Свобода религии в Северной Македонии
Свобода религии |
---|
Религиозный портал |
Свобода религии в Северной Македонии означает степень, в которой люди в Северной Македонии могут свободно исповедовать свои религиозные убеждения, принимая во внимание как политику правительства, так и отношение общества к религиозным группам.
Законы Северной Македонии запрещают религиозную дискриминацию и обеспечивают равные права для всех граждан, независимо от религиозных убеждений, и люди, как правило, имеют свободу беспрепятственно исповедовать свою религию. Религиозные организации жаловались на несправедливое отношение правительства к вопросам разрешений на строительство и реституции собственности. Имели место случаи вандализма и краж в отношении религиозных зданий. [1]
Хотя Македония действительно испытала некоторое насилие в 2001 году в рамках югославских войн , оно не достигло уровня насилия, наблюдавшегося в других странах, таких как Босния и Герцеговина , и конфликт носил преимущественно этнический, а не религиозный характер. [2] существовал религиозный спор Со времен Югославии между Сербской православной церковью и Македонской православной церковью , в ходе которого Сербская церковь не признавала самопровозглашенный автокефальный статус Македонской церкви. [3] Правительство Северной Македонии время от времени принимало меры против сербских православных священников, а также против македонских православных священников, стремящихся примириться с сербской церковью. [1] [4] Спор был разрешен в 2022 году.
В 2023 году страна получила 3 балла из 4 по свободе вероисповедания. [5]
Демография
[ редактировать ]Согласно последней национальной переписи населения , проведенной в 2002 году, примерно 65 процентов населения являются православными христианами и 33 процента мусульманами . Мусульманская община включает небольшое количество суфийских орденов . Другие религиозные группы, которые вместе составляют менее 2 процентов населения, включают католиков , различные протестантские конфессии, Свидетелей Иеговы и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . По оценкам еврейской общины , она насчитывает 200-250 членов. Согласно опросу Brima/ Gallup , проведенному в апреле 2017 года , 1 процент населения считает себя атеистом. [1]
Подавляющее большинство мусульман являются суннитами , и большинство из них проживает в северной и западной частях страны. Большинство православных христиан проживают в центральных и юго-восточных регионах. Существует корреляция между этнической принадлежностью и религиозной принадлежностью: большинство православных христиан — этнические македонцы , а большинство мусульман — этнические албанцы . Большинство цыган и практически все этнические турки и этнические боснийцы — мусульмане, а большинство этнических сербов и валахов — православные христиане. Существует также корреляция между религиозной и политической принадлежностью, поскольку политические партии в значительной степени разделены по этническому признаку. [1]
История
[ редактировать ]В составе Югославии (1944–1991)
[ редактировать ]Большую часть второй половины 20-го века Северная Македония была частью Югославии , которая создала номинально светское государство (хотя временами проявляла фаворитизм по отношению к Сербской Православной Церкви) и не участвовала в антирелигиозных кампаниях в такой степени, других стран Восточного блока . [6] В 1958 году три епископства в Македонии вышли из состава Сербской Православной Церкви. В ответ год спустя Сербская Православная Церковь разрешила выборы местных македонских епископов и использование македонского языка в богослужениях, но сохранила за сербским патриархом статус главы Македонских церквей, установив для Македонской Церкви определенную степень автономии. но не автокефалия . [3] В 1967 году, недовольный уступками Сербской Церкви, [3] Македонская Православная Церковь в одностороннем порядке провозгласила автокефалию, которую Сербская Православная Церковь осудила как раскольническую, [7] и не признан другими православными церквями. [8] Это разногласие будет продолжаться на протяжении всего существования Социалистической Республики Югославии.
Независимость (1991 – настоящее время)
[ редактировать ]В 2001 году вспыхнул вооруженный конфликт между Республикой Македония и этнически албанской Армией национального освобождения . В то время существовали опасения, что этот конфликт вызовет как этническую, так и религиозную поляризацию и принесет в Македонию уровень насилия, который наблюдался в других местах во время югославских войн . [9] Однако научный анализ того периода связывает конфликт в первую очередь с этнической напряженностью, а не с религиозной. [2] Некоторые религиозные здания были повреждены или разрушены в ходе боевых действий. [10] [11] Конфликт был в основном закрыт Охридским соглашением , которое предусматривало дополнительное признание и права этнических албанцев в Македонии, а также добровольное разоружение повстанческих группировок. [12] хотя с тех пор имели место спорадические случаи насилия. [13] [14] [15]
После распада Югославии Сербская церковь попыталась восстановить свой контроль над Македонской церковью, которая воспринималась Македонской церковью как связанная с программами сербского правительства. [16] Пытаясь примирить церкви, в 2002 году епископы Македонской церкви подписали соглашение с Сербской церковью, которое предоставило Македонской церкви независимый статус, не допускающий автокефалии. Эта попытка не увенчалась успехом, поскольку македонские политики вынудили епископов выйти из соглашения. [4] Единственным оставшимся представителем Македонской церкви был Йован Вранишковский , которого македонская сторона объявила предателем и сербской марионеткой. Йован был арестован, исключен из епископства и выслан из страны. После попытки совершить крещение по возвращении в 2005 году Йован был арестован и приговорен к 18 месяцам тюремного заключения. [4] Йовану также было предъявлено обвинение в отмывании денег, которое было использовано правительством в качестве предлога для конфискации имущества на сумму 140 000 евро у епископства Йована. Действия Македонии против Йована были осуждены Европейской конвенцией по правам человека , которая потребовала от Македонии выплатить Йовану 11 400 евро в качестве реституции. По состоянию на конец 2017 года Македония не выполнила требования. [1]
В 2017 году Болгарская Православная Церковь приняла просьбу Македонской Православной Церкви стать Матери-Церковью последней и пообещала выступать от ее имени за каноническое признание со стороны других Православных Церквей. [17]
В сентябре 2017 года Комитет по защите от дискриминации , правительственный консультативный орган, назначенный парламентом, и омбудсмен установили, что мусульманские ученики начальной школы из Охрида подверглись дискриминации из-за своих религиозных убеждений и одежды после того, как им сказали, что они не могут посещать занятия в хиджабах. После вмешательства омбудсмена школа отменила запрет на ношение хиджаба и разрешила учащимся посещать занятия. [1]
В мае 2022 года Сербская церковь признала автокефалию Македонской церкви, разрешив давний религиозный спор между ними и позволив церкви реинтегрироваться в восточно-православное сообщество. [18]
Правовая база
[ редактировать ]Конституция запрещает религиозную дискриминацию и обеспечивает равенство прав для всех граждан независимо от религиозных убеждений. Он гарантирует свободу религии и право человека свободно и публично выражать свою веру, индивидуально или вместе с другими. [1]
В конституции конкретно упоминаются пять религиозных групп: Македонская православная церковь , Исламская религиозная община Македонии , Католическая церковь, Евангелическая методистская церковь и Еврейская община . Закон позволяет другим религиозным организациям получить те же законные права и статус, что и эти пять групп, путем подачи заявления о государственном признании и регистрации через суд. [1]
В конституции говорится, что пять названных религиозных групп «и другие религиозные общины и группы» отделены от государства, равны перед законом и могут свободно создавать школы, благотворительные организации и другие социальные учреждения. [1]
Конституция запрещает политическим партиям и другим объединениям разжигать религиозную ненависть или нетерпимость. [1]
Процесс регистрации религиозных организаций
[ редактировать ]Религиозные организации могут подать заявку на регистрацию в качестве «церкови», «религиозной общины» или «религиозной группы». Эти классификации основаны на размере группы, внутренней организации и внутренней иерархии. По мнению судебных органов, закон одинаково относится к этим трем категориям, наделяя их всеми одинаковыми законными правами, льготами и обязанностями. [1]
Правительство признало 35 религиозных организаций (состоящих из 17 церквей, девяти религиозных общин и девяти религиозных групп). [1]
После регистрации церковь, религиозная община или религиозная группа освобождаются от налогов и имеют право подать заявление о реституции имущества, национализированного бывшим правительством Югославии , финансируемых государством проектах и разрешениях на строительство для сохранения святынь и культурных объектов. . Он также может создавать школы. [1]
Суд первой инстанции Скопье II принимает заявления о регистрации и имеет 15 рабочих дней, чтобы определить, соответствует ли заявление религиозной организации юридическим критериям регистрации. Этими критериями являются: физическое административное присутствие в стране, объяснение ее верований и обычаев, которые отличают ее от других религиозных организаций, а также уникальное название и официальные знаки отличия. Организация-заявитель также должна определить надзорный орган, отвечающий за управление ее финансами, и представить разбивку своих финансовых активов и источников финансирования, а также протокол учредительного собрания. Закон позволяет регистрироваться нескольким группам одной веры. Зарегистрированные лидеры или законные представители религиозных групп должны быть гражданами страны. [1]
Суд направляет одобренные заявления в Комитет по связям между религиозными общинами и группами , государственный орган, ответственный за содействие сотрудничеству и связям между правительством и религиозными группами, который добавляет организацию в свой реестр. Если суд откажет в удовлетворении заявления, организация может обжаловать решение в Государственном апелляционном суде . Если Государственный апелляционный суд отклонит заявление, организация может подать жалобу о нарушении прав человека в Конституционный суд , высший суд по правам человека в стране, на основании отказа в религиозных правах. Если Конституционный суд отклонит ходатайство, организация может подать апелляцию в Европейскую конвенцию по правам человека . [1]
Отсутствие регистрации не препятствует религиозной группе проводить собрания или заниматься прозелитизмом и не влечет за собой юридического наказания или штрафа, но не позволяет группе заниматься определенной деятельностью, такой как открытие школ или получение пожертвований, которые не облагаются налогом для донора. [1]
Образование
[ редактировать ]Закон не разрешает религиозным организациям управлять начальными школами , но разрешает им управлять школами среднего уровня и выше. Министерство образования требует, чтобы учащиеся шестых классов и старше прошли один из трех факультативных курсов, два из которых имеют религиозное содержание: «Введение в религию» и «Этика религии». Согласно описанию министерства, на этих курсах религия преподается в академической, нерелигиозной манере. Курсы обычно преподают православные священники или имамы , зарплату которым платит государство. Министерство образования заявляет, что все преподаватели этих предметов проходят подготовку в аккредитованных высших учебных заведениях, где преподают профессора философии или социологии. Если студенты не хотят проходить курс по религии, они могут выбрать третий вариант: «Классическая культура в европейской цивилизации». [1] По словам представителей групп религиозных меньшинств и чиновников Министерства образования, имамы и священники, назначенные для преподавания нерелигиозных курсов, часто не подходят к предметам с необходимой нейтральностью, вместо этого подчеркивая перспективы своих соответствующих религий. [19]
Иностранные миссионеры
[ редактировать ]Все иностранцы, желающие въехать в страну для выполнения религиозной работы или совершения религиозных обрядов, должны получить рабочую визу до прибытия, и этот процесс обычно занимает около четырех месяцев. Комитет по связям между религиозными общинами и группами ведет реестр всех иностранных религиозных деятелей и может утвердить или отказать им в праве на ведение религиозной деятельности внутри страны. Рабочая виза действительна в течение шести месяцев с возможностью продления еще на шесть месяцев. Последующие продления визы действительны в течение одного года. Количество продлений виз, на которые может подать заявление религиозный деятель, не ограничено. Право на получение визы имеют священнослужители и религиозные деятели незарегистрированных групп. [1]
Правительственная практика
[ редактировать ]Религиозные группы, в том числе мусульманские и католические общины, заявляют о продолжающихся проблемах с реституцией собственности, конфискованной правительством Югославии в 20 веке. [1] В результате прошлой напряженности между Сербской православной и Македонской православными церквями Македония иногда отказывала во въезде сербским православным священникам, пытавшимся въехать в страну в религиозных одеждах. [20]
Жалобы исламского сообщества
[ редактировать ]Исламская община Северной Македонии заявила, что правительство воспрепятствовало строительству мечети в этнически смешанной деревне Лажец , отказав в разрешении на строительство из-за давления со стороны местных жителей, выступающих против мечети. ICM также сообщил, что правительство постоянно блокировало реконструкцию мечети в Прилепе , которая сгорела во время вооруженного конфликта в 2001 году. [1]
ICM заявил, что правительство отдало предпочтение Македонской православной церкви – Охридскому архиепископству, предоставив ей уникальные привилегии, такие как бесплатное предоставление ей государственной собственности, финансирование строительства новых православных церквей и эксклюзивные приглашения ее представителей для участия в правительственных мероприятиях. . В МПЦ-ОА отвергли обвинения в фаворитизме, но заявили, что такое мнение может существовать, поскольку это крупнейшая религиозная община в стране. [1]
Лечение небольших организаций
[ редактировать ]Меньшие религиозные организации, такие как Свидетели Иеговы, Евангелическая церковь, Община Бекташи (Тетово) и Православный архиепископ Охрида , заявили, что правительство не рассматривает их как равных пяти религиозным организациям, признанным в конституции. Например, они заявили, что правительство исключило их из официальных мероприятий, таких как официальные праздничные мероприятия или церемонии закладки фундамента правительственного здания, и не предоставило им такой же уровень доступа к государственным чиновникам. В ОАО и Бекташи заявили, что, будучи незарегистрированными общинами, они часто сталкивались с дискриминацией и запугиванием. [1] После решений Европейского суда по правам человека в 2017 и 2018 годах, осудивших отказ правительства Македонии зарегистрировать Православное архиепископство Охрида и общину Бекташи соответственно, правительство возместило ущерб обеим группам, но не предприняло никаких дальнейших действий по состоянию на конец 2019 года. [19]
Общественные отношения
[ редактировать ]Споры между общиной бекташи и исламской общиной
[ редактировать ]Бекташи продолжали сообщать в полицию о преследованиях со стороны связанных с ICM жителей комплекса Арабати Баба Теке (храм) в Тетово . В марте 2017 года ICM заявила о своем полном владении комплексом и объявила о планах его реконструкции в партнерстве с Турецким агентством сотрудничества и координации . Представители Бекташи выразили обеспокоенность тем, что реконструкция комплекса полностью вытеснит их с территории. Представители «Бекташи» сообщили, что они и посетители комплекса часто подвергались словесным оскорблениям и приказывали покинуть территорию. Бекташи не могли претендовать на право собственности на комплекс, поскольку они оставались незарегистрированными. [1]
Вандализм и воровство
[ редактировать ]На религиозных объектах произошел вандализм. Македонская православная церковь – Охридское архиепископство сообщило об актах вандализма православных церквей, включая попытку в феврале 2017 года поджечь дверь церкви в Сарадже . В сентябре 2017 года отдельные лица забросали камнями православную церковь в Каире , а неизвестные вандалы разграбили мечеть и православную церковь в Стругах . В январе 2017 года и ноябре неизвестные похитили колокола православных храмов в Кочани и Сарадже соответственно. Представители ICM заявили, что не хотят придавать слишком большую огласку мелким инцидентам, чтобы не разжигать экстремизм и не создавать новых проблем. В июле 2017 года неизвестные злоумышленники покрасили и разбили надгробия на православном кладбище в деревне Люботен в Скопье. ICM осудил вандализм как «трусливый акт провокации», направленный на нарушение совместного проживания. [1] В 2019 году полиция предъявила шесть человек обвинения в причинении имущественного ущерба религиозным зданиям по различным обвинениям, что больше по сравнению с 1 в 2018 году. [19]
МПЦ-ОА сообщила о более чем дюжине ограблений православных храмов в различных городах в течение 2017 года, чаще всего с использованием денег из церковных пожертвований. Полиция также сообщила о краже денег в сентябре 2017 года в мечети в Струге. [1]
Антисемитские речи
[ редактировать ]Были случаи антисемитских высказываний в социальных сетях и печатных СМИ. В одном случае люди заявили в социальных сетях, что известный американский еврейский бизнесмен сотрудничал с нацистами в уничтожении евреев во время Второй мировой войны. В другом выпуске еженедельника « Республика» за январь 2017 года того же бизнесмена назвали «нацистским евреем» в статье под названием «Божественный Люцифер». В марте 2017 года еврейская община сообщила, что во двор штаб-квартиры ее ассоциации были брошены листовки антисемитского содержания, в том числе со свастикой и фразой «Евреи вон». [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2017 г. Македония , Государственный департамент США, Бюро демократии, прав человека и труда
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Межэтнические отношения и меньшинства в Республике Македония». Архивировано 29 марта 2013 года в Wayback Machine . Политика Юго-Восточной Европы – Том 2, №1. май 2001 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вукоманович, Милан (2008). «Сербская Православная Церковь как политический актор после событий 5 октября 2000 г.» . Политика и религия . 1 (2): 237–269. дои : 10.1017/S1755048308000199 . ISSN 1755-0483 . S2CID 145107372 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Форум 18 Поиск/Архив» . Форум18.org . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, страница Черногории, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Томка, Миклош (2011). Распространение религии: религиозное возрождение в посткоммунистической Центральной и Восточной Европе . Вальтер де Грюйтер. п. 44. ИСБН 9783110228151 .
- ^ "РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ XX ВЕК. 10 ОКТЯБРЯ" . Retrieved 14 September 2014 .
- ^ Энциклопедия христианства, том 3. Эрвин Фальбуш, Джеффри Уильям Бромили. п. 381
- ^ «Воздушная стратегия НАТО под огнем: македонцы опасаются распространения разногласий» . Хью Деллиос. Чикаго Трибьюн. 29 марта 1999 г.
- ^ «Взрыв в Македонии произошел в монастыре» . Хранитель . Лондон. 21 августа 2001 года . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ "Генеральный секретарь НАТО ответил патриарху Павлу: Деревня снесена, а церковь в Матееваце цела" . Arhiva.glas-javnosti.rs . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Уоткинс, Клем С. (2003). Балканы . Нью-Йорк: Nova Science Publishers, Inc., с. 113. ИСБН 1590335252 .
- ^ «Албанцы провозглашают «Республику» в Македонии» . 19 сентября 2014 года . Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ « Армия освобождения» утверждает, что обстреляла правительство Македонии» . Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ «Македония обвиняет косовцев в смертоносных столкновениях в Куманово» . Независимый.мк . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Македония и Греция: борьба за определение новой балканской нации. Джон Ши. стр. 174
- ^ Православие, Священный синод Болгарии сделает все возможное, чтобы сделать Македонскую церковь канонической, София, 27 ноября 2017 г.
- ^ «Патриархат Сербии признает автокефалию Охридской архиепархии» . Православные времена . 24 мая 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2019 год, Северная Македония» . Государственный департамент США . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ «Эка 15» . Hrw.org. 31 октября 1999 г. Проверено 5 ноября 2011 г.