Объединенная евангелическая церковь в Польше
Объединенная Евангелическая Церковь Польской Народной Республики | |
---|---|
Объединенная евангелическая церковь в Польской Народной Республике | |
Тип | конгрегационализм Синод |
Классификация | христианство |
Теология | протестантизм Евангелизм |
Область | Польская Народная Республика |
Основатель | Временный комитет Союза евангелических церквей Польши |
Источник | 24–26 мая 1947 г. Устронь |
Несуществующий | 22 мая 1987 г. Варшава |
Количество подписчиков | 17,100 |
Объединенная евангелическая церковь Польской Народной Республики — религиозная организация, существовавшая с 1947 по 1988 год и включавшая пять польских протестантских общин , характеризующихся евангелическим благочестием и практикой крещения только тех, кто осознавал свою веру. Двое из них имели пятидесятнический характер. В период Польской Народной Республики это была крупнейшая евангелическая церковь в Польше – второй по величине конфессией этого профиля в то время была Баптистская христианская церковь Республики Польша . С 1967 года штаб-квартира церкви располагалась на улице Загурной в Варшаве . До 1953 года церковь представляла собой федерацию, внутри которой каждая группа сохраняла свою самобытность; в 1953 году эти различия были отменены. В 1981 году Объединенная евангелическая церковь вернулась к федеративной структуре.
Первые послевоенные инициативы по объединению христиан-евангелистов в Польше возникли еще в 1945 году, когда была основана Баптистская христианская церковь Республики Польша, объединившая различные направления, но в течение следующих двух лет все группы вышли из нее, оставив только баптисты . Вскоре после этого возникла новая объединительная инициатива, в результате которой в 1947 году была создана Объединенная евангелическая церковь. Первоначально к ней принадлежали три церкви, а с 1953 года — пять. В 1956 году некоторые из общин бывшего Союза христиан-евангелистов попытались выйти из Объединенной евангелической церкви и обратились к властям с просьбой легализовать свое объединение. Власти ответили репрессиями, и прихожане были вынуждены вернуться в Объединенную евангелическую церковь. Дольше всех, до конца 1960-х годов, сопротивлялась «Люблинская группа». До 1975 года доминировали Свободные христиане ( «Плимутские братья »), а с 1981 года — пятидесятники. Изменение политической ситуации после 1980 года позволило отдельным конфессиям стать субъектами внутри одной церкви. В 1981 году группа Свободных христиан ушла, образовав отдельную религиозную ассоциацию под названием Церковь свободных христиан Польской Народной Республики . С тех пор Объединенная евангелическая церковь объединила четыре общины. В 1987 году на последнем церковном синоде было принято решение о роспуске Объединенной евангелической церкви. К концу своего существования численность верующих превысила 17 000 человек, причем наибольший численный рост пришелся на 1980-е годы. В результате ее роспуска образовались четыре отдельные церкви: Церковь христиан веры евангельской в Республике Польша , Церковь христиан-евангелистов , Конгрегации Церкви Христа и Пятидесятническая церковь в Польше .
Основной единицей Объединенной евангелической церкви была автономная община, обладающая правосубъектностью. Конгрегация имела право решать вопрос о приеме или исключении своих членов. Среди главных достижений Церкви было строительство центральной часовни в Варшаве, создание Дома престарелых в Оструде , а также издательская деятельность, в том числе издание ежемесячного журнала Chrześcijanin . Объединенная евангелическая церковь была членом Польского Вселенского Собора . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Первые инициативы объединения
[ редактировать ]В евангелически-баптистских общинах на польских территориях первая объединительная идея возникла после окончания польско-большевистской войны и касалась Союза славянских баптистских общин и Союза христиан-евангелистов . был создан Союз евангелических христиан и баптистов в Польше В 1923 году в Бресте , но через два года из-за разного отношения к военной службе баптисты решили вести самостоятельную деятельность. [ 2 ]
Идеи объединения вновь всплыли на поверхность во время Второй мировой войны и были актуальны сразу после ее окончания. библейский девиз о том, что все могут быть одним Часто цитировался (Иоанна 17:21). Существенным препятствием на пути реализации этой идеи стали амбиции лидеров отдельных группировок. [ 3 ]
После Второй мировой войны первая инициатива объединения исходила от баптистов , на тот момент крупнейшей евангелической группы в Польше. В результате в мае 1945 года был образован религиозный союз, объединивший несколько евангелических групп со схожими доктринами под названием Польская церковь христиан-баптистов . Пятидесятники не присоединились к этой церкви. Союз был признан властями штата в мае 1946 года. Уже в январе 1946 года (до урегулирования его правового положения) из него вышла группа христиан-евангелистов во главе с Людвиком Сендеровским , а в ноябре 1946 года из него вышел Церковный союз Христос с Ежи Сацевичем в качестве президента также ушел. [ 4 ] Константин Ярошевич , посетивший Польшу в 1946 году, способствовал отделению группы Христа, призвал лидеров Церкви Христа отделиться от Баптистской Христианской Церкви и пообещал им финансовую помощь. [ 5 ] Свободные христиане ушли в июне 1947 года. [ 6 ] На решение выйти повлиял, среди прочего, личный конфликт между свободным христианином Юзефом Мрозеком и баптистом Эмилем Йеске. Каждый из них хотел быть лидером Силезского края . Мрузек созвал конференцию свободных христиан в Хожуве , на которой было принято решение о выходе из Польской церкви евангелических христиан-баптистов. [ 7 ] В союзе остались только баптисты, сохранившие свою легализацию и название. Вскоре после этого термин «евангелическая» был удален из названия, в результате чего появилось название Польская церковь христиан-баптистов . [ 8 ] Другой причиной роспуска этой церкви было численное преобладание баптистов. Число баптистов в то время составляло около 2000 членов, тогда как остальные группы насчитывали в общей сложности 1500 членов. [ 9 ] [ а ]
Тем не менее, во время существования Польской церкви евангелических христиан-баптистов возникла конкурирующая инициатива по объединению. прошла конференция пяти евангелических общин В ноябре 1946 года в Устрони . Баптисты не участвовали. [ 10 ] 16 февраля 1947 года был создан Временный комитет Союза евангелических церквей Польши. [ 11 ] В него входили Союз христиан-евангелистов , Союз христиан веры евангельской , Церковный союз Христа , Свободный христианский союз (до сих пор часть Польской церкви евангельских христиан-баптистов), и Союз стойких христиан . [ 12 ] Станислав Кракевич стал его президентом. [ 11 ] Вскоре после этого Церковный союз и Союз евангельской веры вышли из работы комитета. [ 13 ]
С 24 по 26 мая 1947 года Кракевич и Сендеровский организовали «Братскую конференцию» в Устрони. [ 14 ] Баптистов несколько раз приглашали на конференцию, но они отказывались. [ б ] как и Церковный союз Христа и Союз веры евангельской из-за негативного опыта предыдущего сотрудничества с союзом. В результате была образована федерация всего из трёх унионов под названием «Объединённая евангелическая церковь». [ 11 ] 23 июня 1947 года на последнем собрании Польской церкви евангелических христиан-баптистов Кракевич сообщил баптистам об основании новой церкви и выходе свободных христиан из Польской церкви евангелических христиан-баптистов. [ 6 ] Ответственность за создание новой церкви он переложил на своих «братьев». [ 16 ] Кракевич работал секретарем Польской церкви евангелических христиан-баптистов. [ 6 ] и стал президентом Объединенной евангелической церкви. [ 16 ] [ с ]
Получение легализации стало главным приоритетом для вновь созданной церкви. 15 октября 1947 года устав Объединенной евангелической церкви был представлен властям. Министерство общественной безопасности распорядилось внести изменения в некоторые положения закона, касающиеся сотрудничества с иностранными религиозными общинами. [ 17 ] Несмотря на внесение изменений и подачу необходимых документов в сентябре 1948 года, процесс легализации не был завершен до июля 1959 года. [ 18 ] Вскоре после создания Объединенной евангелической церкви она присоединилась к Польскому Вселенскому Совету. Членство в совете понималось как сотрудничество «в административном плане», а не «духовное или доктринальное». [ 19 ]
Аресты священнослужителей
[ редактировать ]Несмотря на то, что идея объединения была поддержана властями штата, церкви было отказано в легализации, а ее активисты подверглись преследованиям. Уже на рубеже 1947 и 1948 годов стали собираться сведения об активистах церкви. [ 20 ] В ночь с 19 на 20 сентября 1950 года руководители церкви были арестованы Службой безопасности, а все религиозные объекты, принадлежавшие церкви, были закрыты. В результате акции были арестованы 199 человек из Евангелическо-баптистских церквей (т.е. Объединенной Евангелической церкви, Церкви христиан веры евангельской и Церковного Союза Христа). Арестовано было не только церковное духовенство, но и особо активные верующие. [ 21 ] Некоторые часовни, литература, гимны и церковное оборудование были конфискованы. Большая часть конфискованного в результате этой акции имущества так и не была возвращена владельцам. [ 22 ]
Активисты этих «сект» якобы установили контакты «со своими оперативными центрами в США и Швеции ». [ 21 ] и изображались как «шпионы англо-американского империализма ». [ 23 ] Их обвинили в проведении широкой антисоветской кампании , критике народной власти и сельскохозяйственных кооперативов. Были отмечены два человека, наиболее причастные к этой акции – Владислав Колодзей и Теодор Максимович . [ 21 ] Служба безопасности намеревалась подготовить показательный процесс. [ 24 ] Несмотря на применение пыток в тюрьмах и запугивание, священнослужители не признались в предъявленных им обвинениях. [ 20 ]
Большинство арестованных были освобождены после нескольких дней или недель задержания, некоторые были освобождены через несколько месяцев, а против других были собраны «доказательства». Перед выходом из-под стражи все подписали заявление об отсутствии претензий к Службе безопасности. [ 25 ] Шестнадцать человек были приговорены к тюремному заключению. Станислав Кракевич был задержан по обвинению в ведении «разведывательной работы» и осужден за «антигосударственную деятельность». Людвика Сендеровского приговорили к 9 годам лишения свободы из-за обширных контактов с единоверцами из США. [ 26 ] Это временно остановило деятельность церкви на несколько месяцев. Весной 1951 года к репрессированным «сектам» стала возвращаться религиозная жизнь. [ 27 ] Сендеровский был освобожден последним, будучи помилован в 1955 году. [ 28 ]
Власти предполагали, что аресты ослабят, а может быть, даже приведут к ликвидации евангелического христианства в Польше. [ 29 ]
Пять организаций в одной
[ редактировать ]В 1952 году государственные власти, вдохновленные советскими решениями, признали увеличение числа религиозных организаций, существенно не отличающихся друг от друга, явлением нежелательным. Было решено объединить родственные фракции для облегчения контроля и лишить их поддержки со стороны Америки. [ 30 ] В результате давления со стороны властей в 1952 и 1953 годах были проведены консультативные конференции с целью включения в Объединенную евангелическую церковь еще двух религиозных союзов: Союза церквей Христа и Союза евангельской христианской веры. Это произошло на Первом Синоде Объединенной Евангелической Церкви 4 июня 1953 года. [ 31 ] На этом синоде были избраны церковный совет и председатель совета во главе с президентом Станиславом Кракевичем. Было признано, что федеративная система неэффективна, а союзы внутри Объединенной евангелической церкви были распущены. Был принят статут, согласно которому решения синодов были обязательны для всех. [ 32 ] Отныне деятельность велась в новой организационной форме, и Объединенная Евангелическая Церковь уже не имела федеративного характера. [ 33 ]
Власти полагали, что контролировать одно религиозное объединение будет легче, чем каждое по отдельности. [ 22 ] Они также хотели, чтобы деятельность общин на местах осуществлялась в постоянных местах, с целью искоренить «коммунализм», практикуемый беспартийными, и с целью включить всех незарегистрированных «верующих-евангелистов» в Объединенную евангелическую церковь. [ 34 ] Со временем власти получили еще одно преимущество. Фракции внутри Объединенной евангелической церкви имели схожую доктрину, но различались в некоторых моментах. В результате возникла «борьба внутри» церкви, а сосуществование этих конфессий в рамках одной организации часто приводило к спорам. [ 29 ] Власти также хотели «включить в состав Объединенной евангелической церкви Баптистскую церковь, руководство которой все еще склонялось к зарубежным баптистским центрам». [ 35 ]
В конце 1954 года Церковный совет предпринял усилия по установлению более тесного сотрудничества с Польской баптистской христианской церковью. Были предложены совместные встречи. [ 36 ] Верховный совет Польской баптистской христианской церкви поддержал идею сотрудничества, но подчеркнул, что в первую очередь следует прояснить прошлое, поскольку они остались верны соглашениям, совместно принятым на синоде общей церкви в 1945 году. Не исключено, что эта инициатива со стороны Объединенная евангелическая церковь была вдохновлена Управлением по делам религий, [ 37 ] который поддержал идею слияния всех евангелических церквей. Однако изменение политической ситуации привело к тому, что эти планы так и не были реализованы. [ 34 ] В 1968 году власти, видимо, отказались от идеи слияния Польской баптистской христианской церкви и Объединенной евангелической церкви, утвердив устав первой. [ 38 ]
В 1956 году пятидесятники из бывшей Церкви христиан веры евангельской организовали три конференции, независимые от Объединенной евангелической церкви, планировали собственную деятельность своей фракции и искали иностранную финансовую поддержку. Предметом раздора оказались выборы кандидатов в Церковный Совет. Пятидесятники из фракции Евангелической христианской веры получили 11 мандатов из 30. Действующий церковный совет признал результаты этих выборов недействительными. [ 39 ] В ответ пятидесятники решили выйти из Объединенной евангелической церкви, и в Управление по делам религий было подано заявление о регистрации Церкви евангельской христианской веры. Президентом был избран Теодор Максимович. [ 40 ] Власти запретили сепаратистам вести деятельность за пределами Объединенной евангелической церкви и занимать церковные должности. Самым жестоким методом борьбы с сепаратистами оказался вопрос использования собственных часовен. К 1961 году большинство общин вернулись в Объединенную евангелическую церковь. [ 41 ] За пределами церкви оставались общины Люблинского воеводства (так называемая «Люблинская группа»), сопротивлявшиеся государственной власти до конца 1960-х годов. Казимеж Чепелюк (1905–1969) до конца своей жизни действовал вне Объединенной евангелической церкви. [ 42 ] Валентий Давидов основал Церковь Христа в Польше . Самостоятельно действовал Болеслав Давидов, основатель будущей Церкви Бога во Христе . [ 43 ]
В условиях поддержки Объединенной евангелической церкви и подавления сепаратистов Управление по делам религий приняло решение утвердить Устав Объединенной евангелической церкви. Устав церкви был принят Синодом в 1959 г., а 31 июля 1959 г. утвержден Управлением по делам религий (решение № III. 10.11.59). Таким образом, регистрация Объединенной Евангелической церкви была завершена. Статут определял Церковь как «автономную и независимую от какой-либо духовной или светской власти». Исполнительным органом был Церковный Совет, а наблюдательным органом – Наблюдательная комиссия. [ 33 ] Основной единицей была община, которая по уставу была автономной и имела правосубъектность; его члены могли быть обращенными и крещеными людьми. Конгрегация имела право исключить любого человека, ведущего образ жизни, не соответствующий библейским нормам. [ 44 ]
Зарубежные контакты
[ редактировать ]В 1955 году власти разрешили возобновление зарубежных контактов. [ 45 ] хотя они все равно воспринимали их как попытку подчинения зарубежным церковным центрам. Пятидесятники были в первую очередь заинтересованы в поддержании контактов. [ 46 ] После отделения в 1956 году отряда «сепаратистов», оставшихся в структурах Объединённой евангелической церкви, власти относились к ним как к лояльным гражданам Польской Народной Республики. Для «сепаратистов» был затруднен выезд за границу, а для священнослужителей, оставшихся в Объединенной евангелической церкви, МВД даже ускорило формальности. [ 47 ]
После польского политического кризиса 1968 года слежка за духовенством Объединенной евангелической церкви со стороны службы безопасности усилилась. Основной причиной этого стали многочисленные визиты единоверцев из-за границы. [ 48 ] Обеспокоенный тем, что гости выступали в собраниях, преподавали на молодежных курсах, собраниях и лагерях, [ 49 ] власти решили ограничить посещение Польши иностранными гостями. Президиум Объединенной евангелической церкви выполнил рекомендации властей в отношении гостей. Прихожанам было поручено сообщать о каждом иностранце, посещающем службы. В этот период большую активность проявили представители пятидесятнического движения из США и Западной Европы. Они охотно участвовали в богослужениях и ярко описывали преследования пятидесятников по их возвращению в свои страны, как со стороны коммунистических властей, так и со стороны Президиума Объединенной евангелической церкви. [ 50 ] Дело показалось властям настолько серьезным, что 11 декабря 1970 г. состоялась встреча Президиума Церкви с представителями Управления по делам религий. В ходе встречи директор по делам некатолической религии Тадеуш Дусик обвинил: Зарубежные центры все активнее работают над превращением Объединенной евангелической церкви в свой форпост на территории Польской Народной Республики . [ 51 ]
Под подозрение попали те священнослужители, которые поддерживали зарубежные контакты. Однако действия органов государственной власти в этом отношении были непоследовательными, и зачастую разрешались визиты тех, чья деятельность ранее воспринималась как ведущая к сепаратизму внутри Объединенной евангелической церкви. [ 52 ]
Давление со стороны властей постепенно ослабевало, и во времена экономических трудностей гостей охотно приглашали. [ 49 ] Во второй половине 1970-х годов власти стали благоприятствовать многочисленным визитам протестантов с Запада в Польшу. [ 53 ] В 1984 году было получено разрешение на организацию молодежного съезда в Варшаве , на котором присутствовало более тысячи человек. Главным докладчиком выступил иностранный гость. В следующем году еще один съезд посетило около 4000 человек. [ 54 ] В 1985 году ситуация еще больше смягчилась. Политические и религиозные власти меньше интересовались относительно небольшим религиозным объединением. [ 55 ]
Штаб-квартира
[ редактировать ]Уже в 1957 году президиум Совета Объединенной евангелической церкви обратился к властям с просьбой о месте и разрешении на строительство религиозного объекта. [ 56 ] Управление по делам религий поддержало идею создания «Центральной объединенной евангелической церкви». [ 57 ] Первоначально главного архитектора Варшавы спросили, есть ли возможность застройки двора на улице Пулавской, 114 . [ 56 ] Впоследствии был выделен участок на улице Валикова, 25, который Объединенная евангелическая церковь не использовала из-за отсутствия средств, поэтому он перешел в собственность баптистов. [ 57 ] 25 января 1962 года был передан земельный участок на улице Загурной, 10. Было решено построить трехэтажное здание объемом 6000 м. 3 . [ 56 ] Обращались с призывами о финансовой поддержке к общинам, а также к «братьям» из-за границы. Одним из благотворителей был Орал Робертс , пожертвовавший 1200 долларов. [ д ] [ 58 ]
Объект был построен между 1965 и 1970 годами и состоит из офисных помещений и двух часовен. На первом этапе, с июня 1965 года по осень 1967 года, было возведено административное здание, которое сдано в эксплуатацию 10 декабря 1967 года и стало резиденцией Президиума Церкви. секретариат церкви, редакция «Хжесциянин» , издательство Объединенной евангелической церкви и радио «Глос Евангелии» . Здесь располагались [ 58 ] На втором этапе, с мая 1968 года по весну 1970 года, была построена часовня для центральной общины. [ и ] Торжественное открытие состоялось 1 мая 1970 года. Во время открытия президент Кракевич изложил историю Объединенной евангелической церкви, уделив особое внимание ее достижениям. Он сообщил собравшимся, что в 1947 году Объединенная евангелическая церковь имела 30 приходов, в 1953 году – 70 приходов, а к маю 1970 года она выросла до 96 приходов и более 100 филиалов с общим числом последователей 8000 человек. [ 59 ]
Президент Кракевич
[ редактировать ]Президент Кракевич неоднократно нарушал действующий устав Объединенной евангелической церкви. Под его руководством выборы Президиума в 1965 и 1968 годах были проведены в порядке, не соответствующем действующему законодательству. [ 50 ] Точно так же 18 и 19 февраля 1972 года на заседании Церковного совета Кракевич и его секретарь представили собственное предложение об увольнении нынешних региональных пресвитеров и назначении новых. Целью этих изменений было воспрепятствовать участию представителей пятидесятнических церквей. [ 60 ]
Для Департамента по делам религии эти изменения были оправданы «высшей необходимостью», и в церкви не было смелых людей, которые могли бы им противостоять. Кракевич также позволил себе определенную автономию в отношении религиозных властей, больше не сообщая им о принадлежности каждого кандидата, а вместо этого представляя их в алфавитном порядке. [ 50 ] Он вмешивался во внутренние дела отдельных фракций. Осенью 1970 года он отказался санкционировать братскую встречу в Кошалине , на которой должны были присутствовать иностранные гости (несмотря на запрет, встреча все же состоялась). На последующих синодах церкви он последовательно заявлял, что «принял бы должность Председателя Совета, если бы Братия доверила ему этот мандат». Однако не было оппозиции, которая могла бы угрожать его влиянию, и выборы в Президиум были согласованы с властями (в 1971 году кандидатура Казимира Муранти на пост секретаря имела поддержку властей).
Со временем сопротивление действиям Кракевича росло. В январе 1975 года представители всех фракций провели консультативные встречи с целью исключения Кракевича из президиума совета по обвинению в нехристианском поведении. Против этого выступили только представители «Свободных христиан», к которым принадлежал Кракевич. Было решено, что Константин Сацевич будет избран президентом на VIII Синоде Объединенной Евангелической церкви. [ 51 ] Станислав Кракевич обратился за помощью к религиозным властям, заверив их в своей лояльности и патриотизме. В то же время он раскритиковал некоторых активистов Объединенной евангелической церкви, особенно пятидесятников, обвинив их в «неподчинении, связях с Западом, непатриотичности» и назвав их «неистинными поляками». [ 61 ] Однако религиозные и политические власти считали, что президента следует сменить. [ 51 ] считая позицию Кракевича слишком слабой, а его личность слишком конфликтной. [ 62 ] Кракевичу тогда было 83 года, поэтому, возможно, считалось, что он выполнил свою задачу. [ 61 ]
На VIII Синоде был избран новый президент, объявивший себя сторонником равноправия всех фракций. [ 63 ] Вместе с Кракевичем были отправлены в отставку и все региональные лидеры. [ 61 ] Уход Кракевича ознаменовал завершение этапа в деятельности Объединенной евангелической церкви, который характеризовался значительным подчинением властям. [ 62 ]
Больше свободы
[ редактировать ]Президент Сацевич придерживался устава церкви и занимал свой пост два срока. Баланс сил внутри Объединенной евангелической церкви сместился в пользу фракции Свободных христиан. До 1975 года они управляли всеми церковными повестками дня, но теперь и другие фракции имели своих представителей в церковных делах. Свободные христиане заявили, что подверглись дискриминации, и потребовали реорганизации церкви. [ 53 ]
Начиная с 1975 года отношение властей к Объединенной евангелической церкви стало более примирительным. С момента своего создания власти обеспечивали оперативную ликвидацию любого возникающего внутри него сепаратизма. Поддержание организационной слаженности внутри Объединенной евангелической церкви со временем становилось все более сложным. В октябре 1974 года Совет Объединенной евангелической церкви впервые обратился в Департамент по делам религии за разрешением зарегистрировать вторую общину в Щецине . Через год провинциальные власти Щецина отменили свое предыдущее отрицательное решение. Другая уступка произошла в Сосновце . В июле 1974 года власти провинции Катовице отказались зарегистрировать филиал катовицкой общины в Сосновце, чтобы «предотвратить фрагментацию Объединенной евангелической церкви». Усилия президента Сацевича привели к изменению решения. [ 64 ] Однако, когда церковь захотела приобрести здание для новой общины, власти отказались передать здание в собственность сосновецкой общины, а настаивали на том, что оно принадлежит Объединенной евангелической церкви в целом. Для властей это был новый способ обеспечить единство Объединенной евангелической церкви. Та же процедура применялась, когда Совет Объединенной евангелической церкви запросил разрешение на приобретение собственности в Яновице-Вельке для общины в Легнице ; Департамент по делам религии решил, что собственность должна принадлежать церкви, а не прихожанам. Отныне все пожертвования церкви подлежали той же процедуре. [ 65 ]
С 1981 по 1987 год
[ редактировать ]«Нехристианское отношение» Кракевича привело к нежеланию других фракций по отношению к Свободным христианам. Отстранение Кракевича, их представителя, и нерешенность вопроса в Первой Варшавской Конгрегации [ ж ] были причинами растущего недовольства среди свободных христиан. [ г ] Первоначально они провели предварительные дискуссии с Польской баптистской христианской церковью о возможности присоединения. Президиум Объединенной Евангелической Церкви объявил участникам встречи выговор. В ответ «Свободные христиане» обвинили Президиум Церкви в продолжающемся «действии по захвату общин пятидесятническим движением», приводя примеры «захвата» или маргинализации общин. Они требовали большей свободы для отдельных фракций, не любили диктат Президиума и призывали к реорганизации церкви. [ 66 ] Поскольку поставленные условия не были выполнены, 30 декабря 1980 г. в Департамент по делам религии было отправлено письмо с просьбой о регистрации. [ 67 ] Церковь Свободных Христиан была зарегистрирована 14 мая 1981 года. [ 68 ] Организационный комитет Церкви Свободных Христиан представил властям список из 21 общины, но две общины – в Бердзее и Водзиславе-Слёнском – отделились и остались в структурах Объединенной Евангелической Церкви. [ 69 ] В результате образовалось 19 общин. [ 70 ] Регистрация Церкви Свободных Христиан ознаменовала отход от прежней политики властей в отношении евангелически-баптистских общин. Вскоре после этого были зарегистрированы и другие евангелические группы. [ ч ] По состоянию на 31 декабря 1980 года Объединенная евангелическая церковь насчитывала 124 прихода, 120 филиалов и 10 070 верующих. [ 68 ] [ я ]
28 ноября 1981 года на X Синоде Объединенной евангелической церкви Ян Гунька от имени Союза стойких христиан внес предложение о полной независимости всех конфессий. В ходе голосования 83 делегата высказались за независимость, 89 — за сохранение в составе Объединенной евангелической церкви, 1 голос был признан недействительным, 7 делегатов воздержались. [ 71 ] Эдвард Чайко был избран президентом Церковного совета. [ 72 ] и служил в этом качестве до 1988 года. [ 73 ] После ухода «Свободных христиан» пятидесятники играли ведущую роль в Объединенной евангелической церкви, так как имели большинство и могли практически все провести на синоде. [ 55 ]
Объединенная евангелическая церковь приняла новый устав и провела реорганизацию. Согласно новому статуту, церковь представляла собой федерацию фракций. Была введена новая терминология, например, «пастор» вместо прежнего «настоятель». [ 74 ] С 1981 по 1984 годы интенсивно развивалось церковное строительство. Несколько часовен были завершены в Соботке , Кракове , Львове-Сленском , Хайнувке , строительство продолжалось в Устрони , Познани , Свиноуйсьце , Губине , новое строительство началось в Люблине , Вроцлаве , Варшаве , Лодзи , Бельско-Подляском, Быдгоше, cz , Влоцлавек , Старгард . Были приобретены новые культовые сооружения и отремонтированы многие часовни. Незаметно также возросло число последователей церкви. [ 75 ]
На XI Синоде Я. Томчик внес предложение Объединенной Евангелической церкви о выходе из Польского Вселенского Собора. Чайко призвал к сдержанности и решению этого вопроса «в соответствии с мудростью Божией». [ 76 ] Антони Плинский предложил Церковному Совету разослать прихожанам опросы, чтобы узнать мнение о членстве в Польском Экуменическом Совете. Чайко поддержал предложение Плинского и предложил воздержаться от принятия решений по этому поводу. Томчик отозвал свое предложение. [ 77 ]
Сотрудничество между отдельными группами по-прежнему было далеко не идеальным. [ 78 ] и это был неспокойный период в польской истории, который еще больше повлиял на усиление освободительных процессов внутри церкви. Еще одним фактором, способствовавшим распаду Объединенной евангелической церкви, была многолетняя мечта о создании церкви исключительно с пятидесятническими характеристиками. [ 73 ]
13 сентября 1986 года на заседании Церковного совета Михал Гиджик представил предложение о «реорганизации» церкви в сторону независимости отдельных групп. Предложение было принято в декабре на очередном заседании собора, а резолюцию должен был принять предстоящий синод. [ 79 ] 22 мая 1987 года 12-й Синод Объединенной Евангелической Церкви принял постановление о независимости отдельных конфессий. Стойкие христиане и христиане веры евангельской решили сформировать одну церковь, а именно Пятидесятническую церковь, поэтому было решено выбрать три, а не четыре церкви: [ 80 ]
- Евангелическо-христианская церковь
- Церковь Христа
- Пятидесятническая церковь
Предложение поддержали 214 делегатов, против - 52, при этом один голос был признан недействительным. Это превышало ⅔ голосов, требуемых законом. Совещания XII Синода положили конец 40-летнему существованию Объединенной Евангелической Церкви. Другим постановлением было продление срока полномочий Церковного Совета и его Президиума до легализации вновь учреждаемых церквей. [ 81 ]
Сразу после завершения XII Синода начались работы по регистрации новых церквей. Реорганизация предусматривала создание трех независимых церквей. [ 82 ] Кроме того, Владислав Рудковский из Люблина решил вместе с приходами Люблинского воеводства создать отдельную, четвертую общину – Церковь христиан веры евангельской. [ 83 ]
В 1983 году Телевизионная киностудия «Полтель» выпустила документальный фильм об Объединенной евангелической церкви « Во имя Святого Духа» . Объединенная евангелическая церковь (41 минута), режиссеры Мечислав Семенский и Мацей Лещиньский, по сценарию Эдварда Чайко, который выступал в качестве основного консультанта фильма. [ 84 ]
Статистика
[ редактировать ]Источник: [ 33 ]
|
Самые крупные общины (данные за 1985 год) располагались в Бельском воеводстве (1686 последователей), Варшавском (1562), Катовицком (1516) и Щецинском (1194). [ 85 ] В результате роспуска Объединенной Евангелической Церкви были созданы четыре церкви, некоторые из которых, однако, вышли из Объединенной Евангелической Церкви раньше, а другие возникли после роспуска. Развитие церквей и деноминаций, возникших из Объединенной евангелической церкви, показано в таблице ниже: [ 86 ]
Название церкви | Конгрегации (1989/2001) | Часовни (1989/1997) | Духовенство (1989/2001) | Верующие (1989/2001) |
Пятидесятническая церковь | 102 / 186 | 101 / 90 | 174 / 324 | 10,973 / 20,027 |
Церковь христиан веры евангельской [ к ] | 13 / х | 2 / х | 45/х | 4064 / х |
Церковь Христа | 21 / 16 | 4 / 5 | 26 / 28 | 4,600 / 3,617 |
Конгрегации Церкви Христа | 28 / 25 | 28 / 31 | 50 / 75 | 2,492 / 4,886 |
Церковь свободных христиан | 32 / 65 | 32 / 37 | х/62 | 3,500 / 2,900 |
Церковь евангельских христиан | 53 / 55 | 53 / 40 | 46 / 66 | 2,010 / 3,000 |
Церковь Бога во Христе | 14 / 29 | 2 / 6 | 39 / 39 | 635 / 1,788 |
Ассоциация евангелического братства | 24 / 26 | 9 / 6 | 18 / 24 | 370 / 360 |
Союз стойких христиан [ л ] | – / 3 | – / 1 | – / 7 | – / 300 |
По оценке Збигнева Пасека , распад Объединенной евангелической церкви способствовал статистическому расширению евангелической общины. [ 87 ]
Основные доктринальные принципы
[ редактировать ]Основные элементы учения содержались в уставе Объединенной евангелической церкви, принятом в 1953 году. В нем были изложены следующие принципы веры:
- Непогрешимость Библии
- Вера в Троицу
- Божественный Сын Божий , Иисус Христос зачатый Святым Духом , рожденный от Девы Марии.
- Распятие Иисуса и Его воскресение
- Вознесение Иисуса Христа и Его Второе пришествие
- Крещение Святым Духом
- Вечная жизнь и вечное проклятие [ 88 ]
Из исповедания этих принципов веры вытекает требование выполнения четырех религиозных условий:
- Покаяние
- Покаяние в грехах
- Возрождение в Иисусе Христе
- Признание того, что любовь к Богу и ближнему является основой христианской жизни. [ 88 ]
В уставе 1947 года не было пункта о крещении Святым Духом. [ 89 ] Неписаное внутреннее соглашение предусматривало, что не должно возникать никаких разногласий относительно толкования этого крещения. [ 90 ] Во время совместных служб пятидесятники должны были избегать проявления глоссолалии , за исключением ситуаций, когда вся община состояла из пятидесятников. Несмотря на эти договоренности, напряженность вокруг этого вопроса всегда существовала, а смена поколений влияла на усиление пятидесятнического элемента в общинах. [ 91 ]
Члены Объединенной евангелической церкви называли себя евангельскими христианами. [ 92 ] Крещение во Имя Отца, Сына и Святого Духа совершалось погружением в воду, понимаемое как повеление Господне и действие, необходимое для каждого христианина-евангелиста, а также свидетельство и залог пожизненной верности Богу. Крещение не рассматривалось как условие спасения. [ 93 ]
Структура и основные активисты
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Основной единицей Объединенной евангелической церкви была община, которая пользовалась широкой автономией и имела правосубъектность. Конгрегация должна была состоять как минимум из 15 человек; меньшие группы верующих могли организоваться в филиалы, подчинявшиеся одной из ближайших общин. Конгрегация имела право решать вопрос о приеме или исключении своих членов. Власть над общиной осуществляли собрание всех членов (известное как «членство»), Церковный совет, руководитель общины (с 1985 года - пастор) и Ревизионная комиссия. В обязанности лидера общины входило заботиться о развитии общины, проводить службы или делегировать их поведение своим помощникам. [ 93 ]
Областные пресвитеры руководили собраниями.
Высшим органом церкви был синод, состоявший из делегатов от общин. Синод отразил конфессиональное разнообразие различных конфессий внутри Объединенной Евангелической Церкви. Точно так же исполнительный орган, Церковный Совет, демонстрировал конфессиональное разнообразие внутри себя, с Президиумом Церковного Совета.
До 1953 года церковь представляла собой федерацию, внутри которой каждая конфессия сохраняла свою самобытность; эта особенность была отменена в 1953 году. С 1981 года Объединенная евангелическая церковь вернулась к федеративной структуре.
С 1967 года штаб-квартира церкви находится на улице Загурной в Варшаве.
Президенты
[ редактировать ]- 1947–1949 - Станислав Кракевич .
- 1949–1950 - Францишек Венцкевич [ 94 ]
- 1950–1953 - Кароль Снегонь [ 95 ]
- 1953–1975 - Станислав Кракевич.
- 1975–1981 - Константин Сацевич
- 1981–1988 - Эдвард Чайко
Члены Президиума
[ редактировать ]- 1953–1956 - вице-президенты: Павел Баеньский , Юзеф Черский , Кароль Снегонь, Францишек Венцкевич; секретарь: Валентий Давидов; казначей: Францишек Янушевич
- 1956–1959 - вице-президенты: Павел Баеньский, Михальский, Кароль Снегонь, Сергиуш Вашкевич ; секретарь: Здислав Репш ; казначей: Теодор Максимович
- 1959–1962 – вице-президенты: Павел Баеньский, Михальский, Кароль Снегонь, Францишек Вашкевич; секретарь: Юзеф Мрузек ; казначей: Теодор Максимович
- 1962–1965 – вице-президенты: Александр Куц , Константин Сацевич, Кароль Снегонь; секретарь: Рапанович; казначей: Теодор Максимович
- 1965–1968 – вице-президенты: Александр Куц, Константин Сацевич, Кароль Снегонь, Францишек Вашкевич; секретарь: Александр Рапанович ; казначей: Теодор Максимович; заместитель секретаря: Эдвард Чайко
- 1968–1971 – вице-президенты: Юзеф Мрозек, Александр Куц, Константин Сацевич, Кароль Снегонь, Францишек Вашкевич; секретарь: Эдвард Чайко; казначей: Рапанович; заместитель члена: Теодор Максимович
- 1971–1975 – вице-президенты: Юзеф Мрозек, Коминек, Александр Куц (умер в 1973 г.), Константин Сацевич, Францишек Вашкевич; секретарь: Казимеж Муранти ; казначей: Теодор Максимович [ 96 ]
- 1975–1978 - вице-президенты: Теодор Максимович, Юзеф Фольварчны , Казимеж Наймаловский (умер в 1978 г.), Коминек; секретарь: Казимеж Муранти; казначей: Эдвард Чайко [ 97 ]
- 1978–1981 - вице-президенты: Антони Плински , Фольварчны, Мариан Суски , Ян Гунька ; секретарь: Казимеж Муранти; казначей: Эдвард Чайко [ 98 ]
- 1981–1984 – вице-президент: Мариан Суски; секретарь: Хенрик Рышард Томашевский ; казначей: Сичек; участники: Гавел, Ян Гунька, Яконюк, Тадеуш Ярош
- 1984–1987 — вице-президент: Эдвард Лорек ; секретарь: Хенрик Томашевский; участники: Гавел, Михал Хидзик , Антоний Плинский, Константин Сацевич [ 99 ]
Деятельность
[ редактировать ]Культовая жизнь
[ редактировать ]Объединенная евангелическая церковь как сообщество, объединяющее представителей нескольких евангелических движений, была форумом, на котором выражались различные виды благочестия. Духовность пятидесятников и Братьев имела наибольшую духовную дистанцию между ними. Однако у них были определенные общие элементы, которые нашли отражение в публичном богослужении, практикуемом в общинах. Ключевые элементы этого поклонения были следующими:
- воскресное богослужение
- Богослужение в середине недели (обычно по средам)
- Специальные евангелизационные службы (традиционно осенью и весной) [ 100 ]
- Выездные крещения (в тех случаях, когда прихожане не имели баптистерия в здании церкви) [ 101 ]
- Свадебные церемонии
- Похороны
Воскресное богослужение, как основная форма совместного богослужения, состояло в основном из чтения и провозглашения Библии, молитв, возглавляемых теми, кто проводил служение, совместной молитвы, церковного пения и обмена свидетельствами (рассказами верующих о Божьей работе в их жизни). жизни). В эту службу входило также празднование Вечери Господней (обычно раз в месяц, часто в первое воскресенье месяца), [ 100 ] благословение детей и рукоположение священнослужителей. Музыкальное сопровождение обычно включало использование музыкальных инструментов, в том числе ударных и духовых. Во многих общинах были свои хоры, активно участвовавшие в основном богослужении.
Богослужение в середине недели обычно имело более простой формат и обстановку. Основные элементы включали чтение и провозглашение Библии, молитву (как индивидуальную, так и коллективную) и пение (часто а капелла ).
Основой церковного пения стал сборник гимнов, изданный Объединенной евангелической церковью под названием Śpiewnik Pielgrzyma .
Другой специфической стороной христианского богослужения были существовавшие при приходах воскресные школы и регулярно организуемые молодежные встречи. [ 100 ]
Образовательная деятельность
[ редактировать ]В 1948 году первая библейская школа церкви была открыта на улице Познаньской . Первый курс начался 21 ноября 1948 года и продлился до апреля 1949 года. Юзеф Мрузек Директором был . Было проведено два очных курса. Развитие школы было прервано арестами священнослужителей в 1950 году, а позже местное оборудование отсутствовало. Продолжение школы зависело исключительно от Мрожека в Президиуме Церкви. В 1960-е годы проводились только краткосрочные курсы продолжительностью одну или несколько недель. [ 102 ] Возобновление деятельности произошло только в 1972 году. Мечислав Квечень Директором был назначен [ 103 ] В 1985 году название Библейской школы было изменено на Духовную семинарию. [ 77 ] Влодзимеж Рудницкий стал директором школы в 1982 году. [ 104 ]
Издательская деятельность
[ редактировать ]В 1954 году власти разрешили публикацию Biuletyn Zjednoczonego Kościoła Evangelicznego (англ. Bulletin of the United Evangelical Church ). Решение о создании издательства было принято на заседании Церковного совета 9 и 10 февраля 1957 года. Был создан издательский фонд, и Юзеф Прауэр и Болеслав Винник начали издательскую деятельность. [ 105 ] К концу марта 1972 было напечатано 34 наименования общим тиражом 204 040 экземпляров книг, брошюр и трактатов. С помощью копировального аппарата было напечатано восемь книг и сценариев общим тиражом 13,7 тыс. экземпляров. По данным «Календаря Рождества» за 1977 г. , к февралю 1976 г. было напечатано 65 наименований общим тиражом 326 740 книг, брошюр и трактатов. [ 106 ]
В 1975 году издательство возглавил Казимеж Муранти. С 1982 года вопросы издательской деятельности решались Церковным Советом и Президиумом Собора. [ 107 ] С 1982 года Объединенная евангелическая церковь получила большое количество бумаги от Книжного отдела Министерства культуры и искусства. С 1983 по 1987 год еще больше бумаги было пожертвовано единоверцами с Запада. В результате в те годы ежегодно издавалось множество изданий общим тиражом, превышающим 100 000 экземпляров. [ 107 ]
Журнал Объединенной евангелической церкви
[ редактировать ]Ежемесячный журнал «Хжесциянин» издавался с 1946 по 1948 год, после чего, после нескольких лет перерыва, возобновился в 1957 году тиражом 5000 экземпляров. В 1960-е годы власти штата сократили тираж, но в 1970-е годы его увеличили до 5500 экземпляров. В 1980-х годах оно издавалось тиражом 7000 экземпляров. [ 108 ] До конца 1988 года журнал издавался в рамках Объединенной евангелической церкви. С 1989 года он начал издаваться как издание Пятидесятнической церкви. [ 105 ]
Радио- и кинодеятельность
[ редактировать ]С декабря 1965 года церковь начала транслировать радиопрограммы под названием Głos Ewangelii z Warszawy (английский: Голос Евангелия из Варшавы ) через Trans World Radio в Монте-Карло . [ 109 ] Станислав Напёрковский положительно оценил их, заявив, что католики слушают эти передачи с духовной пользой. [ 110 ] С 4 апреля 1982 года радиопередачи начало транслировать Польское радио . Обычно их выходили в эфир четыре раза в год. [ 109 ]
5 февраля 1985 года Объединенная евангелическая церковь обратилась в студию киноадаптаций в Варшаве с просьбой подготовить польскую версию фильма «Крест и выкидной нож» . Управление по делам религий поддержало положительное решение этого вопроса. [ 111 ]
Мероприятия по уходу
[ редактировать ]Объединенная евангелическая церковь владела домом престарелых в Оструде . В середине 1980-х годов церковь начала работу по созданию центров для людей, борющихся с зависимостью. был создан центр для наркозависимых В 1986 году в Брочине . [ 111 ]
Политика религиозных властей в отношении Объединенной евангелической церкви
[ редактировать ]Информаторы были завербованы в 1949 году. Они были нужны для донесения о лицах, имеющих зарубежные контакты. По сообщениям информаторов, аресты были произведены в сентябре 1950 года. Первоначально религиозные власти планировали ликвидировать евангелические церкви в Польше, но когда это оказалось невозможным, они стремились взять их под контроль. Целью было занять ключевые должности в церкви тайными сотрудниками. В 1970-е годы самой большой проблемой для властей была контрабанда русской и украинской религиозной литературы с Запада через Польшу в Советский Союз. Особенно активны в этой области были пятидесятники. Служба безопасности следила за церковью, чтобы предотвратить этот наплыв. С привлечением губернских командований милиции) и пограничников отслеживались лица, причастные к контрабанде литературы, в Щецине , Кошалине , Гожуве-Велькопольском , Ольштыне , Белостоке , Слупске , Гданьске . [ 112 ]
В планах IV отдела МВД на 1972/1973 и 1974/1975 годы жаловались на недостаточную инфильтрацию Объединенной евангелической церкви и отдавались приказы о вербовке тайных сотрудников. [ 113 ] В планах на 1976 и 1977 годы предписывалось привлечь на работу члена президиума Объединенной евангелической церкви Эдуарда Чайко и двух человек, участвующих в передачах «Голоса Евангелия» . Активный контроль был установлен над Рапановичем, Маньковским, Вашкевичем, Рудковским, Рудницким, Фохманом, Ильчуком, Прауэром и Гавелом. Было приказано разоблачить лиц, поддерживавших контакты с Западом и занимавшихся распространением литературы в Советском Союзе. [ 114 ]
В планах на 1978 и 1979 годы предписывалось завербовать двух тайных сотрудников из руководства Объединенной Евангелической Церкви, добиваться размещения тайных сотрудников «Мариана» и «Станислава» в высшем руководстве и обеспечить, чтобы один из них назначен главой Объединенной евангелической церкви. Было рекомендовано противодействовать численному росту пятидесятников за счет других групп внутри Объединенной евангелической церкви и не допускать влияния пятидесятников на молодежь других церквей, таких как баптистская и лютеранская . Пятидесятникам рекомендовалось разорвать контакты с оазисами и другими светскими организациями внутри католической церкви. Был установлен контроль над прибытием эмиссаров из пятидесятнических миссионерских центров на Западе. [ 115 ]
Письма, заявления, доносы
[ редактировать ]Протокол слушания (1950 г.)
[ редактировать ]Протокол допроса подозреваемого Теодора Максимовича от 26 сентября 1950 года: [ 116 ]
В начальный период после освобождения, то есть в 1945 году, мы начали организовывать отделения евангелических христиан в каждом из наших регионов. К концу 1945 года мы начали устанавливать переписочные контакты и таким образом нашли друг друга по всей стране. В сентябре 1945 года в Кентшин прибыл Ежи Сацевич , имевший разрешение баптистов. Сацевич разместил объявление на Баптистской часовне со своим адресом. На основании этого мы установили контакт с Сацевичем и пригласили его в Кентшин. Сацевич прибыл 17 ноября 1945 года, и под его руководством мы провели первое организационное собрание, на котором были избраны председатель и его заместитель (...). При его содействии мы организовали в Кентшине общину, состоявшую из баптистов, приверженцев Церкви Христовой и христиан-евангелистов. Тогда мы выступали за сотрудничество со всеми родственными конфессиями. Такая ситуация продолжалась до 1946 года (...). Под давлением Черского и Янушевича я был вынужден оторваться от баптистов и начать работать самостоятельно. Янушевич сделал то же самое в Лодзь . Поскольку Восточно-Европейская Миссия выступала за сотрудничество с родственными конфессиями, по примеру унии, произошедшей в СССР, я также стремился к сотрудничеству с родственными конфессиями в моем регионе.
Письмо Юзефа Мрозека Президиуму Объединенной Евангелической церкви
[ редактировать ]В мае 1962 года Юзеф Мрузек – секретарь Объединенной Евангелической Церкви – направил письмо в Президиум Объединенной Евангелической Церкви, объясняя, почему он не хочет баллотироваться в новый Церковный Совет: [ 117 ]
Я не согласен с прежней политикой церкви в отношении раскольников, простаков и тому подобных элементов, которые только стремятся получить выгоду от членства в Объединенной Евангелической Церкви, но не чувствуют себя обязанными к ней. К тому же эти люди нездоровы как в догматическом и этическом плане, так и в вопросах церковного порядка. (...) Большую часть времени на заседаниях Собора и Президиума тратили на вопросы, связанные с раскольниками и тому подобными элементами, оставляя мало времени для вопросов, связанных с собственно задачами церкви. От этого страдает не только церковь в целом, но, прежде всего, страдает работа на местах. На мне лежала печальная обязанность проводить сотни часов на таких встречах и все документировать, что занимало еще сотни часов. Я заметил на себе и на других братьях, что эти вещи разрушают нашу личную духовную жизнь. Наш духовный уровень представляет собой довольно печальную картину. (...) Должность в Президиуме Церковного Совета имеет общенациональное значение, и в силу блага Церкви и взаимоотношений Церкви и государства эти должности по существу должны занимать лица, имеющие поддержку или хотя бы одобрение властей. Я не могу сказать этого о себе. Я единственный член Президиума, которому власти отказали в выдаче паспорта. Похожая судьба постигла и моего отца. (...) Убедительно прошу Вас не рассматривать мою кандидатуру. (...)
Письма в Управление по делам религии
[ редактировать ]28 февраля 1974 г. Сергиуш Вашкевич направил в Канцелярию заявление, принятое участниками предсинодального заседания, состоявшегося 11 февраля 1974 г.: [ 118 ]
- Мы решительно заявляем, что всегда были за единство Объединенной Евангелической Церкви, (...) однозначно заявляем о необоснованности обвинений относительно якобы тенденции к расколу Церкви.
- Мы считаем, что для блага Объединенной Евангелической Церкви необходимо обеспечить доктринальное равенство всех фракций внутри церкви, включая христиан-евангелистов, во всех церковных программах и во всей церковной жизни. (...)
- Считаем необходимым назначать, если вообще есть необходимость в назначении, окружных пресвитеров для данного округа по согласованию с приходами и представителями фракции евангельских христиан, при условии, что большинство приходов в этом округе принадлежат к этой фракции. , или двух уездных пресвитеров, если в округе есть приходы двух фракций (например, как это сейчас имеет место в Катовицком округе).
- Мы считаем необходимым делегировать представителей соответствующих фракций в Церковный совет для решения вопросов собрания; если конгрегация состоит из последователей двух фракций, то в Церковный Совет следует назначить соответственно двух представителей.
- Мы считаем необходимым разрешить работникам всех фракций, включая христиан-евангелистов, участвовать: а) в радиовещании, б) в Библейской школе, в) в издании книг и журналов, г) в других церковных программах.
- Мы считаем необходимым повысить статус членов Церковного совета всех фракций и обеспечить им защиту от нападений посторонних лиц внутри Церкви.
- Считаем необходимым соблюдение Устава Церкви Президиумом Церковного Совета с учетом принципов демократического и коллективного руководства во всех церковных вопросах.
- Считаем необходимым создать комиссию по пересмотру Устава Церкви для подготовки поправок и изменений в Устав к предстоящему Церковному Синоду.
- В качестве членов и заместителей Церковного совета на следующий срок мы выдвигаем следующих кандидатов, избранных на заседании тайным голосованием: Сергиуш Вашкевич, Александр Рапанович, Теодор Максимович, Эдвард Чайко, Александр Маньковский, Тадеуш Гавел, Владислав Рудковский, Юзеф Суский. .
Анонимный представитель Объединенной евангелической церкви подготовил меморандум (без даты и подписи): [ 119 ]
- Объединенная евангелическая церковь состоит из 5 фракций, образующих 2 блока: а) Евангелические – Союз евангельских христиан, Свободный союз, Церковь Христа; б) Пятидесятники – Евангелические христиане веры (пятидесятники), Союз решительных христиан.
- С точки зрения чисел: около ⅓ членов — евангелические христиане веры (пятидесятники), ⅓ — свободные христиане, ⅓ — евангелисты, решительные, Церковь Христа, а также общины или отдельные лица без четкой деноминационной принадлежности.
- На данный момент каждая из 5 фракций имеет по 6 членов в Церковном совете, состоящем из 30 человек. Это не было надлежащим представлением церкви, поскольку три меньшие фракции (евангелическая, решительная и церковь Христа), составляющие лишь 1/5 церкви, имели до 18 советников, т. е. 60%, в то время как христиане-евангелисты Веры и Свободных христиан, составляющих около ⅔ церкви, всего было всего 12 советников (т. е. 40%). Предлагается, чтобы в будущем каждая фракция имела следующее количество советников: пятидесятники – 9 и 3 заместителя, Свободные христиане – 9 и 3 заместителя, Евангелисты – 4 и 2 заместителя (...). Решительные евангелисты, Церковь Христа не окажутся в невыгодном положении, поскольку они будут иметь в общей сложности 12 мест, т.е. 40%, и составлять примерно 20% членов или общин в церкви.
- Между фракциями существует негласное соглашение о том, что в Президиум Церковного Совета входят 2 представителя пятидесятников, 2 свободных христиан и по одному представителю от каждой из остальных фракций (обычно в качестве вице-президентов).
- Мы считаем, что представители соответствующих фракций должны быть, насколько это возможно, «родными», а не искусственно (...) созданными. Например, евангелистов представляют Наймаловский, Муранти и Я. Толвинский (в последнее время также Т. Ярош), ни один из которых не является «коренным» христианином-евангелистом.
- Программы отдельных церквей обычно возглавляют подходящие люди из разных фракций. Неправда, что все «ключевые» позиции сосредоточены в руках «Свободных христиан». Например, пятидесятники занимают должности казначея Церковного совета (Максимович) и секретаря редакции «Хжесциянин» (Е. Чайко), евангелисты – секретаря Церковного совета (Муранти), Церковь Христова – руководителя издательства Отдел (А. Левчук).
- Это правда, что Свободные христиане занимают большинство позиций, но верно также и то, что эта фракция имеет наибольший вклад в работу по объединению церкви и реализации принципов законности, а также самое большое количество работников.
- Чтобы ослабить позиции Свободных христиан в церкви, против них была сформирована коалиция, состоящая не столько из конгрегаций, сколько из активистов, узурпировавших право представлять нашу общину. Нападение было направлено, прежде всего, на вице-президента, представляющего Свободных христиан, Я. Мрозека, старейшину округа Катовице, М. Гертлера, Библейскую школу (М. Квечень) и «Глос Евангелий», а что касается общин – в основном против Хожувской конгрегации и 1-й конгрегации в Варшаве.
- Дата Синода. Его предлагается провести 10–11 мая, причем 9-го числа станет днем празднования 30-летия Польской Народной Республики. Все 3 дня являются праздничными днями. Это даст время без спешки уладить все дела (особенно финансовые).
Основные достижения
[ редактировать ]К основным достижениям церкви за все время ее существования относятся:
- Почти 100% рост числа верующих
- Значительное увеличение приходов
- Строительство ряда церковных зданий, включая строительство центральной часовни в Варшаве.
- Основание Дома престарелых в Оструде
- Издательская деятельность, в том числе издание ежемесячного журнала Chrześcijanin. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В то время цифры колебались — немцы уезжали, приезжали репатрианты из СССР, в результате чего статистика за этот период весьма неопределенна.
- ↑ На конференции в Белостоке в начале 1947 года баптисты заявили, что не заинтересованы в присоединении к структурам вновь образованной церкви из-за присоединения, предложенного Союзом христиан веры евангельской. Официальной причиной отказа было то, что баптисты имели более давнюю историю своей собственной традиции, были связаны с баптистскими группами по всему миру и не собирались отказываться от нее. [ 15 ]
- ^ По мнению Томашевского (2009 , стр. 27), сохранившаяся переписка свидетельствует об отрицательном отношении Кракевича и Сендеровского к сотрудничеству с баптистами.
- ↑ Деньги пошли в дом престарелых в Оструде еще до начала строительства ( Кракевич (1970а , стр. 28)).
- ↑ До этого Первая Варшавская объединенная евангелическая церковь имела часовню на проспекте Иерусалимской. Власти разрешили строительство часовни на улице Загурной при условии отказа от часовни на проспекте Иерусалимской ( Кракевич (1970а , с. 29)).
- ↑ 23 марта 1975 года в Первой Варшавской конгрегации состоялись выборы в Совет Конгрегации. Президиум Церковного Собора посчитал эти выборы предвзятыми, противоречащими действующему уставу, и не утвердил их итоги. В то же время к главе конгрегации Кракевичу и остальным членам Конгрегационного совета был обращен призыв не запятнать свою репутацию ( Томашевский (2009 , с. 315)).
- ↑ 8 марта 1980 года на заседании Церковного совета обсуждалось «дело Кракевича» и положение Первой Варшавской конгрегации. Кракевича обвинили во всех злодеяниях в церкви. Свободные христиане не желали признать, что Кракевич несет главную ответственность ( Томашевский (2009 , стр. 340)).
- ^ протестантская община Бещадского В 1981 году также была зарегистрирована района; в 1982 г. была зарегистрирована Церковь Христа; в 1986 г. была зарегистрирована Христианская пятидесятническая община; в 1987 г. зарегистрирована Ассоциация «Евангелическое братство»; в 1988 г. были зарегистрированы Церковь Бога во Христе, Церковь Христовых собраний, Пятидесятническая церковь, Церковь христиан-евангелистов, Ученики Святого Духа ( Мирончук (2006 , с. 124)).
- ↑ Для сравнения, на 31 декабря 1979 года в церкви было 123 церкви, 115 застав и 8960 верующих ( Томашевский (2009 , стр. 330)).
- ^ Данные за 1980 год не включают свободных христиан.
