Досифей (Самаритянин)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() |
Досифей (иногда также известный как Нафанаил , [1] оба означают «дар Божий») был самаритянским религиозным лидером. Он был основателем самаритянской секты, которую часто считали гностической по своей природе, и считается, что он знал Иоанна Крестителя и был либо учителем, либо соперником Симона Волхва . [2]
Христианские и еврейские источники
[ редактировать ]Досифей, вероятно, жил в первом веке нашей эры. Евсевий и Псевдо-Клементины изображают Досифея как еврея , а Псевдо-Тертуллиан и Филастрий описывают его как самаритянина . По словам Епифания , он был амбициозным евреем, который позже вступил в союз с самаритянами. [3] Некоторые современные источники утверждают, что он был арабского происхождения. [4] [5]
По мнению Псевдо-Тертуллиана, [6] он был первым, кто отверг невиим (пророков). [ нужна ссылка ] Иероним приводит то же самое. [7] [ нужна цитата для проверки ] Ипполит начинает свое перечисление 32 ересей с упоминания Досифея; поэтому секта представляется старше саддукеев, [8] и на ереси основана система Филастра . [9] Он не упоминался двумя ранними святоотеческими авторами, Иустином Мучеником и Иринеем . [10]
Самаритянский летописец Абу аль-Фатх четырнадцатого века , использовавший надежные местные источники, относит зарождение секты Досифеев ко времени до Александра Великого . [11] Раввинские источники также [12] содержат неясные упоминания о Досифее и Саббее как о двух основателях самаритянских сект досифеев и сабуанцев соответственно . [13] Их отождествляли с самаритянами Саббеем и Феодосием, о которых рассказывает Иосиф Флавий : [14] что они защищали перед египетским царем Птолемеем Филометором против Андроника , защитника иудеев, святость горы Гаризим . [15]
Самаритянские хроники ( Книга Иисуса Навина » Абу аль-Фата и «Анналы ) повествуют о подобной дискуссии между Зоровавелем и Санаваллатом . Иосиф Флавий заявил, что у самаритян было два защитника, он, несомненно, имел в виду двух апостолов Досифея и Саввея, чье учение, включая святость горы Гризим, отвержение пророческих книг Ветхого Завета и отрицание воскресения, в целом было тождественно с что у самаритян. [ нужна ссылка ]
По словам Гегезиппа , [16] Досифей жил позже Симона Волхва, первого ересиарха Церкви; другие авторы говорят о нем как об учителе Симона, [17] в то же время путая его с Симоном Волхвом, связывая его имя с Еленой и заявляя, что он был «существом». [18] Ориген говорит, что Досифей выдавал себя за Христа (Мессию), применяя к себе Второзаконие 18:15 , и сравнивает его с Феудой и Иудой Галилеянином . [19] Ориген также говорит, что ученики Досифея притворялись, что обладают его книгами, и рассказывали о нем, что он никогда не терпел смерти, но был еще жив. [20] С этим следует сравнить историю Епифания. [21] о его смерти от голода в пещере. Епифаний добавляет, что в то время как некоторые из досифеев ведут распутную жизнь, другие сохраняют строгую мораль, воздерживаются от употребления мяса, соблюдают обряд обрезания , очень строги в соблюдении субботы и в соблюдении законов левитской чистоты . Однако эти высказывания могут относиться и к другому Досифею, принадлежавшему к энкратитам . [22]
Ориген говорит [23] что досифеи никогда не находились в процветающем состоянии и что в его время они почти полностью исчезли, и их осталось едва тридцать. в Мидраше Однако рабби Меир : говорится о Досифеянах, с которыми имел дело [24] также упоминаются два имени: «Досион и Достион». [25] которые либо относятся к двум сектантам-досифеям, либо образуют двойное обозначение еретика Досифея. Однако тот факт, что патриарх Евлогий Александрийский (который, вероятно, жил в 582–603 гг.) успешно спорил с самаритянскими последователями Достана (Δοσθήν) или Досифея и написал работу, прямо направленную против них ( Фотий , «Библиотека», код. 230), показывает, что досифеи существовали и даже пользовались определенной властью в шестом веке. Ориген, возможно, имеет в виду христианскую секту досифеев, которая фактически не оставила никаких следов, тогда как секта самаритян, безусловно, продолжала существовать. Особенно в Египте секта, вероятно, была достаточно многочисленна, чтобы побудить христианского патриарха Александрии начать полемику против нее.
