Бартоломео Платина

Бартоломео Сакки (англ. Итальянский: [ˌbartolomeo ˈsakki] ; 1421 – 21 сентября 1481), известный как Платина ( Итальянский: [il ˈplatina] ) по месту его рождения Пьядене , [1] итальянский писатель -гуманист и гастроном эпохи Возрождения , автор первой печатной кулинарной книги.
Платина начал свою карьеру рядовым, прежде чем получил долгосрочное покровительство со стороны Гонзага . Он учился у византийского философа-гуманиста Иоанна Аргиропулоса во Флоренции, где часто посещал других собратьев-гуманистов, а также членов правящей семьи Медичи . Около 1464 года Платина приобрела должность папского писателя при гуманисте Пии II и стала членом находившейся под платонизма влиянием Римской академии, основанной Помпонио Лето .
Папская должность Платины была резко сокращена с приходом антигуманиста Папы Павла II , который заключил Платину в тюрьму в замке Сант-Анджело зимой 1464-65 годов. В 1468 году Платина снова был заключен в замок Сант-Анджело еще на год, где его допрашивали под пытками после обвинений в том, что члены Римской академии Юлия Помпония Лета готовились к заговору с целью убийства Папы. [2]
Состояние Платины возобновилось после возвращения к власти сильно прогуманистического папы Сикста IV , который в 1475 году сделал его библиотекарем Ватикана . Он получил этот пост после того, как написал историю жизни пап со ссылками на общую римскую историю и темы античности - работу, глубоко несимпатичную Павлу II. [2] [3]
Биография [ править ]
Платина родилась в Пьядене ( лат . Platina ), недалеко от Кремоны , в 1421 году. [4] В молодости он провел четыре года в качестве рядового, нанятого кондотьерами в армиях Франческо I Сфорца и Франческо Пиччинино . [4] Позже, в Мантуе , Платина была назначена наставником сыновей Людовико III Гонзаги , эту должность ранее занимали Якопо да Сан Кассиано и Огнибене Бонисоли . [4] [5] В 1457 году он отправился во Флоренцию, чтобы изучать греческий язык у византийского ученого-гуманиста Аргиропула. Там, имея рекомендательное письмо от Людовико, он подружился с Козимо Медичи , а также с выдающимся гуманистом Виссарионом . [4]
В 1462 году Платина проследовала в Рим в свите сына Людовико, кардинала Франческо Гонзаги . Пий II реорганизовал Коллегию сокращенщиков в 1463 году и увеличил ее число до семидесяти, Платина смогла купить синекуру и стала ее членом в мае 1464 года. Когда Павел II сменил Пия II и отменил свои постановления, Платина и другие новые члены были лишены своих должностей. Платина написала на эту тему ряд гневных писем Пию II, кульминацией которых стало заключение Платины в замке Сант-Анджело . Платина была освобождена через четыре месяца благодаря вмешательству Гонзаги и Виссариона при условии, что он останется в Риме. [4]
Во время своего пребывания в Риме Платина стал связан с Римской академией , кружком из двадцати гуманистов, возглавляемым Помпонио. В 1468 году группа была заключена в тюрьму по подозрению в различных обвинениях. [4] включая ересь , безнравственность и заговор против Папы. Последнее обвинение было снято за отсутствием доказательств, а по первому они были оправданы. Однако члены Римской академии были признаны виновными в безнравственности .

После освобождения 7 июля 1469 года он рассчитывал снова оказаться на службе у Павла II, который, однако, отказался от его услуг. Платина пригрозил отомстить и выполнил свою угрозу, когда по предложению Сикста IV написал свое Vitæ Pontificum Platinæ Historicalci liber de vita Christi ac omnium pontificum qui hactenus ducenti fuere et XX (1479). В нем он изображает своего врага жестоким и заклятым врагом науки. На протяжении веков оно влияло на исторические мнения, пока критические исследования не доказали обратное. В других местах партийный дух очевиден, особенно когда он говорит о состоянии Церкви . Тем не менее, его «Жизнеописания пап» являются первым систематическим справочником по папской истории. Платина чувствовала необходимость критического исследования, но уклонялась от рассмотрения деталей. К концу 1474 или началу 1475 года Платина предложил свою рукопись папе Сиксту IV ; оно до сих пор хранится в Ватиканской библиотеке .
18 февраля 1475 года папа назначил Платину первым библиотекарем Ватикана. [4] с годовым окладом в 120 дукатов и официальной резиденцией в Ватикане . Он также поручил ему составить сборник основных привилегий Римской церкви. Этот сборник, ценность которого признана всеми летописцами, до сих пор хранится в архивах Ватикана . В предисловии Платина не только избегает всякого антагонизма по отношению к Церкви, но даже с одобрением упоминает о наказании папами еретиков и раскольников , что является лучшим доказательством того, что Сикст IV своими знаками благосклонности завоевал Платину в интересах Церковь. Помимо своей основной работы Платина написала несколько других, менее важных, в частности: Historia inclita urbis Mantuæ et serenissimæ familiæ Gonzagæ . В Ватиканской пинакотеке находится знаменитая фреска Мелоццо да Форли, изображающая Сикста IV, назначающего Платину префектом Ватиканской библиотеки .
Комета Галлея [ править ]
Поскольку абзац из «Vitæ Pontificum» Платины впервые породил легенду об отлучении папой кометы Галлея Калликстом III , мы здесь кратко изложим эту легенду, напомнив некоторые исторические факты. После падения Константинополя (1453 г.) Николай V тщетно призывал христианских князей к крестовому походу . Калликст III (1455–1458) сразу после своего преемства отправил легатов в различные суды с той же целью; и, не получив ответа, 29 июня 1456 г. обнародовал буллу , предписывающую следующее:
- все священники должны были произносить во время мессы oratio contra paganos ;
- ежедневно, между полуднем и вечерней , при звоне колокола каждый должен был произнести три слова «Отче наш» и «Радуйся, Мария» ;
- процессии должны были проводиться духовенством и верующими в первое воскресенье каждого месяца, а священники должны были проповедовать о вере, терпении и покаянии; разоблачить жестокость турок и призвать всех молиться за их избавление.
В первое воскресенье июля (4 июля) в Риме прошли первые шествия. В тот же день турки начали осаждать Белград . 14 июля христиане получили небольшое преимущество, а двадцать первого и двадцать второго июля турки обратились в бегство.
В этом же году появилась комета Галлея. В Италии его впервые увидели в июне. К концу месяца его еще было видно в течение трех часов после захода солнца, вызывая повсюду большое волнение своим необыкновенным великолепием. Это, естественно, привлекло внимание астрологов , как видно из длинного judicium astrologicum из Авогарио Феррары , датированного 17 июня 1467 года; он был снова найден Селорией среди рукописей Паоло Тосканелли , который сам его скопировал. Комету видели до 8 июля. Из всех документов того времени видно, что она исчезла из поля зрения за несколько дней до битвы под Белградом. Эти два одновременных факта — опубликование буллы и появление кометы — были связаны Платиной следующим образом:
- Затем на несколько дней появилась волосатая красная комета: когда математики сказали, что огромная эпидемия: предсказывая милосердие: должно было прийти какое-то великое бедствие. Более того, он повелел, чтобы по постоянной просьбе Бога согнутый в полдень колокол в знак подать всем верным: чтобы им могли помочь молитвы: которые постоянно воюют против турок (Грисятая и огненная комета, появляющаяся за Несколько дней, пока астрологи предсказывали великую чуму, нехватку продовольствия или какое-нибудь великое бедствие, Каллист постановил, чтобы в течение нескольких дней совершались просительные молитвы, чтобы отвести гнев Божий , чтобы, если какое-либо бедствие угрожает человечеству, оно могло быть полностью устранено. направленные против турок, враги христианского имени должны звонить в полдень как сигнал всем верующим, чтобы они побуждали Бога усердными прошениями и помогали своими молитвами тем, кто ведет постоянную войну с турками).
Платина, вообще говоря, верно зафиксировала факты; но в какой-то момент это неправильно, а именно. , где он говорит, что предсказания астрологов о великих бедствиях побудили папу предписать публичные молитвы. В быке нет ни слова о комете, что можно проверить по оригинальному, заверенному документу.
Тщательное исследование подлинной Регесты Калликста (около ста листов ) в архивах Ватикана показывает, что комета не упоминается ни в одном другом папском документе. Другие писатели того времени также не упоминают подобных молитв против кометы, хотя многие говорят и о комете, и о молитвах против турок. Особое значение имеет молчание святого Антонина , архиепископа Флоренции (1446–1459). В своих Chronicorum libri tres он точно перечисляет все молитвы, предписанные Калликстом; он также упоминает комету 1456 года в главе, озаглавленной « De Cometis, unde Causentur et Quid Significent », но никогда не упоминает о молитвах и шествиях против кометы, хотя все папские указы были отправлены ему. Эней Сильвий и святой Иоанн Капистрано , проповедовавшие крестовый поход в Венгрии , считали комету скорее благоприятным предзнаменованием в войне против турок.
Отсюда ясно, что Платина ошибочно рассматривала быка как результат боязни комет. Историки XVI и XVII веков довольствовались более или менее точным цитированием Платины ( Кальвизиус 1605, Спондан 1641, Лубенецкий 1666). Фабр (1726) в своем продолжении «Церковной истории» дал Флери несколько вольный парафраз. Брюи (1733), отступник (который впоследствии снова вступил в церковь), копирует Флери-Фабра, добавляя que le Papeprofita en habile homme de la суеверия и de la crédulité des peuples. Только когда мы подходим к Лапласа « Выставке системы мира» , мы находим выражение, что папа приказал изгнать комету и турок ( conjuré ) , это выражение мы снова находим в Дарю стихотворении «Астрономия». . Араго ( Des Comètes en général и т. д. Annuaire du Bureau des Longitudes 1832, 244) превращает это в отлучение от церкви. Трактат Араго вскоре был переведен на все европейские языки, после чего появление кометы (1456 г.) почти никогда не упоминается, но эту историческую ложь приходится повторять в различных формах. Смит ( Цикл небесных объектов ) говорит об особом протесте и отлучении от церкви, изгоняющем Дьявола , турок и комету. Грант (« История физической астрономии ») ссылается на публикацию буллы, в которой Калликст предал анафеме и турок, и комету. Бабине ( Revue des deux mondes, 23 ann., vol. 4, 1853, 831) дает папе улану и робкой анафеме sur la comète et sur les ennemis de la Chrétienté, в то время как в битве при Белграде звонят les Frères Mineurs aux premiers, invoquaient l'exorcisme du pape contre la comète. В разных вариантах легенду повторяют Чемберс, Фламмарион , Дрейпер, Джемин, Диксон Уайт и другие.
Работает [ править ]

Почетного удовольствия и здоровья [ править ]
Летом 1463 года Платина была в гостях у кардинала Людовико Тревизана в Альбано . Там он встретил шеф-повара Тревизана, знаменитого маэстро Мартино из Комо , и они хорошо познакомились. Вскоре после этого Платина написала De честный voluptate et valetudine теоретический трактат об итальянской кухне («О благородном удовольствии и здоровье») . Большие части этого текста были напрямую скопированы из собственной книги рецептов Мартино, Libro de arte coquinaria , с авторством Платины. [4] [6] Работа Платины считается первой печатной кулинарной книгой . [4] покинул типографию в 1474 году и выдержал десятки изданий, распространяя римские идеи об изысканной кухне по всей Западной Европе. [7] [8] [9]
Другие работы [ править ]
- Сон божественного Луи маркиза Мантуи (ок. 1454–1456), изд. А. Портиоли, Мантуя, 1887 г.
- Речь о восхвалениях прославленного и божественного Людовика маркиза Мантуанского (ок. 1457–1460), в Ф. Амадее, Cronaca Universale della città di Mantova , изд. Г. Амадей, Э. Марани и Г. Пратико, том. II, Мантуя, 1955, стр. 226–234
- Жизнь Нериуса Каппони (ок. 1457–1460), в Rerum Italicarum scriptores , vol. XX, Милан 1731 г., столбцы 478–516.
- Буколический словарь , Грузинский словарь (ок. 1460–1461), MS Berlin, Staatsbibliothek, Lat. что 488, листы 58р-59в, 59в-65р
- Commentariolus de vita Викторини Фельтренсис (ок. 1462–1465), в «Педагогической мысли гуманизма» , изд. Э. Гарин, Флоренция, 1958, стр. 668–699
- Краткое изложение первой книги [ -XXXVII ] К. Плиния Секунди De naturali historia (ок. 1462–1466), например, MS Siena, Biblioteca comunale, L.III.8, листы 73r-357v.
- Речь во славу добрых искусств (ок. 1463–1464), в Т. А. Вайрани, Сохранившиеся кремонские памятники Рима , т. 1, с. I, Рим, 1778 г., стр. 109–118
- Жизнь Папы Пия Максима (1464-1465), изд. Г.Ц. Зимоло, в Rerum Italicarum scriptores, 2-я сер., т. III.3, Болонья, 1964, стр. 89–121
- Dialogus de false ac vero bono , посвященный Павлу II (1464-1465), например, Милан, Biblioteca Trivulziana, Mss ., 805.
- Диалог о некоторых цветах латинского языка (ок. 1465–1466), изд. ПА Филельфо, Милан 1481 г.
- Dialogus contra amores (de amore) (ок. 1465–1472), в Платине, Historia de vitis pontificum , Венеция, 1504 г., fols B8r-C5r (под ред. Л. Митаротондо, докторская диссертация, Университет Мессины, 2003 г.)
- О честном удовольствии от здоровья (ок. 1466–1467), изд. Э. Карневале Скьянка, Флоренция, 2015 г.
- История города Мантуи и семьи Гонзиаков (1466-1469), изд. П. Ламбек (1675 г.), перепечатано в Rerum Italicarum scriptores , XX, Милан, 1731 г., столбцы 617–862.
- Tractatus de laudibus pacis (1468), в книге В. Бензигера, « О теории войны и мира в эпоху итальянского Возрождения» , Франкфурт, 1996 г., часть 2, стр. 1–21.
- Речь о подтверждении мира Италии и объявлении войны Турции (1468 г.), изд. Бензигер, Zur Theorie , часть 2, стр. 95–105
- Панегирик великому отцу Виссариону (1470 г.), в Patrologia Graeca , т. 1, с. 161, 1866 г., столбцы 13–16.
- Де Принсипи (1470), изд. Г. Феррау, Палермо, 1979 г.
- О лжи и истинном добре , посвященная Сиксту IV (ок. 1471–1472), изд. МГ Блазио, Рим, 1999 г.
- Liber de vita Christi ac omnium pontificum (ок. 1471–1475), впервые опубликовано в Венеции в 1479 году; критическое издание: Гайда Г., в Rerum Italicarum, scriptores , 2-я сер., т. 2, с. III.1, Читта-ди-Кастелло, 1913–1932 гг.; Латынь и английский: Жития Пап , том. Я, изд. AF D'Elia, Кембридж (Массачусетс), 2008 г. (остальные тома появятся в печати); Латинское издание Жития Павла II: Бартоломео Платина. Павел II. Читатель латыни эпохи Возрождения среднего уровня , изд. Хендриксон и др. Оксфорд (Огайо) 2017 г.
- Об истинном дворянстве (ок. 1472–1477), в Платине, Historia de vitis pontificum , Венеция, 1504 г., листы C5v-D3v.
- De Optimo Cive (1474), изд. Ф. Батталья, Болонья, 1944 г.
- Полемический трактат или письмо против Баттисты де Джудичи (1477 г.); утерян, но частично цитируется в ответе последнего в B. De' Giudici, Apologia Iudaeorum; Инвектива против Платинама , изд. Д. Квальони, Рим, 1987, стр. 94–127
- Плутарх, De ira sedanda , перевод Платины (ок. 1477), в Вайрани, Cremonensium Monumenta , стр. 119–135
- Житие великого отца Иоанна Мелина (ок. 1478 г.), изд. МГ Блазио, Рим, 2014 г.
- Книга привилегий (ок. 1476–1480), MS Archivio segreto Vaticano, AA Arm. I-XVIII , 1288-1290 гг.
- Письма: Письма узника Платины (1468–69), изд. Вайрани, Кремонские памятники , с. 29–66; критическое издание: Буквально , изд. Д. Веккья, Рим, 2017 г.
- Книга под редакцией Платины: Иосиф Флавий, Historiarum libri номер VII , Рим, 1475 г.
- Libri Tres de Principe , рукопись XV века. Милан, Библиотека Амброзианы , собрание рукописей.
Ссылки [ править ]
- ^ «Платина, Иль» . Треккани (на итальянском языке) . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бауэр, Стефан (2013) [2008]. «Бартоломео Сакки (Платина)» . Реперториум Помпонианум . Рим: Рим в эпоху Возрождения . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Платина, стр. ix–x
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бек, Леонард Н. (1984). Два «подателя хлеба», или экскурсия по гастрономическим библиотекам Кэтрин Голден Биттинг и Элизабет Робинс Пеннелл . Вашингтон: Библиотека Конгресса. стр. 21–45. ISBN 978-0-8444-0404-2 . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Паоло д'Алессандро и Пьер Даниэле Наполитани, Архимед Латино. Якопо да Сан-Кассиано и корпус Архимеда в середине пятнадцатого века , Париж, Les Belles Lettres 2012
- ^ Флетчер, Н., (2004), «Скатерть Карла Великого: пикантная история застолья», стр.134
- ^ Капатти и Монтанари, стр. 10–11
- ^ Райли, Джиллиан, изд. (2007). «Платина, Бартоломео Сакки» . Оксфордский справочник итальянской кухни . Издательство Оксфордского университета. стр. 411–413 . ISBN 978-0-19-860617-8 .
- ^ «Многие аспекты средневековой итальянской кухни... можно найти у Мастера Мартино», - отмечает Джон Дики, Делиция! Эпическая история итальянцев и их еды , 2008, с. 67.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Бартоломео Платина ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Библиография [ править ]
- Капатти, Альберто; Монтанари, Массимо (2003). Итальянская кухня: история культуры . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-50904-6 .
- Платина (2008). Жития Пап: Античность . Отредактировано и переведено Энтони Ф. Д'Элиа. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02819-7 .
- Райли, Джиллиан (1996). «Платина, Мартино и их круг». У Уокера, Харлана (ред.). Повара и другие люди . Оксфордский симпозиум. стр. 214–219. ISBN 978-0-907325-72-7 .
- Бауэр, Стефан (2006). Цензура и судьба платинских жизнеописаний пап в шестнадцатом веке . Бреполи. ISBN 978-2-503-51814-5 . Содержит подробную биографию и библиографию.
- Бауэр, Стефан (2017), «Сакки, Бартоломео, известный как Платина», в Dizionario Biografico degli Italiani , 89 (2017), стр. 472-475
Внешние ссылки [ править ]

- «Самый старый зарегистрированный рецепт каннабиса» . Хорошо и запечено . Проверено 19 марта 2015 г.
- Издание 1498 года « О достойном удовольствии и здоровье».
- Жития пап Платины в издании 1485 года
- «Жизни Пап: Павел II. Латинский читатель среднего уровня, читатель латыни эпохи Возрождения. Faenum Publishing, 2017» (PDF) . Проверено 13 марта 2018 г.