Jump to content

Бартоломео Платина

Портрет Бартоломео Платины. Гравюра Теодора де Бри из Ж. Ж. Буассара , Иконы выдающихся людей, отличавшихся ученостью и ученостью.

Бартоломео Сакки (англ. Итальянский: [ˌbartolomeo ˈsakki] ; 1421 – 21 сентября 1481), известный как Платина ( Итальянский: [il ˈplatina] ) по месту его рождения Пьядене , [1] итальянский писатель -гуманист и гастроном эпохи Возрождения , автор первой печатной кулинарной книги.

Платина начал свою карьеру рядовым, прежде чем получил долгосрочное покровительство со стороны Гонзага . Он учился у византийского философа-гуманиста Иоанна Аргиропулоса во Флоренции, где часто посещал других собратьев-гуманистов, а также членов правящей семьи Медичи . Около 1464 года Платина приобрела должность папского писателя при гуманисте Пии II и стала членом находившейся под платонизма влиянием Римской академии, основанной Помпонио Лето .

Папская должность Платины была резко сокращена с приходом антигуманиста Папы Павла II , который заключил Платину в тюрьму в замке Сант-Анджело зимой 1464-65 годов. В 1468 году Платина снова был заключен в замок Сант-Анджело еще на год, где его допрашивали под пытками после обвинений в том, что члены Римской академии Юлия Помпония Лета готовились к заговору с целью убийства Папы. [2]

Состояние Платины возобновилось после возвращения к власти сильно прогуманистического папы Сикста IV , который в 1475 году сделал его библиотекарем Ватикана . Он получил этот пост после того, как написал историю жизни пап со ссылками на общую римскую историю и темы античности - работу, глубоко несимпатичную Павлу II. [2] [3]

Биография [ править ]

Платина родилась в Пьядене ( лат . Platina ), недалеко от Кремоны , в 1421 году. [4] В молодости он провел четыре года в качестве рядового, нанятого кондотьерами в армиях Франческо I Сфорца и Франческо Пиччинино . [4] Позже, в Мантуе , Платина была назначена наставником сыновей Людовико III Гонзаги , эту должность ранее занимали Якопо да Сан Кассиано и Огнибене Бонисоли [ он ] . [4] [5] В 1457 году он отправился во Флоренцию, чтобы изучать греческий язык у византийского ученого-гуманиста Аргиропула. Там, имея рекомендательное письмо от Людовико, он подружился с Козимо Медичи , а также с выдающимся гуманистом Виссарионом . [4]

В 1462 году Платина проследовала в Рим в свите сына Людовико, кардинала Франческо Гонзаги . Пий II реорганизовал Коллегию сокращенщиков в 1463 году и увеличил ее число до семидесяти, Платина смогла купить синекуру и стала ее членом в мае 1464 года. Когда Павел II сменил Пия II и отменил свои постановления, Платина и другие новые члены были лишены своих должностей. Платина написала на эту тему ряд гневных писем Пию II, кульминацией которых стало заключение Платины в замке Сант-Анджело . Платина была освобождена через четыре месяца благодаря вмешательству Гонзаги и Виссариона при условии, что он останется в Риме. [4]

Во время своего пребывания в Риме Платина стал связан с Римской академией , кружком из двадцати гуманистов, возглавляемым Помпонио. В 1468 году группа была заключена в тюрьму по подозрению в различных обвинениях. [4] включая ересь , безнравственность и заговор против Папы. Последнее обвинение было снято за отсутствием доказательств, а по первому они были оправданы. Однако члены Римской академии были признаны виновными в безнравственности .

Папа Сикст IV назначает Платину префектом Ватиканской библиотеки , фреска Мелоццо да Форли , ок. 1477 , ( Музеи Ватикана )

После освобождения 7 июля 1469 года он рассчитывал снова оказаться на службе у Павла II, который, однако, отказался от его услуг. Платина пригрозил отомстить и выполнил свою угрозу, когда по предложению Сикста IV написал свое Vitæ Pontificum Platinæ Historicalci liber de vita Christi ac omnium pontificum qui hactenus ducenti fuere et XX (1479). В нем он изображает своего врага жестоким и заклятым врагом науки. На протяжении веков оно влияло на исторические мнения, пока критические исследования не доказали обратное. В других местах партийный дух очевиден, особенно когда он говорит о состоянии Церкви . Тем не менее, его «Жизнеописания пап» являются первым систематическим справочником по папской истории. Платина чувствовала необходимость критического исследования, но уклонялась от рассмотрения деталей. К концу 1474 или началу 1475 года Платина предложил свою рукопись папе Сиксту IV ; оно до сих пор хранится в Ватиканской библиотеке .

18 февраля 1475 года папа назначил Платину первым библиотекарем Ватикана. [4] с годовым окладом в 120 дукатов и официальной резиденцией в Ватикане . Он также поручил ему составить сборник основных привилегий Римской церкви. Этот сборник, ценность которого признана всеми летописцами, до сих пор хранится в архивах Ватикана . В предисловии Платина не только избегает всякого антагонизма по отношению к Церкви, но даже с одобрением упоминает о наказании папами еретиков и раскольников , что является лучшим доказательством того, что Сикст IV своими знаками благосклонности завоевал Платину в интересах Церковь. Помимо своей основной работы Платина написала несколько других, менее важных, в частности: Historia inclita urbis Mantuæ et serenissimæ familiæ Gonzagæ . В Ватиканской пинакотеке находится знаменитая фреска Мелоццо да Форли, изображающая Сикста IV, назначающего Платину префектом Ватиканской библиотеки .

Комета Галлея [ править ]

Поскольку абзац из «Vitæ Pontificum» Платины впервые породил легенду об отлучении папой кометы Галлея Калликстом III , мы здесь кратко изложим эту легенду, напомнив некоторые исторические факты. После падения Константинополя (1453 г.) Николай V тщетно призывал христианских князей к крестовому походу . Калликст III (1455–1458) сразу после своего преемства отправил легатов в различные суды с той же целью; и, не получив ответа, 29 июня 1456 г. обнародовал буллу , предписывающую следующее:

  1. все священники должны были произносить во время мессы oratio contra paganos ;
  2. ежедневно, между полуднем и вечерней , при звоне колокола каждый должен был произнести три слова «Отче наш» и «Радуйся, Мария» ;
  3. процессии должны были проводиться духовенством и верующими в первое воскресенье каждого месяца, а священники должны были проповедовать о вере, терпении и покаянии; разоблачить жестокость турок и призвать всех молиться за их избавление.

В первое воскресенье июля (4 июля) в Риме прошли первые шествия. В тот же день турки начали осаждать Белград . 14 июля христиане получили небольшое преимущество, а двадцать первого и двадцать второго июля турки обратились в бегство.

В этом же году появилась комета Галлея. В Италии его впервые увидели в июне. К концу месяца его еще было видно в течение трех часов после захода солнца, вызывая повсюду большое волнение своим необыкновенным великолепием. Это, естественно, привлекло внимание астрологов , как видно из длинного judicium astrologicum из Авогарио Феррары , датированного 17 июня 1467 года; он был снова найден Селорией среди рукописей Паоло Тосканелли , который сам его скопировал. Комету видели до 8 июля. Из всех документов того времени видно, что она исчезла из поля зрения за несколько дней до битвы под Белградом. Эти два одновременных факта — опубликование буллы и появление кометы — были связаны Платиной следующим образом:

Затем на несколько дней появилась волосатая красная комета: когда математики сказали, что огромная эпидемия: предсказывая милосердие: должно было прийти какое-то великое бедствие. Более того, он повелел, чтобы по постоянной просьбе Бога согнутый в полдень колокол в знак подать всем верным: чтобы им могли помочь молитвы: которые постоянно воюют против турок (Грисятая и огненная комета, появляющаяся за Несколько дней, пока астрологи предсказывали великую чуму, нехватку продовольствия или какое-нибудь великое бедствие, Каллист постановил, чтобы в течение нескольких дней совершались просительные молитвы, чтобы отвести гнев Божий , чтобы, если какое-либо бедствие угрожает человечеству, оно могло быть полностью устранено. направленные против турок, враги христианского имени должны звонить в полдень как сигнал всем верующим, чтобы они побуждали Бога усердными прошениями и помогали своими молитвами тем, кто ведет постоянную войну с турками).

Платина, вообще говоря, верно зафиксировала факты; но в какой-то момент это неправильно, а именно. , где он говорит, что предсказания астрологов о великих бедствиях побудили папу предписать публичные молитвы. В быке нет ни слова о комете, что можно проверить по оригинальному, заверенному документу.

Тщательное исследование подлинной Регесты Калликста (около ста листов ) в архивах Ватикана показывает, что комета не упоминается ни в одном другом папском документе. Другие писатели того времени также не упоминают подобных молитв против кометы, хотя многие говорят и о комете, и о молитвах против турок. Особое значение имеет молчание святого Антонина , архиепископа Флоренции (1446–1459). В своих Chronicorum libri tres он точно перечисляет все молитвы, предписанные Калликстом; он также упоминает комету 1456 года в главе, озаглавленной « De Cometis, unde Causentur et Quid Significent », но никогда не упоминает о молитвах и шествиях против кометы, хотя все папские указы были отправлены ему. Эней Сильвий и святой Иоанн Капистрано , проповедовавшие крестовый поход в Венгрии , считали комету скорее благоприятным предзнаменованием в войне против турок.

Отсюда ясно, что Платина ошибочно рассматривала быка как результат боязни комет. Историки XVI и XVII веков довольствовались более или менее точным цитированием Платины ( Кальвизиус 1605, Спондан 1641, Лубенецкий 1666). Фабр (1726) в своем продолжении «Церковной истории» дал Флери несколько вольный парафраз. Брюи (1733), отступник (который впоследствии снова вступил в церковь), копирует Флери-Фабра, добавляя que le Papeprofita en habile homme de la суеверия и de la crédulité des peuples. Только когда мы подходим к Лапласа « Выставке системы мира» , мы находим выражение, что папа приказал изгнать комету и турок ( conjuré ) , это выражение мы снова находим в Дарю стихотворении «Астрономия». . Араго ( Des Comètes en général и т. д. Annuaire du Bureau des Longitudes 1832, 244) превращает это в отлучение от церкви. Трактат Араго вскоре был переведен на все европейские языки, после чего появление кометы (1456 г.) почти никогда не упоминается, но эту историческую ложь приходится повторять в различных формах. Смит ( Цикл небесных объектов ) говорит об особом протесте и отлучении от церкви, изгоняющем Дьявола , турок и комету. Грант (« История физической астрономии ») ссылается на публикацию буллы, в которой Калликст предал анафеме и турок, и комету. Бабине ( Revue des deux mondes, 23 ann., vol. 4, 1853, 831) дает папе улану и робкой анафеме sur la comète et sur les ennemis de la Chrétienté, в то время как в битве при Белграде звонят les Frères Mineurs aux premiers, invoquaient l'exorcisme du pape contre la comète. В разных вариантах легенду повторяют Чемберс, Фламмарион , Дрейпер, Джемин, Диксон Уайт и другие.

Работает [ править ]

Честного удовольствия и здоровья

Почетного удовольствия и здоровья [ править ]

Летом 1463 года Платина была в гостях у кардинала Людовико Тревизана в Альбано . Там он встретил шеф-повара Тревизана, знаменитого маэстро Мартино из Комо , и они хорошо познакомились. Вскоре после этого Платина написала De честный voluptate et valetudine теоретический трактат об итальянской кухне («О благородном удовольствии и здоровье») . Большие части этого текста были напрямую скопированы из собственной книги рецептов Мартино, Libro de arte coquinaria , с авторством Платины. [4] [6] Работа Платины считается первой печатной кулинарной книгой . [4] покинул типографию в 1474 году и выдержал десятки изданий, распространяя римские идеи об изысканной кухне по всей Западной Европе. [7] [8] [9]

Другие работы [ править ]

  • Сон божественного Луи маркиза Мантуи (ок. 1454–1456), изд. А. Портиоли, Мантуя, 1887 г.
  • Речь о восхвалениях прославленного и божественного Людовика маркиза Мантуанского (ок. 1457–1460), в Ф. Амадее, Cronaca Universale della città di Mantova , изд. Г. Амадей, Э. Марани и Г. Пратико, том. II, Мантуя, 1955, стр. 226–234
  • Жизнь Нериуса Каппони (ок. 1457–1460), в Rerum Italicarum scriptores , vol. XX, Милан 1731 г., столбцы 478–516.
  • Буколический словарь , Грузинский словарь (ок. 1460–1461), MS Berlin, Staatsbibliothek, Lat. что 488, листы 58р-59в, 59в-65р
  • Commentariolus de vita Викторини Фельтренсис (ок. 1462–1465), в «Педагогической мысли гуманизма» , изд. Э. Гарин, Флоренция, 1958, стр. 668–699
  • Краткое изложение первой книги [ -XXXVII ] К. Плиния Секунди De naturali historia (ок. 1462–1466), например, MS Siena, Biblioteca comunale, L.III.8, листы 73r-357v.
  • Речь во славу добрых искусств (ок. 1463–1464), в Т. А. Вайрани, Сохранившиеся кремонские памятники Рима , т. 1, с. I, Рим, 1778 г., стр. 109–118
  • Жизнь Папы Пия Максима (1464-1465), изд. Г.Ц. Зимоло, в Rerum Italicarum scriptores, 2-я сер., т. III.3, Болонья, 1964, стр. 89–121
  • Dialogus de false ac vero bono , посвященный Павлу II (1464-1465), например, Милан, Biblioteca Trivulziana, Mss ., 805.
  • Диалог о некоторых цветах латинского языка (ок. 1465–1466), изд. ПА Филельфо, Милан 1481 г.
  • Dialogus contra amores (de amore) (ок. 1465–1472), в Платине, Historia de vitis pontificum , Венеция, 1504 г., fols B8r-C5r (под ред. Л. Митаротондо, докторская диссертация, Университет Мессины, 2003 г.)
  • О честном удовольствии от здоровья (ок. 1466–1467), изд. Э. Карневале Скьянка, Флоренция, 2015 г.
  • История города Мантуи и семьи Гонзиаков (1466-1469), изд. П. Ламбек (1675 г.), перепечатано в Rerum Italicarum scriptores , XX, Милан, 1731 г., столбцы 617–862.
  • Tractatus de laudibus pacis (1468), в книге В. Бензигера, « О теории войны и мира в эпоху итальянского Возрождения» , Франкфурт, 1996 г., часть 2, стр. 1–21.
  • Речь о подтверждении мира Италии и объявлении войны Турции (1468 г.), изд. Бензигер, Zur Theorie , часть 2, стр. 95–105
  • Панегирик великому отцу Виссариону (1470 г.), в Patrologia Graeca , т. 1, с. 161, 1866 г., столбцы 13–16.
  • Де Принсипи (1470), изд. Г. Феррау, Палермо, 1979 г.
  • О лжи и истинном добре , посвященная Сиксту IV (ок. 1471–1472), изд. МГ Блазио, Рим, 1999 г.
  • Liber de vita Christi ac omnium pontificum (ок. 1471–1475), впервые опубликовано в Венеции в 1479 году; критическое издание: Гайда Г., в Rerum Italicarum, scriptores , 2-я сер., т. 2, с. III.1, Читта-ди-Кастелло, 1913–1932 гг.; Латынь и английский: Жития Пап , том. Я, изд. AF D'Elia, Кембридж (Массачусетс), 2008 г. (остальные тома появятся в печати); Латинское издание Жития Павла II: Бартоломео Платина. Павел II. Читатель латыни эпохи Возрождения среднего уровня , изд. Хендриксон и др. Оксфорд (Огайо) 2017 г.
  • Об истинном дворянстве (ок. 1472–1477), в Платине, Historia de vitis pontificum , Венеция, 1504 г., листы C5v-D3v.
  • De Optimo Cive (1474), изд. Ф. Батталья, Болонья, 1944 г.
  • Полемический трактат или письмо против Баттисты де Джудичи (1477 г.); утерян, но частично цитируется в ответе последнего в B. De' Giudici, Apologia Iudaeorum; Инвектива против Платинама , изд. Д. Квальони, Рим, 1987, стр. 94–127
  • Плутарх, De ira sedanda , перевод Платины (ок. 1477), в Вайрани, Cremonensium Monumenta , стр. 119–135
  • Житие великого отца Иоанна Мелина (ок. 1478 г.), изд. МГ Блазио, Рим, 2014 г.
  • Книга привилегий (ок. 1476–1480), MS Archivio segreto Vaticano, AA Arm. I-XVIII , 1288-1290 гг.
  • Письма: Письма узника Платины (1468–69), изд. Вайрани, Кремонские памятники , с. 29–66; критическое издание: Буквально , изд. Д. Веккья, Рим, 2017 г.
  • Книга под редакцией Платины: Иосиф Флавий, Historiarum libri номер VII , Рим, 1475 г.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Платина, Иль» . Треккани (на итальянском языке) . Проверено 6 ноября 2013 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бауэр, Стефан (2013) [2008]. «Бартоломео Сакки (Платина)» . Реперториум Помпонианум . Рим: Рим в эпоху Возрождения . Проверено 22 ноября 2013 г.
  3. ^ Платина, стр. ix–x
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бек, Леонард Н. (1984). Два «подателя хлеба», или экскурсия по гастрономическим библиотекам Кэтрин Голден Биттинг и Элизабет Робинс Пеннелл . Вашингтон: Библиотека Конгресса. стр. 21–45. ISBN  978-0-8444-0404-2 . Проверено 16 октября 2023 г.
  5. ^ Паоло д'Алессандро и Пьер Даниэле Наполитани, Архимед Латино. Якопо да Сан-Кассиано и корпус Архимеда в середине пятнадцатого века , Париж, Les Belles Lettres 2012
  6. ^ Флетчер, Н., (2004), «Скатерть Карла Великого: пикантная история застолья», стр.134
  7. ^ Капатти и Монтанари, стр. 10–11
  8. ^ Райли, Джиллиан, изд. (2007). «Платина, Бартоломео Сакки» . Оксфордский справочник итальянской кухни . Издательство Оксфордского университета. стр. 411–413 . ISBN  978-0-19-860617-8 .
  9. ^ «Многие аспекты средневековой итальянской кухни... можно найти у Мастера Мартино», - отмечает Джон Дики, Делиция! Эпическая история итальянцев и их еды , 2008, с. 67.

Библиография [ править ]

  • Капатти, Альберто; Монтанари, Массимо (2003). Итальянская кухня: история культуры . Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-50904-6 .
  • Платина (2008). Жития Пап: Античность . Отредактировано и переведено Энтони Ф. Д'Элиа. Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-02819-7 .
  • Райли, Джиллиан (1996). «Платина, Мартино и их круг». У Уокера, Харлана (ред.). Повара и другие люди . Оксфордский симпозиум. стр. 214–219. ISBN  978-0-907325-72-7 .
  • Бауэр, Стефан (2006). Цензура и судьба платинских жизнеописаний пап в шестнадцатом веке . Бреполи. ISBN  978-2-503-51814-5 . Содержит подробную биографию и библиографию.
  • Бауэр, Стефан (2017), «Сакки, Бартоломео, известный как Платина», в Dizionario Biografico degli Italiani , 89 (2017), стр. 472-475

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7100184ec8f06bebacc424604857b077__1709455560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/77/7100184ec8f06bebacc424604857b077.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bartolomeo Platina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)