Убийство Усмана
Убийство Усмана | |
---|---|
Расположение | Медина , Аравия , Халифат Рашидун, ныне Саудовская Аравия. |
Координаты | 24 ° 28'12 "N 39 ° 36'36" E / 24,47000 ° N 39,61000 ° E |
Дата | 17 июня 656 г. |
Цель | Усман |
Тип атаки | Убийство |
Оружие | Меч |
Летальные исходы | 1 убит, 1 ранен |
Жертва | Усман |
Усман , третий халиф с 644 по 656 год, был убит в конце осады его дома в 656 году. Первоначально это был протест, осада обострилась после смерти протестующего. Протестующие, ставшие повстанцами, потребовали нового халифа, но Усман отказался, и 17 июня 656 г. (35 г. хиджры), когда его дом был подожжен, некоторые протестующие смогли прыгнуть в заднюю часть его дома, где они нашли его читающим. Коран. Они нанесли ему удар по голове и пронзили живот.
Усман Щедрый (аль-Гани) |
---|
Убийство Усмана произвело поляризующий эффект в мусульманском мире того времени. Были подняты вопросы не только относительно его характера и политики, но и отношений между мусульманами и государством, религиозных убеждений относительно восстания и управления, а также качеств правления в исламе. [1]
Фон
[ редактировать ]После смерти Мухаммеда и первого халифа Абу Бакра ( годы правления 632–634 ) в 632 и 634 годах соответственно, Умар ( годы правления 634–644 новым халифом стал ). Продолжая завоевательные войны, начатые Абу Бакром, он добился почти полного краха Сасанидской Персии . Византийская империя ограничивалась Анатолией и центральной частью Северной Африки . [2] Завоевательные армии расселялись на завоеванных территориях. гарнизонные города Басра и Куфа В Ираке для этой цели были созданы . Фустат был основан в Египте. Из-за значительного арабского населения Сирии мусульманские завоеватели региона поселились в уже существовавших городах. [3]
Завоевания принесли мусульманам щедрые доходы и земли. [4] В частности, в Ираке бывшие коронные земли и земли персидской аристократии теперь оказались в руках мусульман. Они стали коммунальной собственностью, находящейся в ведении государства, хотя солдаты протестовали, поскольку считали эти земли своей собственностью. Доходы распределялись между армиями-завоевателями. [5] [6] Умар также оставил администрацию провинции соответствующим губернаторам, которые правили со значительной автономией, а излишки провинции тратились на поселенцев на завоеванных территориях, а не отправлялись в столицу. [7] В некоторых вопросах, таких как военное жалованье ( ата ) и административные должности, Умар отдавал предпочтение тем, кто имел приоритет ( сабика ) в исламе, и держал в страхе тех, кто поздно присоединился к движению, что в некоторой степени приводило к социальному расслоению и недовольству среди обладатели власти и престижа в старом порядке. [8]
После убийства Умара в 644 году Абу Лу'лу'а Фирузом было созвано консультативное собрание ( шура ) видных сподвижников Мухаммеда, в которое вошли Абд ар-Рахман ибн Ауф , аз-Зубайр ибн аль-Аввам , Али , Са' д ибн Аби Ваккас , Тальха ибн Убайд Аллах и Усман были вынуждены выбрать нового халифа среди Усмана и Али. Собрание единогласно выбрало Али, но его отказ в конечном итоге привел к тому, что Усман стал новым халифом. [9] Хотя Усман был одним из первых соратников Мухаммеда со времен Мекки и был предан делу ислама, он принадлежал к клану Омейядов племени курайшитов — группе мекканских кланов, к которым Мухаммед и большинство его выдающихся мекканских сподвижников принадлежал. [10] [11] Омейяды были ярыми противниками Мухаммеда во время его служения и обратились в ислам только после завоевания Мекки в 629 году, ближе к концу карьеры Мухаммеда. [12] [13] Мухаммед, а позже Абу Бакр и Умар пытались склонить на свою сторону Омейядов и включить их в новый порядок, награждая их подарками и важными постами. [12] [13] [14]
Оппозиция политике Усмана
[ редактировать ]Усман начал централизовать власть, полагаясь на своих родственников-Омейядов, исключая других курайшитов, которые пользовались значительным авторитетом во время правления двух его предшественников, и ансаров , мединских помощников Мухаммеда, которые уже потеряли некоторое значение после его смерти. . Усман назначил своих родственников губернаторами всех провинций. [15] [14] и предоставил ряд земельных и денежных грантов своим родственникам, включая Марвана ибн аль-Хакама и Саида ибн аль-Аса . [16] Примерно в 650 году, примерно со второй половины его правления, общее мнение повернулось против Усмана. [4] Его обвинили в кумовстве и назначении на важные посты слишком молодых людей. [17] Вмешательство Усмана в дела провинции, заключавшееся в объявлении им королевских земель Ирака государственными активами и его требовании, чтобы излишки провинции были отправлены халифу в Медине, вызвало широкую оппозицию его правлению, особенно со стороны Ирака и Египта. , где обосновалось большинство завоевательных армий. [18] Старые поселенцы также видели, что их статусу угрожает предоставление земель на завоеванных территориях видным курайшитам, таким как аз-Зубайр и Тальха, а также халиф, позволяющий поздно прибывшим вождям племен, таким как аль-Ашас ибн Кайс , приобретать там земли в обмен на свои земли в Аравии. [19] [20]
Во главе старожилов Куфы, которые впоследствии стали известны как курра (чтецы Корана), Малик ибн аль-Харис стал выступать против политики Усмана. События достигли апогея, когда губернатор Усмана в Куфе, его родственник Саид ибн аль-Ас, был изгнан из города куррой . Своим губернатором они объявили сподвижника Абу Мусу аль-Ашари , который ранее был свергнут Усманом с поста губернатора Басры и в то время проживал в Куфе. [20]
Усман сместил с поста губернатора Египта Амра ибн аль-Аса , завоевателя провинции, популярного среди египетских войск, в 645–646 годах и назначил на его место Абдаллаха ибн Саада . Как и Саид ибн аль-Ас должен был сделать в Куфе, Ибн Саад начал брать под свой контроль финансовую систему провинции, перенаправляя излишки в столицу. Поселенцы были недовольны такой договоренностью. Около 654 года напряженность переросла в оппозицию, и некоторые обиженные элементы под руководством приемного сына Усмана Мухаммада ибн Аби Хузайфы и сына Абу Бакра Мухаммада , который был приемным сыном Али, отказались молиться позади губернатора (по обычаю, представитель правительства возглавить молитву). В январе 655 года Ибн Саад был изгнан из Египта недовольной группой, которая взяла управление провинцией в свои руки. [21] [22]
Недовольство провинции сочеталось с недовольством ансаров и курайшитов Медины, в том числе ряда старших сподвижников Мухаммеда, которые утратили свое влияние и престиж из-за Омейядов при Усмане. [23] Кланы курайшитов, такие как Зухра , Хашим и Махзум, отказались от поддержки Усмана, тогда как его товарищи Амр ибн аль-Ас, Тальха и вдова Мухаммеда Аиша резко критиковали халифа, обвиняя его в кумовстве и бида (нововведениях в религии). . Говорят, что Амр настроил курайшитов против Усмана и призвал старших товарищей противостоять ему. Письма в Куфу и Египет отправляли жены Мухаммеда во главе с Аишей (их глубоко уважали как « матерей верующих »). [а] который призвал жителей провинции восстать против Усмана. Сообщается, что Ибн Аби Бакр и Ибн Аби Хузайфа после получения такого письма отказались от мусульманской кампании против византийцев, заявив, что джихад против внутреннего врага (т.е. Усмана) более важен, чем против внешнего. Сообщается также, что Тальха отправил такие письма куфанцам и басранцам. [25]
О событиях, которые привели к осаде Усмана, Вильферд Маделунг пишет: «Усман ибн Аффан выразил щедрость по отношению к своим родственникам, Бану Абд-Шамсу , которые, казалось, доминировали над ним, и свое предполагаемое высокомерное жестокое обращение с некоторыми из первых сподвижников, таких как Абу Зхарр аль-Гифари , Абдаллах ибн Масуд и Аммар ибн Ясир вызвали возмущение среди некоторых групп людей. Открытое сопротивление возникло в 650–651 гг. На большей части территории Империи. [26] Недовольство его правлением и назначенными им правительствами не ограничивалось провинциями за пределами Аравии . [27] Когда родственники Усмана, особенно Марван , получили контроль над ним, товарищи, включая большинство членов избирательного совета , отвернулись от него или, по крайней мере, отказались от своей поддержки, оказывая давление на халифа, чтобы тот исправился и уменьшил влияние его напористой политики. родственник. [28]
Бунт
[ редактировать ]Недовольство в конечном итоге привело к восстаниям в Египте , Куфе и Басре . Когда египетские повстанцы собрались возле Медины , Усман попросил Али поговорить с ними. Делегаты эмигрантов во главе с Али и делегаты Ансара во главе с Мухаммадом ибн Масламой встретили их и уговорили вернуться. Делегаты пообещали повстанцам от имени халифа возмещение всех их обид и согласились выступить в качестве гарантов. Благодаря этому посредничеству и приверженности Усмана повстанцы отступили. Когда группа повстанцев направлялась в Египет, их настиг курьер из Медины. Они обнаружили, что у курьера было письмо, на котором якобы стояла официальная печать халифа Усмана. В письме египетскому губернатору предписывалось уничтожить повстанцев, как только они вернутся домой. Историки теперь считают, что письмо было написано не Усманом, а его секретарем Марваном ибн аль-Хакамом . Однако, обнаружив содержание письма, повстанцы немедленно вернулись в Медину и начали осаду. . [29]
Начало осады
[ редактировать ]Когда египетские повстанцы вернулись в Медину, возмущенные официальным письмом, предписывающим смертную казнь их лидеров, Али, как гарант обещаний Усмана, попросил Усмана поговорить с повстанцами напрямую. Усман отрицал, что знал о письме. Но к этому времени выбор, предложенный повстанцами, сводился лишь к отставке или отречению Усмана и выбору другого халифа. Когда начались беспорядки, Али ушел. Кажется, он порвал с Усманом. Али вмешался только после того, как ему сообщили, что повстанцы препятствуют доставке воды осаждённому халифу. [30] Он пытался смягчить суровость осады, настаивая на том, чтобы Усману была разрешена вода. [31] Он также послал двух своих сыновей защищать дом Усмана, когда ему угрожала опасность нападения. [32]
Убийство
[ редактировать ]Ситуация ухудшилась в четверг, 16 июня. Когда Усман стоял на своем балконе, Нияр ибн Ияд аль-Аслами, сподвижник Мухаммеда, читал ему лекции со стороны и требовал его отречения. В ответ один из слуг Марвана бросил камень, убив Нияра. Возмущенные отказом Усмана выдать нападавшего, повстанцы начали подготовку к нападению. [б] На следующий день, в пятницу, 17 июня, они напали на его дом и подожгли двери. Усман приказал своим защитникам сложить оружие и не сражаться, поскольку он не хотел кровопролития. Тем не менее, некоторые из них, в том числе Марван и Саид ибн аль-Ас, отказались и контратаковали повстанцев, оттолкнув их от одной из дверей. Несколько защитников были убиты в перестрелках, а Марван и Саид были ранены. Сообщается, что Абдаллах ибн аз-Зубайр и Хасан ибн Али также были ранены, хотя другие сообщения указывают на то, что эти двое сложили оружие по предыдущему приказу Усмана. [34]
Пока Усман и его жена Наила бинт аль-Фурафиса были одни в своей комнате во время полуденной молитвы и читали Коран , некоторые из повстанцев забрались на окружающие дома и прыгнули в дом Усмана. Согласно семейному преданию Амра ибн Хазма , после этого Мухаммад ибн Аби Бакр схватил Усмана за бороду и встряхнул ее. Усман умолял его оставить это, подчеркивая, что его отец, Абу Бакр, никогда бы не сделал ничего подобного. Мухаммед ответил, что Абу Бакр наверняка осудил бы Усмана, если бы увидел деяния, совершенные Усманом. Затем, когда Усман искал защиты Бога от Мухаммеда, Мухаммед пронзил голову Усмана клинком. [35] [36] Альтернативная версия, переданная очевидцем Райтой, сообщает, что Мухаммед отступил, схватив Усмана за бороду, и попытался остановить других повстанцев. [37] Маделунг считает эту версию недостоверной. [37]
Затем к нему присоединился Кинана ибн Бишр аль-Туджиби, пронзив Усману сзади ухо стрелами и ударами меча. По другой версии, Кинана ударил его металлическим стержнем, и он упал на землю. Затем Судан ибн Хумран убил его. В обоих рассказах Амр ибн аль-Хамик затем сел ему на грудь и несколько раз пронзил его тело. Затем дом был разграблен. [38] Тело Усмана было похоронено ночью на еврейском кладбище Хаш Кавкаб, поскольку повстанцы (или Ансар, по словам Велльхаузена) не разрешили его похоронить на мусульманском кладбище. [35] [39]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Валери Джон Хоффман, Основы ислама ибади , стр. 8. Сиракузы : Издательство Сиракузского университета , 2012. ISBN 9780815650843
- ^ Льюис 2002 , стр. 49–51.
- ^ Кеннеди 2016 , стр. 58, 56, 53.
- ^ Перейти обратно: а б Доннер 2010 , с. 148.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 59.
- ^ Доннер 2010 , с. 149.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 60.
- ^ Кеннеди, 2016 , стр. 49–50, 59.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 71–72.
- ^ Доннер 2010 , с. 41.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Хоутинг 2000 , стр. 101-1. 11, 22–2
- ^ Перейти обратно: а б Веллхаузен 1927 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис 2002 , с. 59.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 41–42.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 81–82.
- ^ Доннер 2010 , с. 150.
- ^ Кеннеди, 2016 , стр. 61–62.
- ^ Доннер 2010 , стр. 149–150.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2016 , с. 63.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 64.
- ^ Хиндс 1972 , стр. 453–456.
- ^ Кеннеди, 2016 , стр. 64–65.
- ^ Маделунг 1997 , с. 101.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 90–103.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 87, 88.
- ^ Маделунг 1997 , с. 90.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 92–107.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 111–112.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 112, 113, 130.
- ^ Декабрь 1982 г.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 107, 134.
- ^ Хамфрис 1990 , стр. 220–221.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 135–138.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 139.
- ^ Хамфрис 1990 , с. 190-191.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 139, примечание 195.
- ^ Маделунг 1997 , стр. 138–139.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 50.
Источники
[ редактировать ]- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05097-6 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2010). Притча и политика в ранней исламской истории: халифы Рашидун . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231150828 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хиндс, Мартин (1971). «Политические расстановки Куфанов и их предпосылки в середине седьмого века нашей эры». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 2 (4): 346–367. дои : 10.1017/S0020743800001306 . JSTOR 162722 . S2CID 155455942 .
- Хиндс, Мартин (1972). «Убийство халифа Усмана». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 3 (4): 450–469. дои : 10.1017/S0020743800025216 . JSTOR 162492 . S2CID 159763369 .
- Холт, премьер-министр; Бернард Льюис (1977). Кембриджская история ислама, Том. 1 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29136-4 .
- Хамфрис, Р. Стивен , изд. (1990). История ат-Табари, том XV: Кризис раннего халифата: правление Усмана, 644–656 гг. н. э./24–35 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0154-5 .
- Кеннеди, Хью (2016). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (Третье изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-78761-2 .
- Леви Делла Вида, Г. и Хури, Р.Г. (2000). «Утхман б. Аффан» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 946–949. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191647161 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64696-0 .
- Пунавала, Индиана (1982). « Али б. Аби Талеб И. Жизнь» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .