Петр Гонёндзский
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2020 г. ) |

Петр Гонёндзский ( польский : Piotr z Goniądz , произносится [ˈpʲɔtr zɡɔˈɲɔndza] ; Латинский : Gonesius ; в. 1525–1573) — польский политический и религиозный писатель, мыслитель и один из духовных лидеров Польской братии .
Жизнь
[ редактировать ]О его молодости мало что известно. Он родился в крестьянской семье где-то между 1525 и 1530 годами в городе Гонёндз . По словам Симона Будного, его настоящее имя было Гиезек , хотя на протяжении всей своей жизни он использовал множество имен и псевдонимов, в том числе Гонезиуса, Гонедзюса, Конизы и Конинского. Родители отправили его в монастырь, и он стал католическим священником. [ 1 ] При поддержке епископа Виленского Павла Гольшанского Петр был отправлен в Италию, где окончил Падуанский университет . Там он получил доктора философии степень и стал одним из профессоров. Однако после лекции по анонимному труду Мигеля Сервето и аналогичных работ итальянского профессора Маттео Грибальди Петр Гониондзский обратился в протестантизм и вернулся в Польшу.
Один из пионеров анабаптизма в Польше, он был одним из видных членов протестантской общины, сформировавшейся вокруг Николая Радзивилла . Именно он связался с анабаптистами, изгнанными из немецких земель , массово поселившимися в Моравии , и убедил многих из них поселиться в Польше. На него также сильное влияние оказали взгляды богемских гуситов , которые поддерживали скромность, жизнь в бедности и пренебрежение к мирской жизни. За поддержку унитаризма и антитринитаризма на протестантском соборе Сецемина (22 января 1556 г.) он был официально отлучен от церкви кальвинистами на Синоде Пиньчува в апреле того же года. Он также был изгнан из Малой Польши . Однако он нашел несколько сторонников своих идей, в основном из числа мелкой шляхты Подляского воеводства и земель Великого княжества Литовского . Вероятно, в 1558 году он нашел благодетеля и покровителя в лице Яна Кишки , одного из самых могущественных магнатов своего времени. Приглашенный в Венгрув , Петр стал главой местной протестантской коммуны и одним из самых заметных лидеров Кальвинистская община в Польше.
Радикальные политические, этические и религиозные убеждения Петра Гонёндзского принесли ему большую популярность среди протестантского духовенства и мелкого дворянства, но также вызвали множество конфликтов, особенно с магнатами. Петр поддерживал эгалитаризм, пацифизм и пренебрежение к мирской жизни. Членам его общины, которую часто считали сектой внутри кальвинистской церкви, было запрещено занимать какие-либо государственные должности, служить в армии или даже носить оружие. Петр также решительно выступал против крепостного права , что приводило к постоянным конфликтам даже с его покровителем.
Раскол между Большой и Малой Экклезией
[ редактировать ]В 1565 году раскол внутри Польской кальвинистской церкви стал фактом, и Гонезий вместе с Марцином Чеховичем и другими стал лидером так называемой Малой Экклесии , в то время как большинство польских протестантов, Большой Экклесии , остались верны гораздо менее радикальным убеждениям. Джона Кальвина .
Он умер в Венгрове 15 октября 1573 года во время вспышки чумы .
Работает
[ редактировать ]Самая известная из его работ, De filio Dei homine Christo Iesu (переводится как «О Сыне Божьем» , хотя дословный перевод будет «О Сыне Божьем, Человеке Иисусе Христе» ), не дожила до наших времен.
Другие его известные произведения были опубликованы в 1570 году в типографии Кишки в Венгрове. Среди них была Doctrina pura et clara de precipuis Christianae, статья христианской религии , сохранившаяся в единственном экземпляре, которая в настоящее время хранится в Национальной библиотеке в Париже.
христианском О крещении .
Около трёх (« На Троицу» ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Огоновский, Збигнев (2022). «Антитринитаризм в Польше до Социна. Исторический очерк» . Философские анналы . 70 (4): 88. дои : 10.18290/rf2204.4 .
- Станислав Кот (1957). Социнианство в Польше. Социально-политические идеи польских антитринитаристов . Бостон.
- Лех Щуцкий, изд. (1983). Социнианство и его роль в культуре XVI-XVIII веков . Збигнев Огоновский, Януш Тазбир . Варшава-Лодзь PWN , п. 239. ИСБН 83-01-03051-8 .
- Збигнев Огоновский , изд. (1991). Арианская мысль в Польше 17 века; антология текстов . Вроцлав-Львов, Оссолинеум . стр. 649. ISBN 83-04-03588-Х .
- Я. Ясновский (1935). «Пётр из Гонёндзя». Исторический обзор . ISSN 0033-2186.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь )