Jump to content

Абу Лулуа

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Абу Лулуа Фируза )

Абу Лулуа Фируз
أبو لؤلؤة فيروزАбу Лулу Файруз
Рожденный Неизвестная дата
Нахаванд , Иран (вероятно)
Умер Исторический: 644
Медина , Аравия
Легендарный: после 644 г.
Кашан , Иран
Другие имена Баба Шуджа ад-Дин (16 век)
Фируз Нахаванди (20 век)
Эра Ранний исламский период
Известный Убийство халифа Умара

Лулуа Фируз ( араб . ابو لـــــــة فيروز , от среднеперсидского : Перуз ), также известный в современных языке как Абу Лулу был Абу или Фируз Нахаванди , источниках на персидском сасанидским персидским рабом, убивший Умара ибн аль-Ха. аттаб ( р. 634-644 ), второй исламский халиф , в ноябре 644 года.

После того, как Абу Лулуа попал в плен в бою во время арабо-мусульманского завоевания Персии , его доставили в Медину , тогдашнюю столицу Халифата Рашидун , куда обычно не допускались пленные неарабского происхождения. Однако, как высококвалифицированному мастеру, Абу Лу'луа в исключительных случаях был разрешен въезд в город для работы на халифа. Мотив его убийства халифа не совсем ясен, но средневековые источники обычно связывают его с налоговым спором. Говорят, что в какой-то момент Абу Лулуа попросил халифа отменить налог, наложенный на него его арабским хозяином аль-Мугирой ибн Шубой . Когда Умар отказался отменить налог, Абу Лулуа напал на него, когда он возглавлял коллективную молитву в мечети , нанеся ему удар обоюдоострым кинжалом и смертельно ранив его.

Согласно историческим данным, Абу Лулуа был либо схвачен и казнен в Медине, либо покончил там жизнь самоубийством. В отместку Убайд Аллах ибн Умар (один из сыновей Умара) убил дочь Абу Лулуа, а также Хурмузана (бывшего офицера сасанидской армии) и христианина из Аль-Хиры (Ирак). Однако, согласно более поздним легендам, впервые зафиксированным в эпоху Сефевидов пророка Мухаммеда , двоюродный брат и зять Али (позже почитаемый как первый шиитский имам ) спас Абу Лулуа от преследователей. и чудесным образом перенес его в город Кашан (Иран), где Абу Лулуа женился и прожил остаток своей жизни.

В какой-то момент был построен храм Абу Лулуа в Кашане . Начиная с 16 века, эта святыня стала центром ежегодного антисуннитского фестиваля, посвященного убийству Абу Лулуа Умара, правление которого шииты считают репрессивным и несправедливым. В контексте этого фестиваля, который называется Омар Кошан ( букв. « убийство Умара » ), Абу Лулуа получил прозвище Баба Шуджа ад-Дин ( بابا شجاع الدين , «Отец, мужественный в вере»). .

Имя Абу Лулуа выделено красным, ср. Лейден Ор. 298, от 866 г. н.э.

Имя Абу Лу'луа, скорее всего, было Перуз , среднеперсидское имя, означающее «Победоносный» и арабизированное в дошедших до нас источниках как Фируз или Файруз . [ 1 ] Однако в ранних источниках его чаще называют арабской куньей (текнонимом или прозвищем) Абу Лулуа , что означает «Отец жемчуга». [ 2 ] Начиная с 16 или 17 века, он также получил арабское лакаб (почетное прозвище) Баба Шуджа ад-Дин ( букв. « Отец, мужественный в вере » ), что было связано с ежегодными празднованиями , проводимыми в его честь в Иране раннего Нового времени ( см. ниже). [ 3 ] В современных на персидском языке его иногда называют неисторическим именем Фируз Нахаванди источниках . [ 4 ]

Биография

[ редактировать ]
Изображение Абд ар-Рахмана ( ибн Ауфа или ибн Аби Бакра ) в начале 20-го века, ставшего свидетелем предполагаемого заговора Абу Лу'луа, Хурмузана и Джуфайны (ошибочно изображено здесь как женщина; изображение орудия убийства также может быть ошибаться) [ 5 ]

