Мэри Росс Уитмен (1939, Чикаго: братья Эдвардс).
- Родословная Вайтмана, Уэйд К. Вайтман (1994, Челси, Мичиган: Bookcrafters).