Фаусто Соццини
Фаусто Соццини | |
---|---|
![]() Фаусто Соццини ( лат . Faustus Socinus ; 1539–1604), итальянский богослов , тезка социнианства . [1] | |
Рожденный | Фаусто Паоло Соццини 5 декабря 1539 г. |
Умер | 4 марта 1604 г. | ( 64 года
Заметная работа | Объяснение первой части первой главы Иоанна Богослова (1563 г.), Беседы об Иисусе Христе Спасителе (1578 г.), О авторитете Священного Писания (1580-е гг.), Беседы о состоянии первого человека перед грехопадением ( 1610) [1] |
Богословская работа | |
Язык | Итальянский , Неолатинский |
Традиция или движение | социнианство [1] [2] [3] |
Известные идеи | Отрицание божественного предвидения действий свободных агентов . [2] Отрицание предсуществования Христа [2] |
Фаусто Соццини | |
---|---|
Эра | Протестантская Реформация [2] [3] Радикальная Реформация [2] [3] |
Основные интересы | Нетринитарное христианское богословие [2] [3] |
Фаусто Паоло Соццини , или просто Фаусто Соццини ( лат . Faustus Socinus ; польский : Faust Socyn ; 5 декабря 1539 — 4 марта 1604), был итальянский гуманист и богослов эпохи Возрождения . [1] и, вместе со своим дядей Лелио Соццини , основателем нетринитарной христианской системы верований, известной как социнианство . [1] [2] Его учение было разработано среди польских братьев в Польской реформатской церкви между 16 и 17 веками. [1] [3] [4] принят Унитарной церковью Трансильвании . и в тот же период [1] [3] [5]
Фаусто Соццини вспомнил большую часть религиозных сочинений своего дяди Лелио, снова путешествуя по его маршрутам по Европе раннего Нового времени , и систематизировал свои антитринитарные убеждения в последовательную богословскую доктрину. [1] Его полемический трактат De Sacrae Scripturae auctoritate (написанный в 1580-х годах и опубликованный в Англии в 1732 году под названием «Демонстрация истинности христианской религии», от латыни Социниуса ) оказал большое влияние на мыслителей -ремонстрантов, таких как Симон Эпископий , который опирался на аргументы Соццини в пользу рассмотрения священных писаний как исторических текстов. [6]
Жизнь
[ редактировать ]Соццини родился в Сиене , столице Сиенской Республики , находившейся в то время под властью Священной Римской империи . Он был единственным сыном Алессандро Соццини и Аньезе Петруччи, дочери Боргезе Петруччи (род. в 1490 году) и внучкой Пандольфо Петруччи . [7]
Его отец Алессандро Соццини, старший из одиннадцати братьев, родился в 1509 году, но умер в 1541 году, на тридцать втором году жизни. Фаусто не имел регулярного образования, воспитывался дома со своей сестрой Филлиде и провел свою юность за бессистемным чтением в Борго Скопето , загородной резиденции семьи. Способным женщинам своей семьи он был обязан сильным моральным впечатлением, которое сопровождало его на протяжении всей жизни; его ранний интеллектуальный стимул исходил от его дяди Селсо Соццини , номинального католика , но esprit fort , основателя недолговечной Академии дель Сизиенти (1554 г.), членом которой был молодой Фаусто. [7]
В 1556 году его дед Мариано Соццини-младший по завещанию оставил Фаусто, как единственному сыну старшего сына, четверть семейных поместий, что сделало его независимым. В следующем году он поступил в Академию дельи Интронати . [8] центр интеллектуальной жизни Сиены. Он присоединился под именем Фрастальято , а Селсо имел имя Зоннаккьозо . [8] Примерно в это же время юрист Гвидо Панчироли [9] описывает его как талантливого молодого человека, обещающего карьеру юриста; но он мало интересовался правом, предпочитая писать сонеты . [7]
В 1558–1559 годах подозрение в лютеранстве пало на него вместе с его дядями Селсо и Камилло. [7]
Лион и Женева
[ редактировать ]Достигнув совершеннолетия (1561 г.), он отправился в Лион , вероятно, занимаясь торговым бизнесом; он вновь посетил Италию после своего дяди Лелио Соццини смерти ; мы находим его в 1562 году в списке итальянской церкви в Женеве ; нет никаких следов каких-либо отношений с Кальвином. В следующем году он вернулся в Лион. Евангелическая позиция не была для него достаточно радикальной. В своем Brevis explicatio (Лион, 1562) пролога к Евангелию от Иоанна он уже приписывает Христу официальное, а не существенное божество – уже антитринитарная позиция; и в письме 1563 г. отвергает бессмертие души в пользу христианского смертного ; такая позиция впоследствии сложилась в его диспуте с гуманистом Франческо Пуччи . [7]
Флоренция
[ редактировать ]К концу 1563 года он вернулся в Италию, приняв католическую церковь , и в течение двенадцати лет, как показывают его неопубликованные письма, находился на службе у Изабеллы Медичи , дочери великого герцога Козимо Тосканского (а не, как Самуил Пшипковский говорит, на службе у самого великого князя). [10] Между 1565 и 1568 годами он написал эссе Il Jagged Intronato . [11] Эту часть своей жизни он считал потраченной впустую; до 1567 г. он уделял некоторое внимание юридическим обязанностям и написал (1570 г.) свой трактат De auctoritate s. писания . [7]
В 1571 году он был в Риме , вероятно, со своей покровительницей. Он покинул Италию в конце 1575 года, а после смерти Изабеллы (предположительно задушенной ее мужем в 1576 году) и отклонил предложения ее брата Франческо , ныне великого герцога, который настаивал на его возвращении. Франческо, несомненно, знал о мотивах, побудивших Соццини покинуть Италию; есть все основания верить заявлению Самуэля Пшибковского о том, что великий князь согласился обеспечить ему доход от своей собственности при условии, что он ничего не будет публиковать от своего имени. [7]
Базель
[ редактировать ]Соццини теперь обосновался в Базеле , посвятил себя тщательному изучению Библии , начал переводить Псалмы на итальянский язык стихами и, несмотря на растущую глухоту, стал центром богословских дебатов. Его дискуссия с Жаком Куэ по поводу доктрины спасения изложена в трактате De Jesu Christo servatore (завершен 12 июля 1578 г.), распространение которого в рукописи привлекло к нему внимание Джорджио Биандрата , придворного врача в Польше и Трансильвании , а также церковную телеграмму. съемник в интересах инославия . [7] [12]
Трансильвания
[ редактировать ]Трансильвания на короткое время (1559–1571) пользовалась полной религиозной свободой при первом унитарном принце Иоанне Сигизмунде . Нынешний правитель Кристофер Батори отдавал предпочтение иезуитам ; Теперь целью Биандраты было ограничить иудаистские тенденции красноречивого антитринитарного епископа Ференца Давида (1510–1579), с которым он ранее сотрудничал. Тяжчайшее обвинение против нравственности Биандраты. [ ласковые слова ] разрушил его влияние на Давида. Поэтому он призвал Соццини урезонить Давида, который отказался от поклонения Христу. В доктринальной схеме Соццини термины, сами по себе ортодоксальные, использовались в еретическом смысле. [7]
В вопросе поклонения Соццини различал adoratio Christi , дань уважения сердца, императивную для всех христиан, и invocatio Christi , прямое обращение к молитве, которая была просто разрешительной (Биандрата сделал бы ее императивной); хотя, по мнению Соццини, молитва, к кому бы она ни обращалась, была принята Христом как посредником для передачи отцу. [7]
В ноябре 1578 года Соццини прибыл в Коложвар из Польши и в течение четырех с половиной месяцев пребывания под крышей Давида сделал все возможное, чтобы убедить его в необходимости этой модифицированной доктрины призывания. В результате Давид приложил все свои силы, чтобы с кафедры осудить весь культ Христа. Последовал гражданский суд над Давидом по обвинению в новаторстве. Соццини поспешил обратно в Польшу до того, как все началось. Его нельзя обвинить в соучастии в действиях Биандрата; он не участвовал в заключении Давида в крепости Дева , где старик трагически погиб менее чем за три месяца. Он хотел, чтобы Давиду было запрещено проповедовать до решения генерального синода ; и его ссылки на этот случай показывают, что (как и в более поздних случаях с Якобом Палеологом , Христианом Франкеном и Мартином Зейделем ) богословские отвращения, хотя они и не сделали его невежливым, заморозили его природную доброту и ослепили его восприятие характера. [13]
Биандрата в конечном итоге присоединился к католической церкви; поэтому хвалебное посвящение ему Соццини (1584 г.) его « De Jesu Christi natura » в ответ кальвинисту Андрею Волану , хотя и напечатанное в его сочинениях, не использовалось. [14]
Польша
[ редактировать ]Оставшуюся часть жизни (1579–1604) Соццини провел в Польше. Исключенный поначалу из-за своих взглядов на крещение (которые он считал применимыми только к обращенным язычникам) из Малой Экклесии или антитринитарной церкви (в основном анабаптистской ), он постепенно приобрел преобладающее влияние на ее синодах.
