Магнус Эйрикссон
Магнус Эйрикссон | |
---|---|
![]() Магнус Эйрикссон (ок. 1876 г.) | |
Рожденный | Скинналон, графство Северный Тингейяр , Исландия | 22 июня 1806 г.
Умер | 3 июля 1881 г. Копенгаген , Дания | ( 75 лет
Национальность | исландский |
Занятие | Богослов |
Подпись | |
Магнус Эйрикссон (22 июня 1806 — 3 июля 1881) — исландский теолог и современный критик Сёрена Аби Кьеркегора (1813–1855) и Ханса Лассена Мартенсена (1808–1884) в Копенгагене .
В связи с его весьма критическим отношением к церковным догматам, особенно догматам о Троице Божией и Божественности Христа , в отличие от которых он подчеркивал (по крайней мере, в своих поздних работах) существенное единство Бога и водительство Иисуса ( просто) как пророка и учителя, Эйрикссона часто называли «пионером» или «предшественником». [ 1 ] к унитарному движению в Дании.

Детство и изучение богословия
[ редактировать ]Магнус Эйрикссон родился старшим из пяти детей Эйрикура Гримссона († 1812 г.), фермера, и Торбьёрга Стефансдоттира († 1841 г.), дочери пастора, в Скинналоне, Нордур-Тингейярсысла, на северо-восточной оконечности Исландии. В 1831 году он уехал в Копенгаген, чтобы сдавать вступительные экзамены в университет. Затем он оставался в Копенгагене до своей смерти в 1881 году. Эйрикссон изучал теологию в Копенгагенском университете , где на него глубоко повлиял профессор Хенрик Николаи Клаузен (1793–1877), который представлял форму теологического рационализма , которая ему нравилась. [ 2 ] После получения ученой степени в 1837 году Эйрикссон стал наставником студентов-теологов ( manuduktør ), среди которых он пользовался значительной популярностью.
Отношения Эйрикссона с Мартенсеном и Кьеркегором (1844-1850)
[ редактировать ]Эйрикссон как оппонент Мартенсена
[ редактировать ]В отличие от рационализма Клаузена, Эйрикссон очень критично относился к Х. Л. Мартенсена спекулятивному богословию , которое он яростно критиковал в различных публикациях с 1844 по 1850 год. можно и нужно принять верой». [ 3 ] Мартенсен отказался вступать в полемику с Эйрикссоном и хранил полное молчание. Это молчание настолько раздражало Эйрикссона, что в 1847 году он написал письмо королю Кристиану VII, в котором назвал молчание Мартенсена «непростительным, нечестным и бесчестным». [ 4 ] и потребовал освободить Мартенсена от профессорской должности в Копенгагенском университете . правительства Его обвинения против Мартенсена были жестокими и неконтролируемыми, но в то же время он также критиковал предполагаемый абсолютизм . В результате прокурору было предписано возбудить против него дело. Однако со смертью короля в 1848 году и всеобщей амнистией, которая сопровождала его преемника Фридриха VII восшествие на престол , эти правила были отменены. Нападки Эйрикссона на Мартенсена больше всего навредили ему самому, особенно в финансовом отношении, поскольку студенты, сочувствуя своему знаменитому профессору, перестали использовать Эйрикссона в качестве наставника. Его финансовое положение стало особенно плохим, и он (по крайней мере) дважды писал Сёрену Кьеркегору с просьбой о помощи, но Кьеркегор отказался. [ 5 ]
Эйрикссон — нежеланный союзник Кьеркегора.
[ редактировать ]В своей атаке на спекулятивную теологию, особенно на Мартенсена, Эйрикссон думал, что у него есть союзник в лице Сёрена Кьеркегора, и «Заключительный ненаучный постскриптум» Кьеркегора (1846) поддержал его в этом утверждении. Кьеркегор, однако, энергично протестовал против этого «самовольного признания» его сочинений «этим разъяренным Роландом» и обвинял Эйрикссона в том, что он приписывает ему мотивы, которых в книге нет и следа. [ 6 ] Что касается попыток Эйрикссона добиться увольнения Мартенсена, Кьеркегор комментирует: «И с насилием и силой Дьявола он вовлек мой «Заключительный ненаучный постскриптум» в свою... кампанию... Я также не знаю, читал ли М.Э. Но если он прочитал ее, то я знаю, что он совершенно, лживо и самонадеянно ее неправильно понял». [ 7 ] В 1850 году Эйрикссон опубликовал под псевдонимом [Теофил Николаус] свою книгу Er Troen et Paradox og 'i Kraft of det Absurde'? [Является ли вера парадоксом и «по причине абсурда»?], где он критиковал представление о вере Кьеркегора. Эйрикссон заявил, что веру не следует превращать в парадокс, поскольку «когда вера искренна и сильна, она имеет прочную основу и глубокие корни в непосредственной интеллектуальной способности человека, которую мы называем разумом». [ 8 ] Вера, понимаемая как парадокс, «аннулирует и уничтожает всякую независимую мысль». [ 9 ] В своем (хотя и неопубликованном) ответе Теофилу Николаусу, он же Эйрикссон, Кьеркегор утверждает, что Эйрикссон совершенно неправильно понял его работы и совершенно упустил из виду их главную проблему. В своем рвении доказать, что вера никоим образом не является парадоксом, Эйрикссон, по мнению Кьеркегора, потерял христианство: «И парадокс, и христианство, вместе и по отдельности, исчезли совершенно». [ 10 ] Поэтому вместо того, чтобы приглашать Кьеркегора снова «заняться этим вопросом о парадоксе», Эйрикссону следовало бы самому сначала заняться христианством, которое он в своем рвении утратил. [ 11 ]
Периоды молчания (1850–1863) и резкой критики христианского догматического богословия (1863–74).
[ редактировать ]За исключением нескольких статей [ 12 ] Эйрикссон хранил молчание в период 1850–1863 гг. В эти годы он пережил духовный кризис. Он пришел к ясному пониманию того, что учение Церкви о том, что Бог стал человеком в Иисусе Христе и через него, должно быть отвергнуто, поскольку оно привело бы к обожению человека. Немецкая библейская критика и, в частности, влияние Тюбингенской школы заставили его радикально порвать с богословием Иоанна и Павла . В книге «Jøder og Christne» («Евреи и христиане») (1871) Эйрикссон сделал окончательный вывод и объяснил, что иудаизм, который в его терминологии означал непосредственную детскую веру в Бога, является единственной истинной религией. Иисус хотел только очистить иудаизм, и именно к очищенному иудаизму мы должны вернуться.
Несмотря на продолжающееся молчание «профессионалов», ряд мирян с религиозными интересами, таких как религиозный писатель Андреас Даниэль Педрин (1823–1891) и почтовый инспектор и писатель Йорген Кристиан Теодор Фабер (1824–1886), почувствовал себя призванным публично выступить против взглядов Эйрикссона. [ 13 ] В Дании поздние произведения Эйрикссона в целом вызвали широкий спектр реакций. По тону они варьировались от радикального неприятия на одном конце до открытых заявлений о сочувствии Эйрикссону и его посланиям на другом конце. Однако в его родной Исландии Эйрикссона почти всегда встретили сурово. Там его широко обсуждавшаяся книга «Евангелие от Иоанна» (1863 г.) вызвала ожесточенные споры: не только среди таких богословов, как Сигурдур Мелстед (1819–1895), [ 14 ] но также католические священники Жан-Батист Бодуэн (1831–1875) и Бернар Бернар (1821–1895). [ 15 ] чувствовал себя обязанным выступить против него. В Швеции , напротив, мысль Эйрикссона нашла более плодородную почву — прежде всего благодаря «вольнодумному пастору» Нильсу Йохану Экдалу (1799–1870), который перевел две книги Эйрикссона на шведский язык. [ 16 ] Не случайно в 1877 году последние публикации Эйрикссона появились в шведских газетах и периодических изданиях, особенно в журнале Sanningssökaren («Искатель истины»).
Если бы сторонники и друзья Эйрикссона не организовали скромную ренту в дополнение к его государственной пенсии, Эйрикссон наверняка испытал бы серьезные финансовые затруднения в последние годы своей жизни. В середине 1878 года Эйрикссону даже предоставили средства на кратковременное возвращение в Исландию, но его слабое здоровье сделало такой визит невозможным. После его смерти 3 июля 1881 года в больнице Фредерикс в Копенгагене друзья Эйрикссона установили бюст на его могиле в Гарнисонс-Киркегорде.
Избранная библиография
[ редактировать ]Основные работы
[ редактировать ]- Om Baptister og Barnedaab [О баптистах и крещении младенцев], Копенгаген, 1844 г.
- Вера , суеверие и ересь, Копенгаген, 1846 г.
- Доктор Печатный моральный абзац Мартенсена [доктор. Печатные моральные абзацы Мартенсена], Копенгаген, 1846 г.
- Speculativ Rettroenhed [Спекулятивное православие], Копенгаген, 1849 г.
- [Теофил Николаус], Является ли вера парадоксом и «в силу абсурда»? [Является ли вера парадоксом и «силой абсурда»?], Копенгаген, 1850 г.
- Den nydanske Theologies Cardinaldyder [Основные добродетели современной датской теологии], Копенгаген, 1850 г.
- Ом Йоханнес-Евангелиет [О Евангелии от Иоанна], Копенгаген, 1863 г.
- Бог и реформатор, Копенгаген, 1866 г.
- Паулюс ог Кристус [Павел и Христос], Копенгаген, 1871 г.
- Jøder og Christne [Евреи и христиане], Копенгаген, 1873 г.
Вторичная литература об Эйрикссоне
[ редактировать ]- Магнус Эйрикссон. Забытый современник Кьеркегора , изд. Джона Стюарта, Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 2017 (478 стр. Герхарда Шрайбера и ) ISBN 978-8763543903 .
- Эйрикур Альбертссон, Магнус Эйрикссон, его богословие и религиозная жизнь (докторская диссертация), Рейкьявик, 1938 г.
- Стивен Хоул Фритчман, «Люди свободы». Десять пионеров-унитаристов. С ил. Хендрик Виллем ван Лун , Бостон, 1944, стр. 163–180.
- Эмануэль Скьолдагер, «Нежелательный союзник: Магнус Эйрикссон», в: Bibliotheca Kierkegaardiana , vol. 12 (1983), с. 102–108
- Йоханна Трайнсдоттир, «Разве вера противоречива? Критика Магнусом Эйрикссоном религиозных взглядов Кьеркегора в «Угге и страхе»,» в: Tímarit Máls og meðurður , vol. 61 (2000), стр. 35–45.
- Герхард Шрайбер, «Эйрикссон, Магнус», в: Биографически-библиографический церковный лексикон , том. 28 (2007), стр. 517–538.
- Герхард Шрайбер, «Является ли вера парадоксом и «в силу абсурда»? - Дебаты Кьеркегора с Магнусом Эйрикссоном», в: Кьеркегор и вера , изд. Романа Кралика (и др.), Барселона, Нитра, Малага, Мехико, 2008 г., стр. 34–47.
- Дэвид Д. Поссен, «О копенгагенских язычниках Кьеркегора», в: «Христианские беседы» и «Кризис и кризис в жизни актрисы» , изд. Роберт Л. Перкинс, Мейкон, Джорджия, 2008 ( Международный комментарий Кьеркегора , том 17), стр. 35–59, особенно стр. 43–47.
- Герхард Шрайбер: «Эйрикссон: противник Мартенсена и нежеланный союзник Кьеркегора», в: Кьеркегор и его датские современники , Том II: Теология , изд. Джон Стюарт, Олдершот 2009 ( КРССР , т. 7), с. 49–94.
- Вильхьялмур Арнасон: «Пренебрежение и непонимание»: прием Кьеркегора в Исландии», в: Международный прием Кьеркегора , Том I: Северная и Западная Европа , изд. Джон Стюарт, Олдершот, 2009 ( KRSRR , том 8), стр. 219–236.
- Герхард Шрайбер: «Как голос в пустыне»: упорная критика Мартенсена Магнуса Эйрикссона и «Высокое молчание» Мартенсена», в: Ханс Лассен Мартенсен. Богослов, философ и социальный критик , под ред. Джон Стюарт, Копенгаген: Museum Tusculanum Press, 2012 ( Исследования датского золотого века , том 6), стр. 155–191.
Примечания
[ редактировать ]- ^ См., например, Агуст Х. Бьярнасон, «Магнус Эйрикссон, первый исландский унитарист» (лекция в Гарвардской школе богословия, 21 мая 1923 г.; рукописная рукопись); Стивен Х. Фритчман, Люди свободы. Десять пионеров-унитаристов , Бостон, 1944 г. [перепечатка: Whitefish, MT: Kessinger Publishing 2007)], стр. 163-180; Торвальд Кьеркегор, Магнус Эйрикссон и Мэри Б. Вестенхольц. Форкэмпере за унитаризм в Дании , Копенгаген, 1958, стр. 3-9. См. также статьи Эйрикссона в шведском периодическом журнале Sanningssökaren , который издавался унитарной ассоциацией Sanningenssökarna , например, «Förnuftstro och kyrkolära. Bref från old sanningsökare», в Sanningssökaren (1877), стр. 41-47.
- ^ См. Собственное изображение этого времени Эйрикссоном в его работе «О баптистах и Барнедаабе» , Копенгаген, 1844 г., стр. III – XIII.
- ^ Вера, суеверие и неверие , Копенгаген, 1846 г., с. 93 и далее
- ^ Спекулятивная религиозность , Копенгаген, 1849 г., с. II.
- ^ См. Письма и документы о Сёрен Кьеркегор , т. 1, стр. 181-183 (№ 163 и 164), а также черновик Кьеркегора «Небольшое объяснение» в Пап. VIII-2 Б 175-176.
- ↑ См. дневниковую запись Кьеркегора «Самозащита от несанкционированного признания» в Pap. VII-1 Б 88.
- ^ Пап. VII-1 Б 88, с. 289, пер. Х. Хонг в «Заключительном ненаучном постскриптуме» , Принстон, 1992, том. 2 (доп.), с. 128.
- ^ Является ли вера парадоксом и «в силу абсурда»? , Копенгаген 1850, с. 23.
- ^ Является ли вера парадоксом и «в силу абсурда»?, op. цит., с. 46.
- ^ Пап. Х-6 Б 68, с. 75 / Х. и Э. Хонг, Журналы и статьи Кьеркегора , вып. 6, нет. 6598, ср. п. 302: «Вы прекрасно справились: и парадокс, и христианство, вместе и по отдельности, полностью исчезли».
- ^ Пап. X-2 A 594 («Наблюдение о чем-то в «Страхе и трепете»») / Х. и Э. Хонг, Журналы и статьи Сёрена Кьеркегора , том. 3, нет. 3130.
- ^ См. Природа. «Вартбург», в: Иллюстрированный журнал 2 (1854), стр. 283-284 (№ 36) и с. 301 (№ 38); Природа. «Бригам Янг» [= Бригам Янг], в: Illustrated Magazine 2 (1854), стр. 281-283 (№ 36) и с. 290-292 (№ 37); «Еще одна запись в деле: доктор С. Кьеркегор против епископа Мартенсена и др.», В: Avertissements-Tidende (1855), вып. 82-86,89,91-93; «К Ислендинге», в: Þjóðólfr 9 (1856/57), с. 140 (№ 34/35); «Фрагменты исландского Elucidarius», в: Летопись древних знаний и истории северных стран , Копенгаген, 1857 г., стр. 238-308.
- ↑ См. А.Д. Педрин, Новый Завет Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и реформатский иудаизм Магнуса Эйрикссона , Копенгаген, 1874 г., и JCT Faber, Открытое письмо датским теологам об отношении нового рационализма к христианской вере , Копенгаген, 1871 г.
- ^ См., например, критический обзор Мельстеда на книгу Эйрикссона « Йоханнесар гудспьялл ог Лэрдомюр кирджкуннар ум бог» , некоторые комментарии для рассмотрения тех исландцев, которые не хотят бесчестить и хулить Бога своей верой , Копенгаген, 1865 г. [исландский отрывок Эйрикссона из его книги Er Йоханнес-Евангелиет et apostolic og egte Evangelium (1863)], в Þjóðólfur 17 (1864/65), nos. 29,31-32,35-36,42-43,45-46 и 47-48)
- ↑ См. раздел «Католическое возрождение» в статье «Религия в Исландии».
- ^ См . Евангелие от Иоанна. Подлинная ли это апостольская книга и является ли ее учение о том, что Бог стал человеком, истинным и христианским учением? Религиозно-догматическое историко-критическое исследование , Стокгольм, 1864 г. и Leran om dopet , Стокгольм, 1865 г. [шведский перевод книги Эйрикссона Hvem har Ret: Grundtvigianerne eller deres Modstandere? (1863)]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Искусство. «Магнус Эйрикссон», в: Dansk Biographisk Lexikon Х. Шваненфлюгеля ( датский ).
- Герхард Шрайбер (2007). «Эйрикссон, Магнус». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 28. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 517-538. ISBN 978-3-88309-413-7 .
- Агуст Х. Бьярнасон, «Магнус Эйрикссон, первый исландский унитарист» (лекция в Гарвардской школе богословия, 21 мая 1923 г.; переписано с оригинальной рукописи и отредактировано С.М. Йонассоном)