О его жизни известно очень мало. [ 6 ] Согласно некоторым историческим сведениям, Абу Лулуа был зороастрийцем из Нахаванда (Иран), хотя в других сообщениях он описывается как христианин . [ 7 ] Высококвалифицированный столяр и кузнец , [ 8 ] Абу Лу'луа, вероятно, был взят в плен своим арабским хозяином аль-Мугирой ибн Шу'бой в битве при Нахаванде (642 г.) и впоследствии доставлен в Аравию , где он, возможно, также принял ислам. [ 9 ] Другие исторические источники сообщают, что он скорее был взят в плен аль-Мугирой в битве при аль-Кадисии (636 г.) или что он был продан аль-Мугире Хурмузаном , бывшим сасанидским военным офицером, который работал на Умара в качестве советник после своего пленения мусульманами. [ 10 ] Хотя Медина , как правило, была закрыта для неарабского происхождения пленников во время правления Умара , Абу Лулуа в исключительных случаях был разрешен въезд в столицу раннего халифата , поскольку аль-Мугира отправил его туда служить халифу. [ 11 ]

Когда аль-Мугира заставил Абу Лулуа платить налог харадж в размере двух дирхамов в день, [ 12 ] Абу Лулуа обратился к Умару с протестом против этого налога. Однако Умар отказался отменить налог, чем спровоцировал гнев Абу Лулуа. [ 13 ] Это причина убийства Умара Абу Лулуа, указанная в большинстве исторических источников. [ 14 ] но истинные мотивы Абу Лулуа не ясны. [ 15 ] По словам Вильферда Маделунга в его книге «Наследие Мухаммеда» , предвзятая политика Умара в отношении неарабов, возможно, сыграла заметную роль в создании климата, который привел к убийству. [ 16 ]

Однажды, когда Умар возглавлял коллективную молитву в мечети Медины , Абу Лулуа нанес ему удар обоюдоострым кинжалом. [ 17 ] Существуют разные версии того, как это произошло: по одной из версий, он также убил стоявшего за Умаром Кулайба ибн аль-Букайра аль-Лайти, [ 18 ] а по другой версии он зарезал тринадцать человек, которые пытались его удержать. [ 19 ] По некоторым данным, халиф умер в день нанесения ножевого ранения (среда, 26 зу аль-хиджа исламского года 23 , или 6 ноября 644 года по григорианскому календарю ), в то время как по другим данным, он прожил еще три дня. [ 20 ]

Некоторые исторические источники сообщают, что Абу Лулуа был взят в плен и казнен за убийство Умара, в то время как другие источники утверждают, что он покончил жизнь самоубийством. [ 21 ] После смерти Абу Лу'луа его дочь была убита Убайд Аллахом ибн Умаром , одним из сыновей Умара. Действуя на основании заявления одного человека ( Абд ар-Рахмана ибн Ауфа или Абд ар-Рахмана ибн Аби Бакра ) о том, что они были замечены в сговоре с Абу Лу'луа, когда он держал в руках обоюдоострый кинжал, Убайд Аллах также убил Хурмузана (персидского военного советника Умара) и Джуфайну, христианина из аль-Хиры (Ирак), которого забрали в Медину для службы в качестве частного репетитора в семье в Медине. [ 22 ] После того, как Убайд Аллах был задержан за эти убийства, он угрожал убить всех иностранных пленников, проживающих в Медине, а также некоторых других. Хотя Убайд Аллаха, возможно, поощряла его сестра Хафса бинт Умар отомстить за смерть их отца, его убийство Хурмузана и Джуфайны, вероятно, было результатом психического расстройства, а не настоящего заговора. Его коллеги считали это преступлением, а не законным актом возмездия. [ 23 ]

В науке начала 20-го века иногда предполагалось, что Абу Лу'луа действительно был инструментом в руках заговора, хотя и не заговора, возглавляемого Хурмузаном, а, скорее, заговора, возглавляемого Али , аз-Зубайром ибн аль- Аввам и Тальха ибн Убайд Аллах . Ученые считали, что эти люди, которые, согласно историческим источникам, были назначены самим Умаром членами совета, который должен был избрать следующего халифа, сговорились свергнуть правление Умара и поставить Али на его место. [ 24 ] Однако эта гипотеза отвергается более поздними учёными. [ 25 ] Тем не менее, хотя Убайд Аллах впоследствии был оправдан в своих преступлениях преемником Умара Усманом (годы правления 644–656), который считал казнь Убайд Аллаха чрезмерной мерой ввиду недавнего убийства его отца, [ 26 ] Али, среди прочих, протестовал против этого и поклялся применить обычное наказание за убийство, если он когда-нибудь станет халифом. [ 27 ]

Маделунг в своей книге «Наследие Мухаммеда» отметил, что, как и убийство Умара Абу Лулуа из-за чего-то столь тривиального, как налоговое бремя, ответное убийство Убайд Аллахом явно случайных неарабов свидетельствует о сильной напряженности, существовавшей между Арабы и неарабы в раннем исламском халифате. [ 28 ] По словам Тайеба Эль-Хибри, историки 9-го века, записавшие эти события (среди прочих, Ибн Саад , аль-Баладхури , ат-Табари ), считали их закладывающими первые семена особой близости между Персией и Хашимидов семьей . пророка (включая Али), что позже отразилось в решающей роли, которую сыграли новообращенные Хорасани в свержении Омейядов и установлении Хашимидов. правление Аббасидов во время Аббасидской революции (750 г. н.э.). [ 29 ]

Наследие

[ редактировать ]

Святилище в Кашане

[ редактировать ]

По более поздним преданиям, Абу Лулуа не умер в Медине, а был чудесным образом спасен от преследователей Али, который посредством специальной молитвы переправил его в Кашан (город в центральном Иране), где он женился и женился. прожил остаток своей жизни. [ 30 ] Эту историю записал антишиитский полемист Мирза Махдум Шарифи (1540/41–1587). [ 31 ] но связи Абу Лу'луа с Кашаном, по-видимому, уходят еще дальше, поскольку уже в « Муджмал ат-таварих ва-ль-кишас» (анонимном труде, написанном около 1126 г. ) упоминается, что Абу Лу'луа происходил из Фин, деревня недалеко от Кашана. [ 32 ] В какой-то момент в окрестностях Кашана Абу Лулуа был посвящен храм, который, как говорят, был построен над его могилой. [ 33 ] Первые упоминания о могиле Абу Лулуа в Кашане появляются в трудах Гияс ад-Дина Хвандамира ( ок. 1475 – ок. 1535 ) и Нур Аллаха аль-Шуштари (1549–1610). [ 34 ]

Недавно по поводу этого святилища возникли разногласия: ряд суннитских учреждений, таких как Университет аль-Азхар и Международный союз мусульманских ученых , потребовали от иранского правительства снести святыню. [ 35 ] Сообщается, что храм был закрыт в 2007 году аятоллой Мохаммедом-Али Тасхири , который был известен как решительный сторонник суннитско-шиитского примирения. [ 36 ]

Ежегодное празднование

[ редактировать ]
Храм Абу Лулуа в Кашане , Иран.

в 16 веке Во время обращения Ирана в шиитский ислам под властью Сефевидов стал проводиться фестиваль в честь Абу Лулуа и убийства им Умара. [ 37 ] Названный Омар-кошан ( букв. « убийство Умара » ), он первоначально проводился вокруг святилища Абу Лулуа в Кашане в годовщину убийства Умара ( 26 зу аль-хиджа ). [ 38 ] Позже празднование распространилось и на другие территории Ирана и иногда проводилось 9 Раби аль-Авваля, а не 26 Зу аль-Хиджа . [ 39 ]

Фестиваль прославлял Абу Лу'луа по прозвищу Баба Шуджа ад-Дин ( букв. « Отец, храбрый в вере » ) как национального героя, который защитил религию, убив деспотического халифа. [ 40 ] Умара не только считали преследователем неарабов, его также считали угрожавшим и ранившим дочь Мухаммеда и жену Али Фатиму . [ 41 ] Из-за этого шииты (почитающие Фатиму) стали рассматривать Умара как символ угнетения их секты. [ 42 ] Учреждение фестиваля было связано с более общим институтом в раннем Сефевидском Иране ритуального проклятия первых трех халифов Рашидун (почитаемых суннитами, но рассматриваемых шиитами как узурпаторов законного положения Али как халифа). [ 43 ] Оно включало избиение и сожжение чучел Умара, сопровождавшееся проклятиями и чтением оскорбительных стихов. [ 44 ]

В период Каджара (1789–1925) от ритуальных проклятий и унижений первых трёх халифов постепенно отказались из-за улучшения политических отношений с османами -суннитами . Таким образом, к началу 20 века фестиваль Омара Кошана вышел из употребления в крупных городах Ирана, сохранившись только в сельской местности. [ 45 ] Эта эволюция была дополнительно стимулирована ростом панисламизма (идеологии, выступающей за единство всех мусульман, как шиитов, так и суннитов) в конце 19 века. [ 46 ] Пика этого ритуала достигла Исламская революция 1979 года, в результате которой этот ритуал был официально запрещен в Исламской Республике Иран . [ 47 ]

Тем не менее, в Иране праздник до сих пор отмечают, хотя зачастую тайно и в закрытых помещениях. [ 48 ] Теперь он проводится 9-го числа месяца Раби аль-Авваль исламского года и длится до 27-го числа. [ 49 ] Это фестиваль карнавального типа, в котором социальные роли меняются местами и переворачиваются общественные нормы. [ 50 ] обычно функционируют как более беззаботный аналог страстных пьес Тазие , посвященных смерти внука пророка Мухаммеда Хусейна ибн Али в битве при Кербеле в 680 году. [ 51 ] В наши дни Умаром, которого презирают на фестивале, иногда принимают за Умара ибн Саада , лидера войск, убивших Хусейна в Кербеле. [ 52 ] идентификация, которая еще больше отдаляет фестиваль от его антисуннитского происхождения.

  1. ^ В большинстве источников, в которых указывается его имя, упоминается «Фируз»; см. Ишкевари и Неджад 2008 ; Пеллат 1983–2011 («Фероз», альтернативная транслитерация того же самого). Калмард 1996 , с. 161 и Фишер 1980 , с. 16 называют его «Фируз», а Маделунг 1997 , с. 75 дает его более полное имя как «Абу Луллу Файруз» (как указано в ат-Табари , Тарих ат-Табари , изд. Де Годже 1:2632 = ред. Каир 4:136, цитата: « Ламма кудима би-саби Нихаванд ила аль -Мадина, Джаала Абу Лухлух Фируз гулам аль-Мугира ибн Шуба ла ялка минхум сагиран илля масаха раасаху ва-бака ва-кала [...]»). О парфянском и среднеперсидском происхождении имени см. Чкеидзе 2001–2012 ; о значении «Победоносный» см. Резахани 2017 , с. 78.
  2. ^ См. использование в Levi Della Vida & Bonner 1960–2007 ; Пеллат 1983–2011 гг .; Маделунг 1997 , стр. 68–70, 75, 346; Эль-Хибри 2010 , стр. 107–114 и др. В современном персидском языке это становится Абу Лоло или Абу Лулу (см. Ишкевари 1994–2020 ), использование иногда также применяется в других местах (например, Тораб 2007 или Ишкевари и Неджад 2008 ).
  3. ^ Джонсон 1994 , с. 127, примечание 23; Калмард 1996 , с. 161.
  4. ^ См., например, Ассеми 1964 , с. 153; Жудат 1973 , стр. 101-1. 10, 15; Аноним 1975 , с. 537; Алл Мустафави 1982 , с. 432; Бастани Париж 1983 , с. 274; Хатим 2004 , с. 9; Шабани 2006 , с. 102. В последнее время форма Пируз Нахаванди ( Святой Нахаванди ) также стала популярной, например, в персоязычной Википедии .
  5. ^ Маделунг 1997 , с. 404 называет Джуфайну «ан-Насрани», что указывает на то, что он был мужчиной. Более того, хотя орудие убийства здесь, кажется, изображено в виде меча с разделённым лезвием (как у Зульфикара ), Эль-Хибри 2010 , с. 109 описывает его как «уникальный кинжал», имеющий «два заостренных острых края и рукоятку посередине». Фотография взята из «Тарихуна би-услюб кашаси» («Наша история в повествовательном стиле»), популярной книги по истории, впервые опубликованной в Ираке в 1935 году.
  6. ^ Ишкевари и Неджад 2008 .
  7. ^ Пеллат 1983–2011 . Современные авторы также придерживаются разных точек зрения: Леви Делла Вида и Боннер 1960–2007 просто заявляют, что он был христианским рабом, тогда как Маделунг 1997 , с. 75, примечание 67 считает источники, утверждающие, что он был христианином, ненадежными. Ишкевари и Неджад 2008 отмечают, что, согласно « Муджмал ат-таварих ва-ль-кишас» , анонимной работе, написанной ок. В 1126 году Абу Лулуа прибыл из Фина, деревни недалеко от Кашана .
  8. ^ Пеллат 1983–2011 .
