Валентин (гностик)
![]() |
Валентин ( / v æ l ən ˈ t aɪ n ə s / ; ок. 100 г. н. э. – ок. 180 г. ) был самым известным и, какое-то время, самым успешным раннехристианским гностическим богословом . [1] Он основал свою школу в Риме . По словам Тертуллиана , Валентин был кандидатом в епископы, но основал свою собственную группу, когда был выбран другой. [2]
Валентин написал множество сочинений, из которых по большей части сохранились только фрагменты, цитируемые его оппонентами. Однако в последнее время утверждалось, что Утерянное письмо Валентина Агафафу, цитируемое Климентом Александрийским , на самом деле является письмом 366 Псевдо-Василия . [3] Некоторые также утверждали, что « Евангелие Истины» , произведение, хранящееся в библиотеке Наг-Хаммади , также написано пером Валентина. В остальном же его учение известно лишь в той развитой и видоизменённой форме, которую придали ему его ученики — валентиниане . [1] [4]
Валентин учил, что существует три типа людей: духовные, психические и материальные; и что только люди духовной природы получили гнозис (знание), которое позволило им вернуться в божественную Плерому , в то время как люди психической природы (обычные христиане) достигли меньшей или неопределенной формы спасения, и что люди материальной природы природа была обречена на гибель. [1] [5] [6]
У Валентина было много последователей — валентиниане . [1] [4] Позже он разделился на восточную и западную, или итальянскую, ветви. [1] Маркосианцы принадлежали к западной ветви. [1]
Биография
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Епифаний Саламинский писал ( ок. 390 ), что он узнал из уст в уста (хотя и признавал, что это спорный момент), что Валентин «родился фребонитом» в прибрежном районе Египта, а греческое образование получил в Александрии . важный столичный ранний центр христианства . [7] [8] Слово «Фребонит» иначе неизвестно. [9] но, вероятно, имеется в виду древний город Фрагонис, [10] [11] недалеко от современной Тиды . [12] В Александрии Валентин, возможно, слышал философа-гностика Василида и, конечно же, стал знаком с эллинистическим средним платонизмом и культурой эллинизированных евреев, например, с великим александрийским еврейским аллегористом и философом Филоном . [ нужна ссылка ]
Климент Александрийский записывает, что его последователи говорили, что Валентин был последователем Феудаса , а тот, в свою очередь, был последователем апостола Павла . [13] Валентин сказал, что Феуда передал ему тайную мудрость, которой Павел учил в частном порядке свое ближайшее окружение, о которой Павел публично упоминал в связи со своей видетельной встречей с воскресшим Христом ( Римлянам 16:25 ; 1 Коринфянам 2 :7; 2 Коринфянам 12). :2–4; Деян. 9 :9–10), когда он получил от него тайное учение. [ нужна ссылка ] в Риме подобные эзотерические учения После середины II века стали преуменьшаться . [14]
Обучение
[ редактировать ]Валентин, по-видимому, сначала преподавал в Александрии и отправился в Рим около 136 г., во время понтификата папы Гигина , и оставался там до понтификата папы Аникета , умерев, вероятно, около 180 г. Большинство доступных подробностей о его жизни являются дискуссионными, так как многие из них взяты из его противников и сомнительной надежности.
В Adversus Valentinianos , iv, Тертуллиан говорит, что Валентин был кандидатом в епископы, прежде чем в приступе досады обратился к ереси вместе с Маркионом . [15]
Валентин ожидал стать епископом, потому что он был человеком способным как в гениальности, так и в красноречии. Возмущаясь, однако, что другой получил сан на основании притязания, данного ему исповедничеством, он порвал с церковью истинной веры. Подобно тем (беспокойным) духам, которые, будучи возбуждены честолюбием, обыкновенно воспламеняются желанием мести, он приложил все свои силы к истреблению истины; и найдя разгадку одного старого мнения, он с хитростью змеи наметил себе путь.
