Jump to content

Свобода религии в Сербии

Свобода религии в Сербии означает, в какой степени люди в Сербии могут свободно исповедовать свои религиозные убеждения, принимая во внимание как политику правительства, так и отношение общества к религиозным группам.

В 2023 году страна получила 4 балла из 4 по свободе вероисповедания. [1]

Правительство не ведет учет случаев насилия на религиозной почве, а сообщения от отдельных религиозных организаций скудны. [2]

Законы Сербии устанавливают свободу религии, запрещают установление государственной религии и ставят вне закона религиозную дискриминацию. Хотя государственная регистрация не обязательна для религиозной деятельности групп, правительство предоставляет зарегистрированным группам определенные привилегии. Правительство поддерживает двухуровневую систему зарегистрированных групп, разделенную на «традиционные» и «нетрадиционные» группы. Группы меньшинств и независимые наблюдатели жаловались, что эта система представляет собой религиозную дискриминацию.

Правительство разработало программы по реституции имущества, конфискованного правительством Югославии после Второй мировой войны , а также имущества, утраченного во время Холокоста .

Средства массовой информации и отдельные члены парламента подвергались критике за пренебрежительные выражения в отношении нетрадиционных групп. Антисемитская литература широко доступна в книжных магазинах и широко распространена в Интернете.

Хотя религиозная свобода в значительной степени уважалась правительством Королевства Югославия. [3] [4] и Социалистической Федеративной Республики Югославии, [5] и конституции Сербии в различных ее воплощениях либо в качестве независимого государства, либо в составе Югославии номинально поддерживали свободу вероисповедания, [2] это также было место серьезных военных преступлений на религиозной и этнической почве во время Второй мировой войны. [6] и югославские войны . [7]

Демография

[ редактировать ]

По данным переписи 2011 года , примерно 85 процентов населения составляют православные христиане, 5 процентов католики , 3 процента мусульмане-сунниты и 1 процент протестанты . В оставшиеся 6 процентов входят евреи , буддисты , члены Международного общества сознания Кришны , агностики , атеисты , другие религиозные группы и отдельные лица без заявленной религиозной принадлежности. Подавляющее большинство населения, считающего себя православным, являются членами Сербской Православной Церкви , категория, которая конкретно не указана в переписи населения. Приверженцы Македонской , Черногорской и Румынской Православных Церквей могут быть включены в число «православных христиан» или в категорию «других христиан», входящих в оставшиеся 6 процентов, в зависимости от того, как они самоидентифицируются. [2]

Католики – это преимущественно этнические венгры и хорваты, проживающие в провинции Воеводина . К мусульманам относятся боснийцы (славянские мусульмане) в юго-западном регионе Санджак , этнические албанцы на юге и цыгане , проживающие по всей стране. [2]

Независимость от Османской империи

[ редактировать ]

До двух восстаний в начале 19 века, кульминацией которых стало создание в основном автономного сербского государства , которое оставалось вассалом Османской империи в 1815 году, Сербия была оккупирована Османской империей в течение 300 лет (за исключением кратких оккупаций со стороны Австрии). При османском правлении сербских христиан заставляли платить религиозные налоги, и с ними обращались как с гражданами второго сорта. После частичной независимости в 1815 году Сербская Православная Церковь была восстановлена. Князь Милош Обренович , глава государства, поддерживал политику, которая продвигала секуляризм, чтобы ограничить власть Церкви над его властью. [8]

После восстания в Герцеговине 1875 года Сербия объявила войну Османской империи, добиваясь своей полной независимости в так называемых сербско-турецких войнах . Во время конфликта сербские силы изгнали из Сербии от 30 000 до 70 000 мусульман, в основном албанцев. [9] [10] Несмотря на поражение в первой сербско-турецкой войне, сербы добились независимости во второй войне (также известной как Русско-турецкая война 1877 года ). [11] Сербия стала королевством в 1882 году.

Королевство сербов, хорватов и словенцев

[ редактировать ]

После Первой мировой войны Сербия была объединена с другими территориями на Балканах и образовало Королевство сербов, хорватов и словенцев. [12] Самой крупной религиозной конфессией было восточное православие (около 50% населения), за ним следовал католицизм (около 40%), причем большая часть остальных исповедовала ислам. [13] Мусульмане столкнулись с предубеждениями со стороны других религиозных групп, но получили некоторые уступки со стороны правительства, такие как создание анклавов, регулируемых исламским законом . [4] В королевстве также проживало небольшое еврейское население, и остальная часть населения и правительство в целом относились к нему хорошо. [3]

В 1921 году была принята конституция, что привело к росту напряженности между этнорелигиозными блоками. [14] Премьер-министр Никола Пашич использовал полицию для подавления оппозиционных групп и этнических меньшинств. [15] особенно хорваты -католики , которые были основной оппозицией его цели создания высокоцентрализованного государства с доминированием сербов. [16] В 1928 году представитель сербов в парламенте открыл огонь по скамье оппозиции, убив Степана Радича из Хорватской крестьянской партии . Король Александр I использовал это как предлог для запрета национальных политических партий, отмены конституции и преобразования страны в личную диктатуру, а также для переименования страны в Королевство Югославия и реорганизации внутренней администрации страны. [17] Александр I пытался уменьшить этнорелигиозный сепаратизм, продвигая единый югославский национализм . [18] политическая стратегия, которая в конечном итоге оттолкнула сербов и не смогла успокоить хорватов. [19]

В 1930-е годы произошел подъем Усташей , хорватской фашистской организации, которая выступала за создание независимого хорватского государства насильственными методами и начала террористическую кампанию, состоящую из взрывов, убийств и диверсий. [19] В 1931 году Александр I принял новую конституцию , которая закрепила свободу вероисповедания, а также установила унитарное государство, которое воспринималось несербами как прикрытие сербского владычества над государством. [20] Представители различных групп меньшинств выступили с заявлениями с требованием принятия новой конституции. [21] Правительство ответило как на восстание усташей, так и на политические заявления зачастую жестокими действиями полиции, что только еще больше усилило поддержку сепаратистских группировок. [22] В октябре 1934 года Александр I был убит болгаро-македонским националистом. [23] имевший контакты с усташами. [24]


После смерти Александра I Югославия стала регентством во главе с югославским принцем Павлом . Пол пытался проводить политику демократии и децентрализации в надежде успокоить сербских и хорватских националистов. [25] В 1941 году Югославия присоединилась к державам Оси , и это решение встретило массовое сопротивление со стороны сербского населения, а также либералов и коммунистов всех национальностей. Военный переворот вынудил Павла уйти в отставку 17-летнего Петра II . и посадил на престол [26] Это вскоре спровоцировало бы немецкое вторжение. [27]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

После немецкого вторжения Югославия была разделена между державами Оси, а также недавно созданным хорватским марионеточным государством во главе с усташами . [28] Движение сопротивления против Оси было разделено на две основные группы: четников- роялистов и коммунистических партизан . [29]

Когда страна погрузилась в то, что фактически было гражданской войной, наблюдалось огромное количество этнорелигиозно мотивированного насилия. Большая часть еврейского населения Югославии была убита силами Оси. [30] и только 17% пережили войну. [31] Усташи и немецкие войска убивали мирных православных сербов , в то время как ополченцы-четники преследовали (католических) хорватов и мусульман. [32]

Социалистическая Югославия

[ редактировать ]

После окончания Второй мировой войны Сербия была преобразована в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии, которая создала номинально светское государство (хотя временами проявляла фаворитизм по отношению к Сербской Православной Церкви) и не участвовала в антирелигиозных кампаниях. в пределах других стран Восточного блока . [5]

В конце 1980-х годов Слободан Милошевич стал одним из самых влиятельных политиков страны. Несмотря на то, что ранее у него была репутация жесткого коммуниста-антинационалиста, [33] Милошевич повернулся к сербскому национализму и подавил требования культурной автономии от других этнических групп Югославии. [34] Это, в свою очередь, послужило дополнительной мотивацией для призывов к независимости от несербских этнических групп, кульминацией которых стали чрезвычайно успешные референдумы о независимости в Хорватии и Словении в 1991 и 1990 годах соответственно.

Распад Югославии (1991–2006 гг.)

[ редактировать ]

Югославия распалась в результате серии войн на протяжении 1990-х годов. Сербия оказала значительную материальную поддержку Югославской народной армии (ЮНА) и сербским военизированным формированиям. [35] которые, в свою очередь, совершили многочисленные военные преступления, [36] многие из них были мотивированы враждой по этническому и религиозному признаку, в первую очередь направленной против албанцев, хорватов и боснийцев. [7] Обвинения включали, среди прочего, умышленное нападение на мирных жителей, массовые изнасилования и геноцид. [7]

Республика Сербия (2006-настоящее время)

[ редактировать ]

В 2006 году Сербия приняла новую конституцию , заменив предыдущую конституцию, принятую в 1990 году. [37] Эта конституция продолжает гарантировать свободу вероисповедания и религии. [2] Косово, где проживала большая часть мусульманского населения Сербии, [38] в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от Сербии в 2008 году .

Правозащитные организации раскритиковали Сербию за сдержанность в расследовании военных преступлений за ее действия во время войн, приведших к распаду Югославии. [39] [40]

[ редактировать ]

Конституция гарантирует свободу вероисповедания и религии , а также право менять религию. В нем говорится, что каждый должен иметь свободу поклоняться и исповедовать религию индивидуально или вместе с другими, конфиденциально или публично, и никто не обязан заявлять о своей религии. Конституция гласит, что свобода выражения своей религии или убеждений может быть ограничена законом только в случае необходимости для защиты жизни и здоровья людей, морали демократического общества, свобод и прав, гарантированных конституцией, или общественной безопасности и порядка или предотвращения разжигание религиозной, национальной или расовой розни. [2]

Конституция запрещает установление государственной религии, гарантирует равенство религиозных групп и призывает к отделению религии от государства. В нем говорится, что церкви и религиозные общины имеют право свободно организовывать свою внутреннюю структуру, публично совершать религиозные обряды, создавать и управлять религиозными школами, а также социальными и благотворительными учреждениями в соответствии с законом. [2]

Конституция признает право на отказ от военной службы по соображениям совести на основании религиозных убеждений. В нем говорится, что никто не может быть обязан нести военную или любую другую службу, связанную с применением оружия, если это несовместимо с его религией или убеждениями, но лицо, отказывающееся от военной службы по соображениям совести, может быть призвано к выполнению военной службы, не связанной с ношением оружия. [2]

Антидискриминационные законы

[ редактировать ]

Конституция запрещает религиозную дискриминацию или разжигание религиозной ненависти, призывает правительство поощрять религиозное многообразие и толерантность и гласит, что религиозные беженцы имеют право на убежище, процедуры которого должны быть установлены законом. Закон запрещает подстрекательство к дискриминации, ненависти или насилию в отношении отдельного лица или группы людей по религиозным мотивам и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от одного до 10 лет, в зависимости от типа правонарушения. [2]

Признанные религиозные группы

[ редактировать ]

«Традиционные» группы

[ редактировать ]

Закон предоставляет особый режим семи религиозным группам, которые правительство считает «традиционными». Это Сербская православная церковь, Римско-католическая церковь, Словацкая евангелическая церковь , реформатская христианская церковь , евангелическая христианская церковь , исламская община и еврейская община . «Церковь» — это термин, зарезервированный для христианских религиозных групп, тогда как термин «религиозное сообщество» относится к нехристианским группам и некоторым христианским образованиям. Исламское сообщество разделено на Исламское сообщество Сербии Белграде (курсив наш) со штаб-квартирой в и Исламское с центром сообщество Сербии в Нови-Пазаре . Хотя закон обычно запрещает регистрацию нескольких групп с одним и тем же названием, обе исламские общины официально зарегистрированы правительством. [2]

Семь традиционных религиозных групп, признанных законом, автоматически регистрируются в Реестре церквей и религиозных общин . В дополнение к этим группам правительство предоставляет традиционный статус исключительно в провинции Воеводина епархии Дакия Феликс Румынской православной церкви со штаб-квартирой в Румынии и административным центром в Вршаце в Воеводине. [2]

Закон также предоставляет семи традиционным религиозным группам право на получение возмещения налога на добавленную стоимость , на преподавание своей религии в государственных школах и на оказание капелланских услуг военнослужащим. [2]

«Нетрадиционные» группы

[ редактировать ]

В правительстве зарегистрировано 20 «нетрадиционных» религиозных групп: Церковь адвентистов седьмого дня , Евангелическо-методистская церковь , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , Евангелическая церковь в Сербии , Церковь Любви Христовой , Духовная церковь Христа , Союз христианских баптистских церквей в Сербии , Христианская религиозная община Назарянина (связанная с Апостольской христианской церковью (Назарянином) ), Церковь Бога в Сербии , Протестантская христианская община в Сербии , Церковь Братьев Христа в Сербии , Свободная Белградская церковь , Свидетели Иеговы , Церковь Сионского Таинства , Союз реформистского движения адвентистов седьмого дня , Духовный центр протестантской евангелической церкви , Евангелическая церковь Христа, Словацкий союз баптистских церквей , Союз баптистских церквей в Сербии и Харизматическая община веры в Сербии . Некоторые из этих организаций представляют собой зонтичные группы, которые контролируют множество отдельных церквей, иногда несколько различающихся по принадлежности. [2]

