Выборы Усмана
Усман Щедрый (аль-Гани) |
---|
Часть серии о |
Или |
---|
![]() |
![]() | |
Дата | ноябрь 644 г. |
---|---|
Расположение | Медина , Рашидунский халифат |
Участники | |
Исход | Усман стал халифом |
Под « Избранием Усмана» подразумевается назначение Усмана ибн Аффана третьим халифом комитетом ( шура ), который был собран умирающим халифом Умаром в 23 году хиджры (643-4 гг. н. э. ). Комитет, вероятно, состоял из шести первых мусульман из племени курайшитов , в том числе троюродного брата и зятя пророка Мухаммеда Усмана, а также двоюродного брата и зятя Мухаммеда Али ибн Аби Талиба . Решающий голос был отдан зятю Усмана Абд аль-Рахману ибн Ауфу , который назначил первого халифом после того, как обсуждения зашли в тупик. Выбор богатого Усмана часто объясняется намерением защитить интересы курайшитов и следовать обычаям первых двух халифов, а именно Абу Бакра и Умара. Комитет подвергся критике за его предвзятое отношение к Усману и за исключение Ансара .
комитет
[ редактировать ]Комитет был созван в Медине вторым халифом Умаром ( годы правления 634–644 ) после того, как в 23/644 году он был заколот Абу Лулуа Фирузом , персидским рабом. [1] [2] На смертном одре Умар поручил комитету выбрать между собой следующего халифа. [3] также часто называют этот комитет шурой или избирательным органом. Суннитские богословы [4] Ранние суннитские источники единогласно одобряют комитет Умара. [5] [6] хотя они часто считают это вторым лучшим решением, поскольку Умар, по общему мнению, не знал, кого назначать напрямую. [6] Например, суннит ат-Табари ( ум. 310/923 ) цитирует Умара, говорящего, что он назначил бы своим советником Абу Убайду ибн аль-Джарру или Салима, клиента Абу Хузайфы ибн Утбы , оба из которых умерли раньше второго халифа. . [6] В другом месте Умар выбрал бы Абу Убайду, Муаза ибн Джабала или Халида ибн аль-Валлда , [6] как сообщается в аль-Имама ва ас-сияса , а также ат-Табари. [7] Махмуд М. Аюб ( ум. 2021 г. ) предполагает, что Умар также не хотел принимать непосредственное участие в этом назначении. [8] опасаясь разногласий после этого. [9] Этот страх отмечает и Хусейн М. Джафри ( ум. 2019 ). [10]
Члены
[ редактировать ]Согласно большинству источников, Умар назначил в этот комитет шесть человек. [11] все из мухаджирунов (ранних новообращенных из Мекки ). [4] В состав комитета входили двоюродный брат и зять Мухаммеда Али ибн Аби Талиб , зять Мухаммеда Усман ибн Аффан , зять Усмана и главный советник Умара Абд аль-Рахман ибн Ауф , двоюродный брат Ибн Ауфа Саад. ибн Аби Ваккас , двоюродный брат Али Зубайр ибн аль-Аввам и Тальха ибн Убайдулла . [5]
Некоторые источники добавляют к этому списку Саида ибн Зайда , сподвижника Мухаммеда, [11] в то время как в отчете ат-Табари говорится, что Ибн Зайд был исключен из-за его родства с Умаром, который, по общему мнению, не хотел наследственной преемственности. [12] С другой стороны, некоторые источники не включают Саада в состав комитета. [11] Большинство источников также сообщают, что Тальха прибыл в Медину после того, как комитет принял окончательное решение, и отсутствовал на заседании. [11] По некоторым сведениям, Саад формально выступал в качестве его доверенного лица. [13] [5] Суннитский историк Ибн Саад ( ум. 168/784-5 ) и некоторые другие суннитские источники также упоминают сына Умара Абдаллаха в качестве советника комитета. [4] [14] Альтернативно, суннитский аль-Имама ва ас-Сияса сообщает, что Хасан ибн Али выступал в качестве свидетеля в комитете. [15]
Конфигурация
[ редактировать ]Джафри считает, что Умар не консультировался с мусульманской общиной перед назначением этого комитета. [4] в то время как Патрисия Кроун ( ум. 2015 г. ) говорит, что этот вопрос неясен в большинстве источников, за исключением суннитского аль-Джахиза ( ум. 869 г. ), согласно которому Умар выбирал членов комитета с помощью первых мусульман. [11] Ранние суннитские источники защищают структуру комитета. [11] цитируя слова Умара, что это были лучшие или имеющие наибольшее право на халифат или те, из-за кого сообщество раскололось. [11] [10]
Усман
[ редактировать ]Стареющий Усман был богатым купцом из могущественного Омейяд клана курайшитов Бану . Тем не менее ему не хватало лидерского или военного опыта. [16] [17] [18] в отличие от остальной части комитета. [19] О нем мало что известно во времена правления Абу Бакра и Умара, и поэтому некоторые сочли странным то, что Усман был номинирован. [20] Ранний новообращенный и зять Мухаммеда, Вилферд Маделунг. [18] и Шон Энтони [17] предполагают, что Умар выдвинул Усмана как единственного доступного сильного кандидата, противостоящего Али, гораздо более молодому [21] номинальный глава клана Мухаммеда Бану Хашим . Если бы Усман не был номинирован, отмечает Маделунг, Омейяды неизбежно поддержали бы в комитете своего дальнего родственника Али. [22] Хотя все кандидаты принадлежали к курайшитам, остальные были из малоизвестных кланов, в отличие от Али и Усмана. [5]
Взгляды Умара
[ редактировать ]В ранних суннитских источниках Умар показан обеспокоенным тем, что разногласия в комитете могут расколоть сообщество. [5] [23] и он, как сообщается, предупредил Али, Усмана, [5] [23] и, возможно, также Ибн Ауф о благосклонности к своим родственникам, если они будут избраны. На этом основании Маделунг предполагает, что Умар считал этих троих серьезными претендентами на халифат в комитете. [13] Среди этих троих Маделунг предполагает, что Ибн Ауф и Али были наиболее и наименее предпочтительными кандидатами Умара соответственно. [13] С другой стороны, Джафри и Аюб считают вероятным, что Умар считал Али и Усмана самыми сильными кандидатами. [10] [24] Умар также отметил в другом месте «глупость» ( дуаба ) Али: [25] [26] но тем не менее считал его достойным халифата и предсказал кумовство Усмана. Маделунг уверен, что эта суннитская версия сфабрикована. [27] это также то, что предлагает Аюб. [28]
Некоторые ранние сообщения указывают на то, что Умар открыто выступал против объединения пророчества и халифата в Бану Хашим. [29] [30] [31] [32] и таким образом он не позволил Мухаммеду диктовать свою волю на смертном одре, [33] [34] [35] возможно, опасаясь, что он может прямо назначить Али своим преемником. [36] В этом ключе Фархад Дафтари считает, что Али был намеренно исключен из любой важной должности во время халифата Умара и его предшественника. [37] в то время как Энтони считает лишение Али избирательных прав добровольным и признаком его неодобрения первых двух халифов, [26] хотя он давал халифам свои (порой критические) советы. [38] Учитывая все это, Джафри предполагает, что Умар все же включил Али в состав комитета из-за его высокого политического положения, что не позволило Умару исключить Али. [39] Аюб распространяет такое отношение Умара и на другие государственные посты: [40] основывая свой вывод на отчете аль-Масуди ( ум. 956 ), в котором халиф колебался в назначении хашимита Ибн Аббаса ( ум . 687 ) губернатором Хомса , заявляя, что Мухаммед не дал Бану Хашим любую долю власти. [40] [41]
Правила
[ редактировать ]Сообщается, что комитету угрожали смертью, чтобы он достиг соглашения в течение трех дней. [42] возможно, отражая стремление избежать гражданских волнений и разногласий, [42] [5] [43] то, что позже стало анафемой для суннитского ислама. [5] Умар также установил некоторые правила для комитета: [4] По некоторым сообщениям аль-Табари, которые должны были встретиться на закрытом собрании, чтобы предотвратить внешнее влияние. [44] Другие сообщения, в том числе ат-Табари, [45] указывают на то, что лидеры Мекки и Медины, а также командиры гарнизонов лоббировали Ибн Ауфа. [13] [46] В другом отчете мутазилита Ибн Абил-Хадида ( ум. 1258 ) описывается, как Ибн Авф просил совета у общественности во время обсуждений. [47] : Сообщается , что Умар приказал ансари Абу Тальхе и его людям стоять на страже и обеспечивать соблюдение этих правил [5]
- Новый халиф должен входить в состав комитета, избираемого большинством его членов. [4]
- В случае равенства голосов Ибн Ауф выберет следующего халифа. [4] [48] Это могло быть правдоподобно, поскольку Ибн Ауф был ближайшим советником Умара после смерти Абу Убайды в 639 году. [46] [13] и принадлежал к небольшому клану курайшитов. [46] Джеффри, [4] Момент , [49] Аюб, [14] и Аббас [48] отдать предпочтение этому аккаунту. В других сообщениях Ибн Ауф отказался от участия в соревновании в обмен на признание его арбитром. [13] Маделунг, [13] Крона, [50] и Кешк [20] предпочитаю этот аккаунт, пока Кини не определился, [46] комментируя, что Умар, вероятно, избегал столь явной настройки комитета против Али. [25] [46] Джафри не согласен, цитируя собственный рассказ Али о разбирательстве в шиитском Нахдж аль-Балага и добавляя, что Умар намеревался заблокировать Али, но не мог просто исключить его из разбирательства. [51] В отчете ат-Табари говорится, что Али безрезультатно возражал против решающего голоса Ибн Ауфа. [52] [46] Альтернативно, некоторые источники отдают роль арбитра сыну Умара Абдаллаху. [42]
- Те члены, которые не поддержали бы окончательное решение (или те, кто выступил бы против выбора Ибн Ауфа в случае ничьей), должны были быть убиты. [4] [53] [42]
Критика
[ редактировать ]Ансар
[ редактировать ]Ансары году , (ранние новообращенные из Медины) отсутствовали в этом комитете либо из-за их проалийских симпатий к Сакифе после смерти Мухаммеда в 632 году, как предположили Джафри и Аббас, либо из-за их проалийских симпатий к Сакифе после смерти Мухаммеда в 632 [4] [53] или сохранить халифат внутри курайшитов, как подразумевают другие. [54] Какова бы ни была причина, считается, что отсутствие ансаров помогло Усману победить Али. [55] Некоторые современные авторы раскритиковали исключение Умаром Ансаров и других лиц из процесса принятия решений. [56] [4]
Избирательный блок
[ редактировать ]Саад был склонен поддержать своего двоюродного брата Ибн Ауфа, который, в свою очередь, вероятно, присоединился к своему зятю Усману. [49] [53] Этот голосующий блок из трех человек сформировал бы большинство в комитете, если бы Тальха отсутствовал, и таким образом Саад отдал бы два голоса. Ибн Ауфу было предоставлено тай-брейк, и поэтому этот избирательный блок диктовал бы результат, даже если бы Тальха присутствовал во время обсуждения. [46] По мнению Аюба, организация комитета блокировала шансы Али, и он добавляет, что Умар мог сделать это неосознанно. [57] Джафри не согласен, заявляя, что Умар хотел заблокировать Али, но не мог просто исключить его из разбирательства. [51]
Жалобы Али
[ редактировать ]Возможно, с теми же расчетами Али показан неохотным в версии событий, в которой Ибн Ауф предлагал отдать решающий голос в обмен на отказ от своих претензий на халифат. [46] Позже Али упомянул об этом избирательном блоке, жалуясь, что комитет настроен против него. [58] как сообщают, среди прочих, сунниты аль-Баладхури ( ум. 892 ) и ат-Табари, [58] а также в шиитской Нахдж аль-Балага. [59] Джафри предполагает, что Умар намеренно заблокировал шансы Али, предоставив председательство в комитете Ибн Ауфу, возможно, опасаясь разногласий и гражданских беспорядков. [39] По мнению Джафри, включение Али в комитет одновременно признало его претензии. [39] заблокировал его шансы, [58] и лишил его свободы самостоятельно добиваться халифата. [39] Последний пункт является ссылкой на диалог по этому поводу между Али и дядей Мухаммеда Аббасом . [58] [60] сообщили аль-Баладхури и ат-Табари. [58]
