Jump to content

Лелио Соццини

Лелио Соццини ( лат . Laelius Socinus ; 1525–1562), итальянский богослов , тезка социнианства. [ 1 ]

Лелио Франческо Мария Соццини , или просто Лелио Соццини ( лат . Laelius Socinus ; 29 января 1525 — 4 мая 1562), был итальянский гуманист и теолог эпохи Возрождения . [ 1 ] и, вместе со своим племянником Фаусто Соццини , основателем нетринитарной христианской системы верований, известной как социнианство . [ 1 ] [ 2 ] Его учение было разработано среди польских братьев в Польской реформатской церкви между 16 и 17 веками. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] принят Унитарной церковью Трансильвании . и в тот же период [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ]

Лелио Соццини родился и вырос в Сиене , столице Республики Сиена . [ 1 ] Его семья происходила от Соццо, банкира из Перценны ( Буонконвенто ), чей второй сын, Мино Соцци, поселился нотариусом в Сиене в 1304 году. Внук Мино Соцци, Соццино (ум. 1403), был основателем линии патрициев-юристов. и канонисты, Мариано Соццини Старший (1397–1467) был первым и самым известным и традиционно считался первым вольнодумцем в семье Соццини. [ 1 ]

Лелио (написавший свою фамилию Соццини , латинизированную как Социнус ) был шестым сыном Мариано Соццини Младшего (1482–1556) от его жены Камиллы Сальветти и получил образование юриста под руководством своего отца в Болонье . Он рассказал Филиппу Меланхтону что его желание достичь Fontes Juris привело его к библейским исследованиям и, следовательно, к отказу от « идолопоклонства Рима , ».

Лелио Соццини приобрел некоторые знания иврита и арабского языка (он дал рукопись Корана Библиандру ) , а также греческого языка , но никогда не был прилежным учеником. Его отец снабжал его средствами, и, достигнув совершеннолетия, он вернулся в Венецианскую республику , где располагались штаб-квартиры протестантских церквей в средневековой Италии . Традиция, впервые опубликованная Кристофером Сандиусом в его книге Bibliotheca antitrinitariorum (1684 г.) и Анджеем Вишовати в его книге Narratio Compendiosa (1668 г.), и расширенная последующими авторами, делает его ведущим духом на богословских конференциях под названием Collegia Vicentina в Виченце между годами. 1546 и 1547 гг. [ 6 ] [ 7 ]

В этот период точка зрения Соццини заключалась в евангелической реформе христианской веры; он демонстрирует необычный союз восторженного благочестия с тонкими богословскими рассуждениями. В Кьявенне в 1547 году он попал под влияние Паоло Риччи «Камилло Ренато» Сицилии , мягкого христианского мистика , чье учение во многих отношениях напоминало учение ранних квакеров . Религиозные путешествия по Европе раннего Нового времени , его фамилия и личное обаяние обеспечили ему радушный приём в Старой Швейцарской Конфедерации , королевствах Франции и Англии , а также в Республике Нидерландов .

Вернувшись в Швейцарию в конце 1548 года с рекомендательными письмами швейцарским протестантским церквям от Николаса Мейера , посланника из Виттенберга в Италию, мы находим его в Женеве , Базеле Себастьяном Мюнстером ) и Цюрихе (жилье у Конрада Пеликана ) между 1549–1550 годы. Следующим он был в Виттенберге (июль 1550 – июнь 1551), сначала в качестве гостя Меланхтона, затем вместе с профессором Иоганном Форстером для улучшения своих знаний иврита. Из Виттенберга он вернулся в Цюрих (конец 1551 г.), после посещения Вены в Священной Римской империи , затем Праги и Кракова в Речи Посполитой .

Политические события вернули его в Италию в июне 1552 года; с двумя визитами в Сиену. В Сиенской республике свобода слова на тот момент стала возможной благодаря осаде Сиены (1552–1559 гг.) и избавлению от испанского ига . Это привело его к контакту со своим молодым племянником Фаусто . Лелион находился в Падуе (а не в Женеве, как часто говорят) в день казни Михаила Сервета (27 октября 1553 г.), сожженного на костре по обвинению в ереси . Оттуда он направился в Базель (январь 1554 г.), Женеву (апрель) и Цюрих (май), где поселился.

Жан Кальвин , как и Меланхтон, принял Соццини с распростертыми объятиями. Меланхтон (хотя одна фраза в одном из его писем была странно истолкована) никогда не относился к нему с теологическим подозрением. Для острого взгляда Кальвина были в равной степени очевидны склонность Соццини к чрезмерным спекуляциям и искренность его религиозной натуры. Отрывок, часто цитируемый (вне контекста) в одном из писем Кальвина (1 января 1552 г.), рассматривается как восторг от дружеского общения; но, хотя не раз в душе Кальвина возникали тревожные опасения, нарушений переписки или любезности не было. Из всех протестантских реформаторов Генрих Буллингер был самым близким человеком Соццини, его самым теплым и мудрым другом. Теологические трудности Соццини касались воскресения тела , предопределения , основания спасения (по этим вопросам он переписывался с Кальвином), доктринальной основы первоначального Евангелия (его вопросы к Буллингеру), природы покаяния Рудольфу Гвальтеру ). и таинства ( Иоганну Вольфу ). Именно судьба испанского богослова Михаила Сервета заставила его сосредоточиться на учении о Троице .

В Женеве (апрель 1554 г.) он сделал неосторожные замечания по поводу общей доктрины, подчеркнутой в последующем письме Мартиненго, итальянскому пастору. Буллингер, по просьбе корреспондентов (включая Кальвина), расспросил Соццини о его вере и получил от него явно ортодоксальное признание (сведенное к письменному виду 15 июля 1555 г.) с откровенной оговоркой о праве на дальнейшее расследование.

За месяц до этого Соццини был отправлен с Мартино Муральто в Базель, чтобы обеспечить Очино пастором итальянской церкви в Цюрихе; и ясно, что в их последующем общении умы Соццини и Очино (мыслителя того же типа, что и Камилло, но с более тонким диалектическим мастерством) мощно действовали друг на друга при радикальном обсуждении богословских проблем.

В 1555 году Лелио исполнилось 30 лет. С 1556 года, после смерти отца, ничего не оставившего ему по завещанию, Соццини был охвачен денежными заботами. Получив влиятельные рекомендации (одну от Кальвина), он посетил в 1558 году дворы Вены и Кракова, чтобы заручиться поддержкой обращения к правящему герцогу во Флоренции с просьбой о реализации его собственного и семейного поместья. Достаточно любопытно, что письмо Меланхтона, знакомя Соццини с Максимилианом II, приводит в качестве исторической параллели гостеприимный прием, оказанный императором Константином Афанасию , когда он бежал из Египта в Трир .

Хорошо принятый за пределами Италии, Соццини ничего не мог сделать дома и, очевидно, не выезжал за пределы Венеции. Инквизиция положила глаз на семью; его брат Корнелио Соццини был заключен в тюрьму в Риме; его братья Селсо Соццини и Камилло, а также его племянник Фаусто были «reputati Luterani», подозреваемыми в лютеранстве, а Камилло Соццини бежал из Сиены. В августе 1559 года Соццини вернулся в Цюрих, где его короткая карьера завершилась его смертью 4 мая 1562 года в доме Ганса Висси, ткача по шелку.

Наследие

[ редактировать ]
Мемориальная доска во дворце Соццини в Сиене в память о Фаусто и Лелио Сочини. Надпись гласит: «Во времена жестокого деспотизма своими новыми доктринами они пробудили свободную мысль».

Никакого подлинного его портрета не существует; предполагаемые изображения на медалях и т. д. являются ложными. Весть о смерти его дяди достигла Фаусто в Лионе через Антонио Марию Безоццо. По возвращении в Цюрих Фаусто получил от дяди несколько бумаг, состоящих из очень небольшого количества связанных статей, но с большим количеством заметок.

Фаусто постоянно отдавал должное своему дяде за многие его идеи, в частности отмечая:

  1. Фаусто извлек из бесед Лелио (1552–1553) зародыш своей теории спасения;
  2. Фаусто позаимствовал у Лелио множество интерпретаций отдельных библейских стихов. Например, прочтение Лелио (1561 г.) «В начале» в Иоанна 1:1 как «начала Евангелия» было использовано в интерпретации Фаусто, отрицавшей предсуществование Христа . Точно так же интерпретация Лелио слов «Прежде Авраама был я » Иоанна 8:58 как относящаяся к воскресению Авраама была подхвачена Фаусто.

Работает

[ редактировать ]

Сохранившиеся сочинения Соццини:

  • Диссертация De Sacramentis (1555 г.), О таинстве. четыре части
  • О воскресении (из фрагмента 1549?)
  • Краткое объяснение Иоанна 1. опубликовано посмертно Ференцем Давидом в книге De falsa et vera unius Dei Father, filii, et Spiritus Santi 1568, Alba Iulia . Его часто путают с аналогичным названием « Краткое объяснение первой главы Иоанна» (Амстердам, 1565 г.). [ 8 ]
  • Исповедание веры (Цюрих, июль 1555 г.)

Существует обширная переписка на латыни и итальянском языке, состоящая из 53 писем от и к Соццини с Буллингером, Кальвином и Б. Амербахом.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бьяджони, Марио (2018). «СОЗЦИНИ (Сочини), Лелио» . Энциклопедия Треккани . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 93. Рим : Треккани . Проверено 18 января 2023 г.
  2. ^ Мортимер, Сара (2010). «Социнианский вызов протестантскому христианству» . Разум и религия в английской революции: вызов социнианства . Кембриджские исследования по британской истории раннего Нового времени. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 13–38. ISBN  978-0-521-51704-1 . LCCN   2010000384 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Джордж Хантстон (1995). «Глава 28: Рост унитаризма в мадьярском реформатском синоде в Трансильвании» . Радикальная Реформация (3-е изд.). Юниверсити-Парк, Пенсильвания : Издательство Пенсильванского государственного университета . стр. 1099–1133. ISBN  978-0-943549-83-5 .
  4. ^ М. Хиллар: «Вклад Польши в Реформацию: социнианцы / польские братья и их идеи о религиозной свободе», The Polish Review, Vol. XXXVIII, № 4, стр. 447–468, 1993. М. Хиллар, «От польских социнианцев к американской конституции», в «Журнале радикальной реформации». Свидетельство библейского унитаризма, Vol. 4, № 3, стр. 22–57, 1994. М. Хиллар, «Философское наследие социнианцев XVI и XVII веков: их рациональность». в книге «Философия гуманизма и проблемы современности» под ред. М. Хиллар и Ф. Прал, стр. 117–126, Американская гуманистическая ассоциация, Хьюстон, 1995. Мэриан Хиллар, «Философское наследие социнианцев 16 и 17 веков: их Рациональность». В «Трудах двадцатого Всемирного философского конгресса», Алан М. Олсон, исполнительный редактор, Том 4. Философия религии, искусства и творчества, Кевин Стер (редактор), (Шарлоттсвилл, Вирджиния: Центр философской документации, 1999) Мэриан Хиллар «Социниане XVI и XVII веков: предшественники свободы Совесть отделения церкви от государства и Просвещения». В «Очерках философии гуманизма», Vol. 9, стр. 35–60, 2001 г., ред. Роберт Д. Финч, Мэриан Хиллар, Американская гуманистическая ассоциация, Хьюстон, Техас, 2001 г. Мэриан Хиллар, «Лелий и Фауст Социн, основатели социнианства: их жизнь и теология». Часть 1. Журнал радикальной реформации. Свидетельство о библейском унитаризме, Vol. 10, № 2. Зима 2002. С. 18–38. Мэриан Хиллар, «Лелий и Фауст Социн, основатели социнианства: их жизнь и теология». Часть 2. Журнал радикальной реформации. Свидетельство о библейском унитаризме, Vol. 10, № 3. Весна 2002. С. 11–24.
  5. ^ Уилбур, Эрл Морс (1952) [1945]. «Унитарная церковь при князьях-кальвинистах: 1604-1691» . История унитаризма: в Трансильвании, Англии и Америке . Том. 2. Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . стр. 121–122.
  6. ^ Филип Книфф, Сиббе Ян Виссер, Пит Виссер, 2004, Bibliographia Sociniana: библиографический справочный инструмент для изучения голландского социнианства и антитринитаризма , стр.11
  7. ^ Эрл Морс Уилбур, 1952, История унитаризма , Том 1 , с. 81
  8. ^ также опубликовал Альбу Юлию 1568 года Фрэнсиса Дэвида в его Refutatio propositionum Melii, но ошибочно приписал его как вторую версию комментария Лелио Соццини - что в некоторой степени так и есть, но принадлежит племяннику.

См. также

[ редактировать ]
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Социнус ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • Мариан Хиллар, Лелий и Фауст Социн: основатели социнианства, их жизнь и богословие, в «Журнале радикальной реформации. Свидетельство библейского унитаризма». (Часть I, Том 10, № 2, 2002 г.; Часть II, Том 10, № 3, 2002 г.)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9521fc777082fdd8bb7b723c66760857__1697829900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/57/9521fc777082fdd8bb7b723c66760857.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lelio Sozzini - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)