Епифаний Саламинский писал, что Валентин стал гностиком после того, как потерпел кораблекрушение на Кипре и сошёл с ума. Епифания, возможно, заставило поверить в это присутствие валентинианских общин на Кипре. [16]
Валентинианство
[ редактировать ]Валентинианство — это название школы гностической философии, восходящей к Валентину. Это было одно из крупнейших гностических движений, имевшее широкое распространение по всей Римской империи и спровоцировавшее появление объемистых сочинений христианских ересиологов. Среди известных валентинианцев были Гераклеон , Птолемей , Флорин, Марк и Аксионик.
Валентин утверждал, что заимствовал свои идеи у Феодаса или Теудаса , ученика Павла. Валентин свободно пользовался некоторыми книгами Нового Завета. В отличие от большого числа других гностических систем, которые явно дуалистичны , Валентин разработал систему, которая была более монистической , хотя и выраженной в дуалистических терминах. [17]
Пока Валентин был жив, у него появилось много учеников, и его система получила наиболее широкое распространение из всех форм гностицизма, хотя, как заметил Тертуллиан, она развилась в несколько различных версий, не все из которых признавали свою зависимость от него («они затрагивают отречься от своего имени»). Среди наиболее выдающихся учеников Валентина были Гераклеон , Птолемей , Марк и, возможно, Бардаисан .
Многие из сочинений этих гностиков, а также большое количество выдержек из сочинений Валентина существовали только в цитатах, представленных их ортодоксальными хулителями, до 1945 года, когда в тайнике сочинений в Наг-Хаммади была обнаружена коптская версия Евангелия Истины. , что является названием текста, который, по мнению Иринея , был таким же, как Евангелие от Валентина, упомянутое Тертуллианом в его книге «Против всех ересей» . [18]
Космология
[ редактировать ]Валентинианская литература описывала первобытное существо по имени Битос как начало всех вещей. После многих лет молчания и созерцания Битос породил других существ в процессе эманации. Первую серию существ, эонов , было тридцать, что представляло собой пятнадцать сизигий или пар, дополняющих друг друга сексуально. Из-за ошибки Софии , одного из низших эонов, и невежества Сакла, возникает нижний мир с его подчинением материи. Человек, высшее существо нижнего мира, причастен как психической, так и гилической (материальной) природе, и дело искупления состоит в освобождении высшего, духовного, от его рабства низшему. Это было слово и миссия Иисуса и святого духа. Христология Валентина, возможно, постулировала существование трех искупительных существ, но у Иисуса, когда он был на Земле, было сверхъестественное тело, которое, например, «не подвергалось разложению» при дефекации, по словам Климента: [19] ни в одном валентинианском тексте также нет упоминаний о страданиях Иисуса. Валентинианская система была всеобъемлющей и была разработана, чтобы охватить все этапы мысли и действия.
Валентин был среди первых христиан, которые пытались соединить христианство с платонизмом . [ нужна ссылка ] черпая дуалистические концепции из платоновского мира идеальных форм ( плерома ) и низшего мира явлений ( кенома ). Из мыслителей и проповедников середины II века, которых Ириней, а затем и основные христиане объявили еретиками, только Маркион Синопский является столь же выдающейся личностью. Современным ортодоксальным противником Валентина был Иустин Мученик , хотя именно Ириней Лионский бросил самый решительный вызов валентинианам.
Троица
[ редактировать ]Имя Валентина всплыло в арианских спорах в четвертом веке, когда Марцелл Анкирский , ярый противник арианства , осудил веру в Бога, существующего в трёх ипостасях , как ересь. Марцелл, считавший Отца и Сына одним и тем же, нападал на своих оппонентов, пытаясь связать их с Валентином:В четвертом веке Марцелл Анкирский заявил, что идея Божества, существующего как три ипостаси (скрытые духовные реальности), пришла от Платона через учение Валентина. [20] которого цитируют как учения о том, что Бог есть три ипостаси и три просопы (личности), называемые Отцом, Сыном и Святым Духом:
Теперь с ересью ариоманов, развратившей Церковь Божию... Они тогда учат трем ипостасям, подобно тому, как впервые выдумал Валентин ересиарх в книге, озаглавленной им «О трех природах». Ибо он был первым, кто изобрел три ипостаси и три лица Отца, Сына и Святого Духа, и оказывается, что он украл это у Гермеса и Платона . [21]
Хотя это обвинение часто основывается на утверждении, что Валентин верил в Триединое Божество, на самом деле нет никаких подтверждающих доказательств того, что Валентин когда-либо учил этим вещам. Ириней не упоминает об этом ни в одной из своих пяти книг против ересей, хотя в них он подробно рассматривает валентинианство. Скорее, он указывает, что Валентин верил в ранее существовавший Эон, известный как Проархе, Пропатор и Битус, которые существовали рядом с Эннеей, и они вместе породили Моногена и Алетейю: и они составили первородную Пифагорейскую Тетраду, из которой произошли тридцать Эонов. . [22] Точно так же в работе, цитируемой Марцеллом, говорится, что три природы были тремя природами человека, [23] относительно чего Ириней пишет: «Итак, они представляют себе три рода людей: духовного, материального и животного, представленных Каином, Авелем и Сетом. Эти три природы уже не находятся в одном человеке, но составляют различные виды [ мужчины]. Материал, естественно, идет на коррупцию». [24] По словам Евсевия, Марцелл имел привычку беспощадно совершать бездоказательные нападки на своих противников, даже на тех, кто не сделал ему ничего плохого. [25]
Недоброжелатели Валентина
[ редактировать ]Вскоре после смерти Валентина Ириней начал свою масштабную работу «Об обнаружении и ниспровержении так называемого гнозиса» (более известного как Adversus Haereses ) с крайне негативного изображения Валентина и его учения, которое занимает большую часть его первой книги. Современный студент М. Т. Райли Тертуллиана отмечает, что «Adversus Valentinianos» перевел некоторые отрывки из Иринея, не добавляя оригинальный материал. [26] Позднее Епифаний Саламинский обсудил и отклонил его ( Haer. , XXXI). Как и все нетрадиционные раннехристианские писатели, Валентин был известен в основном благодаря цитатам из произведений своих хулителей, хотя александрийский последователь также сохранил некоторые фрагментарные отрывки в виде расширенных цитат. Валентинианский учитель Птолемей ссылается на «апостольскую традицию, которую мы тоже получили по преемственности» в своем Послании к Флоре . Птолемей известен только благодаря этому письму богатой гностике по имени Флора, само письмо известно только благодаря его полному включению в « Епифания » Панарион . В письме описывается гностическое учение о законах Моисея и их отношении к демиургу . Не следует игнорировать возможность того, что письмо было составлено Епифанием в манере составленных речей, которые древние историки вкладывали в уста своих героев, чтобы кратко подвести итог.
Евангелие истины
[ редактировать ]Новое поле валентинианских исследований открылось, когда в 1945 году в Египте была обнаружена библиотека Наг-Хаммади. Среди разнообразного собрания произведений, классифицированных как гностические, была серия сочинений, которые можно было связать с Валентином, в частности, коптский текст под названием « Евангелие Истины », который носит то же название, которое, по сообщению Иринея , принадлежит тексту Валентина. [27] Это декларация неизвестного имени божественного отца Иисуса, обладание которым позволяет знающему проникнуть за завесу невежества, отделяющую все сотворенные существа от указанного отца. Кроме того, в нем утверждается, что Иисус раскрыл это имя посредством множества способов, наполненных языком абстрактных элементов.
Это неизвестное имя Отца, упомянутое в Евангелии Истины, оказывается не таким уж загадочным. Ведь в тексте сказано: «Имя Отца – Дитя». [28] Действительно, главной темой текста является откровение единства верующих христиан с «Отцом» через «Сына», ведущее к новому жизненному опыту, характеризуемому словами «полнота» и «покой». Основное утверждение текста заключается в том, что «поскольку нужда возникла из-за того, что Отец не был познан, когда Отец познан, с этого момента нужды больше не будет». [29] Тон мистический, а язык символический, напоминающий тон и темы канонического Евангелия от Иоанна. [30] Есть также поразительное лингвистическое сходство с раннехристианскими песнями, известными как «Оды Соломона». [31] В нем особенно отсутствуют необычные имена божеств, эманаций или ангелов, которые можно найти во многих других текстах Наг-Хаммади. Его доступность привела к вновь обретенной популярности, о чем свидетельствует включение в такие религиозные сборники, как «Новый Новый Завет». [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Кросс, Флорида ; Ливингстон, Е.А. , ред. (2005). «Валентинус» . Оксфордский словарь христианской церкви (3-е, исправленное издание). Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 1687–1688. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- ^ Адверсус Валентиниан 4.
