Jump to content

Хорватская система безопасности и разведки

Ядро системы безопасности и разведки Республики Хорватия составляют два безопасности и агентства разведки :

Эти агентства осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, соответствующим национальным законодательством, Стратегией национальной безопасности, Стратегией обороны и Ежегодными руководящими принципами работы служб безопасности. [1] Их работа находится под контролем хорватского парламента , президента республики , правительства , аппарата Совета национальной безопасности и Совета по гражданскому контролю спецслужб.

Сообщество разведывательных агентств, военных и гражданских, было создано Хорватией во время хорватской войны за независимость и стало неотъемлемой частью военных действий Хорватии против югославских и сербских сил. [2] Их общие предполагаемые расходы составляют 66 694 656,84 доллара. [3]

Организация

[ редактировать ]

Согласно Конституции Хорватии , президент Республики и премьер-министр сотрудничают в руководстве деятельностью служб безопасности. Назначение директоров органов безопасности скрепляется подписью президента и премьер-министра по предварительному мнению Комитета по внутренней политике и национальной безопасности парламента Хорватии. [4]

Совет национальной безопасности

[ редактировать ]

Задачи сотрудничества между Президентом Республики и Премьер-министром в руководстве работой органов безопасности и разведки находятся в компетенции Совета национальной безопасности ( Vijeće za nacionalnu sigurnost ). [5] Членами СНБ являются Президент Республики, Председатель Правительства, Министр обороны, Министр внутренних дел, Министр иностранных дел и европейской интеграции, Министр юстиции, Советник Президента Республики по национальной безопасности, Глава В ее работе также принимают участие Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Хорватия, начальник УВНС, директора СОА и ВСОА, Председатель Парламента, а при необходимости и другие люди.

Совет по координации служб безопасности и разведки

[ редактировать ]

Совет по координации служб безопасности и разведки ( Savjet za koordinaciju sigurnosno-obavještajnih agencija ) отвечает за оперативную координацию работы спецслужб безопасности. Членами Совета являются Член Правительства, ответственный за национальную безопасность, как Председатель Совета; советник президента по национальной безопасности в качестве заместителя председателя; директора органов безопасности и разведки и руководитель УВНС. При необходимости в заседаниях Совета могут принимать участие и другие лица судебных, полицейских, инспекционных, надзорных и других организаций и учреждений.

Офис Совета национальной безопасности

[ редактировать ]

Управление Совета национальной безопасности ( Ured Vijeća za nacionalnu sigurost или UVNS ) является органом хорватской системы безопасности и разведки, который обеспечивает поддержку в области национальной безопасности крупным государственным учреждениям. У УВНС есть три основные обязанности: поддержка Совета национальной безопасности и Совета по координации служб безопасности; анализ отчетов ведомств и экспертная оценка работы органов безопасности и разведки и ОТС; информационная безопасность - АНБ.

Агентство безопасности и разведки

[ редактировать ]

Агентство безопасности и разведки (SOA) систематически собирает, анализирует и обрабатывает данные, важные для национальной безопасности . SOA стремится выявлять и предотвращать действия, направленные на угрозу независимости и суверенитету Республики Хорватия, насильственное подрыв государственной власти, основные свободы и права человека, гарантированные Конституцией и другими законами, а также основную экономическую систему Республики Хорватия.

За рубежом SOA систематически собирает, анализирует, обрабатывает и оценивает политические, экономические данные, данные о безопасности и военной сфере, относящиеся к зарубежным странам, международным правительственным и неправительственным организациям, политическим, военным и экономическим союзам, группам и отдельным лицам, демонстрирующим намерения, возможности и тайные планы. и секретная деятельность, направленная на угрозу национальной безопасности.

Агентство военной безопасности и разведки

[ редактировать ]

Агентство военной безопасности и разведки (VSOA) является подразделением Министерства обороны. В ходе своих разведывательных операций ВСОА собирает, анализирует, обрабатывает и оценивает данные о вооруженных силах и системах обороны других стран, о внешнем давлении, которое может повлиять на оборонную безопасность, а также о деятельности за рубежом, направленной на угрозу оборонной безопасности страны. VSOA на территории Республики Хорватия собирает, анализирует и оценивает данные о намерениях, возможностях и планах лиц, групп и организаций в стране с намерением поставить под угрозу оборонную мощь страны; и принимает необходимые меры для обнаружения, мониторинга и противодействия такой деятельности.

Бюро безопасности информационных систем

[ редактировать ]

Бюро безопасности информационных систем ( Завод за безопасность информационных систем или ЗСИС ) является центральным государственным органом, ответственным за технические области информационной безопасности государственных органов. [6] Директор ЗСИС назначается правительством по предложению Совета по координации разведывательных агентств.

Оперативный технологический центр наблюдения за телекоммуникациями

[ редактировать ]

Оперативный технологический центр наблюдения за телекоммуникациями ( хорватский : Operativno-tehnički centar za nadzor telekomunikacija или OTC ) — небольшое агентство в рамках хорватского сообщества разведки и безопасности, ответственное за активацию и управление мерами тайного наблюдения за телекоммуникационными услугами. . Директор ОТС назначается правительством по предложению Совета по координации разведывательных агентств.

проверка

[ редактировать ]

Работа органов безопасности и разведки подлежит контролю со стороны хорватского парламента (парламентский контроль), Управления Совета национальной безопасности (профессиональный контроль) и Совета по гражданскому контролю над агентствами безопасности и разведки (гражданский контроль).

Помимо вышеупомянутой проверки, в каждом ведомстве существует специальное организационное подразделение, ответственное за проверку работы его сотрудников.

Парламентский контроль

[ редактировать ]

Проверка хорватским парламентом спецслужб безопасности осуществляется напрямую или через Парламентский комитет по внутренней политике и национальной безопасности ( хорватский : Odbor za unutarnju politiku i nacionalnu sigurnost ), [7] и Совет по гражданскому контролю над разведывательными агентствами.

Профессиональная проверка

[ редактировать ]

Профессиональный контроль за работой спецслужб и ОТС осуществляет Аппарат Совета национальной безопасности.

Гражданский контроль

[ редактировать ]

Хорватия – одна из немногих стран, где гражданский контроль над работой агентств проводится наряду с парламентским и профессиональным контролем. [8] С целью обеспечения гражданского контроля над работой разведывательных органов безопасности в 2002 году был создан Совет гражданского контроля над агентствами безопасности и разведки ( хорватский : Vijeće za građanski nadzor sigurnosno-obavještajnih agencija ) в соответствии с Законом о службах безопасности от 28 года. Март 2002 г. Совет состоит из председателя и шести членов, все из которых назначаются хорватским парламентом. Председатель и члены Совета назначаются сроком на четыре года, после чего могут быть назначены повторно. Совет контролирует законность работы органов безопасности, контролирует и контролирует применение мер по сбору конфиденциальных данных, ограничивающих гарантированные конституцией права человека и основные свободы. [9]

После первых демократических многопартийных выборов, состоявшихся в 1990 году, в рамках новой суверенной Хорватии начался процесс строительства государственных институтов.

Начало 1990-х

[ редактировать ]

27 мая 1991 года президент Франьо Туджман учредил Бюро по защите конституционного порядка ( Ured za zaštitu ustavnog poretka или UZUP ). Сферой его работы и основной задачей было предоставление консультаций и профессиональной помощи в области защиты конституционного строя компетентным органам, выполняющим функции в Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны и Министерстве иностранных дел. В рамках системы защиты конституционного порядка Бюро отвечало за координацию и управление системой в целом. Служба по охране конституционного строя в рамках МВД, Служба безопасности и информации МО и Служба исследований и документации МИД были обязаны отчитываться перед Бюро о своей работе и результатах. Бюро отчитывалось перед Президентом Республики и высшими органами государственной власти. Эти органы, то есть их службы, составляли основу системы защиты конституционного строя.

В число основных задач разведывательного сообщества в 1990-е годы входили защита суверенитета и территориальной целостности Республики Хорватия (освобождение оккупированных территорий Хорватии), проблемы региональной безопасности (урегулирование кризиса в Боснии и Герцеговине ), международная терроризм и организованная преступность , контрразведывательная защита. С самого начала в центре внимания разведывательной работы разведывательного сообщества была территориальная целостность Хорватии и региональная стабильность, и две трети операций и проектов были посвящены этим целям. Лишь одна треть потенциала была направлена ​​на борьбу с международным терроризмом, организованной преступностью и контрразведывательной защитой. [10]

Управление национальной безопасности

[ редактировать ]

УЗУП прекратил свое существование 21 марта 1993 года, когда по решению президента Туджмана было создано Управление национальной безопасности ( Ured za nacionalnu sigurnost или UNS ) в качестве исполнительного государственного органа, который координировал, направлял и контролировал работу государственных служб, чьи деятельность была связана с национальной безопасностью .

Два года спустя, 17 мая 1995 года, хорватский парламент принял Закон об Управлении национальной безопасности . Всего в 17 коротких статьях были изложены задачи УНС и детали ее внутренней структуры. В соответствии с этим Законом были созданы и подпадают под его юрисдикцию три службы:

Для осуществления профессионально-технической деятельности Управления национальной безопасности были сформированы следующие службы (или их организационные подразделения):

Эти две службы никакими законодательными актами не регулировались, а только актами о внутренней организации. [11]

Директор УНС, назначаемый президентом, отвечал перед Президентом Республики за работу УНС и отдельных служб Управления национальной безопасности. [10]

Директорами были: [12]

Разведывательное сообщество

[ редактировать ]

Цели и задачи разведывательного сообщества были поставлены Объединенным комитетом национальной безопасности (СОНС) и Координационным комитетом разведывательного сообщества (КООЗ). СОНС отвечал за руководство и координацию государственных министерств при проведении операций национальной безопасности, тогда как КООЗ отвечал за выполнение задач, поставленных СОНС.

Ядро разведывательного сообщества составляли четыре спецслужбы:

  • Хорватская разведывательная служба (HIS), агентство внешней разведки и анализа; это было единственное агентство, уполномоченное проводить операции за границей, которому разрешено сотрудничать с агентствами дружественных стран.
  • Служба по защите конституционного строя ( хорватский : Služba za zaštitu ustavnog poretka (SZUP) ), агентство внутренней разведки и внутренней безопасности. Какое-то время это было главное агентство внутренней и внешней разведки страны.
  • Служба безопасности и разведки Министерства обороны ( хорватский : Sigurnosno-informativna služba, SIS )
  • Управление разведки штаба хорватской армии (ОбУ ГСОСРХ)

Кроме того, частью сообщества был Департамент международного военного сотрудничества Министерства обороны , который не был разведывательным агентством как таковым, но собирал разведывательные данные посредством официальных дипломатических и военных контактов, а также посредством официальных контактов через военных посланников и военных. атташе правительства Хорватии. [13]

Президент Хорватии предоставил руководящие указания для операций UNS и хорватского разведывательного сообщества. Директор УНС и государственные министры поставили задачи подведомственным им службам. Годовой оперативный план разведывательного сообщества готовился КООЗ и включал в себя проекты и оперативные действия, в которых должны были принять участие две и более службы. SONS утвердил годовой оперативный план разведывательного сообщества и контролировал его выполнение.Помимо вышеупомянутых УНС и ведомств, в более широкий круг системы безопасности входили также уголовная полиция, военная полиция, таможенная служба и финансовая полиция, представители которых могли быть приглашены для участия в заседаниях КООЗ.

В 1990-е годы, и особенно после войны, государство использовало спецслужбы в политических целях – не только для преследования оппозиции, но и – в случае с некоторыми высокопоставленными членами хорватского правительства – как средство укрепления своей свою собственную силу против силы других членов внутреннего круга. Эти службы, в основном SZUP, SIS и HIS (возглавляемые сыном Туджмана Мирославом Туджманом ), использовались для политического манипулирования, шантажа, а также для набивания собственных карманов инсайдерскими сведениями о приватизационных сделках . В какой-то момент даже появились обвинения в том, что этими услугами злоупотребляли на чемпионате Хорватии по футболу, чтобы помочь команде, которую предпочитает Туджман, ярый футбольный фанат. [14]

Полный состав СИС был взят из бывшей Социалистической Республики Хорватии , Республиканской службы безопасности широко известной как UDBA , приказы которой отдавались Центром федеральной службы в Белграде. Трансфер был осуществлен благодаря ее лидеру Йосипу Перковичу и его неофициальному соглашению с Франьо Туджманом. Из Министерства внутренних дел Служба перешла в ведение Министерства обороны Хорватии. Первоначально оно было политизированным, поддерживая правящую партию ХДС и ее контроль над вооруженными силами. СИС была реструктурирована и деполитизирована после окончания войны, диверсифицировав свои операции и отделы, включив в них ВМС Хорватии и ВВС Хорватии , контрразведку, уголовные расследования и безопасность хорватских военачальников. Хотя СИС отвечала исключительно за военную разведку, считалось, что она проводила операции по сбору разведывательной информации в зарубежных странах, имеющих важное значение для Хорватии. [ нужна ссылка ]

Эмблема Хорватского разведывательного управления

По мере развития парламентской демократии в Республике Хорватия продолжались реформы в системе безопасности. [15] 19 марта 2002 года хорватский парламент принял Стратегию национальной безопасности . [16] Новая Стратегия, ориентированная на интеграцию в НАТО и ЕС , признала все соседние государства, включая Союзную Республику Югославию (ныне Сербия и Черногория ), партнерами в развитии, а не источниками дестабилизации. Несколько дней спустя, 21 марта, парламент принял Закон о службах безопасности ( Zakon o sigurnosnim službama Republike Hrvatske ). Эти законы легли в основу реформы хорватского разведывательного сообщества. [14]

В соответствии с Законом о службах безопасности были созданы три службы безопасности и разведки:

  • Разведывательное управление ( Obavještajna agencija или OA ), ранее называвшееся HIS, основные обязанности которого изложены в главе III, параграф a), статья 7, подраздел (1) Закона: «Разведывательное управление (OA) будет через свою действия за рубежом, собирать, анализировать, обрабатывать и оценивать информацию политического, экономического, безопасности и военного характера в отношении зарубежных стран, международных правительственных и неправительственных организаций, политических, военных и экономических союзов, групп и отдельных лиц, особенно всех тех, кто имеет намерение, возможность или те, кто, как полагают, разрабатывают планы и тайные действия, чтобы поставить под угрозу (хорватскую) национальную безопасность».
  • Агентство контрразведки , бывшее СЗУП ,
  • Агентство военной безопасности ( Vojna sigurtosna agencija или VSA ), ранее SIS.

Чтобы облегчить сотрудничество между президентом Хорватии и премьер-министром в руководстве операциями служб безопасности и разведки, Совет национальной безопасности был основан . Кроме того, для реализации оперативной координации деятельности служб безопасности и разведки был создан Совет по координации органов безопасности и разведки. Аппарат Совета национальной безопасности был создан с целью осуществления экспертной и административной деятельности Совета национальной безопасности и Совета по координации органов безопасности и разведки.

В Министерстве иностранных дел сохранился собственный департамент, отвечающий за работу по обеспечению безопасности, но он будет обеспечивать только безопасность и передачу информации дипломатическим представительствам Хорватии за рубежом.

