Свобода религии в Словении
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Свобода религии в Словении означает, в какой степени люди в Словении могут свободно исповедовать свои религиозные убеждения, принимая во внимание как политику правительства, так и отношение общества к религиозным группам.
Законы Словении гарантируют свободу религии и устанавливают разделение между церковью и государством, а также запрещают религиозную дискриминацию и религиозную ненависть. Религиозные группы могут легко зарегистрироваться в правительстве, чтобы получить некоторые привилегии, в основном состоящие из различных форм денежной компенсации. Законы Словении запрещают обрезание по немедицинским причинам и практику забоя животных, которая необходима для того, чтобы мясо считалось кошерным или халяльным . Члены еврейской и мусульманской общин соблюдают эту практику за пределами страны (импортируют мясо и едут в соседние страны для религиозного обрезания) без препятствий со стороны правительства Словении.
В период средневековья и раннего Нового времени современная Словения была частью Священной Римской, а затем Австро-Венгерской империй и, таким образом, имела строгую государственную религию католицизма. Религиозные законы постепенно либерализовались, начиная с конца 18 века, хотя формальное разделение церкви и государства не было осуществлено до образования Социалистической Федеративной Республики Югославии в 1946 году. Правительство Югославии пропагандировало атеизм и экспроприировало католическую церковь, но в остальном занималось в минимальных религиозных репрессиях в Словении. После распада Югославии и создания независимой Словении Словения продолжает использовать законы о свободе вероисповедания, слегка адаптированные из предыдущего югославского законодательства.
В 2023 году страна получила 4 балла из 4 по свободе вероисповедания. [1]
Демография
[ редактировать ]Согласно переписи 2002 года , по состоянию на 2017 год, 57,8 процента населения составляют католики , 2,4 процента мусульмане , 2,3 процента сербские православные , 0,9 процента «другие христиане» и 10,1 процента атеисты . Кроме того, 23 процента идентифицировали себя как «другие» или не указали религию, 3,5 процента заявили о себе как «неаффилированные», а 10,1 процента не выбрали никакой религии. Еврейская . община оценивает свою численность примерно в 300 человек (менее 1 процента от общей численности населения) Православная и мусульманская общины включают большое количество иммигрантов из Сербии и Боснии и Герцеговины соответственно. [2]
История
[ редактировать ]До 20 века территории, соответствующие современной Словении, были частью Священной Римской империи, а затем Австро-Венгрии. Таким образом, их государственной религией в тот период был католицизм. [3] В конце 15 — начале 16 веков евреи были изгнаны со многих словенских территорий. [4] [5] [6] Евреи были приглашены обратно во Внутреннюю Австрию в 1709 году. [7] Начиная с конца 18 века, Австро-Венгрия провела реформы, которые предоставили некоторую религиозную свободу сначала православным и протестантским христианам, а затем и евреям. В XIX веке произошла медленная либерализация религиозных законов: конфессии христианских меньшинств постепенно приближались к равноправию с католической церковью, хотя католицизм оставался государственной религией. [3] Такое положение дел сохранилось в Словении после ее присоединения к Королевству сербов, хорватов и словенцев , хотя евреи, мусульмане и христианские меньшинства получили признание со стороны государства после этого перехода. Атеисты, однако, считались людьми второго сорта, и католическая церковь сыграла значительную роль в ограничении интеллектуальной жизни в Словении. [3] Во время Второй мировой войны Словения была оккупирована различными державами Оси, и почти все ее еврейское население было убито или бежало. [8]
Большую часть второй половины 20-го века Словения была частью Югославии , которая создала светское государство. [3] и не участвовал в антирелигиозных кампаниях в таких масштабах, как другие страны Восточного блока . [9] Даже по сравнению с другими республиками Югославии словенцы пользовались относительной религиозной свободой. [10] У Римско-католической церкви была конфискована большая часть ее собственности, а многие священники подверглись преследованиям со стороны югославского правительства, хотя это во многом произошло из-за сотрудничества Церкви с силами Оси во время Второй мировой войны. [10] Тем не менее, в 1952 году религиозное обучение было исключено из школьных программ. [3] и пропагандировался атеизм. Начиная с 1960-х годов отношение Югославии к религии еще больше потеплело. [3] хотя религиозные убеждения считались несовместимыми с членством в Союзе коммунистов Югославии до 1980-х годов. [3]
Согласно опросам, проведенным в 1990-е годы, только 11% словенцев чувствовали, что в любой момент своей жизни они подвергались дискриминации из-за своей религиозности; 18% сообщили, что знают друзей или родственников, которые подверглись такой дискриминации. [10]
В отличие от других регионов Югославии, Словения была гораздо более однородной в этническом и религиозном отношении и, следовательно, избежала влияния межконфессиональной гражданской войны после распада Югославии. [10]
Правовая база
[ редактировать ]Конституция . гарантирует свободу религии и право человека выражать свои убеждения публично и в частном порядке Он заявляет, что все религиозные общины имеют равные права, и предусматривает разделение религии и государства. Конституция также запрещает разжигание религиозной дискриминации и разжигание религиозной ненависти и нетерпимости. Конституция признает право на отказ от военной службы по религиозным соображениям. [2] [10]
Антидискриминационные законы
[ редактировать ]Определение преступлений на почве ненависти, содержащееся в Уголовном кодексе, включает публичное разжигание религиозной ненависти и умаление значения Холокоста . Наказание за эти преступления — лишение свободы на срок до двух лет, а если преступление сопряжено с принуждением или угрозой безопасности, что определяется как серьезная угроза жизни и здоровью, осквернение или повреждение имущества, — лишение свободы на срок до пяти лет. Если должностное лицо, злоупотребляющее своим положением, совершит эти преступления, оно может быть приговорено к тюремному заключению на срок до пяти лет. Члены групп, которые занимаются подобной деятельностью организованно и преднамеренно – групп ненависти , согласно закону – также могут быть наказаны лишением свободы на срок до пяти лет. [2]
Постановления правительства, ограничивающие религиозную практику
[ редактировать ]Закон требует, чтобы животные были оглушены перед убоем, что фактически запрещает халяльным или кошерным мясникам работать в Словении. По состоянию на 2017 год этот закон находится на рассмотрении с 2014 года после жалоб со стороны мусульманских и еврейских организаций. [2]
Уполномоченный по защите прав человека высказал мнение, что, исходя из конституции и закона, « обрезание по немедицинским показаниям недопустимо и представляет собой незаконное вмешательство в организм ребенка, нарушающее тем самым его права». Омбудсмен заявил, что необходимо дополнительное законодательство для легализации и регулирования обрезания по религиозным мотивам. [2] при этом фактический статус обрезания остается неясным. Следовательно, процедура непостоянно доступна в больницах. [11] Некоторые члены мусульманской и еврейской общин решили пройти процедуру в соседней стране Австрии и не столкнулись с какими-либо юридическими ограничениями при этом. [2] [11]
Регистрация религиозной группы
[ редактировать ]Закон требует, чтобы церкви и другие религиозные общины регистрировались в правительстве для получения статуса юридического лица, но он не ограничивает религиозную деятельность незарегистрированных религиозных групп. Права зарегистрированных религиозных групп как признанных юридических лиц включают право на льготы по налогу на добавленную стоимость, государственное софинансирование социального обеспечения духовенства и разрешение запрашивать социальные льготы для своих религиозных деятелей. [2] Чтобы официально зарегистрироваться в правительстве, религиозная группа должна подать заявление в Министерство культуры, предоставив доказательство того, что в ее состав входят не менее 10 взрослых членов, которые являются гражданами или постоянными жителями; название группы латинскими буквами, которое должно четко отличаться от названий других религиозных групп; адрес группы в стране; и копию официальной печати для использования в юридических сделках. Он также должен заплатить административный налог в размере 22,60 евро (27 долларов США). Группа также должна предоставить имена представителей группы в стране, описание основ религиозных убеждений группы и копию ее организационного акта. Если группа желает подать заявку на государственное спонсорство социального обеспечения членов духовенства, она должна доказать, что на каждого члена духовенства приходится не менее 1000 членов. [2] Было отмечено, что эти требования к регистрации даже более строгие, чем те, которые были приняты социалистическим правительством в 1970-х годах. [3] Если бы эти регистрационные требования применялись к религиозным организациям, уже признанным правительством на момент принятия нового закона в 2007 году, более половины существующих религиозных организаций в Словении не соответствовали бы этим критериям. [3]
Правительство может отказать в регистрации религиозной группе только в том случае, если группа не предоставит необходимые материалы в полном объеме или если Министерство культуры определит, что группа является группой ненависти – организацией, совершающей преступления на почве ненависти, как это определено Уголовным кодексом. [2]
По закону Управление по делам религиозных общин Министерства культуры контролирует и ведет учет зарегистрированных религиозных общин, а также предоставляет юридическую экспертизу и помощь религиозным организациям. Министерство культуры устанавливает и управляет процедурами регистрации, выдает документы, касающиеся правового статуса зарегистрированных общин, распределяет средства, выделенные в государственном бюджете на религиозную деятельность, организует дискуссии и собрания религиозных общин для решения проблем свободы вероисповедания, а также предоставляет информацию религиозным группам о правовых положениях и правилах, касающихся их деятельности. [2]
Отношение к религиозным меньшинствам
[ редактировать ]Мусульманское меньшинство в Словении испытывает предубеждения и некоторую дискриминацию со стороны более широкого словенского общества, хотя к нему по-прежнему относятся терпимо и рассматриваются как имеющие южнославянское наследие и идентичность с христианским большинством. [12] Правительство Словении описывается как «незаинтересованное» в проблемах, с которыми сталкиваются религиозные меньшинства, и оно медлит с действиями по решению таких проблем, например, на то, чтобы одобрить строительство мечети в Любляне, потребовались десятилетия . [10] [13]
Согласно исследованию Европейской комиссии, проведенному в 2019 году, 33 процента словенцев считают, что религиозная дискриминация широко распространена, по сравнению с 62 процентами, которые считают, что она встречается редко. 81 процент населения заявили, что их устраивает глава государства, не принадлежащий к основной религии страны. По состоянию на 2019 год случаи антимусульманских высказываний были как в социальных сетях, так и на обычных медиа-платформах. Лидеры мусульманских общин, неправительственные организации и правительственные чиновники сообщили в 2019 году, что антимусульманские настроения, по-видимому, снизились по сравнению с предыдущим годом, при этом риторика приняла все более антимигрантский тон вместо явно антимусульманского тона. Лидеры еврейской общины в 2019 году разделились во мнениях относительно того, является ли Словения в целом безопасным местом для евреев. [11]
Образование
[ редактировать ]Правительство требует, чтобы все государственные школы включили в свои учебные программы изучение мировых религий под руководством школьных учителей. Правительство разрешает церквям и религиозным группам предоставлять религиозное образование по своим конфессиям как в частных, так и в государственных школах и дошкольных учреждениях на добровольной основе во внеучебное время. [2] но включение конфессионального обучения или религиозных обрядов, проводимых с целью научить детей исповедовать религию, запрещено в школах. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Веб-сайт Freedom House, страница Словении, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Отчет о международной религиозной свободе, 2017 г., Словения , Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я А. Чрнич, М. Комель, М. Смрке, К. Шабец, Т. Вовк - Религиозное плюрализм в Словении , Теория и практика, 2013
- ^ Кавчич, Ернея. «Иудаизм в Словении» (PDF) .
- ^ «Еврейская община Марибора» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ «Еврейская община Любляны» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 24 июня 2018 года . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Лутар, Ото. «ПОЛИ ПАМЯТИ: Антисемитизм и уничтожение еврейской общины в Прекмурье» (PDF) .
- ^ «Еврейские потери во время Холокоста: по странам» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Томка, Миклош (2011). Распространение религии: религиозное возрождение в посткоммунистической Центральной и Восточной Европе . Вальтер де Грюйтер. п. 44. ИСБН 9783110228151 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Чрнич, Алеш; Лесяк, Грегор (01 октября 2003 г.). «Религиозная свобода и контроль в независимой Словении» . Социология религии . 64 (3): 349–366. дои : 10.2307/3712489 . ISSN 1069-4404 . JSTOR 3712489 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2019 год, Словения» . Государственный департамент США . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ Байт, Вероника (31 декабря 2008 г.). «Мусульмане в Словении: между толерантностью и дискриминацией» . Ревия за социологию . 39 (4): 221–234. ISSN 0350-154X .
- ^ Драгош, Сречо (1 декабря 2005 г.). «Исламофобия в Словении: политически вызванная нетерпимость». Журнал современных европейских исследований . 13 (3): 299–315. дои : 10.1080/14782800500378383 . ISSN 1478-2804 . S2CID 154214190 .
- ^ Блаз, Иванч. Религия в образовании – Словения , Трирский университет