  9. ^ Это точка зрения Madelung 1997 , стр. 75, примечание 67.
  10. ^ См. источники, цитируемые Эль-Хибри 2010 , стр. 108–109 (см. также стр. 112).
  11. ^ Пеллат 1983–2011 ; ср. Маделунг 1997 , с. 75, примечание 64.
  12. ^ Другие источники говорят о трех дирхамах в месяц; см . Пеллат 1983–2011 гг .
  13. ^ Пеллат 1983–2011 ; Леви Делла Вида и Боннер 1960–2007 гг . Как указал Пеллат (1983–2011), другие источники скорее утверждают, что Абу Лу'луа был рассержен тем, что халиф поднял налог харадж на его хозяина аль-Мугиру.
  14. ^ Леви Делла Вида и Боннер 1960–2007 .
  15. ^ Пеллат 1983–2011 .
  16. ^ Маделунг 1997 , с. 75.
  17. ^ Эль-Хибри 2010 , с. 109 описывает кинжал как «уникальный», имеющий «два заостренных острых края и рукоятку посередине».
  18. ^ Смит, Дж. Рекс, изд. (1994). История ат-Табари, том XIV: Завоевание Ирана, 641–643 гг. н.э./21–23 гг. хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 90. ИСБН  978-0-7914-1293-0 . См. Эль-Хибри 2010 , с. 109. См. также Каэтани 1905–1926 , т. 1, с. В, с. 216 .
  19. ^ Эль-Хибри 2010 , с. 109.
  20. ^ Леви Делла Вида и Боннер 1960–2007 ; Пеллат 1983–2011 гг .
  21. ^ Пеллат 1983–2011 .
  22. ^ Маделунг 1997 , с. 69 (ср. стр. 404, где Маделунг называет его «Джуфайна ан-Насрани»).
  23. ^ Маделунг 1997 , с. 69.
  24. ^ Каэтани 1905–1926 , том. В, стр. 40–51, как сообщает Madelung 1997 , стр. 68–70.
  25. ^ Маделунг 1997 , стр. 68–70; Леви Делла Вида и Боннер 1960–2007 ; Пеллат 1983–2011 гг .
  26. ^ Маделунг 1997 , с. 70.
  27. ^ Маделунг 1997 , стр. 69–70.
  28. ^ Маделунг 1997 , с. 75.
  29. ^ Эль-Хибри 2010 , стр. 107–108, ср. стр. 90–92.
  30. ^ Фишер 1980 , с. 16; Джонсон 1994 , с. 127, примечание 23.
  31. В его «ан-Навакид ли-буньян ар-равафид» , написанном в 1580 году: см. Johnson 1994 , p. 127, примечание 23; о Шарифи см. Ghereghlou 2016–2019 .
  32. ^ Ишкевари и Неджад 2008 .
  33. ^ Алгар 1990 ; Джонсон 1994 , с. 127, примечание 23.
  34. ^ Ишкевари и Неджад 2008 .
  35. ^ Исмаил 2016 , с. 93, который также ссылается на «Аль-Арабия» репортаж Исмаила за 2007 год .
  36. ^ Мавани 2016 , с. 137.
  37. ^ Алгар 1990 ; Тораб 2007 , с. 196.
  38. ^ Джонсон 1994 , с. 127, примечание 23; ср. Алгар 1990 . Фестиваль также упоминается Мирзой Махдумом Шарифи (1540/41–1587) в его «ан-Навакид ли-буньян ар-равафид» (написано в 1580 году).
  39. ^ Калмард 1996 , с. 161; Алгар 1990 .
  40. ^ Калмард 1996 , с. 161; Джонсон 1994 , с. 127, примечание 23; Тораб 2007 , с. 196.
  41. ^ Тораб 2007 , с. 195.
  42. ^ Стюарт 1996 , с. 47; Мавани 2016 , с. 137.
  43. ^ Алгар 1990 .
  44. ^ Алгар 1990 ; Тораб 2007 , с. 194. Пример такой очерняющей поэзии приводит Стюарт 1996 , с. 47.
  45. ^ Алгар 1990 .
  46. ^ Алгар 1990 .
  47. ^ Тораб 2007 , стр. 194–195.
  48. ^ Тораб 2007 , с. 195.
  49. ^ Тораб 2007 , с. 198.
  50. ^ Тораб 2007 , с. 194.
  51. ^ Алгар 1990 .
  52. ^ Тораб 2007 , с. 197.

Источники

[ редактировать ]

Другие сочинения, упомянутые

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82a2066ed21aa56e0def6ab26fd761cb__1724613900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/cb/82a2066ed21aa56e0def6ab26fd761cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abu Lu'lu'a - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)