Марк Антоний из Доминиса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2014 г. ) |
Маркантун Лордов Марк Антоний из Доминиса | |
---|---|
Архиепископ Сплитский Примас Далмации и всей Хорватии | |
![]() Портрет из De Republica Ecclesiastica (1610 г.) | |
Церковь | Римско-католический |
Архиепископия | Расколоть |
Видеть | Расколоть |
Назначен | 15 ноября 1602 г. |
В офисе | 1602–1616 |
Предшественник | Иван Доминик Маркот |
Преемник | Усталость Понцони |
Другие сообщения | Епископ Сень (1600–1602) Декан Виндзора (1619–1622) |
Заказы | |
Посвящение | Октябрь 1600 г. |
Личные данные | |
Рожденный | Марко Антонио Де Доминис 1560 |
Умер | 7 сентября 1624 г. (64 года) Рим , Папская область |
Стили Маркантун Лордов | |
---|---|
![]() | |
Справочный стиль | Преосвященнейший |
Разговорный стиль | Ваше Превосходительство |
Религиозный стиль | Архиепископ Предстоятель |
Марко Антонио де Доминис ( хорватский : Markantun de Dominis ; 1560 – 7 сентября 1624) был далматинским священнослужителем, Сплита и примасом Далмации и всей Хорватии , признанным еретиком католической архиепископом веры, эрудитом и человеком науки.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился на острове Раб. [1] (ныне часть Хорватии ), у берегов Далмации, в дворянской семье далматинского происхождения. [а] Получив образование в Иллирийском колледже в Лорето и в Падуанском университете , он вступил в Общество Иисуса в 1579 году и преподавал математику, логику и риторику в Падуе и Брешии , Италия .
Он получил образование у иезуитов в их колледжах в Лорето и Падуе и, как полагают некоторые, вступил в Общество; однако более распространено мнение, что от этого его отговорил кардинал Альдобрандини . Некоторое время он работал учителем в Вероне , профессором математики в Падуе и профессором риторики и философии в Брешии. [3]
Религиозная политика
[ редактировать ]В 1596 году благодаря имперскому влиянию он был назначен епископом Сеня и Модруша в Хорватии в августе 1600 года и переведен в ноябре 1602 года на архиепископскую кафедру Сплита . Его попытки реформировать церковь вскоре привели его к конфликту со своими суфражистками ; и вмешательство папского двора в его права как митрополита, усилившееся ссорой между папством и Венецией , сделало его положение невыносимым. Во всяком случае, таково описание, данное в его собственной апологии Consilium profectionis , в которой он также заявляет, что именно эти проблемы привели его к тем исследованиям в области церковного права , истории церкви и догматического богословия , которые, хотя и подтвердили его в своей любви к идеалу истинной католической церкви убедил его, что папская система далека от приближения к нему. [3]
Он встал на сторону Венеции, на территории которой находилась его епархия, во время ссоры между Папой Павлом V и республикой (1606–1607). Этот факт в сочетании с перепиской с Паоло Сарпи и конфликтами с его духовенством и коллегами-епископами, завершившимися проигрышем важного финансового дела в Римской курии , привел к отставке его с поста в пользу родственника и его отставке к Венеция.
В Англию
[ редактировать ]Под угрозой инквизиции он приготовился к отступничеству, вступил в сношения с английским послом в Венеции сэром Генри Уоттоном и, заверив в приеме, уехал в Англию в 1616 году.
Он был принят с распростертыми объятиями Яковом I , который разместил его при архиепископе аббате Кентерберийском, призвал других епископов выплачивать ему пенсию и предоставил ему первенство после архиепископов Кентерберийского и Йоркского. Де Доминис принял участие в качестве помощника в хиротонии Джорджа Монтеня в епископы Линкольна и Николаса Фелтона в епископы Бристоля 14 декабря 1617 года. В том же году Яков I назначил его деканом Виндзора и пожаловал ему магистрство Савойя .
Современные писатели отзываются о нем не очень приятно, описывая его как толстого, вспыльчивого, претенциозного и очень скупого; но его способности были несомненны, и в богословских спорах того времени он вскоре занял первое место.
Его тщеславие, алчность и вспыльчивость вскоре лишили его английских друзей; предполагаемый испанский брак принца Чарльза заставил его беспокоиться о безопасности своего положения в Англии, а избрание Папы Григория XV (9 февраля 1621 г.) дало ему возможность сообщить через католических дипломатов в Англии о своем желании вернуться в Англию. Рим.
Гнев короля был вызван, когда Де Доминис объявил о своем намерении (16 января 1622 г.), и в Звездной палате возникла угроза разбирательства за незаконную переписку с Римом. В конце концов ему разрешили уйти, но его сундуки с накопленными деньгами были конфискованы людьми короля и возвращены только в ответ на жалобное личное обращение к королю.
Вернуться в Рим
[ редактировать ]Покинув Англию, его нападки на английскую церковь были столь же жестокими, как и на папство , и в Sui Reditus ex Anglia Consilium (Париж, 1623 г.) он отрекся от всего, что написал в своем Consilium Profectionis (Лондон, 1616 г.): заявив, что он сознательно солгал во всем, что говорил против Рима. После шестимесячного пребывания в Брюсселе он отправился в Рим, где жил на пенсию, назначенную ему Папой. После смерти папы Григория XV 8 июля 1623 года пенсия прекратилась, и раздражение развязало ему язык.
Вступив в конфликт с инквизицией, он был объявлен рецидивирующим еретиком и заключен в замок Сант-Анджело . Там он умер естественной смертью в сентябре 1624 года. [4]
Даже его смерть не положила конец суду над ним. Его дело было продолжено после его смерти, и 20 декабря 1624 года над его трупом в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва был вынесен приговор . Его ересь была объявлена явной, и по приказу инквизиции его тело вытащили из гроба, протащили по улицам Рима и публично сожгли на Кампо-ди-Фьоре вместе с его произведениями 21 декабря 1624 года. [5]
По странной иронии, публикация его Reditus consilium была впоследствии запрещена в Венеции из-за его бескомпромиссной защиты верховенства Папы над светской властью. Как богослов и церковный деятель Доминис был полностью дискредитирован; как человек науки он был более счастлив. [3]
Работает
[ редактировать ]Научный
[ редактировать ]
В 1611 году он опубликовал в Венеции научную работу под названием: Tractatus de radiis visus et lucis in vitris, perspectivis et iride , в которой, по словам Исаака Ньютона , он первым развил теорию радуги , обратив внимание на Дело в том, что в каждой капле дождя свет претерпевает два преломления и промежуточное отражение. Однако его притязания на это различие оспариваются в пользу Декарта .
В 1625 году в Риме посмертно был опубликован его труд «Еврип, seu de fluxu et refluxu maris sendentia». Это важный источник странной истории теории приливов и отливов. Он содержит точное, но качественное, лунно-солнечное объяснение явлений. Это объяснение напрямую связано с последующими событиями. [6]
Религиозный
[ редактировать ]По пути в Англию он опубликовал в Гейдельберге жестокую атаку на Рим: Scogli del Christiano naufragio , впоследствии переизданную в Англии.
В Англии он написал ряд антиримских проповедей: Papatus Romanus , изданную анонимно (Лондон, 1617 г.; Франкфурт, 1618 г.); Scogli del naufragio Christiano , написанная в Швейцарии (Лондон, (?) 1618 г.), переводы которой также появились на английском, французском и немецком языках; и проповедь, произнесенная на итальянском языке перед королем. [3]
Его основной работой была De Republicâ Ecclesiasticâ contra Primatum Papae (т. 1, 1617 г.; т. II, 1620 г., Лондон; том III, 1622 г., Ханау). Первая часть, после доработки англиканскими богословами, была опубликована под королевским патронажем в Лондоне (1617 г.). По сути, это тщательно продуманный трактат об исторической организации церкви, основной нотой которого является настаивание на божественных прерогативах католического епископата в противовес посягательствам папской монархии.
В 1619 году Доминис опубликовал в Лондоне рукопись Паоло Сарпи « Historia del Concilio Tridentino» . [3] Эта история Тридентского собора вышла на итальянском языке с антиримским титульным листом и письмом, посвященным Якову I. Рукопись была получена от Сарпи для Джорджа Эббота его агентом Натаниэлем Брентом . [7]
Представительства
[ редактировать ]Де Доминис был изображен в карикатурном виде в пьесе Томаса Миддлтона 1624 года « Игра в шахматы» . Его изображают как циничного «толстого епископа Спалато», который меняет веру настолько, насколько ему удобно.
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ В одном из писем, написанных Фульгенцио Миканцио, адресованным Уильяму Кавендишу, 1-му графу Девонширу и переведенных Томасом Гоббсом , Миканцио представил Де Доминиса Уильяму Кавендишу как человека, родившегося в знатной далматинской семье: «Он родился в знатной семье Далмация называла на том языке Domnianich, который мы бы назвали De Dominis». [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Полевой справочник английского духовенства», Батлер-Галли, F, стр. 144: Лондон, Oneworld Publications, 2018. ISBN 9781786074416
- ^ Коллекции Девоншира, Чатсуорт, группа Гоббса, Перевод итальянских писем (73Aa)
- ^ Jump up to: а б с д и свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). " Доминис, Марко Энтони энциклопедия Британская Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 403–404. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Комната Ифрон, затем 7. дата» . Гермес Готический (на шведском языке). п. 26.
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Бонелли, Федерико; Руссо, Лусио (1996), «Кризогоно, Де Доминис и истоки современной теории приливов», Британский журнал истории науки , 29 , Cambridge University Press: 385–401, doi : 10.1017/s0007087400034713 , S2CID 144963471 .
- ^ Паттерсон, ВБ (1997), Король Джеймс VI и я и воссоединение христианского мира , с. 247 .
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Марко Антонио де Доминис ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенрат, Карл (1898), Херцог-Хаук (редактор), Realencyklopdie , vol. iv, с. 781 , где дана полная библиография.
- Ньюленд, Генри Гарретт (1859), Жизнь и современная церковная история Антонио де Доминиса , Оксфорд
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Перри, Джордж Гресли (1888). . Стивен , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 15. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- «Доминис, Марко Антон Де (DMNS617MA)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- Картина Де Доминиса (1611 г.) О лучах зрения и свете в прозрачных очках и радужных оболочках - цифровое факсимиле из библиотеки Линды Холл.
- Маркантун де Доминис в хорватских энциклопедиях и словарях
- Markantun de Dominis во французских лексикографических изданиях и библиотеках 17 века.
- 1560 рождений
- 1624 смерти
- Римско-католические архиепископы 17 века в Хорватии
- Архиепископы Сплита
- Итальянские учёные XVI века
- Хорватские физики
- Хорватские иезуиты
- Хорваты XVI века
- Деканы Виндзора
- Мастера Савойи
- Итальянские физики XVII века.
- Итальянские иезуиты XVI века.
- Итальянские иезуиты 17 века.
- Английское духовенство 17 века
- Духовенство Венецианской республики