Эти изменения не полностью решили проблемы ведомств. После создания новых служб президент Стипе Месич предложил назначить директоров агентств, но премьер-министр Ивица Рачан отказался подписать эти назначения. Дополнительные проблемы были вызваны отсутствием координации, поскольку документы и файлы приходилось передавать в новые ведомства. За несколько дней до прекращения существования Управления национальной безопасности (31 марта) его уходящий глава Томислав Карамарко приказал перенести все подобные материалы в Государственный архив Хорватии . Этот жест был протестом против реорганизации служб безопасности и разведки. Это также обернулось крупным скандалом, поскольку секретные и конфиденциальные документы не хранились в архивах, где они пролежали несколько дней, прежде чем были доставлены в Разведывательное управление. [14]

Директорами Разведывательного управления были: [17]

  • Дамир Лончарич
  • Веселко Грубишич

Система разведки безопасности Хорватии снова претерпела реформы в середине 2006 года, когда хорватский парламент принял Закон о системе безопасности и разведки , который вступил в силу 17 августа 2006 года. Закон реорганизовал существующую систему разведки: Разведывательное управление (ОА) и контрразведку. Агентство военной безопасности (POA) было объединено с недавно созданным Агентством безопасности и разведки (SOA), а ранее существовавшее Агентство военной безопасности (VSA) было переименовано в Агентство военной безопасности и разведки (VSOA), а его юрисдикция была расширена и теперь включает деятельность за рубежом. [1]

  1. ^ Jump up to: а б «Профили контртеррористического потенциала: Хорватия» (PDF) . Апрель 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2011 г.
  2. ^ «Хорватское разведывательное сообщество — Джон Хацадони» . ФАС.org . Проверено 20 сентября 2011 г.
  3. ^ Крис Хиппнер, «Исследование размеров мировой разведывательной индустрии» (магистерская диссертация, декабрь 2009 г.), 7, https://www.scribd.com/doc/23958185/A-Study-Into-the-Size- мировой разведывательной индустрии .
  4. ^ Copyright 2006 - УСТАВНИ СУД РЕСПУБЛИКИ ХРВАЦКЕ. «Конституция Республики Хорватия» . Усуд.hr. Архивировано из оригинала 29 июня 2008 г. Проверено 20 сентября 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  5. ^ «Закон о системе безопасности и разведки Республики Хорватия» (PDF) . Проверено 20 сентября 2011 г.
  6. ^ «О, нама» . Zsis.hr . Проверено 10 августа 2010 г.
  7. ^ «Комитет по внутренней политике и национальной безопасности» . Сабор.hr. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 20 сентября 2011 г.
  8. ^ «SOA — Надзор за деятельностью SOA» . Soa.hr . Проверено 10 августа 2010 г.
  9. ^ «Хрватский сабор — Совет гражданского надзора за органами безопасности и разведки» . Сабор.hr. Архивировано из оригинала 6 августа 2010 г. Проверено 10 августа 2010 г.
  10. ^ Jump up to: а б Первые пять лет службы хорватской разведки: 1993-1998 гг ., Мирослав Туджман , Национальная безопасность и будущее , Том 1 № 2. Июнь 2000 года.
  11. ^ «Хорватия: Мирослав Туджман контролирует НСЭИ» . Lists101.his.com. 07.12.2001. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 г. Проверено 10 августа 2010 г.
  12. ^ Управление национальной безопасности
  13. ^ HIS: 1993–1998 гг. Первые пять лет существования Хорватской службы новостей (на хорватском языке)
  14. ^ Jump up to: а б с «Конституционный контроль: Хорватия» . Восточноевропейский конституционный обзор . 11 (1/2). Зима – весна 2002 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 г. Проверено 27 марта 2019 г.
  15. ^ «Соа-Поа» . Соа.хр. ​Проверено 10 августа 2010 г.
  16. ^ «Стратегия национальной безопасности Республики Хорватия» (PDF) . Проверено 20 сентября 2011 г.
  17. ^ «Агентство безопасности и разведки Республики Хорватия: история» . SOA.hr . nd Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b90322ec0fb302ddd1789147b4683440__1701784500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/40/b90322ec0fb302ddd1789147b4683440.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Croatian security and intelligence system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)