Томас Эйкенхед
Томас Эйкенхед | |
---|---|
Крещенный | 28 марта 1676 г. |
Умер | (20 лет) Эдинбург , Шотландия |
Причина смерти | Казнь через повешение |
Национальность | шотландский |
Образование | Эдинбургский университет |
Занятие | Студент |
Известный | Последний человек в Великобритании, казненный за богохульство |
Томас Эйкенхед ( крещение 28 марта 1676 г. - 8 января 1697 г.) [1] [2] был шотландским студентом из Эдинбурга , которого привлекли к ответственности и казнили в возрасте 20 лет. [примечание 1] по обвинению в богохульстве согласно Закону о богохульстве 1661 года и Закону о богохульстве 1695 года . Он был последним человеком в Великобритании, казненным за богохульство. Его казнь произошла через 85 лет после смерти Эдварда Вайтмана (1612 г.), последнего человека, сожженного на костре за ересь в Англии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Томас Эйкенхед был сыном Джеймса Эйкенхеда и Хелен Рэмси. Его отец был горожанином Эдинбурга . , как и его дед по отцовской линии (которого также звали Томас Эйкенхед) Его дед по материнской линии был священнослужителем. Он был крещен 28 марта 1676 г. [2] четвертый ребенок и первый сын в семье. Из трех его старших сестер (Джонет, Кэтрин и Маргарет) по крайней мере одна, а возможно, и две умерли до его рождения. [3]
Обвинение
[ редактировать ]Во время учебы в Эдинбургском университете он участвовал в дискуссиях о религии со своими друзьями, и рассказы как минимум пяти из этих друзей легли в основу обвинительного заключения. [4]
Эйкенхеду было предъявлено обвинение в декабре 1696 года. Обвинение гласило:
Что... заключенный неоднократно утверждал в разговоре, что богословие - это рапсодия плохо выдуманной чепухи, залатанная частью из моральных учений философов, а частью из поэтических вымыслов и экстравагантных химер: что он высмеивал священные писания, называя ветхозаветные басни Ездры , светским намеком Эзопа басни на ; Что он ругал Христа, говоря, что он научился магии в Египте, что позволило ему совершать те шалости, которые назывались чудесами: что он называл Новый Завет историей самозванца Христа; Что он сказал, что Моисей был лучшим художником и лучшим политиком; и он предпочел Мухаммеда Христу: Что Священное Писание было наполнено таким безумием, вздором и противоречиями, что он восхищался глупостью мира, так долго обманывавшегося ими: Что он отверг тайну Троицы как недостойную опровержения ; и смеялись над воплощением Христа. [5]
Суд и приговор
[ редактировать ]Дело вел адвокат лорд - сэр Джеймс Стюарт , который потребовал смертной казни , чтобы подать пример другим, которые в противном случае могли бы выразить такое мнение. 24 декабря 1696 года присяжные признали Эйкенхеда виновным в проклятиях и оскорблениях Бога, отрицании воплощения и Троицы , а также насмешках над Священным Писанием. [4]
Его приговорили к смертной казни через повешение. [6] Это было чрезвычайное наказание, поскольку статут предусматривал приведение в исполнение только после третьего осуждения за это преступление; впервые нарушившие правила должны были быть одеты в мешки и заключены в тюрьму.
Согласно записи Эйкенхеда в Словаре унитарных и универсалистских биографий (написанном Эндрю Хиллом): [1]
Эйкенхед обратился в Тайный совет с просьбой рассмотреть его «прискорбные обстоятельства и нежные годы». Кроме того, он забыл упомянуть, что он также совершил преступление впервые. Два министра и два тайных советника выступали от его имени, но безуспешно. 7 января, после еще одного прошения, Тайный совет постановил, что они не предоставят отсрочку, если церковь не заступится за него. Генеральная ассамблея Церкви Шотландии , заседавшая в то время в Эдинбурге, призвала к «жесткой казни», чтобы обуздать «изобилие нечестия и ненормативной лексики на этой земле». Таким образом, приговор Эйкенхеду был подтвержден.
Исполнение
[ редактировать ]Утром 8 января 1697 года Эйкенхед написал своим друзьям, что «ненасытная склонность к истине и поиск ее, как скрытого сокровища, являются врожденным и естественным для каждого человека принципом... Итак, я продолжалось до тех пор, пока, чем больше я об этом думал, тем дальше я был от обретения желаемой истины...» Эйкенхед, возможно, прочитал это письмо возле Толбута , прежде чем совершить долгий путь под охраной к виселице на дороге между Эдинбургом и Лейт . Говорят, что он умер с Библией в руке «со всеми признаками истинного кающегося». [1]
Томас Бэбингтон Маколей , британский историк XIX века, сказал о смерти Эйкенхеда, что «проповедники, которые были убийцами бедного мальчика, столпились вокруг него у виселицы и... оскорбляли небеса молитвами, более кощунственными, чем все, что он произнес». [7]
Эйкенхед был последним человеком, повешенным за богохульство в Великобритании. [1] хотя в Шотландии это преступление каралось смертной казнью до 1825 года. [8]
В художественной литературе
[ редактировать ]Случай Томаса Эйкенхеда послужил источником вдохновения для Дилис Роуз романа « Невыразимое» (2017). [9] Эйкенхед является центральным персонажем романа Хизер Ричардсон «Сомневающийся в Томасе» (2017). [10]
См. также
[ редактировать ]- Я Томас , пьеса 2016 года по мотивам Эйкенхеда.
- Джон Уильям Готт , привлеченный к ответственности за богохульство и заключенный в тюрьму в 1922 году.
- Джордж Холиок , осужденный за богохульство на публичной лекции в 1842 году.
- Шотландское светское общество # Премия Эйкенхеда
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Возраст 20 лет выведен на основании принятия Хиллом приблизительной даты крещения.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хилл, Эндрю (26 сентября 2000 г.). «Томас Эйкенхед» . Словарь унитаристской и универсалистской биографии . Унитарная универсалистская ассоциация . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Эйкенхед, Томас». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/225 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Грэм, Майкл Ф. (2008). Богохульства Томаса Эйкенхеда: границы веры накануне Просвещения . ISBN 9780748685189 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Прингл, Хелен (2006). «Способны ли мы оскорбить Бога?». Переговоры о Священном . Богохульство и святотатство в мультикультурном обществе. АНУ Пресс . стр. 31–42. ISBN 1920942475 . JSTOR j.ctt2jbjjq.7 .
- ^ Хауэлл, ТБ, изд. (1816). «Процесс против Томаса Эйкенхеда за богохульство» . Полное собрание государственных процессов и процессов по делам о государственной измене и других преступлениях и проступках с древнейшего периода до 1783 года, с примечаниями и другими иллюстрациями . Том. 13. Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун . Проверено 8 января 2024 г. - через Google Книги .
- ^ «Аргументы и определения Маклорина» . Шотландский журнал . 1 июля 1774 года . Проверено 10 января 2015 г. - из архива британских газет .
- ^ Маколей, Томас Бабингтон (1856). История Англии со времени воцарения Якова II . п. 544 . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 04 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 43–44, см. стр. 44.
По закону Шотландии в первоначальном виде наказанием за богохульство была смерть, но согласно закону 1825 года с поправками, внесенными в 1837 году, богохульство стало наказываться штрафом или тюремным заключением, или тем и другим.
- ^ Роуз, Дилис (2017), Невыразимое , Грузовые книги
- ^ Ричардсон, Хизер (2017), Сомневающийся Томас , Голоса бродяг.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Генри Х. (1918). «Старый шотландский закон о богохульстве». Юрид. Преподобный . Том. 30. стр. 56+.
- Хантер, Майкл (1992). « Атеист Эйкенхед»: контекст и последствия четко выраженного неверия в конце семнадцатого века». Атеизм от Реформации к Просвещению . стр. 221–54.
- Прингл, Хелен (2006). «Способны ли мы оскорбить Бога? Серьезно относиться к богохульству» . В Бернсе Коулмане, Элизабет; Уайт, Кевин (ред.). Переговоры о священном: богохульство и кощунство в мультикультурном обществе . АНУ Э Пресс. дои : 10.22459/NS.06.2006 . ISBN 9781920942472 . (Возникло на конференции в 2004 году)
- Грэм, Майкл (2013) [2008]. Богохульства Томаса Эйкенхеда: границы веры накануне Просвещения . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Широкий отчет о судебных процессах и казнях за «колдовство, прелюбодеяние, блуд и т. д.». Джон Мьюир , печатник, Принсес-стрит , Эдинбург, 1826 г.; в Национальной библиотеке Шотландии
- Комментарий Томаса Эйкенхеда на стр. 5–8 (листы 442–44) к письму преподобного Роберта Уилли лэрду Уишоу от 16 июня 1697 г.; в Трудах Общества антикваров Шотландии 1876 г.
- Обвинение Томаса Эйкенхеда - Текст обвинительного заключения в Wikisource
- 1676 рождений
- 1697 смертей
- Преступники из Эдинбурга
- Шотландские преступники-мужчины
- История христианства в Шотландии
- 17 век в Эдинбурге.
- Людей казнили за богохульство
- Люди казнены за ересь
- Казни 17 века в Шотландии
- Люди, казненные в Королевстве Шотландия через повешение
- Казненные шотландцы
- Выпускники Эдинбургского университета