Jump to content

Валентин (гностик)

(Перенаправлено с Валентиниуса )

Валентин ( / v æ l ən ˈ t n ə s / ; ок. 100 г. н. э. ок. 180 г. ) был самым известным и, какое-то время, самым успешным раннехристианским гностическим богословом . [1] Он основал свою школу в Риме . По словам Тертуллиана , Валентин был кандидатом в епископы, но основал свою собственную группу, когда был выбран другой. [2]

Валентин написал множество сочинений, из которых по большей части сохранились только фрагменты, цитируемые его оппонентами. Однако в последнее время утверждалось, что Утерянное письмо Валентина Агафафу, цитируемое Климентом Александрийским , на самом деле является письмом 366 Псевдо-Василия . [3] Некоторые также утверждали, что « Евангелие Истины» , произведение, хранящееся в библиотеке Наг-Хаммади , также написано пером Валентина. В остальном же его учение известно лишь в той развитой и видоизменённой форме, которую придали ему его ученики — валентиниане . [1] [4]

Валентин учил, что существует три типа людей: духовные, психические и материальные; и что только люди духовной природы получили гнозис (знание), которое позволило им вернуться в божественную Плерому , в то время как люди психической природы (обычные христиане) достигли меньшей или неопределенной формы спасения, и что люди материальной природы природа была обречена на гибель. [1] [5] [6]

У Валентина было много последователей — валентиниане . [1] [4] Позже он разделился на восточную и западную, или итальянскую, ветви. [1] Маркосианцы принадлежали к западной ветви. [1]

Биография

[ редактировать ]

Образование

[ редактировать ]

Епифаний Саламинский писал ( ок. 390 ), что он узнал из уст в уста (хотя и признавал, что это спорный момент), что Валентин «родился фребонитом» в прибрежном районе Египта, а греческое образование получил в Александрии . важный столичный ранний центр христианства . [7] [8] Слово «Фребонит» иначе неизвестно. [9] но, вероятно, имеется в виду древний город Фрагонис, [10] [11] недалеко от современной Тиды . [12] В Александрии Валентин, возможно, слышал философа-гностика Василида и, конечно же, стал знаком с эллинистическим средним платонизмом и культурой эллинизированных евреев, например, с великим александрийским еврейским аллегористом и философом Филоном . [ нужна ссылка ]

Климент Александрийский записывает, что его последователи говорили, что Валентин был последователем Феудаса , а тот, в свою очередь, был последователем апостола Павла . [13] Валентин сказал, что Феуда передал ему тайную мудрость, которой Павел учил в частном порядке свое ближайшее окружение, о которой Павел публично упоминал в связи со своей видетельной встречей с воскресшим Христом ( Римлянам 16:25 ; 1 Коринфянам 2 :7; 2 Коринфянам 12). :2–4; Деян. 9 :9–10), когда он получил от него тайное учение. [ нужна ссылка ] в Риме подобные эзотерические учения После середины II века стали преуменьшаться . [14]

Обучение

[ редактировать ]

Валентин, по-видимому, сначала преподавал в Александрии и отправился в Рим около 136 г., во время понтификата папы Гигина , и оставался там до понтификата папы Аникета , умерев, вероятно, около 180 г. Большинство доступных подробностей о его жизни являются дискуссионными, так как многие из них взяты из его противников и сомнительной надежности.

В Adversus Valentinianos , iv, Тертуллиан говорит, что Валентин был кандидатом в епископы, прежде чем в приступе досады обратился к ереси вместе с Маркионом . [15]

Валентин ожидал стать епископом, потому что он был человеком способным как в гениальности, так и в красноречии. Возмущаясь, однако, что другой получил сан на основании притязания, данного ему исповедничеством, он порвал с церковью истинной веры. Подобно тем (беспокойным) духам, которые, будучи возбуждены честолюбием, обыкновенно воспламеняются желанием мести, он приложил все свои силы к истреблению истины; и найдя разгадку одного старого мнения, он с хитростью змеи наметил себе путь.

Епифаний Саламинский писал, что Валентин стал гностиком после того, как потерпел кораблекрушение на Кипре и сошёл с ума. Епифания, возможно, заставило поверить в это присутствие валентинианских общин на Кипре. [16]

Валентинианство

[ редактировать ]

Валентинианство — это название школы гностической философии, восходящей к Валентину. Это было одно из крупнейших гностических движений, имевшее широкое распространение по всей Римской империи и спровоцировавшее появление объемистых сочинений христианских ересиологов. Среди известных валентинианцев были Гераклеон , Птолемей , Флорин, Марк и Аксионик.

Валентин утверждал, что заимствовал свои идеи у Феодаса или Теудаса , ученика Павла. Валентин свободно пользовался некоторыми книгами Нового Завета. В отличие от большого числа других гностических систем, которые явно дуалистичны , Валентин разработал систему, которая была более монистической , хотя и выраженной в дуалистических терминах. [17]

Пока Валентин был жив, у него появилось много учеников, и его система получила наиболее широкое распространение из всех форм гностицизма, хотя, как заметил Тертуллиан, она развилась в несколько различных версий, не все из которых признавали свою зависимость от него («они затрагивают отречься от своего имени»). Среди наиболее выдающихся учеников Валентина были Гераклеон , Птолемей , Марк и, возможно, Бардаисан .

Многие из сочинений этих гностиков, а также большое количество выдержек из сочинений Валентина существовали только в цитатах, представленных их ортодоксальными хулителями, до 1945 года, когда в тайнике сочинений в Наг-Хаммади была обнаружена коптская версия Евангелия Истины. , что является названием текста, который, по мнению Иринея , был таким же, как Евангелие от Валентина, упомянутое Тертуллианом в его книге «Против всех ересей» . [18]

Космология

[ редактировать ]

Валентинианская литература описывала первобытное существо по имени Битос как начало всех вещей. После многих лет молчания и созерцания Битос породил других существ в процессе эманации. Первую серию существ, эонов , было тридцать, что представляло собой пятнадцать сизигий или пар, дополняющих друг друга сексуально. Из-за ошибки Софии , одного из низших эонов, и невежества Сакла, возникает нижний мир с его подчинением материи. Человек, высшее существо нижнего мира, причастен как психической, так и гилической (материальной) природе, и дело искупления состоит в освобождении высшего, духовного, от его рабства низшему. Это было слово и миссия Иисуса и святого духа. Христология Валентина, возможно, постулировала существование трех искупительных существ, но у Иисуса, когда он был на Земле, было сверхъестественное тело, которое, например, «не подвергалось разложению» при дефекации, по словам Климента: [19] ни в одном валентинианском тексте также нет упоминаний о страданиях Иисуса. Валентинианская система была всеобъемлющей и была разработана, чтобы охватить все этапы мысли и действия.

Валентин был среди первых христиан, которые пытались соединить христианство с платонизмом . [ нужна ссылка ] черпая дуалистические концепции из платоновского мира идеальных форм ( плерома ) и низшего мира явлений ( кенома ). Из мыслителей и проповедников середины II века, которых Ириней, а затем и основные христиане объявили еретиками, только Маркион Синопский является столь же выдающейся личностью. Современным ортодоксальным противником Валентина был Иустин Мученик , хотя именно Ириней Лионский бросил самый решительный вызов валентинианам.

Имя Валентина всплыло в арианских спорах в четвертом веке, когда Марцелл Анкирский , ярый противник арианства , осудил веру в Бога, существующего в трёх ипостасях , как ересь. Марцелл, считавший Отца и Сына одним и тем же, нападал на своих оппонентов, пытаясь связать их с Валентином:В четвертом веке Марцелл Анкирский заявил, что идея Божества, существующего как три ипостаси (скрытые духовные реальности), пришла от Платона через учение Валентина. [20] которого цитируют как учения о том, что Бог есть три ипостаси и три просопы (личности), называемые Отцом, Сыном и Святым Духом:

Теперь с ересью ариоманов, развратившей Церковь Божию... Они тогда учат трем ипостасям, подобно тому, как впервые выдумал Валентин ересиарх в книге, озаглавленной им «О трех природах». Ибо он был первым, кто изобрел три ипостаси и три лица Отца, Сына и Святого Духа, и оказывается, что он украл это у Гермеса и Платона . [21]

Хотя это обвинение часто основывается на утверждении, что Валентин верил в Триединое Божество, на самом деле нет никаких подтверждающих доказательств того, что Валентин когда-либо учил этим вещам. Ириней не упоминает об этом ни в одной из своих пяти книг против ересей, хотя в них он подробно рассматривает валентинианство. Скорее, он указывает, что Валентин верил в ранее существовавший Эон, известный как Проархе, Пропатор и Битус, которые существовали рядом с Эннеей, и они вместе породили Моногена и Алетейю: и они составили первородную Пифагорейскую Тетраду, из которой произошли тридцать Эонов. . [22] Точно так же в работе, цитируемой Марцеллом, говорится, что три природы были тремя природами человека, [23] относительно чего Ириней пишет: «Итак, они представляют себе три рода людей: духовного, материального и животного, представленных Каином, Авелем и Сетом. Эти три природы уже не находятся в одном человеке, но составляют различные виды [ мужчины]. Материал, естественно, идет на коррупцию». [24] По словам Евсевия, Марцелл имел привычку беспощадно совершать бездоказательные нападки на своих противников, даже на тех, кто не сделал ему ничего плохого. [25]

Недоброжелатели Валентина

[ редактировать ]

