Jump to content

Магнус Эйрикссон

Магнус Эйрикссон также известен как Магнус IV из Швеции.
Магнус Эйрикссон
Магнус Эйрикссон (ок. 1876 г.)
Рожденный ( 1806-06-22 ) 22 июня 1806 г.
Умер 3 июля 1881 г. ) ( 1881-07-03 ) ( 75 лет
Национальность исландский
Занятие Богослов
Подпись

Магнус Эйрикссон (22 июня 1806 — 3 июля 1881) — исландский теолог и современный критик Сёрена Аби Кьеркегора (1813–1855) и Ханса Лассена Мартенсена (1808–1884) в Копенгагене .

В связи с его весьма критическим отношением к церковным догматам, особенно догматам о Троице Божией и Божественности Христа , в отличие от которых он подчеркивал (по крайней мере, в своих поздних работах) существенное единство Бога и водительство Иисуса ( просто) как пророка и учителя, Эйрикссона часто называли «пионером» или «предшественником». [ 1 ] к унитарному движению в Дании.

Скинналон, приход Асмундарстадир, округ Нордур-Тингейяр (Д. Данкель)

Детство и изучение богословия

[ редактировать ]

Магнус Эйрикссон родился старшим из пяти детей Эйрикура Гримссона († 1812 г.), фермера, и Торбьёрга Стефансдоттира († 1841 г.), дочери пастора, в Скинналоне, Нордур-Тингейярсысла, на северо-восточной оконечности Исландии. В 1831 году он уехал в Копенгаген, чтобы сдавать вступительные экзамены в университет. Затем он оставался в Копенгагене до своей смерти в 1881 году. Эйрикссон изучал теологию в Копенгагенском университете , где на него глубоко повлиял профессор Хенрик Николаи Клаузен (1793–1877), который представлял форму теологического рационализма , которая ему нравилась. [ 2 ] После получения ученой степени в 1837 году Эйрикссон стал наставником студентов-теологов ( manuduktør ), среди которых он пользовался значительной популярностью.

Отношения Эйрикссона с Мартенсеном и Кьеркегором (1844-1850)

[ редактировать ]

Эйрикссон как оппонент Мартенсена

[ редактировать ]

В отличие от рационализма Клаузена, Эйрикссон очень критично относился к Х. Л. Мартенсена спекулятивному богословию , которое он яростно критиковал в различных публикациях с 1844 по 1850 год. можно и нужно принять верой». [ 3 ] Мартенсен отказался вступать в полемику с Эйрикссоном и хранил полное молчание. Это молчание настолько раздражало Эйрикссона, что в 1847 году он написал письмо королю Кристиану VII, в котором назвал молчание Мартенсена «непростительным, нечестным и бесчестным». [ 4 ] и потребовал освободить Мартенсена от профессорской должности в Копенгагенском университете . правительства Его обвинения против Мартенсена были жестокими и неконтролируемыми, но в то же время он также критиковал предполагаемый абсолютизм . В результате прокурору было предписано возбудить против него дело. Однако со смертью короля в 1848 году и всеобщей амнистией, которая сопровождала его преемника Фридриха VII восшествие на престол , эти правила были отменены. Нападки Эйрикссона на Мартенсена больше всего навредили ему самому, особенно в финансовом отношении, поскольку студенты, сочувствуя своему знаменитому профессору, перестали использовать Эйрикссона в качестве наставника. Его финансовое положение стало особенно плохим, и он (по крайней мере) дважды писал Сёрену Кьеркегору с просьбой о помощи, но Кьеркегор отказался. [ 5 ]

Эйрикссон — нежеланный союзник Кьеркегора.

[ редактировать ]

В своей атаке на спекулятивную теологию, особенно на Мартенсена, Эйрикссон думал, что у него есть союзник в лице Сёрена Кьеркегора, и «Заключительный ненаучный постскриптум» Кьеркегора (1846) поддержал его в этом утверждении. Кьеркегор, однако, энергично протестовал против этого «самовольного признания» его сочинений «этим разъяренным Роландом» и обвинял Эйрикссона в том, что он приписывает ему мотивы, которых в книге нет и следа. [ 6 ] Что касается попыток Эйрикссона добиться увольнения Мартенсена, Кьеркегор комментирует: «И с насилием и силой Дьявола он вовлек мой «Заключительный ненаучный постскриптум» в свою... кампанию... Я также не знаю, читал ли М.Э. Но если он прочитал ее, то я знаю, что он совершенно, лживо и самонадеянно ее неправильно понял». [ 7 ] В 1850 году Эйрикссон опубликовал под псевдонимом [Теофил Николаус] свою книгу Er Troen et Paradox og 'i Kraft of det Absurde'? [Является ли вера парадоксом и «по причине абсурда»?], где он критиковал представление о вере Кьеркегора. Эйрикссон заявил, что веру не следует превращать в парадокс, поскольку «когда вера искренна и сильна, она имеет прочную основу и глубокие корни в непосредственной интеллектуальной способности человека, которую мы называем разумом». [ 8 ] Вера, понимаемая как парадокс, «аннулирует и уничтожает всякую независимую мысль». [ 9 ] В своем (хотя и неопубликованном) ответе Теофилу Николаусу, он же Эйрикссон, Кьеркегор утверждает, что Эйрикссон совершенно неправильно понял его работы и совершенно упустил из виду их главную проблему. В своем рвении доказать, что вера никоим образом не является парадоксом, Эйрикссон, по мнению Кьеркегора, потерял христианство: «И парадокс, и христианство, вместе и по отдельности, исчезли совершенно». [ 10 ] Поэтому вместо того, чтобы приглашать Кьеркегора снова «заняться этим вопросом о парадоксе», Эйрикссону следовало бы самому сначала заняться христианством, которое он в своем рвении утратил. [ 11 ]

Периоды молчания (1850–1863) и резкой критики христианского догматического богословия (1863–74).

[ редактировать ]

За исключением нескольких статей [ 12 ] Эйрикссон хранил молчание в период 1850–1863 гг. В эти годы он пережил духовный кризис. Он пришел к ясному пониманию того, что учение Церкви о том, что Бог стал человеком в Иисусе Христе и через него, должно быть отвергнуто, поскольку оно привело бы к обожению человека. Немецкая библейская критика и, в частности, влияние Тюбингенской школы заставили его радикально порвать с богословием Иоанна и Павла . В книге «Jøder og Christne» («Евреи и христиане») (1871) Эйрикссон сделал окончательный вывод и объяснил, что иудаизм, который в его терминологии означал непосредственную детскую веру в Бога, является единственной истинной религией. Иисус хотел только очистить иудаизм, и именно к очищенному иудаизму мы должны вернуться.

Несмотря на продолжающееся молчание «профессионалов», ряд мирян с религиозными интересами, таких как религиозный писатель Андреас Даниэль Педрин (1823–1891) и почтовый инспектор и писатель Йорген Кристиан Теодор Фабер (1824–1886), почувствовал себя призванным публично выступить против взглядов Эйрикссона. [ 13 ] В Дании поздние произведения Эйрикссона в целом вызвали широкий спектр реакций. По тону они варьировались от радикального неприятия на одном конце до открытых заявлений о сочувствии Эйрикссону и его посланиям на другом конце. Однако в его родной Исландии Эйрикссона почти всегда встретили сурово. Там его широко обсуждавшаяся книга «Евангелие от Иоанна» (1863 г.) вызвала ожесточенные споры: не только среди таких богословов, как Сигурдур Мелстед (1819–1895), [ 14 ] но также католические священники Жан-Батист Бодуэн (1831–1875) и Бернар Бернар (1821–1895). [ 15 ] чувствовал себя обязанным выступить против него. В Швеции , напротив, мысль Эйрикссона нашла более плодородную почву — прежде всего благодаря «вольнодумному пастору» Нильсу Йохану Экдалу (1799–1870), который перевел две книги Эйрикссона на шведский язык. [ 16 ] Не случайно в 1877 году последние публикации Эйрикссона появились в шведских газетах и ​​периодических изданиях, особенно в журнале Sanningssökaren («Искатель истины»).

Если бы сторонники и друзья Эйрикссона не организовали скромную ренту в дополнение к его государственной пенсии, Эйрикссон наверняка испытал бы серьезные финансовые затруднения в последние годы своей жизни. В середине 1878 года Эйрикссону даже предоставили средства на кратковременное возвращение в Исландию, но его слабое здоровье сделало такой визит невозможным. После его смерти 3 июля 1881 года в больнице Фредерикс в Копенгагене друзья Эйрикссона установили бюст на его могиле в Гарнисонс-Киркегорде.

Избранная библиография

[ редактировать ]

Основные работы

[ редактировать ]
  • Om Baptister og Barnedaab [О баптистах и ​​крещении младенцев], Копенгаген, 1844 г.
  • Вера , суеверие и ересь, Копенгаген, 1846 г.
  • Доктор Печатный моральный абзац Мартенсена [доктор. Печатные моральные абзацы Мартенсена], Копенгаген, 1846 г.
  • Speculativ Rettroenhed [Спекулятивное православие], Копенгаген, 1849 г.
  • [Теофил Николаус], Является ли вера парадоксом и «в силу абсурда»? [Является ли вера парадоксом и «силой абсурда»?], Копенгаген, 1850 г.
  • Den nydanske Theologies Cardinaldyder [Основные добродетели современной датской теологии], Копенгаген, 1850 г.
  • Ом Йоханнес-Евангелиет [О Евангелии от Иоанна], Копенгаген, 1863 г.
  • Бог и реформатор, Копенгаген, 1866 г.
  • Паулюс ог Кристус [Павел и Христос], Копенгаген, 1871 г.
  • Jøder og Christne [Евреи и христиане], Копенгаген, 1873 г.

Вторичная литература об Эйрикссоне

[ редактировать ]
  • Магнус Эйрикссон. Забытый современник Кьеркегора , изд. Джона Стюарта, Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 2017 (478 стр. Герхарда Шрайбера и ) ISBN   978-8763543903 .
  • Эйрикур Альбертссон, Магнус Эйрикссон, его богословие и религиозная жизнь (докторская диссертация), Рейкьявик, 1938 г.
  • Стивен Хоул Фритчман, «Люди свободы». Десять пионеров-унитаристов. С ил. Хендрик Виллем ван Лун , Бостон, 1944, стр. 163–180.
  • Эмануэль Скьолдагер, «Нежелательный союзник: Магнус Эйрикссон», в: Bibliotheca Kierkegaardiana , vol. 12 (1983), с. 102–108
  • Йоханна Трайнсдоттир, «Разве вера противоречива? Критика Магнусом Эйрикссоном религиозных взглядов Кьеркегора в «Угге и страхе»,» в: Tímarit Máls og meðurður , vol. 61 (2000), стр. 35–45.
  • Герхард Шрайбер, «Эйрикссон, Магнус», в: Биографически-библиографический церковный лексикон , том. 28 (2007), стр. 517–538.
  • Герхард Шрайбер, «Является ли вера парадоксом и «в силу абсурда»? - Дебаты Кьеркегора с Магнусом Эйрикссоном», в: Кьеркегор и вера , изд. Романа Кралика (и др.), Барселона, Нитра, Малага, Мехико, 2008 г., стр. 34–47.
  • Дэвид Д. Поссен, «О копенгагенских язычниках Кьеркегора», в: «Христианские беседы» и «Кризис и кризис в жизни актрисы» , изд. Роберт Л. Перкинс, Мейкон, Джорджия, 2008 ( Международный комментарий Кьеркегора , том 17), стр. 35–59, особенно стр. 43–47.
  • Герхард Шрайбер: «Эйрикссон: противник Мартенсена и нежеланный союзник Кьеркегора», в: Кьеркегор и его датские современники , Том II: Теология , изд. Джон Стюарт, Олдершот 2009 ( КРССР , т. 7), с. 49–94.
  • Вильхьялмур Арнасон: «Пренебрежение и непонимание»: прием Кьеркегора в Исландии», в: Международный прием Кьеркегора , Том I: Северная и Западная Европа , изд. Джон Стюарт, Олдершот, 2009 ( KRSRR , том 8), стр. 219–236.
  • Герхард Шрайбер: «Как голос в пустыне»: упорная критика Мартенсена Магнуса Эйрикссона и «Высокое молчание» Мартенсена», в: Ханс Лассен Мартенсен. Богослов, философ и социальный критик , под ред. Джон Стюарт, Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 2012 ( Исследования датского золотого века , том 6), стр. 155–191.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См., например, Агуст Х. Бьярнасон, «Магнус Эйрикссон, первый исландский унитарист» (лекция в Гарвардской школе богословия, 21 мая 1923 г.; рукописная рукопись); Стивен Х. Фритчман, Люди свободы. Десять пионеров-унитаристов , Бостон, 1944 г. [перепечатка: Whitefish, MT: Kessinger Publishing 2007)], стр. 163-180; Торвальд Кьеркегор, Магнус Эйрикссон и Мэри Б. Вестенхольц. Форкэмпере за унитаризм в Дании , Копенгаген, 1958, стр. 3-9. См. также статьи Эйрикссона в шведском периодическом журнале Sanningssökaren , который издавался унитарной ассоциацией Sanningenssökarna , например, «Förnuftstro och kyrkolära. Bref från old sanningsökare», в Sanningssökaren (1877), стр. 41-47.
  2. ^ См. Собственное изображение этого времени Эйрикссоном в его работе «О баптистах и ​​Барнедаабе» , Копенгаген, 1844 г., стр. III – XIII.
  3. ^ Вера, суеверие и неверие , Копенгаген, 1846 г., с. 93 и далее
  4. ^ Спекулятивная религиозность , Копенгаген, 1849 г., с. II.
  5. ^ См. Письма и документы о Сёрен Кьеркегор , т. 1, стр. 181-183 (№ 163 и 164), а также черновик Кьеркегора «Небольшое объяснение» в Пап. VIII-2 Б 175-176.
  6. См. дневниковую запись Кьеркегора «Самозащита от несанкционированного признания» в Pap. VII-1 Б 88.
  7. ^ Пап. VII-1 Б 88, с. 289, пер. Х. Хонг в «Заключительном ненаучном постскриптуме» , Принстон, 1992, том. 2 (доп.), с. 128.
  8. ^ Является ли вера парадоксом и «в силу абсурда»? , Копенгаген 1850, с. 23.
  9. ^ Является ли вера парадоксом и «в силу абсурда»?, op. цит., с. 46.
  10. ^ Пап. Х-6 Б 68, с. 75 / Х. и Э. Хонг, Журналы и статьи Кьеркегора , вып. 6, нет. 6598, ср. п. 302: «Вы прекрасно справились: и парадокс, и христианство, вместе и по отдельности, полностью исчезли».
  11. ^ Пап. X-2 A 594 («Наблюдение о чем-то в «Страхе и трепете»») / Х. и Э. Хонг, Журналы и статьи Сёрена Кьеркегора , том. 3, нет. 3130.
  12. ^ См. Природа. «Вартбург», в: Иллюстрированный журнал 2 (1854), стр. 283-284 (№ 36) и с. 301 (№ 38); Природа. «Бригам Янг» [= Бригам Янг], в: Illustrated Magazine 2 (1854), стр. 281-283 (№ 36) и с. 290-292 (№ 37); «Еще одна запись в деле: доктор С. Кьеркегор против епископа Мартенсена и др.», В: Avertissements-Tidende (1855), вып. 82-86,89,91-93; «К Ислендинге», в: Þjóðólfr 9 (1856/57), с. 140 (№ 34/35); «Фрагменты исландского Elucidarius», в: Летопись древних знаний и истории северных стран , Копенгаген, 1857 г., стр. 238-308.
  13. См. А.Д. Педрин, Новый Завет Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и реформатский иудаизм Магнуса Эйрикссона , Копенгаген, 1874 г., и JCT Faber, Открытое письмо датским теологам об отношении нового рационализма к христианской вере , Копенгаген, 1871 г.
  14. ^ См., например, критический обзор Мельстеда на книгу Эйрикссона « Йоханнесар гудспьялл ог Лэрдомюр кирджкуннар ум бог» , некоторые комментарии для рассмотрения тех исландцев, которые не хотят бесчестить и хулить Бога своей верой , Копенгаген, 1865 г. [исландский отрывок Эйрикссона из его книги Er Йоханнес-Евангелиет et apostolic og egte Evangelium (1863)], в Þjóðólfur 17 (1864/65), nos. 29,31-32,35-36,42-43,45-46 и 47-48)
  15. См. раздел «Католическое возрождение» в статье «Религия в Исландии».
  16. ^ См . Евангелие от Иоанна. Подлинная ли это апостольская книга и является ли ее учение о том, что Бог стал человеком, истинным и христианским учением? Религиозно-догматическое историко-критическое исследование , Стокгольм, 1864 г. и Leran om dopet , Стокгольм, 1865 г. [шведский перевод книги Эйрикссона Hvem har Ret: Grundtvigianerne eller deres Modstandere? (1863)]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39a72fef318c69b46dfaa284b2aa96ce__1716434160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/ce/39a72fef318c69b46dfaa284b2aa96ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Magnús Eiríksson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)