Jump to content

Гипотезы происхождения хорватов

Хорваты . прослеживают свое происхождение от миграции на юг некоторых ранних славян в VI и VII веках нашей эры, традиция, подтвержденная антропологическими, генетическими и этнологическими исследованиями Однако археологические и другие исторические данные о миграции славянских поселенцев, о характере коренного населения на современной территории Хорватии и об их взаимоотношениях предполагают разнообразные исторические и культурные влияния.

Хорватский этногенез

[ редактировать ]

Определение хорватского этногенеза начинается с определения этнической принадлежности , [1] согласно которому этническая группа — это социально определенная категория людей, которые идентифицируют себя друг с другом на основе общего наследственного, социального, культурного или другого опыта и которая демонстрирует определенную устойчивость в течение длительного периода времени. [2] В случае с хорватами нет никаких сомнений в том, что в раннем средневековье определенная группа идентифицировала себя этнонимом хрвати (хорваты) и была идентифицирована как таковая другими. [3] Оно также имело политический подтекст, продолжало расширяться и, начиная с позднего средневековья, явно идентифицировалось с нацией , хотя и не в том точном значении, как современная современная нация. [3]

В случае современной хорватской нации на ее этногенез повлияли несколько компонентов или фаз:

Старые исторические источники

[ редактировать ]
Приход хорватов на Адриатику (1905) Отона Ивековича

Упоминание хорватского этнонима Хрват для конкретного племени ранее IX века до сих пор полностью не подтверждено. Согласно Константина VII работе «De Administando Imperio» (10 век), группа хорватов отделилась от белых хорватов , живших в Белой Хорватии и прибывших по собственной воле или призванных византийским императором Ираклием (610–641). в Далмацию , где они сражались и победили аваров и в конечном итоге организовали свое собственное княжество . [9] По легенде, сохранившейся в произведении, их возглавляли пять братьев Клукас , Лобелос , Косенцис , Моучло , Хробатос и две сестры Туга и Воуга Буга). [9] [10] их архонт в то время был отцом Порги и , и они были крещены во время правления Порги в 7 веке. [11] Это задокументировано в главах 30 и 31 сочинения Константина VII. [12]

Старые исторические источники не дают точных указаний на этногенез этих ранних хорватов. Константин VII не отождествляет хорватов со славянами и не указывает на различия между ними. [13] Иоанн Скилицес в своей работе «Мадрид Скилицес» определил хорватов и сербов как скифов . Нестор Летописец в своей «Первой летописи» отождествлял белых хорватов с западными славянами по Висле , с другими хорватами, входившими в восточнославянский племенной союз. Хроника священника Дукля отождествляет хорватов с готами, оставшимися после того, как король Тотила занял провинцию Далмация. [14] Точно так же архидиакон Фома в своем труде «История Салонитана» упоминает, что семь или восемь дворянских племен, которых он называл «лингонами», прибыли из Польши и поселились в Хорватии под предводительством Тотилы. [14]

История исследований

[ редактировать ]

Хорватский этноним Хрват , а также те пять братьев и сестер и ранний правитель Порга, часто не считаются имеющими славянское происхождение, но опять-таки весьма оригинальны, чтобы быть чистой выдумкой Константина VII. [15] [16] Таким образом, происхождение ранних хорватов до и на момент прибытия в нынешнюю Хорватию, а также их этноним были вечной темой историографии, лингвистики и археологии. [15] Однако теории часто разрабатывались в ненаучных терминах, подкрепленные конкретными идеологическими намерениями, а часто и политическими и культурными намерениями того времени. [17] Подобные интерпретации нанесли большой ущерб некоторым теориям и реальному научному сообществу. [17] Следует серьезно рассмотреть вопрос о том, можно ли рассматривать происхождение ранних хорватских племен как происхождение хорватской нации, и можно ли только утверждать, что хорваты, известные сегодня как нация, стали только тогда, когда хорватские племена прибыли и ассимилировали другие населения на территории современной Хорватии. [18]

Славянская теория

[ редактировать ]
ареал славянской керамики пражско-пенковской культуры Красным отмечен , в пределах этой территории находятся все известные этнонимы хорватов. Стрелками указаны предполагаемые пути миграции хорватов, по В.В. Седову (1979).
Пути миграции белых хорватов из Белой Хорватии .

Славянская теория, в крайней форме также известная как панславянская теория, о том, что славяне пришли в Иллирик из Польши, датируется по крайней мере XII веком. [19] С развитием хорватской историографии с 17 века она была разработана в реалистическом плане и рассматривала хорватов как одну из славянских групп, поселившихся на своей современной родине в период миграции. [14] Творчество Константина VII особенно исследовал историк 17 века Иван Лучич . [14] [20] который пришел к выводу, что хорваты пришли из Белой Хорватии по другую сторону Карпат , в « Сарматию » («Польшу», поместив их в Восточную Галичину [21] ), с чем сегодня в основном согласны историки. [22] [14]

В конце 19 века наиболее значительное влияние на будущую историографию оказали Франьо Рачки , а также интеллектуальный и политический круг вокруг Иосипа Юрая Штроссмайера . [20] Взгляд Рачки на единый приход хорватов и сербов в «частично пустой дом», [23] соответствовали идеологическому югославизму и панславизму . [23] Идеи Рачки были развиты историком Фердо Шишичем в его плодотворной работе «История хорватов в эпоху хорватских правителей» (1925). [24] Работа считается краеугольным камнем для более поздней историографии. [24] Однако в первой и второй Югославии панславянская (чистославянская) теория имела особое значение из-за политического контекста и была единственной официально принятой режимом теорией. [25] [26] [27] в то время как другие теории, приписывающие неславянское происхождение и компоненты, игнорировались и не принимались, [26] [27] и даже их сторонники, в том числе по политическим причинам, подвергались преследованиям ( Милан Шуффлай , Керубин Шегвич, Иво Пилар ). [28] [27] Официальная теория также игнорировала некоторые исторические источники, такие как рассказ о Константине VII, и считала, что хорваты и сербы были одними и теми же славянскими народами, прибывшими в результате одной и той же миграции и не желавшими учитывать иностранные элементы в этих отдельных обществах. [29] Были югославские ученые, такие как Фердо Шишич и Нада Клаич , которые допускали ограниченное неславянское происхождение определенных элементов в хорватском этногенезе, но обычно их связывали с паннонскими аварами и булгарами . [26] [30] Одной из главных трудностей панславянской теории был хорватский этноним, который не мог быть получен из славянского языка. [14]

Славянская теория о миграции из Закарпатья или Малой Польши в VII веке остается основной историографической и археологической теорией. [31] [32] Согласно обширным фольклорным и другим исследованиям Радослава Катичича, славянство хорватов не подлежит сомнению, а также сохранение некоторых автохтонных элементов, а иранское происхождение их этнонима наименее вероятно. [33] С этим выводом согласились и другие ученые, такие как Иво Гольдштейн , [34] [35] и Джон Ван Антверпен Файн младший. [36]

Автохтонно-славянская теория

[ редактировать ]

Автохтонно-славянская теория восходит к хорватскому Возрождению , когда ее поддержали Винко Прибоевич и Юрай Шижгорич . [14] не подлежит сомнению Принадлежность хорватского языка к славянским языкам , но они считали, что славяне в Иллирике были автохтонами и их предками были древние иллирийцы. [14] Оно развивалось среди далматинских гуманистов, [19] и также рассматривался ранними современными писателями, такими как Матия Петар Катанчич , Мавро Орбини и Павао Риттер Витезович . [19] Эту культурно- романтическую идею особенно пропагандировало национальное иллирийское движение и его лидер Людевит Гай . в XIX веке [19]

Согласно автохтонной модели , родина славян находилась на территории бывшей Югославии, и они распространялись на север и запад, а не наоборот. [37] Пересмотр теории, разработанный Иваном Мужичем в 1989 году. [33] утверждает, что славянская миграция с севера действительно имела место, но фактическое число славянских поселенцев было невелико и что в формировании хорватов преобладал автохтонный этнический субстрат, но это противоречит и не отвечает на наличие преобладающего славянского языка. [37] [19] Социальную и языковую ситуацию, создавшую праславянское население, трудно реконструировать, особенно если принять теорию о том, что автохтонное население было доминирующим во время прихода славян, но приняло язык и культуру славянских пришельцев, находившихся в меньшинство. [38] Этот сценарий можно объяснить только возможным искажением культурной и этнической идентичности коренного романизированного населения, которое произошло после падения Западной Римской империи, и тем, что новый славянский язык и культура рассматривались как престижная идиома, которую им пришлось или хотел принять. [38] Предположения о том, что иллирийцы представляли собой этнолингвистическое однородное образование, были отвергнуты в 20 веке, и, по мнению ученых, поддерживающих гипотезу бассейна Дуная о славянской родине , считается, что некоторые протославянские племена существовали еще до славянского переселения в Юго-Восточная Европа. [39] Однако эта теория была научно дискредитирована и отвергнута. [33]

Конструктивистская теория поздней миграции

[ редактировать ]

«Конструктивистская» теория поздней миграции первоначально была выдвинута Луйо Маргетичем в 1977 году. [40] Он, хотя позже отверг эту теорию, первоначально выдвинул идею миграции хорватов в конце 8-го и начале 9-го веков как славянских вассалов франков во время франко-аварской войны . Позже его адаптировали Анте Милошевич, Младен Анчич и Владимир Сокол. [41] [42] [43] [44] Подобно автохтонной теории, она выдвигает идею о том, что славяне и хорваты составляли меньшинство среди более многочисленного автохтонного населения без особого разрыва. [45] Эта теория уже с 1970-х годов подвергается критике и отвергается основной наукой, поскольку она неверно истолковывает письменные источники и археологические данные, которые показывают славяно-хорватскую миграцию и расселение в 7-м веке. В 9-м веке не было никакой обнаруживаемой новой иностранной группы, ни такая группа, ни хорваты не являются Упоминается в подробных франкских источниках, франкское военное снаряжение не указывает на приход нового этноса и не обнаружено на территории оботритов в Воеводине. [41] [46] [47] [48] [49]

Теория постструктуралистской элитно-культурной модели

[ редактировать ]

Совсем недавно «постструктуралистская» теория культурной модели славянской элиты конца 1990-х годов была создана Флорином Куртой и позже поддержана Даниэлем Дзино. Он ревизионистски деконструирует ранних славян, утверждает распространение славян как культурной модели без значительной миграции, игнорируя и переосмысливая большую часть исторических источников (считая их «пропагандой») и фокусируется на построении идентичностей и нарративов. Он рассматривает ранних славян и хорватов с их идентичностью как элиту, имя которой византийцы навязали разнородному населению, живущему на римских землях после коллапса римского общества, из-за чего удалось навязать славянско-хорватскую идентичность, язык и обычаи. коренное население, которое перестало быть римлянами, и появление новых славянских государств, таких как Хорватия. Как и две предыдущие теории, она также выдвигает идею о том, что славяне были меньшинством среди более многочисленного автохтонного населения. [50] [51]

Готическая теория

[ редактировать ]

Готическая теория, восходящая к работам священника Дукли и архидьякона Фомы конца XII и XIII веков , [30] [52] не исключая того, что некоторые готские сегменты смогли пережить распад Готского королевства и были включены в хорватский этногенез, практически не основано на конкретных доказательствах, позволяющих отождествлять хорватов с готами . [30] [52] В 1102 году Хорватское королевство вступило в личную унию с Венгерским королевством . Считается, что эта идентификация хорватов с готами основана на местном хорватском династическом мифе Трпимировичей XI века, параллельном мифу венгерской династии Арпадов о происхождении от гуннского вождя Аттилы . [30] [53]

Некоторые ученые, такие как Нада Клаич, считали, что архидьякон Фома презирал славян / хорватов и хотел обесценить их как варваров, идентифицирующих себя с готами, однако до времен Возрождения готы считались благородными варварами по сравнению с гуннами, аварами, вандалами, лангобардами, мадьяры и славяне, и поэтому он не отождествлял их с готами. [54] [55] Кроме того, в работе архидьякона Фомы исходный акцент делается на упадке людей из Салоны , и поэтому ученые считают, что появление пришельцев готов/хорватов на самом деле рассматривалось как своего рода Божье наказание для грешных римлян. [56] [55]

Такие ученые, как Людвиг Гумплович и Керубин Шегвич, буквально читали средневековые произведения и считали хорватов готами, которые в конечном итоге были славянизированы, и что правящая каста была сформирована из элементов иностранных воинов. [26] [57] Эту идею аргументировали готским суффиксом mære ( мер , знаменитый), встречающимся среди имен хорватских князей на камнях и письменных надписях, а также славянским суффиксом slav (знаменитый), и этот мер со временем был заменен на mir (мир), потому что славяне исказили толкование названий в соответствии со своим языком. [58] Этноним Хрват произошел от германо-готских Hrôthgutans , hrōþ (победа, слава) и гутанов (общее историческое название готов ) . [59] Во время Второй мировой войны готическая теория была единственной теорией, поддерживаемой режимом Независимого Государства Хорватия (NDH). [26] [52]

Иранская теория

[ редактировать ]
Фотография Танаисских табличек B, содержащих слово Χοροάθος (Хороатос).

Иранская, также известная как ирано-кавказская теория, датируется 1797 годом и докторской диссертацией Иосипа Микоци-Блюменталя , который, поскольку диссертация загадочным образом исчезла в 1918 году и сохранился лишь краткий обзор, считал, что хорваты произошли от сарматов, происходивших по происхождению. из Мидии в Северо-Западном Иране. [60] В 1853 году были обнаружены две Танаисские таблички . [61] Они написаны на греческом языке и были основаны в греческой колонии Танаис в конце II — начале III века нашей эры, в то время, когда колония была окружена сарматами. [62] [63] На большей надписи написан отец религиозного собрания Хоруатон и сын Хороату , а на меньшей надписи Хороатос, сын Сандарза, архонты Танаисийцев , [61] что напоминает обычный вариант хорватского этнонима Хрват - Хорват . [61] Некоторые ученые используют эти таблички только для объяснения этимологии, а не обязательно этногенеза. [54]

В 1-й половине 20 в. иранская теория вошла в историческую науку тремя, изначально самостоятельными путями: из историко-филологического, искусствоведения и истории религии. [64] Последние два были поддержаны учеными-искусствоведами (Лука Елич, Йозеф Стржиговский , Уго Моннере де Виллар), [65] и ученые-историки религии (Иоганн Пейскер, Милан Шуффле, Иво Пилар). [66] На славяно-иранские культурные взаимоотношения указывали современные этнологи, такие как Марияна Гушич, которая в ритуале Льеле заметила влияние Понтийско - Кавказско -Иранской сферы, [67] [68] Бранимир Гушич, [68] и археологи Зденко Вински и Ксения Вински-Гаспарини. [69] Однако культурно-художественные показатели иранского происхождения, в том числе признаки в религиозной сфере, определить как-то сложно. [63] в основном сасанидские (224–651 гг. н. э.) влияния. В степных регионах ощущались [63]

Первым исследователем, связавшим названия табличек с хорватским этнонимом, был А.Л. Погодин в 1902 году. [70] [63] Первым, кто рассмотрел такой тезис и иранское происхождение, был Константин Йозеф Йиречек в 1911 году. [64] Десять лет спустя Ал. И. Соболевский дал первую систематическую теорию об иранском происхождении, которая до сих пор в основных чертах не изменилась. [64] В том же году независимо Фран Рамовш , ссылаясь на иранскую интерпретацию имени Хороатос Максом Фасмером , пришел к выводу, что ранние хорваты были одним из сарматских племен, которые во время великого переселения продвинулись вдоль внешнего края Карпат ( Галиции ) до реки Висла и Эльба . [64] Почти окончательную и более подробную картину дал словенский академик Людмил Гауптманн в 1935 году. [64] [34] Он считал, что иранские хорваты после вторжения гуннов около 370 г., когда гунны переправились через Волгу и напали на иранских аланов на реке Дон , покинули свои первоначальные сарматские земли и пришли к славянам на пустыри к северу от Карпат, где постепенно Славянизированный. [71] Там они принадлежали племенному государству антов до тех пор, пока в 560 г. анты не подверглись нападению аваров, а окончательно государство было разрушено в 602 г. теми же аварами. [71] Впоследствии диссертацию поддержали Фрэнсис Дворник , Георгий Вернадский , Роман Якобсон , Тадеуш Сулимирский и Олег Трубачев . [72] Омелян Прицак считал ранних хорватов кланом алано-иранского происхождения, который во время «аварского мира» играл социальную роль пограничника-торговца. [73] в то время как Р. Катичич считал, что недостаточно доказательств того, что неславянские хорваты правили как элитный класс над славянами, находившимися под властью аваров. [33]

Личные имена на Танаисских табличках рассматриваются как прообраз некоего этнонима сарматского племени, от которого действительно произошли эти люди. [62] [74] и сегодня общепринято, что хорватское имя имеет иранское происхождение и восходит к Танаисским табличкам. [74] [75] Однако сама этимология не является достаточно веским доказательством. [62] Эта теория далее объясняется разрушением аварами племенного государства антов в 602 году, а также тем, что ранняя миграция хорватов и последующая война с аварами в Далмации (во время правления Ираклия 610-641) могут рассматриваться как продолжение войны между антами. и аварцы. [70] Что первые хорваты отмечали основные направления цветами, отсюда белые хорваты, Белая Хорватия (Западная) и Красная Хорватия (Южная), [70] но кардинальное цветовое обозначение в целом указывает на остатки широко распространенной традиции степных народов. [76] Неоднородный состав хорватской легенды, в которой необычно упоминаются две женщины-вожди Туга и Буга , указывает на то, что подтверждают фактические археологические находки, - на существование «женщин-воительниц», известных как амазонки . у сарматов и скифов [70] Таким образом, Трубачев пытался объяснить первоначальный прообраз этнонима от прилагательного *xar-va(n)t (женский, богатый женщинами), восходящего к этимологии сарматов, индоарийского *sar-ma( n)t (женский род), как в индоиранском суффиксе прилагательного -ma(n)t/wa(n)t , так и в индоарийском и индоиранском слове *sar- (женщина), которое по-ирански дает *har . [74]

Другую интерпретацию дал ученый Евгений Пащенко; он считал, что хорваты представляют собой гетерогенную группу людей, принадлежащих к черняховской культуре , полиэтническому культурному смешению, состоящему в основном из славян и сарматов, а также готов, гетов и даков . [77] Происходила взаимосвязь славянского и иранского языка и культуры, проявившаяся, например, в топонимике. [77] Таким образом, под этнонимом Хрвати не следует видеть конкретное или даже однородное племя, но архаичную религию и мифологию разнородной группы людей иранского происхождения или влияния, поклонявшихся солнечному божеству Хорсу , от которого, возможно, происходит хорватский этноним. [78]

Другой известный, более радикальный тезис иранской теории, ирано-персидский, принадлежит Степану Кризину Сакачу , который, хотя и давал понимание некоторых вопросов, пытался следовать хорватскому этнониму в пределах региона Арахосия ( Харахвайти , Харауватиш ) и его людей ( Харахуватия ). империи Ахеменидов (550–330 до н.э.). [79] [70] [80] Однако, хотя сходство и наводящее на размышления, оно этимологически неверно. [81] Было много сторонников тезиса и в дальнейшем пытались его развивать, но фактические доводы считались надуманными, ненаучными и с антиславянскими настроениями . [33] [70] [66] [82]

Аварская теория

[ редактировать ]

Аварская теория, также известная как аварско-болгарская, болгарская или тюркская теория, восходит к концу 19-го и началу 20-го века, когда Джон Багнелл Бьюри и Анри Грегуар отметили сходство между хорватской легендой о пяти братьях (и двух сестрах) с болгарской легендой о Кубрате . пять сыновей. [14] [83] Это подтверждается еще и тем, что этот рассказ очень похож на другие обработки Геродота (IV 33.3) «хорватского переселения не произошло, но… Константин Багрянородный создал его, опираясь на литературные модели, традиционно применявшиеся для описания Ланднахме» . скифских варваров». [84] Бури считал, что белые хорваты Хробатос и булгары Кубрат были одним и тем же человеком из этнической группы булгар, а также вывел хорватский титул Бан от личного имени аварского кагана Баяна I и сына Кубрата Батбаяна . [14] Точно так же Генри Хойл Ховорт утверждал, что белые хорваты были кастой булгарских воинов, которым была дана земля на Западных Балканах из-за изгнания паннонских аваров после восстания Кубрата против Аварского каганата . [85]

Антипримордиалистская теория была позже развита Отто Кронштейнером в 1978 году. [26] [86] Он пытался доказать, что ранние хорваты были высшей кастой аварского происхождения, которая смешалась со славянской знатью в VII и VIII веках и отказалась от своего аварского языка. [87] [88] В качестве аргументов своей диссертации он рассматривал татаро - башкирское происхождение хорватского этнонима; [87] что хорваты и аварцы почти всегда упоминаются вместе; [87] распространение поселений аварского типа, где топонимом выступал хорватский этноним, пагус Крууати в Каринтии и Краубат в Штирии ; [87] эти поселения имели аварские названия с суффиксом *-iki ( -itji ); [87] командующим этих поселений был Аварский Бан , название которого находится в центре этих поселений: Фанинг/Баниче < Баники в Каринтии и Фансдорф <Бансдорф в Штирии; [87] аварские офицерские звания, кроме монг.-тюрк. Каган , Косезы/Казазы, Бан и Жупан . [87] топоним Обров(ак) , Ранее некоторые югославские историки считали аварским происхождением и [89] и согласно утверждениям Кронштейнера, которые приняли многие Нада Клаич, Клайч перенес древнюю родину белых хорватов в Карантанию . [87]

Однако, по мнению Петера Штиха и современных ученых, [90] Аргументы Кронштейнера были простыми предположениями, которые историки не могут объективно принять в качестве доказательств. [91] На самом деле, этимологический вывод является одним из многих и не является общепринятым; [74] [75] хорваты упоминаются наряду с аварами только в сочинении Константина VII, но всегда как враги авар, уничтожившие и изгнавшие их власть из Далмации; [92] эти поселения имели широко распространенный славянский суффикс ići , поселения не имеют полукруглого расположения аварского типа, а поселения Бана не могли быть его резиденцией, поскольку они очень малы и не находятся на каком-либо важном перекрестке или в географическом месте; [93] происхождение и происхождение титулов не разгаданы, и они не встречаются у аваров и аварского языка; [93] [94] топонимы с корнем обров происходят от южнославянского глагола «обровать» (рыть траншею ) и в основном более поздние (XIV в.). [89]

Дальнейшее развитие теории получил Уолтер Пол . [95] [96] [97] Он отмечал разницу между пехотно-земледельческой (славянской) и конно-кочевой (аварской) традициями, но не отрицал того, что иногда ситуация была прямо противоположной, и зачастую источники не различали славян и аваров. [98] [99] Первоначально он разделял мнение Бюри об имени и легендах Кубрата и Хробатоса, а также упоминание о двух сестрах, интерпретируемых как дополнительные элементы, вступившие в союз «по материнской линии», и отмечал, что символика числа семь часто встречается в степные народы . [100] Поль отмечал, что заслуга кронштайнера состоит в том, что вместо обычного ранее «этнического» этногенеза он предложил «социальный». [100] Таким образом, хорватское название будет не этнонимом, а социальным обозначением группы элитных воинов различного происхождения, которые правили завоеванным славянским населением на границе Аварского каганата. [100] [95] [88] обозначение со временем становится этнонимом [100] навязанные славянским группам. [101] Утверждение о границе верно лишь отчасти, поскольку хорваты хотя и упоминались на линии каганата, но большей частью находились вне, а не внутри границ. [97] Он не поддержал вывод Кронстеньера и не считал этимологию важной, поскольку невозможно установить этническое происхождение «исконных хорватов», то есть социальных категорий, носивших титул «Хрват». [100]

Маргетич, отвергая свою теорию поздней миграции, вместо этого утверждал, что хорваты были одним из болгарских племен и ведущим социальным классом, названным в честь победы Кубрата над аварами. [102] [83] Денис Алимов дополнительно утверждал, что хорваты «изначально жили на территории Карпатского бассейна, будучи тесно связаны с аварами, но затем были вынуждены покинуть его, укрываясь от авар за горными хребтами [Далматинскими, Альпийскими, Силезскими и Карпатскими]» , возможно, из-за конфликта с аварами как сторонниками Кубрата в 630-х гг. В предстоящих исторических событиях и взаимодействиях в регионе Далмации завершилось формирование хорватской этнической идентичности и этнополитической группы людей, первоначально удерживаемой и продвигаемой одноименной разнородной политической и военной элитой. [103] [104] [105]

Историки и археологи до сих пор пришли к выводу, что авары никогда не жили в собственно Далмации (включая Лику ), а где-то в Паннонии, [106] [107] на территории Хорватии отсутствуют подлинные раннеаварские археологические находки, что не подтверждает тезис об элитных воинах, хорватский этноним зафиксирован на территории Аварского каганата через несколько столетий после его распада, [108] и что тюркский этнический компонент в хорватском этногенезе был незначителен. [109]

Недавно более протюркский (как белые огуры ) тезис выступил Осман Каратай. [110] Эта теория не принимается во внимание учеными из-за отсутствия научного подхода и частого игнорирования существующих историографических исследований. [111] [112] Он также рассматривал тюркское происхождение боснийского государства, которое рассматривается как попытка популяризации связей между боснийскими мусульманами и Турцией . [112]

Антропологические и генетические исследования

[ редактировать ]

Антропология

[ редактировать ]
Предполагаемые пути миграции раннесредневековых хорватов из Польши с прямым маршрутом из Малой Польши через Словакию и Венгрию и постепенным распространением во внутренние районы континентальной Боснии и Герцеговины к 10 веку и только после 11 века в Северную и Восточную Хорватию. , по М. Шлаусу (1998–2004).

Антропологически краниометрические измерения, проведенные у современного хорватского населения города Загреба, показали, что оно преимущественно имеет « долихоцефальный тип головы и мезопрозопический тип лица», точнее, мезоцефалия и лептопрозопия преобладают в Южной Далмации, а брахицефалия и эврипросопия - в Центральной Хорватии. [113] Согласно краниометрическим исследованиям средневековых центральноевропейских археологических памятников, проведенным Марио Шлаусом в 1998–2004 годах, четыре далматинских и два боснийских памятника, сгруппированных с польскими памятниками, два памятника Континентальной Хорватии (аваро-славянские) были классифицированы в группу венгерских памятников к западу от Дунай, а два памятника культуры Биело-Брдо вошли в группу славянских памятников из Австрии , Чехии и Словении . Сравнение со скифо-сарматскими памятниками не выявило существенного сходства в морфологии черепа и не подтвердило идею аварских пограничников. Результаты показывают, что ядро ​​раннего хорватского государства в Далмации имело славянское происхождение, которое прибыло откуда-то в Малую Польшу, вероятно, по прямому маршруту Нитра ( Словакия ) — Залашабар ( Венгрия ) — Нин, Хорватия , и постепенно расширилось в континентальные районы Боснии и Герцеговины к 10 веку, однако к концу 11 века не существовали в континентальной Северной и Восточной Хорватии, где выделялись из культурного кластера Биело-Брдо. [114] [115] [116] [117] Исследование средневековых останков скелетов в 2015 году в Шопот (14-15 века) и Островице (9 век) показало, что они группируются с другими далматинскими памятниками, а также польскими памятниками, и пришел к выводу, что «PCA показал, что все памятники восточного побережья Адриатического моря были тесно связаны в краниальном отношении. морфологии и, таким образом, скорее всего, имели схожий биологический состав». [118] По данным исследования НАНУ 2015 года , средневековые могильники в Зеленче Тернопольской области и в Галичском районе Западной Украины имеют «антропологические особенности», из-за которых отличаются от близлежащих стоянок раннеславянских племен волынян , тиверцев и древлян , и наиболее близких» к нескольким отдаленным [средневековым] популяциям части западных и южных славян (чехи, лужицкие славяне, моравцы и хорваты). Этот факт может свидетельствовать об их общем происхождении». [119]

Антропологические и краниометрические данные коррелируют с историческими источниками, включая сообщение DAI о том, что часть далматинских хорватов отделилась и взяла под свой контроль Паннонию и Иллирик , а также другие археологические находки, которые предполагают, что ранние хорваты изначально не селились в этой местности. Нижняя Паннония и что разделение было связано с политическим правлением, а не с этническим происхождением. [120] Другие утверждают, что «кладбища Биело-Брдо и Вуковар вряд ли можно рассматривать как свидетельство дохорватского славянского населения в северной Хорватии», а скорее «представляют собой население, бежавшее от мадьяр» в X веке». [117]

Популяционная генетика

[ редактировать ]

Генетически по линии Y-хромосомы большинство (65%) мужчин-хорватов из Хорватии относятся к гаплогруппам I2 (39%-40%) и R1a (22%-24%), тогда как меньшинство (35%) относится к гаплогруппам. E (10%), R1b (6–7%), J (6–7%), I1 (5–8%), G (2%) и другие в следах <2%. [121] [122] Распространение, вариативность и частота субкладов I2 и R1a (>65%) среди хорватов связаны со средневековой славянской экспансией, вероятно, с территории современной Украины и юго-восточной Польши . [123] [124] [125] [126] [127] [128] Генетически по материнской линии митохондриальной ДНК большинство (>65%) хорватов из Хорватии (материковой и прибрежной) принадлежат к трем из одиннадцати основных европейских гаплогрупп мтДНК - H (45%), U (17,8-20,8%), J (3-11%), в то время как значительное меньшинство (>35%) принадлежит ко многим другим более мелким гаплогруппам. [129] По данным исследования аутосомного ВЗК , носители сербско-хорватского языка имеют очень большое количество общих предков, датируемых периодом миграции примерно 1500 лет назад, с кластерами Польши и Румынии-Болгарии, среди других в Восточной Европе. Это было вызвано славянской экспансией: небольшое население распространилось в регионы с «низкой плотностью населения, начиная с шестого века», и что это «полностью совпадает с современным распространением славянских языков». [130] Другие исследования IBD и примесей также обнаружили даже закономерности примеси среди южных, восточных и западных славян во время и в районе славянской экспансии, и что общий наследственный балто-славянский компонент среди южных славян составляет от 55 до 70%. [131] [132]

исследование 2022 и 2023 годов Археогенетическое , опубликованное в журнале Science and Cell, подтвердило, что раннее средневековое распространение славянского языка и идентичности произошло из-за крупных перемещений людей как мужского, так и женского пола из Восточной Европы с конца VI и начала VII веков, что «глубоко повлияло на регион», что хорваты имеют более 65% центрально-восточноевропейских раннесредневековых славянских предков, а гаплогруппы Y-ДНК I2a-L621 и R1a-Z282 прибыли в Юго-Восточную Европу вместе со славянскими народами. [133] [134] [128]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гершак и Никшич 2007 , стр. 251.
  2. ^ Гершак и Никшич 2007 , стр. 251-252.
  3. ^ Jump up to: а б Гершак и Никшич 2007 , стр. 252.
  4. ^ Jump up to: а б с Гершак и Никшич 2007 , стр. 253.
  5. ^ Гершак и Никшич 2007 , стр. 253-254.
  6. ^ Гершак и Никшич 2007 , стр. 256.
  7. ^ Jump up to: а б с д Гершак и Никшич 2007 , стр. 254.
  8. ^ Jump up to: а б Гершак и Никшич 2007 , стр. 254-255.
  9. ^ Jump up to: а б Гершак и Никшич 2007 , стр. 258.
  10. ^ Живкович 2012 , стр. 113.
  11. ^ Живкович 2012 , стр. 54-56, 140.
  12. ^ Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500-1300 гг.) (2 т.) . Бостон: БРИЛЛ. п. 67. ИСБН  978-90-04-39519-0 . OCLC   1111434007 .
  13. ^ Гольдштейн, Иво (1995). Хорватское раннее (на хорватском языке средневековье ). Загреб: Нови Либер. стр. 23. ISBN  953-6045-02-8 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гершак и Никшич 2007 , стр. 259.
  15. ^ Jump up to: а б Гершак и Лазанин 1999 , с. 20.
  16. ^ Живкович 2012 , стр. 54–55, 114–115.
  17. ^ Jump up to: а б Гершак и Никшич 2007 , стр. 260-262.
  18. ^ Катичич 1999 , стр. 15-16.
  19. ^ Jump up to: а б с д и Джино 2010 , с. 17.
  20. ^ Jump up to: а б Джино 2010 , с. 18.
  21. ^ Dvornik 1962 , p. 95.
  22. ^ Dvornik 1962 , p. 116.
  23. ^ Jump up to: а б Джино 2010 , с. 18-19.
  24. ^ Jump up to: а б Джино 2010 , с. 19.
  25. ^ Гершак и Никшич 2007 , стр. 259, 261.
  26. ^ Jump up to: а б с д и ж Гершак и Лазанин 1999 , с. 27.
  27. ^ Jump up to: а б с Бартулин 2013 , с. 224.
  28. ^ Стагличич, Иван (23 ноября 2010 г.). «Где хорваты дышали до «седьмого века»?» [Где дышали хорваты до «седьмого века»?]. Список Задарского (на хорватском языке). Задар . Проверено 15 марта 2015 г.
  29. ^ Джон Ван Антверпен Файн (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Издательство Мичиганского университета. стр. 53, 56–57. ISBN  9780472081493 .
  30. ^ Jump up to: а б с д Гершак и Никшич 2007 , стр. 261.
  31. ^ Раукар, Томислав; Мирошевич, Франко (1997). Хорватское средневековье: пространство, люди, идеи . Загреб: Учебник . стр. 8. ISBN  9789530307032 .
  32. ^ Билогривич 2016 , стр. 23–27.
  33. ^ Jump up to: а б с д и Рончевич, Дуня Брозович (1993). «На полях новейших исследований об этимологии имени Хрват» [О некоторых недавних исследованиях об этимологии имени Хрват]. Folia onomastica Croatica (на хорватском языке) (2): 7–23 . Проверено 21 августа 2020 г.
  34. ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Иво (1989). «Об этногенезе хорватов в раннем средневековье». Миграция и этнические темы (на хорватском языке). 5 (2–3): 221–227 . Проверено 21 августа 2020 г.
  35. ^ Билогривич 2016 , стр. 24.
  36. ^ Билогривич 2016 , стр. 25.
  37. ^ Jump up to: а б Катичич, Радослав (1991), «Иван Мужич о происхождении хорватов» , Starohrvatska Prosvjeta (на хорватском языке), III (19): 250, 255–259.
  38. ^ Jump up to: а б Матасович 2008 , стр. 46.
  39. ^ Сабо 2002 , стр. 7–36.
  40. ^ Маргетич, Луйо (1977). «Константин Багрянородный и приход хорватов» . Труды отдела исторических наук Института исторических и социальных наук Хорватской академии наук и искусств . 8 :5–88 . Проверено 3 января 2024 г.
  41. ^ Jump up to: а б Белошевич, Янко (2000). «Развитие и основные характеристики старых хорватских кладбищ горизонта VII-IX веков в исторических областях хорватов» . Документы (на хорватском языке). 39 (26): 75. doi : 10.15291/radovipov.2231 . Проверено 30 июня 2022 г.
  42. ^ Дзино 2010 , стр. 175, 179–180.
  43. ^ Билогривич 2016 , стр. 20–22, 29–38.
  44. ^ Мальчик 2018 , с. 103.
  45. ^ Петринец, Майя (2005). «Два старых хорватских кладбища в Бискупии недалеко от Книна» . Журнал археологии и истории Далмации (на хорватском языке). 98 (1): 173, 192–197 . Проверено 30 июня 2022 г. Я. Белошевич неоднократно исследовал находки погребальной керамики из Хорватии и пришел к выводу, что обнаруженную керамику можно разделить на типично славянские формы (овальные и округло-овальные горшки, как на примере из Букоровича-подворницы) и те, что отражают позднюю античные традиции (горшки с ручками и кувшины с носиком).119 По технологии, а также по способу украшения можно заключить, что вся эта посуда создана под влиянием позднеантичного керамического производства. Однако он не является свидетельством значительного участия коренного населения в формировании нового этнического образа Далмации, как пытался интерпретировать А. Милошевич на основании некоторых керамических находок120. Напротив, внешний вид посуды в могилах является первым вещественным свидетельством, с помощью которого отмечается присутствие нового народа на этих территориях, и нигде не зафиксировано в могильниках VI и начала VII веков, которые можно смело отнести к более древнему населению (напр. Книн- Гребле, Корита-Дувно).121 Кроме того, размещение посуды связано с языческими погребальными обычаями, которые, несмотря на известную степень варваризации, несовместимы с христианской принадлежностью упомянутого населения...
  46. ^ Фабиянич, Томислав (30 апреля 2009 г.). Проблема расселения славян/хорватов на Восточной Адриатике и ее внутренних районах в свете археологических находок доктор философии ( ) (на хорватском языке). Задар: Кафедра археологии Задарского университета. стр. 20–27.
  47. ^ Дзино 2010 , стр. 180–182.
  48. ^ Билогривич 2016 , стр. 32–35, 37.
  49. ^ Билогривич, Горан (2018). «Каролингское оружие и проблема хорватской миграции и этногенеза». В Даниэле Дзино; Анте Милошевич; Трпимир Ведриш (ред.). Миграция, интеграция и связность на юго-восточной границе Каролингской империи . Брилл. стр. 86–99. дои : 10.1163/9789004380134_007 . ISBN  978-90-04-38013-4 . S2CID   165889390 . ...В таком контексте более вероятной представляется интерпретация каролингских находок из Хорватии и сопредельных территорий. Это не отменяет раннесредневековых миграций, которые, несомненно, имели место, но не как единое замкнутое событие в фиксированный момент времени и, видимо, не на рубеже VIII и IX веков. Ни материалы, ни письменные источники этого не подтверждают. Влияние Каролингов на раннесредневековую Хорватию было весьма значительным и весьма важным, что показала выставка «Хорваты и Каролинги» в 2000/2001 гг. Для формирования раннесредневековой хорватской идентичности и их этногенеза это, возможно, было ключевым элементом. Однако вряд ли это имело какое-либо отношение к предполагаемой миграции хорватов.
  50. ^ Флорин Курта , « Становление славян между этногенезом, изобретением и миграцией », Studia Slavica et Balcanica Petropolitana , 2 (4), 2008, стр. 155–172.
  51. ^ Даниэль Дзино, «Стать славянином», « Стать хорватом»: Новые подходы в исследовании идентичностей в постримской Иллирике », Hortus Artium Medievalium , 14, 2008, стр. 195–206.
  52. ^ Jump up to: а б с Джино 2010 , с. 20.
  53. ^ Гершак и Лазанин 1999 , с. 22.
  54. ^ Jump up to: а б Гершак и Никшич 2007 , стр. 260.
  55. ^ Jump up to: а б Гершак и Лазанин 1999 , с. 21-22.
  56. ^ Гершак и Никшич 2007 , стр. 260-261.
  57. ^ Бартулин 2013 , с. 117–118.
  58. ^ Тафра 2003 , стр. 16-18.
  59. ^ Бартулин 2013 , с. 118.
  60. ^ Стагличич, Иван (27 ноября 2008 г.). «Идея об иранском происхождении длится более двухсот лет» [Представление об иранской теории длится более двухсот лет]. Список Задарского (на хорватском языке). Задар . Проверено 15 марта 2015 г.
  61. ^ Jump up to: а б с Шкегро, Анте (2005), «Две публичные надписи из греческой колонии Танаис в устье реки Дон на Азовском море» , Обзор истории Хорватии , I (1): 9, 15, 21–22, 24
  62. ^ Jump up to: а б с Гершак и Никшич 2007 , стр. 262.
  63. ^ Jump up to: а б с д Гершак и Лазанин 1999 , с. 26.
  64. ^ Jump up to: а б с д и Кошчак 1995 , стр. 110.
  65. ^ Кошчак 1995 , стр. 111-112.
  66. ^ Jump up to: а б Кошчак 1995 , стр. 112.
  67. ^ Лозица, Иван (2000), «Kraljice u Akademiji» [Королевы в академии], Народное искусство: Хорватский журнал этнологии и фольклора , 37 (2), Народное искусство: Хорватский журнал этнологии и фольклорных исследований: 69
  68. ^ Jump up to: а б Кошчак 1995 , стр. 114.
  69. ^ Кошчак 1995 , стр. 114-115.
  70. ^ Jump up to: а б с д и ж Гершак и Никшич 2007 , стр. 263.
  71. ^ Jump up to: а б Кошчак 1995 , стр. 111.
  72. ^ Кошчак 1995 , стр. 112-113.
  73. ^ Кошчак 1995 , стр. 113.
  74. ^ Jump up to: а б с д Глухак, Алемко (1990), « Происхождение этнонима хорват», Язык: Журнал культуры хорватского литературного языка (на хорватском языке), 37 (5), Загреб: Язык (Хорватское филологическое общество): 131–133.
  75. ^ Jump up to: а б Матасович, Ранко (2008), и историческая грамматика хорватского языка ( Сравнительная на хорватском языке), Загреб: Matica hrvatska , стр. 44, ISBN.  978-953-150-840-7
  76. ^ Катичич 1999 , стр. 8-16.
  77. ^ Jump up to: а б Пащенко 2006 , с. 46-48.
  78. ^ Пащенко 2006 , с. 67–82, 109–111.
  79. ^ Будак 2018 , стр. 98–99.
  80. ^ Катичич 1999 , стр. 11-12.
  81. ^ Катич 1999 , стр. 12.
  82. ^ Катич 1999 , стр. 15.
  83. ^ Jump up to: а б Мальчики 2018 , с. 100.
  84. ^ Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500-1300 гг.) (2 т.) . Бостон: БРИЛЛ. п. 66. ИСБН  978-90-04-39519-0 . OCLC   1111434007 .
  85. ^ Ховорт, HH (1882). «Распространение рабов. Часть IV» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 11 : 224.
  86. ^ Джино 2010 , с. 21.
  87. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гершак и Лазанин 1999 , с. 28.
  88. ^ Jump up to: а б Билогривич 2016 , стр. 23.
  89. ^ Jump up to: а б Гершак и Никшич 2007 , стр. 257.
  90. ^ Билогривич 2016 , стр. 37–38.
  91. ^ Штих 1995 , стр. 127.
  92. ^ Штих 1995 , стр. 128.
  93. ^ Jump up to: а б Штих 1995 , стр. 130.
  94. ^ Живкович 2012 , стр. 144, 145.
  95. ^ Jump up to: а б Джино 2010 , с. 20-21, 47.
  96. ^ Билогривич 2016 , стр. 22–23.
  97. ^ Jump up to: а б Мальчики 2018 , с. 101.
  98. ^ Гершак и Лазанин 1999 , с. 28-29.
  99. ^ Пол 1995 , с. 88-90.
  100. ^ Jump up to: а б с д и Гершак и Лазанин 1999 , с. 29.
  101. ^ Джино 2010 , с. 21, 47.
  102. ^ Билогривич 2016 , стр. 20, 33.
  103. ^ Alimov, Denis (2010). "Хорваты и горы: о характере хорватской идентичности в Аварском каганате" [The Croats and mountains: on the character of the Croatian identity in the Avar qaganate]. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana (in Russian). 8 (2): 135–160 . Retrieved 19 June 2022 .
  104. ^ Alimov, Denis (2016). Этногенез хорватов: формирование хорватской этнополитиче-ской общности в VII–IX вв [ Ethnogenesis of Croats: Formation of the Croatian Ethnopolitical Community in the 7th-9th Centuries ] (in Russian). St. Petersburg: Nestor-Istoriya Publ. pp. 322–328. ISBN  978-5-4469-0970-4 .
  105. ^ Щавелев, Алексей С. (2018). "Как найти хорватов? О монографииД. Е. Алимова "Этногенез хорватов..." " [Как найти хорватов? Очерк о монографии Д.Е. Алимова "Этногенез хорватов..." (Рецензия)] (PDF) . Словене (на русском языке). 7 (1): 437–449 . Проверено 19 июня 2022 г.
  106. ^ Живкович 2012 , стр. 51, 117-118.
  107. ^ Сокол, Владимир (2008), «Ранний хорватский отрог из Брушани в Лике: Некоторые ранние исторические аспекты региона Лика - проблема «баната»», «Археологические исследования в Лике» и «Археология печей и карста» Госпич, 16 .-19. Октябрь 2007 г. , том 23, Загреб-Госпич: Публикации Хорватского археологического общества, стр. 185–187, ISBN  978-953-7637-02-6
  108. ^ Билогривич 2016 , стр. 37.
  109. ^ Sedov 2012 , p. 447.
  110. ^ Гершак и Силич 2002 , стр. 213.
  111. ^ Маргетич, Луйо (2001). «Турецкий историк о хорватах» [Турецкий историк о хорватах]. Документы (на хорватском языке). 43 : 479–482.
  112. ^ Jump up to: а б Джино 2010 , с. 22.
  113. ^ Дж. Грбеша; и др. (2007), «Черепно-лицевые характеристики хорватского и сирийского населения» , Collegium Antropologicum , 31 (4): 1121–1125, PMID   18217470
  114. ^ М. Шлаус (1998), «Краниометрические взаимоотношения средневековых популяций Центральной Европы: значение для хорватского этногенеза» , Starohrvatska Prosvjeta , 3 (25): 81–107.
  115. ^ М. Шлаус (2000), «Краниометрический анализ средневековых памятников в Центральной Европе: новые свидетельства расширения хорватского населения в период с 10 по 13 века» , Opuscula Archaeologica: Papers of Archeology , 23–24 (1): 273–284
  116. ^ М. Шлаус; и др. (2004), «Краниометрические взаимоотношения среди средневекового населения Центральной Европы: последствия для хорватской миграции и экспансии», Хорватский медицинский журнал , 45 (4): 434–444, PMID   15311416
  117. ^ Jump up to: а б Сокол, Владимир (2015). Средневековые украшения и погребальные комплексы в Хорватии: исследование могил и инвентаря, ок. От 800 до ок. 1450 . БРИЛЛ. стр. 90, 124. ISBN.  978-90-04-30674-5 .
  118. ^ Башич и др. 2015 .
  119. Татьяна О. Рудич, « Антропологический материал из могильника древнерусского периода Зеленче » (на украинском языке), Археология , Институт археологии НАНУ , выпуск 1, 2015, стр. 99-108, ISSN 0235-3490
  120. ^ Грачанин, Хрвое (2008), «Часть хорватов, прибывших в Далмацию, отделилась и управляла Иллирикой и Паннонией: дискуссии с DAI ок. 30, 75-78» , Povijest U Nastavi (на хорватском языке), VI (11): 67 –76, Короче говоря, император заявил, что либо часть хорватов переселилась из Далмации и, обосновавшись в Паннонии и Иллирике, правила там, либо что хорваты/член хорватской элиты взяли власть в тех областях, и что миграции не было. Ответ дают археологические и антропологические исследования. Краниометрические анализы, проведенные на останках скелетов с кладбищ от Адриатического побережья до глуби страны, позволяют сделать вывод, что популяции, считавшиеся древними хорватами, постепенно распространились во внутренние районы вплоть до южной Паннонии только в период с 10 по 13 век. 26 Далматинско-хорватское население явно отличается от более поздних континентальных популяций из Вуковара и Биело-Брдо, тогда как популяции из местонахождения Гомьеница близ Приедора, которое на основании археологических материалов классифицируется как часть Бьелобрдского культурного комплекса, уже относятся к группе Далматинско-хорватское население.27 Медленное проникновение хорватского влияния на север дополнительно подтверждается находками ювелирных изделий того времени,28 которые свидетельствуют о более непосредственных связях между далматинско-хорватским и южно-паннонско-славянским культурным кругом. Представленные данные позволяют сделать вывод, что хорваты вообще не заселяли южную Паннонию во время первоначальной миграции с севера на юг, хотя возможно, что некоторые более мелкие группы остались в этой области, в конечном итоге утонув в подавляющем большинстве другие оседлые славянские народы. Распространение древнего хорватского населения с юга на север относится ко времени, начиная с X века, и связано с изменением политических условий, укреплением и расширением раннего хорватского государства. На основании всего этого гораздо более вероятно, что этноним «хорваты» и сосеоба скрывают факт передачи политической власти, а значит, император приравнивал политическое превосходство к этническому присутствию. Именно такой подход он использовал, превратив заумлян, травунжан и неретлян в сербов (ДАИ, ок. 33, 8-9, 34, 4-7, 36, 5-7).
  121. ^ Мршич, Гордан; и др. (2012). «Хорватская национальная справочная база данных гаплотипов Y-STR» . Отчеты по молекулярной биологии . 39 (7): 7727–41. дои : 10.1007/s11033-012-1610-3 . ПМИД   22391654 . S2CID   18011987 .
  122. ^ Д. Приморац; и др. (2022). «Хорватское генетическое наследие: обновленная история Y-хромосомы» . Хорватский медицинский журнал . 63 (3): 273–286. дои : 10.3325/cmj.2022.63.273 . ПМЦ   9284021 . ПМИД   35722696 .
  123. ^ А. Зупан; и др. (2013). «Отцовская перспектива словенского населения и его отношения с другим населением» . Анналы биологии человека . 40 (6): 515–526. дои : 10.3109/03014460.2013.813584 . ПМИД   23879710 . S2CID   34621779 .
  124. ^ Андерхилл, Питер А. (2015), «Филогенетическая и географическая структура гаплогруппы R1a Y-хромосомы», European Journal of Human Genetics , 23 (1): 124–131, doi : 10.1038/ejhg.2014.50 , PMC   4266736 , PMID   24667786
  125. ^ ОМ Утовская (2017). генетическом пространстве Генофонд украинцев по различным системам генетических маркеров: происхождение и место на европейском . Национальный исследовательский центр для образования медицинской медицины национальной академии наук в Украине . pp. 219–226, 302.
  126. ^ Памджав, Хоролма; Фехер, Тибор; Немет, Эндре; Чаи Коппани, Ласло (2019). Генетика и предыстория (на венгерском языке). Напкут в аренду. п. 58. ИСБН  978-963-263-855-3 . Самый ранний общий предок подгруппы I2-CTS10228 (широко известной как «Динаро-Карпатская») подгруппы может быть датирован 2200 лет назад, так что в данном случае дело не в том, что мезолитическое население выжило в Восточной Европе в такой степени, а, скорее, в что мезолитическая группа В европейском железном веке узкая семья успешно интегрировалась в общество, которое вскоре начало сильную демографическую экспансию. Это также показывает, что нам приходится рассчитывать на успех наций, а не семей, и связывать это невозможно. к нынешней этнической идентичности, основанной на этом, вполне вероятно, что она участвовала в миграции славянских народов, став, таким образом, второй наиболее доминирующей группой после R1a в сегодняшней Восточной Европе. Однако в Западной Европе она полностью отсутствует, за исключением Восточногерманские территории, говорящие на славянском языке в раннем средневековье.
  127. ^ Фоти, Э.; Гонсалес, А.; Фехер, Т.; и др. (2020), «Генетический анализ венгерских завоевателей-мужчин: европейские и азиатские отцовские линии венгерских племен-завоевателей», Археологические и антропологические науки , 12 (1), doi : 10.1007/s12520-019-00996-0
  128. ^ Jump up to: а б Олальде, Иньиго; Каррион, Пабло (7 декабря 2023 г.). «Генетическая история Балкан от римской границы до славянских миграций» . Клетка . 186 (25): P5472-5485.E9. дои : 10.1016/j.cell.2023.10.018 . ПМК   10752003 . Проверено 8 декабря 2023 г.
  129. ^ Цветан и др. 2004 .
  130. ^ П. Ральф; и др. (2013). «География недавнего генетического происхождения в Европе» . ПЛОС Биология . 11 (5): e105090. дои : 10.1371/journal.pbio.1001555 . ПМЦ   3646727 . ПМИД   23667324 .
  131. ^ А. Кушнеревич; и др. (2015). «Генетическое наследие балто-славяноязычного населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных» . ПЛОС Один . 10 (9): e0135820. Бибкод : 2015PLoSO..1035820K . дои : 10.1371/journal.pone.0135820 . ПМК   4558026 . ПМИД   26332464 .
  132. ^ Кушнеревич Алена; Кассиан, Алексей (2020), «Генетика и славянские языки» , Марк Л. Гринберг (редактор), Онлайн-энциклопедия славянских языков и лингвистики , Brill, doi : 10.1163/2589-6229_ESLO_COM_032367 , дата обращения 10 декабря 2020 г.
  133. ^ Иосиф Лазаридис; Сонгюль Алпаслан-Роденберг; Айше Ачар; Айшен Ачикколь; Анагностис Агеларакис; Левон Агикян; Угур Акюз; Десислава Андреева; Гойко Андрияшевич; Дэвид Райх; и др. (26 августа 2022 г.). «Генетическое исследование древней и средневековой истории Южной Европы и Западной Азии» (PDF) . Наука . 377 (6609): 940–951. Бибкод : 2022Sci...377..940L . дои : 10.1126/science.abq0755 . ПМЦ   10019558 . ПМИД   36007020 . S2CID   251844202 .
  134. ^ «Анализ древней ДНК показывает, как взлет и падение Римской империи изменили население на Балканах» . ScienceDaily . 7 декабря 2023 г. . Проверено 8 декабря 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Поль, Вальтер (1988), Авары: степной народ в Центральной Европе, 567–822 гг. Н.э. (на немецком языке), Мюнхен: CH Beck , ISBN  978-3-406-48969-3
  • Мужич, Иван (2001), хорваты и автохтония на ( хорватском языке), Сплит: Книго Тисак, ISBN  953-213-034-9
  • Тафра, Роберт (2003), и готы ( хорваты на хорватском языке), Сплит: Марьян Тисак, ISBN  953-214-037-9
  • Каратай, Осман (2003), В поисках утраченного племени: истоки и становление хорватской нации , Мюнхен: Айше Демирал, ISBN  975-6467-07-Х
  • Майоров, Александр Вячеславович (2012), Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян в Карпатах [ Великая Хорватия: этногенез и ранняя история славян в Карпатах ] (на хорватском языке), Загреб, Самобор: Братья хорватского Дракона , Мериджани, ISBN  978-953-6928-26-2
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33f8e5c13a75bdfdda461d1719963922__1722446940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/22/33f8e5c13a75bdfdda461d1719963922.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Origin hypotheses of the Croats - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)