Вскоре после смерти Валентина Ириней начал свою масштабную работу «Об обнаружении и ниспровержении так называемого гнозиса» (более известного как Adversus Haereses ) с крайне негативного изображения Валентина и его учения, которое занимает большую часть его первой книги. Современный студент М. Т. Райли Тертуллиана отмечает, что «Adversus Valentinianos» перевел некоторые отрывки из Иринея, не добавляя оригинальный материал. [26] Позднее Епифаний Саламинский обсудил и отклонил его ( Haer. , XXXI). Как и все нетрадиционные раннехристианские писатели, Валентин был известен в основном благодаря цитатам из произведений своих хулителей, хотя александрийский последователь также сохранил некоторые фрагментарные отрывки в виде расширенных цитат. Валентинианский учитель Птолемей ссылается на «апостольскую традицию, которую мы тоже получили по преемственности» в своем Послании к Флоре . Птолемей известен только благодаря этому письму богатой гностике по имени Флора, само письмо известно только благодаря его полному включению в « Епифания » Панарион . В письме описывается гностическое учение о законах Моисея и их отношении к демиургу . Не следует игнорировать возможность того, что письмо было составлено Епифанием в манере составленных речей, которые древние историки вкладывали в уста своих героев, чтобы кратко подвести итог.

Евангелие истины

[ редактировать ]

Новое поле валентинианских исследований открылось, когда в 1945 году в Египте была обнаружена библиотека Наг-Хаммади. Среди разнообразного собрания произведений, классифицированных как гностические, была серия сочинений, которые можно было связать с Валентином, в частности, коптский текст под названием « Евангелие Истины », который носит то же название, которое, по сообщению Иринея , принадлежит тексту Валентина. [27] Это декларация неизвестного имени божественного отца Иисуса, обладание которым позволяет знающему проникнуть за завесу невежества, отделяющую все сотворенные существа от указанного отца. Кроме того, в нем утверждается, что Иисус раскрыл это имя посредством множества способов, наполненных языком абстрактных элементов.

