Польская реформатская церковь
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на польском языке . (Апрель 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Евангелическая реформатская церковь в Республике Польша | |
---|---|
Евангелическая реформатская церковь в Польше | |
Классификация | протестант |
Ориентация | Кальвинизм |
Источник | 16 век |
Конгрегации | 8 |
Члены | 3,461 (2015) |
Польская реформатская церковь , официально называемая Евангелической реформатской церковью в Республике Польша (польский: Kościół Evangelicko-Reformowany w RP ) — историческая кальвинистская протестантская церковь в Польше , основанная в 16 веке и существующая до сих пор.
Структура и организация [ править ]
По данным Центрального статистического управления Польши, Польская реформатская церковь насчитывает 3461 члена (2015 г.). [1] Большинство членов церкви проживают в центральной Польше; в 2014 году из общего числа 3464 приверженцев 1800 проживали в Лодзинском воеводстве и 1000 — в городе Варшаве . [2] В Польше восемь общин:
Кроме того, новые общины существуют и в некоторых других городах, включая Познань , Вроцлав и Гданьск . В 2003 году Церковь рукоположила свою первую женщину- служителя , и еще две студентки проходят обучение. Польская реформатская церковь — это церковь меньшинства в Польше , где примерно 87% населения были католиками в 2021 году. [3] [4]
История [ править ]
16-18 века [ править ]
Польское реформатское движение восходит к половине XVI века, когда учения швейцарских реформаторов, таких как Цвингли и Кальвин, начали проникать в Польшу. Ранее лютеранство проникло в Польшу, особенно в городах. Большой толчок движению кальвинистской Реформации произошел, когда в 1525 году набожный католический король Сигизмунд I Старый (1506–1548) принял в качестве своего вассала в герцогской Пруссии лютеранского принца Альберта I, герцога Прусского , создав таким образом первую протестантскую страну. в мире. Хотя король выступал против «новой мысли», гуманисты по всей Польско-Литовской унии начали изучать кальвинистское богословие. Самая знаменитая и влиятельная группа находилась в столице страны Кракове , где они стекались вокруг книгопечатника и торговца Яна Тшецельского, объединяя дворян, горожан , профессоров и священников. Первая кальвинистская церковная служба состоялась в 1550 году в Пиньчуве. [5] городок недалеко от Кракова , где местный дворянский владелец обратился в реформатскую веру, изгнал монахов , «очистив» городскую церковь. Другие дворяне вскоре последовали этому примеру, и первый кальвинистский синод в Малой Польше состоялся в 1554 году в Сломниках . [5] недалеко от Кракова. Так было образовано Малопольское братство (Jednota Małopolska). [ нужна ссылка ]
Тем временем на севере Польши образовалась еще одна кальвинистская церковь. Чешские братья , преследуемые чешским королем Фердинандом I Габсбургом, бежали в Великую Польшу (1548 г.), где поселились в поместьях местных аристократов, которых очень быстро обратили в свою веру. Число их приходов быстро возросло с 20 в 1555 году до 64 в 1570 году. Их главным центром был город Лешно , [6] где они поселились под покровительством преданной реформаторской семьи Лещинских . [5] Так было образовано Чешское Братство, также называемое Великопольским Братством (Jednota Wielkopolska). Великопольское и Малопольское Братство действительно пытались сотрудничать более тесно и даже подписали в 1555 году союзное соглашение, но реформатская знать Малой Польши, составлявшая оплот членов церкви, сочла чехов слишком иерархичными и недемократичными, и в конце концов Малопольское братство стало строго синодальной структурой, а Великопольская церковь стала более пресвитерианской . [ нужна ссылка ]
Реформация в Великом княжестве Литовском (сегодняшние Литва , Беларусь и Украина ) датируется 1552 годом, когда местный аристократ Николай «Черный» Радзивилл принял реформатского проповедника, хотя некоторые идеи Реформации были известны во Сигизмунда II Августа. дворце [5] благодаря вернувшемуся образованному литовцу Абраомасу Кулвиетису , который основал школу и обучал детей по-лютерански. В целом он был непопулярен среди католической иерархии из-за своих лютеранских убеждений, и когда в 1542 году королева отсутствовала, Абраомас был вынужден покинуть страну. Вскоре за ним (Радзивиллом «Черным») последовал его двоюродный брат Николай «Рыжий» Радзивилл. [7] и другие аристократы. Реформатор Ян Ласки работал на короля Сигизмунда II с 1556 года. Первый синод состоялся в 1557 году, а два года спустя литовцы подписали унию с Малопольскими братьями. Огромное количество новообращенных было привлечено из православной знати. Пока дворяне использовали польский язык в церковных службах, предпринимались попытки обратить в свою веру литовскоязычных крестьян и крепостных, но, поскольку до второй половины XIX века литовский язык не имел письменной формы, польский язык оставался официальным церковным языком. Так возникли «Литовские братья» (Jednota Litewska). [ нужна ссылка ]
В 1556 году Ян Ласко (Ян Ласки) вернулся из Западной Европы, чтобы помочь в организации Польской реформатской церкви. Видя, что новый король Сигизмунд II Август симпатизирует делу кальвинистов, [8] он пытался написать исповедание, которое было бы приемлемо не только для всех трех кальвинистских церквей, но и для лютеран. К сожалению, изнемогая от непосильного труда, он умер в 1560 г., добившись лишь консолидации Меньшего реформатского братства, которое вскоре после этого было ослаблено расколом унитарианцев ( 1563 г.). В том же году Второе Гельветическое исповедание было переведено на польский язык и принято Литовской и Малопольской братией. [ нужна ссылка ] Ласки называли «отцом Польской реформатской церкви». [9]
В посмертную дань уважения Иоанну Ласко, чешским братьям, две кальвинистская и лютеранская церкви в Польше согласились в 1570 году на Сандомирское исповедание (Konfesja Sandomierska), которое представляло собой иренический перевод Второго гельветического исповедания и теоретически составляло одно, объединенная протестантская церковь. Сила польских протестантов была продемонстрирована, когда в 1573 году был принят закон, предвещавший любые преследования на почве религии, - акт, беспрецедентный в Европе того времени. Протестанты также составили более 65% членов нижней и около половины верхней палат парламента. [ нужна ссылка ]
Кальвинисты открыли школы в Пиньчуве , Лешно , Кракове , Вильнюсе , Кедайняе и Слуцке . Они также напечатали первую полную Библию на польском языке , заказанную Николаем «Черным» Радзивиллом в 1563 году в Брест-Литовске и переведенную Яном Ласки. [10] Радзивилл также работал над изменением государственных законов, чтобы обеспечить равные права для реформаторов, а также создал несколько церквей в своих поместьях. [11] Хотя в нем в основном участвовали дворяне и аристократы, ему удалось найти последователей и среди крестьянства. В некоторых регионах число реформатских приходов полностью превосходило римско-католические, хотя пропорционально движение, вероятно, никогда не превышало 20% всего населения и 45% дворянства. В то же время движение набирало силу, появились признаки католического возрождения. Иезуиты были приглашены в Польшу духовенством в 1565 году, и вскоре эти монахи выступили за более строгие методы борьбы с «ересью». Последовали религиозные беспорядки, в результате которых протестантов удалось изгнать из главных городов Польши (Краков, Познань, Люблин), за важным исключением Вильно. Унитарный раскол серьёзно ослабил церковь, и в 1595 году кальвинистско-лютеранский союз распался.
Новый стойкий католический король Сигизмунд III Васа отказался продвигать каких-либо протестантов, и с начала 17 века церковь оказалась в серьезной обороне, когда все три брата потеряли церкви и последователей. За краткой передышкой, которую они получили во время правления короля Владислава IV Васы (1632–1648), последовали гражданские войны, войны со Швецией , Россией и Турцией, опустошавшие страну на протяжении второй половины столетия. К тому времени во всех трех Братствах осталась лишь горстка верующих, причем литовский теперь возглавлял остальных трех. Почти все аристократы перешли в католичество, а последний протестант в Сенате (лютеранин) умер в 1668 году. Подъем нетерпимости начался в 1658 году, когда унитарианцы были изгнаны из страны. [12] [13] а обращение из католического христианства каралось смертью. Наконец, в 1717 году протестантское дворянство было лишено всех политических прав. [6] которые были восстановлены им только в 1768 году. Хотя небольшое количество гугенотов поселилось в Польше в конце 17 века (Гданьск, Варшава), их число сократилось. К 1768 году число реформатских церквей сократилось до 40 с 500 в 1591 году. [ нужна ссылка ]
В 1768 году под давлением православной России и протестантской Пруссии польский сейм неохотно восстановил политические права польского дворянства, а также предоставил почти полную свободу вероисповедания и вероисповедания — сохранялся лишь запрет на отречение от католицизма. При просвещенном короле Станиславе Августе Понятовском (1764–1795) кальвинисты начали быстро восстанавливаться из руин. Были построены новые церкви в Познани, Пьясках и т. д. В столице Варшаве организовалась новая община и построила новую церковь (1776 г.). Эта община имела мультикультурный мировоззрение, поскольку помимо польской знати в ее состав входили купцы шотландского, английского, швейцарского, гугенотского , голландского и немецкого происхождения. Службы проводились на польском, немецком и французском языках. [ нужна ссылка ]
Церковная организация также консолидировалась, и в 1777 году в Малопольской общине в Силце была подписана уния между польскими реформатами и лютеранами, а Сандомирская уния была еще раз подтверждена. Была учреждена общая консистория из шести членов, поровну от кальвинистов и лютеран, двое из которых были духовенством, двое — горожанами и двое — дворянами. Хотя этот союз был недолгим (распался в 1782 году), протестанты в Польше продолжали расти и расширяться, особенно в Варшаве, конгрегация которой вскоре затмила любой другой церковный центр. Этот оптимистичный период был прерван тремя разделами Польши Пруссией, Россией и Австрией (1772, 1793, 1795 гг.), которые привели к исчезновению Польши более чем на столетие с карты Европы. [14]
Польская реформация без Польши 1795–1918 ( )
Начало было непростым. Великопольское братство было включено в 1817 году в состав Прусской евангелической союзной церкви как отдельный округ (Kirchenprovinz Posen, т.е. церковная провинция Позен), но без какой-либо автономии . Между 1829 и 1853 годами епископ Карл Андреас Вильгельм Фреймарк (1785–1855) возглавлял церковную провинцию Позен в качестве генерального суперинтенданта. [15] Под постоянным давлением со стороны прусского правительства к середине 19 века Объединенная церковь отказалась от польского языка в своей литургии , и большинство старых кальвинистских дворян предпочли обратиться в католицизм, а не стать немцами. В Австрии приходы также были включены в состав Евангелической церкви Аугсбурга и Гельветского исповедания в Австрии , но образовали собственный сеньор, отдельный от приходов лютеран. [ нужна ссылка ]
В XIX веке количество польских реформатских приходов в Кракове сократилось с четырех до одного. призывали только лютеранских пасторов Там кальвинисты делили приход с лютеранами, и они стали настолько доминирующими, что с 1828 года на кафедру , хотя горстка кальвинистов выжила.
Польский кальвинизм сохранялся на землях, захваченных Россией. Варшавская община, возглавляемая выдающимися членами, доминировала над остальными Малопольскими братьями и стала лидером деноминации. «Литовские братья» сохранили свою синодальную структуру и польское мировоззрение и в начале 19 века построили в Вильнюсе монументальный костел . [ нужна ссылка ]
Число реформатов также росло: в 1803 году колония чешских поселенцев основала город и общину Зелув . При энергичном суперинтенданте Кароле Диле (умершем в 1831 г.) в 1829 г. было подписано еще одно административное объединение с лютеранами. Преобладание более многочисленных лютеран в новой консистории кальвинистов, а также неудачное ноябрьское восстание 1830 года привели к тому, что российский царь Николай I распустил Союз в 1849 году. Согласно новому указу были сформированы отдельные лютеранская и реформатская церкви. Малопольское братство было распущено, его шесть приходов были объединены в один (в Силце) и теперь переданы в ведение Консистории в Варшаве. Эта новая церковь называлась (неофициально) Варшавскими братьями. «Литовским братьям» удалось избежать роспуска, хотя их школы были отобраны Российским государством. [ нужна ссылка ]
В оставшуюся часть XIX века реформатское движение в Польше медленно росло, хотя пропорционально остальной части польского населения их процент снижался. Новые общины были основаны в Люблине (1852 г.), Сейрияе (1852 г.), Сувалках (1852 г.). Чехи из Желова мигрировали в другие части Польши и образовали там новые общины: в Куцуве (1852 г.), Жирардове (1852 г.) и Лодзи (1904 г.). Несмотря на жестокие репрессии со стороны России после Январского восстания (1863 г.), в котором были замешаны и активны многие реформатские дворяне, церковь оставалась польской и медленно поглощала и полонизировала новые группы иммигрантов, поселившихся в стране. Рост церкви был бы более впечатляющим, если бы она не страдала от острой нехватки служителей: например, в 1880 году в 10 общинах служило всего 5 пасторов. [ нужна ссылка ]
Дела у литовских братьев шли не так хорошо. Ее имения были конфискованы в 1841 году, а после 1866 года церковь была вынуждена вести административную деятельность и соборы на русском языке. Число общин сократилось до 12, хотя в течение XIX века чешскими поселенцами из Желова были основаны две новые. Церкви удалось избежать любого националистического конфликта между ее литовскими крестьянами и все еще преобладающим польским дворянством. [ нужна ссылка ]
В начале 20-го века ряд польских кальвинистов из Жирардова , Куцува и Зелова эмигрировали в Соединенные Штаты, а в 1915 году польский пресвитерианский , был основан в Балтиморе, штат Мэриленд приход ; этот приход просуществовал до 1941 года. [ нужны разъяснения ]
Польша ( Независимая ) 1918–39
Сразу после восстановления независимости Польши и Варшавская, и Литовская Братия выразили радость по этому поводу и желание объединиться в одну церковь. В 1918 году Варшавское братство предоставило женщинам полное избирательное право на церковных собраниях, собраниях и синодах. До 1930-х годов обе церкви быстро росли. Варшавские братья организовали новые общины в Торуни , Познани, Львове (ныне Львов на Украине) и Кракове. Благодаря миссионерской деятельности несколько тысяч украинцев были обращены в кальвинизм из восточного православия и организованы в полунезависимый синод внутри Варшавского братства. В 1926 году церковь начала издавать двухнедельную церковную газету «Еднота» («Братья»), которая существует и по сей день. [ нужна ссылка ]
Литовские Братья понесли огромные потери, когда литовские приходы образовали отдельную церковь в независимой Литве, а также потеряли Советской России старые церковные центры, такие как Слуцк, Койданов , Минск и т. д. Братьев осталось всего 4 конгрегации (Вильно, Изабеллин, Непокойчице, Михайловка) восстановили себя путем включения польских англиканцев (в основном обращенных из иудаизма) в отдельный синод, а также путем миссий к украинцам и белорусам . Несмотря на неоднократные попытки объединиться, две церкви оставались отдельными, а в 1930-е годы даже враждовали после того, как Виленская консистория занялась прибыльным, но сомнительным бизнесом по облегчению разводов. Переговоры о Союзе возобновились в 1939 году, но были прерваны началом Второй мировой войны. [ нужна ссылка ]
К 1939 году Варшавское Братство насчитывало более 20 000 членов, а Литовское Братство ок. 5000 участников. Помимо этих двух церквей, Объединенная евангелическая церковь в Польше (Kościół Evangelicko-Unijny w Polsce), принявшая независимость от церкви Старопрусского союза, насчитывала ок. 3000 кальвинистов и Евангелическая церковь Аугсбурга и Гельветского исповедания в Малой Польше (Kościoł Evangelicki Augsburskiego i Helweckiego Wyznania w Małopolsce), вышедшая из польской части старой объединенной австрийской церкви, насчитывала ок. 2000, [16] таким образом общее количество реформатов в Польше составило ок. 30 000 участников. В их число входили поляки польского, чешского, литовского, немецкого, украинского, белорусского и еврейского происхождения. [ нужна ссылка ]
мировой войны (1939–45 Преследования во время Второй )
1 сентября 1939 года нацистская Германия вторглась в Польшу , а 17 сентября - Советский Союз . После отчаянной борьбы Польша была оккупирована Россией и Германией, и правительство отправилось в изгнание к концу месяца . И нацисты, и Советский Союз спровоцировали настоящий террор на завоеванной территории. Эти меры затронули реформатские конфессии. На нацистском секторе был уничтожен весь Англиканский Синод Виленских братьев (около 1000 членов). В Лодзи пастору впервые запретили проповедовать на польском языке. Когда он начал это делать в Чехии, был арестован гестапо после рождественской службы в 1940 году, депортирован в концентрационный лагерь Дахау , где и был убит. Конгрегация была подавлена, а службы прекращены. То же самое произошло с общинами в Торуни, Познани и Люблине. [ нужна ссылка ]
Варшавский приход уцелел под руководством генерального суперинтенданта Стефана Скерского, но после Варшавского восстания был рассеян. Депортации, казни и принудительные работы опустошили церковь. Преследования продолжались и в Советском Союзе, украинское протестантское население подвергалось депортациям и почти полностью истреблялось. Виленская община сначала была подчинена Литовскому синоду, а затем польским службам было приказано прекратить. Дворянство и интеллигенция были преследованы и либо казнены, либо сосланы в Сибирь . К 1945 году «Виленское братство» прекратило свое существование. [ нужна ссылка ]
При коммунистическом режиме ( 1945–89 )
Польским реформатам потребовалось два года, прежде чем они встретились на Синоде (1947 г.). Старого преподобного Скерского снова выбрали суперинтендантом, но он умер изнуренный и сломленный зверствами войны. Положение церкви было драматичным: в Польше находились всего три служителя; церкви в нынешних Литве и Белоруссии были потеряны для Советов; церкви в Силце и Таборе были захвачены католическим населением как «немецкие»; Варшава была полностью разрушена немцами , хотя церкви удалось уцелеть.
Число членов оценивалось в 5000, или почти 1/6 от числа 1939 года. Однако оно падал еще больше, поскольку немецкие и чешские кальвинисты эмигрировали из Польши. Старые кальвинистские церкви в Западной Польше были захвачены католиками, которые отказались их вернуть; нехватка пастырей ощущалась до конца 1950-х годов. Некоторые польские реформаты предпочли остаться на Западе, чем вернуться к коммунистическому режиму, и сформировали Лондонскую реформатскую польскую церковь, которая просуществовала до 1991 года. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Краткий статистический ежегодник Польши (PDF) . Варшава: Центральное статистическое управление. 2017. с. 115. ISSN 1640-3630 .
- ^ Религиозные конфессии в Польше 2012-2014 (PDF) . Варшава: Центральное статистическое управление. 2016. стр. 60. ISBN. 9788370276126 .
- ↑ Веб-сайт Statista, Польша: Религиозная принадлежность , получено 12 декабря 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Европейской комиссии, раздел Эвридика, Польша , получено 19 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Веб-сайт проекта Z-Library, «Происхождение и геополитические детерминанты протестантизма в Польше в связи с его современным пространственным диапазоном» , автор: Анджей Рыкала, стр. 12
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Веб-сайт JStor, Протестантская солидарность в восемнадцатом веке: усилия Валлонии по оказанию помощи польским реформатским церквям, Казимеж Бем, стр. 93, опубликовано в журнале Church History, Vol. 73, № 1 (март 2004 г.)
- ^ Веб-сайт Среднеамериканской реформатской семинарии, Реформация без глубоких корней , Питер Ю. Де Йонг (1992), стр. 45
- ^ Веб-сайт польской культуры, Да! Польские протестанты есть , статья Захария Мазура от 25 февраля 2021 г.
- ↑ Веб-сайт «Библейские исследования Великобритании», Польские протестанты: экуменизм в двойной диаспоре , Пол Кейм, стр. 301.
- ^ Веб-сайт Place For Truth, Ян Ласки - Польский реформатор , статья Симонетты Карр, от 28 января 2020 г.
- ^ Веб-сайт энциклопедии Visuotine Lietuviu, Микалоюс Радвила Рудасис
- ↑ Веб-сайт унитаристов, «История и значение унитарного движения» , автор У.Г. Таррант (195=47), стр. 64.
- ^ Веб-сайт польской культуры, Польские братья: первая реформатская церковь мира и первая запрещенная религия в Польше , статья Адриана Соболевского от 10 сентября 2021 г.
- ^ Веб-сайт Гарвардского университета, раздел «Россия в глобальной перспективе» , Разделы Польши (часть 2)
- ^ «Фреймарк, Карл» в: База данных поляков — polnische Personendatenbank , получено 6 мая 2012 г.
- ↑ Малопольские реформатские протестанты были организованы в четыре общины. См. Малгожата Коська: «Деяния коммун Аугсбургской евангелической церкви и Гельветическое исповедание 1786–1939». Архивировано 17 августа 2011 г. в Wayback Machine , Центральный архив исторических записей в Варшаве (AGAD; Центральный архив исторических записей в Варшаве). Архивировано 17 апреля 2012 г. в Wayback Machine ; получено 6 мая 2012 г.