Jump to content

Лукиан Антиохийский


Лукиан Антиохийский
Рожденный в. 240
Традиционно Самосата (ныне Самсат , Адыяман , Турция )
Умер 7 января 312 г.
Возможно Никомедия
(современный Измит , Коджаэли , Турция )
Почитается в Восточная Православная Церковь , Римско-Католическая Церковь , Армянская Апостольская Церковь
Праздник 7 января ( римско-католический )
15 октября ( Византийское христианство )
Понедельник после пятого воскресенья по Пятидесятнице ( Армянская Апостольская Церковь ) [ 1 ]

Лукиан Антиохийский ( греч . Лукианос Антиохейас ок. 240 - 7 января 312 г.), [ а ] известный как Лукиан Мученик , был христианским пресвитером, богословом и мучеником . Он отличался как своей ученостью, так и аскетическим благочестием .

По данным Суидаса , Лукиан родился в Самосате , Коммагене , Сирия , в семье христиан, а образование получил в соседнем городе Эдессе , Месопотамия , в школе Макария . Однако эта традиция могла возникнуть из-за отождествления с его знаменитым тезкой, Лукианом Самосатским , языческим сатириком второго века. [ 2 ]

В Антиохии Лукиан был рукоположен в пресвитера . Евсевий Кесарийский отмечает свое богословское образование [ 3 ] а жизнеописание Лукиана (составленное после 327 г.) сообщает, что он основал Дидаскалейон , школу. Ученые, следующие за Адольфом фон Гарнаком, считают его первым главой Антиохийской школы , имеющим связи с более поздними богословами Диодором Тарсским и Теодором Мопсуестийским , но это утверждение не зафиксировано в дошедших до нас источниках. [ 4 ]

После низложения епископа Антиохии Павла Самосатского он попал под подозрение в ереси и был отлучен от церкви. По словам Александра Александрийского , он оставался в расколе во время епископства трёх епископов , Домна, Тимея и Кирилла, управление которыми продолжалось с 268 по 303 год. Лукиан примирялся с Церковью либо в начале епископата Кирилла (возможно, около 285 года), что кажется более вероятным, или при преемнике Кирилла Тиранне.

Во время преследований Максимина Дайи Лукиан был арестован в Антиохии и отправлен в Никомидию, где за девять месяцев заключения претерпел множество пыток. Его дважды вызывали на допрос, и оба раза он умело защищался и отказывался отречься от христианской веры.

Его смерть неизвестна. Он мог умереть от голода. Другая, более вероятная версия состоит в том, что его обезглавили. Традиционная дата его казни — 7 января 312 года в Никомидии . Существует поздняя традиция неопределенного происхождения, согласно которой он утонул в море и что его тело было возвращено на сушу дельфином . [ 5 ]

Он был похоронен в Дрепануме на Никомедийском заливе, который позже был переименован в Хеленополь в честь Елены , матери Константина Великого .

Его также поминают как святого , с праздником 7 января в Римско-католической церкви. [ 5 ] и 15 октября в Православной Церкви.

Теология

[ редактировать ]

Богословская позиция Лукиана является предметом споров. Попытки реконструировать его богословие на основе дошедших до нас источников привели к противоречивым результатам.

Поскольку Арий в письме обратился к Евсевию Никомедийскому как к «силлукианисту» («товарищу-луцианисту»), богословие Лукиана стало ассоциироваться с арианским спором . Вслед за Адольфом фон Гарнаком многие учёные интерпретировали это слово (которое появляется только в этом случае) как обозначающее богословскую школу и поэтому считали не только Евсевия, но также Ария и других арианских лидеров (среди них Мариса , Теогнида Никейского и Астерия) как ученики Лукиана и передали Лукиану арианские воззрения. [ 4 ] Первым писателем, ясно засвидетельствовавшим такое ученичество для ряда сторонников арианства (но не для Ария и его ближайших соратников), был историк аномейской церкви Филосторгий . [ 4 ]

Другие интерпретировали это слово как указание не на богословскую связь, а на особое почитание Лукиана со стороны Евсевия, который к тому времени возглавлял церковь Никомидии , места мученической кончины Лукиана. Почитание Лукиана возросло во второй половине правления Константина, в частности, благодаря покровительству императрицы Елены . [ 4 ]

Противники арианства, такие как Александр Александрийский , противодействовали этому почитанию, отмечая раскольническое прошлое Лукиана. Марк Викторин отождествлял партию Евсевия с Лукианом. Епифаний связывает Лукиана с еретическими взглядами на человеческую душу Христа, которых придерживаются ариане (но также и другие), и сообщает, что ариане почитали Лукиана как своего мученика и что Лукиан жил вместе с Евсевием в Никомидии. [ 4 ]

С именем Лукиана связан также Символ посвящения, принятый на Антиохийском соборе в 341 году. Эта ассоциация неизвестна Афанасию Александрийскому и Иларию Пуатье , но известна и принята более поздними авторами. Скорее всего, этот вопрос был выдвинут партией «Гомойсян» . В своей оппозиции против партии Homoian, поддерживаемой императором Констанцием II , Homoiousians заявили о наследии Лукиана и приняли определение 341 года в качестве своего вероучения. [ 4 ]

Другие попытки реконструировать богословие Лукиана начались с Павла Самосатского , чье неприятие аллегорических тенденций Александрийской школы , и особенно тенденций Оригена , было перенесено на Лукиана. [ 4 ]

Поскольку эти отождествления создали противоречивую картину Лукиана, некоторые ученые предположили существование двух Лукианов: первый был последователем Павла Самосатского, второй - мучеником Лукианом, богословом оригенистской традиции и учителем Ария и Евсевия. из Никомидии. Однако сейчас это предложение в значительной степени отвергнуто. [ 4 ]

Каким бы ни было его богословие, на его статус мученика и святого не повлияли проблемы ортодоксии. По словам Филипа Шаффа: «Противоречивые сообщения легко примиряются, если предположить, что Лукиан был критически настроенным ученым с некоторыми своеобразными взглядами на Троицу и христологию, которые не гармонировали с поздней никейской ортодоксальностью, но что он стер все пятна. его героическим исповеданием и мученической кончиной». [ 6 ]

Библейский текст

[ редактировать ]

Лукиану приписывают критическую редакцию текста Септуагинты и греческого Нового Завета . Получившаяся рукопись была популярна в Сирии , Малой Азии и Константинополе. [ 7 ] и позже использовался Златоустом и более поздними греческими отцами и лежит в основе textus receptus . [ 8 ] Однако Люциан взял на себя задачу «исправить» полученные рукописи, заявив, что исправляет ошибки, которые прокрались со временем. Он взялся пересмотреть Септуагинту на основе еврейского оригинала. [ 9 ] За это он подвергся критике. Иероним упоминает, что копии его работы по греческому Ветхому Завету были известны в его время как «exemplaria Lucianea», но в других местах он довольно пренебрежительно отзывается о текстах Лукиана. [ 10 ] Иероним также писал: «Это (Завет), конечно, различается на нашем языке и ведётся разными потоками; необходимо искать единый источник. Я пропускаю те книги, которые называются именем Лукиана и Исихия, в связи с чем некоторые люди ошибочно претендуют на авторитет, которым в любом случае не было разрешено вносить изменения ни в Старый Инструмент после семидесяти переводчиков , ни вносить изменения в Новый Писание, ранее переведенное на языки многих народов, могут быть добавлены; теперь окажется ложным». [ 11 ] В отсутствие точной информации невозможно судить о достоинствах критических трудов Люциана. [ 12 ] VI века Геласианский указ , произведение Латинской Западной церкви, а не Греческой Восточной церкви, где работы Лукиана были более популярны, содержит список апокрифических книг, «которых следует избегать католикам», который включает «Евангелия, которые подделал Лукиан». [ 13 ] Современные ученые отмечают редакции Люциана буквой L, чтобы указать, что, когда возникают варианты прочтения, они могли быть результатом корректировок Лукиана.

Лукиан объединил ряд важных миниатюрных рукописей Трех Маккавейских книг . [ 7 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. 7 января было календарным днем, когда в Антиохии праздновали его память.
  1. ^ Домар: календарный и литургический цикл Армянской Апостольской Православной Церкви , Армянский православный богословский научно-исследовательский институт, 2003, с. 445
  2. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Лукиан Антиохийский» . Ньюадвент.орг. 01.10.1910 . Проверено 20 февраля 2014 г.
  3. ^ История Церкви IX, 6, 3.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Малахия из Армы. Леонардо да Винчи . Проверено 20 февраля 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б Аттуотер, Дональд и Кэтрин Рэйчел Джон. Словарь святых Penguin . 3-е издание. Нью-Йорк: Penguin Books, 1993. ISBN   0-14-051312-4 .
  6. ^ Филипп Шафф, История христианской церкви .
  7. ^ Jump up to: а б Х. Андерсон, 3 Маккавея (первый век до н. э.). Новый перевод и введение , Джеймс Х. Чарльзуорт (1985), Псевдоэпиграфы Ветхого Завета , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company Inc., Том 2, ISBN   0-385-09630-5 (Том 1), ISBN   0-385-18813-7 (Том 2), с. 510
  8. ^ Доктор Хорт, Введение. и Добавить. к греческому тесту Уэсткотта и Хорта. (Лондон и Нью-Йорк, 1881 г.), с. 138, говорит о Лукиане: «Из известных имен его больше, чем любое другое, можно назвать связанным с ранним сирийским пересмотром; и эта гипотеза находит некоторую поддержку в отрывке из Иеронима. perversa contentio» и т. д. Доктор Скривенер, отрицающий такую ​​сирийскую редакцию как ignis fatuus, почти не ссылается на Лукиана в своем «Введении к критике N. Test.», 3-е изд., Cambr., 1883, стр. 515. , 517.
  9. ^ Дюшен, Луи; Дженкинс, Клод (1912). Ранняя история христианской церкви . Том. 1. Нью-Йорк: Longmans, Green & Co. 362.
  10. ^ О выдающихся людях III. 1, xxvii; Президент в Паралип. ; Послание , 106.
  11. ^ «Иероним, Письмо папе Дамасию: Начало предисловия к Евангелиям» . www.tertullian.org . Проверено 22 августа 2019 г.
  12. О его трудах в отношении сентября см. Симеона Метафраста и Суида, цитируемого в Routh IV. 3 кв.; Изд. Филда. из Гексаплы Оригена; Нестле в «Zeitschr. d. D. Morgenl. Gesellsch.», 1878, 465–508; и проспект к предлагаемому изд. сентября П. де Лагарда.
  13. ^ «ДЕКРЕТ ГЕЛАСИАНА О ПОЛУЧЕНИИ И НЕПОЛУЧЕНИИ КНИГ»

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гюстав Барди. Исследование святого Лукиана Антиохийского и его школы (Париж: Бошен, 1936).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ef25427e0a35e64443c3b8ba0063c7c__1710717360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/7c/3ef25427e0a35e64443c3b8ba0063c7c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lucian of Antioch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)