Джеймс Мартино
Джеймс Мартино | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Норвич , Англия | 21 апреля 1805 г.
Умер | 11 января 1900 г. Лондон , Англия | (94 года)
Национальность | Британский |
Альма-матер | Манчестерский колледж, Йорк |
Заметная работа | Обоснование религиозного исследования (1836 г.) Место власти в религии (1890 г.) |
Область | Британский унитаризм |
Учреждения | Манчестерский Новый Колледж |
Подпись | |
![]() |
Джеймс Мартино ( / ˈ m ɑːr t ɪ n oʊ / ; 21 апреля 1805 - 11 января 1900) [1] был британским религиозным философом, влиятельным в истории унитаризма .
Он был братом атеистического социального теоретика , аболиционистки Гарриет Мартино . Среди детей Джеймса Мартино были прерафаэлитка- акварелистка Эдит Мартино , а также художница и резчик по дереву Гертруда Мартино . [2]
В течение 45 лет он был профессором ментальной и моральной философии и политической экономии в Новом колледже Манчестера. [3] (ныне Манчестерский колледж Харриса Оксфордского университета), главный колледж подготовки британского унитаризма .
Многие портреты Мартино, в том числе портрет Джорджа Фредерика Уоттса , хранятся в лондонской Национальной портретной галерее . В 2014 году галерея обнаружила, что ее покровительница, Кэтрин, принцесса Уэльская , была родственницей Мартино. Прапрадед принцессы, Фрэнсис Мартино Луптон , был внучатым племянником Мартино. [4] [5] В галерее также хранится письменная переписка между Мартино и лауреатом поэтом - Альфредом, лордом Теннисоном , в котором говорится, что он «считал Мартино вдохновителем всей замечательной компании, с которой он работал». Мартино и лорд Теннисон были знакомы с сыном королевы Виктории , принцем Леопольдом, герцогом Олбани , и отмечали, что Леопольд, который часто «беседовал с выдающимся доктором Мартино, считался молодым человеком очень вдумчивого ума, высоких целей, и весьма замечательные приобретения». [6] Уильям Юарт Гладстон сказал Фрэнсис Пауэр Кобб : «Доктор Мартино, вне всякого сомнения, величайший из ныне живущих мыслителей». [7]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс Мартино, седьмой из восьми детей, родился в Норидже , Англия, где его отец Томас (1764–1826) был фабрикантом и торговцем тканями. Его мать, Элизабет Рэнкин, была старшей дочерью сахарного заводчика и бакалейщика. Семья Мартино произошла от Гастона Мартино, хирурга- гугенота и беженца, который женился на Мари Пьер в 1693 году и поселился в Норидже. Его сын и внук, соответственно прадед и дед Джеймса Мартино, были хирургами в том же городе. [3] Многие члены семьи были активными сторонниками унитаризма , настолько, что комната в Эссекс-холле , штаб-квартире британского унитаризма , в конечном итоге была названа в их честь. Ветви семьи Мартино в Норидже, Бирмингеме и Лондоне были социально и политически видными унитариями; Другими элитными унитарными семьями в Бирмингеме были Кенриксы, Неттлфолды и Чемберлены, причем между этими семьями имело место большое количество смешанных браков. [8] [9] [10] В Эссекс-холле установлена статуя Мартино. [11] Его племянница Фрэнсис Луптон , которая была близка с его сестрой Харриет , работала над открытием возможностей получения образования для женщин . [12]
Образование и ранние годы
[ редактировать ]Джеймс получил образование в Норвичской гимназии , где он учился вместе с Джорджем Борроу под руководством Эдварда Валпи , был таким же хорошим ученым, как и его более известный брат Ричард , но оказался слишком чувствительным для школы. [13] Его отправили в Бристоль в частную академию доктора Ланта Карпентера , у которого он проучился два года. После отъезда он поступил в ученики к инженеру-строителю в Дерби , где приобрел «запас исключительно научных концепций», но также начал обращаться к религии для умственной стимуляции. [3]
