Jump to content

иреницизм

(Перенаправлено с Иреник )

Иреницизм в христианском богословии относится к попыткам объединить христианские апологетические системы, используя разум как неотъемлемый атрибут. Это слово происходит от греческого слова ειρήνη (эйрен), что означает мир . Это концепция, связанная с общинной теологией и противостоящая выраженным разногласиям, которые могут вызвать неизбежную напряженность или трения, и уходит корнями в идеалы пацифизма. [ нужна ссылка ] . Те, кто присоединяется к иренизму, осознают важность единства христианской церкви и провозглашают общую связь всех христиан под Христом .

Эразм и его влияние

[ редактировать ]

Дезидерий Эразм был христианским гуманистом и реформатором в смысле пресечения клерикальных злоупотреблений, почитания внутреннего благочестия , считая разум столь же значимым в теологии, как и в других отношениях. Он также продвигал идею о том, что христианство должно оставаться под одной церковью, как в теологическом, так и в буквальном смысле, под телом Католической церкви . С его времени иренизм постулировал устранение конфликтов между различными христианскими вероисповеданиями путем посредничества и постепенного объединения богословских различий. Эразм много писал на темы, связанные в целом с миром, и иренический подход является частью структуры его мысли, как в теологии, так и в отношении политики:

Несмотря на частоту и остроту полемики, направленной против него, Эразм продолжал... практиковать своего рода дискурс, критический и ироничный, но в то же время скромный и иреничный. [1]

Определенный важный вклад Эразма помог продвинуть гуманистическое рассмотрение тем мира и религиозного примирения; в их число входили Inquisitio de fide (1524 г.), выступавшая против мнения папы о том, что Мартин Лютер был еретиком, и De sarcienda ecclesiae concordia (1533 г.). У Эразма были близкие соратники, разделявшие его взгляды ( Юлиус фон Пфлюг , Кристоф фон Стадион , Якоб Циглер и Ян Ласки) . [2] ), а на католической стороне за ним последовали Джордж Кассандр и Георг Витцель . [3] [4] [5]

Однако влияние Эразма было ограничено фактическим исключением его работ из таких стран, как Франция, с 1525 года, по крайней мере, в открытом доступе; хотя они появлялись во многих формах и переводах. Джеймс Хаттон говорит о «тайной манере, с помощью которой пропаганда мира Эразма достигла французской общественности». [6]

Франциск Юниус опубликовал в 1593 году Le paisible Chrestien, в котором приводил доводы в пользу религиозной терпимости и экуменизма . Он обратился к Филиппу II Испанскому , используя аргументы, взятые у французского политического деятеля Мишеля де Лопиталя и реформатора Себастьяна Кастеллио . [7]

17 век: католики и протестанты

[ редактировать ]

Иренские движения имели влияние в 17 веке, а иренизм, например, в форме усилий Готфрида Лейбница по воссоединению католиков и протестантов, в некотором смысле является предшественником более современных экуменических движений.

1589 года «Пацифический экзамен по доктрине гугенотов» Генри Констебла оказал влияние, например, на Кристофера Поттера и Уильяма Форбса . Ричард Монтегю восхищался Кассандером и Андреасом Фрициусом . [8] 1628 года Syllabus aliquot synodorum представлял собой библиографию литературы религиозного согласия, составленную Жаном Хотманом, маркизом де Виллер-Сен-Поль десятилетиями ранее и напечатанную Гуго Гроцием под псевдонимом «Теодосий Ириней» с предисловием Матиаса . Бернеггер . [9]

Однако для умеренных и даже ироничных писателей-католиков было вполне типично обнаружить в этот период, что их аргументы были направлены против католицизма. Этот стиль спора развился в Англии у Томаса Белла и особенно у Томаса Мортона . Это привело к тому, что Томас Джеймс добыл Маркантонио де Доминиса и Паоло Сарпи и предпринял попытки потребовать от Витцеля протестантской традиции; аргументы галликанизма приветствовались, но в то же время считались особенно коварными; и иренист, такой как Франциск Санкта-Клара, подвергается резким нападкам со стороны стойких кальвинистов . В число протестантских писателей, убежденных в своем иреническом подходе к католикам, входили Уильям Ковелл и Томас Дав . [10]

17 век: протестантские разделения

[ редактировать ]

Яков I из Англии считал, что заказанный им перевод Библии может привести к некоторому примирению между английскими протестантскими религиозными группировками и оказаться ирениконом . [11] Греческое ἐιρηνικόν ( eirenikon ) или мирное предложение также рассматривается как irenicum в его латинской версии.

Развивалась иреническая литература, посвященная разногласиям внутри протестантизма, особенно в течение двадцати лет после Вестфальского мира . Примеры, отмеченные заголовком:

Исаак Ньютон написал Irenicum (неопубликованную рукопись); он поддерживал широтную позицию в богословии, основанную на обзоре истории церкви. [15]

Оценка раннего современного иренизма

[ редактировать ]

Энтони Милтон пишет:

[Экуменические историки] склонны предполагать существование иренического «эссенциализма», в котором предполагается ассоциация христианского единства с миром, терпимостью и экуменизмом. [...] Фактически, большинство мыслителей того периода признавали, что религиозное единство было хорошей идеей, точно так же, как они считали, что грех — плохая идея. Проблема заключалась в том, что, конечно, разные люди хотели иренизма на разных условиях. [...] Различные интерпретации иренизма могли иметь прямые политические последствия, делая риторику христианского единства важным инструментом в политических конфликтах того периода. [16]

Именно в этом свете он комментирует преемственность иренистов: Эразм, Кассандр, Яков Аконций , Гроций, затем Джон Дьюри, который потратил много времени на предложенное примирение лютеран и кальвинистов.

Современное использование

[ редактировать ]

Иреникал стал широко используемым прилагательным для обозначения идеалистической и миролюбивой концепции, такой как теория демократического мира .

Ложный иренизм или ложный эйренизм - это выражение, используемое в некоторых документах католической церкви 20-го века для критики попыток экуменизма, которые позволили бы искажать или затуманивать католическую доктрину. Документы, в которых используется этот термин, включают энциклику Humani Generis , обнародованную Папой Пием XII в 1950 году, Второго Ватиканского Собора Декрет об экуменизме 1964 года , Unitatis Redintegratio , а также Папы Иоанна Павла II и Ut unum sint его постсинодальное апостольское увещевание 1984 года. , Reconciliatio et paenitentia .

Современные положительные примеры католического неложного иренизма можно увидеть в «Документ о человеческом братстве» совместной декларации Папы Франциска и шейха Ахмеда эль-Тайеба , а также в Папы Бенедикта XVI. заявленной просьбе [17] Католической церкви принять участие в праздновании 500-летия протестантской Реформации в 2017 году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Теренс Дж. Мартин, Живые слова: исследования диалогов о религии (1998), с. 278.
  2. ^ Бартель, Оскар (1999). Ян Ласки . Варшава. стр. 156, 168, 182. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Питер Г. Битенхольц, Томас Брайан Дойчер, Современники Эразма: Биографический реестр Возрождения и Реформации (2003), стр. 78, с. 275 и с. 475.
  4. ^ «Дезидериус Эразм »
  5. ^ Ник Томпсон, Дальний путь реформационного иренизма: соображения Modestae et Pacificae Уильяма Форбса (1585–1634). стр. 124–147 в журнале «Reforming the Reformation» (2004); PDF (на стр. 2 и стр. 8).
  6. ^ Джеймс Хаттон, Темы мира в поэзии эпохи Возрождения (1984), стр. 146.
  7. ^ Мартин ван Гельдерен, Политическая мысль голландского восстания 1555–1590 (2002), стр. 83; Гугл Книги .
  8. ^ Энтони Милтон, Католик и реформат: Римская и протестантская церкви в английской протестантской мысли, 1600–1640 (2002), стр. 248–9; Гугл Книги .
  9. ^ У.Б. Паттерсон, Король Джеймс VI и я и воссоединение христианского мира (2000), стр. 149; Гугл Книги .
  10. ^ Энтони Милтон, Католик и реформат: Римская и протестантская церкви в английской протестантской мысли, 1600–1640 (2002), стр. 233–9.
  11. ^ Николсон, Адам (2003). Божьи секретари . Харпер Коллинз. п. 66 . ISBN  9780060185169 .
  12. ^ «Страница 218» .
  13. ^ «Страница 340» .
  14. ^ «Филип Шафф: Символы веры христианского мира с историей и критическими примечаниями. Том I. История символов веры. - Эфирная библиотека христианской классики» .
  15. ^ Джеймс Э. Форс, Ричард Генри Попкин , Ньютон и религия: контекст, природа и влияние (1999), стр. 146 и с. 175.
  16. ^ Энтони Милтон, «Неизменный миротворец»? Джон Дьюри и политика иренизма в Англии, 1628–1643 , с. 96 в Марке Гринграссе (редактор), Сэмюэле Хартлибе и Всеобщей Реформации: Исследования в области интеллектуальной коммуникации (2002).
  17. ^ Аллен-младший, Джон Л. (30 сентября 2011 г.). «Три вещи, которые мы узнали из поездки Бенедикта в Германию» . Национальный католический репортер . Проверено 27 февраля 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Говард Лаутан (1997), В поисках компромисса: миротворцы в контрреформационной Вене
  • Йорис ван Эйджнаттен (1998), Взаимная христианская терпимость: иренизм и толерантность в Нидерландах: Дело Стинстры, 1740–1745 гг.
  • Сэмюэл Дж. Т. Миллер, Молан, лютеранский иренист (1633–1722) История Церкви, Vol. 22, нет. 3 (сентябрь 1953 г.), стр. 197–218
  • Бодо Нишан, Джон Бергиус: иренизм и начало официальной религиозной терпимости в Бранденбурге-Пруссии , История Церкви, том. 51 (1982), стр. 389–404.
  • Майкл Б. Люкенс, Витцель и эразмианский иренизм в 1530-х годах , Журнал теологических исследований, 1988, 39 (1): 134-136.
  • Грэм Мердок, Границы реформированного иренизма: Венгрия и Трансильвания в Говарде Лаутане, Рэндалле Захмане (редакторы), От соборности к конфессиональной церкви, 1400–1618 (Саут-Бенд: Notre Dame Press, 2004).
  • Дафна М. Веджбери, Протестантский иренизм и тысячелетие: Мид и круг Хартлиба , в Джеффри К. Джу (редактор), Рай на Земле: Джозеф Мид (1586–1638) и наследие милленаризма (2006)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e952c24d1cc30f0dd84cf82ef36a87a__1720811460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/7a/2e952c24d1cc30f0dd84cf82ef36a87a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Irenicism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)