Джабаль Амиль

Джабаль-Амиль ( араб . جبل عامل , латинизированный : Джабаль-Амил ), также пишется как Джабаль-Амель и исторически известен как Джабаль-Амила , представляет собой культурный и географический регион в Южном Ливане , во многом связанный с его давними жителями, преимущественно мусульманами-шиитами-двунадесятниками . Его точные границы различаются, но обычно его определяют как преимущественно высокогорный регион по обе стороны реки Литани , между Средиземным морем на западе и долинами Вади-ат-Тайм , Бекаа и Хула на востоке.
Шиитская . община в Джебель-Амиле считается одной из старейших в истории В X веке несколько йеменских племен с шиитскими наклонностями, в том числе племя Амила в регионе обосновались . Устная традиция Амили и более поздние писания утверждают, что сподвижник исламского пророка Мухаммеда и один из первых сторонников Али , Абу Зарр аль-Гифари (ум. 651 г. н.э.), принес шиизм в этот регион. [1] Хотя это сообщение часто встречается во многих религиозных источниках, оно в значительной степени игнорируется в научных кругах, а исторические источники предполагают, что шиитский ислам в значительной степени развился в Джебель-Амиле между серединой 8-го и 10-го веков (750–900). [2] [3] [4] [5] [6] Шиитская традиция двунадесятников на юге Ливана считает Амилу прародительницей общины, которая встала на сторону фракции Али в середине VII века. [7]
Имя
[ редактировать ]Регион получил свое название от Амила , арабского племени, которое было связано с Гассанидов королями-клиентами византийскими и переселилось в этот регион и соседнюю Галилею 7-го века после мусульманских завоеваний . Хотя это и спекулятивно, шиитская традиция двунадесятников на юге Ливана считает Амилу прародительницей общины, которая встала на сторону фракции Али в середине 7 века. [7]
Географическое определение
[ редактировать ]Описания ранних мусульманских географов
[ редактировать ]X века Иерусалимский географ аль-Мукаддаси описывает Джебель-Амилу как «горный район» с видом на Средиземное море и соединенный с горой Ливан . Здесь было «много прекрасных деревень» и источников. Его поля были зависимы от дождей, и там выращивали виноград, оливки и другие фрукты. [8] Это был источник меда высочайшего качества в Сирии , наряду с медом в Иерусалиме. [9] Джебель-Амила и район Джебель-Джараш на юго-востоке, по другую сторону реки Иордан , были крупнейшими источниками дохода для Тверии , столицы Джунд аль-Урдунна (Иорданский [речной] округ). [10] Он упоминает, что другой высокогорный регион, между Тиром , Сидоном и Кадасом , был известен как «Джабал Сиддика» в честь могилы святого человека в этом районе, которую ежегодно посещали толпы местных паломников и мусульманских чиновников. [11] Кадас также упоминается им как принадлежащий Джабалю Амиле. [12]
Дамасский описал Джебель - географ аль-Димашки Амилу в 1300 году как район в провинции Сафад, характеризующийся обильными виноградниками, оливковыми, рожковыми и терпентиновыми рощами и населенный мусульманами-шиитами-двунадесятниками . Он также отмечает соседние высокогорные районы Джебель-Джаба , Джебель-Джазин и Джебель-Тибнин, жители которых также были шиитами-двунадесятниками и на чьих землях было много источников, виноградников и фруктовых рощ. [13] Правитель Хамы и ученый Абуль-Фида (ум. 1341) отметил, что Джебель-Амила «тянется вдоль побережья вплоть до Тира и является домом для крепости Шакиф Арнун (замок Бофорт). [11]
Современное определение
[ редактировать ]По словам историка Тамары Чалаби, дать определение Джебель-Амилю «сложно», поскольку этот регион обычно не признавался как отдельное географическое или политическое образование. [14] Скорее, его идентичность и, как следствие, его определение происходят от его жителей, в основном мусульман-шиитов-двунадесятников, которые исторически называли себя «амилисами». [14] Ученый Мэрилин Бут называет это «территорией идентичности, ее «границы» несколько неопределенны». [15] Согласно определению, общепринятому шиитской общиной двунадесятников, Джебель-Амиль занимает площадь примерно 3000 квадратных километров (1200 квадратных миль) и ограничен рекой Авали к северу от Сидона, которая отделяет его от нагорья Шуф на горе Ливан и Вади аль- Карн в современном Израиле на юге. [14] В этом определении регион ограничен на западе Средиземным морем , а на востоке - долинами Вади-ат-Тайм , Бекаа и Хула . [14] Река Литани делит регион на северную и южную части. [15] Южная часть также известна как Билад Бишара . [16]
По мнению ученого Чибли Маллата , в то время как традиционное определение Джебель-Амиля включает города Сидон и Джеззин, другие, более ограниченные определения исключают их, определяя как отдельные области. Традиционное определение также включает в себя части современного Израиля, в том числе бывшие деревни аль-Басса и аль-Халиса , а также деревни Тарбиха , Кадас, Хунин , ан-Наби Юша и Салиха , жители которых до их прихода были шиитами-двунадесятниками. Депопуляция во время войны в Палестине 1948 года . [17] По определению специалиста по Ливану Элизабет Пикард, северная граница Джебель-Амиля образована рекой Захрани , к югу от Сидона. [18] Историк Уильям Харрис определяет его как холмы к югу от Литани, которые «переходят в Верхнюю Галилею ». [19] По словам Стефана Винтера , Джебель-Амиль традиционно определяется как высокогорный регион к юго-востоку от Сидона, населенный преимущественно шиитами-двунадесятниками. [20] Видный местный ученый Джебель-Амиля Сулейман Дахир определил его в 1930 году как гораздо большую территорию, охватывающую Джеззин в Шуфе, Баальбек в северной части Бекаа и Хулу. [16]
История
[ редактировать ]Исторические источники предполагают присутствие шиитов в Джебель-Амиле к 10 веку, с приходом шиитских йеменских племен, таких как Амила . Однако местные традиции утверждают, что сподвижник Пророка Мухаммеда Абу Зарр аль-Гифари обратился раньше двунадесятный шиизм в еще . [1]
Несмотря на утверждения о том, что это самый ранний шиитский центр, данные указывают на то, что Хилла в Ираке была выдающимся центром религиозного обучения для первых ученых-амили (12-14 века). Лишь в 14 веке в Джабаль-Амиле появились собственные научные учреждения и резко возросло число шиитских ученых. Кульминацией этого стали XV и XVI века, когда Джебель-Амиль стал ведущим центром шиитского образования с упором на юридические, лингвистические и доктринальные исследования. Однако к 16 веку экономические и политические факторы привели к упадку этих институтов и массовой миграции ученых-амили, особенно в Сефевидский Иран , которая продолжалась около двух столетий. [1] Сефевиды пригласили шиитских ученых из Джебель-Амиля к своему двору, чтобы узаконить свое правление над преимущественно суннитской Персией и способствовать обращению шиитов. [1]
Известные жители
[ редактировать ]- Шиитский ученый-двунадесятник Аль-Хурр аль-Амили (1624–1693)
- Физик-ядерщик Раммал Хасан Раммал (1951–1991).
- Шиитский исламский ученый Абд аль-Хусейн Шараф ад-Дин аль-Мусави (1872–1957)
- Шиитский лидер османской эпохи из семьи Эль-Ассаад Насиф ан-Нассар (1749–1781)
- Генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насралла (1960-)
- Ученый Хасан Камель Аль-Саббах (1894–1935).
- Шиитский исламский поэт и ученый Шейх Бахаддин аль-Амили (1547–1621)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Шаери-Эйзенлор, Рошанак (2008). Шиитский Ливан: транснациональная религия и формирование национальной идентичности . История и общество современного Ближнего Востока. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 12–13, 126. ISBN. 978-0-231-51313-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Аль-Мухаджир, Джаафар (2017). Имамитская юриспруденция: ее истоки и школы . Центр цивилизации развития исламской мысли. ISBN 9786144271254 .
- ^ Мохаммад Рихан (30 мая 2014 г.). Политика и культура племени Омейядов: конфликты и фракционность в ранний исламский период . ИБТаурис. п. 140. ИСБН 9781780765648 .
- ^ АБИСААБ, Р. (1999). «НАЧАЛО ШОИТА И ШОЛАСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ДЖАБАЛ-АМИЛЕ В ЛИВАНЕ». Мусульманский мир . 89 : 1, 21. doi : 10.1111/j.1478-1913.1999.tb03666.x .
- ^ Аль-Мухаджир, Джаафар (1992). Фонд истории шиитов в Ливане и Сирии: первое научное исследование по истории шиитов в регионе (на арабском языке). Бейрут: Дар аль-Малак.
- ^ Сабрина Мервин (20 июля 2005 г.). «ШИИТЫ В ЛИВАНЕ» . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИРАНИКА . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харрис 2012 , стр. 32–33, 35.
- ^ Странно, 1890 , с. 75.
- ^ Странно, 1890 , с. 20.
- ^ Странно, 1890 , с. 383.
- ^ Перейти обратно: а б Стрэндж, 1890 , с. 76.
- ^ Странно, 1890 , с. 468.
- ^ Странно, 1890 , стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чалаби 2006 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Стенд 2021 , стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б Чалаби 2006 , с. 12.
- ^ Маллат 1988 , с. 1.
- ^ Пикард 1993 , с. 4.
- ^ Харрис 2012 , с. 9.
- ^ Зима 2010 г. , с. 117.
Библиография
[ редактировать ]- Бут, Мэрилин (2021). Карьера и сообщества Зайнаба Фавваза: феминистское мышление в Египте конца века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-284619-8 .
- Чалаби, Тамара (2006). Шииты Джебель-Амиля и Нового Ливана: сообщество и национальное государство, 1918-1943 гг . Нью-Йорк и Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-349-53194-3 .
- Харрис, Уильям (2012). Ливан: История, 600–2011 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518111-1 .
- Маллат, Чибли (1988). Шиитские мысли с юга Ливана (PDF) . Оксфорд: Центр ливанских исследований. ISBN 9781870552073 .
- Пикард, Элизабет (1993), Ливанские шииты и политическое насилие , ЮНРИСИД
- Стрэндж, ле, Г. (1890). Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Зима, Стефан (2010). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76584-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абисаб, Рула (2007). «Джебель Амель» Энциклопедия Ирана, Том. XIV, Фаск. 3 . стр. 100-1 305–309.