Мартино Последовало обращение , и в 1822 году он поступил в диссидентскую академию Манчестерского колледжа , затем в Йорке — его дядя Питер Финч Мартино был одним из ее вице-президентов. [14] Здесь у него «проснулся интерес к моральным и метафизическим размышлениям». Из его учителей один, преподобный Шарль Благолюбленный , был, по словам Мартино, «учителем истинного Ларднеровского типа, искренним и католическим, простым и основательным, действительно по-человечески любящим советы мира, но благочестиво исполняющим все веления священных правда." Другого, преподобного Джона Кенрика , он описал как человека настолько образованного, что Дин Стэнли поставил его «в один ряд с Бломфилдом и Тирлуоллом », и как «настолько выше уровня тщеславия или догматизма, что цинизм сама не могла думать о них в его присутствии». Покинув колледж в 1827 году, Мартино вернулся в Бристоль, чтобы преподавать в школе Ланта Карпентера; но в следующем году он был рукоположен в унитарную церковь в Дублине . [15] чей старший министр был его родственником. [3]

Министерская карьера Мартино внезапно оборвалась в 1832 году из-за трудностей, возникших из-за « regium donum », доставшегося ему после смерти старшего министра. Он задумал это как «религиозную монополию», в которую «вносит вклад вся нация», в то время как «только пресвитериане получают», и которая поставила его в «отношение к государству», настолько «серьезно нежелательное», что «невозможно удерживать ." Оскорбительное различие, которое оно проводило между пресвитерианами , с одной стороны, и католиками, членами Религиозного общества друзей (квакерами), другими нонконформистами , неверующими и евреями, с другой, которые были вынуждены поддерживать служение, которое они сознательно не одобряли, оскорбило его совесть. [3] Однако его совесть позволила ему присутствовать как на коронации королевы Виктории в 1838 году, так и на ее золотом юбилее полвека спустя. За год до коронации в Сент-Джеймском дворце Мартино « поцеловал руку » королеве в присутствии делегации британских пресвитерианских министров. [16]
Работа и сочинения
[ редактировать ]Из Дублина его вызвали в Ливерпуль . Он поселился в доме, принадлежавшем Джозефу Уильямсону . За 25 лет своего пребывания в Ливерпуле он опубликовал свою первую работу «Обоснование религиозного исследования» , которая привлекла внимание многих религиозных и философских деятелей.
В 1840 году Мартино был назначен профессором ментальной и моральной философии и политической экономии в Манчестерском Новом колледже , семинарии, в которой он получил образование и которая теперь переехала из Йорка обратно в Манчестер . Эту должность и должность директора (1869–1885) он занимал 45 лет. [17] В 1853 году колледж переехал в Лондон, а четыре года спустя он последовал за ним туда. В 1858 году он совмещал эту работу с проповедью на кафедре часовни Литл-Портленд-Стрит в Лондоне, которую первые два года он делил с Джоном Джеймсом Тейлером (который также был его коллегой по колледжу), а затем в течение двенадцати лет в качестве единственной министр. [18]
В 1866 году кафедра философии разума и логики в Университетском колледже Лондона освободилась, когда либеральный нонконформист доктор Джон Хоппус вышел на пенсию. Мартино стал кандидатом, и, несмотря на сильную поддержку со стороны некоторых кругов, мощная оппозиция была организована антиклерикалом Джорджем Гротом , чей отказ поддержать Мартино привел к назначению Джорджа Крума Робертсона , тогда еще не судимого человека. Мартино, однако, обошел сопротивление Грота, как Хоппус научился делать во время своей профессорской деятельности, и установил сердечную дружбу с Робертсоном.
Мартино был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук в 1872 году. [19] Ему было присвоено звание доктора юридических наук. Гарварда в 1872 г., STD Лейдена в 1874 г., DD Эдинбурга в 1884 г., DCL Оксфорда в 1888 г. и D.Litt. Дублина . в 1891 году [20]

Жизнь и мысль
[ редактировать ]Мартино описал некоторые изменения, которые он претерпел; как он «внес в логические и этические проблемы максимы и постулаты физического познания» и двигался в узких рамках, «интерпретируя человеческие явления по аналогии с внешней природой»; и как в период «второго образования» в Университете Гумбольдта в Берлине у Фридриха Адольфа Тренделенбурга он пережил «новое интеллектуальное рождение». [20] Однако это сделало его не более теистом, чем он был раньше, и он развил трансценденталистские взгляды, которые стали важным течением в унитаризме. [21]
Ранние годы
[ редактировать ]В молодости он был проповедником. Хотя он и не верил в Воплощение, он считал, что божество проявляется в человечестве; человек претерпел апофеоз , и вся жизнь была тронута достоинством и грацией, которыми она была обязана своему источнику. Его проповедь привела к созданию работ, которые укрепили его репутацию: «Старания после христианской жизни» , 1-я серия, 1843 г.; 2-я серия, 1847 г.; «Часы размышлений» , 1-я серия, 1876 г.; 2-я серия, 1879 г.; различные сборники гимнов, которые он выпустил в Дублине в 1831 году, в Ливерпуле в 1840 году, в Лондоне в 1873 году; и домашние молитвы в 1891 году. [20]

В 1839 году Мартино встал на защиту унитарной доктрины, подвергшейся нападкам со стороны ливерпульских священнослужителей, включая Филдинга Ульда и Хью Бойда М'Нила . В ходе разногласий Мартино опубликовал пять бесед, в которых он обсуждал «Библию как великую автобиографию человеческой природы от ее младенчества до ее совершенства», «Божество Христа», «Викарное искупление», «Зло» и «Христианство». без Жреца и без Ритуала». [20]
В самой ранней книге Мартино «Обоснование религиозных исследований» , опубликованной в 1836 году, он поставил авторитет разума выше авторитета Священного Писания; и он оценил Новый Завет как «скучный, но правдивый; искренний, способный, энергичный, но подверженный ошибкам». [22] В книге он был отмечен среди старших британских унитаристов как опасный радикал, а его идеи стали катализатором памфлетной войны в Америке между Джорджем Рипли (который поддерживал сомнение Мартино в исторической точности Священных Писаний) и более консервативным Эндрюсом Нортоном . Несмотря на свою уверенность в том, что Библия ошибочна, Мартино продолжал придерживаться точки зрения, что «ни в каком разумном смысле не может быть назван христианином тот, кто отрицает сверхъестественное происхождение религии Христа». «имя хвалы», а просто как «обозначение веры». [23] Он порицал немецких рационалистов «за то, что они предпочли судорожными усилиями интерпретации сжать воспоминания Христа и Его апостолов в измерениях обычной жизни, вместо того, чтобы признать действие чуда, с одной стороны, или провозгласить свой отказ от христианства». с другой». [24] [20]
Трансцендентализм
[ редактировать ]Мартино познакомился с немецкой философией и критикой, особенно с критикой Фердинанда Кристиана Баура и тюбингенской школы, что повлияло на его построение христианской истории. На французов повлияли Эрнест Ренан и страсбургские богословы. Развитие эволюции заставило его переформулировать свой теизм. Он обращался к публике в качестве редактора и автора журналов Monthly Repository , Christian Reformer , Prospective Review , Westminster Review и National Review . Позже он был частым автором литературных ежемесячников. Более систематические изложения вошли в «Типы этической теории» и «Изучение религии» , а также частично в «Престол власти в религии» (1885, 1888 и 1890 гг.). Что имел в виду Иисус? Это была проблема, которую Мартино пытался решить в «Престоле власти в религии» . [25] [20]
Теория религиозного общества или церкви Мартино была идеалистической. Он предложил план, который не был принят, который вывел бы церковь из рук клерикального ордена и позволил бы координировать секты или церкви под властью государства. Эклектичный по натуре, он собирал идеи из любого источника, который ему нравился. Стопфорд Брук однажды спросил А. П. Стэнли , декана Вестминстера , «сможет ли англиканская церковь расшириться настолько, чтобы позволить Джеймсу Мартино стать архиепископом Кентерберийским ». [26]



Спустя годы
[ редактировать ]Хотя он выступал против переноса (1889 г.) Манчестерского нового колледжа в Оксфорд, Мартино принял участие в открытии новых зданий, проведя причастие (19 октября 1893 г.) в часовне того, что сегодня является Манчестерским колледжем Харриса Оксфордского университета. . [27]
Широкий круг друзей оплакивал его смерть 11 января 1900 года; Оскар Уайльд ссылается на него в своей прозе. [28]
Он был похоронен в семейной могиле на восточной стороне Хайгейтского кладбища . Одной из его дочерей была художница-акварелист Эдит Мартино , которая была похоронена в семейной могиле в 1909 году. Мемориальный зал Мартино в Норвиче был построен в 1907 году и назван в честь знаменитых членов семьи, которые долгое время проживали в этом районе и были дьяконами часовни . к которому был пристроен зал. Однако неофициально зал был назван в честь Джеймса, который умер в последние годы, основав при этом воскресную школу несколькими десятилетиями ранее. [29]
Библиография
[ редактировать ]- «Попытки христианской жизни» (1843 г.);
- Сборники 1852 г.;
- Обоснование религиозного исследования: или Вопрос о разуме, Библии и церкви; в шести лекциях (1853 г.);
- Исследования христианства: серия статей (1858 г.);
- Этюд Спинозы (1882)
- Типы этической теории (1885)
См. также
[ редактировать ]- Свободные христиане (Великобритания)
- Генеральная ассамблея унитарных и свободных христианских церквей
- Унитаризм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Некролог — доктор Джеймс Мартино, Лондон — 12 января 1900 года» . Западная Австралия . 15 января 1900 г. с. 5 . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ «Мартино, Эдит (Мисс)» , Словарь художников Бенезит , Oxford University Press, 31 октября 2011 г., doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.b00300589 , получено 18 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Фэйрберн 1911 , с. 797.
- ^ Фернесс, Ханна. «Герцогиня Кембриджская посещает Национальную портретную галерею – дом малоизвестных картин семьи Миддлтон» . UK Daily Telegraph — стр. 3 . UK Daily Telegraph – 11 февраля 2014 г. Проверено 9 мая 2014 г.
- ^ Галерея, Лондон, Национальный портрет. «Джордж Фредерик Уоттс. Портрет Джеймса Мартино, 1873 год» . НПГ, Лондон, 2014 . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Гринвуд, Грейс (1883). Королева Виктория, ее девичество и женственность . Монреаль: Dawson Bros. Проверено 21 января 2014 г.
- ^ Коббе, Фрэнсис Пауэр (1904). «Лондон шестидесятых и семидесятых годов» . Жизнь Фрэнсис Пауэр Кобб, рассказанная ею самой . Лондон: Swan Sonnenschein & Co, Lim. п. 509.
- ^ Дерево, Семья Чемберленов. «Семья Чемберленов» . Авторские права Грэма Уолла, 2001 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 20 января 2014 г.
Обратите внимание на связь семей Мартино, Кенрика, Неттлфорда и Чемберлена (1862-1945).
- ^ Растон, Алан. «Джозеф Чемберлен» . УУДБ. c2011 . Проверено 20 января 2014 г.
- ^ Роу 1959 , глава 6.
- ^ Роу 1959 , глава 8.
- ^ Гарриет Мартино (1 января 1983 г.). Элизабет Сандерс Арбакл (ред.). Письма Гарриет Мартино к Фанни Веджвуд . Издательство Стэнфордского университета. п. 150. ИСБН 9780804711463 .
(Май 1857 г.) Моя (Х. Мартино) племянница, миссис (Фрэнсис) Луптон и ее муж приехали на два дня.
- ^ Хупер, Джеймс (1913). Сувенир к празднованию Джорджа Борроу . Джаррольд и сыновья. п. 14 .
- ^ Рональдс, БФ (февраль 2018 г.). «Питер Финч Мартино и его сын». Информационный бюллетень Общества Мартино . 41 : 10–19.
- ^ Роу 1959 , глава 1.
- ^ Карпентер, Дж. Эстлин. Джеймс Мартино, теолог и педагог; Исследование его жизни в размышлениях . Филип Грин, Эссекс-стрит, Лондон, 1905 год, Глава VII.
- ^ Оксфордский университет, Манчестерский колледж Харриса –. «Архивы и история - Манчестерский колледж Харриса, Оксфордский университет» . hmc.ox.ac.uk. Harris Manchester College Pty Ltd. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 22 сентября 2014 г.
- ^ Фэйрберн 1911 , стр. 797–798.
- ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава M» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фэйрберн 1911 , с. 798.
- ^ Тиффани К. Уэйн, Энциклопедия трансцендентализма (2006), стр. 179.
- ^ Джеймс Мартино, Обоснование религиозного исследования (Лондон, 1836 г.), стр. 17.
- ^ Джеймс Мартино, Обоснование религиозных исследований (Лондон, 1836 г.), «Предисловие ко второму изданию», px.
- ^ Мартино, Джеймс (1836). "Рационализм". Обоснование религиозного исследования . Лондон: Уиттакер и компания, Симпкин и Маршалл и Р. Хантер. п. 133.
- ^ Мартино, Джеймс. Место власти в религии
- ^ Уоллер, Ральф (2006). «Мартино, Джеймс». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/18229 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Гордон, Александр (1901). Ли, Сидни (ред.). Национальный биографический словарь (1-е приложение) . Том. 3. Лондон: Смит, Элдер и компания. . В
- ^ Уайльд, Оскар (1 января 2005 г.) [1-е. паб. Космополитический книжный кор. 1916]. Проза Оскара Уайльда . п. 494. ИСБН 9781596050969 . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ (Англия), Норидж (1936). Официальный путеводитель по городу Норидж . Проверено 3 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Дж. Хант , Религиозная мысль в Англии в XIX веке (1896), страницы 246–250;
- А. В. Джексон, Джеймс Мартино, биография и исследование (Бостон, 1900);
- Дж. Драммонд и К. Б. Аптон, Жизнь и письма (2 тома, 1901 г.);
- Генри Сиджвик , Лекции по этике Грина, Спенсера и Мартино (1902);
- А. Х. Крауфурд, Воспоминания о Джеймсе Мартино (1903);
- Дж. Э. Карпентер, Джеймс Мартино, теолог и учитель (1905);
- CB Upton, философия доктора Мартино, обзор (1905 г.);
- Роу, Мортимер (1959). История Эссекс-холла . Лондон: Линдси Пресс. Архивировано из оригинала 16 января 2012 года.
- Фрэнк Шульман , Джеймс Мартино: Этот опьяненный совестью унитарист (2002).
Атрибуция
- свободном доступе : Фэйрберн, Эндрю Мартин (1911). « Мартино, Джеймс ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 797–800. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Джеймсом Мартино, в Wikiquote
- Работы Джеймса Мартино в Project Gutenberg
- Работы Джеймса Мартино или о нем в Internet Archive
- Портреты Джеймса Мартино в Национальной портретной галерее в Лондоне
- 1805 рождений
- 1900 смертей
- Похороны на Хайгейтском кладбище
- Выпускники Манчестерского колледжа Харриса, Оксфорд
- Английские философы
- Английские унитарии
- Англичане французского происхождения
- Члены Американской академии искусств и наук
- Люди, получившие образование в Нориджской школе
- Ирландские пресвитерианские служители, не подписавшиеся на
- Семья Мартино