иреницизм
Иреницизм в христианском богословии относится к попыткам объединить христианские апологетические системы, используя разум как неотъемлемый атрибут. Это слово происходит от греческого слова ειρήνη (эйрен), что означает мир . Это концепция, связанная с общинной теологией и противостоящая выраженным разногласиям, которые могут вызвать неизбежную напряженность или трения, и уходит корнями в идеалы пацифизма. [ нужна ссылка ] . Те, кто присоединяется к иренизму, осознают важность единства христианской церкви и провозглашают общую связь всех христиан под Христом .
Эразм и его влияние
[ редактировать ]Дезидерий Эразм был христианским гуманистом и реформатором в смысле пресечения клерикальных злоупотреблений, почитания внутреннего благочестия , считая разум столь же значимым в теологии, как и в других отношениях. Он также продвигал идею о том, что христианство должно оставаться под одной церковью, как в теологическом, так и в буквальном смысле, под телом Католической церкви . С его времени иренизм постулировал устранение конфликтов между различными христианскими вероисповеданиями путем посредничества и постепенного объединения богословских различий. Эразм много писал на темы, связанные в целом с миром, и иренический подход является частью структуры его мысли, как в теологии, так и в отношении политики:
Несмотря на частоту и остроту полемики, направленной против него, Эразм продолжал... практиковать своего рода дискурс, критический и ироничный, но в то же время скромный и иреничный. [1]
Определенный важный вклад Эразма помог продвинуть гуманистическое рассмотрение тем мира и религиозного примирения; в их число входили Inquisitio de fide (1524 г.), выступавшая против мнения папы о том, что Мартин Лютер был еретиком, и De sarcienda ecclesiae concordia (1533 г.). У Эразма были близкие соратники, разделявшие его взгляды ( Юлиус фон Пфлюг , Кристоф фон Стадион , Якоб Циглер и Ян Ласки) . [2] ), а на католической стороне за ним последовали Джордж Кассандр и Георг Витцель . [3] [4] [5]
Однако влияние Эразма было ограничено фактическим исключением его работ из таких стран, как Франция, с 1525 года, по крайней мере, в открытом доступе; хотя они появлялись во многих формах и переводах. Джеймс Хаттон говорит о «тайной манере, с помощью которой пропаганда мира Эразма достигла французской общественности». [6]
Франциск Юниус опубликовал в 1593 году Le paisible Chrestien, в котором приводил доводы в пользу религиозной терпимости и экуменизма . Он обратился к Филиппу II Испанскому , используя аргументы, взятые у французского политического деятеля Мишеля де Лопиталя и реформатора Себастьяна Кастеллио . [7]
17 век: католики и протестанты
[ редактировать ]Иренские движения имели влияние в 17 веке, а иренизм, например, в форме усилий Готфрида Лейбница по воссоединению католиков и протестантов, в некотором смысле является предшественником более современных экуменических движений.
1589 года «Пацифический экзамен по доктрине гугенотов» Генри Констебла оказал влияние, например, на Кристофера Поттера и Уильяма Форбса . Ричард Монтегю восхищался Кассандером и Андреасом Фрициусом . [8] 1628 года Syllabus aliquot synodorum представлял собой библиографию литературы религиозного согласия, составленную Жаном Хотманом, маркизом де Виллер-Сен-Поль десятилетиями ранее и напечатанную Гуго Гроцием под псевдонимом «Теодосий Ириней» с предисловием Матиаса . Бернеггер . [9]
Однако для умеренных и даже ироничных писателей-католиков было вполне типично обнаружить в этот период, что их аргументы были направлены против католицизма. Этот стиль спора развился в Англии у Томаса Белла и особенно у Томаса Мортона . Это привело к тому, что Томас Джеймс добыл Маркантонио де Доминиса и Паоло Сарпи и предпринял попытки потребовать от Витцеля протестантской традиции; аргументы галликанизма приветствовались, но в то же время считались особенно коварными; и иренист, такой как Франциск Санкта-Клара, подвергается резким нападкам со стороны стойких кальвинистов . В число протестантских писателей, убежденных в своем иреническом подходе к католикам, входили Уильям Ковелл и Томас Дав . [10]
17 век: протестантские разделения
[ редактировать ]Яков I из Англии считал, что заказанный им перевод Библии может привести к некоторому примирению между английскими протестантскими религиозными группировками и оказаться ирениконом . [11] Греческое ἐιρηνικόν ( eirenikon ) или мирное предложение также рассматривается как irenicum в его латинской версии.
Развивалась иреническая литература, посвященная разногласиям внутри протестантизма, особенно в течение двадцати лет после Вестфальского мира . Примеры, отмеченные заголовком:
- Давид Пареус , Иреник, или об союзе и синоде евангелистов (1614 г.) [12]
- Джон Форбс , Иреник любителям истины и мира в Шотландской церкви (Абердин, 1629 г.) [13]
- Иеремия Берроуз , Айреникум (1653 г.)
- Джон Дьюри , Иреникус: в котором кратко предлагаются и решаются дела совести среди евангелических церквей мира (1654 г.)
- Дэниел Цвикер , Irenicum irenicorum (1658)
- Эдвард Стиллингфлит , Айреникум: оружейная мазь для церковных ран (1659 и 1661)
- Мэтью Ньюкомен . иреникум; или Очерк о братском мире и союзе между приверженцами конгрегационализма и пресвитерианства (1659 г.)
- Моисей Амираут , Иреник, или о мире в религии среди евангелистов (1662 г.) [14]
- Сэмюэл Мэзер , Irenicum: или Очерк союза (1680)
Исаак Ньютон написал Irenicum (неопубликованную рукопись); он поддерживал широтную позицию в богословии, основанную на обзоре истории церкви. [15]
Оценка раннего современного иренизма
[ редактировать ]Энтони Милтон пишет:
[Экуменические историки] склонны предполагать существование иренического «эссенциализма», в котором предполагается ассоциация христианского единства с миром, терпимостью и экуменизмом. [...] Фактически, большинство мыслителей того периода признавали, что религиозное единство было хорошей идеей, точно так же, как они считали, что грех — плохая идея. Проблема заключалась в том, что, конечно, разные люди хотели иренизма на разных условиях. [...] Различные интерпретации иренизма могли иметь прямые политические последствия, делая риторику христианского единства важным инструментом в политических конфликтах того периода. [16]
Именно в этом свете он комментирует преемственность иренистов: Эразм, Кассандр, Яков Аконций , Гроций, затем Джон Дьюри, который потратил много времени на предложенное примирение лютеран и кальвинистов.
Современное использование
[ редактировать ]Иреникал стал широко используемым прилагательным для обозначения идеалистической и миролюбивой концепции, такой как теория демократического мира .
Ложный иренизм или ложный эйренизм - это выражение, используемое в некоторых документах католической церкви 20-го века для критики попыток экуменизма, которые позволили бы искажать или затуманивать католическую доктрину. Документы, в которых используется этот термин, включают энциклику Humani Generis , обнародованную Папой Пием XII в 1950 году, Второго Ватиканского Собора Декрет об экуменизме 1964 года , Unitatis Redintegratio , а также Папы Иоанна Павла II и Ut unum sint его постсинодальное апостольское увещевание 1984 года. , Reconciliatio et paenitentia .
Современные положительные примеры католического неложного иренизма можно увидеть в «Документ о человеческом братстве» совместной декларации Папы Франциска и шейха Ахмеда эль-Тайеба , а также в Папы Бенедикта XVI. заявленной просьбе [17] Католической церкви принять участие в праздновании 500-летия протестантской Реформации в 2017 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Теренс Дж. Мартин, Живые слова: исследования диалогов о религии (1998), с. 278.
- ^ Бартель, Оскар (1999). Ян Ласки . Варшава. стр. 156, 168, 182.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Питер Г. Битенхольц, Томас Брайан Дойчер, Современники Эразма: Биографический реестр Возрождения и Реформации (2003), стр. 78, с. 275 и с. 475.
- ^ «Дезидериус Эразм »
- ^ Ник Томпсон, Дальний путь реформационного иренизма: соображения Modestae et Pacificae Уильяма Форбса (1585–1634). стр. 124–147 в журнале «Reforming the Reformation» (2004); PDF (на стр. 2 и стр. 8).
- ^ Джеймс Хаттон, Темы мира в поэзии эпохи Возрождения (1984), стр. 146.
- ^ Мартин ван Гельдерен, Политическая мысль голландского восстания 1555–1590 (2002), стр. 83; Гугл Книги .
- ^ Энтони Милтон, Католик и реформат: Римская и протестантская церкви в английской протестантской мысли, 1600–1640 (2002), стр. 248–9; Гугл Книги .
- ^ У.Б. Паттерсон, Король Джеймс VI и я и воссоединение христианского мира (2000), стр. 149; Гугл Книги .
- ^ Энтони Милтон, Католик и реформат: Римская и протестантская церкви в английской протестантской мысли, 1600–1640 (2002), стр. 233–9.
- ^ Николсон, Адам (2003). Божьи секретари . Харпер Коллинз. п. 66 . ISBN 9780060185169 .
- ^ «Страница 218» .
- ^ «Страница 340» .
- ^ «Филип Шафф: Символы веры христианского мира с историей и критическими примечаниями. Том I. История символов веры. - Эфирная библиотека христианской классики» .
- ^ Джеймс Э. Форс, Ричард Генри Попкин , Ньютон и религия: контекст, природа и влияние (1999), стр. 146 и с. 175.
- ^ Энтони Милтон, «Неизменный миротворец»? Джон Дьюри и политика иренизма в Англии, 1628–1643 , с. 96 в Марке Гринграссе (редактор), Сэмюэле Хартлибе и Всеобщей Реформации: Исследования в области интеллектуальной коммуникации (2002).
- ^ Аллен-младший, Джон Л. (30 сентября 2011 г.). «Три вещи, которые мы узнали из поездки Бенедикта в Германию» . Национальный католический репортер . Проверено 27 февраля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Говард Лаутан (1997), В поисках компромисса: миротворцы в контрреформационной Вене
- Йорис ван Эйджнаттен (1998), Взаимная христианская терпимость: иренизм и толерантность в Нидерландах: Дело Стинстры, 1740–1745 гг.
- Сэмюэл Дж. Т. Миллер, Молан, лютеранский иренист (1633–1722) История Церкви, Vol. 22, нет. 3 (сентябрь 1953 г.), стр. 197–218
- Бодо Нишан, Джон Бергиус: иренизм и начало официальной религиозной терпимости в Бранденбурге-Пруссии , История Церкви, том. 51 (1982), стр. 389–404.
- Майкл Б. Люкенс, Витцель и эразмианский иренизм в 1530-х годах , Журнал теологических исследований, 1988, 39 (1): 134-136.
- Грэм Мердок, Границы реформированного иренизма: Венгрия и Трансильвания в Говарде Лаутане, Рэндалле Захмане (редакторы), От соборности к конфессиональной церкви, 1400–1618 (Саут-Бенд: Notre Dame Press, 2004).
- Дафна М. Веджбери, Протестантский иренизм и тысячелетие: Мид и круг Хартлиба , в Джеффри К. Джу (редактор), Рай на Земле: Джозеф Мид (1586–1638) и наследие милленаризма (2006)