Лукиан Антиохийский
Лукиан Антиохийский | |
---|---|
![]() Миниатюра из Менологиона Василия II. | |
Рожденный | в. 240 Традиционно Самосата (ныне Самсат , Адыяман , Турция ) |
Умер | 7 января 312 г. Возможно Никомедия (современный Измит , Коджаэли , Турция ) |
Почитается в | Восточная Православная Церковь , Римско-Католическая Церковь , Армянская Апостольская Церковь |
Праздник | 7 января ( римско-католический ) 15 октября ( Византийское христианство ) Понедельник после пятого воскресенья по Пятидесятнице ( Армянская Апостольская Церковь ) [ 1 ] |
Лукиан Антиохийский ( греч . Лукианос Антиохейас ок. 240 - 7 января 312 г.), [ а ] известный как Лукиан Мученик , был христианским пресвитером, богословом и мучеником . Он отличался как своей ученостью, так и аскетическим благочестием .
История
[ редактировать ]По данным Суидаса , Лукиан родился в Самосате , Коммагене , Сирия , в семье христиан, а образование получил в соседнем городе Эдессе , Месопотамия , в школе Макария . Однако эта традиция могла возникнуть из-за отождествления с его знаменитым тезкой, Лукианом Самосатским , языческим сатириком второго века. [ 2 ]
В Антиохии Лукиан был рукоположен в пресвитера . Евсевий Кесарийский отмечает свое богословское образование [ 3 ] а жизнеописание Лукиана (составленное после 327 г.) сообщает, что он основал Дидаскалейон , школу. Ученые, следующие за Адольфом фон Гарнаком, считают его первым главой Антиохийской школы , имеющим связи с более поздними богословами Диодором Тарсским и Теодором Мопсуестийским , но это утверждение не зафиксировано в дошедших до нас источниках. [ 4 ]
После низложения епископа Антиохии Павла Самосатского он попал под подозрение в ереси и был отлучен от церкви. По словам Александра Александрийского , он оставался в расколе во время епископства трёх епископов , Домна, Тимея и Кирилла, управление которыми продолжалось с 268 по 303 год. Лукиан примирялся с Церковью либо в начале епископата Кирилла (возможно, около 285 года), что кажется более вероятным, или при преемнике Кирилла Тиранне.
Во время преследований Максимина Дайи Лукиан был арестован в Антиохии и отправлен в Никомидию, где за девять месяцев заключения претерпел множество пыток. Его дважды вызывали на допрос, и оба раза он умело защищался и отказывался отречься от христианской веры.
Его смерть неизвестна. Он мог умереть от голода. Другая, более вероятная версия состоит в том, что его обезглавили. Традиционная дата его казни — 7 января 312 года в Никомидии . Существует поздняя традиция неопределенного происхождения, согласно которой он утонул в море и что его тело было возвращено на сушу дельфином . [ 5 ]
Он был похоронен в Дрепануме на Никомедийском заливе, который позже был переименован в Хеленополь в честь Елены , матери Константина Великого .
Его также поминают как святого , с праздником 7 января в Римско-католической церкви. [ 5 ] и 15 октября в Православной Церкви.
Теология
[ редактировать ]Богословская позиция Лукиана является предметом споров. Попытки реконструировать его богословие на основе дошедших до нас источников привели к противоречивым результатам.
Поскольку Арий в письме обратился к Евсевию Никомедийскому как к «силлукианисту» («товарищу-луцианисту»), богословие Лукиана стало ассоциироваться с арианским спором . Вслед за Адольфом фон Гарнаком многие учёные интерпретировали это слово (которое появляется только в этом случае) как обозначающее богословскую школу и поэтому считали не только Евсевия, но также Ария и других арианских лидеров (среди них Мариса , Теогнида Никейского и Астерия) как ученики Лукиана и передали Лукиану арианские воззрения. [ 4 ] Первым писателем, ясно засвидетельствовавшим такое ученичество для ряда сторонников арианства (но не для Ария и его ближайших соратников), был историк аномейской церкви Филосторгий . [ 4 ]
Другие интерпретировали это слово как указание не на богословскую связь, а на особое почитание Лукиана со стороны Евсевия, который к тому времени возглавлял церковь Никомидии , места мученической кончины Лукиана. Почитание Лукиана возросло во второй половине правления Константина, в частности, благодаря покровительству императрицы Елены . [ 4 ]
Противники арианства, такие как Александр Александрийский , противодействовали этому почитанию, отмечая раскольническое прошлое Лукиана. Марк Викторин отождествлял партию Евсевия с Лукианом. Епифаний связывает Лукиана с еретическими взглядами на человеческую душу Христа, которых придерживаются ариане (но также и другие), и сообщает, что ариане почитали Лукиана как своего мученика и что Лукиан жил вместе с Евсевием в Никомидии. [ 4 ]
С именем Лукиана связан также Символ посвящения, принятый на Антиохийском соборе в 341 году. Эта ассоциация неизвестна Афанасию Александрийскому и Иларию Пуатье , но известна и принята более поздними авторами. Скорее всего, этот вопрос был выдвинут партией «Гомойсян» . В своей оппозиции против партии Homoian, поддерживаемой императором Констанцием II , Homoiousians заявили о наследии Лукиана и приняли определение 341 года в качестве своего вероучения. [ 4 ]
Другие попытки реконструировать богословие Лукиана начались с Павла Самосатского , чье неприятие аллегорических тенденций Александрийской школы , и особенно тенденций Оригена , было перенесено на Лукиана. [ 4 ]
Поскольку эти отождествления создали противоречивую картину Лукиана, некоторые ученые предположили существование двух Лукианов: первый был последователем Павла Самосатского, второй - мучеником Лукианом, богословом оригенистской традиции и учителем Ария и Евсевия. из Никомидии. Однако сейчас это предложение в значительной степени отвергнуто. [ 4 ]
Каким бы ни было его богословие, на его статус мученика и святого не повлияли проблемы ортодоксии. По словам Филипа Шаффа: «Противоречивые сообщения легко примиряются, если предположить, что Лукиан был критически настроенным ученым с некоторыми своеобразными взглядами на Троицу и христологию, которые не гармонировали с поздней никейской ортодоксальностью, но что он стер все пятна. его героическим исповеданием и мученической кончиной». [ 6 ]
Библейский текст
[ редактировать ]Лукиану приписывают критическую редакцию текста Септуагинты и греческого Нового Завета . Получившаяся рукопись была популярна в Сирии , Малой Азии и Константинополе. [ 7 ] и позже использовался Златоустом и более поздними греческими отцами и лежит в основе textus receptus . [ 8 ] Однако Люциан взял на себя задачу «исправить» полученные рукописи, заявив, что исправляет ошибки, которые прокрались со временем. Он взялся пересмотреть Септуагинту на основе еврейского оригинала. [ 9 ] За это он подвергся критике. Иероним упоминает, что копии его работы по греческому Ветхому Завету были известны в его время как «exemplaria Lucianea», но в других местах он довольно пренебрежительно отзывается о текстах Лукиана. [ 10 ] Иероним также писал: «Это (Завет), конечно, различается на нашем языке и ведётся разными потоками; необходимо искать единый источник. Я пропускаю те книги, которые называются именем Лукиана и Исихия, в связи с чем некоторые люди ошибочно претендуют на авторитет, которым в любом случае не было разрешено вносить изменения ни в Старый Инструмент после семидесяти переводчиков , ни вносить изменения в Новый Писание, ранее переведенное на языки многих народов, могут быть добавлены; теперь окажется ложным». [ 11 ] В отсутствие точной информации невозможно судить о достоинствах критических трудов Люциана. [ 12 ] VI века Геласианский указ , произведение Латинской Западной церкви, а не Греческой Восточной церкви, где работы Лукиана были более популярны, содержит список апокрифических книг, «которых следует избегать католикам», который включает «Евангелия, которые подделал Лукиан». [ 13 ] Современные ученые отмечают редакции Люциана буквой L, чтобы указать, что, когда возникают варианты прочтения, они могли быть результатом корректировок Лукиана.
Лукиан объединил ряд важных миниатюрных рукописей Трех Маккавейских книг . [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ 7 января было календарным днем, когда в Антиохии праздновали его память.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Домар: календарный и литургический цикл Армянской Апостольской Православной Церкви , Армянский православный богословский научно-исследовательский институт, 2003, с. 445
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Лукиан Антиохийский» . Ньюадвент.орг. 01.10.1910 . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ История Церкви IX, 6, 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Малахия из Армы. Леонардо да Винчи . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Аттуотер, Дональд и Кэтрин Рэйчел Джон. Словарь святых Penguin . 3-е издание. Нью-Йорк: Penguin Books, 1993. ISBN 0-14-051312-4 .
- ^ Филипп Шафф, История христианской церкви .
- ^ Jump up to: а б Х. Андерсон, 3 Маккавея (первый век до н. э.). Новый перевод и введение , Джеймс Х. Чарльзуорт (1985), Псевдоэпиграфы Ветхого Завета , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company Inc., Том 2, ISBN 0-385-09630-5 (Том 1), ISBN 0-385-18813-7 (Том 2), с. 510
- ^ Доктор Хорт, Введение. и Добавить. к греческому тесту Уэсткотта и Хорта. (Лондон и Нью-Йорк, 1881 г.), с. 138, говорит о Лукиане: «Из известных имен его больше, чем любое другое, можно назвать связанным с ранним сирийским пересмотром; и эта гипотеза находит некоторую поддержку в отрывке из Иеронима. perversa contentio» и т. д. Доктор Скривенер, отрицающий такую сирийскую редакцию как ignis fatuus, почти не ссылается на Лукиана в своем «Введении к критике N. Test.», 3-е изд., Cambr., 1883, стр. 515. , 517.
- ^ Дюшен, Луи; Дженкинс, Клод (1912). Ранняя история христианской церкви . Том. 1. Нью-Йорк: Longmans, Green & Co. 362.
- ^ О выдающихся людях III. 1, xxvii; Президент в Паралип. ; Послание , 106.
- ^ «Иероним, Письмо папе Дамасию: Начало предисловия к Евангелиям» . www.tertullian.org . Проверено 22 августа 2019 г.
- ↑ О его трудах в отношении сентября см. Симеона Метафраста и Суида, цитируемого в Routh IV. 3 кв.; Изд. Филда. из Гексаплы Оригена; Нестле в «Zeitschr. d. D. Morgenl. Gesellsch.», 1878, 465–508; и проспект к предлагаемому изд. сентября П. де Лагарда.
- ^ «ДЕКРЕТ ГЕЛАСИАНА О ПОЛУЧЕНИИ И НЕПОЛУЧЕНИИ КНИГ»
Источники
[ редактировать ]- Настоящая богословская энциклопедия , с. 479, в Google Книгах .
- Филип Шафф и Генри Уэйс, Никейские и постникейские отцы, том. III, глава LXXVII
- Шафф, Филип, История христианской церкви , Том II: «Доникейское христианство. 100–325 гг. н. э.». Содержит библиографию.
- Аттуотер, Дональд и Кэтрин Рэйчел Джон. Словарь святых Penguin . 3-е издание. Нью-Йорк: Penguin Books, 1993. ISBN 0-14-051312-4 .
- Ройден Йеркс , Лукианская версия Ветхого Завета, проиллюстрированная из Иеремии 1–3 (диссертация, Пенсильванский университет , 1918 г.)
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Лукиан Антиохийский ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Гюстав Барди. Исследование святого Лукиана Антиохийского и его школы (Париж: Бошен, 1936).