Михаил из Захумле
Михаил из Захумле Михайло Вишевич | |
---|---|
Принц Захумле («дукс Чулморум») [ 1 ] | |
Царствование | процветал c. 910 - 935 [ 2 ] |
Семья | Вишевич |
Отец | Бусебуце [ 3 ] |
Религия | христианин [ 4 ] |
Михаил Захумльский (годы правления обычно датируются 910–935 гг.), [ 2 ] также известный как Майкл Вишевич ( сербско-хорватский : Михайло Вишевич , сербская кириллица : Михайло Вишевич ) или редко как Майкл Вушевукчич , [ 5 ] [ 6 ] был полунезависимым или независимым славянским правителем Захумля , [ 7 ] в современной центральной Герцеговине и южной Хорватии , процветавший в начале 10 века. Князь Михаил Захумльский имел общую границу с Сербией и, вероятно, с Королевством Хорватия , но был союзником Болгарии . Тем не менее ему удавалось сохранять независимое правление, по крайней мере, на протяжении большей части своего правления. [ 8 ]
Михаил вступил в территориальный конфликт с Петром Сербским , который распространил свою власть на провинцию Нарента или Пагания, к западу от реки Неретвы . [ 9 ] [ 10 ] Чтобы устранить угрозу, Михаил предупредил своего союзника, болгарского царя Симеона I , о союзе Петра и врага Симеона — Византийской империи . [ 10 ] Симеон напал на Сербию и захватил Петра, который позже умер в тюрьме. [ 11 ]
Михаил упоминается вместе с Томиславом Хорватским в письме Папы Иоанна X от 925 года. [ 8 ] В том же году он участвовал в первом совете Сплита . [ 8 ] что некоторые историки восприняли как свидетельство того, что Захумле был вассалом Хорватии. Несмотря на это, Михаил, получивший при византийском дворе высокие титулы антипата патриция и патриция ( ) , оставался правителем Захумле на протяжении 940-х годов, сохраняя при этом хорошие отношения с Папой . [ 12 ]
Фон
[ редактировать ]Составлено в формате c . 950 г., исторический труд De administando imperio , приписываемый византийскому императору Константину Багрянородному , отмечает, что Михаил был сыном Бусебутце (греч. Bouseboutzis > Visevitz), [ 13 ] [ 14 ] но не упоминает, что его семья происходила от «некрещеных сербов» или имела сербское происхождение, как и другие захлумцы, [ 8 ] [ 15 ] хотя более внимательное прочтение источника позволяет предположить, что соображения Константина об этнической принадлежности населения княжества основаны на сербском политическом правлении или влиянии и не указывают на этническое происхождение. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
По мнению императора или даже самого Михаила, в зависимости от того, как был построен подраздел, [ 15 ] его семья не имела сербского происхождения, так как принадлежала к лицикам (Λιτζίκη), некрещеному народу на реке Висле в Малой Польше . [ 15 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Его «собственная враждебность к Сербии предполагает, что его семья на самом деле не была сербской». [ 22 ] По словам Тибора Живковича , район Вислы, откуда происходят предки Михаила, был местом, где белых хорватов можно было ожидать , а не белых сербов . [ 25 ] и неясно, действительно ли захлумцы «в период миграции на Балканы были сербами, хорватами или славянскими племенами, которые в союзе с сербами или хорватами прибыли на Балканы», [ 26 ] в то время как, по словам Фрэнсиса Дворника, захлумцы «имели более тесную связь с хорватами, чем с сербами, поскольку они, похоже, мигрировали в свой новый дом не с сербами, а с хорватами». [ 27 ] Племенное происхождение Михаила связано с устным преданием из Historia Salonitana Фомы Архидиакона о семи или восьми племенах дворян, называемых лингонами , прибывших из Польши и поселившихся в Хорватии . [ 24 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Территория, контролируемая Михаилом, включала Захумле, позже известное как Хум (ныне западная Герцеговина и южная Хорватия), а также Травунию (ныне восточная Герцеговина и южная Хорватия с центром в Требинье ) и большую часть Дукли (современная Черногория ). [ 10 ] Таким образом, его территория образовала блок вдоль южного побережья Далмации, от реки Неретвы до Рагузы ( Дубровник ), последняя служила притоком. [ 4 ] [ 23 ]
Болгария еще не граничила с Захумле, а между обеими землями лежала часть Хорватии. Так, летописец Иоанн Диакон (ум. 1009) сообщает, что в 912 году венецианский путешественник, только что прошедший на пути домой через Болгарию и Хорватию, в следующий раз оказался в Захумле. [ 31 ] [ 32 ]
|
- Хроника Блю, Иоанн Диакон |
Союз с Симеоном I Болгарским
[ редактировать ]Самое раннее упоминание Михаила в источниках относится к 912 году. Венецианский летописец Иоанн Диакон записал, что в это время предательски был схвачен Пьетро, сын венецианского дожа Урса Партициака II (912–932), возвращавшийся из дипломатической миссии в Константинополь. Михаилом, «князем славян » ( dux Sclavorum ), когда он хотел пройти через земли хорватов. Прежде чем Пьетро вошел в Хорватию, по пути домой, когда он вошел в Захумле или когда он вошел в провинцию Нарента или Пагания , Михаил герцог Склаворум приказал схватить его и отправить в подарок Симеону I из Болгарии . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] С 912 года Михаил был близким союзником Симеона I Болгарского , который организовал ряд успешных кампаний против Византийской империи . [ 36 ]
Марш Симеона к власти представлял такую большую угрозу для Византийской империи, что она искала союзников в этом районе. Лев Рабдух , стратег Диррахия процессе , нашел одного такого союзника в Сербии, Петра Гойниковича , который подчинялся Болгарии с 897 года. Петр был занят распространением своей власти на запад и, похоже, вступил в территориальный конфликт с Михаилом в делаю это. [ 10 ] Константин пишет, что Михаил, «возбуждённая этим ревность», предупредил Симеона о заговоре. Симеон напал на Сербию и захватил Петра, который умер в темнице. [ 11 ] Большинство ученых предпочитают датировать войну с Сербией 917 годом, после 20 августа, когда Симеон уничтожил большую часть вторгшейся византийской армии в месте ее высадки в Анхиалосе . В 924 году Симеон завоевал Сербию и вместо того, чтобы назначить вассала управлять ею от своего имени, поставил ее под свою прямую власть. По сути, Симеон стал соседом Михаила и Хорватии, которая тогда находилась под властью короля Томислава и имела хорошие отношения с Византией. [ 12 ] Кажется вероятным, что Михаил оставался верным Симеону до его смерти в 927 году. [ 12 ]
Церковные советы Сплита
[ редактировать ]Источники показывают, что Михаил участвовал в важных церковных делах, которые проводились на территории Хорватии в середине 920-х годов. Два собора Сплита ( лат . Spalatum ) в 925 и 928 годах, которые официально установили или подтвердили признание Сплита как архиепископской кафедры всей Далмации (а не только византийских городов). [ 37 ] [ 38 ] Еще одним важным вопросом, вызывающим беспокойство, был язык литургии: с момента обращения славян [ сломанный якорь ] Кириллом и Мефодием в прошлом веке славянская церковь привыкла использовать в своих церковных службах славянский язык, а не латынь. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Historia Salonitana , составление которой, возможно, началось в конце 13 века, цитирует письмо Папы Иоанна X Томиславу . , «королю ( рексу ) хорватов», в котором он довольно подробно упоминает первый собор Если письмо подлинное, то из него видно, что на соборе присутствовали не только епископы Хорватской и Византийской Далмации, но и Томислав, на территорию которого входили также византийские города Далмации, и ряд представителей Михаила. [ 38 ] В этом письме Джон описывает Майкла как «самого превосходного» человека . [ 4 ] О характере отношений герцога Михаила и рекса Томислава в источниках ничего не говорится. Некоторые историки восприняли участие Михаила в церковном соборе, а также разницу между их титулами как возможное свидетельство того, что Михаил перешел в подчиненную преданность Хорватии. [ 42 ] Джон В.А. Файн , однако, не согласен с такой аргументацией, заявляя, что эти события представляли собой важное церковное дело для всей Далмации и находились под властью папы. Более того, Михаил, судя по всему, сохранял нейтральную позицию, когда Хорватия и Болгария находились в состоянии войны в 926 году , и поэтому вполне возможно, что Михаил был в хороших отношениях с правителями обеих земель одновременно. [ 12 ] Неясно, является ли надпись и изображение славянского правителя в церкви Св. Михаила в Стоне ссылкой на Михаила Захумльского, Михаила I Дукля XII века или на самого святого Михаила. [ 43 ]
10 июля 926 года «Майкл Рекс Склаворум» завладел портом Сипонто, контролируемым Византией. Таким образом, кажется очевидным, что в июле 926 года Михаил не действовал в качестве союзника империи в Апулии и что его флот высадился на берегах Апеннинского полуострова в качестве спасательной силы против арабов, лангобардов или любого другого врага. Единственным врагом, угрожавшим Сипонто в 926 году, был Михаил, «рекс Склаворум», союзник Болгарии. [ 44 ] Михаил, очевидно, разграбил Сипонто ( лат . Sipontum ), византийский город в Апулии , 10 июля 926 года. [ 1 ] Остается неизвестным, сделал ли он это по приказу верховного командования Томислава, как предполагают некоторые историки. По словам Омрчанина, Томислав послал хорватский флот под предводительством Михаила, чтобы изгнать сарацин из этой части южной Италии и освободить город. [ 45 ] Интересно, что Константин в своей книге «Об империи управления» не упоминает ни о набеге Михаила, ни о церковных соборах в Сплите. [ 46 ]
Спустя годы
[ редактировать ]Константин помнит Михаила как принца ( архонта ) Захлуми, но также использует такие величественные титулы византийского двора, как антипат и патриций ( патрикий ), чтобы описать его политический ранг и статус. [ 8 ] [ 47 ] [ 48 ] Эти титулы были истолкованы как отражающие более подчиненное положение после смерти Симеона в 927 году, когда Михаил потерял болгарскую поддержку, необходимую для какого-либо более высокого признания. [ 12 ] Михаил не упоминается в источниках о событиях после 925 года. [ 4 ] но историк Файн считает, что его правление продолжалось до 940-х годов. [ 12 ] Часлав , ставший правителем Сербии после смерти Симеона, возможно, захватил часть территории Михаила, обеспечив завоевание Травунии . [ 4 ] но доказательств этому нет, и в DAI Захлумия четко обозначена как отдельное государство. [ 49 ] XIII века Архидиакон Фома утверждал, что в состав Хорватского королевства входила Захлумия до и после Стефана Држислава (969–997), но это также спорно. [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рачки, Выдержки из хорватского государственного закона о национальных династиях: , стр. 15.
- ^ Jump up to: а б Узелац 2018 , стр. 236.
- ^ Моравчик и Дженкинс 1967 , с. 160–161.
- ^ Jump up to: а б с д и Власто 1970 , с. 209.
- ^ Миханович, Хорватская нация в борьбе за свободу и независимость: симпозиум , с. 112
- ^ Доминик Мандич; Базилиус С. Панджич (1963). Дионис Ласич (ред.). хорватской истории ( Обсуждения и статьи по древней на хорватском языке). Хорватский исторический институт. стр. 385 . Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ Моравчик и Дженкинс 1967 , с. 152–155. По данным DAI, сам Михаил не был сербского происхождения, но DAI описал Захумле как одну из сербских стран в 10 веке.
- ^ Jump up to: а б с д и Курта, Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 , с. 210.
- ^ Узелак 2018 , стр. 238.
- ^ Jump up to: а б с д Файн, Раннесредневековые Балканы , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Моравчик и Дженкинс 1967 , с. 156–159.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Файн, Раннесредневековые Балканы , с. 160.
- ^ Моравчик и Дженкинс 1967 , с. 160–163.
- ^ Живкович 2012 , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б с Живкович 2012 , стр. 184-185.
- ^ Дворник и др. 1962 , стр. 139, 142 «Он, вероятно, видел, что в его время все эти племена находились в сербской сфере влияния, и поэтому называл их сербами, тем самым на три столетия предшествуя положению дел в его дни... "
- ^ Курта 2006 , с. 210: Согласно Константину Багрянородному, славяне далматинских жупаний Пагании, Захумле, Травунии и Конавли «происходили от некрещеных сербов». находились под контролем сербского жупана Часлава, который правил внутренними регионами и распространял свою власть на запад через горы к побережью.
- ^ Живкович 2006 , с. 60–61: Данные о семейном происхождении Михайло Вишевича указывают на то, что его семья принадлежала не к сербскому или хорватскому племени, а к другому славянскому племени, жившему вдоль реки Вислы и присоединившемуся к сербам во время миграции во время правления императора. Ираклий. Знакомство Багрянородного Михайло Вишевича и его семьи предполагает, что правители Захумле до его времени принадлежали к этой правящей семье, так что как в Сербии и Хорватии, так и в Захумле очень рано существовал принцип наследования власти члены одной семьи. Константин Багрянородный прямо называет жителей Захумля сербами, поселившимися там со времен императора Ираклия, но мы не можем быть уверены, что травунцы, захлумцы и нарентийцы в период миграции на Балканы действительно были сербами, хорватами или славянскими племенами, которые в союзе с сербами или хорватами прибыли на Балканы. Император-писатель говорит, что все эти княжества населены сербами, но это взгляд его времени, когда процесс этногенеза достиг уже такой стадии, что сербское имя стало широко распространенным и общепризнанным по всей земле в силу политического положения Сербии. доминирование. Таким образом, можно было заключить, что в середине X века процесс этногенеза в Захумле, Травунии и Пагании, вероятно, завершился, поскольку информатор императора собрал данные из своего окружения и перенес в Константинополь племенное чувство принадлежности жителей эти архонты... Византийские сочинения о De Ceremoniis, написанные также под патронажем Константина Багрянородного, перечисляли императорские повеления окружающим народам. В трудах цитируются приказы архонтов хорватов, сербов, захумлян, каналитов, травунцев, Дукли и Моравии. Вышеупомянутые ордена, возможно, возникли самое раннее при правлении императора Феофила (829 - 842) и представляют собой наиболее раннее свидетельство политического раздробления южнославянских княжеств, т. е. подтверждают весьма раннее их образование. Неизвестно, когда Захумле образовалось как отдельное княжество. Все известия, которые сообщает об этой местности Константин Багрянородный, сходятся в том, что так было всегда, то есть со времен поселения VII века во времена императора Ираклия. Наиболее вероятно, что префекты приморских княжеств с самого начала признавали верховную власть сербского правителя, но стремились к независимости, что и произошло согласно перечню орденов, сохранившемуся в книге De Ceremoniis, не позднее чем в первой половине IX в. В фальсифицированной и весьма спорной папской хартии 743 года Захумле и Травуния также упоминаются как отдельные территории. Если бы основные сведения об этих странах были верными, это означало бы, что они образовались как очень ранние княжества, практически независимые от архонта Сербии.
- ^ Будак 1994 , стр. 58–61: В то же время император последовательно исключал дуклянцев из этой сербской общности народов. Однако кажется очевидным, что император хочет говорить не о реальной этнической связи, а о том, что он имеет перед глазами политические отношения на тот момент, когда он писал произведение, то есть с того времени, когда для него были собраны данные. в Далмации.
- ^ Грачанин 2008 , стр. 71–72: Представленные данные позволяют сделать вывод, что хорваты вообще не селились в южной Паннонии во время первоначальной миграции с севера на юг, хотя возможно, что некоторые более мелкие группы остались в этой области, утонув в подавляющее большинство других оседлых славянских народов. Распространение древнего хорватского населения с юга на север датируется X веком и связано с изменившимися политическими обстоятельствами, усилением и расширением раннего хорватского государства. На основании всего этого гораздо более вероятно, что этноним «хорваты» и сосеоба скрывают факт передачи политической власти, а значит, император приравнивал политическое превосходство к этническому присутствию. Именно такой подход он использовал, превратив заумлян, травунжан и неретлян в сербов (ДАИ, ок. 33, 8-9, 34, 4-7, 36, 5-7).
- ^ Будак 2018 , стр. 51, 177: Споры между хорватской и сербской историографией об этническом характере славян между Цетиной и Дурресом неуместны, поскольку они переносят современные категории этнической принадлежности в раннее средневековье, когда идентичность понималась по-другому. Кроме того, в пользу сохранения собственной идентичности говорит и выживание большинства склавинов, и особенно Дукля (Зета), что отличало их элиты от элит соседей... Однако через некоторое время (возможно, после внутренних конфликты в Хорватии) он изменил свою позицию и признал верховенство сербского правителя, поскольку Константин утверждает, что заумляне (а также неретванцы и травунжанцы) были сербами со времен того архонта, который во времена Ираклия привел сербов на свою новую родину. Это утверждение, конечно, не имеет ничего общего с действительностью VII века, но говорит о политических отношениях во времена Константина.
- ^ Jump up to: а б Дворник и др. 1962 , с. 139 «Верно, что в нашем тексте говорится, что Захлуми «были сербами со времен того князя, который претендовал на защиту императора Ираклия» (33/9-10); но в нем не говорится, что семья Михаила была сербами, только то, что они «происходили из некрещеных, живущих на реке Висле и называемых (читая Лицики) «поляками»». Собственная враждебность Михаила к Сербии (ср. 32/86-90) позволяет предположить, что его семья на самом деле не была сербской. и что сербы имели прямой контроль только над Требинье (см. 32/30)».
- ^ Jump up to: а б Власто 1970 , стр. 381–382.
- ^ Jump up to: а б Узелац 2018 , с. 237:...загадочные Лицики были связаны с архаическими именами поляков (лендизи, ляхи)7 или со славянским племенем лингонов, упомянутым летописцем Адамом Бременским.8 Как бы то ни было, но несомненно, что, хотя его подданные воспринимались как сербы, семья князя Михаила Захумльского не происходила от сербов или хорватов и не имела отношения к их династиям.
- ^ Живкович 2001 , с. 11: Племена в Захумле, Пагании, Травунии и Конавле Багрянородный называет сербами,28 отделяя их политическое бытие от этнического.29 Эта интерпретация, вероятно, не самая удачная, поскольку Михаил Вишевич, князь Заумлянский, говорит, что он был родом из Вислы, из рода Личика,30 и эта река находится слишком далеко от области белых сербов и где следует ожидать белых хорватов. Это первое указание на то, что сербское племя могло стоять во главе более крупного союза славянских племен, пришедшего вместе с ним на Балканский полуостров и под верховным руководством сербского архонта.
- ^ Живкович 2006 , стр. 60.
- ^ Дворник и др. 1962 , с. 139 «Даже если мы отвергнем теорию Грубера, поддержанную Манойловичем (там же, XLIX), о том, что Захлумье фактически стало частью Хорватии, следует подчеркнуть, что захлумцы имели более тесную связь интересов с хорватами, чем с сербами, поскольку они, кажется, переселились на свой новый дом не, как говорит Ц. (33/8-9), с сербами, а с хорватами, см. ниже, 33/18-19... Если это так, то мы; должен считать династию Захлумье и, во всяком случае, часть ее народа ни хорватами, ни сербами. Более вероятным кажется, что предок Михаила вместе со своим племенем присоединился к хорватам, когда они двинулись на юг и поселились на Адриатическом побережье и Наренте; , оставив хорватам возможность продвинуться в собственно Далмацию».
- ^ Dvornik et al. 1962 , p. 139.
- ^ Живкович 2006 , стр. 75.
- ^ Лончар, Миленко; Юрич, Теута Серреки (2018). «Темное море в «Империи управления»: Балтийское или Черное?» [Тёмное море в De administando imperio: Балтийское или Чёрное море?]. Исторические вклады (на хорватском языке). 37 (54): 14.
Подтверждающей аналогией может служить и происхождение Михаэля Вишевича, правителя Захумли из Привислинского региона21. Вряд ли кто-либо еще (кроме него самого и его родственников) делал подобное заявление. Та же хорватская традиция, несколько видоизмененная, сохранялась в Далмации до XIII века, когда о ней упомянул архидьякон Фома: «Из областей Польши семь или восемь выдающихся племен, называемых лингонами, пришли с Тотилой»2.
- ^ Иоанн Диакон, Chronicle Blue , изд. Перц, стр. 22–3.
- ^ Хорошо, Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах , с. 63, примечание 103.
- ^ Диакон Джованни 1890 , с. 131–132. «который, возвращаясь, чтобы пересечь границы хорватов, был обманут Михаэле, предводителем рабов, лишен всего его имущества и передан вульгарному королю Симеону под страхом изгнания».
- ^ Узелак 2018 , стр. 237, 239.
- ^ Рансимен, Император Роман Лакапин и его правление: , стр. 223
- ^ Кацикас, Стефанос (2011). Болгария и Европа: смена идентичностей . Гимн Пресс. ISBN 978-0-85728-419-8 .
- ^ Fine, Раннесредневековые Балканы , с. 260
- ^ Jump up to: а б Хорошо, Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах , с. 55.
- ^ Гольдштейн, Иво, Хорватское раннее средневековье, Загреб, 1995.
- ^ ISBN 953-175-043-2 , с. 278.-279.
- ^ Курта, Флорин; Курта, профессор средневековой истории Флорин; Стивенсон, Пол (31 августа 2006 г.). Юго-Восточная Европа в средние века, 500-1250 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81539-0 .
- ^ Будак 2018 , стр. 177, 240.
- ^ Дзино 2023 , стр. 168–169.
- ^ Узелак 2018 , стр. 242-244.
- ^ Омрчанин, Военная история Хорватии: , с. 24
- ^ Рансимен, Император Роман Лакапен и его правление: , стр. 210
- ^ Моравчик и Дженкинс 1967 , с. 160–163. «Семья проконсула и патриция Михаила,….
- ^ Острогорский, История Византийского государства , с. 268.
- ^ Jump up to: а б Дзино 2023 , стр. 169.
Библиография
[ редактировать ]- Будак, Невен (1994). Первые века Хорватии . Загреб: Издательство Хорватского университета.
- Будак, Невен (2018). История Хорватии с 550 по 1100 год [ История Хорватии с 550 по 1100 годы ]. Лейкам международный. ISBN 978-953-340-061-7 .
- Диакон Иоанн (1890). Венецианская хроника, в Древних венецианских хрониках I. Рим. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Дворник, Фрэнсис (1959). Славяне: их ранняя история и цивилизация . Американская академия искусств и наук .
- Дворник, Ф.; Дженкинс, RJH; Льюис, Б.; Моравчик, Ги; Оболенский Д.; Рансиман, С. (1962). ПиДжей Дженкинс (ред.). Об управлении империей: Том II. Комментарий . Лондонский университет: The Athlone Press.
- Иоанн Диакон , Венецианская хроника , изд. Г. Х. Перц (1846). Monumenta Germaniae Historica: Scriptores 7 . Ганновер. стр. 1–36: 22–3. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года. Более позднее издание принадлежит Дж. Монтиколо (1890 г.), Рим: Forzani. Соответствующий отрывок также можно найти в Рачки, Ф. (1877). Документы, иллюстрирующие древний период хорватской истории . Загреб: Правительство Академии наук и искусств. стр. 388 (№ 197.1).
- Месяц, Дэниел (2023). Раннесредневековый Хум и Босния, ок. 450-1200: За пределами мифов . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000893434 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембриджские учебники по средневековью. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4 .
- Файн (младший), Джон В.А. (2006). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780472114146 .
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Грачанин, Хрвое (2008). «Часть хорватов, прибывших в Далмацию, отделилась и властвовала над Иллирией и Паннонией: Беседы с ДАИ ок. 30, 75-78» . История продолжается (на хорватском языке). VI (11): 67–76.
- Миханович, Клемент Саймон (1955). Хорватская нация в борьбе за свободу и независимость: симпозиум . Культурный паб "Хорватия". Центр.
- Моравчик, Ги; Дженкинс, RJH (1967) [1949]. Константин Багрянородный, Об имперском администрировании . Вашингтон: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс.
- Норрис, ХТ (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 9780872499775 .
- Омрчанин, Иво (1984). Военная история Хорватии . Дорренс. ISBN 9780805928938 .
- Острогорский, Георгий (1969). История Византийского государства . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813505992 . Перевод с немецкого Джоан Хасси.
- Рачки, Франьо (1861). Выдержки из хорватского государственного закона о национальных династиях (на хорватском языке). Ф. Клемм.
- Рансиман, Стивен (1988) [1929]. Император Роман Лакапин и его правление: исследование Византии десятого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35722-5 .
- Власто, АП (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521074599 .
- Uzelac, Aleksandar (2018). Prince Michael of Zahumlje – a Serbian ally of tsar Symeon . София: St Kliment Ohridski University Press.
- Живкович, Тибор (2001). «На северных границах Сербии в раннем средневековье» [На северных границах Сербии в раннем средневековье]. Труды Матицы Сербской по истории (на сербском языке). 63/64.
- Живкович, Тибор (2006). Портреты сербских правителей: IX-XII века [ Портреты сербских правителей: IX-XII века ] (на сербском языке). Белград: Институт учебников и учебных пособий. ISBN 9788617137548 .
- Живкович, Тибор (2012). Об обращении хорватов и сербов: утраченный источник . Белград: Институт истории.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Архидиакон Фома Сплитский (2006). История епископов Салоны и Сплита . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789637326592 .