Jump to content

Советы Сирмиума

В 294 году нашей эры Сирмий был провозглашен одной из четырех столиц Римской империи. — Сирмийские соборы это пять епископских соборов, проводившихся в Сирмиуме в 347, 351, 357, 358 и, наконец, в 375 или 378 годах. Согласно традиционному описанию арианских споров, Западная церковь всегда защищала Никейский символ веры. [ 1 ] Однако на третьем соборе 357 года — самом важном из этих соборов — западные епископы христианской церкви выработали «арианский» Символ веры: [ 2 ] известный как Второй Сирмианский Символ веры . По крайней мере, два других собора также занимались в первую очередь арианскими спорами . Все эти соборы проводились при правлении Констанция II , который стремился объединить церковь. [ 3 ] в рамках евсевианского гомоианства, столь влиятельного на Востоке. [ 4 ] [ 5 ]

Традиционно считается, что арианство было впервые выдвинуто в начале IV века александрийским пресвитером Арием . Это представляет Ария как сознательного радикала, нападающего на проверенную временем традицию. Однако недавние исследования показали, что Арий был консерватором. [ 6 ] [ 7 ] Хэнсон определяет «арианство» не как тщательное воспроизведение всех основных доктрин Ария, а как радикальное подчинение Сына Отцу и явный отказ от концепции субстанции. [ 8 ] Арианство, определенное таким образом, считало, что Отец уникально самосущ и неизменен. В традиционном изложении «арианского» спора арианство пришло к выводу, что Христос не мог быть Богом. Однако «ариане» описывали Христа как «Бога». [ 9 ] Арианская полемика не касалась божественности Христа. [ 10 ]

Противники арианства во главе с Афанасием Александрийским утверждали, что это учение низвело Иисуса до полубога, тем самым восстановив многобожие , поскольку Иисусу по-прежнему будут поклоняться. Подобно савеллианам, Александр учил, что Отец и Сын — одна ипостась (одна единственная Личность). [ 11 ] [ 12 ]

В традиционном описании арианской полемики арианство, по-видимому, подрывает концепцию искупления. [ 13 ] как только тот, кто был истинно Богом, мог примирить человека и Бога. Однако теперь ученые приходят к выводу, что искупление было краеугольным камнем арианства. Если Христос — та же субстанция, что и Отец, как в никейском богословии, Он не может страдать и не может умереть. С другой стороны, «арианский» Христос обладал уменьшенной божественностью, что позволяло Ему страдать и даже умереть. [ 14 ] В никейском богословии Логос при воплощении обрел человеческую душу. Эта душа действовала как буфер между Сыном Божьим и Его человеческим опытом. Другими словами, Сын Божий не терпел боли Своего тела и не умер. [ 15 ]

Первый Никейский собор 325 года осудил Ария и его богословие. Никейский символ веры гласил, что Сын был подобием Патрия . В традиционном изложении Арианской полемики это означает «единой сущности с Отцом», то есть Отец и Сын представляют собой одну единую субстанцию ​​или Существо. Однако теперь ученые приходят к выводу, что это означало не это, а имело гораздо менее конкретное значение. [ 16 ] [ 17 ] Более того, до Никеи homoousios был связан с савеллианством (теологией одной ипостаси или одной Личности). [ 18 ] Это и другие указания подразумевают, что Никейский символ веры открыт для одноипостасного толкования. [ 19 ] [ 20 ]

Через десять лет после Никеи арианам, изгнанным после Никеи, было разрешено вернуться. [ 21 ] а основные сторонники новых терминов в Символе веры (ousia, homoousios, ипостась), а именно савеллиане, были низложены. [ 22 ] После этого Никея и гомоусиос не упоминались около 20 лет. [ 23 ] Кажется, будто Никея умерла и была похоронена. Афанасий вернул термин homoousios в споры 350-х годов. [ 24 ] во время правления Констанция.

Первый и Второй соборы Сирмиума

[ редактировать ]

Константин Великий умер в 337 году. Трое его сыновей разделили империю между собой. Однако единственный сын умер в 340 году, оставив Констанция II императором на Востоке, а Константа - императором на Западе. Констанций поддерживал евсевианское гомоианство Восточной церкви. Западная церковь не участвовала в арианском споре, когда он начался, и составляла лишь незначительное меньшинство в Никее. [ 25 ] [ 26 ] Традиционно на Западе существовало одноипостасное богословие, означающее, что Отец и Сын — это одна и та же Личность. [ 27 ] По этой причине Римский собор в 340 году смог оправдать Марцелла, самого выдающегося савеллианца того времени. [ 28 ] ранее изгнанный Восточной церковью за савеллианство. [ 29 ]

После Римского собора Юлий написал «евсевианам» на Востоке, обвиняя их в том, что они «арианцы», то есть последователи дискредитированной теологии Ария, и утверждая, что теологии Марцелла и Афанасия ортодоксальны. [ 30 ] Афанасий имел богословие, подобное Марцеллу, уча одной единственной ипостаси. [ 31 ] В ответ на это письмо и Римский собор восточные евсевиане провели в Антиохии в 341 году Собор посвящения. [ 32 ] В отличие от единой ипостаси Западной Церкви, Символ веры исповедует три ипостаси (что Отец, Сын и Дух суть три Лица с тремя различными помыслами, объединенными согласием). [ 33 ] В Символе веры посвящения не упоминается homoousios, потому что оно проводилось в тот период, когда никто не упоминал этот термин. Для дальнейшего обсуждения см. — Кредо Посвящения под Арианскими Символами веры .

Собор, состоявшийся в Сердике в 343 году (ныне София ), провалился. Делегации прибывали как с Востока, так и с Запада, но никогда не встречались как одна, потому что Запад включил Марцелла и Афанасия в свою делегацию и отказался встречаться без них, а Восток отказался встретиться с ними, потому что оба уже были осуждены и сосланы Восточными. Церковь. [ 34 ] Затем западная делегация представила заявление о вере, которое недвусмысленно учит одной-единственной ипостаси:

«Мы получили и научены этому… преданию: что есть одна ипостась, которую еретики (также) называют усия, Отца и Сына и Святого Духа». (Хэнсон, стр. 301)

Констант поддерживал одноипостасное богословие Западной Церкви.

Констанций, имевший резиденцию в Сирмиуме, созвал первый Сирмийский собор в 347 году. Он выступил против Фотина , епископа Сирмиума, антиарианца, придерживавшегося убеждений, сходных с Марцеллом . [ 35 ]

В 350 году Констант был убит, а к 353 году Констанций стал единственным императором Востока и Запада. [ 36 ] Он был набожным христианином [ 37 ] [ 38 ] и стремился примирить церковь, [ 39 ] в рамках столь влиятельного на Востоке богословия Евсевия. [ 40 ] В традиционном описании Арианского спора, в котором арианские правители представлены как тираны, а никейские правители — как святые, Констанций часто рассматривается как безжалостный и жестокий правитель. [ 41 ] Он был не за пределами уловок и силы. [ 42 ] Однако Римская империя не была демократией. Констанция нельзя судить по стандартам современного свободного мира. Для императоров было стандартной практикой решать, какие религии разрешены. А после того как Константин узаконил христианство в 313 году, император стал высшим арбитром в богословских спорах. [ 43 ] В качестве примера жестокого императора можно привести «арианский» спор, который завершился, когда император Феодосий в 380 году решил, что тринитарное христианство будет единственной законной религией. [ 44 ] и жестоко преследовал все другие формы христианства до почти полного исчезновения. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] По сравнению с Феодосием Констанций был мягким правителем. [ 48 ] Он имел репутацию мягкого человека. [ 49 ]

На втором Сирмийском соборе в 351 году Василий, епископ Анкиры (ныне Анкара ) и лидер более поздних полуариан (гомоусиан), низложил Фотина . Этот совет создал символ веры – первый Сирнийский символ веры, который обсуждается в разделе «Арианские символы веры» . Это было то же самое, что и Четвертый Символ веры Совета посвящения 341 года (см. Арианские символы веры ), с добавлением еще двадцати шести анафем. В соответствии с целью собора обсудить и изгнать Фотина, этот Символ веры был в основном антисабеллианским.

Третий и Четвертый Соборы

[ редактировать ]

Соборы состоялись в Арле в 353 г. и в Милане в 355 г., и на обоих Афанасий был осужден. В 356 году началось третье изгнание Афанасия, а Георгий был назначен епископом Александрии . [ нужна ссылка ]

Третий Сирмийский собор в 357 году стал кульминацией арианства. Седьмое арианское исповедание (Второе сирмиумское исповедание) утверждало, что и homoousios (одной сущности), и homoiousios (одной сущности) небиблейны и что Отец больше Сына. (Это признание позже было известно как Богохульство Сирмиума)

Но так как многих беспокоят вопросы относительно того, что по-латыни называется substantia , а по-гречески ousia , т. е. чтобы точнее понять, что касается «единственности», или того, что называется «подобным по существу», то ни о ком из них вообще не должно быть ни упоминания, ни изложения их в Церкви, по той причине и по тому соображению, что в Божественном Писании о них ничего не написано, и что они выше человеческого познания и выше человеческого разумения. ; [ 50 ]

Совет Анкиры в 358 году под председательством Василия опубликовал заявление, в котором использовал термин homoousios. Но четвертый собор в Сирмии, также в 358 году, предложил смутный компромисс: он просто сказал, что Сын был homoios («подобен») Отцу.

Урсаций из Сингидунума и Валент из Мурсы вскоре предложили новый символ веры, составленный на Четвертом соборе в Сирмиуме в 359 году, но не представленный там, утверждая, что Сын подобен Отцу «согласно Священным Писаниям», и избегая спорных терминов «тот же самый». вещество» и «подобное вещество». [ 51 ] Другие отдавали предпочтение Никейскому вероучению . [ 52 ]

Противники Сирмиума написали письмо императору Констанцию, восхваляя Никею и осуждая любой ее пересмотр, прежде чем многие из них покинули совет. Сторонники Сирмиума затем издали новое вероучение и разослали его через Италию. [ 53 ]

Собор считался поражением тринитаризма, и святой Иероним писал: «Весь мир стенал и изумлялся, обнаружив себя Арианином ». [ 54 ]

Недавняя теория

[ редактировать ]

Т. Д. Барнс предполагает, что единственная сохранившаяся ссылка на «первый Совет Сирмиума» на самом деле является неправильно датированной ссылкой на Совет Сирмиума в 351 году. Затем он утверждает, что советы 357 и 358 годов состояли лишь из горстки участников и на самом деле не были советами. Изучив первичные документы, он заключает: «В общем, единственным формальным и хорошо засвидетельствованным собором в Сирмии во время правления Констанция является собор 351 года, который осудил Афанасия, Марцелла и Фотина и обнародовал символ веры, который впоследствии был представлен на рассмотрение собора. Советы Арля и Милана». [ 55 ]

  1. ^ «В большинстве старых презентаций «западные» епископы воспринимались как естественные и стойкие защитники Никеи на протяжении четвертого века. показывают 350-е годы , как Никея лишь постепенно приобрела важное значение на Западе». (Эйрс, Льюис, Никея и ее наследие, Подход к тринитарному богословию четвертого века, 2004. стр. 135)
  2. ^ «Это узнаваемое арианское вероучение, арианское в соответствии с менее тонким, менее философски настроенным западным модусом, но все же арианское». (Хэнсон РПЦ, В поисках христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318-381. 1988. стр. 346)
  3. ^ «Похоже, он хотел получить базовую формулировку стоящих на кону богословских проблем, которая позволила бы (в определенных пределах) прийти к согласию как можно большему количеству людей». (Эйрес, стр. 134)
  4. ^ «Констанций проводил политику поощрения сближения (примирения) между церковными группами, но в рамках столь влиятельного на Востоке богословия Евсевия». (Эйрес, стр. 134)
  5. ^ «Древние… обвиняли его в непостоянстве. Но в целом он последовал, возможно, потому, что видел в этом лучший шанс объединить церковь, гомойскую линию». (Хэнсон, стр. 325)
  6. ^ «Неудивительно, что большая часть недавних работ, направленных на понимание арианской духовности, помогла разрушить представление об Арии и его сторонниках как о намеренных радикалах, нападающих на проверенную временем традицию». ( Уильямс, архиепископ Роуэн , Арий: Ересь и традиция, 2002/1987, 21)
  7. ^ «Арий был убежденным богословским консерватором; точнее, консервативный александриец». (Уильямс, стр. 175)
  8. Хэнсон описывает Второй Сирмианский символ веры как арианский символ веры, «но не в том смысле, что он тщательно воспроизводит все основные доктрины Ария». «Этот документ явно арианский в своем радикальном, последовательном и решительном подчинении Сына Отцу… в его явном отказе от концепции субстанции и в тщательном описании того, как Сын совершал страдания». (Хэнсон, стр. 346)
  9. Например, «арианское» вероучение 357 года описывает Сына как Бога: «Сын рождается от Отца, Бог от Бога». (Хэнсон, стр. 345)
  10. ^ Однако «ошибочно предполагать, что эти споры касались «божественности Христа»» (Эйрс, стр. 14). «Мы должны избегать думать об этих спорах как о статусе Христа как «божественного» или «не божественный'." (Эйрес, стр. 3) – Эйрес, Льюис, Никея и ее наследие, Подход к тринитарному богословию четвертого века, 2004 г. Для обсуждения см. – Отцы церкви описывают Христа как «Бога».
  11. ^ «Работа [Роуэна] Уильямса наиболее поучительна. Александр Александрийский, думает Уильямс, утверждал, что Сын… есть свойство или качество Отца , безличное и принадлежащее Его субстанции. … Тогда утверждение о том, что Сын является idios по отношению к (свойству или качеству) Отца, является савеллианским утверждением». (Хэнсон, стр. 92)
  12. ^ «Сохранившиеся фрагменты Евстафия представляют учение, близкое Марцеллу , Александру и Афанасию. Евстафий настаивает на том, что существует только одна ипостась ». (Эйрес, стр. 69)
  13. ^ «Уильямс и Гарнак отрицали наличие у Ария какой-либо сотериологии. … Это понятно… потому что почти каждое сохранившееся слово… Ария касается отношения Отца к Сыну независимо от Воплощения». (Хэнсон, стр. 96)
  14. Совсем недавно «Грегг и Гро решительно утверждали, что… что Арианский Христос был специально создан, чтобы стать Спасителем» (Хэнсон, стр. 96).
  15. ^ «Раньше считалось, что ариане настолько интересовались метафизикой и отношением Отца к Сыну, что игнорировали сотериологию, тогда как проникейцы из-за своей озабоченности доказательством божественности Христа уделяли больше внимания к учению о спасении. Симонетти справедливо отверг эту теорию. Ариане занимались сотериологией, и об этом свидетельствуют их представления об отношении Сына к Отцу. Они предприняли серьезные усилия, чтобы опровергнуть библейское свидетельство о том, что Бог страдает, тогда как общее впечатление, которое производят сочинения сторонников Никейской церкви, состоит в том, что это последнее признание, которое они желают сделать». (Хэнсон, стр. 826-7)
  16. ^ «Поэтому мы можем быть вполне уверены, что homoousios не был предназначен для выражения числового тождества Отца и Сына». (Хэнсон, стр. 202)
  17. ^ «Предназначалось, что оно будет иметь более свободный и двусмысленный смысл, чем тот, который был придан ему в прошлой истории науки». (Хэнсон, стр. 202)
  18. ^ «Мы не можем найти ни одного грекоязычного писателя до Никеи, который безоговорочно поддерживал бы гомоусию применительно к Сыну». (Хэнсон, стр. 169) «Слово homoousios при своем первом появлении в середине третьего века было, таким образом, явно связано с теологией савеллианского или монархического направления». ( П. Ф. Беатрис )
  19. ^ «Если принять символ веры N за чистую монету, то богословие Евстафия и Марцелла было богословием, восторжествовавшим в Никее. Это вероучение допускает возможность только одной усии и одной ипостаси . Это было отличительной чертой богословия этих двух мужчин». (Хэнсон, стр. 235)
  20. ^ «Произведение N… должно быть, глубоко обеспокоило многих, кого нельзя было серьезно назвать сочувствующим арианцем, но которые не могли поверить, что Бог имел только одну ипостась, как, по-видимому, исповедовало это вероучение , и не мог внезапно по велению какого-либо некрещеный император... полностью отказаться от субординационизма, освященного давней традицией». (Хэнсон, стр. 274)
  21. ^ «Арий и большинство его сторонников были по просьбе Константина вновь допущены к причастию в течение двух или трех лет после собора». (Эйрес, стр. 100)
  22. ^ «В течение десяти лет Никейского Собора все ведущие сторонники веры этого Собора были низложены, опозорены или сосланы - Афанасий, Евстафий и Марцелл, а вместе с ними большое количество других епископов, которые предположительно принадлежали к той же школы мысли». Хэнсон приводит список таких людей. (РХ, 274)
  23. ^ «То, что традиционно считается ключевым словом в Символе веры, полностью выпадает из споров вскоре после Никейского собора и о нем не слышно более двадцати лет». ( Лекция Хэнсона )
  24. ^ «Решение Афанасия сделать Никею и homoousios центральными в своем богословии берет свое начало в меняющемся климате 350-х годов». (Эйрес, стр. 144) «Он начал использовать его впервые в «Де Деретис»… в 356 или 357 году». (Хэнсон, стр. 438)
  25. ^ «Очень немногие западные епископы удосужились присутствовать на Соборе (Никейском). Восточная Церковь всегда была пионером и лидером богословских движений ранней Церкви. ... Жители Запада в Совете представляли крошечное меньшинство». (Хэнсон, стр. 170)
  26. ^ «Западные епископы… до сих пор [335 г. н. э.] оставались на периферии спора». (Эйрес, стр. 272)
  27. ^ «Западные епископы... их традиционное монархианство вполне могло согласовываться с тем малым, что они знали о Никейском соборе» (Хэнсон, стр. 272).
  28. ^ «Юлий, наконец, провел свой Римский собор довольно рано в 341 году… Мало того, что поведение Афанасия было рассмотрено этим Собором и признано невиновным, но и ортодоксальность Марцелла была расследована и признана здравой». (Хэнсон, стр. 270)
  29. ^ Марцелл Анкирский «не может быть оправдан в савеллианстве» ( лекция Хансона ). «Марцелл Анкирский создал богословие… которое вполне можно было бы назвать савеллианским». (Хансон, стр. ix) «Марцелл был свергнут за сабеллианские взгляды». (Хэнсон, стр. 228)
  30. ^ «После окончания собора Юлий написал письмо епископам Евсевиям, центр которых находился в Антиохии. Он снова использует оскорбительный титул для тех, кому он адресует письмо: «партия Евсевия». ... (Он писал, что) «партия Евсевия» приняла ариан, а Афанасий и Марцелл, отважные противники арианства на Никейском соборе, подверглись позорному и несправедливому обращению. По сути, это должно было поставить под сомнение действительность Никейского собора». (Хэнсон, стр. 270)
  31. ^ «В Отце у нас есть Сын: это краткое изложение богословия Афанасия». (Хансон, стр. 426) «Сохранившиеся фрагменты Евстафия представляют учение, близкое Марцеллу , а также Александру и Афанасию . Евстафий настаивает, что есть только одна ипостась. (Эйрес, стр. 69)
  32. ^ «Не может быть никаких сомнений в том, что этот Антиохийский собор был задуман теми, кто его организовал, как ответ на Римский собор Юлия и письмо, которое он написал партии Евсевия после него». (Хэнсон, стр. 285)
  33. Основная цель Символа веры посвящения — противостоять савеллианству. [то, что ему особенно не нравится] в Символе веры посвящения «Главным bête noire , является савеллианство, отрицание различия между тремя внутри Божества». (Хэнсон, стр. 287) «Вероучение имеет явную антисабеллианскую и антимарцелланскую направленность». (Эйрес, стр. 119) В отличие от единой ипостаси савеллианства, Символ веры посвящения прямо утверждает, что Отец, Сын и Святой Дух суть « три в ипостаси, но один в согласии ( συμφωνία )» (Эйрес, стр. 118) «Один в согласии» указывает на существование трёх различных «Умов».
  34. ^ «Большинство («восточников») отказалось встретиться с «западниками», которые желали, чтобы Афанасию и Марцеллу было разрешено нормальное участие во встрече». (Эйрс, стр. 124) Эти два епископа «были осуждены, осуждены и низложены на регулярно созываемых и упорядоченных Восточных соборах». (Хэнсон, стр. 295) Афанасий был признан виновным в «тираническом поведении». (Эйрес, стр. 124) «Жители Востока не собирались позволять жителям Запада пересматривать решения, которые они были компетентны принимать. … У восточников был совершенно хороший случай, и этот факт до последнего времени недостаточно осознавался. Западные епископы не имели права пересматривать решения Восточных соборов. … Метрополитенские юрисдикции были довольно четко установлены на Востоке, но все еще находились в неопределенном и несформированном состоянии на Западе». (Хэнсон, стр. 295)
  35. ^ «Фотин, епископ Сирмийский… происходил из Анкиры, был преданным учеником Марцелла Анкирского». (Хэнсон, стр. 235-6)
  36. ^ «В период 351–3 гг. н. э., после сложной гражданской войны, восточный император Констанций… оказался единственным правителем римского мира». (Эйрес, стр. 133)
  37. ^ «Констанций, безусловно, глубоко интересовался делами Церкви». (Эйрес, стр. 134)
  38. ^ «Констанций был набожным человеком. Хилари говорит: «Вы приветствуете епископов поцелуем… вы склоняете голову для благословения… вы снисходите до обеда (с епископами)… вы освобождаете их от подушного налога». (Хэнсон, стр. 324)
  39. ^ «Он определенно желал единства Церкви, как и его отец, и чувствовал себя обязанным следовать политике, которая обеспечила бы это единство». (Хэнсон, стр. 324) «Похоже, он хотел такой базовой формулировки стоящих на кону богословских вопросов, которая позволила бы (в определенных пределах) прийти к согласию как можно большему количеству людей». (Эйрес, стр. 134)
  40. ^ «По мере того как его контроль над империей рос, Констанций проводил политику поощрения сближения (примирения) между церковными группами, но в рамках богословия Евсевия, которое было столь влиятельным на Востоке». (Эйрес, стр. 134)
  41. ^ «Констанция часто считали безжалостным и жестоким правителем, а более поздние проникейские писатели изображали его преследователем сторонников Никеи». (Эйрс, стр. 133) «Церковные историки и писатели, как в древности, так и в наше время, заклеймили его как чистокровного арианина, решившего уничтожить проникейскую партию и не останавливаться при этом ни перед какими злодеяниями. » (Хэнсон, стр. 318)
  42. ^ «Он не смог выйти за рамки уловок и силы для достижения общественного согласия между фракциями». (Эйрес, стр. 134)
  43. ^ «Если мы зададим вопрос, что считалось высшим авторитетом в доктрине в период, рассматриваемый на этих страницах, ответ может быть только один. Воля Императора была последней инстанцией. (Хансон, стр. 849) «Симонетти отмечает, что император фактически был главой церкви». (РХ, 849)
  44. ^ «Его подданным было приказано верить в «единую божественность Отца, Сына и Святого Духа в равном величии и ортодоксальной Троице». Еретики будут наказаны». (Хэнсон, стр. 402)
  45. ^ «Можно даже противопоставить относительную мягкость Констанция жестокому принуждению императора Феодосия, произошедшего более двадцати лет спустя». (Хэнсон, стр. 322)
  46. ^ «Мы уполномочиваем последователей этого закона принять титул христиан-католиков; но что касается остальных, поскольку, по нашему мнению, они являются глупыми безумцами , мы постановляем, что они будут заклеймены позорным именем еретиков и будут не осмеливаются давать своим монастырям (местам богослужения) название церквей. Они понесут, во-первых, наказание божественного осуждения, а во-вторых, наказание нашей власти, которое мы решим в соответствии с волей Небес. нанести». (Генри Беттенсон, редактор «Документов христианской церкви», 1967, стр. 22)
  47. ^ «В том же году (381), после переформулирования Никейского учения Константинопольским собором... Азиатскому прособору было приказано передать все церкви этим епископам, «исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух суть одно величие и добродетель» (Бойд, Уильям Кеннет (1905). Церковные указы Кодекса Феодосия. Издательство Колумбийского университета. стр. 45-46). В 383 году неникейские христиане «потеряли право встречаться, рукополагать священников или распространять их убеждения». (Бойд (1905), стр. 47)
  48. ^ «В контексте четвертого века Констанций был довольно мягким правителем». (Эйрес, стр. 133)
  49. ^ «Нет сомнений в том, что Юлиан прав, говоря, что Констанций имел репутацию мягкого человека». (Хэнсон, стр. 322)
  50. ^ «Второй символ веры Сирмиума, или «Богохульство Сирмиума» » . www.fourth Century.com . Проверено 9 марта 2017 г.
  51. ^ Сократ Схоластик, История Церкви , книга 2, глава 37.
  52. ^ Сократ Схоластик, История Церкви , книга 2, глава 37.
  53. ^ Сократ Схоластик, История Церкви , книга 2, глава 37.
  54. ^ Джером, Диалог против люциферианцев, 19.
  55. ^ Афанасий и Констанций: теология и политика в Константиновской империи [Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1993], стр. 231-32)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4f0492a50df018bd50e43c333e56a9a__1710845220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/9a/c4f0492a50df018bd50e43c333e56a9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Councils of Sirmium - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)