Протестантизм и ислам
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2018 г. ) |
Часть серии о |
протестантизм |
---|
Христианский портал |
ислам и другие религии |
---|
Авраамические религии |
Другие религии |
Ислам и... |
Протестантизм и ислам вступили в контакт в начале 16 века, когда Османская империя , расширявшаяся на Балканах , впервые столкнулась с кальвинистами протестантами- в современной Венгрии и Трансильвании . Поскольку обе стороны выступили против австрийского императора Священной Римской империи и его союзников -католиков , произошли многочисленные обмены мнениями, изучающие религиозное сходство и возможность торговых и военных союзов.
Ранние протестанты и ислам установили чувство взаимной терпимости и понимания, несмотря на богословские разногласия по христологии , считая друг друга ближе друг к другу, чем к католицизму. [ 1 ] Османская империя поддерживала первые протестантские церкви и способствовала их выживанию в тяжелые времена. Мартин Лютер считал османов союзниками против папства, считая их «жезлом гнева Божьего против грехов Европы». [ 2 ] Приверженность Османской империи и угроза османской экспансии в Восточной Европе вынудили короля Карла V подписать Нюрнбергский мир с протестантскими принцами, принять Пассауский мир и Аугсбургский мир , официально признав протестантизм в Германии и положив конец военным угрозам. к их существованию. [ 3 ]
Историческая справка
[ редактировать ]Протестантизм и ислам вступили в контакт в 16 веке, когда кальвинисты протестанты- в современной Венгрии и Трансильвании совпали с расширением Османской империи на Балканах . Поскольку протестантизм разделен на несколько различимых ветвей и несколько конфессий внутри первого, трудно определить конкретные отношения. Многие из этих конфессий могут иметь разный подход к этому вопросу. Ислам также разделен на различные конфессии . Эта статья посвящена протестантско-мусульманским отношениям, но к ней следует относиться с осторожностью.
Отношения стали более враждебными в ранний и современный периоды, хотя в последнее время предпринимались попытки сближения . С точки зрения сравнительного религиоведения, существуют интересные сходства, особенно с суннитами , в то время как католики часто отличаются сходством с шиитами . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] а также различия в обоих религиозных подходах.
После османского завоевания Константинополя в 1453 году Мехмедом Завоевателем и объединения Ближнего Востока под властью Селима I и его сына Сулеймана Великолепного удалось распространить османское владычество на Центральную Европу . Таким образом, империя Габсбургов вступила в прямой конфликт с османами.
В то же время протестантская Реформация происходила во многих регионах Северной и Центральной Европы, в резком противостоянии папской власти и Священной Римской империи возглавляемой императором Карлом V. , Эта ситуация побудила протестантов рассмотреть различные формы сотрудничества и сближения (религиозного, коммерческого, военного) с мусульманским миром в противовес их общему врагу Габсбургам.
Ранние религиозные помещения (15–17 вв.)
[ редактировать ]В ходе развития Реформации протестантизм и ислам считались более близкими друг к другу, чем к католицизму: «Ислам считался более близким к протестантизму в запрете изображений на места богослужений, в том, что брак не рассматривался как таинство и в отказе от монашеских орденов. ". [ 1 ] Спор между католиками и протестантами в разделенной Европе открыл путь исламу стать полем битвы. [ 10 ]
Взаимная толерантность
[ редактировать ]Султан Османской империи был известен своей терпимостью к христианской и иудейской вере в своих владениях, тогда как король Испании не терпел протестантской веры. [ 11 ] Османская империя действительно была известна в то время своей религиозной терпимостью. Различные религиозные беженцы, такие как гугеноты , некоторые англиканцы , квакеры , анабаптисты или даже иезуиты или капуцины, смогли найти убежище в Стамбуле и в Османской империи. [ 12 ] где им было предоставлено право проживания и отправления культа. [ 13 ] Кроме того, османы поддерживали кальвинистов в Трансильвании и Венгрии , а также во Франции. [ 12 ] Современный французский мыслитель Жан Боден писал: [ 12 ]
Великий император тюрков с такой же преданностью, как любой принц в мире, чтит и соблюдает религию, полученную им от своих предков, и все же он не питает отвращения к странным религиям других; но, напротив, позволяет каждому человеку жить по своей совести: да, и более того, недалеко от его дворца в Пере , страдают четыре различных религии, а именно. что у евреев, что у христиан, что у греков и что у магометан.
Мартин Лютер в своей брошюре 1528 года « О войне против турок » призывает немцев противостоять османскому вторжению в Европу, поскольку катастрофическая осада Вены надвигалась , но выражает взгляды на ислам, которые по сравнению с его агрессивной речью против католицизма ( и более поздний иудаизм ), относительно мягкие. [ 14 ] Обеспокоенный своей личной проповедью о божественном искуплении и христианском оправдании, он широко критиковал принципы ислама как совершенно презренные и кощунственные , считая Коран лишенным какой-либо божественной истины. Для Лютера было обязательным позволить Корану «говорить самому за себя» как средству показать то, что христианство считало черновиком пророческого и апостольского учения, тем самым позволяя дать надлежащий христианский ответ. Его знания по этому предмету были основаны на средневековой полемической версии Корана, созданной Риккольдо да Монте ди Кроче , которая была европейским научным справочником по этому предмету. В 1542 году, когда Лютер переводил «Опровержение Корана» Риккольдо, которое стало первой версией коранического материала на немецком языке, он написал письмо в городской совет Базеля с просьбой снять запрет на Теодором Библиандером перевод Корана на латынь. . Во многом благодаря его письму перевод Библиандера был наконец разрешен и опубликован в 1543 году с предисловием, сделанным самим Мартином Лютером. Имея доступ к более точному переводу Корана, Лютер понял, что некоторые критические замечания Риккольдо были частичными, но, тем не менее, согласился практически со всеми из них. [ 15 ]
Однако как религиозная профессия Лютер испытывал такое же чувство терпимости к свободе совести, которая была предоставлена исламу, как и другим религиям того времени:
Пусть турок верит и живет так, как хочет, так же, как позволяют жить папству и другим лжехристианам.
— Отрывок из книги «О войне с турками» , 1529 г. [ 16 ]
Однако в этом заявлении упоминаются «турки», и неясно, имелось ли в виду «турки» как представление конкретного правления Османской империи или как представление ислама в целом.
Рассуждения Мартина Лютера также присутствуют в одном из других его комментариев, в котором он сказал, что «умный турок становится лучшим правителем, чем тупой христианин». [ 17 ]
Усилия по доктринальному сближению
[ редактировать ]Мартин Лютер также отметил сходство между исламом и протестантизмом в неприятии идолов, хотя и отметил, что ислам гораздо более радикален в своем полном отказе от изображений. В книге «О войне против турок » Лютер на самом деле менее критичен по отношению к туркам, чем к Папе , которого он называет антихристом , или к евреям , которых он называет «воплощением Дьявола». [ 14 ] Он призывает своих современников также видеть хорошие стороны в турках и ссылается на тех, кто благосклонно относился к Османской империи и «кто действительно хочет, чтобы турок пришел и правил, потому что они думают, что наш немецкий народ дикий и нецивилизованный - на самом деле они полудьяволы и получеловеки». [ 13 ]
Османы также чувствовали себя ближе к протестантам, чем к католикам. было отправлено письмо В какой-то момент от Сулеймана Великолепного «лютеранам» во Фландрии , в котором утверждалось, что он чувствует себя близким к ним, «поскольку они не поклонялись идолам, верили в единого Бога и боролись против Папы и Императора». [ 18 ] [ 16 ]
Идея религиозного сходства снова была поднята в эпистолярных переписках между Елизаветой I Английской и султаном Мурадом III . [ 19 ] В одной из переписок Мурад высказал мнение, что ислам и протестантизм имеют «гораздо больше общего, чем любой из них с римским католицизмом , поскольку оба отвергают поклонение идолам», и выступал за союз между Англией и Османской империей. [ 20 ]
В письме 1574 года «Членам лютеранской секты во Фландрии и Испании» Мурад III приложил значительные усилия, чтобы подчеркнуть сходство между исламскими и протестантскими принципами. Он написал:
Поскольку вы, со своей стороны, не поклоняетесь идолам, вы изгнали идолов, портреты и «колокольчики» из церквей и заявили о своей вере, заявив, что Бог Всемогущий един, а Святой Иисус — Его Пророк и Слуга, и теперь, с сердце и душа ищут и желают истинной веры; но неверный, которого они называют Папой, не признает своего Творца как Единого, приписывая божественность Святому Иисусу (мир ему!) и поклоняясь идолам и изображениям, которые он сделал своими руками, ставя тем самым под сомнение единство Бога. и подстрекаем скольких слуг на этот путь заблуждения.
- 1574 г. письмо Мурада III «Членам лютеранской секты во Фландрии и Испании». [ 21 ]
Подобные заявления, судя по всему, также были политически мотивированы: османы пытались установить общую религиозную почву как способ обеспечить политический союз. [ 21 ] Однако сама Елизавета I предприняла попытки скорректировать свою собственную религиозную риторику, чтобы свести к минимуму разногласия с османами и облегчить отношения. [ 22 ] В своей переписке с Мурадом она подчеркивает монотеизм и антиидолопоклонство своей религии, однозначно описывая себя как:
Елизавета, милостью всемогущего Бога, трехчастный и в то же время единый Создатель Неба и Земли, королева Англии, Франции и Ирландии, самая непобедимая и самая могущественная защитница христианской веры от всякого идолопоклонства недостойных. живущие среди христиан и ложно исповедующие имя Христово
— Письмо Елизаветы I Мураду III. [ 23 ]
Военное сотрудничество
[ редактировать ]Военное сотрудничество между Османской империей и европейскими державами началось всерьез с франко-османского союза 1535 года. Альянс оказывал стратегическую поддержку и эффективно защищал Французское королевство от амбиций V. Карла Это также дало Османской империи возможность принять участие в европейской дипломатии и завоевать престиж в своих европейских владениях. Побочные эффекты включали множество негативной пропаганды против действий Франции и ее «нечестивого» союза с мусульманской державой. По словам историка Артура Хассаля, последствия франко-османского союза были далеко идущими: «Османский союз внес мощный вклад в спасение Франции от хватки Карла V, он, безусловно, помог протестантизму в Германии , и с французской точки зрения , он спас северогерманских союзников Франциска I». [ 24 ]
Однако даже после битвы при Лепанто 1571 года османская поддержка Франции продолжалась, как и поддержка голландцев и англичан после 1580 года, а также поддержка протестантов и кальвинистов . [ 18 ] как способ противостоять попыткам Габсбургов господствовать в Европе. [ 18 ] Османские правители делали различные предложения протестантам, которые также боролись против общего врага, католического дома Габсбургов . Известно, что Сулейман Великолепный отправил по крайней мере одно письмо «лютеранам» во Фландрии , предлагая войска в то время, когда они попросят. [ 25 ] Мурад III выступал перед Елизаветой I за союз между Англией и Османской империей. Известно также, что [ 20 ]
В целом, военная активность Османской империи на южноевропейском фронте, вероятно, была причиной того, что лютеранство смогло выжить, несмотря на сопротивление Карла V , и добиться признания в Аугсбургском мире в сентябре 1555 года: [ 17 ] «Консолидацию, расширение и легитимизацию лютеранства в Германии к 1555 году следует приписать больше османскому империализму, чем какому-либо другому фактору». [ 26 ]
Голландское восстание и ислам
[ редактировать ]По сути, протестантские голландцы имели сильный антагонизм как по отношению к католикам, так и по отношению к мусульманам. Однако в некоторых случаях союзы или попытки союза между голландцами и мусульманами становились возможными, например, когда голландцы объединились с мусульманами Молуккских островов , чтобы вытеснить португальцев . [ 27 ] а голландцы стали довольно терпимо относиться к исламской религии в своих колониальных владениях после окончательного покорения Макассара в 1699 году. [ 27 ]
Во время голландского восстания голландцы оказались в таком отчаянном положении, что искали помощи у представителей всех национальностей, и «даже у турков», как писал секретарь Ян ван Нассау . [ 28 ] Голландцы с большим интересом наблюдали за успехами Османской империи в борьбе с Габсбургами и рассматривали османские кампании в Средиземноморье как показатель облегчения положения на голландском фронте. Уильям писал около 1565 года:
Турки очень угрожают, что, по нашему мнению, будет означать, что король не приедет в Нидерланды в этом году.
- Письмо Вильгельма Оранского своему брату, около 1565 года. [ 28 ]
Голландцы с выжиданием смотрели на развитие осады Мальты (1565 г.) , надеясь, что османы «уже были в Вальядолиде », и использовали ее как способ добиться уступок от испанской короны. [ 29 ]
Вскоре контакты стали более прямыми. Вильгельм Оранский отправил послов в Османскую империю за помощью в 1566 году. Когда ни одна другая европейская держава не смогла помочь, «делу Голландии была предложена активная поддержка, как это ни парадоксально, только со стороны турок-османов». [ 29 ] Один из главных советников султана Жозеф Микес , герцог Наксосский, передал кальвинистам в Антверпене письмо , в котором обещал, что «силы османов скоро так сильно ударят по делам Филиппа II, что у него не будет времени даже думать о Фландрии». . [ 30 ] Однако смерть Сулеймана Великолепного позднее в 1566 году означала, что Османская империя не могла оказать поддержку в течение нескольких лет после этого. [ 30 ] В 1568 году Вильгельм Оранский снова безуспешно направил османам просьбу напасть на Испанию. Восстание 1566–1568 годов в Нидерландах окончательно провалилось, во многом из-за отсутствия иностранной поддержки. [ 30 ]
В 1574 году Вильгельм Оранский и Карл IX Французский через своего прогугенотского посла Франсуа де Ноай , епископа Дакса, снова попытались заручиться поддержкой османского правителя Селима II . [ 31 ] Селим II направил свою поддержку через гонца, который пытался свести голландцев с мятежными морисками Испании и пиратами Алжира. [ 31 ] [ 32 ] Селим также послал большой флот, который завоевал Тунис в октябре 1574 года , тем самым преуспев в уменьшении давления Испании на голландцев и приведя к переговорам на конференции в Бреде . [ 31 ] Однако после смерти Карла IX в мае 1574 года контакты ослабли, хотя, как говорят, османы поддержали восстание 1575-1576 годов и основали консульство в Антверпене ( De Griekse Natie ). Османы заключили перемирие с Испанией и переключили свое внимание на конфликт с Персией , начав долгую османско-сефевидскую войну (1578–1590) . [ 31 ]
Британский писатель Уильям Рейнолдс (1544–1594) написал брошюру под названием «Кальвино-Турцизм», критикуя эти сближения. [ 33 ]
Фраза Liever Turks dan Paaps («Скорее турок, чем папист») была голландским лозунгом во время голландского восстания в конце 16 века. Этот лозунг использовался голландскими наемными военно-морскими силами (« Морские нищие ») в борьбе против католической Испании. [ 25 ] Знамя Морских Нищих также было похоже на тюркское, с полумесяцем на красном фоне. [ 25 ] Фраза «Liever Turks dan Paaps» была придумана как способ выразить, что жизнь при османском султане была бы более желанной, чем жизнь при короле Испании. [ 11 ] Фламандский дворянин Д'Эскердес писал по этому поводу, что он:
скорее станет данником турок, чем будет жить против своей совести и обращаться с ним согласно этим [антиересей] указам.
- Письмо фламандского дворянина Д'Эскердеса. [ 11 ]
Однако лозунг Liever Turks dan Paaps , похоже, был в значительной степени риторическим, и голландцы вообще вряд ли задумывались о жизни при султане. В конечном счете, турки были неверными, и одна только ересь ислама лишила их права играть более центральную (или последовательную) роль в пропагандистской программе повстанцев. [ 11 ]
В начале 17 века в голландских торговых портах проживало много мусульман. По словам голландского путешественника, посетившего Персию, было бы бесполезно описывать персов, поскольку «их так много в голландских городах». Голландские картины того времени часто изображают турок, персов и евреев, прогуливающихся по городу. Среди официальных лиц, которые были отправлены в Нидерланды, были Зейн-ад-Дин Бег из империи Сеффавидов в 1607 году и Омер Ага из Османской империи в 1614 году. Как и венецианцы-генуэзцы до них, голландцы и англичане создали торговую сеть в восточном Средиземноморье. и имел регулярное взаимодействие с портами Персидского залива. Многие голландские художники даже ездили работать в Исфахан, центральный Иран. [ 34 ]
С 1608 года Самуэль Паллаш служил посредником при обсуждении союза между Марокко и Нидерландами. В 1613 году марокканский посол Аль-Хаджари обсуждал в Гааге с голландским принцем Морисом Оранским возможность союза между Голландской республикой , Османской империей , Марокко и морисками против общего врага Испании . [ 35 ] В его книге упоминается обсуждение совместного наступления на Испанию. [ 36 ] а также религиозные причины хороших отношений между исламом и протестантизмом в то время:
Их учителя [Лютер и Кальвин] предостерегали их [протестантов] от Папы и идолопоклонников; они также сказали им не ненавидеть мусульман, потому что они — меч Божий в мире против идолопоклонников. Вот почему они на стороне мусульман.
- Аль-Хаджари , Книга защитника религии от неверующих. [ 36 ]
Во время Тридцатилетней войны (1618–1648) голландцы укрепляли контакты с мориско против Испании . [ 37 ]
Французские гугеноты и ислам
[ редактировать ]Французские гугеноты были в контакте с мориско в планах против Испании в 1570-х годах. [ 32 ] были составлены планы совместного нападения арагонских мориско и гугенотов из Беарна под командованием Анри де Наварры на испанский Арагон Около 1575 года по согласованию с королем Алжира и Османской империей , но эти проекты провалились с прибытием Иоанна Австрийского в Арагон. и разоружение мориско. [ 38 ] [ 39 ] трехсторонний флот из Константинополя В 1576 году планировалось, что высадится между Мурсией и Валенсией, в то время как французские гугеноты вторгнутся с севера, а мориски завершат свое восстание, но османский флот не прибыл. [ 38 ]
Союз между берберийскими штатами и Англией
[ редактировать ]После отплытия «Льва Томаса Уиндема» в 1551 году. [ 41 ] и создание в 1585 году Английской Берберийской компании , торговля развивалась между Англией и берберийскими штатами , и особенно Марокко . [ 42 ] [ 43 ] Между Елизаветой и берберийскими государствами были установлены дипломатические отношения и союз. [ 43 ] Англия вступила в торговые отношения с Марокко, наносящие ущерб Испании, продавая доспехи, боеприпасы, древесину, металл в обмен на марокканский сахар, несмотря на папский запрет. [ 44 ] что побудило папского нунция в Испании сказать об Елизавете: «нет зла, которое не было бы задумано той женщиной, которая, совершенно ясно, помогала Мулокко ( Абд-эль-Малеку ) оружием, и особенно артиллерией». [ 45 ]
В 1600 году Абд эль-Уахед бен Мессауд , главный секретарь марокканского правителя Мулая Ахмада аль-Мансура , посетил Англию в качестве посла при дворе королевы Елизаветы I. [ 42 ] [ 46 ] Абд эль-Уахед бен Мессауд провел 6 месяцев при дворе Елизаветы, чтобы договориться о союзе против Испании . [ 40 ] [ 42 ] Марокканский правитель хотел, чтобы английский флот вторгся в Испанию, Елизавета отказалась, но приветствовала посольство как знак страховки и вместо этого согласилась заключить коммерческие соглашения. [ 43 ] [ 42 ] Королева Елизавета и король Ахмад продолжали обсуждать различные планы совместных военных операций: Елизавета запросила у короля Ахмада аванс в размере 100 000 фунтов за снабжение флота, а Ахмад попросил прислать высокий корабль для получения денег. Элизабет «согласилась продать поставки боеприпасов Марокко, и они с Мулаем Ахмадом аль-Мансуром постоянно обсуждали возможность проведения совместной операции против испанцев». [ 47 ] Однако дискуссии остались безрезультатными, и оба правителя умерли в течение двух лет после посольства. [ 48 ]
Сотрудничество Османской империи и Англии
[ редактировать ]Дипломатические отношения с Османской империей были установлены во время правления Елизаветы, с учреждением Левантской компании первого английского посла и отправкой в Порту в Уильяма Харборна 1578 году. [ 47 ] В оба направления были отправлены многочисленные посланники, и между Елизаветой и султаном Мурадом III произошел эпистолярный обмен . [ 19 ] В одной из переписок Мурад высказал мнение, что ислам и протестантизм имеют «гораздо больше общего, чем любой из них с римским католицизмом , поскольку оба отвергают поклонение идолам», и выступал за союз между Англией и Османской империей. [ 20 ] К ужасу католической Европы, Англия экспортировала в Османскую империю олово, свинец (для литья пушек) и боеприпасы, а Елизавета всерьез обсуждала совместные военные действия с Мурадом III во время начала войны с Испанией в 1585 году, Фрэнсис Уолсингем. лоббированием которого занимался за прямое военное вмешательство Османской империи против общего испанского врага. [ 49 ]
Английские писатели того периода часто выражали восхищение «турками» и «Османской империей», описывая ее как наделенную «величественной и величественной формой и чертами» и как «самую могущественную нацию в Европе», говоря, что турки были «самой могущественной нацией в Европе». только современные люди, великие в действии — тот, кто увидит эти времена в их величайшей славе, не мог найти лучшей сцены, чем Турция» и что они обладали «невероятной вежливостью». [ 50 ]
Англо-турецкое пиратство
[ редактировать ]После того, как в 1604 году был заключен мир с католической Испанией , английские пираты, тем не менее, продолжали совершать набеги на христианские суда в Средиземноморье , на этот раз под защитой мусульманских правителей берберийских государств , и часто при этом обращаясь в ислам , как уже было описано. как англо-турецкое пиратство . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Трансильвания и Венгрия
[ редактировать ]В восточной части Центральной Европы , особенно в Трансильвании , терпимое османское правление означало, что протестантские общины там были защищены от католических преследований со стороны Габсбургов. В 16 веке османы поддерживали кальвинистов в Трансильвании и Венгрии и практиковали религиозную терпимость, давая почти полную свободу, хотя и были введены высокие налоги. Сулейман Великолепный, в частности, поддержал Сигизмунда Венгерского Иоанна , позволив ему основать унитарную церковь в Трансильвании . Таким образом, к концу века значительная часть населения Венгрии стала либо лютеранами, либо кальвинистами, чтобы стать реформатской церковью в Венгрии . [ 12 ] [ 54 ]
В 17 веке протестантские общины снова обратились за помощью к Османской империи против католиков Габсбургов. Когда в 1606 году император Рудольф II подавил религиозную свободу, принц Иштван Бочкай (1558–1606) Трансильвании в союзе с турками-османами добился автономии Трансильвании, включая гарантию свободы вероисповедания в остальной части Венгрии на короткое время. В 1620 году трансильванский протестантский принц Бетлен Габор , опасаясь католической политики Фердинанда II , запросил протекторат у султана Османа II , чтобы «Османская империя стала единственным союзником со статусом великой державы, которого могли бы мятежные чешские государства сбор после того, как они избавились от правления Габсбургов и избрали Фридриха V протестантским королем». [ 55 ] Произошел обмен послами: Генрих Биттер посетил Стамбул в январе 1620 года, а Мехмед Ага посетил Прагу в июле 1620 года. Османы предложили Фридриху отряд в 60 000 кавалеристов, и были составлены планы вторжения в Польшу с 400 000 солдат в обмен на оплату ежегодная дань уважения султану. [ 56 ] Османы разгромили поляков, которые поддерживали Габсбургов в Тридцатилетней войне, в битве при Чекоре в сентябре – октябре 1620 года. [ 57 ] но не смогли эффективно вмешаться до поражения Богемии в битве у Белой горы в ноябре 1620 года. [ 55 ]
В конце века венгерский лидер Имре Тёкёли , сопротивляясь антипротестантской политике Габсбургов, [ 55 ] просил и получил военную помощь от османского великого визиря Кара Мустафы , что привело к нападению Османской империи на Габсбургскую империю в 1683 году и битве при Вене . [ 58 ]
В 16 веке Венгрия стала почти полностью протестантской, сначала с лютеранством , а вскоре после этого с кальвинизмом , но после Габсбургской политики контрреформации западная часть страны наконец вернулась в католицизм, а восточная часть сумела по сей день оставаться решительно протестантским: «хотя Габсбургам удалось повторно католицизировать Королевскую Венгрию, к востоку от Тисы Реформация осталась почти нетронутой в духе мирного сосуществования между тремя признанными нациями и уважения к их различным вероисповеданиям». [ 59 ]
Богатые протестантские трансильванско-саксонские купцы торговали с Османской империей и часто жертвовали анатолийские ковры своим церквям в качестве украшения стен, больше соответствующих их иконоборческим убеждениям, чем изображениям святых, используемым католиками и православными. В таких церквях, как Черная церковь Брашова, до сих пор хранятся коллекции ковров.
Отношения с Персией
[ редактировать ]Примерно в то же время Англия также поддерживала важные отношения с Персией. В 1616 году было достигнуто торговое соглашение между шахом Аббасом и Ост-Индской компанией , а в 1622 году «совместные англо-персидские силы изгнали португальских и испанских торговцев из Персидского залива » при взятии Ормуза . [ 60 ]
Группа английских авантюристов во главе с Робертом Ширли сыграла ключевую роль в модернизации персидской армии и развитии ее контактов с Западом. В 1624 году Роберт Ширли возглавил посольство в Англию с целью заключения торговых соглашений. [ 61 ]
Более поздние отношения
[ редактировать ]Эти уникальные отношения между протестантизмом и исламом в основном имели место в 16-17 веках. Способность протестантских стран игнорировать папские запреты и, следовательно, устанавливать более свободные коммерческие и другие виды отношений с мусульманскими и языческими странами может частично объяснить их успех в развитии влияния и рынков в областях, ранее открытых Испанией и Португалией. [ 62 ] Однако постепенно протестантизм смог консолидироваться и стал менее зависимым от внешней помощи. В то же время мощь Османской империи пошла на убыль по сравнению с пиком 16 века, что сделало попытки создания союза и примирения менее актуальными. Однако в 1796 году в Триполийском договоре (между Соединенными Штатами Америки и подданными Триполи Берберийского) отмечалось, что «никакой предлог, вытекающий из религиозных взглядов, никогда не может привести к нарушению гармонии, существующей между двумя странами».
В конце концов, отношения между протестантизмом и исламом часто стали противоречивыми. Протестантские рабы были приобретены берберийскими пиратами во время набегов на корабли и набегов на прибрежные города от Ирландии до Нидерландов и юго-запада Британии , вплоть до Исландии . В некоторых случаях поселения, такие как Балтимор в Ирландии, были заброшены после рейдов и были переселены только много лет спустя. Между 1609 и 1616 годами только Англия потеряла 466 торговых судов из-за берберийских пиратов. [ 63 ] В контексте Соединенных Штатов протестантские миссионеры, судя по всему, активно изображали ислам в неблагоприятном свете, представляя его как «воплощение антихристианской тьмы и политической тирании», что способствовало созданию в оппозиции американского национального идентичность как «современная, демократическая и христианская». [ 64 ] Некоторые известные протестанты критиковали ислам, например, Пэт Робертсон . [ 65 ] Джерри Фалуэлл , [ 66 ] Джерри Вайнс , [ 67 ] Р. Альберт Молер-младший. [ 68 ] и Франклин Грэм . [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ]
Сравнительные элементы
[ редактировать ]Помимо очевидных различий между двумя религиями, существует также много общего в их взглядах и отношении к вере (особенно с суннитским исламом ). [ 72 ] особенно в отношении текстовой критики, иконоборчества, тенденций к фундаментализму, отказа от брака как таинства, отказа от необходимого покаяния священников и отказа от монашеских орденов.
Текстовая критика
[ редактировать ]Ислам и протестантизм объединяет то, что они полагаются на текстовую критику книги. [ 73 ] Этот исторический приоритет сочетается с тем фактом, что ислам в определенной степени включает в себя еврейскую и христианскую традиции, признавая одного и того же Бога и определяя Иисуса как пророка, а также признавая еврейских пророков, таким образом претендуя на то, чтобы охватить все религии книги. [ 73 ]
Иконоборчество
[ редактировать ]Отказ от изображений в богослужении, хотя и более заметен в исламе, является общей чертой протестантизма и ислама. Это уже широко признавалось с самых ранних времен, как, например, в переписке между Елизаветой I Английской и ее коллегами из Османской империи , в которой она подразумевала, что протестантизм ближе к исламу, чем к католицизму. [ 75 ] Эту же точку зрения развивал Мартин Лютер в книге «О войне против турок» , в которой он восхвалял османов за их строгое иконоборчество:
Частью святости турок также является то, что они не терпят никаких изображений и изображений и даже более святы, чем наши разрушители изображений. Ибо наши разрушители терпят и рады иметь изображения на гульденах, грошах, перстнях и украшениях; но турок не терпит ни одного из них и штампует на своих монетах только буквы.
Богатые протестантские трансильванско-саксонские купцы торговали с Османской империей и часто дарили анатолийские ковры своим церквям в качестве украшения стен, больше соответствующих их иконоборческим убеждениям, чем изображениям святых, используемым католиками и православными. В таких церквях, как Черная церковь Брашова, до сих пор хранятся коллекции таких ковров.
Фундаментализм
[ редактировать ]Ислам и протестантизм объединяет то, что они оба основаны на прямом анализе Священных Писаний (Библия для протестантизма и Коран для ислама). Это можно противопоставить католицизму, в котором знания анализируются, формализуются и распространяются существующей структурой Церкви. Таким образом, ислам и протестантизм основаны на «риторической приверженности универсальной миссии», тогда как католицизм основан на международной структуре. Это ведет к возможностям фундаментализма , основанного на популярной интерпретации Священных Писаний радикальными элементами. [ 77 ] Термин «фундаментализм» впервые был использован в Америке в 1920 году для описания «сознательно антимодернистского крыла протестантизма». [ 78 ]
Исламский и протестантский фундаментализм также, как правило, очень нормативен в отношении поведения людей: «Религиозный фундаментализм в протестантизме и исламе очень озабочен нормами, касающимися пола, сексуальности и семьи». [ 78 ] хотя протестантский фундаментализм имеет тенденцию сосредотачиваться на индивидуальном поведении, тогда как исламский фундаментализм имеет тенденцию разрабатывать законы для общества. [ 79 ]
Наиболее заметное течение исламского фундаментализма, салафизм , основано на буквальном прочтении Корана и Сунны без опоры на интерпретации мусульманских философов, отвергающих необходимость таклида для признанных ученых. [ 80 ] Фундаменталистский протестантизм аналогичен тому, что «традиции людей» и отцов церкви отвергаются в пользу буквальной интерпретации Библии, которая считается безошибочной . [ 81 ] Исламские фундаменталисты и протестантские фундаменталисты часто отвергают контекстуальную интерпретацию. Еще одним сходством с протестантизмом и салафизмом является критика почитания святых и вера в силу реликвий и гробниц. [ 82 ] [ 83 ] и акцент на молитве только Богу.
Исламский протестантизм
[ редактировать ]Регулярно проводятся параллели в схожем отношении ислама и протестантизма к Священному Писанию. Таким образом, некоторые тенденции мусульманского возрождения были определены как « исламский протестантизм ». [ 84 ] В некотором смысле «исламизация — это политическое движение по борьбе с вестернизацией с использованием методов западной культуры, а именно форма протестантизма внутри самого ислама». [ 85 ] [ 86 ]
Жизненная сила
[ редактировать ]Ислам и протестантизм имеют общую жизненную силу в современном мире: «Два наиболее динамичных религиозных движения в современном мире — это то, что можно условно назвать популярным протестантизмом и возрождающимся исламом», хотя их подход к гражданскому обществу различен. [ 87 ]
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Англии
- Протестантизм в Турции
- Протестантизм в Пакистане
- Мормонизм и ислам
- Ислам и другие религии
- Разделение мира в исламе
- Семья Паллаче
- Протестантизм и иудаизм
- Шмалькальдская лига
- О войне с турками
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гуди 2004 , с. 42.
- ^ Нигулеску, Даниэль (6 мая 2016 г.). «Влияние османской угрозы на протестантскую Реформацию (реформаторов)» . Эндрюсская исследовательская конференция . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ «Нюрнбергский мир» . Оксфордский справочник . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Грив, Пол (7 февраля 2013 г.). Краткое руководство по исламу: история, вера и политика: полное введение . Развитие ислама: шииты и католики: Hachette UK. ISBN 9781472107558 .
- ^ Аллен-младший, Джон Л. (10 ноября 2009 г.). Церковь будущего: как десять тенденций революционизируют католическую церковь (полное издание). Издательская группа Корона. стр. 442–3. ISBN 9780385529532 .
- ^ Смит, Джон Макдональд; Квенби, Джон, ред. (2009). Разумная вера: празднование 150-летия дарвиновской эволюции (иллюстрированное издание). Издательство Джона Ханта. п. 245. ИСБН 9781846942297 .
- ^ Роджерсон, Дж.В.; Лью, Джудит М. (16 марта 2006 г.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям (переиздание). ОУП Оксфорд. п. 829. ИСБН 9780199254255 .
- ^ Хаббард-Браун, Джанет (2007). Ширин Эбади . Издательство информационной базы. п. 47. ИСБН 9781438104515 .
- ^ Коутсворт, Джон; Коул, Хуан; Ханаган, Майкл; Пердью, Питер С.; Тилли, Чарльз; Тилли, Луиза А. (16 марта 2015 г.). Глобальные связи (иллюстрированное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 26. ISBN 9780521761062 .
- ^ Мехмет Карабела (2021). Исламская мысль глазами протестанта . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 3–4. ISBN 978-0367549541 .
- ^ Jump up to: а б с д Шмидт 2001 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с д и Гофман 2002 , с. 111 .
- ^ Jump up to: а б Гофман 2002 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Гофман 2002 , с. 109 .
- ^ Аранд, К.; Херрманн, Э.Х.; Мэттсон, ДЛ; Дингель, И.; Мюллер, РА; Венгерт, Ти Джей; Бернетт, АН; Мэттс, MC; Браун, CB; Франк, Г. (2018). От Виттенберга к миру: Очерки Реформации и ее наследия в честь Роберта Колба . Refo500 Академические исследования (R5AS). Ванденхук и Рупрехт. стр. 167–169. ISBN 978-3-647-53126-7 . Проверено 20 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Роланд Э. (2005). Мусульмане и Евангелие: Преодоление разрыва: размышления о христианском обмене . Издательство Кирк Хаус. п. 208. ИСБН 978-1-932688-07-8 .
- ^ Jump up to: а б Рупп, Хайди (26 декабря 1996 г.). Преподавание всемирной истории: справочник . Я Шарп. стр. 125–126. ISBN 978-0-7656-3222-7 .
- ^ Jump up to: а б с Карпат, Кемаль Х. (1974). Османское государство и его место в мировой истории: Введение . БРИЛЛ. п. 53. ИСБН 978-90-04-03945-2 .
- ^ Jump up to: а б Купперман 2007 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Купперман 2007 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Бертон 2005 , с. 62 .
- ^ Андреа, Бернадетт (17 января 2008 г.). Женщины и ислам в английской литературе раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. п. 23. ISBN 978-1-139-46802-2 .
- ^ Бертон 2005 , с. 64 .
- ^ Хассал, Артур. Людовик XIV — зенит французской монархии . п. 224. ИСБН 978-0-543-96087-0 .
- ^ Jump up to: а б с Булут, Мехмет (2001). Османско-голландские экономические отношения: в период раннего Нового времени, 1571-1699 гг . Северо-западный Постум воняет. Хилверсюм: Верлорен. п. 112. ИСБН 978-90-6550-655-9 .
- ^ Гуди 2004 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Боксер, ЧР; ВИК (1977). Голландская Морская империя, 1600-1800 гг . Лондон: Хатчинсон. п. 142. ИСБН 978-0-09-131051-6 .
- ^ Jump up to: а б Шмидт 2001 , с. 103 .
- ^ Jump up to: а б Паркер и Смит 1978 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Паркер и Смит 1978 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д Паркер и Смит 1978 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Каплан, Бенджамин Дж. (2007). Разделенные верой . Издательство Гарвардского университета. п. 311. ИСБН 978-0-674-02430-4 .
- ^ Найт, Кевин. «Уильям Рейнольдс» . Католическая энциклопедия .
- ^ Отношения между персидской и голландской культурой. Лекция Асгара Сейеда Гохраба о персидско-голландских отношениях.
- ^ Хиллгарт, Дж. Н. (2000). Зеркало Испании, 1500-1700: формирование мифа . Издательство Мичиганского университета. п. 210. ИСБН 978-0-472-11092-6 .
- ^ Jump up to: а б Матар, Н., изд. (2003). В землях христиан: арабские путевые заметки в семнадцатом веке . Нью-Йорк: Рутледж. п. 37. ИСБН 978-0-415-93227-1 .
- ^ Срхир, Халид Бен (2005). Великобритания и Марокко во время посольства Джона Драммонда Хэя, 1845–1886 гг . Рутледж Керзон. п. 14. ISBN 978-0-7146-5432-4 .
- ^ Jump up to: а б Леа, Генри Чарльз (1 января 1999 г.). Мориски Испании: их обращение и изгнание ООО «Адеги Графикс». п. 281. ИСБН 978-0-543-95971-3 .
- ^ Харви, LP (15 сентября 2008 г.). Мусульмане в Испании, 1500–1614 гг . Издательство Чикагского университета. п. 343. ИСБН 978-0-226-31965-0 .
- ^ Jump up to: а б в галерее Тейт Выставка «Восток-Запад: Объекты между культурами» . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года.
- ^ Портер, Эндрю Н. (1994). Атлас британской заморской экспансии . Рутледж. п. 18. ISBN 978-0-415-06347-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Вон, Вирджиния Мейсон (12 мая 2005 г.). Выступление Blackness на английских сценах, 15.00-18.00 . Издательство Кембриджского университета. п. 57. ИСБН 978-0-521-84584-7 .
- ^ Jump up to: а б с Николл 2002 , с. 90 .
- ^ Бартельс, Эмили Кэрролл (2008). Говоря о мавре: от Алькасара до Отелло . Издательство Пенсильванского университета. п. 24. ISBN 978-0-8122-4076-4 .
- ^ Диммок, Мэтью (2005). Новые тюрки: драматизация ислама и османов в Англии раннего Нового времени . Эшгейт. п. 122, примечание 63. ISBN. 978-0-7546-5022-5 .
- ^ «Интернет-коллекции» . Университет Бирмингема .
- ^ Jump up to: а б Купперман 2007 .
- ^ Николл 2002 , с. 96 .
- ^ Купперман 2007 , с. 41.
- ^ Сураньи, Анна (2008). Гений английской нации: путевые заметки и национальная идентичность в Англии раннего Нового времени . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. п. 58. ИСБН 978-0-87413-998-3 .
- ^ С любовью, Роберт Уильям (2001). Новые интерпретации истории военно-морского флота: избранные статьи одиннадцатого симпозиума по истории военно-морского флота, проходившего в Военно-морской академии США 21-23 октября 1993 года . Издательство Военно-морского института. п. 22. ISBN 978-1-55750-493-7 .
Изучение англо-турецкого пиратства в Средиземном море раскрывает слияние коммерческих и внешнеполитических интересов, воплощенных в развитии этих особых отношений.
- ^ Маккейб, Ина Багдиантц (15 июля 2008 г.). Ориентализм во Франции раннего Нового времени: евразийская торговля, экзотика и старый режим . Берг. п. 86. ИСБН 978-1-84520-374-0 .
В начале XVII века Франция жаловалась на новое явление: англо-турецкое пиратство.
- ^ Дэвис, Грейс Мэйпл (1911). Англо-турецкое пиратство во времена правления Якова I. Стэнфордский университет.
- ^ Стернс, Питер Н. (2001). Энциклопедия всемирной истории: древняя, средневековая и современная, в хронологическом порядке . Хоутон Миффлин. п. 310. ИСБН 978-0-395-65237-4 .
- ^ Jump up to: а б с Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 424–425. ISBN 978-0-521-57455-6 .
- ^ Перселл, Бреннан К. (2003). Зимний король: Фридрих V Пфальцский и начало Тридцатилетней войны . Эшгейт. стр. 112–113. ISBN 978-0-7546-3401-0 .
- ^ Шоу, Стэнфорд Дж.; Шоу, Эзель Курал (29 октября 1976 г.). История Османской империи и современной Турции: Том 1, Империя Гази: Взлет и упадок Османской империи 1280–1808 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 191 . ISBN 978-0-521-29163-7 .
- ^ Карстен, Флорида (1961). Новая Кембриджская современная история: Том 5, Возвышение Франции, 1648–1688 гг . Архив Кубка. п. 513. ИСБН 978-0-521-04544-5 .
- ^ Лендвай, Пол (2003). Венгры: тысячелетия победителей и поражений на немецком языке ( ). К. Херст. п. 113. ИСБН 978-1-85065-682-1 .
- ^ Бадиозамани, Бади; Бадиозамани, Газаль (2005). Иран и Америка: возрождение утраченной любви . Восток-Запад Понимание Пр. п. 182 . ISBN 978-0-9742172-0-8 .
- ^ Макерло, Жан-Пьер; Виллемс, Мишель (13 сентября 1996 г.). Путешествие и драма во времена Шекспира . Издательство Кембриджского университета. п. 17 . ISBN 978-0-521-47500-6 .
- ^ Гуди 2004 , с. 49.
- ↑ Рис Дэвис, «Британские рабы на берберийском побережье» , BBC , 1 июля 2003 г.
- ^ Херд, Элизабет Шакман (10 января 2009 г.). Политика секуляризма в международных отношениях . Издательство Принстонского университета. п. 59. ИСБН 978-1-4008-2801-2 .
- ^ Тенсер, Дэниел (10 ноября 2009 г.). «Пэт Робертсон: Ислам — это не религия; относитесь к мусульманам как к фашистам» . Сырая история . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ Антидиффамационная лига. «АДЛ осуждает антимусульманские высказывания Фалвелла и призывает его извиниться» . Архивировано из оригинала 6 июня 2008 года.
- ^ Куперман, Алан (28 апреля 2010 г.). «Антимусульманские высказывания вызывают бурю» . Вашингтон Пост .
- ^ Фактор О'Рейли , канал Fox News. 17 марта 2006 г.
- ^ Племинг, Сьюзен. «Мусульмане в Пентагоне возмущены приглашением евангелиста» . Архивировано из оригинала 21 марта 2006 года.
- ^ Мерфи, Джарретт (16 апреля 2003 г.). «Проповедник Пентагона раздражает мусульман» . Новости CBS . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ Старр, Барбара (18 апреля 2003 г.). «Франклин Грэм проводит службы в Пентагоне» . CNN Внутри политики . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Сектантские расколы расширяются в исламе и уменьшаются в христианстве» . Экономист . 27 января 2016 года . Проверено 28 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Йеор, Летучая мышь (2005). Еврабия-Ткань . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 221 . ISBN 978-0-8386-4076-0 .
- ^ «История: рождение и рост Утрехта» . Домкерк, Утрехт . 12 января 2012 г. Архивировано из оригинала г. 12 января 2012 Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ Матар, Набиль (13 октября 1998 г.). Ислам в Британии, 1558-1685 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 123. ИСБН 978-0-521-62233-2 .
- ^ Лютер, Мартин (1 марта 2007 г.). Работы Мартина Лютера . Читайте книги. п. 101. ИСБН 978-1-4067-7699-7 .
- ^ Фундаментализм . Политика. 2008. с. 101. ИСБН 978-0-7456-4075-4 .
- ^ Jump up to: а б Брзузи, Стефани; Линд, Эми (30 декабря 2007 г.). Поле битвы: женщины, гендер и сексуальность [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 488. ИСБН 978-0-313-08800-1 .
- ^ Бендикс, Рейнхард (8 апреля 1980 г.). Короли или народ: власть и мандат на управление . Издательство Калифорнийского университета. п. 47. ИСБН 978-0-520-04090-8 .
- ^ «Методология салафов относительно иджтихада и таклида» . Салафитские издания .
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия , рахимахуллах, сказал: «Когда мусульманин сталкивается с проблемной ситуацией, ему следует искать вердикта у того, кто, по его мнению, вынесет ему вердикт, основанный на том, что предписали Аллах и Его Посланник; к какой бы школе мысли ( мазхабу ) он ни принадлежал. Ни один мусульманин не обязан слепо следовать за конкретным человеком из ученых во всем, что он говорит. Ни один мусульманин не обязан слепо следовать определенному мазхабу ученых во всем, что он требует и сообщает. Напротив, высказывания каждого человека принимаются или оставляются, за исключением высказывания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
- ^ Джонсон, Филип Р. «Чикагское заявление о библейской безошибочности» . Статья I и XII. Архивировано из оригинала 13 августа 2012 года.
Мы подтверждаем, что Священное Писание следует воспринимать как авторитетное Слово Божие. Мы отрицаем, что Священное Писание получает свой авторитет от Церкви, традиции или любого другого человеческого источника... Мы утверждаем, что Священное Писание в целом безошибочно и свободно от всякой лжи, мошенничества или обмана. Мы отрицаем, что библейская непогрешимость и безошибочность ограничиваются духовными, религиозными или искупительными темами, исключая утверждения в области истории и науки. Мы также отрицаем, что научные гипотезы об истории Земли могут быть использованы для того, чтобы опровергнуть учение Священного Писания о сотворении мира и потопе.
- ^ говорит Рашид Коджа (28 октября 2016 г.). «Поиск благословений у мощей Пророков и Благочестивых; и посещение мест, которые они посетили, как средство поиска близости к Аллаху: Абу Хадиджа» . Салафитские звуки . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ «Трактат о мощах Жана Кальвина (1543 г.)» . Музей протестанта . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Рутвен, Малис (2006). Ислам в мире . Издательство Оксфордского университета. п. 363. ИСБН 978-0-19-530503-6 .
- ^ Тернер, Брайан С. (1994). Ориентализм, постмодернизм и глобализм . Рутледж. п. 93. ИСБН 978-0-415-10862-1 .
- ^ Адрауи, Мохамед-Али. «Салафизм и современность: за пределами политики». Понимание салафизма. Чам: Springer International Publishing, 2022. 41–55.
- ^ Юргенсмейер, Марк (3 ноября 2005 г.). Религия в глобальном гражданском обществе . Издательство Оксфордского университета. п. 16. ISBN 978-0-19-804069-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Карабела, Мехмет (2021). Исламская мысль глазами протестанта . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0367549541 .
- Бертон, Джонатан (2005). Движение и повороты: ислам и английская драма, 1579–1624 гг . Ньюарк: Издательство Университета Делавэра. ISBN 978-0-87413-913-6 .
- Гоффман, Дэниел (2002). Османская империя и Европа раннего Нового времени . Новые подходы к европейской истории. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-45280-9 .
- Гуди, Джек (2004). Ислам в Европе . Кембридж, Великобритания: Polity Press. ISBN 978-0-7456-3192-9 .
- Купперман, Карен Ордал (2007). Джеймстаунский проект . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02474-8 .
- Паркер, Джеффри; Смит, Лесли М., ред. (1978). Общий кризис семнадцатого века . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-7100-8865-9 .
- Николл, Эллардайс (2002). Опрос Шекспира с индексом 1–10 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52347-9 .
- Шмидт, Бенджамин (2001). Невинность за рубежом: голландское воображение и Новый Свет, 1570–1670 гг . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80408-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Логия» в Виттенберге и Мекке Выпуск журнала : журнал лютеранской теологии