Хорватская система безопасности и разведки
Ядро системы безопасности и разведки Республики Хорватия составляют два безопасности и агентства разведки :
- Агентство безопасности и разведки ( хорватское : Агентство безопасности и разведки или SOA),
- Агентство военной безопасности и разведки ( хорватский : Vojna sečirto-obavštajjena agencija или VSOA) и
Эти агентства осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, соответствующим национальным законодательством, Стратегией национальной безопасности, Стратегией обороны и Ежегодными руководящими принципами работы служб безопасности. [1] Их работа находится под контролем хорватского парламента , президента республики , правительства , аппарата Совета национальной безопасности и Совета по гражданскому контролю спецслужб.
Сообщество разведывательных агентств, военных и гражданских, было создано Хорватией во время хорватской войны за независимость и стало неотъемлемой частью военных действий Хорватии против югославских и сербских сил. [2] Их общие предполагаемые расходы составляют 66 694 656,84 доллара. [3]
Организация
[ редактировать ]Согласно Конституции Хорватии , президент Республики и премьер-министр сотрудничают в руководстве деятельностью служб безопасности. Назначение директоров органов безопасности скрепляется подписью президента и премьер-министра по предварительному мнению Комитета по внутренней политике и национальной безопасности парламента Хорватии. [4]
Совет национальной безопасности
[ редактировать ]Задачи сотрудничества между Президентом Республики и Премьер-министром в руководстве работой органов безопасности и разведки находятся в компетенции Совета национальной безопасности ( Vijeće za nacionalnu sigurnost ). [5] Членами СНБ являются Президент Республики, Председатель Правительства, Министр обороны, Министр внутренних дел, Министр иностранных дел и европейской интеграции, Министр юстиции, Советник Президента Республики по национальной безопасности, Глава В ее работе также принимают участие Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Хорватия, начальник УВНС, директора СОА и ВСОА, Председатель Парламента, а при необходимости и другие люди.
Совет по координации служб безопасности и разведки
[ редактировать ]Совет по координации служб безопасности и разведки ( Savjet za koordinaciju sigurnosno-obavještajnih agencija ) отвечает за оперативную координацию работы спецслужб безопасности. Членами Совета являются Член Правительства, ответственный за национальную безопасность, как Председатель Совета; советник президента по национальной безопасности в качестве заместителя председателя; директора органов безопасности и разведки и руководитель УВНС. При необходимости в заседаниях Совета могут принимать участие и другие лица судебных, полицейских, инспекционных, надзорных и других организаций и учреждений.
Офис Совета национальной безопасности
[ редактировать ]Управление Совета национальной безопасности ( Ured Vijeća za nacionalnu sigurost или UVNS ) является органом хорватской системы безопасности и разведки, который обеспечивает поддержку в области национальной безопасности крупным государственным учреждениям. У УВНС есть три основные обязанности: поддержка Совета национальной безопасности и Совета по координации служб безопасности; анализ отчетов ведомств и экспертная оценка работы органов безопасности и разведки и ОТС; информационная безопасность - АНБ.
Агентство безопасности и разведки
[ редактировать ]Агентство безопасности и разведки (SOA) систематически собирает, анализирует и обрабатывает данные, важные для национальной безопасности . SOA стремится выявлять и предотвращать действия, направленные на угрозу независимости и суверенитету Республики Хорватия, насильственное подрыв государственной власти, основные свободы и права человека, гарантированные Конституцией и другими законами, а также основную экономическую систему Республики Хорватия.
За рубежом SOA систематически собирает, анализирует, обрабатывает и оценивает политические, экономические данные, данные о безопасности и военной сфере, относящиеся к зарубежным странам, международным правительственным и неправительственным организациям, политическим, военным и экономическим союзам, группам и отдельным лицам, демонстрирующим намерения, возможности и тайные планы. и секретная деятельность, направленная на угрозу национальной безопасности.
