Павел Самосатский
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2008 г. ) |

Павел Самосатский ( греч . Παῦλος ὁ Σαμοσατεύς , жил с 200 по 275 год нашей эры) был епископом Антиохии с 260 по 268 год и создателем павлианской ереси, названной в его честь. Он был сторонником монархианства , нетринитарной доктрины; его учение отражает адопционизм .
Жизнь
[ редактировать ]Павел родился в Самосате в семье скромного происхождения. Он был избран епископом Антиохии в 260 году. Он занимал гражданскую должность прокуратора дуценария. [1]
Его монархианское учение вызвало сильное сопротивление в церкви. Его также обвинили в коррупции в особо крупных размерах. Эдвард Гиббон описывает его следующим образом:
Богатство этого прелата было достаточным доказательством его вины, поскольку оно не было получено ни из наследства его отцов, ни приобретено искусством честного предпринимательства. Но Павел считал служение церкви очень прибыльной профессией. Его церковная юрисдикция была продажной и хищнической; он часто вымогал пожертвования у самых богатых верующих и обращал в свои собственные нужды значительную часть государственных доходов. Из-за его гордости и роскоши христианская религия стала ненавистной в глазах язычников. Его зал заседаний и его трон, великолепие, с которым он появлялся на публике, просящая толпа, добивавшаяся его внимания, множество писем и петиций, на которые он диктовал свои ответы, и постоянная спешка дел, в которые он был вовлечен, были обстоятельства гораздо лучше подходят для положения гражданского магистрата, чем для смирения примитивного епископа. Обращаясь к своему народу с кафедры, Павел использовал образный стиль и театральные жесты азиатского софиста, в то время как в соборе раздавались самые громкие и экстравагантные возгласы, восхваляющие его божественное красноречие. По отношению к тем, кто сопротивлялся его власти или отказывался льстить его тщеславию, прелат Антиохии вел себя высокомерно, жестко и неумолимо; но он ослабил дисциплину и расточил сокровища церкви зависимому от него духовенству, которому было разрешено подражать своему господину в удовлетворении всякого чувственного аппетита. Ибо Павел весьма охотно предавался застольным удовольствиям и принял в епископском дворце двух молодых и красивых женщин, которые стали его постоянными спутницами в минуты досуга. [2]
В 269 году семьдесят епископов, священников и диаконов собрались в Антиохии в качестве До-Вселенского синода или совета, называемого Антиохийскими Синодами .
От Египта до Евксинского моря епископы были в движении и с оружием в руках. Было проведено несколько соборов, опубликованы опровержения, произнесены экс-сообщения, поочередно принимались и отвергались двусмысленные объяснения, заключались и нарушались договоры. [3]
Синод низложил Павла с поста епископа и избрал Домина своим преемником. Они также написали энциклику Дионисию и Максиму , епископам Рима и Александрии соответственно. Это письмо является единственным бесспорно современным документом о нем и сохранилось в » Евсевия Кесарийского «Церковной истории . [4]
Однако, поскольку синод действовал, не посоветовавшись с духовенством и народом, его авторитет оказался под вопросом. [3] позволяя Павлу претендовать на дальнейшее владение своим епископством. Поскольку у него были дружеские отношения [5] Поскольку Зенобия , сепаратистская королева Пальмиры, правила в Сирии , он сохранял свое владение епископским домом в Антиохии еще четыре года. Однако в конце 272 года, когда император Аврелиан победил Зенобию, Павел потерял ее защиту. Аврелиан позволил двум сторонам, за и против Павла, представить свои дела перед его собственным трибуналом. Аврелиан не был христианином и не интересовался доктринальными вопросами Церкви. Желая лишь навести порядок, он полагался на суждение епископов Италии и Рима. Единогласным решением было оставить Павла с поста епископа.
Правление Аврелиана произошло во время « маленького мира церкви », примерно 40-летнего периода, когда христианство процветало без официальных санкций со стороны центрального правительства. Это был первый случай, когда Церковь обратилась к императору за вмешательством во внутренний спор. [6]
Учения
[ редактировать ]Учение Павла — это форма монархианства , подчеркивавшая единство Бога. Павел учил, что Иисус родился простым человеком, но был наполнен божественным Логосом или словом Божьим. Следовательно, Иисус рассматривался не как Бог, ставший человеком, а как человек, ставший Богом. В своих «Беседах к Сабину» , из которых в книге против ересей, приписываемых Анастасию, сохранились лишь фрагменты, Павел пишет:
- «Будучи помазан Святым Духом, он получил титул помазанника (т.е. Христос), страдая по своей природе, творя чудеса по благодати. Ибо в твердости и решительности характера он уподоблялся Богу; и сохраняя сам, свободный от греха, соединился с Богом и получил силу постичь как бы силу и власть чудес. Этим ему было показано, что он обладает сверх воли одним и тем же действием (с Богом) и добился победы. титул Искупителя и Спасителя нашей расы».
- «Спаситель стал свят и праведен, и борьбой и упорным трудом преодолел грехи праотца нашего. Этими средствами он преуспел в совершенствовании самого себя и своим нравственным совершенством соединился с Богом, достигнув единства и одинаковости воли и энергии. (т. е. деятельность) с Ним посредством его успехов на пути добрых дел, который сохранится неотделимо (от Божества), и так унаследует имя, которое выше всех имен, награду любви и привязанности, удостоенную в благодати ему. "
- «Мы не воздаем хвалу существам, которые подчиняются только в силу своей природы; но мы воздаем высокую похвалу существам, которые подчиняются, потому что их отношение основано на любви; и, таким образом, подчиняясь, потому что их вдохновляющий мотив один и тот же, они утверждается и укрепляется одной и той же внутренней силой, сила которой постоянно возрастает, так что она никогда не перестает шевелиться. Именно в силу этой любви Спаситель соединился с Богом, чтобы не допустить развода с Ним. но во все века сохранять с Ним одну и ту же волю и деятельность, деятельность, постоянно действующую в явлении добра».
- «Неудивительно, что Спаситель имел одну волю с Богом. Ибо, как природа проявляет сущность многих, чтобы они существовали как одно и то же, так и отношение любви производит во многих единство и одинаковость воли, которая проявляется единством и одинаковость одобрения и приятности».
Павел был одним из первых предшественников адопционизма . Было высказано предположение, что павликиане Армении придерживались его учения и получили от него свое имя. Однако исторические записи показывают, что павликиане жестоко преследовались больше за их гностические и иконоборческие взгляды, чем за приверженность адопционизму.
Считается, что ученик Павла Лукиан Антиохийский оказал большое влияние на Ария , основателя арианства .
Рассказ Евсевия
[ редактировать ]Другой важный источник информации о Павле Самосатском, которым мы располагаем, исходит от Евсевия Кесарийского, который описал некоторые доктрины и практики, которые Павел открыто демонстрировал, в том числе:
- Получая деньги за свои религиозные услуги, [7] а также платил другим за проповедь его доктрин. [8]
- Предпочитая называться императорским прокуратором царицы Зенобии, а не епископом. [9]
- Он прекратил возносить псалмы Христу и научил женщин петь псалмы самому себе. [10] как ангел, сшедший с небес. [11]
Точно так же Евсевий намекает на то, что Павел был «слишком фамильярен» со своими последователями-женщинами: [12] которых он назвал «субинтродуктами». [8]
Последствия
[ редактировать ]Канон 19 Первого Никейского Собора касался павлианистов:
Что касается павлианистов, прибежавших в католическую церковь, то постановлено, что они должны во что бы то ни стало перекрещиться; и если кто-либо из тех, кто в прошлые времена был причислен к их духовенству, будет признан непорочным и безупречным, пусть он будет повторно крещен и рукоположен Епископом Католической Церкви; но если экспертиза обнаружит их непригодность, их следует низложить. Так же и в отношении их диаконис и вообще в отношении тех, кто зачислен в их клир, пусть соблюдается тот же порядок. Под диаконисами мы подразумеваем таких, которые приняли ряс, но которые, поскольку у них нет возложения рук, должны причисляться только к мирянам. [13]
Афанасий Александрийский пояснил, что, несмотря на то, что последователи Павла Самосатского крестили во имя Троицы, они делали это не в православном смысле, что делало их крещение недействительным. [14] Павлианисты, казалось, исчезли вскоре после собора, хотя павликианисты , дуалистическая секта VII века, часто ошибочно принимались за одно и то же. [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Гиббон, Эдвард, Упадок и падение Римской империи , Том. 1, гл. 16
- ^ Jump up to: а б Гиббон, Эдвард, Упадок и падение Римской империи, Том. 1, гл. 16.
- ↑ Евсевий, Церковная история , Книга 7, глава 30.
- ^ Хьюз, Филип (1934). История Церкви . Том. 1. Нью-Йорк: Шид и Уорд. п. 134.
- ^ Кевин Батчер, Римская Сирия и Ближний Восток (Getty Publications, 2003), стр. 378.
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история , Книга VII. Глава ххх. Раздел 7.
- ^ Jump up to: а б Евсевий Кесарийский, Церковная история , Книга VII. Глава ххх. Раздел 12.
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история , Книга VII. Глава ххх. Раздел 8.
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история , Книга VII. Глава ххх. Раздел 10.
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история , Книга VII. Глава ххх. Раздел 11.
- ^ Евсевий Кесарийский, Церковная история , Книга VII. Глава ххх. Раздел 13.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Первый Никейский собор (325 г. н.э.)» .
- ^ Шафф, Филип . – через Wikisource .
- ^ Питер Л'Уилье (1996). Церковь Древних Соборов: Дисциплинарная работа первых четырёх Вселенских Соборов . Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 80–81. ISBN 978-0-88141-007-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Павел Самосатский ». Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Клифтон, Час С. (1992): Энциклопедия ересей и еретиков, ABC-CLIO Books.