Накиб аль-Ашраф
Накиб аль-ашраф ( араб . نقيب الأشراف ) (множественное число: нукаба или никабат ) — правительственный пост в различных мусульманских империях, обозначающий главу или руководителя потомков исламского пророка Мухаммеда . [ 1 ] Потомки Мухаммеда были известны как ашрафы , и на протяжении всей исламской истории ашрафы организовывались в большие группы, подобные корпорациям, на различных мусульманских территориях. [ 1 ] Это было сделано для того, чтобы обеспечить себе особое место в мусульманском обществе и тем самым сохранить свои социально-политические привилегии. [ 1 ]
Офис датируется, по крайней мере, эпохой мамлюков и поддерживается Османской империей . [ 2 ] В эпоху Османской империи существовал императорский накиб аль-ашраф , который назначал подчиненного провинциального нукабу аль-ашрафа . Назначения возобновлялись или менялись ежегодно. Официальная роль имперского накиба аль-ашрафа заключалась в ведении обновленных списков ашрафов и распределении провинциальным нукаба аль-ашрафам товаров и средств, которые им требовались для управления делами ашрафов под их соответствующей юрисдикцией. [ 1 ] Ашрафу в Османской империи были предоставлены особые привилегии, включая личную неприкосновенность , определенные налоговые льготы и иммунитет от регулярного судебного преследования. В случае подачи юридической жалобы на члена ашрафа накиб аль -ашраф будет преследовать и судить предполагаемого преступника. [ 3 ]
Имперский накиб аль-ашраф обычно был членом ашрафа , базирующегося в столице Османской империи Стамбуле . [ 2 ] Накиб аль-ашраф играл значительную роль в церемониях султанского двора в Стамбуле. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Алеппо
[ редактировать ]В Алеппо ашрафы нукаба играли более значительную роль в делах этого города, чем где-либо еще в Османской империи, включая Каир и Дамаск, где аль-ашрафы часто богатели или становились богатыми. В какой-то момент во время османского правления ашрафы в Алеппо составляли примерно 85% элитных семей города, отчасти из-за большого присутствия семей ашрафов, которые традиционно были в городе, но также из-за увеличения числа смешанных браков между семьями ашрафов и семьями, не принадлежащими к ашрафам . Из-за их массового присутствия обычно существовало несколько семей ашрафов Алеппо , которые составляли высшие ряды ашрафов . [ 3 ]
На протяжении большей части 17 века пост накиба аль-ашрафа занимала семья Зухрави, которая была тесно связана с мусульманской общиной шиитов (мусульманские ученые-шииты идентифицировали их как шиитов). [ 4 ] Семья Таха доминировала на этом посту на протяжении большей части 18-го века, но в конце 18-го и начале 19-го веков их контроль над офисом часто прерывался членами аль-Джабири , аль-Кавакиби, аль- -Семьи Траблуси, аль-Кудси, аль-Адили и Шурайиф. [ 5 ]
Дамаск
[ редактировать ]В Дамаске должность накиба аль-ашрафа была самой престижной в социальном отношении должностью в городе среди различных религиозных должностей, включая должности ханафитских и шафиитских муфтиев и хатибов крупных мечетей, таких как мечеть Омейядов . Однако этот престиж не обязательно приводил к большому политическому влиянию. После реформ модернизации Танзимата пост накиба аль-ашрафа потерял значительное политическое влияние, хотя постоянное место для дамасского накиба было зарезервировано в недавно сформированном Административном совете провинции Дамаск, высшем политическом органе Дамасского вилайета . [ 6 ]
Две местные семьи ашрафов , аль-Аджлани и Хамза, боролись за пост в Дамаске на протяжении большей части XVIII и XIX веков. [ 7 ] Их служба в качестве нукабы иногда прерывалась другими семьями ашрафов , а именно аль-Кайлани и аль-Хасиби. [ 8 ] Шиитские или связанные с шиитами нукабы в меньших городах провинции Дамаск включали членов семьи Муртада из Баальбека . Муртада Нукаба не были явными последователями шиитского ислама, хотя их предполагаемая принадлежность к шиитскому исламу была вероятной причиной того, что им так и не дали этот пост в Дамаске, где доминировали мусульмане-сунниты. [ 4 ]
Египет
[ редактировать ]В Египте османы обычно назначали провинциального накиба аль-ашрафа из Стамбула. [ 2 ] Ситуация изменилась в середине XVIII века, когда на этот пост был назначен Мухаммад Абу Хади, член каирской аль-Садат аль-Вафаийя семьи ашрафов . [ 1 ] [ 2 ] Члены семьи ас-Садат продолжали последовательно исполнять обязанности нукаба аль-ашрафа в Египте, пока в 1763 году их не заменила другая каирская ашрафов семья , аль-Бакри . Первым членом последней семьи, занявшим этот пост, был Мухаммад ибн Ахмад аль-Бакри. [ 1 ] После этого за этот пост боролись семьи аль-Садата и аль-Бакри. [ 2 ] хотя последний в основном удерживал его до начала 20 века. [ 1 ]
Как и другие провинциальные нукаба аль-ашраф , египетский накиб был обязан выплатить кругленькую сумму властям Стамбула. Роль накиба аль-ашрафа в Египте, помимо традиционных функций офиса, включала участие в различных церемониях, таких как шествие кисвы перед ее отправлением с караваном паломников хаджа в Мекку, а также обеспечение ашрафов участия семей в шествие махмаля ( украшенных носилок, символизирующих власть султана ) в Мекку. Накиб аль-ашраф часто начинал строительство религиозных учреждений, таких как новые мечети или суфийские ложи. [ 9 ]
Ирак
[ редактировать ]Самым важным мусульманским религиозным лидером-суннитом Османском Ираке был накиб аль-ашраф Багдада в . Его влияние номинально ограничивалось Багдадом, но часто распространялось на всю территорию Ирака. Основной семьей ашрафов , обеспечивших никабу Багдада, была семья Гайлани (Кейлани), потомки Абд аль-Кадира аль-Гайлани , основателя суфийского ордена Кадирия , который был популярен во всем исламском мире . [ 10 ] В Кербеле накиб аль-ашраф был известен как накиб аль-хаир (Хаир — другое название Кербелы). Он был предоставлен шиитским потомкам Хасана и Хусейна и в основном чередовался между Аль-Файзом и Аль-Жиком. [ 11 ] В Басре накиб аль-ашраф часто был также потомственным главой суфийского ордена Рифаия . Влияние нукабы аль-ашрафа Басры колебалось в зависимости от личного богатства отдельного накиба или использования его османскими властями в политических делах региона . [ 12 ]
Афганистан
[ редактировать ]В Афганистане руководитель Сайидов был известен как «Сайид уль Садаат». Семья Сайида уль Садата была семьей Ходжи Мира Сайида Хасана. Он был потомком имама Мусы аль-Кадхима и принадлежал к выдающейся линии Садаата. Эти садаты передавали знания Ахлула Байта в области исламского и тасавуфа. права Ходжа Сайид Мир Хасан, будучи представителем Садата в Империи Дуррани, был отцом трех Святых, унаследовавших Золотую цепь Шаха Накшбанда .
Эти три Святых:
- Сайид уль Садат Ходжа Сайид Мир Джан , преемник Хазрата Ишаана
- Сайид уль Садаат Ходжа Мир Сайид Махмуд Сахеб Ага , халиф Сайида Мир Джана
- Сайид уль Садаат Ходжа Сайид Мир Фазлулла Сахеб Ага , высший кади и сайид Эмирата Афганистан
Их матерью была Амира Накшбандийского Тарика Биби Сайида Сиддика аль-Ула, которая была потомком Хазрата Ишаана и Сайида Мойнуддина Хади Накшбанда . Эта линия известна своим кровным родством как потомки Бахауддина Накшбанда , Абдула Кадира Гилани и имама Хасана Аль Аскари .
Таким образом, Сайид уль Садат этой династии также считается верховным лидером Кадирия Накшбанди. суфийского ордена
Иерусалим
[ редактировать ]В Иерусалиме семья Хусейни занимала этот пост во время раннего османского правления. Их покровителями была семья Фаррухов , члены которой часто служили губернаторами округов Иерусалима до конца 17 века. В 1703 году член семьи аль-Хусейни Мухаммад ибн Мустафа возглавил двухлетнее восстание в Иерусалиме. [ 13 ] после чего он сбежал, а позже был схвачен и казнен. [ 14 ] Его смерть ознаменовала упадок семьи аль-Хусайни и начало эры семьи Гудайя. Первым членом последнего, который выполнял функции накиба аль-ашрафа Иерусалима , был Абд аль-Латиф Гудайя. В какой-то момент XVIII века Гудайи приняли имя своих предшественников и с тех пор стали известны как семья аль-Хусайни . Новая семья аль-Хусайни доминировала на посту накиба аль-ашрафа до 20 века. [ 15 ]
Нигерия
[ редактировать ]В Нигерии на этом посту находится клан Мадинава, исламские лидеры, которые утверждают, что являются кланом шарифского происхождения и ведут свою родословную от семьи Мухаммеда через его внука Хасана ибн Али. Они связаны с династией Алауитов в Марокко и, как говорят, мигрировали в султанат Кано в Нигерии из-за конфликтов и войн внутри марокканской монархии после смерти Исмаила ибн Шарифа . Заявление о том, что они являются потомками Мухаммеда, позволило им считаться своего рода дворянством, и они получили привилегию в системе вождей эмирата Кано. Кроме того, считалось, что они обладают баракой , в эмирате Кано некоторые люди называют их Аулия Мадинава Маламай, имея в виду город Медина , откуда они, как они утверждали, произошли, расположенный в западной Саудовской Аравии . Большинство их предков были исламскими святыми. Семья Муаллимава. Династия, ветвь клана Мадинава, занимает должность Накиба аль-ашрафа. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дамурдаши, изд. Мухаммед, с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Имбер и Киётаки, с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б с Мериуэзер, с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Зима, стр. 28–29.
- ^ Мериуэзер, стр. 46–47.
- ^ Хури, с. 30.
- ^ Хури, с. 14.
- ^ Хури, с. 33.
- ^ Зима, стр. 187–188.
- ^ Четинсая, с. 19.
- ^ Насралла, с. 206.
- ^ Четинсая, с. 20.
- ^ Монтефиоре, с. 320.
- ^ Монтефиоре, с. 321.
- ^ Монтефиоре, стр. 321–322.
- ^ Абдуллахи, Ахмед (1999). Медина Кано . Принтеры Данлами.
Библиография
[ редактировать ]- Четинсая, Гекхан (2006). Османская администрация Ирака, 1890–1908 гг . Рутледж. ISBN 9781134294954 .
- Аль-Дамурдаши, Ахмад Д. (1991). Абд аль-Ваххаб Бакр Мухаммад (ред.). «Хроники Египта» ад-Дамурдаши, 1688–1755 гг . БРИЛЛ. ISBN 9789004094086 .
- Хури, Филипп С. (2003). Городская знать и арабский национализм: политика Дамаска 1860–1920 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521533232 .
- Имбер, Колин ; Киётаки, Кейко (2005). Границы османских исследований, Vol. 1 . ИБ Таурис. ISBN 9781850436317 .
- Мериуэзер, Маргарет Л. (2010). Родня, которая имеет значение: Семья и общество в Османском Алеппо, 1770–1840 гг . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292788145 .
- Зима, Майкл (2003). Египетское общество под властью Османской империи, 1517–1798 гг . Рутледж. ISBN 9781134975143 .
- Насралла, Абдул-Сахиб (2018). Тарих Кербела [ История Кербелы ] (на арабском языке). Том. 2. Бейрут, Ливан: Дар Ихья аль-Турат аль-Араби.
- Зима, Майкл (2012). «Ашраф и Накиб аль-Ашраф в Османском Египте и Сирии» . В Моримото, Кадзуо (ред.). Сайиды и шарифы в мусульманских обществах: живые связи с Пророком . Рутледж. ISBN 9781136337383 .