Агентство военной безопасности и разведки
[ редактировать ]Агентство военной безопасности и разведки (VSOA) является подразделением Министерства обороны. В ходе своих разведывательных операций ВСОА собирает, анализирует, обрабатывает и оценивает данные о вооруженных силах и системах обороны других стран, о внешнем давлении, которое может повлиять на оборонную безопасность, а также о деятельности за рубежом, направленной на угрозу оборонной безопасности страны. VSOA на территории Республики Хорватия собирает, анализирует и оценивает данные о намерениях, возможностях и планах лиц, групп и организаций в стране с намерением поставить под угрозу оборонную мощь страны; и принимает необходимые меры для обнаружения, мониторинга и противодействия такой деятельности.
Бюро безопасности информационных систем
[ редактировать ]Бюро безопасности информационных систем ( Завод за безопасность информационных систем или ЗСИС ) является центральным государственным органом, ответственным за технические области информационной безопасности государственных органов. [6] Директор ЗСИС назначается правительством по предложению Совета по координации разведывательных агентств.
Оперативный технологический центр наблюдения за телекоммуникациями
[ редактировать ]Оперативный технологический центр наблюдения за телекоммуникациями ( хорватский : Operativno-tehnički centar za nadzor telekomunikacija или OTC ) — небольшое агентство в рамках хорватского сообщества разведки и безопасности, ответственное за активацию и управление мерами тайного наблюдения за телекоммуникационными услугами. . Директор ОТС назначается правительством по предложению Совета по координации разведывательных агентств.
проверка
[ редактировать ]Работа органов безопасности и разведки подлежит контролю со стороны хорватского парламента (парламентский контроль), Управления Совета национальной безопасности (профессиональный контроль) и Совета по гражданскому контролю над агентствами безопасности и разведки (гражданский контроль).
Помимо вышеупомянутой проверки, в каждом ведомстве существует специальное организационное подразделение, ответственное за проверку работы его сотрудников.
Парламентский контроль
[ редактировать ]Проверка хорватским парламентом спецслужб безопасности осуществляется напрямую или через Парламентский комитет по внутренней политике и национальной безопасности ( хорватский : Odbor za unutarnju politiku i nacionalnu sigurnost ), [7] и Совет по гражданскому контролю над разведывательными агентствами.
Профессиональная проверка
[ редактировать ]Профессиональный контроль за работой спецслужб и ОТС осуществляет Аппарат Совета национальной безопасности.
Гражданский контроль
[ редактировать ]Хорватия – одна из немногих стран, где гражданский контроль над работой агентств проводится наряду с парламентским и профессиональным контролем. [8] С целью обеспечения гражданского контроля над работой разведывательных органов безопасности в 2002 году был создан Совет гражданского контроля над агентствами безопасности и разведки ( хорватский : Vijeće za građanski nadzor sigurnosno-obavještajnih agencija ) в соответствии с Законом о службах безопасности от 28 года. Март 2002 г. Совет состоит из председателя и шести членов, все из которых назначаются хорватским парламентом. Председатель и члены Совета назначаются сроком на четыре года, после чего могут быть назначены повторно. Совет контролирует законность работы органов безопасности, контролирует и контролирует применение мер по сбору конфиденциальных данных, ограничивающих гарантированные конституцией права человека и основные свободы. [9]
История
[ редактировать ]После первых демократических многопартийных выборов, состоявшихся в 1990 году, в рамках новой суверенной Хорватии начался процесс строительства государственных институтов.
Начало 1990-х
[ редактировать ]27 мая 1991 года президент Франьо Туджман учредил Бюро по защите конституционного порядка ( Ured za zaštitu ustavnog poretka или UZUP ). Сферой его работы и основной задачей было предоставление консультаций и профессиональной помощи в области защиты конституционного строя компетентным органам, выполняющим функции в Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны и Министерстве иностранных дел. В рамках системы защиты конституционного порядка Бюро отвечало за координацию и управление системой в целом. Служба по охране конституционного строя в рамках МВД, Служба безопасности и информации МО и Служба исследований и документации МИД были обязаны отчитываться перед Бюро о своей работе и результатах. Бюро отчитывалось перед Президентом Республики и высшими органами государственной власти. Эти органы, то есть их службы, составляли основу системы защиты конституционного строя.