Регистрация религиозной группы

[ редактировать ]

Закон не требует регистрации религиозных групп, но рассматривает незарегистрированные религиозные организации как неформальные группы, которые не получают никаких юридических преимуществ, которые получают зарегистрированные религиозные группы. Например, только зарегистрированные религиозные группы могут строить новые места отправления культа, владеть собственностью, обращаться за реституцией собственности или получать государственное финансирование своей деятельности. Регистрация также необходима для открытия банковских счетов и найма персонала. Закон уполномочивает правительство обеспечивать социальное и медицинское страхование и финансировать пенсионные планы только для религиозных деятелей зарегистрированных групп. Закон также предоставляет освобождение от налога на имущество всем зарегистрированным группам. Зарегистрированные религиозные группы освобождаются от уплаты административных налогов и подачи ежегодных финансовых отчетов. [2]

Для регистрации группе необходимо предоставить следующее: имена, идентификационные номера, копии нотариально заверенных документов, удостоверяющих личность, и подписи не менее 100 граждан-членов группы; устав группы и краткое изложение ее религиозных учений, церемоний, религиозных целей и основных видов деятельности; и информацию об источниках финансирования. Закон запрещает регистрацию, если название группы-заявителя включает часть названия существующей зарегистрированной группы. Министерство юстиции ведет Реестр церквей и религиозных общин и отвечает на заявления о регистрации. [2]

Группы религиозных меньшинств и неправительственные наблюдатели продолжали заявлять, что закон по своей сути предвзят в разграничении между так называемыми традиционными и нетрадиционными религиозными группами. Они также заявили, что законы, регулирующие деятельность церквей и религиозных общин, противоречат конституционным гарантиям свободы религии и равного статуса религиозных групп. Например, в дополнение к льготам, которые традиционные религиозные группы получали в соответствии с законом, правительство предоставляло этим группам финансовую поддержку для проведения религиозных мероприятий, а также публикации или печати религиозных материалов. Группы меньшинств также указали на несправедливое распределение государственных стипендий на всех уровнях образования между религиозными группами. Они заявили, что Управление по сотрудничеству с церквями и религиозными общинами, которое оказывало поддержку религиозным группам, имело дополнительные полномочия по защите сербской национальной идентичности и сотрудничеству с епархиями Сербской Православной Церкви за рубежом. Кроме того, Римско-католическая церковь, традиционная церковь, пожаловалась на преференциальное отношение к Сербской православной церкви. [2]

Ограничения и надзор

[ редактировать ]

Согласно конституции, Конституционный суд может запретить религиозному сообществу деятельность, нарушающую право на жизнь и здоровье, права ребенка, право на личную и семейную неприкосновенность, общественную безопасность и порядок, а также если она побуждает к религиозному, национальная или расовая нетерпимость. В нем также говорится, что Конституционный суд может запретить объединение, разжигающее религиозную ненависть. [2]

Управление по сотрудничеству с церквями и религиозными общинами Министерства юстиции занимается всеми экспертными и административными вопросами, касающимися сотрудничества государства с церквями и религиозными общинами. К ним относятся помощь национальным меньшинствам в защите религиозных традиций, являющихся неотъемлемой частью их культурной и этнической самобытности; сотрудничество государства и сербских православных епархий за рубежом; поддержка религиозного образования; а также поддержка и защита правового статуса церквей и религиозных общин. Правительственное Управление по правам человека и меньшинств , которое занимается политикой и контролирует статус меньшинств, также курирует некоторые религиозные вопросы. [2]

Правительственная практика

[ редактировать ]

По словам Свидетелей Иеговы, прокуроры редко преследовали за физическое насилие против своих членов или вандализм в отношении их собственности как за преступления на религиозной почве, а скорее как за простое нападение или нарушение собственности, за которое по закону влекут меньшие наказания, чем за преступления на религиозной почве, или иным образом рассматривали инциденты. как частные споры. Некоторые наблюдатели заявили, что, по их мнению, прокуроры намеренно выдвинули в этих делах менее строгие обвинения, чтобы свести к минимуму проявления религиозной нетерпимости. [2]

Закон признает требования о реституции религиозного имущества, конфискованного в 1945 году или позднее, только в отношении зарегистрированных религиозных групп. Закон разрешает индивидуальные претензии в отношении имущества, утраченного жертвами Холокоста во время Второй мировой войны , но религиозные группы не могут претендовать на имущество, конфискованное до 1945 года. Юридически зарегистрированные пожертвования могут подать заявление о реституции. Закон также предусматривает, что еврейская община может получить компенсацию за имущество, оставшееся без наследника, конфискованное у жертв Холокоста во время Второй мировой войны. Из-за разделения исламского сообщества на Исламское сообщество Сербии и Исламское сообщество в Сербии исламские организации сталкиваются с трудностями при возвращении собственности, поскольку это потребует от правительства признания той или иной группы «законной» исламской общиной. страны. Правительство сообщает, что по состоянию на 2017 год около 70 процентов имущества, конфискованного правительством Югославии, было возвращено. [2]

Правительство не ведет учет случаев насилия на религиозной почве, а сообщения от отдельных религиозных организаций скудны. [2]

Образование

[ редактировать ]

Конституция гласит, что родители и законные опекуны имеют право обеспечивать религиозное образование своих детей в соответствии со своими убеждениями. Закон предусматривает религиозное образование в государственных школах, но только для семи традиционных групп. Учащиеся начальных и средних школ должны посещать занятия по одной из семи традиционных религий или альтернативные курсы гражданского образования. Родители сами выбирают, какой вариант подойдет их ребенку. [2]

Учебная программа, преподаваемая на уроках религии, варьируется в зависимости от региона и отражает количество приверженцев определенной религии в конкретном сообществе. Обычно пять заинтересованных студентов — это минимум, необходимый для обучения определенной религии. В районах, где количество отдельных школ не соответствует минимальному количеству, Министерство образования пытается объединить учащихся в региональные классы для религиозного обучения. Комиссия по религиозному образованию назначает преподавателей религиозного образования из списков квалифицированных кандидатов, представленных каждой религиозной группой. В состав комиссии входят представители каждой традиционной религиозной группы, Министерства образования, науки и технологий и Управления по сотрудничеству с церквями и религиозными общинами. В работе комиссии участвуют представители Исламской общины Сербии и Исламской общины Сербии. [2]

Общественные отношения

[ редактировать ]

Свидетели Иеговы сообщали о случаях нападений и преследований в отношении своих членов. [2]

Переводы антисемитской литературы можно получить в националистических группах и издателях. Антисемитская литература, такая как «Протоколы сионских мудрецов» , доступна во многих книжных магазинах, а антисемитизм присутствует в социальных сетях. Некоторые молодежные группы и интернет-форумы пропагандируют антисемитские высказывания. [2]

В интернет-СМИ регулярно появляются статьи с критикой нетрадиционных религиозных групп. Несколько нетрадиционных религиозных лидеров сообщили, что средства массовой информации часто называют нетрадиционные религии «сектами», что, по словам лидеров, способствует формированию негативных стереотипов. Члены парламента также назвали сектами нетрадиционные группы, особенно протестантские. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. Веб-сайт Freedom House, страница Сербии, получено 8 августа 2023 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2017 год Сербия , Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Романо, Яша (1980). Евреи Югославии 1941–1945 гг . Федерация еврейских общин Югославии. стр. 100-1 573–590.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рудольф Б. Шлезингер (1988). Сравнительное правоведение: дела, текст, материалы . Фонд Пресс. п. 328. ИСБН  9780882776156 . В некоторых странах, особенно в Королевстве Югославия, сохранились анклавы исламского права (относящиеся к личному...).
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томка, Миклош (2011). Распространение религии: религиозное возрождение в посткоммунистической Центральной и Восточной Европе . Вальтер де Грюйтер. п. 44. ИСБН  9783110228151 .
  6. ^ Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии: 1941–1945. р744. Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0804779244 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Комиссия экспертов ООН, созданная в соответствии с резолюцией 780 (1992) Совета Безопасности ООН (28 декабря 1994 г.). «Приложение IV: Политика этнической чистки» . Итоговый отчет . Архивировано из оригинала 2 ноября 2010 года . Проверено 28 октября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  8. ^ «Сербская революция и сербское государство» . Staff.lib.msu.edu . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 7 мая 2018 г.
  9. ^ Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Косово . Пугало Пресс. п. XXXII. ISBN  9780333666128 .
  10. ^ Стефанович, Джордже (2005). «Взгляд на албанцев глазами сербов: изобретатели традиции нетерпимости и их критики, 1804–1939». Ежеквартальный журнал европейской истории . 35 . (3): 470.
  11. ^ Л. С. Ставрианос, Балканы с 1453 года (1958), стр. 408-12.
  12. ^ Будисавлевич Срджан, Создание государства сербов, хорватов и словенцев, Загреб, 1958, стр. 170-175.
  13. ^ Национализм и территория: построение групповой идентичности в Юго-Восточной Европе, Географические взгляды на человеческое прошлое, Джордж Уайт, Роуман и Литтлфилд, 2000, ISBN   0847698092 , с. 236.
  14. ^ Спенсер Такер. Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO, 2005. Стр. 1189.
  15. ^ Балканская политика. Архивировано 14 июля 2008 г. в Wayback Machine , Time , 31 марта 1923 г.
  16. Оппозиция . Архивировано 20 июня 2008 г. в Wayback Machine , Time , 6 апреля 1925 г.
  17. ^ Крэмптон 1997 , с. 138.
  18. ^ Крэмптон 1997 , с. 138-139.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фарли 2007 , с. 77.
  20. ^ Крэмптон 1997 , с. 139.
  21. ^ Фарли 2007 , с. 79.
  22. ^ Фарли 2007 , с. 80.
  23. ^ "Убийцей-смертником из ВМРО был Владо Черноземский, который по приказу Михайлова и его этнонационального ВМРО, который был определен как болгарский, убил югославского короля Александра I Карадзордзевича и министра иностранных дел Франции Луи Баро в Марселе в 1934 году. ." Новая балканская политика, выпуск 6, 2003 г., Стефан Трёбст, Историческая политика и исторические «шедевры» в Македонии до и после 1991 года. Архивировано 3 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
  24. ^ Беннетт Ковриг «Посредничество путем запутывания: разрешение марсельского кризиса, октябрь 1934 г. - май 1935 г.», страницы 191–221, «Исторический журнал» , том 19, выпуск 1, январь 1976 г., стр. 196.
  25. ^ Хоптнер 1962 , с. 26.
  26. ^ Томасевич 1975 , с. 43–47.
  27. ^ Международный военный трибунал, Суд над главными военными преступниками Германии, Приговор: агрессия против Югославии и Греции. Архивировано 24 сентября 2018 г. в Wayback Machine , стр. 32.
  28. ^ Профиль Венгрии. Архивировано 3 февраля 2007 года в Wayback Machine , Архив визуальной истории Института Фонда Шоа; usc.edu; по состоянию на 4 декабря 2015 г.
  29. ^ Робертс 1973 , с. 26.
  30. ^ Томасевич 2001 , с. 747.
  31. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории – Сербия и Черногория» . Еврейская виртуальная библиотека.
  32. ^ Томасевич 2001 , с. 744.
  33. ^ Лампе, Джон Р. 2000. Югославия как история: дважды была страна. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр.347
  34. ^ Рамет, Сабрина П. (18 февраля 2010 г.). Политика Центральной и Юго-Восточной Европы с 1989 года . Издательство Кембриджского университета. п. 361. ИСБН  9780521716161 . Проверено 9 марта 2012 года .
  35. ^ Джон Пайк (20 октября 2005 г.). «Сербско-хорватская война» . Globalsecurity.org . Проверено 7 февраля 2010 г.
  36. ^ «Итоговый отчет Комиссии экспертов Организации Объединенных Наций, созданной в соответствии с резолюцией 780 (1992) Совета Безопасности ООН, Приложение VIII — Тюремные лагеря; под руководством: М. Шерифа Бассиуни; S/1994/674/Add.2 ( Том IV)» . Школа гуманитарных, языковых и социальных наук (UWE) . 27 мая 1994 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2010 года . Проверено 20 октября 2010 г.
  37. ^ «Редкое единство по поводу сербской конституции» . Новости Би-би-си . 30 октября 2006 г.
  38. ^ Перритт, Генри Х. младший (28 сентября 2009 г.). Дорога к независимости Косово: хроника плана Ахтисаари . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139479431 – через Google Книги.
  39. ^ «Сербия 2017/2018» . www.amnesty.org . Проверено 18 июля 2019 г.
  40. Сербия/Косово: События 2018 года. Хьюман Райтс Вотч.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a933ee8d48f542b4591f8b541d875056__1720433520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/56/a933ee8d48f542b4591f8b541d875056.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Freedom of religion in Serbia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)