Адыяманская область
Адыяманская область
Адыяманская область | |
---|---|
![]() | |
![]() Расположение провинции в Турции | |
Страна | Турция |
Сиденье | Адыяман |
Правительство | |
• Губернатор | Осман Варол |
Область | 7337 км 2 (2833 квадратных миль) |
Население (2022) [ 1 ] | 635,169 |
• Плотность | 87/км 2 (220/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+3 ( ТРТ ) |
Код города | 0416 |
Веб-сайт | www |
Провинция Адыяман ( турецкий : Адыяман или , курдский : Провинция Семсур [ 2 ] ) — провинция в Восточной Анатолии Турции Юго - . Столица — Адыяман . Его площадь составляет 7337 км2. 2 , [ 3 ] а его население составляет 635 169 человек (2022 г.). [ 1 ] Провинция считается частью Турецкого Курдистана и имеет курдское большинство. [ 4 ]
Провинция Адыяман входила в состав провинции Малатья до 1954 года, когда она была преобразована в провинцию в награду за голосование за Демократическую партию, победившую на всеобщих выборах 1954 года . [ 5 ]
История
[ редактировать ]Раннее армянское правление
[ редактировать ]Существование армян в Адыямане восходит к IV веку, когда они были известны как «огнепоклонники». Армяне жили в этом районе, когда арабы-мусульмане захватили этот район в 639 году. Арабы считали город частью Армении и испытали иммиграцию из Византийской Армении из-за византийского притеснения в 713 году. Город перешел под власть сельджуков после битвы при Манцикерте в 1071 году и местные армяне основали в этом районе княжества . Одно из этих княжеств было основано Филаретом Брахамиосом, который пытался защитить земли между сельджуками и византийцами . После его смерти регион перешел под контроль различных вождей, таких как Кох Васил и Константин Гаргарский . [ 6 ] Регион вокруг Гаргара и монастыря Мор Бар Саума стал особой опорой власти для местных вождей сирийского и армянского происхождения. [ 7 ]
У армян были хорошие отношения с европейскими государствами крестоносцев , но графство крестоносцев Эдессы выступило против армян в Адыямане. Политические лидеры Адыямана также стали жертвами убийств со стороны Эдессы. Жена Коха Васила также основала армию для защиты этой территории от Эдессы, но в конечном итоге Эдесса захватила эту территорию. Однако тесные отношения между армянами и государствами крестоносцев продолжались до тех пор, пока Нур ад-Дин не захватил эту территорию перешла под власть Тимурташа из Артукидов за его поддержку Нур ад-Дина, а затем и сельджуков. в 1150 году. Эта территория с самого начала 13 века. Местным жителям не удалось свергнуть правление Кылыч-Арслана II в конце 12 века. В последующий период эта территория велась между Мамлюкским султанатом и Армянским Киликийским королевством , переходя из рук в руки между ними, пока, наконец, не перешла под постоянный мамлюков . контроль [ 8 ]
Османское правление
[ редактировать ]Османский султан Селим I захватил эту территорию во время Османско-мамлюкской войны в 1516–1517 годах. В первом описании этой местности в 1519 году было упомянуто, что эту территорию населяло курдское племя Решван . Документы 1524 и 1536 годов также содержат записи о племени Решван, проживающем в этом районе. Племя занималось сельским хозяйством после кочевого образа жизни. [ 9 ]
Эвлия Челеби посетил город в 17 веке и описал сельскохозяйственную жизнь. [ 10 ]
В начале 19 века большинство армян жили недалеко от замка города Адыяман и в основном зарабатывали на жизнь хранением магазинов и торговлей. В деревнях они занимались земледелием и животноводством . Местные армяне сначала приветствовали приближение американских миссионеров к ним в XIX веке, но не позволили им обратить их в свою веру позже. Однако некоторые из григорианских армян перешли в протестантизм, и миссионеры в конечном итоге разделили местную армянскую общину. Эйнсворт посетила город Адыяман в 1842 году и упомянула, что в городе проживает 800 мусульманских и 300 армянских семей, а также что в нем есть несколько мечетей , но нет церквей . После визита в город он посетил курдскую деревню Керкуна на окраине, а затем Кяхту , где упомянул, что происходит курдское восстание. [ 11 ] В 1882 году в большинстве сельских районов говорили на курдском языке , а турецкий язык . в городе Адыяман преобладал [ 12 ]
армянский национализм К концу века среди армян усилился , и большая часть армянского населения стала жертвой геноцида армян все еще есть некоторые армяне в 1915 году. Однако вокруг Кахты . [ 8 ]
Этот район входил в состав вилайета Мамурет-уль-Азиз как районы Бехисни, Хасанмансур и Кахта. В 1914 году общая численность населения этих трех округов составляла 99 439 человек, из которых 93,4% составляли мусульмане и 6,6% христиане. [ 13 ]
Республиканская эпоха
[ редактировать ]Названия 224 деревень в провинции Адыяман были тюркизированы в рамках кампании по устранению любых упоминаний о курдстве в стране. [ 14 ] В 1932 году весь регион был населен преимущественно курдами. [ 15 ] В 1955 году в провинции проживало 208 755 человек, из которых 99,8% исповедовали ислам и 0,2% - христианство . [ 16 ] В 1960 году в провинции проживало 233 717 человек, из которых 99,7% составляли мусульмане и 0,3% христиане. [ 17 ] В 1965 году население увеличилось до 267 277 человек, из которых 99,8% составляли мусульмане и 0,2% христиане. [ 18 ] Турецкие власти ввели в провинции чрезвычайное положение ( OHAL ) в начале 1990-х годов в рамках курдско-турецкого конфликта . [ 19 ]
В 2023 году землетрясения силой 7,8 и 7,5 баллов в Кахраманмараше также затронули Адыяман.
География
[ редактировать ]
Провинция состоит из районов Адыяман (центральный район), Бесни , Челихан , Гергер , Гёлбаши , Кяхта , Самсат , Синчик и Тут .
Демография
[ редактировать ]
|
Из 339 деревень провинции 296 населены курдами, а остальные 43 — турками. Что касается религиозной принадлежности, то в 293 деревнях проживает ханафитское население, в 80 деревнях проживает алевитское население, а в двух деревнях, как сообщается, проживает шафиитское население. [ 29 ]
Большую часть населения составляют ханафиты курды- . [ 30 ] [ 31 ] со значительным курдским населением алевитов . [ 32 ] По оценкам 2014 года, численность алевитов составляет 11%. [ 33 ] Эта провинция в целом более набожна , чем другие курдские районы Турции. [ 34 ] стал горячей точкой радикализации и исламизма и в последние годы (см. Dokumacılar ). [ 35 ] Историк Шахидин Шимшек утверждал, что сторонниками Ханафита в провинции манипулировало государство, заставляя их поверить в то, что курдский национализм приравнивается к алевизму. Другая теория указывает на бедность в провинции. [ 36 ]
Курдские племена в провинции включают племя Аликан, Атман, Бальян, Беликан, Безикан, Биримша, Бистикан, Канбеган, Челикан, Дерсими, Диреджан, Гевози, Хеведан, Гейдеран, Хуриян, Изол, Каван, Кердизан, Кикан, Кирвар, Мирдесан. , Моликан, Мукриян, Пирван, Решван, Шавак, [ 37 ] Синемилли, Синанка, Шехбизин и племя Тешикан. [ 38 ] [ 39 ]
Алевиты западных районов Бесни , Гельбаши и Тут – туркмены и курды. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Результаты адресной системы регистрации населения (АДНКС) от 31 декабря 2022 года, Любимые отчеты» (XLS) . ТЮИК . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ «Провинция Семсур запретила въезд и выезд в город» . Курдское послание (на курдском языке). 2 апреля 2020 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Обмеры площадей города и района» . Главное картографическое управление . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ «Курды, Курдистан» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). БРИЛЛ . 2002. ISBN 9789004161214 .
- ^ «Адыяман Тарихи» (на турецком языке) . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Бейхаммер 2017 , с. 42.
- ^ МакЭвитт 2010 , с. 293.
- ^ Jump up to: а б Дальян, Мурат Гекхан. «Взгляд на историю армян Адыямана» . Университет Мармара . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Деде, Суат (декабрь 2011 г.). «От кочевничества к оседлой жизни в Центральной Анатолии: случай племени рисван (1830–1932)» (PDF) . Школа экономики и социальных наук Билкентского университета : 20–21 и 68 . Проверено 29 марта 2015 г.
- ^ Арслан, Рамазан (2010). «Социально-экономическая структура Адыямана в XIX веке» (PDF) . Журнал социальных наук Университета Думлупынар (на турецком языке) (26). Университет Кютахья Думлупинар : 5.
- ^ Эйнсворт, WF (1842 г.). Путешествия и исследования в Малой Азии, Месопотамии, Халдее и Армении . Том. I. стр. 267–271.
- ^ Арслан, Рамазан (2010). «Социально-экономическая структура Адыямана в XIX веке» (PDF) . Журнал социальных наук Университета Думлупынар (на турецком языке) (26). Университет Кютахья Думлупинар : 4.
- ^ Jump up to: а б Карпат, Кемаль (1982). Османское население 1830-1914 гг . Издательство Университета Висконсина . п. 146. ИСБН 9780299091606 .
- ^ Тунджел, Харун (2000). «Переименованные деревни в Турции на английском языке: Переименованные деревни в Турции» (PDF) . Журнал социальных наук Университета Фырат (на турецком языке). 10 (2): 28. Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2013 года . Проверено 13 января 2013 г.
- ^ Коммуникации Восточного института: Телль Асмар и Хафадже: работа первого сезона в Эшнунне 1930/31 . Том. 13–19. Восточный институт Чикагского университета . 1932. с. 129.
- ^ Дюндар, Фуат (2000), Меньшинства в переписи населения Турции (на турецком языке), стр. 202, ISBN 9789758086771
- ^ Дюндар, Фуат (2000), Меньшинства в переписи населения Турции (на турецком языке), стр. 211, ISBN 9789758086771
- ^ Дюндар, Фуат (2000), Меньшинства в переписи населения Турции (на турецком языке), стр. 222, ISBN 9789758086771
- ^ Явуз, Хакан (2001). «Пять этапов строительства курдского национализма в Турции» . Национализм и этническая политика . 7 (3): 1–24. дои : 10.1080/13537110108428635 . S2CID 144320678 .
- ^ Копар, Метин (2017), «Адыяман в Государственных ежегодниках Турецкой Республики (1925-1930)» , Журнал социальных наук (на турецком языке): 185 , получено 22 апреля 2021 г.
- ^ «Всеобщая перепись 1935 года» (PDF) (на турецком языке). Турецкий статистический институт . 1935. Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2022 года.
- ^ «Всеобщая перепись 1950 года» (PDF) (на турецком языке). Турецкий статистический институт . 1950. Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2022 года.
- ^ «Всеобщая перепись 1960 года» (PDF) (на турецком языке). Турецкий статистический институт . 1960. Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2022 года.
- ^ «Всеобщая перепись 1970 года» (PDF) (на турецком языке). Турецкий статистический институт . 1970. Архивировано (PDF) из оригинала 10 августа 2022 года.
- ^ «Всеобщая перепись 1980 года» (PDF) (на турецком языке). Турецкий статистический институт . 1980. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2022 года.
- ^ «Всеобщая перепись 1990 года» (PDF) (на турецком языке). Турецкий статистический институт . 1991. Архивировано (PDF) из оригинала 31 августа 2021 года.
- ^ «Перепись населения 2000 года» (PDF) (на английском и турецком языках). Турецкий статистический институт . 2003 . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ «Население ЮРИ-1, ЮРИ-2, областей и районов» . ТЮИК . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Питер Альфред, Эндрюс; Беннингхаус, Рюдигер, ред. (1989). Этнические группы в Турецкой Республике . п. 179.
- ^ «Курды, Курдистан» . Энциклопедия ислама (2-е изд.). БРИЛЛ . 2002. ISBN 9789004161214 .
- ^ Турецкое государство (2014) , стр. 13–35.
- ^ Ялчин, Кемаль (2004). Сари гялин . Издательство Бирзаманлар. п. 157. ИСБН 9789756158050 .
- ^ Ренчбер, Февзи (2014). «Географическое распределение и демографическая структура Адыямана Алевиса» . Сектантские исследования (на турецком языке): 15.
- ^ Памук, Хумейра (15 октября 2015 г.). «Маленький турецкий городок, населенный потерянными сыновьями Исламского государства» .
- ^ Явуз, М. Хакан; Али Озджан, Нихат (2015). «Турецкая демократия и курдский вопрос» . Ближневосточная политика . 22 (4): 73–87. дои : 10.1111/mepo.12159 .
- ^ Бозарслан, Мурат (23 июля 2015 г.). «Секретный вербовочный пункт Исламского государства в Турции» . Аль-Монитор . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ «Уникальный пример в контексте разнообразия культурной идентичности: племя шавак» . Журнал антропологии факультета языков, истории и географии. (по-английски). 26 . Университет Анкары : 129–156. 2013 . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Онку, Мехмет (2019). Словарь диалектов Самсурского региона . Ситав. стр. 20–326. ISBN 9786057920607 .
- ^ Отчет племен (на турецком языке). Исходные публикации. 1998.стр. 21–34.
- ^ «Краткий взгляд на Адыямана Алевиса» . Алеви Нет (на турецком языке). 16 марта 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акдаг, Зеки (2016), Курдские народные сказки: (Регион Самсур и Риха) (на курдском языке), Стамбул : Публикации Курдского института Стамбула, ISBN 9789756282694
- Бейхаммер, Александр Дэниел (2017). Византия и возникновение мусульманской турецкой Анатолии, ок. 10:40-11:30 . Рутледж. ISBN 978-1-138-22959-4 .
- Чифтчи, Текин (2019). «Курдская народная медицина, методы лечения и культура Оджаклык: пример Адыямана» . Журнал Института живых языков Университета Бингёль (на турецком языке). 5 (10).
- Чифтчи, Текин (2020). «Анализ сборника курдских устных сказок Адиямана с использованием методологии русской формалистической литературной критики: Сказка Гурри û Хуте Кор» . Международный журнал курдских исследований (на турецком языке). 6 (1): 187–201. дои : 10.21600/joks.749827 .
- Гюзель, Шериф; Алти, Зафер (2018). «Фонетика семурского диалекта» . Гуманитарный журнал Университета Захо (на курдском языке). 6 (10.26436/2018.6.1.559). дои : 10.21600/joks.749827 .
- Турецкое государство (2014). Отчет о племенах (3-е изд.). Исходные публикации. стр. 13–35. ISBN 978-975-343-220-7 .
- МакЭвитт, Кристофер (24 ноября 2010 г.). Крестовые походы и христианский мир Востока: грубая толерантность . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0269-4 . Проверено 26 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с провинцией Адыяман , на Викискладе?