- ^ Портер, Натан (2023). «Недавно идентифицированное письмо Валентина о пищеварительной системе Иисуса: Пс.-Василий Кесарийский, эп. 366» . Вигилии Христиане . (готовится к печати).
- ^ Jump up to: а б Данн, Джеймс Д.Г. (2016). « Апостол еретиков»: Павел, Валентин и Маркион» . В Портере, Стэнли Э .; Юн, Дэвид (ред.). Павел и Гносис . Политические исследования. Том. 9. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 105–118. дои : 10.1163/9789004316690_008 . ISBN 978-90-04-31668-3 . LCCN 2016009435 . S2CID 171394481 .
- ^ Трехсторонний трактат , §14
- ^ Ириней, Против ересей i. 6
- ^ Епифаний §31 в Панарий Епифания Саламинского, книга I (разделы 1–46) . Перевод Уильямса, Фрэнка. Бостон: Брилл. 2009. с. 166. ИСБН 9789004170179 .
- ^ Койне греческий : ибо они съели его, уроженца Фребонита, Паралиота Египта, и в Александрии его обучали грекам.
- ^ Кратвелл, Чарльз Томас (1893). Литературная история раннего христианства: включая отцов и главных писателей-еретиков доникейского периода . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 210 .
- ^ Маллен, Родерик Л. (2003). Расширение христианства: географический справочник первых трех столетий . Брилл. п. 285. ИСБН 9004131353 .
- ^ Маркшис, Кристоф (1992). Валентин Гностик? (на немецком языке). Тюбинген, Германия: JCB Mohr (Пауль Зибек). стр. 315–316. ISBN 3161459938 .
- ^ Хогарт, Д.Г. (1904). «Три нома Северной Дельты» . Журнал эллинистических исследований . 24 . Лондон: Макмиллан и компания: 3–5. дои : 10.2307/623979 . JSTOR 623979 .
- ↑ Климент Александрийский, Строматейда, книга 7, глава 17 . «Аналогично они утверждают, что Валентин был слушателем Феуды и учеником Павла».
- ^ Статья «Эзотерическое христианство» посвящена возрождению раннего Нового времени и современному эзотерическому христианству.
- ^ Бернард Грин, Христианство в Древнем Риме: первые три века
- ^ Эндрю С. Джейкобс, Епифаний Кипрский: Культурная биография поздней античности.
- ^ «Валентинский гностицизм... существенно отличается от дуализма» ( Элейн Пейджелс , Гностические Евангелия , 1978); «стандартным элементом интерпретации валентинианства и подобных форм гностицизма является признание того, что они фундаментально монистичны» (Уильям Шёдель, «Гностический монизм и Евангелие истины» в «Повторном открытии гностицизма», том 1: Школа Валентина). , под редакцией Бентли Лейтона, Э. Дж. Брилла, Лейден, 1980).
- ^ Тертуллиан . «Против всех ересей: Валентин, Птолемей и Секунд, Гераклеон (книга I, глава 4)» . NewAdvent.org.
- ^ Клемент, Строматейс 3.59.3 в переводе Б. Лейтона, стр. 239.
- ^ AHB Логан, «Марцелл Анкирский (Псевдо-Анфим), 'О Святой Церкви': текст, перевод и комментарии. Стихи 8-9». Журнал богословских исследований , новая серия, 51.1 , апрель 2000 г.:95.
- ^ Марцелл, в Логане 2000:95
- ^ Ириней, Против ересей, 1.1.1-3.
- ^ Буссе, Вильгельм (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 852–857, см. стр. 854.
- ^ Ириней, Против ересей, 1.7.5
- ↑ Евсевий, Против Марцелла, книга I.
- ^ MT Райли .
- ^ Ириней, Против ересей 3.11.9
- ^ См. Евангелие истины 23:1, Хэл Тауссиг, изд., Новый Новый Завет: Библия для двадцать первого века (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013).
- ^ См. Евангелие истины 10:11, Хэл Тауссиг, изд., Новый Новый Завет: Библия для двадцать первого века (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013).
- ^ Сравните GofT 1:1 с Иоанна 1; GofT 8:10 с Иоанном 3:7-8; GofT 10:10 с Иоанном 17:21-23; GofT 10:11 с Иоанном 17:1-3; GofT 14:5 с Иоанном 15:1-6; GofT 16:7 с Иоанна 1; GofT 27:6 с Иоанном 14:10; GofT 27:8 с Иоанном 15:1-6; Хэл Тауссиг, редактор, Новый Новый Завет (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013)
- ^ Сравните GofT 2:2 с Одой 16:18; GofT 2:8 с Одой 22:1; GofT 5:1 с Одой 3:6-8; ГофТ 5:2 с Одой 3:2; GofT 6:1 с Одой 23; GofT 6:11 с Одой 15:8; GofT 10:8 с Одой 19:1-5; GofT 10:12 с Одой 14:10; GofT 21:8 с Одой11; GofT 21:9 с Одой 9:3; GofT 22:4-7 с Одой 24:8; GofT 23:8 и 9 с одой 26; GofT 23:10 с Одой 23:1-3; GofT 27:2 с Одой 19:1-2; GofT 27:4 с Одой 3:5; Хэл Тауссиг, изд. Новый Новый Завет (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013)
- ^ Хэл Тауссиг, редактор, Новый Новый Завет: Библия для двадцать первого века (Бостон-Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt, 2013).
Источники
[ редактировать ]- Энциклопедии

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Валентин и валентиниане». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Первоисточники
- Древними первоисточниками Валентина являются: Ириней , Против ересей I.1 след. и III.4; Ипполит Римский , Philosophumena , VI, 20–37; Тертуллиан , адв. Валентин. ; Епифаний , Панарион , 31 (включая « Письмо к Флоре »); Теодорит , Хаер. Потрясающе. , я, 7.
- Валентинианская литература переведена на Барнстон, Уиллис; Мейер, Марвин, ред. (2003). Гностическая Библия: переработанное и расширенное издание . Бостон, Массачусетс: Книги о новых семенах. стр. 239–355. ISBN 9781590301999 .
- Современная стипендия
- Лейтон, Бентли (1987). Гностические писания: новый перевод с аннотациями и введениями . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 215–64. ISBN 0385174470 .
- Легг, Фрэнсис (1964). Предтечи и соперники христианства, с 330 г. до н. э. по 330 г. н. э . Нью-Гайд-Парк, Нью-Йорк: Университетские книги. LCCN 64024125 .
- Маркшис, Кристоф (1992). Валентин Гностикус?: Исследования валентинианского гнозиса с комментариями к фрагментам Валентина . Тюбинген: JCB Mohr. ISBN 3161459938 .
- Робинсон, Джеймс М., изд. (1977). Библиотека Наг-Хаммади на английском языке . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0060669292 .
- Томассен, Эйнар (2006). Духовное семя: Церковь «валентинцев» . Бостон: Брилл. ISBN 9004148027 .
- Томассен, Эйнар (2007). Мейер, Марвин (ред.). Валентинианская школа гностической мысли . Нью-Йорк: HarperOne. стр. 100-1 790–94. ISBN 9780061626005 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Буссе, Вильгельм (1911). . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). стр. 852–857.
- Валентин и Валентинианская традиция — чрезвычайно обширное собрание материалов по валентинианской мифологии, теологии и традициям (с веб-сайта Архива Гнозиса).
- Валентин – гностик на все времена Вступительное эссе Стефана А. Хеллера (с веб-сайта Архива Гнозиса).
- Святоотеческие материалы о Валентине Полное собрание святоотеческих источников с упоминанием Валентина, включая сочинения Тертуллиана. Используйте функцию индексного поиска для поиска в текстах конкретных ссылок (опять же на веб-сайте Архива Gnosis).
- Католическая энциклопедия Валентина.
- Католическая энциклопедия Маркосианцы.
- Ранние христианские сочинения: Валентин, введения и электронные тексты.