1993–2002
[ редактировать ]В число основных задач разведывательного сообщества в 1990-е годы входили защита суверенитета и территориальной целостности Республики Хорватия (освобождение оккупированных территорий Хорватии), проблемы региональной безопасности (урегулирование кризиса в Боснии и Герцеговине ), международная терроризм и организованная преступность , контрразведывательная защита. С самого начала в центре внимания разведывательной работы разведывательного сообщества была территориальная целостность Хорватии и региональная стабильность, и две трети операций и проектов были посвящены этим целям. Лишь одна треть потенциала была направлена на борьбу с международным терроризмом, организованной преступностью и контрразведывательной защитой. [10]
Управление национальной безопасности
[ редактировать ]УЗУП прекратил свое существование 21 марта 1993 года, когда по решению президента Туджмана было создано Управление национальной безопасности ( Ured za nacionalnu sigurnost или UNS ) в качестве исполнительного государственного органа, который координировал, направлял и контролировал работу государственных служб, чьи деятельность была связана с национальной безопасностью .
Два года спустя, 17 мая 1995 года, хорватский парламент принял Закон об Управлении национальной безопасности . Всего в 17 коротких статьях были изложены задачи УНС и детали ее внутренней структуры. В соответствии с этим Законом были созданы и подпадают под его юрисдикцию три службы:
- Хорватская разведывательная служба ( Хорватская служба сообщений или HIS ),
- безопасности Штаб ,
- надзора Служба .
Для осуществления профессионально-технической деятельности Управления национальной безопасности были сформированы следующие службы (или их организационные подразделения):
- Национальный центр электронного мониторинга ( Nacionalna služba elektroničkog izviđanja или NSEI ), который был оперативно связан с хорватской армии Центральной службой радиоразведки и обеспечивал как внутреннюю, так и внешнюю сигнальную разведку. NSEI напрямую подчинялся директору UNS и Объединенному комитету национальной безопасности .
- академия Разведывательная .
Эти две службы никакими законодательными актами не регулировались, а только актами о внутренней организации. [11]
Директор УНС, назначаемый президентом, отвечал перед Президентом Республики за работу УНС и отдельных служб Управления национальной безопасности. [10]
Директорами были: [12]
- Хрвое Шаринич
- Крунислав Олужич
- Мирослав Туджман - действующий
- Лука Бебич
- Иван Ярняк
- Томислав Карамарко
Разведывательное сообщество
[ редактировать ]Цели и задачи разведывательного сообщества были поставлены Объединенным комитетом национальной безопасности (СОНС) и Координационным комитетом разведывательного сообщества (КООЗ). СОНС отвечал за руководство и координацию государственных министерств при проведении операций национальной безопасности, тогда как КООЗ отвечал за выполнение задач, поставленных СОНС.
Ядро разведывательного сообщества составляли четыре спецслужбы:
- Хорватская разведывательная служба (HIS), агентство внешней разведки и анализа; это было единственное агентство, уполномоченное проводить операции за границей, которому разрешено сотрудничать с агентствами дружественных стран.
- Служба по защите конституционного строя ( хорватский : Služba za zaštitu ustavnog poretka (SZUP) ), агентство внутренней разведки и внутренней безопасности. Какое-то время это было главное агентство внутренней и внешней разведки страны.
- Служба безопасности и разведки Министерства обороны ( хорватский : Sigurnosno-informativna služba, SIS )
- Управление разведки штаба хорватской армии (ОбУ ГСОСРХ)
Кроме того, частью сообщества был Департамент международного военного сотрудничества Министерства обороны , который не был разведывательным агентством как таковым, но собирал разведывательные данные посредством официальных дипломатических и военных контактов, а также посредством официальных контактов через военных посланников и военных. атташе правительства Хорватии. [13]
Президент Хорватии предоставил руководящие указания для операций UNS и хорватского разведывательного сообщества. Директор УНС и государственные министры поставили задачи подведомственным им службам. Годовой оперативный план разведывательного сообщества готовился КООЗ и включал в себя проекты и оперативные действия, в которых должны были принять участие две и более службы. SONS утвердил годовой оперативный план разведывательного сообщества и контролировал его выполнение.Помимо вышеупомянутых УНС и ведомств, в более широкий круг системы безопасности входили также уголовная полиция, военная полиция, таможенная служба и финансовая полиция, представители которых могли быть приглашены для участия в заседаниях КООЗ.
В 1990-е годы, и особенно после войны, государство использовало спецслужбы в политических целях – не только для преследования оппозиции, но и – в случае с некоторыми высокопоставленными членами хорватского правительства – как средство укрепления своей свою собственную силу против силы других членов внутреннего круга. Эти службы, в основном SZUP, SIS и HIS (возглавляемые сыном Туджмана Мирославом Туджманом ), использовались для политического манипулирования, шантажа, а также для набивания собственных карманов инсайдерскими сведениями о приватизационных сделках . В какой-то момент даже появились обвинения в том, что этими услугами злоупотребляли на чемпионате Хорватии по футболу, чтобы помочь команде, которую предпочитает Туджман, ярый футбольный фанат. [14]
Полный состав СИС был взят из бывшей Социалистической Республики Хорватии , Республиканской службы безопасности широко известной как UDBA , приказы которой отдавались Центром федеральной службы в Белграде. Трансфер был осуществлен благодаря ее лидеру Йосипу Перковичу и его неофициальному соглашению с Франьо Туджманом. Из Министерства внутренних дел Служба перешла в ведение Министерства обороны Хорватии. Первоначально оно было политизированным, поддерживая правящую партию ХДС и ее контроль над вооруженными силами. СИС была реструктурирована и деполитизирована после окончания войны, диверсифицировав свои операции и отделы, включив в них ВМС Хорватии и ВВС Хорватии , контрразведку, уголовные расследования и безопасность хорватских военачальников. Хотя СИС отвечала исключительно за военную разведку, считалось, что она проводила операции по сбору разведывательной информации в зарубежных странах, имеющих важное значение для Хорватии. [ нужна ссылка ]
2002–2006
[ редактировать ]По мере развития парламентской демократии в Республике Хорватия продолжались реформы в системе безопасности. [15] 19 марта 2002 года хорватский парламент принял Стратегию национальной безопасности . [16] Новая Стратегия, ориентированная на интеграцию в НАТО и ЕС , признала все соседние государства, включая Союзную Республику Югославию (ныне Сербия и Черногория ), партнерами в развитии, а не источниками дестабилизации. Несколько дней спустя, 21 марта, парламент принял Закон о службах безопасности ( Zakon o sigurnosnim službama Republike Hrvatske ). Эти законы легли в основу реформы хорватского разведывательного сообщества. [14]
В соответствии с Законом о службах безопасности были созданы три службы безопасности и разведки:
- Разведывательное управление ( Obavještajna agencija или OA ), ранее называвшееся HIS, основные обязанности которого изложены в главе III, параграф a), статья 7, подраздел (1) Закона: «Разведывательное управление (OA) будет через свою действия за рубежом, собирать, анализировать, обрабатывать и оценивать информацию политического, экономического, безопасности и военного характера в отношении зарубежных стран, международных правительственных и неправительственных организаций, политических, военных и экономических союзов, групп и отдельных лиц, особенно всех тех, кто имеет намерение, возможность или те, кто, как полагают, разрабатывают планы и тайные действия, чтобы поставить под угрозу (хорватскую) национальную безопасность».
- Агентство контрразведки , бывшее СЗУП ,
- Агентство военной безопасности ( Vojna sigurtosna agencija или VSA ), ранее SIS.
Чтобы облегчить сотрудничество между президентом Хорватии и премьер-министром в руководстве операциями служб безопасности и разведки, Совет национальной безопасности был основан . Кроме того, для реализации оперативной координации деятельности служб безопасности и разведки был создан Совет по координации органов безопасности и разведки. Аппарат Совета национальной безопасности был создан с целью осуществления экспертной и административной деятельности Совета национальной безопасности и Совета по координации органов безопасности и разведки.
В Министерстве иностранных дел сохранился собственный департамент, отвечающий за работу по обеспечению безопасности, но он будет обеспечивать только безопасность и передачу информации дипломатическим представительствам Хорватии за рубежом.
Эти изменения не полностью решили проблемы ведомств. После создания новых служб президент Стипе Месич предложил назначить директоров агентств, но премьер-министр Ивица Рачан отказался подписать эти назначения. Дополнительные проблемы были вызваны отсутствием координации, поскольку документы и файлы приходилось передавать в новые ведомства. За несколько дней до прекращения существования Управления национальной безопасности (31 марта) его уходящий глава Томислав Карамарко приказал перенести все подобные материалы в Государственный архив Хорватии . Этот жест был протестом против реорганизации служб безопасности и разведки. Это также обернулось крупным скандалом, поскольку секретные и конфиденциальные документы не хранились в архивах, где они пролежали несколько дней, прежде чем были доставлены в Разведывательное управление. [14]
Директорами Разведывательного управления были: [17]
- Дамир Лончарич
- Веселко Грубишич
С 2006 г.
[ редактировать ]Система разведки безопасности Хорватии снова претерпела реформы в середине 2006 года, когда хорватский парламент принял Закон о системе безопасности и разведки , который вступил в силу 17 августа 2006 года. Закон реорганизовал существующую систему разведки: Разведывательное управление (ОА) и контрразведку. Агентство военной безопасности (POA) было объединено с недавно созданным Агентством безопасности и разведки (SOA), а ранее существовавшее Агентство военной безопасности (VSA) было переименовано в Агентство военной безопасности и разведки (VSOA), а его юрисдикция была расширена и теперь включает деятельность за рубежом. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Профили контртеррористического потенциала: Хорватия» (PDF) . Апрель 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2011 г.
- ^ «Хорватское разведывательное сообщество — Джон Хацадони» . ФАС.org . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Крис Хиппнер, «Исследование размеров мировой разведывательной индустрии» (магистерская диссертация, декабрь 2009 г.), 7, https://www.scribd.com/doc/23958185/A-Study-Into-the-Size- мировой разведывательной индустрии .
- ^ Copyright 2006 - УСТАВНИ СУД РЕСПУБЛИКИ ХРВАЦКЕ. «Конституция Республики Хорватия» . Усуд.hr. Архивировано из оригинала 29 июня 2008 г. Проверено 20 сентября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Закон о системе безопасности и разведки Республики Хорватия» (PDF) . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «О, нама» . Zsis.hr . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ «Комитет по внутренней политике и национальной безопасности» . Сабор.hr. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «SOA — Надзор за деятельностью SOA» . Soa.hr . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ «Хрватский сабор — Совет гражданского надзора за органами безопасности и разведки» . Сабор.hr. Архивировано из оригинала 6 августа 2010 г. Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Первые пять лет службы хорватской разведки: 1993-1998 гг ., Мирослав Туджман , Национальная безопасность и будущее , Том 1 № 2. Июнь 2000 года.
- ^ «Хорватия: Мирослав Туджман контролирует НСЭИ» . Lists101.his.com. 07.12.2001. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 г. Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Управление национальной безопасности
- ^ HIS: 1993–1998 гг. Первые пять лет существования Хорватской службы новостей (на хорватском языке)
- ^ Jump up to: а б с «Конституционный контроль: Хорватия» . Восточноевропейский конституционный обзор . 11 (1/2). Зима – весна 2002 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 г. Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ «Соа-Поа» . Соа.хр. Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ «Стратегия национальной безопасности Республики Хорватия» (PDF) . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Агентство безопасности и разведки Республики Хорватия: история» . SOA.hr . nd Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .