Jump to content

Польская реформатская церковь

Евангелическая реформатская церковь в Республике Польша
Евангелическая реформатская церковь в Польше
Классификация протестант
Ориентация Кальвинизм
Источник 16 век
Конгрегации 8
Члены 3,461 (2015)

Польская реформатская церковь , официально называемая Евангелической реформатской церковью в Республике Польша (польский: Kościół Evangelicko-Reformowany w RP ) — историческая кальвинистская протестантская церковь в Польше , основанная в 16 веке и существующая до сих пор.

Структура и организация [ править ]

Расположение всех восьми собраний

По данным Центрального статистического управления Польши, Польская реформатская церковь насчитывает 3461 члена (2015 г.). [1] Большинство членов церкви проживают в центральной Польше; в 2014 году из общего числа 3464 приверженцев 1800 проживали в Лодзинском воеводстве и 1000 — в городе Варшаве . [2] В Польше восемь общин:

Кроме того, новые общины существуют и в некоторых других городах, включая Познань , Вроцлав и Гданьск . В 2003 году Церковь рукоположила свою первую женщину- служителя , и еще две студентки проходят обучение. Польская реформатская церковь — это церковь меньшинства в Польше , где примерно 87% населения были католиками в 2021 году. [3] [4]

История [ править ]

16-18 века [ править ]

Польское реформатское движение восходит к половине XVI века, когда учения швейцарских реформаторов, таких как Цвингли и Кальвин, начали проникать в Польшу. Ранее лютеранство проникло в Польшу, особенно в городах. Большой толчок движению кальвинистской Реформации произошел, когда в 1525 году набожный католический король Сигизмунд I Старый (1506–1548) принял в качестве своего вассала в герцогской Пруссии лютеранского принца Альберта I, герцога Прусского , создав таким образом первую протестантскую страну. в мире. Хотя король выступал против «новой мысли», гуманисты по всей Польско-Литовской унии начали изучать кальвинистское богословие. Самая знаменитая и влиятельная группа находилась в столице страны Кракове , где они стекались вокруг книгопечатника и торговца Яна Тшецельского, объединяя дворян, горожан , профессоров и священников. Первая кальвинистская церковная служба состоялась в 1550 году в Пиньчуве. [5] городок недалеко от Кракова , где местный дворянский владелец обратился в реформатскую веру, изгнал монахов , «очистив» городскую церковь. Другие дворяне вскоре последовали этому примеру, и первый кальвинистский синод в Малой Польше состоялся в 1554 году в Сломниках . [5] недалеко от Кракова. Так было образовано Малопольское братство (Jednota Małopolska). [ нужна ссылка ]

Тем временем на севере Польши образовалась еще одна кальвинистская церковь. Чешские братья , преследуемые чешским королем Фердинандом I Габсбургом, бежали в Великую Польшу (1548 г.), где поселились в поместьях местных аристократов, которых очень быстро обратили в свою веру. Число их приходов быстро возросло с 20 в 1555 году до 64 в 1570 году. Их главным центром был город Лешно , [6] где они поселились под покровительством преданной реформаторской семьи Лещинских . [5] Так было образовано Чешское Братство, также называемое Великопольским Братством (Jednota Wielkopolska). Великопольское и Малопольское Братство действительно пытались сотрудничать более тесно и даже подписали в 1555 году союзное соглашение, но реформатская знать Малой Польши, составлявшая оплот членов церкви, сочла чехов слишком иерархичными и недемократичными, и в конце концов Малопольское братство стало строго синодальной структурой, а Великопольская церковь стала более пресвитерианской . [ нужна ссылка ]

Миколай «Черный» Радзивилл

Реформация в Великом княжестве Литовском (сегодняшние Литва , Беларусь и Украина ) датируется 1552 годом, когда местный аристократ Николай «Черный» Радзивилл принял реформатского проповедника, хотя некоторые идеи Реформации были известны во Сигизмунда II Августа. дворце [5] благодаря вернувшемуся образованному литовцу Абраомасу Кулвиетису , который основал школу и обучал детей по-лютерански. В целом он был непопулярен среди католической иерархии из-за своих лютеранских убеждений, и когда в 1542 году королева отсутствовала, Абраомас был вынужден покинуть страну. Вскоре за ним (Радзивиллом «Черным») последовал его двоюродный брат Николай «Рыжий» Радзивилл. [7] и другие аристократы. Реформатор Ян Ласки работал на короля Сигизмунда II с 1556 года. Первый синод состоялся в 1557 году, а два года спустя литовцы подписали унию с Малопольскими братьями. Огромное количество новообращенных было привлечено из православной знати. Пока дворяне использовали польский язык в церковных службах, предпринимались попытки обратить в свою веру литовскоязычных крестьян и крепостных, но, поскольку до второй половины XIX века литовский язык не имел письменной формы, польский язык оставался официальным церковным языком. Так возникли «Литовские братья» (Jednota Litewska). [ нужна ссылка ]

В 1556 году Ян Ласко (Ян Ласки) вернулся из Западной Европы, чтобы помочь в организации Польской реформатской церкви. Видя, что новый король Сигизмунд II Август симпатизирует делу кальвинистов, [8] он пытался написать исповедание, которое было бы приемлемо не только для всех трех кальвинистских церквей, но и для лютеран. К сожалению, изнемогая от непосильного труда, он умер в 1560 г., добившись лишь консолидации Меньшего реформатского братства, которое вскоре после этого было ослаблено расколом унитарианцев ( 1563 г.). В том же году Второе Гельветическое исповедание было переведено на польский язык и принято Литовской и Малопольской братией. [ нужна ссылка ] Ласки называли «отцом Польской реформатской церкви». [9]

В посмертную дань уважения Иоанну Ласко, чешским братьям, две кальвинистская и лютеранская церкви в Польше согласились в 1570 году на Сандомирское исповедание (Konfesja Sandomierska), которое представляло собой иренический перевод Второго гельветического исповедания и теоретически составляло одно, объединенная протестантская церковь. Сила польских протестантов была продемонстрирована, когда в 1573 году был принят закон, предвещавший любые преследования на почве религии, - акт, беспрецедентный в Европе того времени. Протестанты также составили более 65% членов нижней и около половины верхней палат парламента. [ нужна ссылка ]

Религии в Речи Посполитой в 1573 году.
Реформированные районы

Кальвинисты открыли школы в Пиньчуве , Лешно , Кракове , Вильнюсе , Кедайняе и Слуцке . Они также напечатали первую полную Библию на польском языке , заказанную Николаем «Черным» Радзивиллом в 1563 году в Брест-Литовске и переведенную Яном Ласки. [10] Радзивилл также работал над изменением государственных законов, чтобы обеспечить равные права для реформаторов, а также создал несколько церквей в своих поместьях. [11] Хотя в нем в основном участвовали дворяне и аристократы, ему удалось найти последователей и среди крестьянства. В некоторых регионах число реформатских приходов полностью превосходило римско-католические, хотя пропорционально движение, вероятно, никогда не превышало 20% всего населения и 45% дворянства. В то же время движение набирало силу, появились признаки католического возрождения. Иезуиты были приглашены в Польшу духовенством в 1565 году, и вскоре эти монахи выступили за более строгие методы борьбы с «ересью». Последовали религиозные беспорядки, в результате которых протестантов удалось изгнать из главных городов Польши (Краков, Познань, Люблин), за важным исключением Вильно. Унитарный раскол серьёзно ослабил церковь, и в 1595 году кальвинистско-лютеранский союз распался.

Новый стойкий католический король Сигизмунд III Васа отказался продвигать каких-либо протестантов, и с начала 17 века церковь оказалась в серьезной обороне, когда все три брата потеряли церкви и последователей. За краткой передышкой, которую они получили во время правления короля Владислава IV Васы (1632–1648), последовали гражданские войны, войны со Швецией , Россией и Турцией, опустошавшие страну на протяжении второй половины столетия. К тому времени во всех трех Братствах осталась лишь горстка верующих, причем литовский теперь возглавлял остальных трех. Почти все аристократы перешли в католичество, а последний протестант в Сенате (лютеранин) умер в 1668 году. Подъем нетерпимости начался в 1658 году, когда унитарианцы были изгнаны из страны. [12] [13] а обращение из католического христианства каралось смертью. Наконец, в 1717 году протестантское дворянство было лишено всех политических прав. [6] которые были восстановлены им только в 1768 году. Хотя небольшое количество гугенотов поселилось в Польше в конце 17 века (Гданьск, Варшава), их число сократилось. К 1768 году число реформатских церквей сократилось до 40 с 500 в 1591 году. [ нужна ссылка ]

В 1768 году под давлением православной России и протестантской Пруссии польский сейм неохотно восстановил политические права польского дворянства, а также предоставил почти полную свободу вероисповедания и вероисповедания — сохранялся лишь запрет на отречение от католицизма. При просвещенном короле Станиславе Августе Понятовском (1764–1795) кальвинисты начали быстро восстанавливаться из руин. Были построены новые церкви в Познани, Пьясках и т. д. В столице Варшаве организовалась новая община и построила новую церковь (1776 г.). Эта община имела мультикультурный мировоззрение, поскольку помимо польской знати в ее состав входили купцы шотландского, английского, швейцарского, гугенотского , голландского и немецкого происхождения. Службы проводились на польском, немецком и французском языках. [ нужна ссылка ]

Церковная организация также консолидировалась, и в 1777 году в Малопольской общине в Силце была подписана уния между польскими реформатами и лютеранами, а Сандомирская уния была еще раз подтверждена. Была учреждена общая консистория из шести членов, поровну от кальвинистов и лютеран, двое из которых были духовенством, двое — горожанами и двое — дворянами. Хотя этот союз был недолгим (распался в 1782 году), протестанты в Польше продолжали расти и расширяться, особенно в Варшаве, конгрегация которой вскоре затмила любой другой церковный центр. Этот оптимистичный период был прерван тремя разделами Польши Пруссией, Россией и Австрией (1772, 1793, 1795 гг.), которые привели к исчезновению Польши более чем на столетие с карты Европы. [14]

Польская реформация без Польши 1795–1918 ( )

Начало было непростым. Великопольское братство было включено в 1817 году в состав Прусской евангелической союзной церкви как отдельный округ (Kirchenprovinz Posen, т.е. церковная провинция Позен), но без какой-либо автономии . Между 1829 и 1853 годами епископ Карл Андреас Вильгельм Фреймарк (1785–1855) возглавлял церковную провинцию Позен в качестве генерального суперинтенданта. [15] Под постоянным давлением со стороны прусского правительства к середине 19 века Объединенная церковь отказалась от польского языка в своей литургии , и большинство старых кальвинистских дворян предпочли обратиться в католицизм, а не стать немцами. В Австрии приходы также были включены в состав Евангелической церкви Аугсбурга и Гельветского исповедания в Австрии , но образовали собственный сеньор, отдельный от приходов лютеран. [ нужна ссылка ]

В XIX веке количество польских реформатских приходов в Кракове сократилось с четырех до одного. призывали только лютеранских пасторов Там кальвинисты делили приход с лютеранами, и они стали настолько доминирующими, что с 1828 года на кафедру , хотя горстка кальвинистов выжила.

Польский кальвинизм сохранялся на землях, захваченных Россией. Варшавская община, возглавляемая выдающимися членами, доминировала над остальными Малопольскими братьями и стала лидером деноминации. «Литовские братья» сохранили свою синодальную структуру и польское мировоззрение и в начале 19 века построили в Вильнюсе монументальный костел . [ нужна ссылка ]

Число реформатов также росло: в 1803 году колония чешских поселенцев основала город и общину Зелув . При энергичном суперинтенданте Кароле Диле (умершем в 1831 г.) в 1829 г. было подписано еще одно административное объединение с лютеранами. Преобладание более многочисленных лютеран в новой консистории кальвинистов, а также неудачное ноябрьское восстание 1830 года привели к тому, что российский царь Николай I распустил Союз в 1849 году. Согласно новому указу были сформированы отдельные лютеранская и реформатская церкви. Малопольское братство было распущено, его шесть приходов были объединены в один (в Силце) и теперь переданы в ведение Консистории в Варшаве. Эта новая церковь называлась (неофициально) Варшавскими братьями. «Литовским братьям» удалось избежать роспуска, хотя их школы были отобраны Российским государством. [ нужна ссылка ]

В оставшуюся часть XIX века реформатское движение в Польше медленно росло, хотя пропорционально остальной части польского населения их процент снижался. Новые общины были основаны в Люблине (1852 г.), Сейрияе (1852 г.), Сувалках (1852 г.). Чехи из Желова мигрировали в другие части Польши и образовали там новые общины: в Куцуве (1852 г.), Жирардове (1852 г.) и Лодзи (1904 г.). Несмотря на жестокие репрессии со стороны России после Январского восстания (1863 г.), в котором были замешаны и активны многие реформатские дворяне, церковь оставалась польской и медленно поглощала и полонизировала новые группы иммигрантов, поселившихся в стране. Рост церкви был бы более впечатляющим, если бы она не страдала от острой нехватки служителей: например, в 1880 году в 10 общинах служило всего 5 пасторов. [ нужна ссылка ]

Дела у литовских братьев шли не так хорошо. Ее имения были конфискованы в 1841 году, а после 1866 года церковь была вынуждена вести административную деятельность и соборы на русском языке. Число общин сократилось до 12, хотя в течение XIX века чешскими поселенцами из Желова были основаны две новые. Церкви удалось избежать любого националистического конфликта между ее литовскими крестьянами и все еще преобладающим польским дворянством. [ нужна ссылка ]

В начале 20-го века ряд польских кальвинистов из Жирардова , Куцува и Зелова эмигрировали в Соединенные Штаты, а в 1915 году польский пресвитерианский , был основан в Балтиморе, штат Мэриленд приход ; этот приход просуществовал до 1941 года. [ нужны разъяснения ]

Польша ( Независимая ) 1918–39

Конгрегации (примеры)

Сразу после восстановления независимости Польши и Варшавская, и Литовская Братия выразили радость по этому поводу и желание объединиться в одну церковь. В 1918 году Варшавское братство предоставило женщинам полное избирательное право на церковных собраниях, собраниях и синодах. До 1930-х годов обе церкви быстро росли. Варшавские братья организовали новые общины в Торуни , Познани, Львове (ныне Львов на Украине) и Кракове. Благодаря миссионерской деятельности несколько тысяч украинцев были обращены в кальвинизм из восточного православия и организованы в полунезависимый синод внутри Варшавского братства. В 1926 году церковь начала издавать двухнедельную церковную газету «Еднота» («Братья»), которая существует и по сей день. [ нужна ссылка ]

Литовские Братья понесли огромные потери, когда литовские приходы образовали отдельную церковь в независимой Литве, а также потеряли Советской России старые церковные центры, такие как Слуцк, Койданов , Минск и т. д. Братьев осталось всего 4 конгрегации (Вильно, Изабеллин, Непокойчице, Михайловка) восстановили себя путем включения польских англиканцев (в основном обращенных из иудаизма) в отдельный синод, а также путем миссий к украинцам и белорусам . Несмотря на неоднократные попытки объединиться, две церкви оставались отдельными, а в 1930-е годы даже враждовали после того, как Виленская консистория занялась прибыльным, но сомнительным бизнесом по облегчению разводов. Переговоры о Союзе возобновились в 1939 году, но были прерваны началом Второй мировой войны. [ нужна ссылка ]

К 1939 году Варшавское Братство насчитывало более 20 000 членов, а Литовское Братство ок. 5000 участников. Помимо этих двух церквей, Объединенная евангелическая церковь в Польше (Kościół Evangelicko-Unijny w Polsce), принявшая независимость от церкви Старопрусского союза, насчитывала ок. 3000 кальвинистов и Евангелическая церковь Аугсбурга и Гельветского исповедания в Малой Польше (Kościoł Evangelicki Augsburskiego i Helweckiego Wyznania w Małopolsce), вышедшая из польской части старой объединенной австрийской церкви, насчитывала ок. 2000, [16] таким образом общее количество реформатов в Польше составило ок. 30 000 участников. В их число входили поляки польского, чешского, литовского, немецкого, украинского, белорусского и еврейского происхождения. [ нужна ссылка ]

мировой войны (1939–45 Преследования во время Второй )

1 сентября 1939 года нацистская Германия вторглась в Польшу , а 17 сентября - Советский Союз . После отчаянной борьбы Польша была оккупирована Россией и Германией, и правительство отправилось в изгнание к концу месяца . И нацисты, и Советский Союз спровоцировали настоящий террор на завоеванной территории. Эти меры затронули реформатские конфессии. На нацистском секторе был уничтожен весь Англиканский Синод Виленских братьев (около 1000 членов). В Лодзи пастору впервые запретили проповедовать на польском языке. Когда он начал это делать в Чехии, был арестован гестапо после рождественской службы в 1940 году, депортирован в концентрационный лагерь Дахау , где и был убит. Конгрегация была подавлена, а службы прекращены. То же самое произошло с общинами в Торуни, Познани и Люблине. [ нужна ссылка ]

Варшавский приход уцелел под руководством генерального суперинтенданта Стефана Скерского, но после Варшавского восстания был рассеян. Депортации, казни и принудительные работы опустошили церковь. Преследования продолжались и в Советском Союзе, украинское протестантское население подвергалось депортациям и почти полностью истреблялось. Виленская община сначала была подчинена Литовскому синоду, а затем польским службам было приказано прекратить. Дворянство и интеллигенция были преследованы и либо казнены, либо сосланы в Сибирь . К 1945 году «Виленское братство» прекратило свое существование. [ нужна ссылка ]

При коммунистическом режиме ( 1945–89 )

Польским реформатам потребовалось два года, прежде чем они встретились на Синоде (1947 г.). Старого преподобного Скерского снова выбрали суперинтендантом, но он умер изнуренный и сломленный зверствами войны. Положение церкви было драматичным: в Польше находились всего три служителя; церкви в нынешних Литве и Белоруссии были потеряны для Советов; церкви в Силце и Таборе были захвачены католическим населением как «немецкие»; Варшава была полностью разрушена немцами , хотя церкви удалось уцелеть.

Число членов оценивалось в 5000, или почти 1/6 от числа 1939 года. Однако оно падал еще больше, поскольку немецкие и чешские кальвинисты эмигрировали из Польши. Старые кальвинистские церкви в Западной Польше были захвачены католиками, которые отказались их вернуть; нехватка пастырей ощущалась до конца 1950-х годов. Некоторые польские реформаты предпочли остаться на Западе, чем вернуться к коммунистическому режиму, и сформировали Лондонскую реформатскую польскую церковь, которая просуществовала до 1991 года. [ нужна ссылка ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Краткий статистический ежегодник Польши (PDF) . Варшава: Центральное статистическое управление. 2017. с. 115. ISSN   1640-3630 .
  2. ^ Религиозные конфессии в Польше 2012-2014 (PDF) . Варшава: Центральное статистическое управление. 2016. стр. 60. ISBN.  9788370276126 .
  3. Веб-сайт Statista, Польша: Религиозная принадлежность , получено 12 декабря 2023 г.
  4. Веб-сайт Европейской комиссии, раздел Эвридика, Польша , получено 19 декабря 2023 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Веб-сайт проекта Z-Library, «Происхождение и геополитические детерминанты протестантизма в Польше в связи с его современным пространственным диапазоном» , автор: Анджей Рыкала, стр. 12
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Веб-сайт JStor, Протестантская солидарность в восемнадцатом веке: усилия Валлонии по оказанию помощи польским реформатским церквям, Казимеж Бем, стр. 93, опубликовано в журнале Church History, Vol. 73, № 1 (март 2004 г.)
  7. ^ Веб-сайт Среднеамериканской реформатской семинарии, Реформация без глубоких корней , Питер Ю. Де Йонг (1992), стр. 45
  8. ^ Веб-сайт польской культуры, Да! Польские протестанты есть , статья Захария Мазура от 25 февраля 2021 г.
  9. Веб-сайт «Библейские исследования Великобритании», Польские протестанты: экуменизм в двойной диаспоре , Пол Кейм, стр. 301.
  10. ^ Веб-сайт Place For Truth, Ян Ласки - Польский реформатор , статья Симонетты Карр, от 28 января 2020 г.
  11. ^ Веб-сайт энциклопедии Visuotine Lietuviu, Микалоюс Радвила Рудасис
  12. Веб-сайт унитаристов, «История и значение унитарного движения» , автор У.Г. Таррант (195=47), стр. 64.
  13. ^ Веб-сайт польской культуры, Польские братья: первая реформатская церковь мира и первая запрещенная религия в Польше , статья Адриана Соболевского от 10 сентября 2021 г.
  14. ^ Веб-сайт Гарвардского университета, раздел «Россия в глобальной перспективе» , Разделы Польши (часть 2)
  15. ^ «Фреймарк, Карл» в: База данных поляков — polnische Personendatenbank , получено 6 мая 2012 г.
  16. Малопольские реформатские протестанты были организованы в четыре общины. См. Малгожата Коська: «Деяния коммун Аугсбургской евангелической церкви и Гельветическое исповедание 1786–1939». Архивировано 17 августа 2011 г. в Wayback Machine , Центральный архив исторических записей в Варшаве (AGAD; Центральный архив исторических записей в Варшаве). Архивировано 17 апреля 2012 г. в Wayback Machine ; получено 6 мая 2012 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adca3096bb1ed0c7ee8878bf9c2423be__1705175100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/be/adca3096bb1ed0c7ee8878bf9c2423be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish Reformed Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)