Салим Али Салам
Салим Али Салам ( араб . سليم علي سلام , также известный как Абу Али Салам; 1868–1938) был видной фигурой в Бейруте на рубеже 20-го века, занимавший многочисленные государственные должности, в том числе депутат от Бейрута в османском парламенте , президент Муниципалитета Бейрута и президента Мусульманского общества благотворительных намерений (аль-Макассед). Он был лидером «Бейрутского реформаторского движения», которое призывало к децентрализации и модернизации Османской империи , а также был членом Исполнительного комитета Первого арабского конгресса , который собрался в Париже в 1913 году и сформулировал арабские национальные требования. Он выступал против политических репрессий Османской империи во время Первой мировой войны и французского мандата в послевоенный период. Он выделялся своим просвещенным мировоззрением и способностью эффективно общаться со своими современниками. Он получил османский дворянский титул бея . Сегодня его именем назван главный проспект Бейрута.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Салама сначала отправили в христианскую миссионерскую школу, где он изучал французский язык, а затем в османскую школу, где он изучал турецкий язык. Его отец умер, когда ему было всего семнадцать лет, после чего он взял на себя семейный бизнес. Два года спустя он женился на Кульсум Барбир, внучке Ахмада Аль-Агарра. [ 1 ] занимавший одновременно в Бейруте должности муфтия , кади и накиба аль-ашрафа (главы ордена потомков Мухаммеда ) . Вместе у них было двенадцать детей: Али, Мухиддин, Фатима, Мухаммед, Анбара , Мисбах, Омар, Саиб , Абдалла, Фуад, Малик и Раша. [ 2 ] Один из его сыновей, Малик, женился на сестре Рашида Карами , который десять раз занимал пост премьер-министра. [ 3 ]
Салам стал успешным торговцем, в основном торгуя продуктами питания из своего офиса, расположенного в районе морского порта Бейрута. Кроме того, он реализовал несколько строительных и сельскохозяйственных проектов. Благодаря экономическому положению, которое он занял, он был назначен членом Торговой палаты в 1895 году, президентом Сельскохозяйственного банка в 1900 году и вице-президентом Торгового суда в 1903 году. [ 4 ]
Бейрути отличается современным мировоззрением
[ редактировать ]Генеральный консул Франции в Бейруте г-н Куже описал Салима Салама в приложении к депеше, адресованной французскому министру иностранных дел г-ну Пишону, от 16 мая 1913 г., следующим образом:
Салим Салам, которого чаще называют Абу Али, — один из тех хардкорных бейрутцев, с грубым языком, но полным красок и вкуса. Его интеллект совершенно поразителен. Его речь хоть и проста, но красноречива и весьма убедительна. Вся его личность излучает силу, смелость и решительность. Где бы он ни находился, он всегда является сердцем и душой собрания, несмотря на свое поверхностное образование. Его влияние на своих единоверцев и даже на других неоспоримо. Если бы этот человек родился и вырос в свободной стране, он наверняка кем-то стал бы. Навязчивые спекуляции — его особая черта. Один раз он находится в спокойных и ровных финансовых водах, а в другой раз он на всех парусах движется к миллиону. В данный момент он, кажется, делает хорошие успехи, несмотря на некоторые незначительные взлеты и падения. Короче говоря, он настоящий мужчина и несравненный лидер. [ 5 ]
По словам выдающегося ливанского историка Камаля Салиби , «среди мусульманской знати Бейрута на рубеже веков мало кто общался со своими собратьями так легко и охотно, как Салим Али Салам». [ 6 ] Салиби поясняет, что «в городе, санджаке или вилайете почти ничего не происходило без его ведома и участия». [ 7 ] Салиби описывает Салама как «человека удивительно современного мировоззрения, осторожного и проницательного, но непредвзятого и совершенно лишенного предубеждений, восприимчивого к новым идеям, агрессивного и способного эффективно использовать возможности, прирожденного позитивиста, верящего в прогресс и опытный разрыватель гордиевых узлов». [ 8 ]
Салиби продолжает рассказывать следующее: «По мере того, как он поднимался в обществе, Абу Али старался не потерять общие черты… Пока его сверстники соперничали друг с другом в строительстве роскошных особняков за городом, Абу Али перестроил и расширил дом своего отца в аль-Мусайтиба, а позже пристроил к нему третий этаж, так что теперь он доминировал над районом... Его сыновьям и дочерям было предложено отождествить себя с этим районом и ближе познакомиться с ним... Мужчины района приходили к нему с их проблемы; во время месяца Рамадан он приглашал их прервать дневной пост за его столом». [ 9 ]
