Баха ад-Дин Накшбанд
Баха ад-Дин Накшбанд | |
---|---|
Мавзолей Баха ад-Дина Накшбанда в Бухаре , ныне современный Узбекистан. | |
Рожденный | Март 1318 г. Каср-и Хиндуван, Чагатайское ханство |
Умер | 2 марта 1389 г. Каср-и Хиндуван, Империя Тимуридов |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Баха ад-Дин Накшбанд ( персидский : Баха ад-Дин Мухаммад Накшбанд ; 1318–1389) был одноименным основателем того, что впоследствии стало одним из крупнейших суфийских суннитских орденов, Накшбанди . [1]
Фон
[ редактировать ]Баха ад-Дин родился в марте 1318 года в селении Каср-и Хиндуван, которое находилось в одном фарсахе от города Бухары . [1] [2] Как и большинство оседлого населения региона, Баха ад-Дин был таджиком, т.е. носителем персидского языка и участником его культуры. [2] Согласно Х. Алгару/ Энциклопедии Ираника , к текстам, в которых утверждается, что Баха ад-Дин произошел от исламского пророка Мухаммеда через Джафара ас-Садика (умер в 765 г.), следует «относиться с осторожностью». В ранних текстах не упоминается предполагаемое происхождение Баха ад-Дина от Мухаммеда, но они подразумевают, что его учитель Амир Кулал (умер в 1370 г.) был потомком Мухаммеда через Джафара ас-Садика, что может свидетельствовать о том, что их генеалогии позже были перепутаны. . [1]
С другой стороны, Аннемари Шиммель подчеркивает происхождение Бахауддина от Хасана аль-Аскари , имея в виду семью Ходжи Мир Дарда и «многих дворян из Бухары; они вели свою родословную обратно к Баха ад-Дину Накшбанду, в честь которого был создан Накшбандийский орден». назван и был потомком в 13-м поколении 11-го имама аль-Хасана аль-Аскари». [3]
Жизнь
[ редактировать ]Через три дня после своего рождения Баха ад-Дин был усыновлен как духовный сын Бабой Мохаммадом Саммаси, магистром Ходжагана , суфийского ордена, основанного Юсуфом Хамадани (умер в 1140 году). Дед Баха ад-Дина по отцовской линии привел его в Саммаси, поскольку он был мюридом (послушником) последнего. [4] [1] Позже Саммаси поручил обучение Баха ад-Дина своему выдающемуся ученику Амиру Кулалу . [1]
В ранних текстах не упоминается ни то, как Баха ад-Дин получил прозвище «Накшбанд», ни его значение. Позже было частично достигнуто соглашение, что это относится к накшу (отпечатку) имени Аллаха , который укрепляется в сердце посредством постоянной и непрерывной молитвы. В Бухаре Баха ад-Дин фактически стал ее покровителем , и жители обычно называли его «Хваджа Бала-гардан». Среди членов современного ордена Накшбанди, особенно в Турции , Баха ад-Дин известен как «Шах-и Накшбанд». [1]
Некоторые историки сходятся во мнении, что первоначальный Накшбанди имел особенно иранское или хорасанское отношение, что, по мнению Х. Алгара / Энциклопедии Ираника, подтверждается тем фактом, что Баха ад-Дин был окружен группой городских жителей, которые в основном говорили по-таджикски. Однако Накшбанди также находился под влиянием тюркского суфийского ордена Ясавия и, таким образом, также имел тюркский компонент. Спустя три поколения после смерти Баха ад-Дина Накшбанди начали получать поддержку среди тюркских жителей Центральной Азии , демонстрируя тем самым всеобъемлющую привлекательность. [1]
Баха ад-Дин умер 2 марта 1389 года в Каср-и-Хиндуване, который затем из уважения к нему был переименован в Каср-и-Арифан. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Алгар 1988a , стр. 433–435.
- ^ Jump up to: а б Соучек 2000 , с. 137.
- ↑ Боль и благодать: исследование двух писателей-мистиков мусульманской Индии восемнадцатого века» стр.32, Аннемари Шиммель
- ^ Алгар 1988b , стр. 294–295.
Источники
[ редактировать ]- Алгар, Х. (1988a). «Бахаддин Накшбанд» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание, Том. III, Фаск. 4 . Нью-Йорк. стр. 433–435.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Алгар, Х. (1988b). «Баба Саммаси» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание, Том. III, Фаск. 3 . Нью-Йорк. стр. 294–295.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Соучек, Сват (2000). История Внутренней Азии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521657044 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бинбаш, Илькер Эврим (2016), Интеллектуальные сети в Тимуридском Иране: Шараф ад-Дин Али Язди и Исламская республика литературы , Cambridge University Press, ISBN 978-1-107-05424-0