Договор Хасана-Муавии
Часть серии о |
Хасан ибн Али |
---|
![]() |
Договор Хасана-Муавии был политическим мирным договором, подписанным в 661 году между Хасаном ибн Али и Муавией I ( годы правления 661–680 ), чтобы положить Первой Фитне конец (656–661). По этому договору Хасан уступил халифат Муавии при условии, что последний будет править в соответствии с Кораном и сунной , совет должен назначить его преемника, а сторонники Хасана получат амнистию. [ 1 ] [ 2 ] После вступления Муавия публично отказался от своих предыдущих обещаний: [ 1 ] [ 3 ] в то время как Хасан ушел из политики в Медине , [ 4 ] и позже был убит в 670 году от отравления. [ 1 ] Муавию обычно считают зачинщиком убийства Хасана, которое устранило препятствие на пути наследования его сына Язида ( годы правления 680–683 ), назначение которого нарушило договор с Хасаном. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] На протяжении всего своего правления Муавия также преследовал известных сторонников Хасана и его отца Али . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Историческая справка
[ редактировать ]После г. убийства Али в 661 [ 12 ] его старший сын Хасан был признан халифом в Куфе . [ 13 ] [ 14 ] Находясь в состоянии войны с Али, годы правитель Сирии Муавия ( правления 661–680 ) не признал халифат Хасана. [ 1 ] и повел войско в Куфу, [ 15 ] [ 16 ] в своих письмах настаивая на отречении Хасана. [ 14 ] [ 1 ] В ответ Хасан послал к Маскину авангард под командованием Убайд Аллаха ибн аль-Аббаса, чтобы заблокировать продвижение Муавии, пока он не прибудет с основной армией. [ 17 ] [ 18 ] [ 14 ] [ 19 ] Тем временем Хасан столкнулся с мятежом в своем лагере. [ 20 ] [ 21 ] вероятно, подожжено шпионами Муавии, [ 22 ] [ 23 ] и был тяжело ранен в результате неудавшегося покушения, совершенного хариджитами , фракцией, выступающей против Али и Муавии. [ 14 ] [ 21 ] [ 24 ] Эта атака деморализовала армию Хасана и привела к массовому дезертирству. [ 25 ] [ 14 ] [ 26 ] Убайд Аллах и большая часть его войск также дезертировали после того, как Муавия подкупил его. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Когда Хасан узнал об этом, он упрекнул иракскую знать в непостоянстве. [ 30 ]
Мирный договор
[ редактировать ]Теперь Муавия послал послов предложить Хасану отречься от престола в его пользу, чтобы сэкономить мусульманскую кровь. Взамен Муавия был готов назначить Хасана своим преемником, обеспечить ему безопасность и предложить ему крупную финансовую компенсацию. [ 31 ] [ 22 ] Хасан в принципе принял эту инициативу и отправил своих представителей к Муавии в Маскин, который отправил их обратно Хасану с карт-бланшем , предложив ему диктовать все, что он хочет. Хасан писал, что он отдаст мусульманское правление Муавии, если тот будет соблюдать Коран и сунну , его преемник будет назначен советом ( шурой ), народ останется в безопасности, а сторонники Хасана получат амнистию. [ 1 ] [ 2 ] Его письмо было засвидетельствовано двумя представителями, которые передали его Муавии. [ 32 ] Таким образом, Хасан отказался от халифата в августе 661 года после семимесячного правления. [ 1 ] [ 33 ] [ 34 ] Некоторые критиковали Хасана за уступку халифата, в то время как другие утверждают, что его отречение было неизбежным, учитывая слабую поддержку куфанов и военное превосходство Муавии. Они предполагают, что Хасаном двигало стремление к единству и миру среди мусульман. [ 35 ] [ 22 ] [ 36 ] [ 37 ] и что он был против кровопролития и воинственной политики. [ 14 ] [ 38 ]
Условия договора
[ редактировать ]Векча Валььери ( ум. 1989 ) считает, что некоторые варианты договора невозможно согласовать. Она перечисляет несколько условий в ранних источниках и ставит под сомнение их правдивость, включая ежегодную выплату Хасану одного или двух миллионов дирхамов, единовременную выплату в пять миллионов дирхамов из казны Куфы, ежегодные доходы от округов с разными названиями в Персии , преемственность. Хасана Муавии или совета ( шуры ) после Муавии, а также предпочтение Бану Хашим над Бану Омейяд в пенсиях. [ 14 ] Другим условием могло быть то, что Муавия должен прекратить ритуальное проклятие Али в мечетях, пишет Мавани. [ 39 ]
Джафри ( ум. 2019 ) аналогичным образом отмечает, что эти термины записаны по-разному и неоднозначно ат-Табари ( ум. 923 ), Динавари ( ум. 895 ), Ибн Абд аль-Барром и Ибн аль-Асиром, в то время как аль-Я' Куби ( ум. 897-8 ) и аль-Масуди ( ум. 956 ) о них молчат. В частности, Джафри считает, что время предоставления Муавии карт-бланша в рассказе ат-Табари проблематично. [ 40 ] Ат-Табари также упоминает разовую выплату Хасану пяти миллионов дирхамов из казны Куфы. [ 41 ] [ 14 ] что Джафри отвергает, поскольку казна Куфы в то время уже находилась во владении Хасана. Сообщается также, что Али регулярно опустошал казну и распределял средства среди населения. [ 41 ] [ 14 ] Затем Джафри утверждает, что наиболее полное описание дано Ахмадом ибн Асамом , вероятно, взятое из аль-Мадаини ( ум. 843 ), который записал эти термины в двух частях. Первая часть — это условия, предложенные Абдаллахом ибн Науфалем, который вел переговоры от имени Хасана с Муавией в Маскине. [ а ] Вторая часть – это то, что Хасан оговорил в карт-бланше . [ б ] Эти два набора условий вместе охватывают все условия, разбросанные в ранних источниках. [ 44 ]
Хасана Таким образом, Джафри заключает, что окончательные условия карт-бланша заключались в том, что Муавия должен действовать в соответствии с Кораном, сунной и поведением халифов Рашидун , что люди должны оставаться в безопасности и что должен быть назначен преемник Муавии. советом. [ 1 ] Эти условия повторяет Маделунг , [ 2 ] который добавляет, что Хасан не делал никаких финансовых условий в своем мирном предложении, и Муавия, следовательно, не производил ему никаких выплат, [ 45 ] вопреки «пропаганде Омейядов», отраженной в отчете аз-Зухри эпохи Омейядов ( ум. 741-2 ), цитируемом ат-Табари. [ 46 ] В отчете аз-Зухри изображен жадный Хасан, стремящийся отказаться от своего халифата ради денег, и, вероятно, он был распространен Омейядами для легитимизации правления Муавии в отсутствие совета ( шуры ), выборов или назначения ( насс ), предполагает Джафри. [ 47 ] Поскольку Али и его дом отвергли поведение Абу Бакра ( годы правления 632–634 ) и Умара ( годы правления 634–644 ) в шуре после Умара в 23/644 году, Джафри считает, что пункт о следовании халифам Рашидунов был вставлен более поздние авторы-сунниты. [ 48 ] По мнению Джафри, тот факт, что Муавия согласился на амнистию для сторонников Али, указывает на то, что месть за Усмана была для него предлогом для захвата халифата. [ 34 ]
Повествования
[ редактировать ]Ниже приводится сборник различных ранних исторических отчетов о содержании мирного договора между Хасаном и Муавией:
- Муавия должен действовать согласно Книге Бога, Сунне Мухаммеда, [ 49 ] и поведение праведных халифов. [ 50 ] [ 51 ]
- Власть должна вернуться к Хасану после Муавии. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] и если произойдет несчастный случай, власть должна перейти к Хусейну. [ 57 ] Муавия не имеет права доверять свою власть кому-либо еще. [ 51 ] [ 58 ] [ 59 ]
- Муавия должен отказаться от практики проклятий Али, в том числе в кунуте молитвы. [ 60 ] Муавия не должен упоминать Али, кроме как в хорошей форме. [ 61 ] [ 62 ]
- Муавия должен исключить то, что находится в казне Куфы, то есть пять миллионов (дирхамов). То есть передача полномочий не включает в себя ее (т.е. эту сумму денег). Муавия должен посылать аль-Хусейну один миллион дирхамов в год, он должен отдавать предпочтение детям Хашима (Бану Хашим) в дарах и подарках Бану Абд Шамс и должен разделить один миллион (дирхамов) между сыновьями тех, кто был убит с помощью оружия. Командующий правоверными в Верблюжьей битве и битве при Сиффине, и должен потратить их из налогов Дар Абьярда. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]
- Люди должны быть в безопасности, где бы они ни находились. Сподвижникам Али должна быть обеспечена безопасность, где бы они ни находились. Муавия не должен стремиться причинить вред Хасану, Хусейну или кому-либо из семьи Мухаммеда, тайно или открыто. [ 51 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 65 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Судьба договора
[ редактировать ]На церемонии капитуляции Муавия публично отказался от своих предыдущих обещаний, данных Хасану и другим: [ 1 ] [ 3 ] говоря, что эти обещания были даны, чтобы сократить войну. [ 1 ] Затем Хасан покинул Куфу и направился в Медину, но вскоре получил просьбу от Муавии подавить восстание хариджитов возле Куфы. Он ответил Муавии, что отказался от претензий на халифат ради мира и компромисса, а не для того, чтобы сражаться на его стороне. [ 70 ] [ 71 ] [ 14 ] Маделунг предполагает, что отношения между двумя мужчинами ухудшились, когда Муавия понял, что Хасан не будет активно поддерживать его режим. [ 1 ]
После отречения Хасан ушел из политики в Медине. [ 4 ] В соответствии с мирным договором он также отклонил просьбы шиитских группировок возглавить их против Муавии. [ 72 ] [ 73 ] Суннит аль-Баладхури ( ум. 892 ) в своем «Ансабе» пишет, что Хасан отправил сборщиков налогов в провинции Фаса и Дарабджирд Ирана в соответствии с мирным договором, но губернатор Басры по указанию Муавии настроил народ против Хасана. а его сборщики налогов были изгнаны из обеих провинций. Маделунг считает эту версию вымышленной, добавляя, что Хасан только что отказался присоединиться к Муавии в борьбе с хариджитами. Он утверждает, что Хасан не сделал никаких финансовых условий в своем мирном предложении, и, следовательно, Муавия не произвел ему никаких выплат. [ 45 ]
Хасан умер в 50/670 г. [ 1 ] и ранние источники почти единодушны в том, что он был отравлен. [ 1 ] Муавию обычно считают зачинщиком убийства Хасана, которое устранило препятствие на пути наследования его сына Язида ( годы правления 680–683 ), назначение которого нарушило договор с Хасаном. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 3 ] На протяжении всего своего правления Муавия также преследовал известных сторонников Али. [ 9 ] в том числе Худжр ибн Ади , сподвижник Мухаммеда, казненный в 670 году. [ 10 ] [ 11 ] Муавия также узаконил регулярное публичное проклятие Али во время коллективных молитв. [ 74 ] [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ 1) Что халифат будет восстановлен Хасану после смерти Муавии, 2) что Хасан будет получать пять миллионов дирхамов ежегодно из государственной казны, 3) что Хасан будет получать годовой доход Дарабджирда, 4) что людям будет гарантирован мир друг с другом. [ 42 ]
- ^ 1) Что Муавия должен править в соответствии с Книгой Бога, сунной Пророка и поведением праведных халифов, 2) что Муавия не будет назначать или выдвигать кого-либо в халифат после себя, но выбор будет оставлен за шурой , 3) что люди будут оставлены в мире, где бы они ни находились на земле Бога, 4) что сподвижники и последователи Али, их жизни, имущество, их женщины и их детям будет гарантировано безопасное поведение и мир, 5) что никакой вред или опасные действия, тайно или открыто, не будут причинены Хасану, его брату Хусейну или кому-либо из семьи Мухаммеда. [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Маделунг 2003 .
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1997 , стр. 322–3.
- ^ Jump up to: а б с Табатабай 1977 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Халмс 2013 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , стр. 75–8.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б с Табатабай 1977 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 334-5, 337.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 165.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 102–103.
- ^ Веллхаузен 1901 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вечча Валььери, 1971 год .
- ^ Джафри 1979 , с. 134.
- ^ Маделунг 1997 , с. 317.
- ^ Маделунг 1997 , с. 318.
- ^ Джафри 1979 , с. 142.
- ^ Энтони 2013 , с. 229.
- ^ Джафри 1979 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Момент 1985 , с. 27.
- ^ Джафри 1979 , стр. 93–4, 100.
- ^ Маделунг 1997 , с. 319.
- ^ Джафри 1979 , с. 145.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 106–7.
- ^ Строка 2000 , с. 4.
- ^ Маделунг 1997 , с. 320.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 106.
- ^ Джафри 1979 , стр. 146–7.
- ^ Маделунг 1997 , с. 322.
- ^ Маделунг 1997 , с. 323.
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 66–78.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 153.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 102.
- ^ Джафри 1979 , стр. 109–10.
- ^ Дакаке 2008 , стр. 74–5.
- ^ Джафри 1979 , стр. 154–5.
- ^ Мавани 2013 , с. 118.
- ^ Джафри 1979 , стр. 105–8.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 149.
- ^ Джафри 1979 , стр. 150–1.
- ^ Джафри 1979 , с. 151.
- ^ Джафри 1979 , стр. 150–2.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , с. 328.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 329–30.
- ^ Джафри 1979 , стр. 141–2.
- ^ Джафри 1979 , с. 152.
- ^ аль-Хадид, Ибн Абу. Шарх Нахдж аль-Балага, том. 4 . п. 6.
- ^ Ибн Акиль. ан-Насаих аль-Кафия . п. 156.
- ^ Jump up to: а б с Аль-Маджлиси. Бихар аль-Анвар, том. 10 . п. 115.
- ^ аль-Суюти, Джалал ад-Дин аль-Худайри (3 июня 2014 г.). История халифов: Тарих аль-Хулафа . Независимая издательская платформа CreateSpace (3 июня 2014 г.). п. 194. ИСБН 978-1499770056 .
- ^ Ибн Касир. аль-Бидайя ва ан-Нахайя, т. 8 . п. 41.
- ^ аль-Аскалани, Ахмад Шахаб ад-Дин. аль-Исаба фи Тамииз аль-Сахаба, том. 2 . стр. 12, 13.
- ^ ад-Динавари, Ибн Кутайба. аль-Имам ва ас-Сияса . п. 150.
- ^ Ваджди, Фарид. Дайрат аль-Мариф аль-Исламия, том. 3 . п. 443.
- ^ Ибн аль-Мухана. Умдат ат-Талиб . п. 52.
- ^ Ибн Абу аль-Хадид. Шарх Нахдж аль-Балага, том. 4 . п. 8.
- ^ Ибн аль-Саббах. аль-Фусв аль-Мухимма .
- ^ аль-Амили, Мухсин аль-Амин. Аян аль-Шиа, том. 4 . п. 43.
- ^ Jump up to: а б аль-Исфахани, Абу аль-Фарадж. Магатиль аль-Талибийин . п. 26.
- ^ Jump up to: а б аль Хадид, Ибн Абу. Шарх Нахдж аль-Балага, том. 4 . п. 15.
- ^ ад-Динавари, Ибн Кутайба. аль-Имам ва ас-Сияса . п. 200.
- ^ аль-Табари (январь 1988 г.). История ат-Табари Том. 6 . SUNY Press (1 августа 1987 г.). п. 92. ИСБН 978-0887067075 .
- ^ Jump up to: а б Ибн Бабавайх. Илал аль- Шрайя п. 81.
- ^ Ибн Касир. аль-Бидайя ва ан-Нихая, т. 8 . п. 14.
- ^ аль-Табари (январь 1988 г.). История ат-Табари Том. 6 . SUNY Press (1 августа 1987 г.). п. 97. ИСБН 978-0887067075 .
- ^ Ибн аль-Афт. аль-Камиль фи ат-Тарих, т. 3 . п. 166.
- ^ Ибн Акиль. ан-Насаих аль-Кафия . п. 115.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 324–5.
- ^ Джафри 1979 , стр. 157, 158.
- ^ Момент 1985 , стр. 27, 28.
- ^ Джафри 1979 , с. 157.
- ^ Маделунг (1997 , стр. 334)
Источники
[ редактировать ]- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .
- Веллхаузен, Юлиус (1901). Религиозно-политические оппозиционные партии в древнем исламе (на немецком языке). Берлин: Книжный магазин Weidmannsche. ОСЛК 453206240 .
- Векча Валььери, Л. (1971). «(Ал)-Хасан б. Али б. Аби Талиб» . В Льюисе, Б .; Менаж, В.Л. Пеллат Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 240–243. OCLC 495469525 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Энтони, Шон В. (2013). «Али б. Аби Талиб». В Бауэринге, Герхард (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–31.
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .
- Дакаке, Мария Масси (2008). Наср, Сейед Хосейн (ред.). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-7033-6 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Джафри, С.М. (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон и Нью-Йорк: Лонгман . ISBN 9780582780804 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780853982005 .
- Хиндс, М. (2021). «Муавия I» . Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Маделунг, Уилферд (2003). «Хасан б.Али б.Аби Талеб» . Энциклопедия Ираника . Том. XII/1. стр. 26–28.
- Берк, Николь; Голас, Митчелл; Раафат, Сайрус Л.; Мусави, Алияр (2016). «Судебно-медицинская гипотеза тайны смерти аль-Хасана в VII веке: отравление хлоридом ртути (I)» . Медицина, наука и право . 56 (3): 167–171. дои : 10.1177/0025802415601456 . ISSN 0025-8024 . ПМЦ 4923806 . ПМИД 26377933 .
- Аль-Ясин, Ради; Перевод Джасима ар-Рашида. Сульх аль-Хасан (Мирный договор аль-Хасана (а)) . Кум: Публикации Ансариян . Проверено 30 декабря 2013 г.
- Халмс, Эдвард Д.А. (2013). «Аль-Хасан ибн Али ибн Аби Талиб (ок. 625–690 гг. Н.э.)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. стр. 218–219. ISBN 978-0700715886 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . Берли Пресс.
- Табатабай, Сайид Мухаммад Хусейн (1977). Шиитский ислам . Перевод Сейеда Хоссейна Насра . СУНИ пресс. ISBN 0-87395-390-8 .
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626165885 .