Лучше турецкий, чем папистский

Liever Turks dan Paaps («Скорее турецкий, чем папский »), также Liever Turksch dan Paus («Скорее турецкий, чем Папский») — голландский христианский лозунг во время голландского восстания конца 16 века. Этот лозунг использовался голландскими наемными военно-морскими силами (« Морские нищие ») в борьбе против католической Испании.
Происхождение
[ редактировать ]Во время голландского восстания голландцы оказались в таком отчаянном положении, что искали помощи во многих местах, независимо от их религии, и «действительно даже у турков», как писал секретарь Ян ван Нассау . [ 1 ] В 1566 году дипломат Джозеф Наси связался с протестантами в Антверпене, чтобы обсудить предложение Османской империи помощи против испанцев. [ 2 ] В 1569 году Вильгельм Оранский отправил к Наси тайного посланника с просьбой к османам поддержать голландское восстание против их общих испанских врагов. [ 3 ] Оранж уже отправил послов в Османскую империю за помощью в 1566 году, и предполагается, что именно в ответ на просьбу Вильгельма Селим II послал свой флот для нападения на испанцев в Тунисе в 1574 году. [ 1 ] Голландцы с большим интересом относились к успехам Османской империи в борьбе с Габсбургами и рассматривали османские кампании в Средиземноморье как показатель облегчения положения на голландском фронте. Уильям писал около 1565 года:
Турки очень угрожают, что, по нашему мнению, будет означать, что король не приедет в Нидерланды в этом году.
- Письмо Вильгельма Оранского своему брату, около 1565 года. [ 1 ]
Английский католический писатель Уильям Рейнолдс (1544–1594) написал брошюру под названием «Кальвино-Турцизм», критикуя эти тенденции. [ 4 ]
Фраза «Liever Turks dan Paaps» была придумана как способ выразить, что жизнь при мусульманском османском султане была бы более желанной, чем жизнь при католическом короле Испании . [ 5 ] Фламандский дворянин Д'Эскердес писал по этому поводу, что он:
скорее станет данником турок, чем будет жить против своей совести и обращаться с ним согласно этим [антиересей] указам.
- Письмо фламандского дворянина Д'Эскердеса. [ 5 ]
Значение
[ редактировать ]Хотя турки имели репутацию жестоких людей, они также были известны своей религиозной терпимостью в пределах своих владений. [ 6 ] тогда как король Испании Филипп II не терпел протестантской веры. [ 5 ] Согласно одобрительному письму 1570 года «лютеранской группе» ( Luteran taifesi ) во «Фландрии и других испанских провинциях», сохранившемуся в архивах Феридуна Ахмеда Бея , османский султан (на тот момент Селим II ) обещал повстанцев в Нидерландах, что он пошлет им войска, когда они будут готовы восстать против Филиппа II. [ 7 ] Султан утверждал, что чувствует близость к ним, «поскольку они не поклонялись идолам, верили в единого Бога и воевали против Папы и Императора». [ 8 ] Кроме того, различные религиозные беженцы, такие как гугеноты , некоторые англикане , квакеры , анабаптисты и даже иезуиты и капуцины, смогли найти убежище в Константинополе и других местах Османской империи. [ 9 ] где им были предоставлены права проживания и отправления культа. [ 10 ] Далее османы поддерживали кальвинистов не только на своих территориях в Трансильвании и Венгрии , но и во Франции. [ 11 ]
Лозунг Liever Turks dan Paaps не означал, что голландцы серьезно подумывали о переходе под сюзеренитет Османской империи, поскольку они находились далеко от сферы влияния этой империи; скорее, это было выражение их антипатии к католическому режиму, которому они подчинялись. [ 5 ]
Подобное использование
[ редактировать ]Лучше было бы видеть тюрбан Города (т. е. Константинополя ), чем латинскую митру » « Подобное утверждение : турок, царствующих в центре ), приписывается историком Дукасом последнему megas doux Византийской империи , Лукас Нотарас , как выражение восточно-православной враждебности к Латинской церкви и попыток объединения церквей . Достоверность приписывания цитаты Нотарасу маловероятна, но она отражает взгляды некоторых членов антиюнионистской партии в Константинополе, даже накануне падения Константинополя . [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Ислам и протестантизм
- Англо-турецкое пиратство
- Франко-Османский союз
- Лучше красный, чем мертвый — лозунг с аналогичной структурой
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шмидт, стр.103
- ^ Облако 2001 , с. 112.
- ^ Облако 2001 , с. 111–112.
- ^ Католическая энциклопедия
- ^ Jump up to: а б с д Шмидт, стр.104
- ^ Медаль «Морской нищий» , Рейксмузеум Амстердам.
- ^ Облако 2001 , с. 109, 112.
- ^ Карпат, Кемаль Х. (1974). Османское государство и его место в мировой истории . Э. Дж. Брилл. п. 53. ИСБН 9004039457 .
- ^ Гоффман, Дэниел (25 апреля 2002 г.). Османская империя и Европа раннего Нового времени . Государственный университет Болла . п. 111. ИСБН 9780521459082 .
- ^ Гофман, стр.110.
- ^ Гофман, стр.111.
- ^ Сеттон, Кеннет М. (1978). Папство и Левант (1204–1571), Том II: Пятнадцатый век . Филадельфия: Американское философское общество. стр. 104–105, особенно. примечание 91. ISBN 0-87169-127-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- Чарльз Ральф Боксер. Голландская морская империя, 1600–1800 гг. Тейлор и Фрэнсис, 1977 г. ISBN 0-09-131051-2
- Булут, Мехмет (2001). Османско-голландские экономические отношения в период раннего Нового времени 1571–1699 гг . Хилверсюм: Уитгеверий Верлорен. п. 240. ИСБН 9789065506559 . Проверено 14 июля 2022 г.
- Бенджамин Шмидт Невинность за границей: голландское воображение и Новый Свет, 1570–1670 Издательство Кембриджского университета, 2001 г. ISBN 0-521-80408-6
- Дэниел Гоффман Османская империя и Европа раннего Нового времени Издательство Кембриджского университета, 2002 г. ISBN 0-521-45908-7