Псевдо -Климентина» В «Признаниях и проповедях рассказывается, как Досифей, распространив ложное сообщение о смерти Симона Волхва, сумел стать главой своей секты. Симон, вернувшись, решил, что лучше лукавить, и, притворившись другом Досифея, принял второе место. Вскоре, однако, он начал намекать тридцати, что Досифей не так хорошо, как мог бы, знаком с учениями школы. [26]
Досифей, когда увидел, что Симон унижает его, опасаясь, чтобы его репутация среди людей не была запятнана (ибо он сам считался Стоящим), пришел в ярость, когда они встретились, как обычно, в школе, схватил жезл, и начал бить Симона; но вдруг жезл как будто прошел сквозь его тело, как будто это был дым. На что Досифей, изумленный, говорит ему: «Скажи мне, если ты Стоящий, чтобы я мог поклоняться тебе». И когда Симон ответил, что да, то Досифей, поняв, что он сам не Стоящий, пал ниц и поклонился ему, и уступил свое место начальника Симону, приказав всему чину из тридцати человек повиноваться ему; сам занял худшее место, которое прежде занимал Симон. Вскоре после этого он умер. [27]
Арабские источники
[ редактировать ]В Египте арабские писатели, возможно, познакомились с досифеянами, хотя некоторые из них, возможно, сохранились также в Сирии и Палестине, как это видно из раввинских источников. Аль-Масуди , живший в десятом веке, говорит, что самаритяне разделились на две секты: кушанов, или простых самаритян («Кутхим»), и достанов (досифеев; ср. Δοσθήν). Аль-Шахрастани [28] называет их «Кусания» и «Дуситания». Абу аль-Фатх [29] о Достанах, самаритянах Досифеянах, говорится, что они упразднили праздники, установленные Моисеевым законом, а также астрономические таблицы, насчитывающие тридцать дней в каждом месяце без изменения. Это напоминает одного из саддукеев, [30] и является еще одним доказательством того, что Досифеи были их духовными потомками. Утверждение, что праздники были отменены, вероятно, означает, что досифеи праздновали их в другие дни, чем иудеи; но поскольку, согласно заслуживающему доверия утверждению [ нужна ссылка ] Епифания, досифеи праздновали праздники вместе с евреями-фарисеями, вполне можно предположить приближение к караимам , секте, с которой самаритяне имели много общего в более поздние времена. [ нужна ссылка ] Определение месяцев посредством показаний свидетелей также могло быть караимским обычаем, хотя эта практика могла восходить к временам, когда не существовало противоположного мнения фарисеев. [ нужна ссылка ]
При халифах Аббасидов самаритяне преследовали досифеян, хотя и им самим пришлось немало пострадать. При Ибрагиме (218–227 гг. хиджры) синагога самаритян и досифеян в Наблусе была сожжена еретиками, но впоследствии была восстановлена. Юсуф ибн Даси , правитель Палестины, полностью запретил поклонение досифеям; и в результате секта могла быть поглощена самаритянами. [31]
Самаритянское продолжение «Хроник Абу'л-Фатха» проливает больше света на отношения самаритян с досифеянами в период Аббасидов. Во время восстания Абу Харба в 840-х годах Асасби, лидер самаритянской общины (называемый «Царем Израиля» в Continuatio ), запретил досифеянам во время церемонии на горе Гаризим , где самаритяне обязались не пить и не вступать в брак с досифеянами. халифа аль-Мутаваккиля Во время правления (847–861) самаритяне запретили досифеям молиться вместе с ними из-за разногласий по поводу чтения Торы. Когда умер выдающийся самаритянин Йосеф Ибан Адхаси, досифея вызвали беспокойство, возможно, даже выражая радость по поводу этой новости. Тогда самаритянские раи решили, что никто не будет у них ничего давать и брать, а также никто не будет с ними есть и пить. [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильям Бенджамин Смит, «Значение эпитета Назорей», Monist XV:27, 1904.
- ^ «Свитки Мертвого моря и первобытное христианство», Жан Даниэлу , с. 95-96, 1958 г., издание «Наставник» 1962 г.
- ^ Епифаний, Панарион , Раздел I, Раздел XIII, 11,3.
- ^ Мид, GRS (08 ноября 2013 г.). Фрагменты забытой веры . ISBN 978-3-8496-4047-7 .
- ^ Хеллер, Стефан А. (13 декабря 2012 г.). Гностицизм: новый свет на древнюю традицию внутреннего познания . ISBN 978-0-8356-3013-9 .
- ^ «Против всех еретиков», i.
- ^ «Против Люциферианоса», xxiii.
- ^ Сравните Климента Римского , «Recognitiones», i. 54.
- ^ «О ересях», §§ 4, 5.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Абу аль-Фатх, «Анналы», изд. Эдуард Вильмар , 1865, с. 82.
- ^ Тан., Вайешеб, 2; Пирке Р. Эл. XXXVIII.
- ^ Сравните Епифания , «Наследница». 11, 12, 13 [14].
- ^ "Муравей." xiii 3, § 4; сравните «Пасхальную хронику» в Migne , Patrologia Graeca , xcii. 441
- ^ Грец , «Геш». 4-е изд., III. 45.
- ^ Евсевий, Церковная история , iv. 22, § 5.
- ^ Климент Римский, lc ii. 8; несколько отрывков у Оригена ; Епифаний, ООО
- ^ ἑστώς = «станс».
- ^ См. «Против Цельса», i. 57, в. 11; в Мэтт. Комм. Сер. xxxiii.; «Мужчина». XXV. в Луке; «О принципах», IV. 17.
- ^ «В Джоанне». xiii. 27.
- ^ "Харес." 13.
- ^ Гарнак, «История раннехристианской литературы до Евсевия», i. 152, Лейпциг, 1893 г.
- ^ «Против Цельса», VI. 11.
- ^ Pesikta Rabbati , ed. Buber, 59b. Pesikta Rabbati 16; Midrash Mishlei 13:25, Yalkut Shimoni § 950.
- ^ Авот раввина Натана , изд. Шехтер, с. 37; сравните «Шибболе ха-Лехет», изд. Бубер, с. 266.
- ^ Клементины Проповеди , ii. 23 .
- ^ Клементины Признания , ii. 11 .
- ^ ред. Кюртон, мне 170 лет; Перевод Хаарбрюкера, т.е. 258.
- ^ ЖК; сравнить п. 151 и «Хроника Самаритянина», изд. Нойбауэр, с. 21, Париж, 1873, «Достис».
- ^ А. Гейгер , «Оригинальное письмо и переводы Библии», стр. 149; см. Иуда Хадасси , «Эшколь ха-Кофер», § 97.
- ^ С. Лоуи, Принципы самаритянской библейской экзегезы (1977), стр. 260-1.
- ^ Леви-Рубин, Милка (2002). «Самаритяне в раннемусульманский период согласно продолжению хроники Абу-л-Фатха». В Штерне, Ефрем ; Эшель, Ханан (ред.). Самаритяне (на иврите). Яд Бен-Цви Пресс. п. 583. ИСБН 965-217-202-2 .
Библиография Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Д. Оппенгейм, в журнале Berliner's Magazine, т.е. 68;
- Гольдберг, в Ха-Магиде, xii. 62;
- С. Краусс. Ленвёртер, II. 192;
- Лагард, Коммуникации, IV. 135;
- Джон Уильям Натт . Фрагменты самаритянского таргума , стр. 47–52, Лондон, 1874 г.;
- А. Хильгенфельд. Еретик геш раннего христианства, с. 160. Лейпциг, 1884;
- Э. Ренан , Истоки христианства, 2-е изд., т. 452;
- Херцфельд, бизнес народа Израиля, ii. 606;
- арабские источники у Сильвестра де Саси , Chrestomathie Arabe , i. 333;
- Пейн Смит, Тезарус Сирийский, полковник. 845;
- Гамбургер, RBT ii. 1069;
- С. Краусс, в Отк. Еврейские исследования, XLII. 27–42;
- Бюхлер. там же 220–231, который не отсылает отрывки из Мидраша к Досифею.
- Сравните также Real-Ecyc Хаука. стр. 157, 159-160
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Досифей» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.