Это неизвестное имя Отца, упомянутое в Евангелии Истины, оказывается не таким уж загадочным. Ведь в тексте сказано: «Имя Отца – Дитя». [28] Действительно, главной темой текста является откровение единства верующих христиан с «Отцом» через «Сына», ведущее к новому жизненному опыту, характеризуемому словами «полнота» и «покой». Основное утверждение текста заключается в том, что «поскольку нужда возникла из-за того, что Отец не был познан, когда Отец познан, с этого момента нужды больше не будет». [29] Тон мистический, а язык символический, напоминающий тон и темы канонического Евангелия от Иоанна. [30] Есть также поразительное лингвистическое сходство с раннехристианскими песнями, известными как «Оды Соломона». [31] В нем особенно отсутствуют необычные имена божеств, эманаций или ангелов, которые можно найти во многих других текстах Наг-Хаммади. Его доступность привела к вновь обретенной популярности, о чем свидетельствует включение в такие религиозные сборники, как «Новый Новый Завет». [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Кросс, Флорида ; Ливингстон, Е.А. , ред. (2005). «Валентинус» . Оксфордский словарь христианской церкви (3-е, исправленное издание). Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 1687–1688. ISBN  978-0-19-280290-3 .
  2. ^ Адверсус Валентиниан 4.
  3. ^ Портер, Натан (2023). «Недавно идентифицированное письмо Валентина о пищеварительной системе Иисуса: Пс.-Василий Кесарийский, эп. 366» . Вигилии Христиане . (готовится к печати).
  4. ^ Jump up to: а б Данн, Джеймс Д.Г. (2016). « Апостол еретиков»: Павел, Валентин и Маркион» . В Портере, Стэнли Э .; Юн, Дэвид (ред.). Павел и Гносис . Политические исследования. Том. 9. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 105–118. дои : 10.1163/9789004316690_008 . ISBN  978-90-04-31668-3 . LCCN   2016009435 . S2CID   171394481 .
  5. ^ Трехсторонний трактат , §14
  6. ^ Ириней, Против ересей i. 6
  7. ^ Епифаний §31 в Панарий Епифания Саламинского, книга I (разделы 1–46) . Перевод Уильямса, Фрэнка. Бостон: Брилл. 2009. с. 166. ИСБН  9789004170179 .
  8. ^ Койне греческий : ибо они съели его, уроженца Фребонита, Паралиота Египта, и в Александрии его обучали грекам.
  9. ^ Кратвелл, Чарльз Томас (1893). Литературная история раннего христианства: включая отцов и главных писателей-еретиков доникейского периода . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 210 .
  10. ^ Маллен, Родерик Л. (2003). Расширение христианства: географический справочник первых трех столетий . Брилл. п. 285. ИСБН  9004131353 .
  11. ^ Маркшис, Кристоф (1992). Валентин Гностик? (на немецком языке). Тюбинген, Германия: JCB Mohr (Пауль Зибек). стр. 315–316. ISBN  3161459938 .
  12. ^ Хогарт, Д.Г. (1904). «Три нома Северной Дельты» . Журнал эллинистических исследований . 24 . Лондон: Макмиллан и компания: 3–5. дои : 10.2307/623979 . JSTOR   623979 .
  13. Климент Александрийский, Строматейда, книга 7, глава 17 . «Аналогично они утверждают, что Валентин был слушателем Феуды и учеником Павла».
  14. ^ Статья «Эзотерическое христианство» посвящена возрождению раннего Нового времени и современному эзотерическому христианству.
  15. ^ Бернард Грин, Христианство в Древнем Риме: первые три века
  16. ^ Эндрю С. Джейкобс, Епифаний Кипрский: Культурная биография поздней античности.
  17. ^ «Валентинский гностицизм... существенно отличается от дуализма» ( Элейн Пейджелс , Гностические Евангелия , 1978); «стандартным элементом интерпретации валентинианства и подобных форм гностицизма является признание того, что они фундаментально монистичны» (Уильям Шёдель, «Гностический монизм и Евангелие истины» в «Повторном открытии гностицизма», том 1: Школа Валентина). , под редакцией Бентли Лейтона, Э. Дж. Брилла, Лейден, 1980).
  18. ^ Тертуллиан . «Против всех ересей: Валентин, Птолемей и Секунд, Гераклеон (книга I, глава 4)» . NewAdvent.org.
  19. ^ Клемент, Строматейс 3.59.3 в переводе Б. Лейтона, стр. 239.
  20. ^ AHB Логан, «Марцелл Анкирский (Псевдо-Анфим), 'О Святой Церкви': текст, перевод и комментарии. Стихи 8-9». Журнал богословских исследований , новая серия, 51.1 , апрель 2000 г.:95.
  21. ^ Марцелл, в Логане 2000:95
  22. ^ Ириней, Против ересей, 1.1.1-3.
  23. ^ Буссе, Вильгельм (1911). «Валентин и валентиниане» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 852–857, см. стр. 854.
  24. ^ Ириней, Против ересей, 1.7.5
  25. Евсевий, Против Марцелла, книга I.
  26. ^ MT Райли .
  27. ^ Ириней, Против ересей 3.11.9
  28. ^ См. Евангелие истины 23:1, Хэл Тауссиг, изд., Новый Новый Завет: Библия для двадцать первого века (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013).
  29. ^ См. Евангелие истины 10:11, Хэл Тауссиг, изд., Новый Новый Завет: Библия для двадцать первого века (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013).
  30. ^ Сравните GofT 1:1 с Иоанна 1; GofT 8:10 с Иоанном 3:7-8; GofT 10:10 с Иоанном 17:21-23; GofT 10:11 с Иоанном 17:1-3; GofT 14:5 с Иоанном 15:1-6; GofT 16:7 с Иоанна 1; GofT 27:6 с Иоанном 14:10; GofT 27:8 с Иоанном 15:1-6; Хэл Тауссиг, редактор, Новый Новый Завет (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013)
  31. ^ Сравните GofT 2:2 с Одой 16:18; GofT 2:8 с Одой 22:1; GofT 5:1 с Одой 3:6-8; ГофТ 5:2 с Одой 3:2; GofT 6:1 с Одой 23; GofT 6:11 с Одой 15:8; GofT 10:8 с Одой 19:1-5; GofT 10:12 с Одой 14:10; GofT 21:8 с Одой11; GofT 21:9 с Одой 9:3; GofT 22:4-7 с Одой 24:8; GofT 23:8 и 9 с одой 26; GofT 23:10 с Одой 23:1-3; GofT 27:2 с Одой 19:1-2; GofT 27:4 с Одой 3:5; Хэл Тауссиг, изд. Новый Новый Завет (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013)
  32. ^ Хэл Тауссиг, редактор, Новый Новый Завет: Библия для двадцать первого века (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013).

Источники

[ редактировать ]
Энциклопедии
Первоисточники
  • Древними первоисточниками Валентина являются: Ириней , Против ересей I.1 след. и III.4; Ипполит Римский , Philosophumena , VI, 20–37; Тертуллиан , адв. Валентин. ; Епифаний , Панарион , 31 (включая « Письмо к Флоре »); Теодорит , Хаер. Потрясающе. , я, 7.
  • Валентинианская литература переведена на Барнстон, Уиллис; Мейер, Марвин, ред. (2003). Гностическая Библия: переработанное и расширенное издание . Бостон, Массачусетс: Книги о новых семенах. стр. 239–355. ISBN  9781590301999 .
Современная стипендия
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e32104895dc04189f7cff70e42dc67a5__1721365200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/a5/e32104895dc04189f7cff70e42dc67a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Valentinus (Gnostic) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)