Принуждение
[ редактировать ]Возможно, зная о своем положении меньшинства в комитете, [58] [14] Согласно некоторым сообщениям аль-Баладхури и аль-Табари, сопротивляющийся Али был вынужден участвовать в работе комитета под угрозой оружия. [58] С другой стороны, Аюб предполагает, что Али участвовал в работе комитета, чтобы спасти сообщество от разногласий, хотя он знал, что комитет был предвзято настроен по отношению к Усману. [14] Сообщается, что на вопрос, почему он принял предложение аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ) стать его наследником, шиитский имам Али аль-Рида ( ум. 818 ) ответил: «То же самое, что заставило моему деду, повелителю правоверных [Али], присоединиться к арбитражному совету [собранному Умаром]». Это «то же самое» могло быть принуждением, основываясь на другом заявлении аль-Риды: «Меня также заставили принять (наследование престола), хотя мне этого не хотелось. Я неохотно принял это, когда собирался стать убит», — сообщил шиитский источник Уюн Ахбар аль-Рида . [61]
Обсуждения
[ редактировать ]Кандидаты не смогли прийти к соглашению, и вскоре решение было в руках Ибн Ауфа, имевшего решающий голос. [50] и в конечном итоге сыграл ключевую роль в приходе на престол своего зятя Усмана. [13] В отчете ат-Табари говорится, что Али первоначально возражал против этой договоренности, но уступил, когда Ибн Ауф поклялся быть беспристрастным. [62] Затем Ибн Ауф, как сообщается, спросил каждого кандидата в частном порядке, за кого бы он проголосовал, если бы выбыл из гонки. [52] [46] В этом случае Усман заявил, что поддержит Али, а Али, Саад и Зубайр поддержали Усмана. [46] Кини находит странным, что Али поддержал Усмана в этом отчете, отмечая, что первый думал, что комитет настроен против него. [46] Некоторые сообщения ат-Табари предполагают, что Саад и Зубайр не настаивали на своих требованиях или требованиях Тальхи, и поэтому выбор вскоре сузился до Усмана и Али. [13] В качестве альтернативы, Ибн Исхак ( ум. 150/767 ) и ат-Табари включают сообщения, в которых Тальха присутствовал и отступил в пользу Усмана, Зубайр - в пользу Али, а Саад - в пользу Ибн Ауфа. [52] [62] Это сообщение явно противоречит версии, согласно которой Ибн Ауф имеет решающий голос. [52]
Или
[ редактировать ]По некоторым сведениям, Али успешно обратился к Зубайру и Сааду, и они, как сообщается, перешли на сторону Али. [46] но это дало бы Али большинство, если бы Тальха все еще отсутствовал, и, таким образом, Саад имел бы два голоса. [46] Маделунг упоминает этот рассказ о Сааде, но называет его «в лучшем случае мягкой поддержкой», предполагая, что «Али практически не имел поддержки» в комитете. [25] Маделунг и Джафри также полагают, что Зубайр поддерживал Усмана, хотя первый ранее выступал за Али против Абу Бакра после смерти Мухаммеда. [25] Несмотря на свои семейные связи с Али, предполагает Джафри, Зубайр на этот раз отказался от поддержки благочестивого Али, полагаясь на финансовые возможности, открывшиеся после завоеваний Византийской и Персидской империй. Он отмечает, что Зубайр, Тальха, Саад и Ибн Ауф накопили огромное богатство при Усмане. [63]
Внешнее влияние
[ редактировать ]Ибн Ауф также проконсультировался с известными деятелями из Мекки, Медины и городов-гарнизонов, присутствовавшими в Медине. [52] В частности, элита курайшитов решительно поддержала Усмана, пишет Маделунг. [13] Сообщается, что лидер махзумитов Абдаллах ибн Аби Рабиа из курайшитов предупредил Ибн Ауфа: «Если вы поклянетесь в верности Али, мы услышим и не подчинимся, но если вы поклянетесь в верности Усману, мы услышим и повинуемся. Так бойтесь Бога, Ибн Ауф». [13] [46] Али открыто говорил о божественном и исключительном праве потомков Мухаммеда на лидерство. [60] [25] что поставило бы под угрозу будущие амбиции других курайшитов на лидерство. [48]
Решение
[ редактировать ]Наиболее распространенной здесь традицией является то, что Ибн Ауф публично предложил Али халифат при двух условиях: во-первых, он должен следовать Корану и Сунне (прецедент Мухаммеда), а во-вторых, он должен следовать примеру первых двух халифов, а именно: Абу Бакр и Умар. Али принял первое условие, но отклонил второе, добавив, что он будет полагаться только на свое суждение в отсутствие каких-либо прецедентов из Корана и Сунны. Затем Ибн Ауф представил такие же условия Усману, который с готовностью их принял. [64] [49] [65] Это также версия, которую предпочитает Мавани. [66] Кеннеди , [67] Афсаруддин , [68] Шабан, [69] Шах-Каземи , [70] и Аслан . [16] В качестве альтернативы Кроун и Кини представляют другую (суннитскую) версию, в которой Али отвечает, что он будет следовать за Абу Бакром и Умаром в меру своих возможностей, тогда как Усман просто ответил утвердительно и получил мандат от Ибн Ауфа. [44] [71] Этот второй рассказ предполагает явное предпочтение Ибн Ауфа Усману. [72]
Во всяком случае, Ибн Ауф затем присягнул на верность Усману как следующему халифу, и, как сообщается, все остальные последовали его примеру. [44] Хотя Али не стал серьезно оспаривать это, [21] Назначение Усмана не было хорошо воспринято некоторыми кругами мусульманской общины и, вероятно, способствовало первой гражданской войне ( фитне ). [73] Правление Усмана в качестве третьего халифа было отмечено кумовством. [74] [75] [76] и отход от исламского благочестия. [77] [49] Он был убит недовольными повстанцами в своей резиденции в 656 году. [78] [79]
Реакция Али
[ редактировать ]Али выступил против решения комитета, [21] и возражал против того, что он считал пристрастием Ибн Ауфа, [71] но, как сообщается, не оспаривал результат. [21] Существуют противоречивые суннитские сообщения о реакции Али на назначение Усмана, хотя все они заканчиваются его присягой новому халифу. Таким образом, источники Кини девятого века готовы включить разногласия между товарищами, но в конечном итоге представляют их и сообщество, объединившееся вокруг нового халифа. [71] Поскольку почтение к товарищам постепенно стало суннитской догмой, [60] такие отчеты позже были отвергнуты как проалидские и подвергнуты значительной цензуре со стороны суннитских авторов. [80] даже несмотря на то, что авторы этих отчетов отвергают претензии шиитов и поддерживают своих халифов-аббасидов. [60]
Шиитская газета «Нахдж аль-Балага» сообщает, что Али согласился согласиться с решением комитета «до тех пор, пока дела мусульман остаются нетронутыми и в них нет притеснений, кроме меня самого». [66] [81] Реза Шах-Каземи интерпретирует это заявление как молчаливое одобрение Али правил Абу Бакра и Умара, добавляя, что он, тем не менее, считает себя законным преемником Мухаммеда. [81] и отказался от претензий на халифат ради единства ислама. [82] Напротив, Хамид Мавани и Мария М. Дакаке предполагают, что Али рассматривал преемственность Абу Бакра как отступление, которое превратилось в полномасштабное отклонение с восстанием Муавии во время его собственного халифата. [83] [84] Это также шиитская точка зрения, представленная шиитским юристом Рухоллой Хомейни ( ум. 1989 ). [85] Отказ Али следовать прецеденту первых двух халифов также стал отличительной чертой шиитской юриспруденции и привел к более позднему развитию их независимых юридических школ. [86]
Статус-кво
[ редактировать ]Лаура Вечча Вальери ( ум. 1989 ) предполагает, что халифат Али поставил бы под угрозу некоторые устоявшиеся интересы, поскольку он не считал Абу Бакра и Умара полностью сторонниками Корана и Сунны. [87] Аналогичного мнения придерживается и Аслан. [16] в то время как МакХьюго добавляет, что Али открыл бы лидерство ансарам и другим, тем самым положив конец привилегированному статусу курайшитов. [88] В этом смысле Энтони рассматривает отказ Али следовать за первыми двумя халифами как свидетельство его осуждения их правления. [26] Шабан отмечает, что отказ Али сделал его объединяющим фактором для оппозиционного движения, добавляя, что богатый Усман, возможно, был выбран для защиты интересов Мекки. [89] Точно так же Кеннеди предполагает, что Али отказался следовать прецеденту Абу Бакра и Умара, потому что он мог осознавать, что доминирование курайшитов разделяет общину, и хотел открыть лидерство для других групп, особенно Ансаров, с которыми у него были связи. Усман, напротив, был богатым мекканским торговцем, имевшим хорошие связи с курайшитской элитой. [67] Некоторые современные авторы идут еще дальше, предполагая, что вопрос Ибн Ауфа был призван отсеять Али, поскольку он был хорошо осведомлен о разногласиях Али с двумя прошлыми халифами и что он неизбежно отверг бы второе условие. [49] [53] [16] [65] Однако для Афсаруддина (суннитские) отчеты о назначении Усмана сообщают, что в то время ожидалось, что третий халиф последует за Абу Бакром и Умаром. [68]
Мотивы Ибн Ауфа
[ редактировать ]По словам Джафри, Усмана часто изображают слабоумным человеком. [49] [90] и он предполагает, что Ибн Ауф и комитет (кроме Али) надеялись, что он будет служить их интересам как представители курайшитской аристократии. [90] Кини и Аюб включают отчет ат-Табари, в котором цитируются слова Али: «Вы [Ибн Ауф] назначили Усмана, чтобы власть вернулась к вам». [71] [72] Точка зрения Вельхаузена аналогична. Тем не менее, Маделунг с этим не согласен, заявляя, что Усман был фактически выдвинут потому, что он был единственным доступным сильным противником Али. [18] Его точку зрения разделяет МакХьюго. [88]
Историчность
[ редактировать ]Самыми ранними источниками являются отчеты ахбари, написанные более чем через столетие после Усмана, и все они носят полемический характер. [91] [80] написано также с учетом ретроспективы. То есть авторы знали о кумовстве Усмана, халифате Али, гражданской войне, династиях Омейядов и Аббасидов. [91] Катеани ( ум. 1935 ) полностью отвергает комитет Умара как более позднюю выдумку, призванную оправдать преобладающую практику Аббасидов. [92] тогда как Джафри, [10] Маделунг, [93] и Кини [80] защитить достоверность отчетов в этом отношении.
Джафри далее утверждает, что отчеты комитета Умара по существу достоверны, добавляя, что отчеты ранних историков аль-Баладхури, аль-Якуби ( ум. 284/897-8 ), аль-Табари и аль-Масуди похожи друг на друга и на слова гораздо более раннего Ибн Исхака ( ум. 150/767 ). [10] Тем не менее, он признает, что трудно выяснить ход обсуждения в комитете. [64] С другой стороны, Маделунг считает, что соответствующие исторические отчеты частично противоречивы и вымышлены, хотя он утверждает, что на их основе можно сделать некоторые выводы с разумной уверенностью. [93]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пеллат 2011 .
- ^ Маделунг 1997 , с. 68-75.
- ^ Джафри 1979 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Джафри 1979 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кини 2021 , §3.2.
- ^ Jump up to: а б с д Кроун 2001 , с. 4.
- ^ Аюб 2014 , с. 41н2.
- ^ Аюб 2014 , с. 37.
- ^ Аюб 2014 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и Джафри 1979 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кроун 2001 , с. 5.
- ^ Аюб 2014 , с. 42н6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Маделунг 1997 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Аюб 2014 , с. 46.
- ^ Хадж-Манучери 2013 .
- ^ Jump up to: а б с д Лео 2011 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Энтони 2013б .
- ^ Jump up to: а б с Маделунг 1997 , с. 80.
- ^ Энтони 2013a .
- ^ Jump up to: а б Кешк 2014 , с. 668.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 1997 , стр. 4.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 71, 80.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2014 , с. 44.
- ^ Аюб 2014 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и Маделунг 1997 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Энтони 2013а , с. 31.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 72–3.
- ^ Аюб 2014 , с. 36.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 67–8.
- ^ Глассе 2003a , с. 40.
- ^ Табатабай 1977 , с. 158.
- ^ Момент 1985 , с. 19.
- ^ Момент 1985 , с. 16.
- ^ Аббас 2021 , с. 89.
- ^ Маделунг 1997 , с. 22.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 66–7.
- ^ Дафтари 2014 , с. 29.
- ^ Глив 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д Джафри 1979 , стр. 52–3.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2014 , с. 35.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 65–6.
- ^ Jump up to: а б с д Кроун 2001 , с. 6.
- ^ Дакаке 2008 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с Кроун 2001 , с. 8.
- ^ Аюб 2014 , с. 48н18.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кини 2021 , §3.3.
- ^ Дакаке 2008 , стр. 51, 260н3.
- ^ Jump up to: а б с Аббас 2021 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Момент 1985 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Кроун 2001 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , стр. 52–3, 55.
- ^ Jump up to: а б с д и Кроун 2001 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д Аббас 2021 , с. 116.
- ^ Маделунг 1997 , с. 68.
- ^ Фаайзер 2004 .
- ^ Шабан 1971 , с. 62–3.
- ^ Аюб 2014 , стр. 43–4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джафри 1979 , с. 53.
- ^ Мавани 2013 , стр. 113–4.
- ^ Jump up to: а б с д Кини 2021 , §3.5.
- ^ Мавани 2013 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2014 , с. 47.
- ^ Джафри 1979 , стр. 55–6.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Бодли 1946 , с. 348.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2015 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Афсаруддин 2013 , с. 44.
- ^ Шабан 1971 , с. 61.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д Кини 2021 , §3.4.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2014 , с. 49.
- ^ Демихелис 2014 , с. 567
- ^ Маделунг 1997 , с. 81.
- ^ Хиндс 1972 .
- ^ Доннер 2012 , с. 152.
- ^ Аюб 2014 , с. 50.
- ^ Глассе 2003b , с. 423.
- ^ Аббас 2021 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Кини 2021 , §3.1.
- ^ Jump up to: а б Шах-Каземи 2022 , с. 83.
- ^ Шах-Каземи 2022 , с. 82.
- ^ Мавани 2013 , с. 114.
- ^ Дакаке 2008 , с. 50.
- ^ Мавани 2013 , с. 204н8.
- ^ Джафри 1979 , с. 56.
- ^ Вечча Валььери 1970 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б МакХьюго 2018 , §2.I.
- ^ Шабан 1971 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Джафри 1979 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Кроун 2001 , с. 3.
- ^ Арнольд 2018 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Маделунг 1997 , стр. 70–1.
Источники
[ редактировать ]- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56181-7 .
- Пелла, Чарльз (2011). «Абу Лолоа » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника
- Кини, Хизер Н. (2021). 'Усман ибн 'Аффан: легенда или ответственность? . Публикации Oneworld. ISBN 9781786076984 .
- Кроун, Патрисия (2001). «Шура как выборный институт» . Quaderni di Studi Arabi . 19 :3–39. JSTOR 25802929 .
- Энтони, Шон В. (2013). « Али бин Аби Талиб (ок. 599-661)» . В Бауэринге, Герхард (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–2. ISBN 9780691134840 .
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780853982005 .
- Шабан, Массачусетс (1971). Исламская история: Том 1, 600–750 гг. Н.э. (132 г. хиджры): новая интерпретация . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521291316 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозный авторитет и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Аслан, Реза (2011). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9780812982442 .
- Доннер, Фред М. (2012). Мухаммед и верующие: у истоков ислама . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674064140 .
- Хальм, Хайнц (1997). Шиитский ислам: от религии к революции . Издательство Маркуса Винера. ISBN 9781558761346 .
- Энтони, Шон В. (2013a). « Али бин Аби Талиб (ок. 599-661)» . В Бауэринге, Герхард; Кроун, Патрисия; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж.; Заман, Мухаммад Касим (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 30–2.
- Энтони, Шон В. (2013b). « 'Усман бен 'Аффан (ок. 579-656)» . В Бауэринге, Герхард; Кроун, Патрисия; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж.; Заман, Мухаммад Касим (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 584–5.
- Кеннеди, Хью (2015). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век . Рутледж.
- Афсаруддин, Асма (2013). Первые мусульмане: история и память . Публикации Oneworld. ISBN 9781780744483 .
- Демикелис, Марко (2014). «Шура» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 2. АВС-КЛИО. стр. 565–8. ISBN 9781610691789 .
- Кешк, Халед М.Г. (2014). « УСМАН ИБН АФФАН (579-656)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 2. АВС-КЛИО. стр. 667–9. ISBN 9781610691789 .
- Арнольд, Томас В. (2018). Халифат . Рутледж. ISBN 9781138215740 .
- Векча Валььери, Лаура (1970). «ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ И ОМАЙЯДСКИЙ ХАЛИФАТ». Ин Холт, Питер М.; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 57–103.
- Глассе, Сирил, изд. (2003а). « Али ибн Аби Талиб» . Новая энциклопедия ислама . АльтаМира Пресс. стр. 39–41. ISBN 9780759101890 .
- Глассе, Сирил, изд. (2003б). «Шиизм» . Новая энциклопедия ислама . АльтаМира Пресс. стр. 422–8. ISBN 9780759101890 .
- Хиндс, Мартин (1972). «Убийство халифа Усмана». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 3 (4): 450–69. дои : 10.1017/S0020743800025216 . S2CID 159763369 .
- Бодли, РВК (1946). Посланник; жизнь Магомета . Даблдей и Компания, Inc.
- Файзер, Ризви (2004). « Усман ибн Аффан (р. 644-656)» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Macmillan США. ISBN 9780028656052 .
- Дафтари, Фархад (2014). История шиитского ислама . Академик Блумсбери. ISBN 9781780768410 .
- Глив, Роберт М. (2022). «Али Б. Аби Талиб» . Во флоте, Кейт (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 9781626165885 .
- Шах-Каземи, Реза (2022). Имам Али: краткая история, вневременная тайна . ИБ Таурис. ISBN 9781784539368 .
- Наср, Сейед Хосейн; Дагли, Канер К.; Дакаке, Мария Масси; Лумбард, Джозеф Э.Б.; Рустом, Мохаммед (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Харпер Коллинз. ISBN 9780062227621 .
- Дакаке, Мария Масси (2008). Харизматическое сообщество: шиитская идентичность в раннем исламе . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-7033-6 .
- Хадж-Манушехри, Фарамарз (2013). Мусави-Бойнурди, Мохаммад-Казем (ред.). Хасан (А.С.), Имам (на персидском языке). Тегеран: Исламская энциклопедия . стр. 532–565. ISBN 978-600-6326-19-1 .
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Публикации Oneworld. ISBN 9781780746746 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1977). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .