Папа Иоанн X
Джон Икс | |
---|---|
Епископ Рима | |
Церковь | Католическая церковь |
Папство началось | Март 914 г. |
Папство закончилось | май 928 г. |
Предшественник | страна |
Преемник | Лев VI |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | Рим , Папская область |
Предыдущий пост(ы) | Кардинал-священник (907–914) |
Другие папы по имени Иоанн |
Папа Иоанн X ( лат . Ioannes X ; умер 28 мая 928 г.) был епископом Рима и номинальным правителем Папской области с марта 914 г. до своей смерти. Кандидат в графы Тускулум , он пытался объединить Италию под руководством Беренгара Фриули и сыграл важную роль в разгроме сарацин в битве при Гарильяно . [1] В конце концов он поссорился с Марозией , которая свергла его, заключила в тюрьму и, наконец, убила. Понтификат Иоанна произошел в период, известный как Saeculum obscurum .
Ранняя карьера
[ редактировать ]Джон X, отца которого тоже звали Джон, [2] родился в Тосиньяно , на берегу реки Сантерно . [3] Он был поставлен диаконом Петром IV, епископом Болоньи , где привлек внимание Феодоры , жены Феофилакта I Тускулума , самого могущественного дворянина Рима . Джон был родственником семьи Теодоры. [4] Лиутпранд Кремонский утверждал, что Иоанн стал ее любовником во время визита в Рим; [5] Однако Иоганн Петер Кирш говорит: «Однако это утверждение в целом и справедливо отвергается как клевета. Лиутпранд написал свою историю примерно пятьдесят лет спустя и постоянно клеветал на римлян, которых он ненавидел. Во время избрания Иоанна Феодора была продвинута. лет, и его хвалят другие писатели (например, Вулгарий)». [4]
Именно благодаря влиянию Феодоры Иоанн был на грани того, чтобы стать преемником Петра на посту епископа Болоньи, когда стало доступно архиепископство Равенны . [3] [6] Он был рукоположен в сан архиепископа в 905 году папой Сергием III , еще одним кандидатом в духовные лица графов Тускулума . В течение восьми лет своего пребывания на посту архиепископа Иоанн усердно работал с Сергием в безуспешной попытке свергнуть Людовика Слепого и Беренгара Фриульского , который претендовал на Королевство Италия . короновать императором вместо него [3] Ему также пришлось защищаться от узурпатора, который пытался отобрать у него епископскую кафедру , а также подтверждать свою власть над аббатством Нонантола , когда аббат пытался освободить его от юрисдикции архиепископа Равенны. [7]
После смерти Папы Ландо в 914 году фракция римской знати во главе с Феофилактом Тускулским вызвала Иоанна в Рим, чтобы занять вакантное папское кресло. Хотя Лиутпранд снова интерпретировал это как личное вмешательство Феодоры в то, чтобы ее возлюбленный стал папой , гораздо более вероятно, что тесные рабочие отношения Иоанна с Феофилактом и его противодействие рукоположению папы Формоза были реальными причинами его перевода из Рима. Из Равенны в Рим. [8] Поскольку смена кафедры считалась нарушением канонического права , а также противоречащим постановлениям Латеранского собора 769 года , запрещавшим назначение папы без выборов, назначение Иоанна подверглось критике со стороны современников. [9] Тем не менее, пока Феофилакт был жив, Иоанн придерживался дела своего покровителя.
Война с сарацинами
[ редактировать ]Первой задачей, с которой столкнулся Иоанн X, было существование сарацинского форпоста на реке Гарильяно , который использовался в качестве базы для грабежа итальянской сельской местности. Иоанн посоветовался с Ландульфом I Беневенто , который посоветовал ему обратиться за помощью к Византийской империи и Альберику I Сполето . [10] Иоанн последовал его совету и отправил в Беренгар папских легатов , различных итальянских князей, а также в Константинополь с просьбой о помощи в изгнании сарацин. Результатом стал христианский союз, предвестник крестовых походов следующего столетия. Силы нового византийского Иоанна I IV Гаэты и Дочибилиса II стратега Бари Николаса Пичингли присоединились к силам других южно-итальянских князей: Ландульфа I Беневенто, , Григория и Иоанна II Неаполя и Гуаймара II Салерно . Тем временем Беренгар привел с собой войска из северных частей Италии, а кампанию координировал Иоанн X, который лично вышел на поле боя вместе с герцогом Альбериком I Сполето . [11]
После некоторых предварительных боев при Кампо-Баккано и Треви сарацины были отброшены к своей крепости на Гарильяно. Там, в битве при Гарильяно , союзники приступили к их осаде в течение трёх месяцев, по окончании которой сарацины сожгли свои дома и попытались вырваться из окружения. Под руководством Иоанна все в конечном итоге были пойманы и убиты, что позволило добиться великой победы и устранить продолжающуюся угрозу сарацинов на материковой части Италии. [12] Затем Иоанн подтвердил предоставление Траетто герцогу Гаэта в качестве награды за отказ от своих союзников-сарацинов. [13]
Беренгар настаивал на императорской короне с тех пор, как он победил и изгнал императора Людовика Слепого из Италии в 905 году. Иоанн X использовал это как рычаг, чтобы подтолкнуть Беренгара к поддержке и предоставлению войск для кампании сарацинов. [11] Выполнив свою часть сделки, Беренгар теперь настоял, чтобы Джон сделал то же самое. [14] Итак, в декабре 915 года Беренгар подошел к Риму и после того, как его приветствовала семья Феофилакта (чью поддержку он заручился), встретил папу Иоанна в базилике Святого Петра . В воскресенье, 3 декабря, Иоанн короновал Беренгара императором, а Беренгар, в свою очередь, подтвердил предыдущие пожертвования, сделанные Престолу Петра предыдущими императорами. [15]
Политические перестановки
[ редактировать ]Хотя Беренгар пользовался поддержкой крупной римской знати и папы, у него были враги и в других местах. В 923 году объединение итальянских князей привело к разгрому Беренгара, снова разрушив надежды на объединенную Италию, за которым последовало его убийство в 924 году. [16] Затем в 925 году умерли также Теофилакт Тускулский и Альберих I Сполето; это означало, что в течение года трое ключевых сторонников Папы Иоанна умерли, оставив Иоанна в опасности для амбиций дочери Феофилакта, Марозии , которая, как говорили, возмущалась предполагаемым романом Иоанна с ее матерью Феодорой. [17]
Чтобы противостоять растущей угрозе, Иоанн X пригласил Гуго Прованского стать следующим королем Италии , отправив своего посланника в Пизу , чтобы он был одним из первых, кто приветствовал Хью по прибытии. Вскоре после того, как Гуго был признан королем в Павии , он встретился с Иоанном в Мантуе и заключил с ним какой-то договор, возможно, для защиты интересов Иоанна в Риме. [18] Король Бургундии Рудольф II вскоре предъявил права на Италию, и Гуго был не в состоянии помочь Иоанну. Следующие несколько лет были временем анархии и смятения в Италии.
Тем временем Мароция вышла замуж за маркграфа Ги Тосканского . Вскоре между ними и папой Иоанном началась борьба за власть, причем брат Иоанна, Петр , первым почувствовал их вражду. [19] Джон сделал Петра герцогом Сполето после смерти Альберика, и его возросшая власть угрожала Гаю и Марозии. [3] Петр был вынужден бежать к озеру Орта , где он обратился за помощью к разбушевавшейся банде мадьяр . В 926 году он вернулся в Рим в их компании и при их поддержке запугал Гая и Марозию, и Петру было разрешено вернуться к своей старой роли главного советника и сторонника папы Иоанна. [20]
Восточные дела
[ редактировать ]Хотя эти проблемы продолжали беспокоить Иоанна в Риме, он все еще мог участвовать и влиять на более широкие церковные и политические вопросы по всей Европе. попросили его В 920 году византийские императоры Роман I и Константин VII и константинопольский патриарх Николай Мистик послать в Константинополь несколько легатов для подтверждения актов синода, осуждавшего четвертые браки (наследие конфликта, в который был вовлечен отец Константина Лев VI Мудрый ), тем самым положив конец расколу между двумя церквями. [21]
В 925 году Иоанн попытался остановить использование славянской литургии в Далмации и обеспечить местное использование латыни в мессе. Он написал Томиславу , «королю ( рексу » ) хорватов , и герцогу Михаилу Захумльскому , прося их следовать инструкциям, сформулированным легатами Иоанна. [22] [23]
Результатом стал синод , состоявшийся в Сплите в 926 году, который подтвердил просьбу Иоанна; он запрещал рукоположение лиц, не знающих латыни, и запрещал читать мессу на славянском языке, за исключением случаев нехватки священников. [24] Постановления синода были отправлены в Рим для утверждения Иоанном, который подтвердил их все, за исключением постановления, которое помещало хорватского епископа Ноны под юрисдикцию архиепископа Спалатро . Он вызвал стороны на встречу с ним в Рим, но они не смогли присутствовать, что вынудило Иоанна послать нескольких папских легатов для урегулирования вопроса, который был решен Папой Львом VI только после низложения и смерти Иоанна. [25]
Примерно в то же время болгарский царь Симеон I сделал предложение Иоанну, предложив ему отказаться от послушания своего народа константинопольскому патриарху и передать свое царство под церковную власть пап в Риме. Иоанн послал двух легатов, которые добрались только до Константинополя, но чьи письма, призывающие Симеона прийти к соглашению с Византийской империей , были доставлены ему. [26] Однако Иоанн подтвердил титул царя (императора) Симеона, и именно представители Иоанна короновали сына Симеона Петра I из Болгарии как царя в 927 году. [27] Наконец, Иоанн послал легата в качестве посредника, чтобы попытаться остановить войну между болгарами и хорватами. [28]
Дела в Западной Европе
[ редактировать ]Столь же энергично Иоанн вел свою деятельность и в Западной Европе. В начале своего понтификата он поддержал короля Германии Конрада I в его борьбе против немецких герцогов. Он послал папского легата на синод епископов, созванный Конрадом в Альтгейме в 916 году, в результате чего синод приказал противникам Конрада предстать перед Папой Иоанном в Риме, если они не предстанут перед другим синодом для вынесения приговора, под страхом отлучения от церкви . . [29]
призвал Иоанна В 920 году Карл Простой вмешаться в преемственность епископства Льежа , когда кандидат Карла Хильдуин повернулся против него и присоединился к герцогу Гилберту Лотарингскому восставшему . Затем Карл попытался заменить его другим кандидатом, Ричером из Прюмского аббатства , но Хильдуин схватил Ричера и заставил Ричера посвятить его в епископы. Иоанн X приказал обоим мужчинам предстать перед ним в Риме, в результате чего Иоанн подтвердил назначение Ричера и отлучил Хильдуина от церкви. [30] Когда в 923 году Карл был позже схвачен графом Гербертом II Вермандуа , Иоанн был единственным лидером, протестовавшим по поводу захвата Карла; он угрожал Герберту отлучением от церкви, если он не вернет Чарльзу свободу, но Герберт фактически проигнорировал его. [31] Презирая власть Папы, в 925 году Герберт назначил своего пятилетнего сына Хью архиепископом Реймса , и Иоанн был вынужден принять и подтвердить это назначение, поскольку Герберт заявил, что, если его сын не будет избран, он разделит епископство и раздать землю различным сторонникам. [32]
Иоанн также поддерживал духовную сторону Церкви, например, давал советы архиепископу Реймскому Хериву в 914 году, который просил совета по обращению норманнов в христианство. [33] Он написал:
«Ваше письмо наполнило меня одновременно и печалью, и радостью. С скорбью о страданиях приходится терпеть не только от язычников, но и от христиан; с радостью об обращении норманнов, некогда упивавшихся человеческой кровью, а теперь, по вашим словам, радующихся, что они искуплены животворящей кровью Христа. За это мы благодарим Бога и просим Его укрепить их в вере. Что касается того, в какой степени, поскольку они некультурны и являются новичками в вере, они должны подвергаться суровым каноническим епитимьям за рецидивы, убийства священников и принесение идолам жертвоприношений, мы оставляем на ваше суждение решить, поскольку нет один лучше тебя знает нравы и обычаи этого народа. Вы, конечно, хорошо понимаете, что нецелесообразно будет относиться к ним с требуемой канонами строгостью, чтобы, думая, что они никогда не смогут нести непривычные ноши, они не вернулись к своим старым заблуждениям». [34]
Кроме того, Джон поддерживал монашеское реформаторское движение в аббатстве Клюни . Он подтвердил строгие правила Клюни для тамошних монахов. [33] Затем он написал королю Франции Рудольфу , а также местным епископам и графам с указанием вернуть Клюни имущество, которое Гвидо, аббат аббатства Джиньи , забрал без разрешения, и поставить монастырь под их защиту. [35] В 926 году он увеличил землю, прикрепленную к аббатству Субиако, в обмен на то, что монахи прочтут 100 кирие элейсонов для спасения его души. [36]
В 924 году Иоанн X отправил папского легата по имени Занелло в Испанию для расследования мосарабского обряда . Дзанелло отозвался об обряде благосклонно, и папа дал ему новое одобрение, потребовав лишь изменить слова посвящения на римские. [37] Во время понтификата Иоанна совершилось большое количество паломничеств из Англии в Рим, в том числе архиепископ Вульфхельм Кентерберийский в 927 году. За три года до этого, в 924 году, король Этельстан отправил одного из своих дворян, Альфреда, в Рим по обвинению в заговоре с целью выколоть королю глаза. , где он должен был принести присягу перед Папой Иоанном, заявив о своей невиновности в предъявленных обвинениях, но вскоре после этого он умер в Риме. [38] В 917 году Иоанн также передал архиепископу Бременскому юрисдикцию над епископами Швеции , Дании , Норвегии , Исландии и Гренландии . [39]
Наконец, во время своего понтификата Иоанн также восстановил Латеранскую базилику , рухнувшую в 897 году. [40]
Смещение и смерть
[ редактировать ]Борьба за власть между Иоанном X и Гаем Тосканским и Марозией завершилась в 928 году. Гай тайно собрал отряд войск и вместе с ними совершил нападение на Латеранский дворец . Петр был застигнут врасплох, имея с собой лишь несколько воинов, и был разрублен на глазах у брата. Иоанна бросили в темницу, где он оставался до самой смерти. [41] Есть две различные традиции, связанные с его смертью; В первом говорится, что он был задушен подушкой в темнице через пару месяцев после своего смещения. По другой версии, он умер где-то в 929 году без насилия, а из-за сочетания условий заключения и депрессии. [42]
По словам Иоанна Латеранского диакона , Иоанн X был похоронен в атриуме Латеранской базилики, недалеко от главного входа. [43] Его сменил папа Лев VI в 928 году.
Репутация и наследие
[ редактировать ]На протяжении веков понтификат Иоанна X считался одним из самых позорных во времена Saeculum obscurum . Во многом это можно отнести к Лиутпранду Кремонскому , чье описание того периода одновременно неточно и одинаково враждебно. [44] Его характеристика Иоанна как беспринципного священнослужителя, который проспал путь к папскому креслу и стал любовником Феодоры, [45] и который занимал трон святого Петра как марионетка Теофилакта I Тускулского, пока он не был убит, чтобы освободить место для сына Марозии Иоанна XI, во многом повлиял на анализ его правления и использовался противниками католической церкви как пропагандистский инструмент. [46]
Так, согласно Джону Фоксу , Иоанн X был сыном Папы Ландо и любовником римской « блудницы » Феодоры, которая заставила Иоанна свергнуть своего предполагаемого отца и поставила Джона на его место. [47] В то время как, по словам Луи Мари Де Корменена, Иоанн был: «Сыном монахини и священника... больше занятым своими похотями и распутством, чем делами христианского мира... он был амбициозным, скупым, отступником, лишенным стыда , веру и честь, и пожертвовал всем своим страстям; он занимал Святой Престол около шестнадцати лет, к позору человечества». [48]
Однако в последнее время его понтификат был переоценен, и теперь его рассматривают как человека, который пытался противостоять аристократическому господству папства, который продвигал объединенную Италию под властью имперского правителя, но был убит за свою усилия. [49]
По словам Фердинанда Грегоровиуса (не известного своими симпатиями к папству), Иоанн X был выдающимся государственным деятелем своего времени. Он написал:
Однако Иоанн X, человек, чьи грехи известны только по слухам, чьи великие качества заметны в истории, выделяется среди тьмы того времени как одна из самых запоминающихся фигур среди Пап. Деяния истории Церкви хвалят его деятельность и его отношения со всеми странами христианского мира. А поскольку он подтвердил строгое правило Клюни, его и дальше превозносят как одного из реформаторов монашества». [50]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоганн Лоренц фон Мошейм (1841 г.). Сомс, Генри (ред.). Институты церковной истории древней и современной. Новый и буквальный tr . Лонгман. п. 721.
- ^ Манн, с. 152
- ^ Перейти обратно: а б с д Левилен, стр. 838.
- ^ Перейти обратно: а б Кирш, Иоганн Петер. «Папа Иоанн X». Католическая энциклопедия Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 23 сентября 2017 г.
- ^ Норвич, Джон Юлиус, Папы: История (2011), стр. 75; Манн, с. 151
- ^ Ричард П. МакБрайен, Жизнеописания Пап , (HarperCollins, 2000), стр. 152.
- ^ Манн, с. 153
- ^ Левиллен, стр. 838; Манн, стр. 153.
- ^ Манн, стр. 153; Левилен, стр. 838.
- ^ Манн, с. 154
- ^ Перейти обратно: а б Человек, с. 155
- ^ Манн, стр. 155–156.
- ^ Манн, с. 156
- ^ Манн, с. 157
- ^ Манн, стр. 158–159.
- ^ Манн, стр. 159–160.
- ^ Манн, с. 161; Норвич, с. 75
- ^ Левиллен, стр. 839; Манн, стр. 161.
- ^ Норвич, с. 75; Манн, стр. 161–162.
- ^ Манн, с. 162
- ^ Норвич, Джон Юлиус, Византия: Апогей (1993), стр. 137; Манн, стр. 133–134.
- ^ Власто, АП (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 209. ИСБН 978-0521074599 .
- ^ Манн, стр. 165–166.
- ^ Манн, с. 166
- ^ Левиллен, стр. 839; Манн, стр. 167–168
- ^ Манн, с. 169
- ^ Левиллен, стр. 839; Манн, стр. 170.
- ^ Манн, с. 171
- ^ Левиллен, стр. 839; Манн, стр. 171–173
- ^ Манн, стр. 174–175.
- ^ Левиллен, стр. 839; Манн, стр. 175–176
- ^ Манн, с. 176
- ^ Перейти обратно: а б Левиллен, стр. 839.
- ^ Манн, стр. 177–178.
- ^ Манн, стр. 178–179.
- ^ Манн, с. 179
- ^ Манн, с. 181
- ^ Манн, стр. 182–183.
- ^ Манн, с. 184
- ^ Левиллен, стр. 839; Манн, стр. 185.
- ^ Манн, стр. 162–163.
- ^ Норвич, с. 75; Манн, стр. 163–164.
- ^ Манн, с. 185
- ^ Манн, с. 151
- ^ Платина, Бартоломео (1479). «Житие пап от времени Спасителя нашего Иисуса Христа до воцарения Григория VII» . Я. Лондон: Гриффит Фарран и компания: 245–246 . Проверено 25 апреля 2013 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Манн, стр. 151–152.
- ^ Джон Фокс, Джордж Таунсенд, Джозайя Пратт, Деяния и памятники Джона Фокса, с жизнью и защитой мартиролога , Том. II (1870), с. 35
- ^ ДеКорменен, Луи Мари; Гихон, Джеймс Л., Полная история пап Римских, от святого Петра, первого епископа, до Пия Девятого (1857), стр. 285–286.
- ^ Даффи, Имон, Святые и грешники: История Пап (1997), стр. 83
- ^ Грегоровиус, Фердинанд, История Рима в средние века , Том. III, с. 280
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Папа Иоанн X». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Норвич, Джон Джулиус, Папы: История (2011) [ ISBN отсутствует ]
- Левиллен, Филипп, Папство: Гай-Прокси , Рутледж (2002) [ ISBN отсутствует ]
- Манн, Гораций К., Жизнь пап в раннем средневековье, Том. IV: Папы во времена феодальной анархии, 891–999 (1910)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Opera Omnia Минь Патрологии Латина с аналитическими указателями
- Католический форум: Папа Иоанн X
- Новый католический словарь: Папа Иоанн X