- ↑ В 1995 году Церковь христиан веры евангельской перестала сообщать свои данные в Центральное статистическое управление .
- ↑ В 1989 году Союза стойких христиан ещё не существовало.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Козловский, Лангер и Загаевский (1989 , стр. 54)
- ^ Томашевский (1991 , стр. 172)
- ^ Томашевский (1991 , стр. 73)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 19)
- ^ Собеч (2019 , стр. 292)
- ^ Jump up to: а б с Томашевский (2009 , стр. 27)
- ^ Собеч (2019 , стр. 291–292)
- ^ Чайко (1970 , стр. 23)
- ^ Рогачевский, Ежи Павел (1995). Польская баптистская идентичность в историческом контексте (PDF) . Гамильтон, Онтарио. п. 100. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Томашевский (2009 , стр. 20)
- ^ Jump up to: а б с Каминский (2012 , стр. 59)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 23)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 25)
- ^ Янчук (2023 , стр. 52)
- ^ Апрель, Мечислав (1975). "Образ жизни". В Кракевиче, Станислав (ред.). По крайней мере, они были один (на польском языке). Варшава: ЗКЕ. п. 17.
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 28)
- ^ Каминский (2012 , стр. 60)
- ^ Каминский (2012 , стр. 60–61)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 263)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 117)
- ^ Jump up to: а б с Михалак (2004 , стр. 23)
- ^ Jump up to: а б Каминский (2012 , стр. 61)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 400)
- ^ Каминский (2012 , стр. 62)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 49)
- ^ Янчук (2021 , стр. 42–43)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 50)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 63)
- ^ Jump up to: а б Михалак (2004 , стр. 24)
- ^ Томашевский (1991 , стр. 133–134)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 104–124)
- ^ Jump up to: а б Тыминьский, Михал, изд. (1999). Пятидесятническая церковь в Польше (на польском языке). Вроцлав: Миссия «Жизнь». стр. 34. ISBN 978-83-911305-4-4 .
- ^ Jump up to: а б с Козловский, Лангер и Загаевский (1989 , стр. 52)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (1991 , стр. 149)
- ^ Томашевский (1991 , стр. 104)
- ^ Томашевский (1991 , стр. 147)
- ^ Томашевский (1991 , стр. 148)
- ^ Козловский, Лангер и Загаевский (1989 , стр. 45)
- ^ Янчук (2022 , стр. 422)
- ^ Янчук (2022 , стр. 423–425)
- ^ Янчук (2022 , стр. 434)
- ^ Янчук (2022 , стр. 434–435)
- ^ Янчук (2022 , стр. 436–437)
- ^ Каминский (2012 , стр. 34)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 70)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 158)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 82)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 401)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 402)
- ^ Jump up to: а б с Томашевский (2009 , стр. 311)
- ^ Jump up to: а б с Томашевский (2009 , стр. 312)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 106)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 339)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 403)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 369)
- ^ Jump up to: а б с Томашевский (2009 , стр. 223)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 224)
- ^ Jump up to: а б Кракевич (1970а , стр. 28)
- ^ Кракевич (1970b , стр. 20)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 290)
- ^ Jump up to: а б с Мирончук (2006 , стр. 223)
- ^ Jump up to: а б Мирончук (2006 , стр. 108)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 313)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 110)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 111)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 329)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 330)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 333)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 118–119, 228)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 346)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 336)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 337)
- ^ Jump up to: а б Каминский (2012 , стр. 79)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 340)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 347)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 351)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 352)
- ^ Каминский (2012 , стр. 80)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 359)
- ^ Каминский (2012 , стр. 85–87)
- ^ Каминский (2012 , стр. 87)
- ^ Каминский (2012 , стр. 92)
- ^ Каминский (2012 , стр. 93)
- ^ «Религии и церкви в Польше» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Козловский, Лангер и Загаевский (1989 , стр. 148)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 129)
- ^ Пасек (2004 , стр. 22)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 435)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 415)
- ^ Пасек (1993 , стр. 104–105)
- ^ Пасек (1993 , стр. 105)
- ^ Чайко (1973 , стр. 85)
- ^ Jump up to: а б Чайко (1988 , стр. 15)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 43)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 44, 113)
- ^ Чайко (1973 , стр. 40–46)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 309)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 324)
- ^ Мирончук (2006 , стр. 169)
- ^ Jump up to: а б с Томашевский (2009 , стр. 452)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 257–259)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 372)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 373)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 379–380)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 386)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 387)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 388)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 384)
- ^ Jump up to: а б Томашевский (2009 , стр. 348)
- ^ Напиорковский (1984 , стр. 17)
- ^ Jump up to: а б Мирончук (2006 , стр. 122)
- ^ Белашко и др. (2007 , стр. 278–279)
- ^ Белашко и др. (2007 , стр. 38, 113)
- ^ Белашко и др. (2007 , стр. 176–177)
- ^ Белашко и др. (2007 , стр. 279)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 19–20)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 224–226)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 294–297)
- ^ Томашевский (2009 , стр. 298–299)
Библиография
[ редактировать ]- Белашко, М.; Пекарска, АК; Томасик, П.; Вилановский, К., ред. Планы работы IV отдела МВД на 1972–1979 годы (на польском языке). Варшава: IPN. ISBN 978-83-6046-430-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Чайко, Эдвард (1973). «Основные наставления христиан евангельских. Синоды Церкви». Христианский календарь 1973 года (на польском языке). Варшава: ЗКЕ.
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Чайко, Эдвард (1970). «Объединенная евангелическая церковь за последнюю четверть века в Польской Народной Республике». Кристиан (на польском языке).
{{cite journal}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Чайко, Эдвард (1988). «Объединенная евангелическая церковь». Кристиан (на польском языке).
{{cite journal}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Янчук, Лешек (2021). «Арест 199 евангелических священнослужителей в сентябре 1950 года» . Гданьский евангелический ежегодник (на польском языке). ХV .
{{cite journal}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Янчук, Лешек (2022). «Попытка раскола Объединенной евангелической церкви в 1956 году» . Богословский ежегодник (на польском языке). 2 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Янчук, Лешек (2023). Станислав Кракевич – давний глава Объединенной евангелической церкви (на польском языке). Остроленка – Варшава: ОТН. ISBN 978-83-62775-61-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Каминский, Марек (2012). Пятидесятническая церковь в Польше в 1988-2008 годах: Историко-политическое исследование (на польском языке). Варшава: Варшавская духовная семинария. ISBN 978-83-905704-8-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Кракевич, Станислав (1970). «История строительства церковного центра и часовни». Кристиан (на польском языке).
- Кракевич, Станислав (1970). «Вступительная речь». Кристиан (на польском языке).
- Михалак, Рышард (2004). «Разделяй и властвуй» . Вестник Института национальной памяти (на польском языке). 3 (38).
{{cite journal}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Мирончук, Ян (2006). Государственная политика в отношении Объединенной евангелической церкви в Польше (1947-1989) (на польском языке). Варшава: Научное издательство «Семпер». ISBN 83-89100-95-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Напёрковский, Станислав К. (1984). «Богословский диалог между католиками и протестантами». В дороге (на польском языке). 1 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Пасек, Збигнев (1993). Союз решительных христиан. Исследование истории религиозных идей (на польском языке). Краков: Полковник.
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Пасек, Збигнев (2004). «Евангелические общины в современной Польше». В Зелински, Т.Дж. (ред.). Евангелический протестантизм в Польше на пороге XXI века (на польском языке). Варшава – Катовице: Кредо. ISBN 978-83-92016-43-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Собех, Януш (2019). Оригинальные христиане. Ассоциация сторонников науки ранних христиан в 1912–1947 годах (на польском языке). Варшава. ISBN 978-83-954247-0-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: ref дублируется по умолчанию ( ссылка ) - Томашевский, Генрик Рышард (1991). Евангелическо-баптистские конфессии, входившие в Объединенную евангелическую церковь в 1945-1956 гг. (на польском языке). Томашов Мазовецкий: Слово и жизнь.
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Томашевский, Генрик Рышард (2009). Объединенная евангелическая церковь 1947–1987 (на польском языке). Варшава: КОМПАС II. ISBN 978-83-925744-5-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Козловский, Ян; Лангер, Януш; Загаевский, Тадеуш (1989). Атлас конфессий в Польше (на польском языке). Варшава: КАВ. ISBN 83-03-02411-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )