Jump to content

Антун Густав Матош

Антун Густав Матош
Рожденный 13 июня 1873 г. [ 1 ]
Товарник , Королевство Хорватия-Славония , Австро-Венгрия [ 1 ]
Умер 17 марта 1914 г. (40 лет) [ 1 ]
Загреб , Королевство Хорватия-Славония , Австро-Венгрия [ 1 ]
Занятие Поэт, журналист
Национальность хорватский
Период Модернизм
Жанр Поэзия , новелла , фельетон
Предмет Пейзажи, патриотизм
Антун Густав Матош в 1913 году.
Дом Антуна Густава Матоша в Товарнике

Антун Густав Матош (англ. Хорватское произношение: [ώntuːn ɡûstaʋ mâtoʃ] ; 13 июня 1873 г. - 17 марта 1914 г. [ 2 ] ) был хорватским поэтом , автором рассказов , журналистом , эссеистом и автором путевых заметок . Его считают поборником хорватской модернистской литературы , открывшим Хорватию течениям европейского модернизма. [ 3 ]

Матош родился в Товарнике , в восточнохорватском регионе Сирмия , 13 июня 1873 года. [ 2 ] [ 1 ] В сентябре 1875 года, когда ему было два года, его родители переехали в Загреб , где он пошел в начальную и среднюю школу. [ 2 ] [ 4 ] Его попытка учиться в Военно-ветеринарном колледже в Вене в 1891 году закончилась неудачей из-за болезни. [ 4 ] Он был призван в армию в 1893 году, но дезертировал в августе 1894 года, сбежав из Хорватии в Шабац , а затем в Белград . [ 1 ] Следующие три года он провел в Белграде, живя, по его собственным словам, как « виолончелист , журналист и литератор». В январе 1898 года он побывал в Вене и Мюнхене , а затем некоторое время пробыл в Женеве , а затем в 1899 году переехал в Париж , где пробыл пять лет. [ 5 ] Во время своего пребывания в Париже он написал свои величайшие рассказы. В 1904 году он вернулся в Белград, дважды в том же году тайно посетив Загреб (так как его все еще разыскивали как дезертира) и еще раз в 1906 и 1907 годах. [ 6 ] Наконец, в 1908 году, после тринадцати лет за границей, он был помилован и окончательно поселился в Загребе. [ 2 ] В декабре 1913 года, когда его здоровье ухудшилось, его поместили в больницу сестер милосердия , где он умер в марте 1914 года от рака горла . [ 7 ] Он написал два десятка опубликованных и неопубликованных произведений: стихи, рассказы, статьи, путевые заметки, критику и споры.

Матош — центральная фигура хорватского модернизма ( модерна ), радикального изменения в хорватской литературе под европейским влиянием, поскольку он быстро впитал в себя современные тенденции и стили, такие как символизм , модернизм или импрессионизм , опираясь на французское литературное наследие от Бодлера до Малларме , Барреса и Гюисманс . Эстетизм и художественные нормы стали главным ценностным критерием. Национальный и общественный активизм, который раньше был практически единственным мерилом, стал лишь частью более широкой миссии хорватских писателей. После Матоша от писателей не требовалось создавать искусство в пропагандистских целях (кроме периода коммунизма ).

В хорватскую литературу он вошел в 1892 году с рассказом «Moć savjesti» («Сила совести»). [ 4 ] Его публикация считается началом хорватской модерны . Он несколько раз записывал свои мысли о литературном творчестве и образцах для подражания. Что касается авторов рассказов, то я больше всего привязан к гению По , превосходной, лаконичной точности Мериме и естественному чувству сатиры Мопассана , своему другу Милану Огризовичу - сказал он в письме . Его привязанность к По развилась благодаря Шарлем Бодлером . французскому переводу произведений По [ 1 ]

Его рассказы обычно делятся на две группы, исходя в первую очередь из его тем, а также из его приемов, методов и стилей:

  • реалистичные истории, происходящие в местных условиях Загреба и Загорья , с персонажами, взятыми из реальной жизни,
  • причудливые истории со странными, индивидуальными персонажами.

Обе группы объединяет сильная лирическая нота и любовные сюжеты. Они создавались параллельно, в одно и то же время, что указывает на то, что это была не «эволюция» Матоша как рассказчика, а то, что он стремился использовать разные предметы для своих «стилевых исследований», как он их описывал.

Многие элементы его рассказов на хорватские темы, например, социальные проблемы того времени, вылились в цикл его гротескных фантазий. Однако этот цикл в основном исследует темы загадочной любви, смерти и ночных состояний и явлений. Для этого Матош сократил сюжет, глубоко проанализировал отдельные судьбы своих героев, удалил поверхностные и анекдотические элементы, ввел неправдоподобные события и причудливые характеры. В таких сказках на первый план выдвигаются психологические мотивы, тогда как социальный элемент становится второстепенным. Из-за всего этого гротескные сказки отказались от регионального и национального в пользу космополитического .

В своих рассказах о путешествиях Матош был одним из величайших хорватских новаторов. Пейзаж , не как часть сказки, а как самостоятельный сюжет, был введен Матошем в хорватскую литературу под влиянием Барреса. Его пейзажи – это не внешние образы, а активная обстановка, в которой движется автор. На самом деле их цель — не только вызвать чувства, но и развить ассоциации, которые приводят к мыслям о совершенно разных проблемах. Такая явно импрессионистская стратегия, использующая пейзаж для эмоционального возбуждения, перетекающего на всевозможные темы, — типичная черта почти всех прозаических произведений Матоша. Он написал множество исключительных рассказов о путешествиях, единственной темой которых является пейзаж, самым известным из которых является «Око Лобора» («Вокруг Лобора»).

Хотя он писал и публиковал рассказы, рассказы о путешествиях, критику и статьи на протяжении всей своей карьеры, только примерно в 1906 году, в более поздний период своей карьеры, Матош начал серьезно писать и публиковать стихи , в течение которых он написал около 100 стихотворений . Не может быть сомнения, что его великим наставником был Бодлер , поскольку он взял от великого поэта многие формальные элементы и несколько раз с энтузиазмом писал о Бодлере.

Стиль его поэзии отмечен пристрастием к сонетной форме, даром музыкальных качеств стихов, гармонией слов, красок и запахов ( синестетическая метафора ), весьма изысканным ритмом , сочетанием разговорных и певческих интонаций. .

Его основные поэтические темы на раннем этапе — любовь и цветы , поскольку он объединяет абстрактное качество любви с конкретным поэтическим символом цветов. Другая повторяющаяся тема - смерть, которая наполняет его стихи элегией , сильным чувством мимолетности и мимолетности, слиянием снов и реальности с приглушенными цветами и звуками, а также переживанием любви как боли. Его лучшие любовные стихи — «Самотна любовьв» («Одинокая любовь»), «Девойчичи mjesto igračke» («Ребенку вместо игрушки»), «Утеха косе» («Уют волос»).

Он написал одни из лучших пейзажных стихов в хорватской литературе, отразив свои эмоциональные состояния в поэтических пейзажах Есенье вече (Осенний вечер) или Ноттурно . С другой стороны, он также использовал стихи для выражения своих патриотических чувств. В своих лучших патриотических стихотворениях – «Старая песня» ( 1909) и «Исельеник» (Переселенец) – поэт, вернувшийся на родину в 1908 году, показывает свое разочарование в хорватах, находящихся под венгерским гнетом.

Литературная критика

[ редактировать ]

Матош оставил глубокое впечатление на литературные жанры критики, эссе и газетной статьи. Используя сильный импрессионистический подход к произведениям хорватских ( Краньчевич , Видрич , Домьянич , Камов ) и сербских писателей ( Сремац , Веселинович , Пандурович ), [ 8 ] Матош часто излагал в своих статьях свои собственные художественные убеждения. Поскольку он считал, что искусство означает красоту, он считал интенсивность выражения поэта или индивидуальный стиль писателя главным критерием оценки литературы. По этой причине он не делал различия между жанрами: художественная литература, поэзия и критика — всего лишь искусство, которое должно прежде всего отражать индивидуальный характер художника и его способность к оригинальному выражению. Тем не менее, несмотря на столь общие критерии, он никогда не пренебрегал национальным элементом при анализе хорватских писателей.

Работает

[ редактировать ]

Стихи : сборник стихов (посмертно)

Короткие рассказы

  • Иверье (Фрагменты, 1899)
  • Ново иверье (Новые фрагменты, 1900)
  • Усталые сказки (Усталые сказки, 1909)

Эссе

  • Взгляды (Очерки, 1905)
  • Горизонты и дороги (1907)
  • Наши люди и земли (1910)
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бошко Новакович (1971). Живан Милисавац (ред.). литературный лексикон Югославский ( на сербско-хорватском языке). Нови-Сад ( САП Воеводина , СР Сербия ): Matica srpska . п. 314-316.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Антун Густав Матош» . hrt.hr (на хорватском языке). Хорватское радио и телевидение . 6 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 27 марта 2014 г.
  3. ^ «Хорватия: Темы, авторы, книги» . библиотека.yale.edu . Йельский университет . Проверено 27 марта 2014 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Йонич 2012 , с. 17
  5. ^ Йонич 2012 , стр. 17–18
  6. ^ Йонич 2012 , с. 18
  7. ^ Йонич 2012 , с. 21
  8. ^ «Матош, Антун Густав» . Хорватская энциклопедия (на хорватском языке). Институт лексикографии Мирослава Крлежа . Проверено 30 января 2019 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bef8327c865f25735be82703b873012__1719598920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/12/1bef8327c865f25735be82703b873012.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Antun Gustav Matoš - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)