Свобода религии в Норвегии
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Хотя конституция Норвегии устанавливает, что король Норвегии должен быть евангелистом-лютеранином , она также устанавливает, что все люди имеют право исповедовать свою религию. Политика правительства в целом поддерживает свободное исповедание религии в стране и на регулярной основе предоставляет финансирование религиозным организациям и антидискриминационным программам. По данным неправительственных организаций (НПО) и норвежской полиции , религиозно мотивированные высказывания, разжигающие ненависть, широко распространены, особенно в Интернете, и в первую очередь направлены против мусульманских и еврейских общин. [1]
Истоки современного Королевства Норвегия можно проследить до королевств, основанных викингами в средние века . В этот период норвежские короли, такие как Олаф II из Норвегии , обратились в христианство и распространяли его в своих королевствах, чтобы укрепить свою власть. [2] Отчеты этого периода включают графические описания ужасных пыток, применявшихся против язычников , отказавшихся принять христианство. [3] Католическая церковь в Норвегии была заменена евангелическим лютеранством во время Реформации 16 века, а непротестанты подверглись преследованиям. [4] С 16 по 19 века Норвегия (под датской или шведской короной) вынуждала саамов северо-восточной Скандинавии обратиться в христианство, подавляя и, в конечном итоге, практически искоренив их местную религию. [5] Временами к евреям в Норвегии относились терпимо, но в 1814 году новая конституция запретила евреям въезд в страну – это положение было отменено в 1851 году, и к концу XIX века в Норвегии проживало несколько тысяч евреев. [6] Это население было опустошено в 1940-х годах во время немецкой оккупации Норвегии в рамках Второй мировой войны и Холокоста . [7] К концу 20-го и в 21-м веках норвежское правительство провело некоторые конституционные реформы, чтобы признать традиции саамского народа. [8] установить отделение церкви от государства , [9] и обеспечить финансовую компенсацию еврейской общине, [10] но оно также ввело запрет на религиозную одежду, направленную против мусульманских женщин. [11]
В 2023 году страна получила 4 балла из 4 по свободе вероисповедания. [12]
Демография
[ редактировать ]По данным Статистического управления Норвегии , по состоянию на 2019 год [update]70 процентов населения принадлежало к Церкви Норвегии , евангелическо-лютеранской церкви, что на 3 процента меньше, чем за три предыдущих года. 6,7 процента населения принадлежат к другим христианским конфессиям, из которых крупнейшей является Римско-католическая церковь , насчитывающая 3 процента населения. Мусульмане составляют 3,2 процента населения. Пятидесятники , буддисты , сикхи , индуисты и евреи составляют каждый менее 1 процента населения. 1,8 процента населения участвует в организациях жизненной позиции (нерелигиозных или философских сообществах с организационной этикой, основанной на гуманистических ценностях), Норвежская гуманистическая ассоциация . крупнейшей из которых является [13]
Иммигранты составляют большинство членов религиозных групп за пределами Норвежской церкви. Иммигранты из Польши и Филиппин увеличили число католиков, а выходцы из таких стран, как Сирия, Ирак, Афганистан и Сомали, увеличили размер мусульманской общины. Католики и мусульмане обычно более представлены в городах, чем в сельской местности. Мусульмане проживают по всей стране, при этом население сконцентрировано в регионе Осло . Многие недавние иммигранты из стран с мусульманским большинством все еще проживают в центрах приема беженцев. По данным Норвежского управления иммиграции , примерно 5600 из 6300 человек, проживающих в центрах приема по состоянию на октябрь 2017 года, прибыли из стран с мусульманским большинством. [1]
История
[ редактировать ]Объединение и христианизация Королевства Норвегия (10 в. Н. Э. - 1103 г.)
[ редактировать ]Хотя единое Королевство Норвегия было впервые создано псевдомифическим Харальдом Прекрасноволосым в 9-м или 10-м веке, единство Норвегии в эту эпоху было недолгим, и основание современного государства Норвегия считается продуктом Лидеры викингов , такие как Олаф Трюггвасон , Олаф Харальдсон и Харальд Хардрада . Богатство, накопленное этими правителями в ходе набегов на Британские острова и другие цели, значительно расширило власть норвежского правящего класса и позволило создать единое королевство в Норвегии. [2] Хотя христианство присутствовало в Норвегии, по крайней мере, во времена правления Хокона Доброго (ок. 920–961), первого короля, попытавшегося обратить Норвегию в христианство, успешные попытки формально включить Норвегию в качестве христианского королевства и полную обращение его населения произошло самое раннее до 1000-х годов. [2] Счета этого периода времени не совсем надежны, [14] но некоторые детали совпадают. В посмертных, сочувственных отчетах Олафа Трюггвасона записано, что он заставлял языческую знать обращаться в христианство под страхом жестоких пыток или смерти; менее сочувственные отчеты не включают свидетельств о пытках, что может указывать на то, что крайнее насилие в целях обращения в религию рассматривалось такими источниками как положительная черта. [3] Предполагается, что основной мотивацией продвижения христианства первыми королями Норвегии было использование христианства в качестве оправдания своего централизованного иерархического правления, установления централизованной христианской монархии, оправданной божественным правом, на замену старой языческой структуры власти харизматической власти. . [2] [14]
Правление Олафа Харальдсона (1015–1028)
[ редактировать ]Традиционная норвежская историография считает Олафа Харальдсона лидером христианизации Норвегии. [15] и впоследствии он был канонизирован как святой. [16] Более поздние исторические исследования ставят под сомнение это повествование, предполагая, что многие вехи христианизации (а также рассказы о святых чудесах), связанные с правлением Харальдсона, были приписаны ему посмертно. [17] Некоторые ученые поставили под сомнение искренность христианства Харальдсона, предполагая вместо этого, что христианство утвердилось в Норвегии (как и в остальной части Скандинавии) в результате длительного процесса медленной ассимиляции отдельных христианских практик, а не внезапного массового обращения из язычества. [18]
Империя Северного моря (1028–1047)
[ редактировать ]Король Кнут Великий, который правил Норвегией, а также Англией и Данией в так называемой Империи Северного моря , приложил все усилия, чтобы улучшить отношения своего королевства с католической церковью и европейскими христианскими королевствами. [19] Однако неясно, в какой степени это было мотивировано религиозным рвением, а не политическим прагматизмом. Помимо широкой поддержки церкви, он также уважал языческие традиции своей империи. [20]
Харальд Хардрада (1046–1066)
[ редактировать ]После смерти Магнуса Доброго Норвегия снова стала унитарным королевством, которым правил Харальд Хардрада. Хардрада заработал общественную репутацию сторонника католической церкви и способствовал распространению христианства в Норвегии посредством строительства множества новых церквей. [21] В отличие от своих предшественников, которые в первую очередь пропагандировали христианство за счет импорта духовенства из Западной Европы, Хардрада искал духовенство из Киевской Руси и Византийской империи . [22] Представители католической церкви выразили протест в ответ на эти назначения, и Хардрада в ответ выгнал из своего двора все католическое духовенство, как сообщается, объявив себя более высоким авторитетом, чем любой религиозный представитель в Норвегии. [21] Такие действия были охарактеризованы учеными как аналогичные действиям византийских правителей и приписаны его опыту пребывания в Варяжской гвардии . [22]
Принятие норм католической церкви (1067–1103 гг.)
[ редактировать ]Раскол с католической церковью, установленный Хардрадой, был исправлен Олафом III, который признал религиозную власть Бременского архиепископства над Норвегией. Правление Олафа III также было сосредоточено на расширении организационной структуры католической церкви в Норвегии. [23] Его преемник, Магнус Бэрфут, продолжил расширять организацию церкви и привел отношения Норвежского королевства с церковью в большее соответствие с моделью, поддерживаемой другими католическими европейскими королевствами. [24] Магнус сохранил фактическую власть над церковью в Норвегии. [25]
Средневековая Норвегия (1103–1523 гг.)
[ редактировать ]Норвежско-шведский крестовый поход (1103–1130 гг.)
[ редактировать ]После смерти Магнуса Босого Норвегией правили совместно его сыновья Сигурд и Эйстейн (третий сын, Олав Магнуссон , умер до совершеннолетия). Сигурд стал первым европейским королем, возглавившим крестовый поход: он отправился в Палестину во время Норвежского крестового похода в 1103 году, чтобы поддержать Иерусалимское королевство , и вернулся в Норвегию в 1111 году. [26] В 1123 году Сигурд возглавил Кальмаре Ледунг христианизации шведской провинции Смоланд . — крестовый поход с целью насильственной [27] Эйстейн в первую очередь руководил внутренними делами и продолжал расширять церковную инфраструктуру в Норвегии, а также устанавливать практику церковной десятины . [28]
Гражданская война, Средневековье, Черная смерть и Кальмарский союз (1130–1523 гг.)
[ редактировать ]С 1130 по 1217 год Норвегия пережила период периодической гражданской войны. Хотя самой непосредственной причиной этих конфликтов было отсутствие ясности в норвежских законах о наследовании, Церковь в конечном итоге стала важным влиятельным лицом в конфликте, принимая чью-либо сторону в попытке увеличить свое влияние на монархию. [29] Этот период нестабильности закончился в 1217 году с назначением Хокона IV Норвежским . [30] который в конечном итоге достиг компромисса с церковью, в котором церковь признала его власть и позволила ему отклониться от католической практики преемственности, в то время как Хокон предоставил церкви значительную автономию в своих внутренних делах и над сельским обществом. [31] Во время правления Хокона языческие карельские племена были вынуждены проникнуть в Норвегию из-за вторжения монголов на их собственные земли. Хокон разрешил карелам поселиться на землях, окружающих Маланген -фьорд, при условии, что они примут христианство. [32]
Во время правления Магнуса VI законы Норвегии подверглись дальнейшему реформированию. Несмотря на личное благочестие короля, такие реформы привели его к конфликту с церковью. Тёнсбергское соглашение 1277 года установило компромисс, сохранив за церковью определенные привилегии, но при этом вынудив церковь отказаться от своих претензий на то, что Королевство Норвегия является вотчиной церкви. [33]
В 1349 году Черная смерть достигла Норвегии, убив за год треть ее населения. Это внезапное демографическое изменение истощило налоговую базу норвежской аристократии. [34] следовательно, делая Церковь все более могущественной. [35] Такие завоевания Церкви позже были отменены Маргаритой I во время ее правления Кальмарской унией , которая объединила короны Дании, Швеции и Норвегии. [36]
В 1436 и 1438 годах архиепископ Аслак Болт запретил празднование дня отдыха в субботу, чтобы христиане не повторяли «путь евреев», и этот запрет был усилен несколькими последующими постановлениями, в том числе в Diplomatarium Norvegicum . [37] Однако нет никаких доказательств того, что в то время в Норвегии действительно жили евреи. [38]
Протестантская Реформация и датское правление (1523–1814 гг.)
[ редактировать ]В 1523 году Швеция вышла из Кальмарской унии, образовав таким образом Данию-Норвегию . Фридрих I из Дании поддерживал Мартина Лютера , Реформацию но она не пользовалась популярностью в Норвегии, где церковь была основным национальным институтом, а страна была слишком бедна, чтобы духовенство могло демонстрировать упадок, связанный с коррупцией в церкви. [39] Фридрих поддержал ряд реформ, которые уменьшили влияние католической церкви, в пользу расширения лютеранской практики и усиления власти короны над религией. [40] Норвежское сопротивление возглавил Олав Энгельбректссон , архиепископ Тронхейма, который пригласил старого короля Кристиана II обратно из ссылки в Нидерландах. Кристиан вернулся, но он и его армия потерпели поражение, и Кристиан провел остаток своей жизни в тюрьме. Когда Фридрих умер, разразилась трехсторонняя война за престолонаследие между сторонниками его старшего сына Кристиана III , его младшего брата-католика Ганса и последователями Кристиана II. Олаф Энгельбректссон снова попытался возглавить католическое норвежское движение сопротивления. Кристиан III одержал победу, а Энгельбректссон отправился в ссылку. В 1536/1537 году Кристиан понизил Норвегию с официального статуса независимого королевства до младшего партнера Дании. [41]
Реформация была введена в 1537 году. [35] установление лютеранства государственной религией Дании и Норвегии. Католические священники и епископы подвергались гонениям, монашеские ордена подавлялись, церковное имущество перешло к короне, а некоторые церкви были разграблены, заброшены и даже разрушены. Епископы (первоначально называвшиеся суперинтендантами ) назначались королем. [4]
В 1500-х годах была начата миссионерская деятельность по обращению саамов, живших в Норвегии, которые в то время все еще исповедовали свою традиционную местную религию. Хотя разрозненные попытки распространения христианства на землях, населенных саамами, предпринимались и до этого периода, только в этот период стали проводиться систематические массовые обращения, начиная с подгруппы саамов, известной как морские саамы, которые жили в прибрежных районах. регионы Норвегии. В результате традиционные религиозные обряды саамов были подавлены, в некоторых случаях под страхом смерти. [5]
В 1569 году Фридрих II приказал всем иностранцам в Дании подтвердить свою приверженность 25 основным догматам лютеранства под страхом депортации, конфискации всего имущества и смерти. Эти ограничения были сняты для евреев-сефардов, уже обосновавшихся в качестве торговцев в Альтоне , когда Кристиан IV захватил город. Кристиан IV также выдал первое письмо о безопасном проходе еврею (Альберту Дионису) в 1619 году, а 19 июня 1630 года была предоставлена всеобщая амнистия всем евреям, постоянно проживающим в Глюкштадте , включая право свободно путешествовать по всему королевству. [42]
В 1687 году, во время правления датского короля Кристиана V , евреям было официально запрещено въезжать в Королевство Дания-Норвегия. [43] Однако короли в целом терпимо относились к еврейским купцам, инвесторам и банкирам, чьи вклады приносили пользу экономике Датско-Норвежского королевства, а также стремились ограничить их передвижение, проживание и присутствие в общественной жизни. Нескольким евреям, особенно из сефардской семьи Тейшера, а также некоторым ашкенази , были выданы пропуска для посещения мест в Дании и Норвегии; но было также несколько случаев, когда евреи были арестованы, заключены в тюрьму, оштрафованы и депортированы за нарушение общего запрета на их присутствие, даже когда они заявляли об освобождении от уплаты налогов, предоставленном сефардам. [44]
Смертная казнь за практику «саамского колдовства» была отменена в 1726 году. Однако суровые наказания за «колдовство», «суеверия» и «недостаточное посещение церкви» продолжались на протяжении всего этого периода. Детей саамов заставляли посещать миссионерские школы, где им дополнительно прививали христианство. [5]
В 1741 году Кристиан VI издал Закон о монастырях , запрещавший проповедникам-мирянам проводить службы – монастыри – без одобрения местного священника. [45]
Датская церковь продолжала оставаться государственной религией Норвегии до обретения ею независимости в 1814 году.
Конституция 1814 г. и союз со Швецией (1814–1905)
[ редактировать ]В 1814 году Норвегия была передана Королевству Швеция в рамках Кильского договора . [46] Попытка создать независимую Норвегию привела к созданию конституции Норвежским Учредительным собранием . [47] Хотя Норвегия в это время не добилась независимости, она вступила в равноправный союз со Швецией, которая, в свою очередь, признала власть норвежской конституции в Норвегии. [48] Эта конституция поддержала евангелическо-лютеранскую церковь как государственную религию Норвегии, а также запретила создание монашеских орденов и запретила въезд евреев, а также иезуитов. [49] [50] несмотря на то, что в это время Дания либерализовала свое отношение к евреям и предоставляла им расширенные права и привилегии. [51] В 1842 году Закон о монастырях был отменен. [45] Закон об инакомыслящих , позволяющий большинству других христианских конфессий основывать церкви, был принят в 1845 году. [52] Положение о евреях было отменено в 1851 году благодаря усилиям Хенрика Вергеланда , предоставив евреям права наравне с христианскими религиозными инакомыслящими. [6] Запрет на монашеские ордена был снят в 1897 году, но пункт об иезуитах оставался в силе до 1957 года. [50]
В XIX веке на саамских территориях произошло несколько разрозненных случаев восстаний на религиозной почве. Эти восстания, как правило, были направлены против представителей христианского, несаамского правящего класса, таких как торговцы, министры и судебные приставы. В некоторых случаях восстания проводились не последователями дохристианских религий, а членами саамских христианских сект, таких как лестадианцы. [5]
Независимость, Холокост и конституционная реформа (1905 – настоящее время)
[ редактировать ]В 1905 году союз Норвегии со Швецией распался , и Норвегия стала независимым государством.
После десятилетий политических баталий в 1929 году норвежский парламент принял закон, предписывающий оглушать животных перед убоем, что фактически запрещает бойням соблюдать еврейские и исламские законы о питании . [53]
В 1940 году Норвегия была захвачена и оккупирована Германией в рамках Второй мировой войны . [54] Немецкие власти при поддержке норвежских полицейских учинили Холокост еврейскому населению Норвегии. Из 2173 евреев, проживавших в Норвегии до немецкого вторжения, по меньшей мере 775 были депортированы в лагеря, а 765 были убиты либо в концентрационных лагерях, либо во внесудебном порядке. [7] Значительная часть оставшихся евреев была вывезена из страны норвежским движением сопротивления . [7] Нацистский коллаборационистский режим Квислинга восстановил запрет XIX века на въезд евреев в Норвегию. [55] По словам историка Кьерсти Дюбвига, после окончания Второй мировой войны норвежское правительство отказалось оплачивать транспортные расходы евреев, возвращающихся в Норвегию. [56]
Лишь в 1997 году норвежское правительство начало расследование кражи имущества евреев во время Холокоста. [57] По результатам расследования было сумму от 108 до 330 миллионов норвежских крон конфисковано имущество на (около 15 миллионов долларов). В результате парламент принял меру о выплате 450 миллионов норвежских крон в качестве репараций, часть из которых была выплачена непосредственно жертвам или их семьям, а остальная часть была направлена на финансирование еврейских организаций как в Норвегии, так и за рубежом. [10]
На протяжении второй половины 20-го века Норвегия приняла ряд законов, признающих саамов как коренную группу Норвегии и защищающих их культурные традиции. [8] Однако, несмотря на некоторое возрождение культурных традиций после окончания Второй мировой войны и синкретическое сохранение некоторых традиционных саамских религий внутри саамского христианства, коренная саамская религия остается в значительной степени искорененной в результате предшествующей миссионерской деятельности. [5]
В 2012 году парламент Норвегии принял закон, устанавливающий отделение церкви от государства, хотя Церковь Норвегии до сих пор упоминается в конституции и имеет особый статус. [9]
В июне 2018 года парламент Норвегии проголосовал за запрет на ношение паранджи и никаба в школах, детских садах и университетах. [11]
Правовая база
[ редактировать ]Конституция гласит , что все люди имеют право свободно исповедовать свою религию, и все религиозные и философские сообщества должны поддерживаться на равных условиях. В конституции также говорится: «Король всегда должен исповедовать евангелическо-лютеранскую религию» и что национальные ценности должны оставаться закрепленными в христианском и гуманистическом наследии страны. Закон далее определяет право людей выбирать или менять свою религию. [1]
Поправка к конституции отделяет Норвежскую церковь от государства, но конституция предусматривает, что Норвежская церковь должна оставаться национальной церковью и как таковая должна поддерживаться государством. [9] Правительство продолжает оказывать прямую финансовую поддержку Церкви в виде блочного гранта в национальном бюджете и покрывает расходы на заработную плату, льготы и пенсионные планы служащих Церкви. Муниципальные власти также оказывают прямую поддержку отдельным общинам. [1]
Любой человек старше 15 лет имеет право вступить в религиозную общину или выйти из нее. Родители имеют право выбирать религию своего ребенка до 15 лет, но они должны принимать во внимание взгляды детей, когда они достигают 7-летнего возраста, и отдавать их взглядам приоритет, когда они достигают 12-летнего возраста. [1]
Физические лица могут подать заявление на полное освобождение от обязательной регистрации на год военной службы по религиозным мотивам и не обязаны проходить альтернативную службу. [1]
Иностранным религиозным работникам предъявляются те же требования к визе и разрешению на работу, что и к другим иностранным работникам. [1]
Регистрация религиозной группы
[ редактировать ]Все зарегистрированные религиозные и жизненные организации имеют право подать заявку на финансовую поддержку со стороны правительства. Около 800 таких организаций получают государственную поддержку в зависимости от количества членов каждой группы. Чтобы зарегистрироваться, религиозная или жизненная организация должна уведомить губернатора округа и предоставить свое кредо и доктрину, деятельность, имена членов правления, имена и обязанности лидеров групп, правила работы, включая информацию о том, кто может стать членом, права голоса. , процесс внесения поправок в устав и процесс роспуска. Группа регистрируется только один раз в одном округе, но сообщает общенациональное количество членов. [1]
Если религиозная группа не зарегистрируется, она не получит финансовой поддержки от государства, но ограничений на ее деятельность нет. [1]
По закону, чтобы претендовать на государственное финансирование, сообщества жизненных позиций, а не религиозные группы, должны насчитывать не менее 500 членов. [1] Законопроект, представленный в парламент в 2019 году, снизит это требование до 50 членов и будет применяться в равной степени как к сообществам, придерживающимся жизненной позиции, так и к религиозным группам, но по состоянию на конец 2019 года [update] закон не был принят, хотя правительство и общественные организации заявляют, что закон пользуется широкой поддержкой и, вероятно, будет принят в 2020 году. [13] [ нужно обновить ]
Антидискриминационные законы
[ редактировать ]Уголовный кодекс предусматривает наказания, включая штраф или тюремное заключение на срок до шести месяцев, за дискриминацию по религиозному признаку и за выражение неуважения к религиозным убеждениям или членам религиозных групп. На практике правительство применяет наказания за неуважение к религиозным убеждениям только в случаях призывов к насилию. [1]
Омбудсмен по вопросам равенства и борьбы с дискриминацией рассматривает случаи религиозной дискриминации. Любой желающий может подать жалобу омбудсмену. Омбудсмен публикует необязательные выводы, которые обеспечивают основу для юридических расследований и последующих действий в ответ на жалобы о том, что лицо или организация нарушили закон или постановление в рамках мандата омбудсмена. Омбудсмен также предоставляет консультации и рекомендации по антидискриминационному законодательству. [1]
Ограничения на убой животных в религиозных целях
[ редактировать ]Согласно закону, перед убоем животное должно быть сначала оглушено или введено обезболивающее, что делает большинство традиционных кошерных и халяльных методов убоя незаконными. Разрешено импортировать халяльное и кошерное мясо. Исламский совет Норвегии сертифицирует некоторые виды мяса местного производства как халяльные после рассмотрения заявок и процедур, представленных производителями или дистрибьюторами, которые демонстрируют, что сердце оглушенного животного все еще бьется после убоя. [1]
В ответ на эффективный запрет на производство большей части кошерного и халяльного мяса в стране в соответствии с законом об убое животных, Министерство сельского хозяйства отменило импортные пошлины и предоставило рекомендации по процедурам импорта как еврейской, так и мусульманской общинам. [1]
Правительственная практика
[ редактировать ]В 2017 году Церковь Норвегии получила более двух миллиардов норвежских крон от правительства (244 миллиона долларов США). Правительство предоставило другим зарегистрированным религиозным организациям и организациям, придерживающимся жизненных позиций, примерно 344 миллиона норвежских крон (42 миллиона долларов США). Правительство также регулярно выделяет 12 миллионов норвежских крон (1,5 миллиона долларов) в год религиозным зонтичным организациям, таким как Христианский совет Норвегии и Совет по религиозным и жизненным сообществам (STL), с целью содействия межрелигиозному диалогу. Правительство регулярно тратит несколько миллионов норвежских крон в год (что эквивалентно нескольким сотням тысяч долларов США) на финансирование служб безопасности еврейских объектов в Осло. [1]
Национальное полицейское подразделение по борьбе с организованной и другой серьезной преступностью ведет веб-страницу, на которой общественность может связаться с полицией по вопросам преступлений на почве ненависти и высказываний, разжигающих ненависть, включая инциденты на религиозной почве. [1]
Правительство запретило ношение религиозных символов, в том числе головных уборов, с полицейской формой. [1] Запрет на ношение паранджи и никаба в школах, детских садах и университетах был принят парламентом в 2018 году. [11] Сикхские организации раскритиковали требования правительства, чтобы уши были видны на фотографиях в паспорте. [58]
Образование
[ редактировать ]Государственные школы по-прежнему включают обязательный курс « Христианские знания и религиозная и этическая информация» (CKREE) для 1-10 классов. Государственные преподаватели преподают CKREE, который охватывает мировые религии и философии, одновременно поощряя терпимость и уважение ко всем религиозным убеждениям, так и для атеизма. До 50 процентов содержания курса CKREE посвящено христианству. Студенты не могут отказаться от этого курса. Многие нехристианские организации, в том числе Норвежская гуманистическая ассоциация, жаловались на использование слова «христианин» в названии этой образовательной программы. [1]
В школах не разрешаются религиозные церемонии, но школы могут организовывать религиозные мероприятия, например посещение рождественских служб в местной лютеранской церкви. По просьбе родителей дети могут быть освобождены от участия или совершения определенных религиозных действий, таких как поход в церковь с классом. Родителям не нужно объяснять причину запроса об освобождении от уплаты налогов. Учащиеся могут подать заявление на отсутствие на время празднования определенных религиозных праздников, таких как Ид или Песах , но в государственных школах эти праздники не празднуются. [1]
Министерство образования предоставляет школам гранты на участие в антирелигиозной дискриминации. Программы включают школьные поездки в Освенцим-Биркенау в Польше , а также в другие нацистские лагеря смерти , в которых ежегодно принимают участие примерно 15 000–20 000 студентов. [1]
Антидискриминационные программы
[ редактировать ]Правительство поддерживает план действий по противодействию антисемитизму в обществе. В плане особое внимание уделяется сбору данных, программам обучения и образования в школах, исследованиям антисемитизма и еврейской жизни в стране, а также усилиям по защите еврейской культуры. Согласно плану, полиция должна работать над включением антисемитизма в качестве отдельной категории преступлений на почве ненависти в полицейскую статистику. [1] В 2019 году правительство сообщило, что их программы борьбы с антисемитизмом оказались успешными, и обязалось продлить их еще на пятилетний период, начиная с 2021 года. После стрельбы в мечети Бэрум в 2019 году правительство объявило, что примет аналогичную программу. борьба с исламофобией. [13]
Правительство проводит семинары и другие программы вмешательства, ориентированные на практикующих специалистов, работающих с группами риска радикализации , включая группы религиозных меньшинств. Министерство юстиции провело ежегодную национальную конференцию против радикализации, в которой приняли участие политические деятели высокого уровня. [1]
Общественные отношения
[ редактировать ]Согласно отчетам и наблюдениям полиции и НПО, широко распространены религиозно мотивированные высказывания, разжигающие ненависть, особенно в Интернете. [1]
В 2016 году полиция сообщила о 97 преступлениях на почве ненависти по всей стране по сравнению с 79 в предыдущем году. Полиция Осло сообщила, что 88 процентов из 24 преступлений на почве религиозной ненависти, совершенных в этом районе в 2016 году, были направлены против мусульман, что соответствует показателю предыдущего года. Нападения и юридически недопустимые высказывания, разжигающие ненависть, составили основную часть того, что правительство охарактеризовало как преступления на религиозной почве. [1] 10 августа 2019 г. боевик открыл огонь по мечети в Беруме , Норвегия, ранив одного из них, прежде чем его задержали прихожане. [59] Всего в полиции заявили, что в 2019 году они получили 144 сообщения о преступлениях на почве ненависти на религиозной почве, что на 28,6 процента больше, чем в 2018 году. [13]
Исследование отношения к религиозным меньшинствам, опубликованное в декабре 2017 года, показало, что, хотя «стереотипные [предвзятые] взгляды на евреев по-прежнему преобладают в норвежском обществе в 2017 году… они менее распространены, чем в 2011 году». Исследование пришло к выводу, что доля населения страны с выраженными предубеждениями против евреев и мусульман составила 8,3 процента и 34,1 процента соответственно. Он пришел к выводу, что на отношение к евреям в стране повлияло отношение к Израилю . Опрос также показал, что в обществе широко распространены негативные стереотипы о мусульманах. В нем говорилось, что 14 процентов мусульман и 11 процентов евреев подверглись прямым преследованиям. [1] Дальнейшие исследования Центра изучения Холокоста и религиозных меньшинств и Института социальных исследований также зарегистрировали значительный уровень предрассудков в отношении мусульман, а также дискриминацию как в сфере образования, так и в сфере трудоустройства. [60] [61] [62]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2017 год. Норвегия , Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Антонссон, Хаки (май 2011 г.). «От крепости викингов к христианскому королевству. Формирование государства в Норвегии, ок. 900-1350 | Обзоры по истории» . обзоры.история.ac.uk . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ферт, Мэтт (12 марта 2017 г.). «Идентичность викингов и христианство - насилие Олафа Трюггвасона» . Последипломные хроники . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Реформация. Архивировано 18 апреля 2020 г. в Wayback Machine , в магазине norske lexikon.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Холлоуэй, Алан. «Упадок коренной религии саамского народа» . www.laits.utexas.edu . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Отмена Закона о евреях в Основном законе Норвегии 1814–1851–2001 гг. Краткая история и описание документации» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мендельсон, Оскар (1969). История евреев в Норвегии через 300 лет: Том 1, 1660–1940 (на норвежском языке). Университетское издательство. ISBN 82-00-02523-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Солбакк, Джон Т. (27 сентября 2007 г.). «Фонд норвежской саамской политики» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г. Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Норвегия делает еще один шаг на долгом пути к отделению церкви от государства» . сайт secularism.org.uk . 15 мая 2012 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Иннст.С.№108 (1998-1999)" . Архивировано из оригинала 23 марта 2007 г. Проверено 7 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «10 европейских стран, которые ограничивают религиозную одежду для мусульманок» . Глаз Ближнего Востока . 2 августа 2018 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ «Норвегия: Страновой отчет о свободе в мире за 2022 год» . Дом Свободы .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2019 год, Норвегия» . Государственный департамент США . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доктор Сэбьёрг Валакер Нордейде, энсеньян-шершёр, Центр исследований Средневековья, Бергенский университет. «Христианизация Норвегии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2018 г. Проверено 15 июля 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Карен Ларсен, История Норвегии (Издательство Принстонского университета: Принстон, 1948), стр. 95–101.
- ^ Маргарет Клунис Росс, « Reginnaglar », в «Новостях из других миров» / Tíðendi ór ϫðrum heimum : Исследования скандинавского фольклора, мифологии и культуры в честь Джона Ф. Линдоу , изд. Меррил Каплан и Тимоти Р. Тангерлини, Периодические монографии продвинутых семинаров Wildcat Canyon, 1 (Беркли, Калифорния: North Pinehurst Press, 2012), стр. 3–21 (стр. 4); ISBN 0578101742 .
- ^ Лунд, Нильс. «Скандинавия, ок. 700–1066». Новая Кембриджская средневековая история . Эд. Розамонд МакКиттерик . Издательство Кембриджского университета, 1995.
- ^ Винрот, Андерс. Преобразование Скандинавии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2012.
- ^ Лоусон, Кнут , стр. 139–47.
- ^ Троу, Кнут , стр.129
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ДеВрис (1999), стр. 47–48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ошейник, Клаус. «Харальд 3 Хардрод» . Норвежская биографическая энциклопедия (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ Халльвард Магерой. «Бьёргвин» . Большая норвежская энциклопедия . Проверено 20 мая 2016 г.
- ^ Крэг, Клаус . «Магнус 3 Олавссон Беррфётт – разработка» . Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке) . Проверено 6 января 2013 г.
- ^ Форсунд (2012), стр. 88–91.
- ^ Гэри Б. Докси (1996), «Норвежские крестоносцы и Балеарские острова». Архивировано 30 июня 2016 г. в Wayback Machine , Скандинавские исследования , 10–1.
- ^ Лагерквист, Ларс: «Швеция и ее правители моложе 1000 лет» Bonniers förlags AB 1982. ISBN 91-0-075007-7
- ^ Крэг, Клаус . «Сигурд 1 Магнуссон Джорсалфаре» . Норвежский биографический лексикон (на норвежском языке) . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Стенерсен стр. 38.
- ^ Стенерсен стр. 39.
- ^ «Хаакон 4 Хоконссон» . Норвежская биографическая энциклопедия (на норвежском языке). Большая норвежская энциклопедия . Проверено 1 апреля 2012 г.
- ^ Хелле, 1995, с. 198.
- ^ «Сеттаргьерден в Тунсберге» . ( Большая норвежская энциклопедия на норвежском букмоле) . Проверено 02 апреля 2020 г.
- ^ Стенерсен стр. 44.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стенерсен стр. 45.
- ^ Ларсен, Карен (2015). История Норвегии . Издательство Принстонского университета. п. 212. ИСБН 978-1-4008-7579-5 .
- ^ Мендельсон с. 10
- ^ Селверстоун, Харриетт (2007). Поощрение и поддержка студенческих исследований: исследование спорных вопросов . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Greenwood Publishing. п. 189. ИСБН 978-0-313-09683-9 .
- ^ Дерри, стр. 84–85.
- ^ «Ганс Таузен» . Великий дог . Проверено 15 августа 2016 г.
- ^ Дерри, стр. 84–89.
- ^ Мендельсон, стр. 11-13.
- ^ «Норвегия первой открыла ворота евреям в 1851 году» (на норвежском языке) . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Мендельсон, стр. 16–31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вейхе, Ханс-Йорген Валлин (16 июля 2020 г.), "conventikkel" , Store norske lexikon (на норвежском букмоле) , получено 31 июля 2021 г.
- ^ Стенерсен стр. 71.
- ^ Стенерсен стр. 74.
- ^ Стенерсен стр. 75.
- ^ «Цифровое распространение документов по истории Закона о евреях, § 2, последний пропуск, Конституции Норвегии от 17 мая 1814 года» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Плеснер И.Т. «Государственная церковь и церковная автономия». в ЦЕРКОВНОЙ АВТОНОМИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР (Герхард Робберс, изд., Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг, 2001). «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2008 г. Проверено 2 ноября 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Исследователи Музея еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. «Копенгаген» . Базы данных Бейт Хатфуцот . Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ «диссидент» , Store norske lexikon (на норвежском букмоле), 25 августа 2020 г. , получено 11 мая 2022 г.
- ^ Йохансен, Пер Ола (1984). «Корстогет Мот Шахтнинген». Ближе к себе (на норвежском языке). Осло: Gyldendal Norsk Forlag. п. 63. ИСБН 82-05-15062-1 .
- ^ Стенерсен стр. 121.
- ^ Тоннессон, Йохан Л. (1 февраля 2000 г.). «Проектная работа: Построить «Норвегию» » . Аполлон (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
- ^ АС, ТВ 2 (27 января 2012). «Историк ожидает извинений за Холокост» . Телевидение 2 .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Конфискация еврейской собственности в Норвегии во время Второй мировой войны» . regjeringen.no (на норвежском языке). Осло: Министерство юстиции Норвегии. 19 июня 1997 года . Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ «Обидно показывать уши на фотографии в паспорте» . ТВ 2 (на норвежском языке). 17.06.2019 . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Дирден, Лиззи (11 августа 2019 г.). «Подозреваемый в стрельбе в мечети в Норвегии был вдохновлен нападавшими в Крайстчерче и Эль-Пасо, - предполагает пост 4chan» . Независимый . Проверено 12 августа 2019 г.
- ^ Бангстад, Синдре (2018). «Новый национализм и его связь с исламом». Разнообразие и споры по поводу национализма в Европе и Канаде . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 285–311. дои : 10.1057/978-1-137-58987-3_11 . ISBN 978-1-137-58986-6 .
- ^ Мидтбён, Арнфинн; Рогстад, Джон (2012). «Масштаб и причины дискриминации: доступ этнических меньшинств к норвежской трудовой жизни» (PDF) (на норвежском языке). Отдел социальных исследований. Архивировано (PDF) из оригинала 1 августа 2017 г. Проверено 31 июля 2017 г.
- ^ Мидтбён, Арнфинн Х.; Орупабо, Джулия; Рётинг, Осе (2014), Этнические и религиозные меньшинства в учебных пособиях , Департамент социальных исследований.
Библиография
[ редактировать ]- ДеВрис, Келли (1999). Норвежское вторжение в Англию в 1066 году . Boydell & Brewer Ltd. ISBN 978-0-85115-763-4 .
- Дерри, Т. К. Краткая история Норвегии (Джордж Аллен и Анвин, издание 1968 г.)
- Форсунд, Рэнди Хелен (2012). Титлестад, Борд (ред.). Магнус Босоногий . Сагаконгене (на норвежском языке). Сага о Боке/Спартаке. ISBN 978-82-430-0584-6 .
- Хелле, Кнут (1995). Под властью церкви и царствования: 1130–1350 гг . История Норвегии Ашехага. Том 3. Ашехуг. ISBN 8203220312 .
- Лоусон, МК (2004), Кнут - король викингов Англии (2-е изд.), Страуд: Tempus, ISBN 0-7524-2964-7
- Мендельсон, Оскар (1969). История евреев в Норвегии через 300 лет: Том 1, 1660–1940 (на норвежском языке). Университетское издательство . ISBN 82-00-02523-3 .
- Стенерсен, Ивар и Ойвинд Либек. История Норвегии от ледникового периода до нефтяного периода (3-е изд. Dinamo Forlag, 2007 г.)
- Троу, MJ (2005), Кнут – Император Севера , Страуд: Саттон, ISBN 0-7509-3387-9