Паоло Сарпи
Паоло Сарпи (14 августа 1552 – 15 января 1623) был венецианским историком, прелатом, ученым, каноническим юристом , эрудитом и государственным деятелем, действовавшим от имени Венецианской республики в период ее успешного неповиновения папскому интердикту (1605–1607) и его война (1615–1617) с Австрией из-за пиратов Ускока . Его сочинения, откровенно полемические и резко критикующие Католическую церковь и ее схоластическую традицию, «вдохновили Гоббса и Эдварда Гиббона на их собственные исторические разоблачения священнического искусства». [1] Главный труд Сарпи « История Трентского собора» (1619 г.) был опубликован в Лондоне в 1619 г.; другие труды: « История церковных приходов» , «История интердикта» и его «Приложение к «Истории ускоков»» , появились посмертно. Организованные вокруг отдельных тем, они являются ранними образцами жанра исторической монографии . [2]
Будучи защитником свобод республиканской Венеции и сторонником отделения церкви от государства, [3] Сарпи прославился как герой республиканизма и свободомыслия и, возможно, криптопротестант. [4] Его последние слова , « Esto perpetua » («пусть она [т.е. республика] живет вечно»), были упомянуты Джоном Адамсом в 1820 году в письме Томасу Джефферсону , когда Адамс «так же истово, как и отец Пол, желал сохранения нашей огромной американской империи и наших свободных институтов», как Сарпи желал сохранить Венецию и ее институты». [5]
Сарпи также был учёным-экспериментатором, сторонником системы Коперника, другом и покровителем Галилео Галилея , [6] и страстный приверженец новейших исследований в области анатомии, астрономии и баллистики в Падуанском университете . В его обширную сеть корреспондентов входили Фрэнсис Бэкон и Уильям Харви .
Сарпи считал, что правительственные учреждения должны отменить цензуру « Аввиси» — информационных бюллетеней, которые начали распространяться в его время — и вместо цензуры публиковать свои собственные версии новостей, чтобы противостоять вражеским публикациям. В этом духе сам Сарпи опубликовал несколько брошюр в защиту прав Венеции на Адриатику. Таким образом, Сарпи можно считать одним из первых защитников свободы прессы , хотя при его жизни эта концепция еще не существовала.
Ранние годы
[ редактировать ]Он родился Пьетро Сарпи в Венеции . Его отец был купцом, хотя и не преуспевающим; его мать была венецианской дворянкой. [7] Его отец умер, когда он был еще ребенком. Блестящий и не по годам развитый мальчик получил образование у своего дяди по материнской линии, школьного учителя, а затем у Джаммарии Капеллы, монаха сервитского ордена августинцев . В 1566 году, в возрасте тринадцати лет, он вступил в орден сервитов, приняв имя Фра (Брат) Паоло, под которым, с эпитетом Сервита, он всегда был известен своим современникам. [8]
Сарпи был направлен в монастырь в Мантуе около 1567 года. В 1570 году он поддержал тезисы на диспуте там и был приглашен остаться в качестве придворного теолога герцога Гульельмо Гонзага . [9] Сарпи оставался в Мантуе четыре года, изучая математику и восточные языки . Затем он отправился в Милан в 1575 году, где был советником Карла Борромео , святого и епископа. [10] но был переведен начальством в Венецию в качестве профессора философии в сервитском монастыре. В 1579 году он стал провинциалом. [11] Венецианской провинции сервитского ордена, [12] во время учебы в Падуанском университете. В двадцать семь лет он был назначен приказом генерального прокурора. В этом качестве его отправили в Рим , где он взаимодействовал с тремя сменявшими друг друга папами, великим инквизитором и другими влиятельными людьми.
Сарпи вернулся в Венецию в 1588 году и провел следующие 17 лет в учебе, время от времени прерываемой внутренними спорами в его общине. В 1601 году он был рекомендован венецианским сенатом на епископство Каорле , но папский нунций , желавший получить его в качестве протеже своего , обвинил Сарпи в том, что он отрицал бессмертие души и оспаривал авторитет Аристотеля . Попытка получить еще одно епископство в следующем году также потерпела неудачу, поскольку Папа Климент VIII обиделся на привычку Сарпи переписываться с учеными еретиками . [ нужна ссылка ]
Венеция в конфликте с Папой
[ редактировать ]Климент VIII умер в марте 1605 года, и позиция его преемника Папы Павла V расширила границы папских прерогатив. Венеция одновременно приняла меры по его ограничению: право светских трибуналов рассматривать преступления духовенства было подтверждено в двух основных делах и в сфере действия двух древних законов города, а именно: одного, запрещающего основание новых церквей. или церковные общины без согласия государства, другой запрещает приобретение собственности священниками или религиозными организациями. Эти законы были распространены на всю территорию республики. В январе 1606 года папский нунций выступил с заявлением, требующим безоговорочного подчинения венецианцев. Сенат обещал защиту всем священнослужителям, которые в этой чрезвычайной ситуации должны помочь республике своими советами. Сарпи представил мемуары, указав, что на угрозу порицания можно ответить двумя способами – де-факто , запретом их публикации, и де-юре , обращением к генеральному совету. Документ был хорошо принят, и Сарпи был сделан канонист и богословский советник республики. [ нужна ссылка ]
Павлом В апреле следующего года надежды на компромисс были развеяны отлучением от церкви венецианцев и его попыткой наложить интердикт на их владения . Сарпи энергично вступил в полемику. Для священнослужителя такого высокого ранга было беспрецедентным аргументом в пользу подчинения духовенства государству. [13] Он начал с переиздания антипапских взглядов канониста Жана Жерсона (1363–1429). В анонимном трактате, опубликованном вскоре после этого ( Risposta di un Dottore in Teologia ), он изложил принципы, которые радикально ударили по папской власти в светских вопросах. Эта книга была немедленно включена в Index Librorum Prohibitorum , и кардинал Беллармин резко раскритиковал работу Герсона. Затем Сарпи ответил в апологии . Вскоре последовали « Рассмотрение порицания» и «Траттато дель интердетто» , последний частично подготовленный под его руководством другими богословами. Появилось множество других брошюр, вдохновленных или контролируемых Сарпи, который в дальнейшем был назначен цензором всего, что писалось в Венеции в защиту республики. [14]
Следуя совету Сарпи, венецианское духовенство в значительной степени проигнорировало интердикт и выполняло свои функции как обычно, за исключением иезуитов , которые ушли и одновременно были официально изгнаны. [15] Католические державы Франция и Испания отказались втягиваться в ссору и прибегли к дипломатии. [15] В конце концов (апрель 1607 г.) при посредничестве короля Франции Генриха IV был достигнут компромисс, который спас достоинство Папы, но признал спорные моменты. Два священника были возвращены в Рим, но Венеция сохранила за собой право судить духовенство в гражданских судах. Результатом стало не столько поражение папских претензий, сколько признание того, что интердикты и отлучения от церкви утратили свою силу. «Республика, — сказал Сарпи, — пошатнула папские притязания. Кто-нибудь до сих пор слышал о папском интердикте, опубликованном со всей торжественностью и закончившемся дымом?» [16]
Попытка убийства
[ редактировать ]Республика наградила Сарпи званием государственного советника по юриспруденции и свободой доступа к государственным архивам. Эти почести разозлили его противников, особенно папу Павла V. В сентябре 1607 года по наущению папы и его племянника-кардинала Сципиона Боргезе на фра Сарпи было совершено покушение. Лишенный сана монах и разбойник по имени Ротилио Орландини при помощи двух своих зятей согласился убить Сарпи за сумму в 8000 крон. [17] [18] Однако заговор Орландини был раскрыт, и когда трое убийц перешли из Папаля на территорию Венеции, они были арестованы и заключены в тюрьму. [17]
5 октября 1607 года Сарпи подвергся нападению убийц и был брошен умирать тремя ударами стилета . [19] но он выздоровел. [17] Нападавшие на него нашли и убежище, и долгожданный прием на папских территориях (описанных современником как «триумфальное шествие»), а энтузиазм папы в отношении убийц остыл только после того, как стало известно, что брат Сарпи все-таки жив. [17] Лидер убийц Пома заявил, что совершил попытку убийства по религиозным мотивам. Сам Сарпи, когда его хирург прокомментировал рваный и нехудожественный характер ран, ответил: « Agnosco stylum Romanae Curiae » («Я узнаю стиль Римской курии»). [20] Потенциальные убийцы Сарпи поселились в Риме и в конечном итоге получили пенсию от вице-короля Неаполя Педро Теллес-Хирона, 3-го герцога Осуны . [21]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Остаток жизни Сарпи мирно провел в своем монастыре , хотя заговоры против него продолжали формироваться, и он время от времени говорил о том, чтобы найти убежище в Англии. В свободное от подготовки государственных документов время он занимался научными исследованиями и написал несколько работ. Он служил государству до последнего. За день до смерти он продиктовал три ответа на вопросы о делах Венецианской республики, и его последними словами были « Esto perpetua », или «да просуществует она вечно».
Эти слова были приняты в качестве штата Айдахо девиза и появились на оборотной стороне квартала Айдахо 2007 года , а также были подхвачены различными другими группами и организациями в разных странах (см. « Esto perpetua »).
История Тридентского совета
[ редактировать ]В 1619 году его главный литературный труд, Istoria del Concilio Tridentino (История Трентского собора ), был напечатан в Лондоне под именем Пьетро Соаве Полано, анаграммы Паоло Сарпи Венето (плюс о). Редактор Марко Антонио де Доминис проделал некоторую работу по доработке текста. Его обвиняют в фальсификации, но сравнение с рукописью, исправленной самим Сарпи, показывает, что изменения несущественны. Последовали переводы на другие языки: был английский перевод Натаниэля Брента. [22] и латинское издание 1620 года, сделанное Адамом Ньютоном , [23] де Доминис и Уильям Беделл . [24] а также французские и немецкие издания. [25] [26]
Акцент был сделан на роли Папской курии и враждебном отношении к курии. Это была неофициальная история, а не комиссия, и церковная история рассматривалась как политика. [27] Сарпи в Мантуе знал Камилло Оливо, секретаря кардинала Эрколе Гонзаги . [28] Его позиция, «горько реалистичная» для Джона Хейла , сочеталась с критикой того, что Тридентское соглашение не было примирительным, а было рассчитано на дальнейший конфликт. [29] Денис Хэй называет это «своего рода англиканской картиной дебатов и решений». [30] а Сарпи много читали протестанты; Джон Мильтон назвал его «великим разоблачителем». [31] Однако его восхваление было вызвано скорее антипапскими и антиклерикальными взглядами, чем искренним восхищением стилем и проницательностью Сарпи. Католические ученые, такие как Жак-Бенинь Боссюэ, считали Сарпи бесполезным историком, и эту точку зрения во многом разделяет новейшая историография. [32]
Работа Сарпи достигла такой известности, что Ватикан открыл свои архивы кардиналу Франческо Сфорца Паллавичино , которому он поручил написать трехтомное опровержение под названием « История дель Кончилио ди Тренто», написанное П. Сфорца Паллавичино, из Comp. Вместе ложная история, распространяемая в том же аргументе под именем Петро Соаве Полано, отвергается авторитетными свидетельствами («История Тридентского собора, написанная П. Сфорца Паллавичино из Общества Иисуса, в которой ложная история о тот же аргумент, выдвинутый от имени Петро Соаве Полано, опровергается авторитетными показаниями», 1656–1657). [33] Великий историк девятнадцатого века Леопольд фон Ранке ( «История Пап ») исследовал подходы Сарпи и Паллавичино к рукописным материалам и пришел к выводу, что они оба не соответствуют его собственным строгим стандартам объективности. Первый описывается как человек, движимый смертельной ненавистью – злонамеренный в своих целях и безрассудный в своих средствах – фабрикующий ложь и искажающий или извращающий истину; в то время как иезуит, хотя и скрупулезно корректен в документах, которые он представляет, часто подавляет тех, кто противостоит его взглядам. Тем не менее, Ранке очень высоко оценил качество работы Сарпи, считая его превосходящим Гвиччардини. [34] Сарпи так и не признал своего авторства и свел на нет все попытки Людовика II де Бурбона, принца Конде, выведать у него секрет. [ нужна ссылка ]
Юбера Джедина (1961), также одобренная Ватиканом, также содержит недостатки в использовании Сарпи источников. Многотомная история Тридентского собора [35] Дэвид Вуттон, однако, полагает, что есть свидетельства того, что Сарпи мог использовать оригинальные документы, которые не сохранились , и называет отношение Сарпи к Совету весьма осторожным, несмотря на его партийную направленность. [36]
Другие работы
[ редактировать ]произошел спор В 1615 году между венецианским правительством и инквизицией по поводу запрета книги. В 1613 году сенат попросил Сарпи написать об истории и процедурах венецианской инквизиции. Он утверждал, что он был основан в 1289 году, но как венецианское государственное учреждение. Папа того времени, Николай IV , просто согласился на его создание. [37] Эта работа появилась в английском переводе Роберта Джентилиса в 1639 году. [38]
датируется . 1681 годом Сарпи приписывают макиавеллистский трактат об основных принципах венецианской политики (Opinione Come debba Governmentarsi La Repubblica di Venezia), который использовался некоторыми из его посмертных противников, чтобы очернить его память, но на самом деле он [39] Он не завершил ответ, который ему было приказано подготовить на Squitinio della libertà veneta (1612, приписываемый Альфонсо де ла Куэва ), который он, возможно, нашел безответным. [ нужна ссылка ] В фолио появилась его «История церковных приходов» , в которой, по словам Маттео Риччи , «он очистил церковь от осквернения, внесенного ложными декреталиями». В английском переводе оно появилось в 1736 году вместе с биографией Джона Локмана . [40] В 1611 году он подверг критике злоупотребление правом убежища, заявленным церквями, в работе, которая была немедленно помещена в Индекс. [ нужна ссылка ]
Его посмертная «История интердикта» была напечатана в Венеции через год после его смерти с замаскированным отпечатком в Лионе. Мемуары Сарпи о государственных делах остались в венецианских архивах. консула Смита Коллекция , посвященная спору об интердикте, отправилась в Британский музей . Книга Франческо Гризелини « Memorie e aneddote» (1760) была основана на неопубликованных сочинениях Сарпи, позже уничтоженных в результате сожжения книг . [ нужна ссылка ]
Сети переписки и опубликованные письма
[ редактировать ]Сарпи был центром обширной политической и научной сети выдающихся корреспондентов, от которой сохранилось около 430 его писем. [41] Ранними сборниками писем были: «Итальянские письма Фра Сарпи» (Женева, 1673 г.); «Избранные неопубликованные письма П. Сарпи» под редакцией Аурелио Бьянки-Джовини (Каполаго, 1833); «Собрание писем Сарпи» под редакцией Полидори (Флоренция, 1863 г.); «Неопубликованные письма Сарпи С. Контарини» под редакцией Кастеллани (Венеция, 1892 г.). [42]
Некоторые до сих пор неопубликованные письма Сарпи были отредактированы Карлом Бенратом и опубликованы под названием «Паоло Сарпи». Neue Briefe , 1608–1610 (в Лейпциге в 1909 году). [ нужна ссылка ]
современное издание (1961 г.) Lettere ai Gallicani, Опубликовано в котором собраны сотни его писем французским корреспондентам. В основном это юристы: Жак Огюст де Ту , Жак Лешасье , Жак Жилло . Другим корреспондентом был Уильям Кавендиш, 2-й граф Девоншир ; Были опубликованы английские переводы Томасом Гоббсом 45 писем графу (Гоббс выступал в качестве секретаря графа), и теперь считается, что они были сделаны совместно Сарпи (при жизни) и его близким другом Фульгенцио Миканцио , что в то время было скрыто как вопрос благоразумия. [43] Миканцио также был в контакте с Дадли Карлтоном, 1-м виконтом Дорчестером . [44] Джусто Фонтанини « Storia arcana della vita di Pietro Sarpi Горькая клевета » (1863) важна для содержащихся в ней писем Сарпи. [ нужна ссылка ]
Просмотры
[ редактировать ]Сарпи читал и находился под влиянием скептицизма Мишеля де Монтеня и его ученика Пьера Шаррона . [45] Как историк и мыслитель реалистической традиции Тацита , Макиавелли и Гвиччардини , он подчеркивал, что патриотизм как национальная гордость и честь может играть центральную роль в социальном контроле. [46] В разное время жизни его подозревали в неортодоксальности в религии: он предстал перед инквизицией около 1575, в 1594 и в 1607 годах. [47]
Сарпи надеялся на терпимость к протестантскому богослужению в Венеции и на создание венецианской свободной церкви, благодаря которой постановления Тридентского собора были бы отвергнуты. Сарпи обсуждает свои интимные убеждения и мотивы в переписке с Кристофом фон Доной , посланником в Венеции Кристиана I, принца Ангальт-Бернбургского . [48] Сарпи сказал Доне, что он очень не любит служить мессу и служит ее как можно реже, но он был вынужден это делать, поскольку в противном случае он, казалось бы, признал бы обоснованность папского запрета. Принцип Сарпи заключался в том, что «Бог не обращает внимания на внешнее, пока разум и сердце находятся прямо перед Ним». [49] Другой максимой, сформулированной Сарпи Доне, была Le falsità non dico mai mai, ma la verità non a ognuno («Я никогда, никогда не говорю неправды, но правду я не говорю всем»). [ нужна ссылка ]
Сарпи в конце своей жизни писал Даниэлю Хейнсиусу , что он поддерживает сторону кальвинистских контрремонстрантов на Дортском синоде . [50] [51] И все же, хотя Сарпи переписывался с Яковом I Английским и восхищался английской «Книгой общих молитв» , католический богослов Ле Курайер в 18 веке писал, что Сарпи не был протестантом, называя его «католик en gros et quelque fois Protestant en détail» («католик в общем, а иногда и протестантском в деталях»). В двадцатом веке Уильям Джеймс Баусма обнаружил, что Сарпи был филопротестантом, чьи религиозные идеи, тем не менее, «согласовались с католической ортодоксальностью». [52] а Эрик Кокрейн описал его как глубоко религиозного человека в типичном духе Контрреформации . [53] Коррадо Виванти видел в Сарпи религиозного реформатора, стремившегося к созданию экуменической церкви. [54] и историк Диармайд Маккалок описывает Сарпи как отошедшего от догматического христианства. [55] С другой стороны, в 1983 году Дэвид Вуттон обосновал Сарпи как научного материалиста и, следовательно, скорее всего, как «завуалированного» атеиста, который был «враждебен самому христианству» и чья политика рассчитывала на создание светского общества, неосуществимого в его время. [56] диссертация, которая получила некоторое признание. [57] Яска Кайнулайнен, с другой стороны, утверждает, что тезис о том, что Сарпи был атеистом, противоречит историческим данным, отмечая, что ни ярко выраженный скептицизм Сарпи, ни его пессимистический взгляд на способности несовместимы с религиозной верой:
Труды Сарпи не подтверждают утверждение о том, что он был атеистом. Фактически, с атеистической точки зрения, систематический скептицизм можно рассматривать как поддержку религиозных убеждений, поскольку позиция атеистов постулирует определенное знание о несуществовании Бога. ... В его случае фундаментальным вопросом было не существование Бога, а то, можно ли познать Бога разумом или верой. Его ответ был однозначным: он был убежден, что знание божественных вопросов достигается sola fide, и он прямо утверждал, что в религиозных вопросах нельзя выносить суждения, основанные на разуме, а вместо этого они должны быть основаны на привязанности или чувстве. [58]
Ученый
[ редактировать ]Сарпи написал заметки о Франсуа Вьете, которые подтвердили его познания в математике , а также метафизический трактат, ныне утерянный , который, как говорят, предвосхитил идеи Джона Локка . Его анатомические занятия, вероятно, относятся к более раннему периоду. Они иллюстрируют его универсальность и жажду знаний, но в остальном не имеют значения. Его заявление о том, что он предвосхитил открытие Уильяма Гарвея , основано не на лучшем авторитетном документе, чем на меморандуме, вероятно, скопированном у Андреаса Цезальпина или самого Гарвея, с которым, а также с Фрэнсисом Бэконом и Уильямом Гилбертом , Сарпи вел переписку. Единственное физиологическое открытие, которое можно смело приписать ему, — это открытие сократимости радужной оболочки . [ нужна ссылка ]
Сарпи писал о движении снаряда в период 1578–1584 годов, в традициях Никколо Фонтана Тарталья ; а затем снова в сообщении об идеях Гвидобальдо дель Монте в 1592 году, возможно, к тому времени встретившись с Галилео Галилеем . [59] Галилей переписывался с ним. Сарпи услышал о телескопе в ноябре 1608 года, возможно, раньше Галилея. Подробности затем поступили к Сарпи от Джакомо Бадоера из Парижа в письме с описанием конфигурации линз. [60] В 1609 году у Венецианской республики был одобрен телескоп для военных целей, но Сарпи заставил их отказаться от него, ожидая, что Галилей изготовит и привезет лучшую модель позже в том же году. [61]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Жизнь Сарпи была впервые описана в хвалебной поминальной дани его секретарем и преемником Фульгенцио Миканцио , и большая часть нашей информации о нем взята из этого. Несколько биографий, датируемых девятнадцатым веком, включают биографию Арабеллы Джорджины Кэмпбелл (1869 г.) со ссылками на рукописи, Пьетро Балана » « Фра Паоло Сарпи (Венеция, 1887 г.) и Алессандро Пасколато « Фра Паоло Сарпи» (Милан, 1893 г.). Книга покойного Уильяма Джеймса Баусмы « Венеция и защита республиканской свободы: ценности Возрождения в эпоху контрреформации» ([1968] Издательство Йельского университета; переиздано издательством Калифорнийского университета, 1984) первоначально возникла из-за интереса Баусмы к Сарпи. . Его центральные главы посвящены жизни и творчеству Сарпи, включая подробный анализ стиля и содержания его « Истории Тридентского собора» . Последняя публикация Баусмы «Убыль Возрождения, 1550–1640» (издательство Йельского университета, 2002) также подробно посвящена Сарпи. [62]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Надон, «Паоло Сарпи и венецианский интердикт» в книге «Просвещение и секуляризм: Очерки мобилизации разума» , с. 20.
- ↑ Питер Берк, редактор и переводчик, «История бенефисов и отрывки из истории Трентского совета», Паоло Сарпи (Нью-Йорк: Washington Square Press, 1962), стр. xxvii.
- ^ Нейлор, Рон (декабрь 2014 г.). «Паоло Сарпи и первая теория приливов Коперника». Британский журнал истории науки . 47 (175, часть 4): 661–75. дои : 10.1017/s0007087413000976 . ПМИД 25547000 .
- ^ Сарпи «действительно был наиболее широко переводимым итальянским автором в Англии между 1620–1720 годами», Кристофер Надон, «Паоло Сарпи и венецианский интердикт» в книге « Просвещение и секуляризм: очерки о мобилизации разума» , Кристофер Надон, редактор (Lexington Books, 2013), с. 20.
- ^ Дэвид К. Хендриксон, профессор международных отношений Колорадского колледжа, «Венеция и свобода государств», IR и все такое: Классические чтения по международным отношениям , 13 декабря 2013 г.
- ^ Ричард Кавендиш, «Галилей наблюдает спутники Юпитера», History Today : 60: (январь 2009 г.) .
- ^ Берк, История бенефисов и отрывки из истории Тридентского собора, Паоло Сарпи , px.
- ^ « Паоло Сарпи (1552–1623) ». Проект Галилео. Проверено 13 ноября 2008 г.
- ^ Пол Ф. Грендлер (2009). Университет Мантуи, Гонзага и иезуиты, 1584–1581 гг. Джу Пресс. п. 27. ISBN 978-0-8018-9171-7 . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Ричард Так, Философия и правительство 1572–1651 (Издательство Кембриджского университета, 1993). ISBN 0521438853 . п. 97.
- ^ «Проект Галилео | Галилей | Покровители | Паоло Сарпи» . galileo.rice.edu . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Уильям Джеймс Баусма (1968). Венеция и защита республиканской свободы: ценности Возрождения в эпоху контрреформации . Издательство Калифорнийского университета. п. 359. ИСБН 978-0-520-05221-5 .
- ^ Современные дневники, опубликованные Энрико Корне (Вена, 1859 г.), изо дня в день описывают события венецианского спора.
- ^ Дарси Керн, «Платонические слова: Паоло Сарпи и Роберто Беллармино как переводчики в венецианском кризисе интердиктов». Филологический ежеквартальный журнал , 95:3-4 (2016), 379–395.
- ^ Jump up to: а б Эрик Кокрейн (1988) Италия, 1530–1630 гг . Лонгман. ISBN 0582491444 . п. 262.
- ^ Цитируется Винсентом Кронином, «Паоло Сарпи: итальянский богослов», статья в Британской онлайн-энциклопедии.
- ^ Jump up to: а б с д Робертсон, Александр (1893) Фра Паоло Сарпи: величайший из венецианцев , Лондон: Sampson, Low, Marston & Co., стр. 114–17.
- ^ Современная история Кембриджа, Том 4: Фра Паоло Сарпи (Издательство Кембриджского университета, 1906), стр. 671
- ↑ Письмо Жерому дель'Илю Грослоту, 11 декабря 1607 г., в «Письмах знаменитого отца Павла» , переведенном с итальянского Эдвардом Брауном, 1693 г., стр. 6 (издание Google Книги https://play.google.com/books/reader?id=xoi1M1pYpUYC&hl=en_GB&pg=GBS.PA6 )
- ^ Тройная игра со словом «стилус» как способом выполнения чего-либо, пишущим инструментом и кинжалом, «в эпоху порочной игры слов, одной из самых заметных игр слов всех времен» (Джон Хамфрис Уитфилд и Джон Роберт Вудхаус , Краткая история итальянской литературы [Manchester University Press, 1980], стр. 187).
- ^ Дэвид Вуттон, Паоло Сарпи: Между Возрождением и Просвещением (Издательство Кембриджского университета, 1983) ISBN 0-521-23146-9 ), с. 2.
- ^ История Тридентского совета, содержащая восемь книг. В котором (помимо обычных актов Совета) объявляются многие примечательные события, произошедшие в христианском мире в течение сорока и более лет. И, в частности, практика Римского двора, призванная препятствовать исправлению их ошибок и поддерживать их величие. Написано на итальянском языке Пьетро Соауэ Полано и точно переведено на английский Натаниэлем Брентом. http://purl.ox.ac.uk/ota/A11516
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Мария Уэйкли и Грэм Рис, Фолианты, достойные короля: Джеймс I, Джон Билл и королевские принтеры, 1616–1620. п. 484. Ежеквартальный журнал Хантингтонской библиотеки.Том. 68, № 3 (сентябрь 2005 г.), стр. 467-495. https://www.jstor.org/stable/10.1525/hlq.2005.68.3.467
- ^ Питер Брэнд, Лино Пертиле (1999) Кембриджская история итальянской литературы (Cambridge University Press) ISBN 0521666228 ), с. 315.
- ^ WJ Паттерсон (1997) Король Джеймс VI и я и воссоединение христианского мира (Cambridge University Press) ISBN 0-521-23146-9 ), с. 247.
- ^ Уильям Дж. Баусма , Венеция и защита свободы , стр. 568–69.
- ^ Вуттон, Паоло Сарпи: Между Возрождением и Просвещением , с. 8.
- ^ Джон Хейл (1993) Цивилизация Европы в эпоху Возрождения . Саймон и Шустер. ISBN 0684803526 . п. 138.
- ^ Денис Хэй , Летописцы и историки (1977), с. 140.
- ^ Питер Берк (1965). «Великий разоблачитель: Паоло Сарпи, 1551–1613» . История сегодня . 15 :430.
- ^ Кайнулайнен, Яска (2014). Паоло Сарпи: Слуга Бога и государства . Брилл. стр. 254–5. ISBN 9789004266742 .
- ^ Запись в Католической энциклопедии: «Пьетро Сфорца Паллавичино» .
- ^ Берк, История бенефисов и отрывки из истории Тридентского собора, Паоло Сарпи , стр. XXIX.
- ↑ Первые два тома этой окончательной истории совета были переведены на английский язык и опубликованы Американским советом научных обществ под названием «История Тридентского совета», том I: «Борьба за Совет» и «История Совета». Трента, том II: Первые сеансы в Тренте, 1545–1547 (2008).
- ^ Вуттон, Паоло Сарпи: Между Возрождением и Просвещением , стр. 104–05.
- ^ Брайан Пуллан (1998) Евреи Европы и инквизиция Венеции, 1550–1670 . ИБ Таурис. ISBN 1860643574 . п. 15.
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Джон Джеффрис Мартин, Джон Мартин, Деннис Романо (2000) Переосмысленная Венеция: история и цивилизация итальянского города-государства, 1297–1797 . Джу Пресс. ISBN 0801873088 . п. 495.
- ^ Паоло Сарпи; Джон Локман (1736 г.). Трактат о церковных бенефициях и доходах. ... напечатано для Олив Пейн и Джозефа Фокса. п. я . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Джоад Рэймонд (2006). Сети новостей в Британии и Европе семнадцатого века . Рутледж. п. 36. ISBN 978-0-415-36008-1 .
- ^ « Паоло Сарпи ». Новый Адвент.
- ^ Филиппо де Виво, «Паоло Сарпи и использование информации в Венеции семнадцатого века» в новостных сетях в Великобритании и Европе семнадцатого века , Джоад Рэймонд, редактор (Routledge, 2006), стр. 37.
- ^ Алоизиус Мартинич, Гоббс: Биография (Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 0521495830 ), с. 38.
- ^ Джанни Паганини Возвращение скептицизма: от Гоббса и Декарта до Бэйля (Springer, 2000) ISBN 1402013779 ), с. 328.
- ^ Ричард Так, (1993) Философия и правительство 1572–1651 (Cambridge University Press, 1993) ISBN 0521438853 ), стр. 98–99.
- ^ Роберт А. Хэтч, «Научная революция» . clas.ufl.edu
- ^ Опубликовано Морицем Риттером в « Письмах и актах по истории Тридцатилетней войны» , том. ii. (Мюнхен, 1874 г.).
- ^ «Пьетро Сарпи (Паоло Сарпи), венецианский патриот, ученый, ученый и церковный реформатор (1552–1623)» . www.1902encyclepedia.com . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ Хью Тревор-Ропер , От контрреволюции к славной революции (1992), с. 96.
- ^ Хью Тревор-Ропер (2001). Кризис семнадцатого века: религия, Реформация и социальные изменения . Индианаполис: Фонд Свободы.
- ^ Яска Кайнулайнен, Паоло Сарпи: Слуга Бога и государства (Brill, 2014), с. 127.
- ^ Кайнулайнен, стр. 127.
- ^ Кайнулайнен, Паоло Сарпи: Слуга Бога и государства , с. 127.
- ^ Диармайд МакКаллох, Реформация: разделенный дом Европы 1490–1700 (Penguin, 2003). ISBN 0140285342 ), с. 409.
- ^ Вуттон, Паоло Сарпи: Между Возрождением и Просвещением , с. 2. См. также Джеральд Керзон (март – апрель 2014 г.). «Паоло Сарпи (1552–1623)» . Философия сейчас . 101 : 22–23. .
- ^ Эрик Кокрейн в ответ назвал диссертацию Вуттона работой по «криптографии», а не по истории, и обвинил его либо в том, что он не читал, либо в том, что он скрыл противоречивые доказательства от ученых, цитируемых в его обширной библиографии. См. Эрик Кокрейн, обзор книги Вуттона «Паоло Сарпи: Между Возрождением и Просвещением» в «Журнале современной истории» : 57: 1 (март 1985 г.): 151–53. Несмотря на это, несколько ученых приняли теорию Вуттона, в том числе А. П. Мартинич, Ричард Так, Пол А. Рэй и Джанлука Мори. См. Кайнулайнен, Паоло Сарпи: Слуга Бога и государства (Brill, 2014), с. 127.
- ^ Кайнулайнен, Паоло Сарпи: Слуга Бога и государства , стр. 129–30.
- ^ Юрген Ренн (2001). Галилей в контексте . Издательство Кембриджского университета. п. 81. ИСБН 978-0-521-00103-8 .
- ^ Роберт С. Вестман (2 июля 2011 г.). Коперниканский вопрос: прогнозирование, скептицизм и небесный порядок . Издательство Калифорнийского университета. п. 441. ИСБН 978-0-520-25481-7 . Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Майкл Шарратт, Галилей: решительный новатор (издательство Кембриджского университета, 1994). ISBN 0521566711 ), стр. 13–15.
- ^ « В память: Уильяма Дж. Баусмы, почетного профессора истории Сатера, Беркли, 1923–2004 гг.» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 года . Проверено 16 сентября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). " Змея, Паоло " энциклопедия Британская Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 221–222. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Выберите библиографию
[ редактировать ]- Кайнулайнен, Яска (2014). Паоло Сарпи: Слуга Бога и государства . Брилл, 2014.
- Керн, Дарси (2016). «Платонические слова: Паоло Сарпи и Роберто Беллармино как переводчики в венецианском кризисе интердиктов». Филологический ежеквартальный журнал , 95(3-4), 379–395.
- де Виво, Филиппо (2006). «Паоло Сарпи и использование информации в Венеции семнадцатого века», стр. 35–49. В Рэймонде, Джоаде, изд. Сети новостей в Британии и Европе семнадцатого века . Рутледж.
- Вуттон, Дэвид (1983). Паоло Сарпи: Между Возрождением и Просвещением . Издательство Кембриджского университета ISBN 0-521-23146-9
- Ливси, Джон Леон (1973). Венецианский Феникс: Паоло Сарпи и некоторые из его английских друзей (1606–1700). Уичито: Университетское издательство Канзаса.
- Баусма, Уильям Джеймс (1984, 1968). Венеция и защита республиканской свободы: ценности Возрождения в эпоху контрреформации . Издательство Калифорнийского университета.
- Берк, Питер , редактор и переводчик (1962). Паоло Сарпи «История бенефисов и отрывки из истории Тридентского собора» . Нью-Йорк: Washington Square Press.
- Фрэнсис А. Йейтс (1944). «История Тридентского собора Паоло Сарпи». Журнал Институтов Варбурга и Курто 7: 123–143.
- Джонсон, Сэмюэл (1810). «Отец Пол Сарпи», стр. 3–10 в « Трудах Сэмюэля Джонсона, доктора юридических наук», в двенадцати томах, том. 10 . Лондон: Джей Николс и сын.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Питер Шмид (1994). «Сарпи, Паоло». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 8. Герцберг: Бауц. столбцы. 1366–1371. ISBN 3-88309-053-0 .
- Баусма, Уильям Дж. «Венеция, Испания и папство: Паоло Сарпи и традиция Возрождения» из книги Уильяма Дж. Баусмы « Полезное прошлое: очерки истории европейской культуры». Беркли: Калифорнийский университет Press, 1990.
- Хендриксон, Дэвид К. «Венеция и свобода государств». МО и все такое: «Классические чтения по международным отношениям» , 13 декабря 2013 г.