попросили его Польские братья занять позицию поборника отказа от военной службы по убеждениям против белоруса Симона Будного и греческого унитария Якоба Палеолога после того, как Григорий Паули из Бжезин заболел, и тем самым завоевал некоторое уважение среди поляков. [ нужна ссылка ]
Фаусто Соццини обратил арианскую часть Малой Экклесии от веры в предсуществование Христа на раннюю унитарную позицию и от их отказа от invocatio Christi. Он репрессировал полуиудаистов, которых ему не удалось убедить. Через переписку с друзьями он повлиял также на политику антитринитарной церкви Трансильвании. [14]
Вынужденный покинуть Краков в 1583 году, он нашел дом у польского дворянина Христофора Морштына , на дочери которого Елизавете он женился (1586). Она умерла в следующем году, через несколько месяцев после рождения дочери Агнесе (1587–1654), впоследствии жены Станислава Вишоватого, отца Андреаса Вишоватого и прародительницы многочисленных потомков. В 1587 году умер великий герцог Франческо; этому событию биографы Соццини приписывают потерю его итальянской собственности, но его неопубликованные письма показывают, что он был в хороших отношениях с новым великим герцогом Фердинандо . Семейные споры возникли по поводу толкования завещания его деда; в октябре 1590 года священный сан в Сиене лишил его наследства, предоставив ему пенсию, по-видимому, так и не выплаченную. [14]
Прекращение финансовых переводов из его собственности в Италии расторгло соглашение, по которому его сочинения должны были оставаться анонимными, и Соццини начал публиковаться от своего имени. В результате в 1598 году толпа изгнала его из Кракова, разрушив его дом и избив. Друзья радушно встретили его в Луславице , в 30 милях к востоку от Кракова; и здесь, долгое время «страдавший от колик и камней», он умер 4 марта 1604 года. Его могилу отмечает глыба известняка с неразборчивыми надписями. К его произведениям прилагается гравированный портрет (оригинал не сохранился); картина маслом, находившаяся ранее в Сиене, не может считаться подлинной. [14]
Работает
[ редактировать ]Работы Соццини, отредактированные его внуком Анджеем Вишоваты и ученым печатником Франсом Кайпером , содержатся в двух мелко напечатанных фолиантах (Амстердам, 1668 г.). Они считаются первыми двумя томами Bibliotheca fratrum polonorum, хотя работы Иоганна Креля и Йонаса Шлихтинга были напечатаны первыми из этой серии. Они включают все дошедшие до нас богословские сочинения Соццини, за исключением его эссе о предопределении (в котором он отрицает, что Бог предвидит действия свободных агентов), предваряющего Кастеллио « Диалоги IV» (1575 г., переиздание в 1613 г.), и его редакции школьного руководства Instrumentum doctrinarum aristotelium. (1586). [14]
Этими легко интерпретируемыми псевдонимами были Феликс Турпио Урхеветанус, Проспер Дисидеус, Грацианус Проспер и Грацианус Турпио Гераполенсис (Сененсис). Некоторые из его ранних стихов находятся в «Scielta di stanze di diversi autori toscani» Ферентилли (1579, 1594); другие экземпляры даны в Канте и в Атенеуме (2 августа 1877 г.); еще больше сохранилось в Сиене. [14]
Соццини считал, что его самым талантливым произведением является его Contra atheos , погибший во время восстания в Кракове (1598 г.). Позже он начал, но оставил незавершенными, не одну работу, призванную продемонстрировать его систему в целом. [14]
Его репутация как мыслителя должна основываться на « De auctoritate scripturae Sacrae» (1570 г.) и «De Jesu Christo servatore» (1578 г.). Первое было впервые опубликовано (Севилья [Лондон, Джон Вульф], 1588 г.) Лопесом, иезуитом, который утверждал, что оно принадлежит ему, но предварял предисловием утверждение, что (вопреки фундаментальному положению Соццини), что человек по своей природе обладает знанием. Бога. Французская версия (1592 г.) была одобрена министрами Базеля; английский перевод преподобного Эдварда Кумба (Сомерсет, 1731 г.) был предпринят вследствие похвалы в обвинении (1728 г.) епископа Ричарда Смальброка , который отмечает, что Гроций позаимствовал из него в своем « De veritate Christ» . отн. . В небольшом объеме он предвосхищает исторические аргументы авторов, занимающихся правдоподобием; проверяя его современными тестами, следует помнить, что Соццини, считая его (1581 г.) неадекватно отвечающим кардинальным трудностям, сопровождающим доказательство христианской религии, начал реконструировать его положения в своих Lectiones Sacrae (незаконченных). Его трактат о Спасителе оказывает реальную услугу богословию, ставя ортодоксальность и ересь в новых отношениях фундаментального антагонизма и сужение конфликта до главной личной выгоды религии. [14]
О личности Христа в этом трактате он ничего не говорит; единственная его тема — дело Христа, которое, по его мнению, действует только на человека; Богословская проницательность Соццини может быть измерена настойчивостью, с которой эта идея имеет тенденцию повторяться. Хотя его имя было привязано к школе взглядов, он отказался от роли ересиарха и отказался выразить свою безоговорочную приверженность какой-либо одной секте. Его уверенность в выводах собственного ума снискала ему репутацию догматика ; но его постоянной целью было сократить и упростить основы христианства. Недаром мемориальная доска в Сиене (надпись проф. Джованни Бриджиди, 1879 г.) [15] характеризуют его как защитника человеческого разума против сверхъестественного. [14]
Из его нетеологических доктрин наиболее важным является утверждение о незаконности не только войны, но и лишения человеческой жизни при любых обстоятельствах. Отсюда сравнительная мягкость его предложений по обращению с религиозными и антирелигиозными преступниками, хотя нельзя сказать, что он усвоил всю теорию терпимости. Отсюда и его утверждение о том, что должность магистрата является незаконной для христианина. [14]
См. также
[ редактировать ]- Арианство
- Католическая инквизиция
- Английские несогласные
- Ересь в христианстве
- История христианского богословия
- Польские братья
- Раковский катехизис
- Ремонстранты
- Унитаризм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бьяджони, Марио (2018). «СОЗЦИНИ (Сочини), Фаусто» . Энциклопедия Треккани . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 93. Рим : Треккани . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мортимер, Сара (2010). «Социнианский вызов протестантскому христианству» . Разум и религия в английской революции: вызов социнианства . Кембриджские исследования по британской истории раннего Нового времени. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 13–38. ISBN 978-0-521-51704-1 . LCCN 2010000384 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уильямс, Джордж Хантстон (1995). «Глава 28: Рост унитаризма в мадьярском реформатском синоде в Трансильвании» . Радикальная Реформация (3-е изд.). Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Издательство Пенсильванского государственного университета . стр. 1099–1133. ISBN 978-0-943549-83-5 .
- ^ М. Хиллар: «Вклад Польши в Реформацию: социнианцы / польские братья и их идеи о религиозной свободе», The Polish Review, Vol. XXXVIII, № 4, стр. 447–468, 1993.М. Хиллар, «От польских социнианцев к американской конституции», в «Журнале радикальной реформации». Свидетельство библейского унитаризма, Vol. 4, № 3, стр. 22–57, 1994. М. Хиллар, «Философское наследие социнианцев XVI и XVII веков: их рациональность». в книге «Философия гуманизма и проблемы современности» под ред. М. Хиллар и Ф. Прал, стр. 117–126, Американская гуманистическая ассоциация, Хьюстон, 1995. Мэриан Хиллар, «Философское наследие социнианцев 16 и 17 веков: ихРациональность». В «Трудах двадцатого Всемирного философского конгресса», Алан М. Олсон, исполнительный редактор, Том 4. «Философия религии, искусства и творчества», Кевин Стер (редактор), (Шарлоттсвилл, Вирджиния: Центр философской документации, 1999) Мэриан Хиллар, «Социниане XVI и XVII веков: предшественники свободыСовесть, разделение церкви и государства и Просвещение». В «Очерках философии гуманизма», том 9, стр. 35–60, 2001 г., ред. Роберт Д. Финч, Мэриан Хиллар, Американская гуманистическая ассоциация, Хьюстон. , Техас, 2001 г.Мэриан Хиллар, «Лелий и Фауст Социн, основатели социнианства: их жизнь и теология». Часть 1. Журнал радикальной реформации. Свидетельство о библейском унитаризме, Vol. 10, № 2. Зима 2002. С. 18–38. Мэриан Хиллар, «Лелий и Фауст Социн, основатели социнианства: их жизнь и теология». Часть 2. Журнал радикальной реформации. Свидетельство о библейском унитаризме, Vol. 10, № 3. Весна 2002. С. 11–24.
- ^ Уилбур, Эрл Морс (1952) [1945]. «Унитарная церковь при князьях-кальвинистах: 1604-1691» . История унитаризма: в Трансильвании, Англии и Америке . Том. 2. Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 121–122.
- ^ Даугирдас, Кястутис (2009). «Библейская герменевтика социниан и ремонстрантов в семнадцатом веке» . Арминий, арминианство и Европа . 39 : 87–114 . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гордон 1911 , с. 321.
- ^ Jump up to: а б (или Сочини, Созини, Соццино, Сочино или Социнус), Фаусто Паоло (1539–1604) и социнианство в Польше в Словаре альтернативной христианской мысли
- ^ Панзироло, Гвидо. De claris legum интерпретибус. впервые опубликовано в 1637 г. Издания: Лейпциг: Дж. Ф. Гледич, 1721 г., стр. 120–121. (Перепечатка, Фарнборо: Грегг, 1968.)
- ^ Кори, Дэвид Манро. Фауст Социн . п. 29-30.
- ^ Тедески, Джон А. (1965). Итальянские реформаторские исследования в честь Лелия Социна . Феликс Ле Монье п. 271
- ^ Социн, Фауст (1732). Демонстрация истинности христианской религии . п. XXI-XII.
- ^ Гордон 1911 , стр. 321–322.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гордон 1911 , с. 322.
- ^ «Мститель человеческого разума против сверхъестественного» в вкладе Пьеро Чиминелли Италии в религиозную реформу в Европе
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Гордон, Александр (1911). « Социус св Фаусто Паоло Соццини » В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 320–322. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Социн, Фауст (1732). Демонстрация истинности христианской религии, с латыни Социниуса: По копии из Штайнфурта. К этому прилагается краткий отчет о его жизни . Лондон: Отпечатано для У. Медоуза в магазине Angel в Корнхилле. п. xxvii, 165. ISBN 9789047441229 . OCLC 723045701 .
- Кори, Дэвид Манро (1932). Фауст Социн . Бостон: The Beacon Press. п. ix, 155 страниц. OCLC 1134858 .
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, JD (2007). «Английский социнианизм: предшественник американского унитаризма» . Джозеф Пристли и английский унитаризм в Америке . Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Издательство Пенсильванского государственного университета . стр. 15–42. ISBN 978-0-271-02950-4 . LCCN 2006100016 .
- Бауэрс, JD (2007). «Социнианская миграция и основание американского унитаризма» . Джозеф Пристли и английский унитаризм в Америке . Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Издательство Пенсильванского государственного университета . стр. 43–76. ISBN 978-0-271-02950-4 . LCCN 2006100016 .
- Мортимер, Сара (2010). Разум и религия в английской революции: вызов социнианства . Кембриджские исследования по британской истории раннего Нового времени. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-51704-1 . LCCN 2010000384 .
- Малсоу, Мартин; Ролс, Джон, ред. (2005). Социнианство и арминианство: антитринитаристы, кальвинисты и культурный обмен в Европе семнадцатого века . Исследования Брилла по интеллектуальной истории. Том. 134. Лейден : Издательство Brill . ISBN 978-90-04-14715-7 . ISSN 0920-8607 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Фаусто Соццини в Постреформационной цифровой библиотеке
- Полное собрание сочинений Соццини было опубликовано в Vol. 1 Библиотеки польских братьев 1686 г.
- Работы Фаусто Соццини в цифровой библиотеке Polona
- 1539 рождений
- 1604 смерти
- Христианские библеисты XVI века
- Итальянские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Писатели XVI века на латыни
- Польские писатели XVI века.
- Протестантские богословы XVI века
- Христианские библеисты 17 века
- Итальянские писатели XVII века.
- Писатели-мужчины 17 века
- Писатели 17 века на латыни
- Польские писатели XVII века.
- Протестантские богословы 17 века
- Антитринитаристы
- Переходит в унитаризм из католицизма
- Критики католической церкви
- Иммигранты в Священную Римскую империю
- Итальянские эмигранты
- Эмигранты из Священной Римской империи в Голландскую республику
- Дом Соццини
- Иммигранты в Речь Посполитую
- Итальянские ученые-библеисты
- Итальянские христианские богословы
- Итальянские эмигранты в Англии
- Итальянские эмигранты во Франции
- Итальянские эмигранты в Польше
- Итальянские эмигранты в Швейцарии
- Итальянские протестанты
- Итальянские гуманисты эпохи Возрождения
- Итальянские унитарии
- Латиноязычные писатели из Италии
- Жители княжества Трансильвания
- Поляки итальянского происхождения
- Польские унитарные богословы
- Жертвы инквизиции
- Писатели из Сиены