Салиби также сообщает следующее: «Абу Али не бежал от социальных ограничений аль-Мусайтибы, но он был лично раскованным, полным уверенности в себе и смелости, и, хотя традиционно религиозен, совершенно нефанатичен. Из своей родной базы в сердце из мусульманского Бейрута, он установил теплые дружеские отношения с греческим православным архиепископом города и ведущими христианскими знатными людьми аль-Ашрафии , он приезжал к ним неофициально, в компании со своим растущим выводком сыновей, и принимал неофициальные визиты от них; им в ответ. Еще мальчиком его отец дал ему понять, что для мусульманина нет ничего плохого в том, чтобы получить современное образование в христианской школе, даже если это означает посещение обязательных церковных служб, теперь он отправлял своих сыновей в христианскую школу; Сирийский протестантский колледж (ныне Американский университет в Бейруте ), несмотря на резкие протесты со стороны его более консервативных мусульманских коллег. Более того, к нему домой регулярно приходил греко-католический священник, чтобы обучать своих сыновей французскому языку, и ведущий маронитский литературный деятель того времени. Абдаллах аль-Бустани обучал свою дочь Анбару арабскому языку и литературе. В 1910 году Абу Али сделал еще один беспрецедентный шаг: он отправил своего старшего сына Али изучать сельскохозяйственную инженерию в Англию». [ 10 ]
Подобно Салиби, Самир Кассир , ливанский журналист и ведущий историк Бейрута, убитый в 2005 году, писал, что Салим Салам был «самым заметным человеком Бейрута… преуспевающим человеком, который находился на перекрестке всех общественных инициатив и был очень осведомлен обо всем, что произошло в Бейруте и во всей провинции». [ 11 ] Что касается социального развития на рубеже веков, Кассир объясняет, что «величайшая метаморфоза из всех была вызвана появлением Салима Салама как общественного деятеля – и его образа жизни». [ 12 ] Кассир изображает Салама как «элегантного в манерах и обладающего благородной осанкой, на публике всегда одетого в европейском стиле и носящего османский тарбуш ». [ 13 ]
Он говорит, что «Салим Салам олицетворял собой смесь традиционных добродетелей и новых ценностей. На протяжении всей своей жизни он должен был сохранять благочестие, о чем свидетельствовало его ежедневное соблюдение религиозных ритуалов и чтение священных текстов, и в то же время демонстрировал открытость ума. это умерило консерватизм его социального окружения». [ 14 ]
Кассир также объясняет, что «выбор друзей Салима Салама был доказательством его религиозной терпимости в то время, когда межобщинная напряженность усиливалась из-за несчастий Османской империи и дестабилизации мусульманской общины в результате проникновения Запада. отношения как с православным архиепископом Бейрута монсеньором Мисаррой , так и с Хабибом-пашой аль-Саадом , маронитским президентом административного совета Мутасаррифата Горного Ливана ». [ 15 ] В качестве свидетельства глубокого доверия, существовавшего между Салимом Саламом и лидерами христианской общины, Кассир сообщает, что «православный епископ Бейрута, готовясь отправиться в путешествие, поручил сановникам своей общины отложить решение суда». Салима Салама во время его отсутствия». [ 16 ] [ 17 ]
Кассир также рассказывает, что старшая дочь Салима Салама, Анбара , «в 1920-х годах должна была стать первой мусульманкой в Ливане, вышедшей на публику с обнаженной одеждой», и что «тем временем ее отправили учиться в Лондон вместе со своей младшей сестра, сделанная во время ее пребывания там, показывает Анбару в элегантной шляпе-клош и юбке до середины икры в компании своего отца, брата Саеба и короля Ирака Фейсала I – доказательство того, что Салам с готовностью приняла идею о том, что женщины занимаются творчеством; прочь чадру, вопреки преобладающим в Бейруте общественным традициям». [ 18 ] В своей автобиографии Анбара рассказывает, что она консультировалась со своим отцом перед тем, как впервые снять чадру публично, во время лекции, которую она прочитала о своих впечатлениях от пребывания в Англии, и что он сказал ей поступать так, как она сказала. счел нужным. [ 19 ]
Президент муниципалитета Бейрута
[ редактировать ]Салим Салам стал президентом муниципалитета Бейрута в 1908 году – это высшая должность в стране, которую мог получить местный житель Бейрута. Он также был членом административного совета вилайета Бейрут . [ 20 ]
В своих мемуарах он рассказывает, что, вступив в должность, он осознал, что муниципалитет «находится в бедственном положении, так как в его казне не было денег, росли долги, дороги были в очень плохом состоянии, а финансовая и моральная база муниципалитета подвергся эрозии». [ 21 ]
Его пребывание в должности ознаменовалось комплексными реформами и практическим подходом к повседневным потребностям города.
Президент Мусульманского общества благих намерений (аль-Макассед)
[ редактировать ]Салим Салам стал президентом «Аль-Макассед» в 1909 году — ведущей благотворительной организации, продвигающей современное образование среди мусульман Бейрута. [ 22 ]
По словам Салиби, «новое правление Макасидов под председательством Абу Али приступило к разработке новых подзаконных актов для общества, чтобы обеспечить ему полное юридическое признание и официально зарегистрировать различные объекты его собственности на его имя. Его школы затем были реорганизованы: школа для мальчиков была открыта в Зукак-эль-Блате с друзом Арифом Бей Накад в качестве директора и школа для девочек была открыта в Хауз аль-Вилайе с протестанткой Джулией Тумой в качестве директора; Для Абу Али было типично действовать вопреки сильным возражениям и назначать немусульман (друза и христианина) руководителями новых школ Макасидов, когда он не нашел ни одного мусульманина, подходящего для этой работы». [ 23 ]
По словам Хассаана Халлака, биографа Салима Салама, «во время своего президентства Салим Салам улучшил обучение в школах Аль-Макаседа как с точки зрения педагогических методов, так и с точки зрения качества учителей и директоров, нанимая людей с высшим образованием. степени и специальные навыки… Он также развил практику организации и увеличил ее доходы, которые в 1912 году превысили 180 тысяч пиастров, после того как в течение многих лет она страдала от бремени дефицита и ухудшения состояния». [ 24 ]
Лидер бейрутского реформаторского движения
[ редактировать ]На первом собрании (Бейрутского) реформаторского движения, иногда называемого Бейрутским обществом реформ, которое состоялось 12 января 1913 года в здании муниципалитета, Салим Салам был избран исполнительным директором движения вместе с Петро Традом ; Аюб Табет был избран его секретарем. [ 25 ]
Движение за реформы выступало за то, чтобы оставить внутренние дела арабских провинций в руках местного населения, а также полагаться на европейских советников в каждой провинции. Салам уже призывал к такому подходу в статье, опубликованной в «Аль-Иттихад аль-Усмани» за год до возникновения Реформаторского движения. [ 26 ]
Примечательно, что список реформ, к которым призывало движение, включал предоставление избранному на местном уровне Генеральному совету провинции права выдавать лицензии на создание акционерных обществ для реализации проектов общего развития, касающихся любого аспекта экономики, от торговли до промышленность, сельское хозяйство. Очевидно, что жители Бейрута, как мусульмане, так и христиане, чувствовали, что высокоцентрализованная османская администрация препятствует их деловой активности. [ 27 ]
Член исполнительного комитета Первого арабского конгресса
[ редактировать ]Первый арабский конгресс собрался 18 июня 1913 года в Париже, в Географическом обществе . Салим Салам входил в состав делегации Бейрута, в которую входили трое мусульман и трое христиан, и был избран членом Исполнительного комитета Конгресса. [ 28 ]
Конгресс был сформирован отчасти в ответ на османское гнет, которое усилилось с приходом к власти младотурков в 1908 году. Конгресс потребовал: сделать арабский язык официальным языком в арабских провинциях, использовать арабские войска в своих родных провинциях, за исключением временных войны и предоставление больших полномочий местным арабским провинциальным правительствам. [ 29 ] Хотя историки расходятся во мнениях относительно того, когда именно зародился арабский национализм , Арабский конгресс 1913 года стал поворотным моментом в плане кристаллизации и выражения особой арабской идентичности.
Салам также входил в состав делегации, выбранной Конгрессом для передачи своей позиции Стефану Пишону , министру иностранных дел Франции, и султану Мехмеду Решаду , правителю Османской империи. Он вернулся в Бейрут 2 сентября 1913 года, встретив радушную толпу. [ 30 ]
Депутат Османского парламента
[ редактировать ]9 апреля 1914 года Салим Салим был избран депутатом от Бейрута в османском парламенте в том же списке, что и Мишель Сурсок и Камель аль-Асаад, и баллотировался против списка, возглавляемого Ридой Аль Солх. [ 31 ]
Салим Салам приложил все усилия, чтобы сформировать арабский блок в османском парламенте. [ 32 ] В своих мемуарах он пишет: «Я снял красивый дом на Босфоре ... с намерением использовать верхний этаж для проживания, а нижний этаж для встреч... арабских депутатов...; но началась война [Мир Первая война] все разрушила». [ 33 ]
Самым важным вкладом Салама на последнюю предвоенную сессию парламента стала длинная речь, в которой он призвал уделить более серьезное внимание государственному образованию в арабских провинциях, в том числе образованию женщин:
«Если мы сравним, что тратится на образование в зарубежных странах, и то, что мы сами тратим, то станут ясны причины их прогресса и нашей отсталости, их успехов и нашего упадка… От имени моего избирателя я говорю вам, что я были посланы принять любой налог, который может быть наложен на образование… Что касается школ для девочек, что я могу о них сказать… Женщины – это опора совершенствования (аль-хаят аль-адабийя) и столпы общества? общество (аль-хайя аль-иджтимайя), пока они остаются отсталыми, вся нация будет отсталой». [ 34 ]
Противник османских политических репрессий
[ редактировать ]Салим Салам был категорически против политических репрессий, осуществленных Джамалом-пашой , командующим четвертой османской армией во время Первой мировой войны, который был ответственен за кампанию преследований, включая повешение многих арабских националистов 6 мая 1916 года в Дамаске и Бейруте. . В Бейруте место их повешения с тех пор было переименовано в Площадь Мучеников .
В своих мемуарах Салим Салам вспоминает следующее: «Джамаль-паша возобновил кампанию мести; он начал сажать в тюрьму большинство арабских деятелей, обвиняя их в измене государству. Его настоящим намерением было отрубить думающим головам, чтобы, как По его словам, арабы никогда больше не выступят в качестве силы, и некому будет отстаивать их права… После возвращения в Бейрут [из Стамбула] меня вызвали… в Дамаск, чтобы поприветствовать Джамаля-пашу… Я взял поезд…, и, доехав до Алея , мы обнаружили, что весь поезд был зарезервирован для тамошних пленных, чтобы отвезти их в Дамаск… Когда я их увидел, я понял, что их везут в Дамаск, чтобы казнить. Итак… я сказал. сам: как мне встретиться с этим мясником в тот день, когда он будет убивать знатных людей страны, и как я смогу с ним поговорить… Приехав в Дамаск, я очень старался увидеться с ним? в тот же вечер, прежде чем что-то произошло, но безуспешно. На следующее утро все было кончено, и… знатных людей, привезенных из Алея, повесили на виселице». [ 35 ]
Все больше разочаровываясь в османском правлении, Салам поддержал арабское восстание , начатое Шарифом Хусейном из Мекки в 1916 году и возглавляемое его сыном Эмиром Фейсалом, который позже стал Ирака Фейсалом I. королем
С приближением конца Первой мировой войны Салам отправился к османскому губернатору Бейрута Исмаилу Хакки-бею в сопровождении Ахмада Мухтара Байхума и Альфреда Сурсока. Переговоры длились всю ночь, но в конце концов им удалось убедить губернатора покинуть город. Он уехал в шесть часов утра 1 октября 1918 года в сопровождении до границы одного из сыновей Салама. [ 36 ]
Противник французского мандата
[ редактировать ]С уходом османского губернатора было объявлено о создании арабского правительства в Бейруте. Самир Кассир отмечает, что, хотя его возглавлял Умар Даук, Салам оставался сильным человеком, который «руководил церемонией поднятия арабского знамени в Серале 6 октября, прежде чем отправиться на равнину Шувайфат к югу от Город приветствовал Шукри Аюби, которого Фейсал назначил генерал-губернатором Бейрута и Горного Ливана. Принимая Аюби на следующий день в своем доме в Мусайтбе, Салам попросил своего друга Хабиба Пашу аль-Саада, президента распущенного административного совета Мутасаррифата, ему будет разрешено занимать пост губернатора Горного Ливана, и Саад принес присягу на верность Фейсалу во время церемонии вступления в должность, которая состоялась позже в тот же день в серале в Баабде перед водружением там арабского флага». [ 37 ] Но 10 октября французская армия вошла в город Бейрут, взяла под свой контроль правительство и сняла арабский флаг.
Как ярый противник французского мандата Салам был арестован дважды: один раз в 1919 году, когда его заключили в тюрьму на 4 месяца, [ 38 ] и второй раз в 1922 году, когда его отправили на 5 месяцев в ссылку в деревню Дума на севере Ливана. [ 39 ]
В ноябре 1933 и марте 1936 года он организовал два народных собрания, «Конференции побережья и четырех округов» (Мутамарат аль-Сахель), осуждающие французское правление и призывающие к независимости и арабскому единству. [ 40 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрума Закс (2011). «Текст и контекст: образ купца в ранней художественной литературе Нахда» . Венский журнал для познания Востока . 101 : 493. JSTOR 23861931 .
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В книге Ж. Берка и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 197). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Фарук Нассар (1 июня 1987 г.). «Бомба убила премьер-министра Ливана» . Ассошиэйтед Пресс . Бейрут . Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 15) (Х.А. Халлак, ред.) Бейрут: Дар Аль-Джамия.
- ^ См . Адель Исмаил , «Дипломатические и консульские документы, относящиеся к истории Ливана и Ближнего Востока с 17 века до наших дней. Первая часть, французские источники, том 20 (Генеральное консульство Франции в Бейруте, 1913–1914 гг.), стр. 106-107.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В книге Ж. Берка и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 193). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В книге Ж. Берка и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 194). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В книге Ж. Берка и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 194). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В книге Ж. Берка и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 198). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В Ж. Берке и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 198-9). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (с. 242) Париж: Файяр. (Также доступно в английском переводе: Кассир, С. (2010). Бейрут. (М. Дебевуаз, пер.) Беркли: University of California Press.)
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (стр. 243) Париж: Файард.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (с. 244) Париж: Файяр.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (с. 244) Париж: Файяр.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (стр. 245) Париж: Файяр.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (с. 279) Париж: Файяр.
- ^ Халиди, AS (1978). Джавла Фи Аззикраят Байна Лубнан ва Филастин (Путешествие по воспоминаниям между Ливаном и Палестиной). (стр. 15) Бейрут: Дар Ан-Нахар.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (с. 245) Париж: Файард.
- ^ Халиди, AS (1978). Джавла Фи Аззикраят Байна Лубнан ва Филастин (Путешествие по воспоминаниям между Ливаном и Палестиной). (стр. 147-150) Бейрут: Дар Ан-Нахар.
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 14) (Х.А. Халлак, ред.) Бейрут: Дар Аль-Джамия.
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 16) (Х.А. Халлак, Ред.) Бейрут: Дар Аль Джамийя (Также доступно в турецком переводе: Салам, С. (2005). Мемуары шаха Бейрута (1908-1918). (Х. Озкан, Пер.) Классика.)
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 15) (Х.А. Халлак, ред.) Бейрут: Дар Аль-Джамия.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В книге Ж. Берка и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 202). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 15) (Х.А. Халлак, ред.) Бейрут: Дар Аль-Джамия.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (стр. 290) Париж: Файард.
- ^ Салам, С. (22 января 1912 г.). Аль-Иттихад аль-Усмани.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В книге Ж. Берка и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 206-7). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Халиди, Р. (1980). Британская политика в отношении Сирии и Палестины 1906-1914 гг. (стр. 311) Лондон: Итака Пресс.
- ^ Халиди, Р. (1980). Британская политика в отношении Сирии и Палестины 1906-1914 гг. (стр. 311) Лондон: Итака Пресс.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (стр. 293-4) Париж: Файяр.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (стр. 244) Париж: Файяр.
- ^ Муртада, Ханья (7 апреля 2013 г.). «Тамам Салам попросил сформировать правительство в Ливане» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В Ж. Берке и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 211). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В Ж. Берке и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 211). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Салиби, К. (1976). Бейрут при младотурках: из политических мемуаров Салима Али Салама (1868–1938). В книге Ж. Берка и Д. Шевалье, Арабы в своих архивах: 16-20 века (стр. 214). Париж: Национальный центр научных исследований.
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 48-49) (Х.А. Халлак, ред.) Бейрут: Дар Аль-Джамия.
- ^ Кассир, С. (2003). История Бейрута. (стр. 296-7) Париж: Файяр.
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 56) (Х.А. Халлак, ред.) Бейрут: Дар Аль-Джамия.
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 62) (Х.А. Халлак, ред.) Бейрут: Дар Аль-Джамия.
- ^ Салам, С. (1982). Музаккарат Салим Салам (Воспоминания Салима Салама). (стр. 81-2) (Х.А. Халлак, ред.) Бейрут: Дар Аль-Джамия.