Служба государственной безопасности (Бельгия)
ВССЕ | |
Обзор агентства | |
---|---|
Сформированный | 1830 |
Штаб-квартира | 6, бульвар дю Руа Альберт, Брюссель , Бельгия 50 ° 51'27,69 "с.ш. 4 ° 21'18,58" в.д. / 50,8576917 ° с.ш. 4,3551611 ° в.д. |
Сотрудники | 600 |
Годовой бюджет | 50 миллионов евро |
руководитель агентства |
|
Материнское агентство | Федеральная государственная служба юстиции |
Служба государственной безопасности (VSSE) (известная по- голландски как Staatsveiligheid ; по-французски : Sûreté de l'État ) — бельгийское агентство разведки и безопасности. Основанная в 1830 году, это старейшая разведывательная служба в мире . Государственная безопасность является гражданским агентством, находящимся в ведении Министерства юстиции , а служба военной разведки, Служба общей информации и безопасности , действует в ведении Министерства обороны . [ 1 ] Нынешним генеральным администратором является Яак Раес после того, как его предшественник Ален Винантс занимал эту должность в период с 2006 по 2014 год. [ 2 ] VSSE принимает участие в ряде международных соглашений по сотрудничеству в области разведки, таких как Бернский клуб и CTG . Он имеет контакты с более чем 90 родственными службами на четырех континентах. [ 3 ]
Миссия
[ редактировать ]Основной целью Службы государственной безопасности является сбор, анализ и обработка всей разведывательной информации, которая может оказаться полезной для предотвращения любой деятельности, которая может представлять угрозу внутренней или внешней безопасности государства, демократическому и конституционному порядку или международным отношениям. , проведение расследований безопасности и выполнение задач, связанных с защитой определенных важных людей. [ 4 ] Эта последняя миссия была передана Федеральной полиции Бельгии в 2016 году. [ 5 ] Служба государственной безопасности также является одним из основных поставщиков информации об угрозах для бельгийского центра анализа угроз, Координационного подразделения по анализу угроз (CUTA/OCAD/OCAM). [ 6 ] В последние годы деятельность органов государственной безопасности была сосредоточена на террористической угрозе, исходящей от ДАИШ. [ 7 ]
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]В дни независимости Бельгии была создана «Администрация общественной безопасности» ( Administration de la Sûreté Publique ) для защиты молодого государства от попыток голландского короля Вильгельма I подавить бельгийских повстанцев. Служба общественной безопасности будет иметь два управления: одно будет полицией по делам иностранцев, а другое — службой безопасности. Как служба безопасности, Служба общественной безопасности должна была защищать бельгийское государство от голландских шпионов и республиканцев. страны Сбор разведывательной информации происходил только внутри страны: шпионаж за границей считался потенциальным нарушением нейтралитета , который был навязан другими европейскими государствами как условие независимости Бельгии. Служба почти с самого начала инициировала контакты с иностранными спецслужбами, налаживая тесные отношения с другими европейскими спецслужбами. После мира с Нидерландами служба сосредоточилась на подрывных элементах, успешно предотвратив попытку республиканского государственного переворота, спровоцированную Карлом Марксом в 1848 году. Среди других успехов можно отметить создание импровизированной службы внешней разведки во время Франко-прусская война 1870 года для поддержки бельгийской армии, которая стояла на страже потенциального вторжения в Бельгию.
С конца 1870-х и особенно в 1880-е годы главной заботой Службы общественной безопасности был рост социалистических движений. Свобода от политического контроля - из-за отсутствия правовой базы и политиков, которые предпочитали держать свою секретную службу на расстоянии, - привела к тому, что служба активно участвовала в провокационных операциях. В 1886 году это привело к скандалу, когда платный информатор был пойман при планировании взрыва: так называемое «Дело Пурбе» привело к сокращению бюджета Службы общественной безопасности. Однако вскоре средства пришлось снова увеличить, поскольку по Европе прокатилась волна террористических атак русских анархистов. За это время бельгийская разведка установила очень тесные отношения с парижским отделением российской охранки .
20 век
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны Управление общественной безопасности уничтожило свои архивы, чтобы предотвратить их попадание в руки врага. О его истории во время войны ничего не известно. На фронте в 1915 году была создана военная разведка, которая вела всю разведывательную работу и координировала деятельность сопротивления. Вскоре после окончания войны возникло соперничество между Службой общественной безопасности и ее военным аналогом, известным сегодня как Служба общей информации и безопасности ( ADIV/SGRS ), поскольку деятельность обеих служб иногда пересекалась. На военную разведку была возложена миссия по контрразведке, но после того, как в 1923 году она была приостановлена из-за скандала, связанного с бельгийской оккупацией Рейнской области , Службе общественной безопасности пришлось снова взять на себя эту задачу. В 1929 году в результате административной реформы полиция по делам иностранцев была преобразована в независимое ведомство, а Служба общественной безопасности получила название, которое она носит до сих пор: Безопасность государства (Veiligheid van de Staat/Sûrete de l'Etat).
В 1930-е годы государственная безопасность была занята борьбой с левыми и правыми экстремистами, а также всплеском немецкой шпионской активности. Немецкая угроза заставила бельгийское правительство восстановить службу военной разведки в 1937 году. Когда война стала неизбежной, обе службы на короткое время были объединены в рамках одного министерства. После немецкого вторжения бельгийская разведка последовала за правительством в изгнании в Лондон, чтобы снова взять на себя координацию сопротивления. Этому препятствовал раскол между правительством и королем Леопольдом III , который решил остаться в Бельгии и таким образом попасть в руки нацистов. Правительство, не желая доверять военной разведке из-за ее лояльности своему главнокомандующему, ставшему военнопленным, отдавало предпочтение государственной безопасности. Это значительно обострило соперничество между двумя службами, взаимная неприязнь которых вынудила правительство назначить Верховного комиссара для координации их действий.
В 1944 году служба государственной безопасности вернулась в Бельгию вместе с МИ-6 и голландской секретной службой, которой разрешили обосноваться в Брюсселе в ожидании освобождения Нидерландов. Служба будет играть существенную роль в отслеживании и наказании тех, кто сотрудничал с немцами. После этого последовал серьезный политический кризис, поскольку многие бельгийцы выступили против возвращения из плена дискредитированного Леопольда III. Государственной безопасности приходилось следить за противостоящими силами, особенно зарождающимся коммунистическим движением. Начало Холодной войны почти полностью сместило акцент на коммунизм. Угроза советского шпионажа станет приоритетной, когда Бельгия станет страной, где разместится штаб-квартира НАТО . С помощью Великобритании и Америки бельгийская разведка была значительно расширена, чтобы противостоять наплыву шпионов Варшавского договора . Поскольку контрразведка требовала затрат самоотверженных людей и ресурсов, начиная с 1970-х годов призрак международного терроризма снова стал преследовать Европу. Будучи удобной транзитной страной, Бельгия часто участвовала в террористической деятельности, что отводило государственной безопасности ключевую роль во многих успешных контртеррористических операциях. Несмотря на это, начиная с 1982 года Бельгия стала жертвой всплеска насилия. Нападения коммунистической террористической группы Cellulles Combattantes communis (CCC) совпало с рядом инцидентов, совершенных бандой гангстеров (в конечном итоге получившей название «Les tueurs du Brabant» или « Bende van Nijvel »), уровень применяемого насилия постепенно возрастал. В то время как CCC был эффективно нейтрализован в течение года, брабантские убийцы продолжали свою кровавую деятельность, прежде чем исчезнуть в ноябре 1985 года после самого жестокого рейда на супермаркет, в результате которого погибло 28 человек. Дело, как и личности преступников, остаются нераскрытыми.
В попытках расследовать травмирующие события деятельность органов государственной безопасности оказалась под пристальным вниманием. Разоблачения о связях между некоторыми офицерами разведки и правыми организациями совпали с намеками на то, что брабантские убийцы на самом деле были связаны с проводимой НАТО операцией Stay Behind , известной в Италии как «Гладио» , и которую в странах-участницах координировали их секретные службы. . Последовавшие за этим парламентские расследования показали, что бельгийский аппарат безопасности имел недостатки: он был раздробленным и неконтролируемым. Поэтому основная рекомендация заключалась в том, чтобы обеспечить правовую основу для деятельности разведывательных служб и служб безопасности и поставить их под парламентский надзор. Государственная безопасность вступила в эпоху после «холодной войны», омраченную неуверенностью в своем будущем. Несмотря на повсеместную деморализацию личного состава из-за этого, служба продолжала успешно противодействовать оставшимся операциям КГБ в Бельгии. На протяжении большей части 1990-х годов служба пыталась реорганизоваться и оживить себя. [ 8 ]
21 век
[ редактировать ]Когда в 1998 году вступил в силу Закон о разведывательных службах, Государственная безопасность наконец получила правовую основу, определяющую ее полномочия и полномочия для выполнения своих задач. [ 9 ] Чувствительность разведывательной работы после скандалов 1980-х годов заставила законодателей отложить выдачу разрешения на использование интрузивных технических средств для сбора разведывательной информации. Вместо этого бельгийским спецслужбам было разрешено работать только с человеческими источниками (HUMINT). Технический сбор разведывательных данных не был разрешен, что значительно отставало бельгийские разведывательные службы от своих иностранных коллег с точки зрения сбора и эффективности. Ситуация была изменена только в 2010 году благодаря принятию Закона о специальных методах разведки ( Bijzondere Inlichtingenmethoden , «BIM», см. ниже). До этого времени бельгийская полиция обладала превосходными возможностями: в 2003 году ей было разрешено использовать методы прослушивания телефонных разговоров и технического наблюдения (было намерение наделить разведывательные службы аналогичными компетенциями, но эта работа осталась незавершенной до 2009 года). Естественно, это вызвало большое недовольство Службой государственной безопасности, которой пришлось уступить свое место в качестве предпочтительного международного партнера Бельгии по борьбе с терроризмом. [ 10 ]
Еще одним поводом для разочарования стало создание в 2006 году центра сбора разведывательной информации об угрозах, что стало следствием европейского соглашения о создании таких центров в качестве реакции на террористические атаки на Мадрид и Лондон в 2004–2005 годах. Опасаясь конкуренции и даже потенциального устаревания, глава госбезопасности Коенраад Дассен активно пытался навредить созданию Координационного подразделения по анализу угроз (CUTA). [ 11 ] Однако Дассен все же попытался приоткрыть завесу секретности Государственной безопасности, впервые опубликовав отчет о общественной деятельности в 2005 году, в том же году Государственная безопасность отпраздновала свое 175-летие конференцией и книгой, посвященной ее истории и деятельности. [ 12 ] Однако службу смутил побег курдской террористки, поскольку на офицеров ВССЕ была возложена задача охранять ее, пока она находилась под домашним арестом. Дассен подал в отставку, заявив, что охрана подозреваемых — это не задача разведки, а работа полиции.
В эти годы бельгийская разведка приспосабливалась к надзору со стороны парламентского наблюдательного I. комитета Реорганизация и модернизация службы происходили медленно, и первая проверка эффективности, проведенная Комитетом, обнаружила ряд недостатков. Однако корень проблемы заключался в хроническом недофинансировании и политической незаинтересованности в службах безопасности. [ 13 ] Существенная реорганизация потребовалась, когда службе наконец разрешили проводить операции по техническому надзору, требуя не только оборудования для этого, но и правильного мышления для удовлетворения требований надлежащего обоснования использования методов, предусмотренных BIM-законом 2010 года. . [ 14 ]
В 2010-х годах VSSE обнаружила, что шпионаж растет как никогда раньше, благодаря ценной и конфиденциальной информации, хранящейся в Брюсселе, где расположены различные институты ЕС . CUTA и VSSE были первыми службами безопасности, которые предупредили об угрозе возвращения иностранных боевиков в свою страну в первые дни сирийского конфликта . По мере роста числа иностранных боевиков служба быстро переполнялась, а просьбы о дополнительной финансовой поддержке не удовлетворялись правительством даже после того, как VSSE предоставила информацию, которая помешала террористической ячейке в приграничном городе Вервье, планировавшей нападение вскоре после Charlie Hebdo Резня в . Нападение на Париж 13-14 ноября 2015 года выявило, что Бельгия является центром террористической активности. Эта связь получила кровавое подтверждение 22 марта 2016 года с взрывом в бельгийском национальном аэропорту и вагоне метро в европейском квартале. [ 15 ] Обстоятельства, которые привели к неспособности предотвратить нападения, были расследованы парламентской комиссией, которая рекомендовала существенно увеличить численность сотрудников и бюджетов служб безопасности и улучшить интеграцию различных участников, а также улучшить управление информацией и обмен ею. С 2016 года VSSE расширил свои возможности по борьбе с терроризмом, чему способствовали долгожданные финансовые вливания. Сотрудничество с другими службами безопасности также происходит на невиданном ранее уровне интенсивности. Чтобы еще больше поддержать общественное понимание работы разведывательной службы, VSSE отпраздновало 20-летие своей правовой базы, запустив свой веб-сайт и впервые за семь лет опубликовав отчет о деятельности. [ 16 ]
В 2022 году VSSE сообщил ФБР об иракском террористе. Таким образом, был сорван заговор с убийством бывшего американского президента Джорджа Буша . [ 17 ]
Директора
[ редактировать ]В Службе безопасности Бельгии работали следующие директора (так называемые «генеральные администраторы»):
- Исидор Плезан (1830–1831)
- Эммануэль Франсуа (1831-1839)
- Алексис Ходи (1840-1852)
- Наполеон Джозеф Верхейен (1852–1869)
- Виктор Берден (1869–1882)
- Адольф Готье де Расс (1882–1890)
- Франсуа Делату (1890–1903)
- Жан Батист Де Род (1903–1906)
- Луи Гонн (1906–1927)
- Альфред Реми (1927–1929)
- Рене Бельтьенс (1929–1933)
- Робер де Фой (1933–1943)
- Фернан Лепаж (1940–1944)
- Pol Bihin (1944-1947)
- Робер де Фой (1947–1958)
- Людовик Каймаекс (1958–1977)
- Альберт Раес (1977–1990)
- Стефан Шевебах (1990–1993)
- Барт ван Лейсебет (1994–1999)
- Годеливе Тиммерманс (2000–2002)
- Коенраад Дассен (2002–2006)
- Ален Винантс (2006–2014)
- Яак Раес (2014–2022 гг.)
- Франциска Бостин, временно исполняющая обязанности (2022 – настоящее время)
Парламентский надзор
[ редактировать ]В течение 1980-х годов ряд инцидентов, включая убийства в супермаркетах Брабанта , деятельность террористических групп, таких как Боевые коммунистические ячейки и неонацистская Вестлендская новая почта, привлекли внимание и критику к деятельности и неэффективности национальной полиции и спецслужб. [ 8 ]
В 1991 году после двух правительственных расследований был создан постоянный парламентский комитет «Комитет I» , призванный передать эти агентства, ранее не подвергавшиеся какому-либо внешнему контролю, под юрисдикцию федерального парламента Бельгии. Законодательство, регулирующее задачи и методы этих агентств, было принято в 1998 году. [ 18 ]
Право
[ редактировать ]Полномочия Службы безопасности были предоставлены Законом о разведывательных службах от 30 ноября 1998 года. Бельгийская разведка не обладает полицейскими полномочиями и способна только собирать и анализировать информацию. В соответствии с Законом о специальных методах разведки 2010 года ( «Wet op de Bijzondere Inlichtingenmethoden» , BIM) методы BIM позволяют вести наблюдение с помощью технических средств и перехватывать сообщения. Их использование находится под строгим контролем Комитета I во время и после операции и может быть приостановлено надзорным органом, если использование метода будет признано незаконным. Наиболее интрузивные BIM должны быть предварительно одобрены отдельным комитетом из трех специально назначенных судей, называемым BIM-комиссией, и снова подвергаются проверкам во время и после Комитета I.
Большинство использованных методов (от 1500 до 2000 за последние годы) касаются локализации и идентификации номеров мобильных телефонов в связи с борьбой с терроризмом. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ласоен 2017b .
- ^ «Яак Раес — новый генеральный директор Службы государственной безопасности» . 28 марта 2014 г.
- ^ Ласоен, Кеннет (2018). «План Б (руксели): бельгийская разведка и террористические атаки 2015–2016 годов». Терроризм и политическое насилие : 1–19. дои : 10.1080/09546553.2018.1464445 . S2CID 149729772 .
- ^ «Государственная безопасность – Федеральная государственная служба юстиции» .
- ^ VSSE, Отчет о деятельности за 2017-2018 гг. , стр. 8.
- ^ Ласоен 2017 .
- ^ Ласоен, Кеннет (2018). «План Б (руксели): бельгийская разведка и террористические атаки 2015–2016 годов». Терроризм и политическое насилие : 1–19. дои : 10.1080/09546553.2018.1464445 . S2CID 149729772 .
- ^ Jump up to: а б Ласоен 2016 .
- ^ Ласоен, Кеннет (2017). «Только для бельгийских глаз. Сотрудничество разведки в Бельгии» . Международный журнал разведки и контрразведки . 30 (3): 464–490. дои : 10.1080/08850607.2017.1297110 . hdl : 1854/LU-8512001 . S2CID 157376383 .
- ^ Ласоен, Кеннет (2019). «Операции SIGINT бельгийской разведки». Международный журнал разведки и контрразведки . 32 : 5–19. дои : 10.1080/08850607.2018.1488501 . S2CID 158963928 .
- ^ Ласоен, Кеннет (2017). «Показания и предупреждения в Бельгии. Брюссель — это не Delphi». Журнал стратегических исследований . 40 (7): 927–962. дои : 10.1080/01402390.2017.1288111 . S2CID 157685300 .
- ^ Кулс, Марк, изд. Государственная безопасность: очерки 175 лет государственной безопасности . Брюссель: Политея.
- ^ Ласоен, Кеннет (2017). «Только для бельгийских глаз. Сотрудничество разведки в Бельгии» . Международный журнал разведки и контрразведки . 30 (3): 464–490. дои : 10.1080/08850607.2017.1297110 . hdl : 1854/LU-8512001 . S2CID 157376383 .
- ^ Ласоен, Кеннет (2019). «Операции SIGINT бельгийской разведки». Международный журнал разведки и контрразведки . 32 : 5–19. дои : 10.1080/08850607.2018.1488501 . S2CID 158963928 .
- ^ Ласоен, Кеннет (2018). «План Б (руксели): бельгийская разведка и террористические атаки 2015–2016 годов». Терроризм и политическое насилие : 1–19. дои : 10.1080/09546553.2018.1464445 . S2CID 149729772 .
- ^ https://vsse.be/sites/default/files/1-av-nl-2018.pdf. [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Йенс Франссен (17 сентября 2022 г.). «Золотой бельгийский наконечник помог предотвратить убийство Джорджа Буша» . ВРТ НВС.
- ^ Ласоен, Кеннет (2017). «Только для бельгийских глаз. Сотрудничество разведки в Бельгии» . Международный журнал разведки и контрразведки . 30 (3): 464–466. дои : 10.1080/08850607.2017.1297110 . hdl : 1854/LU-8512001 . S2CID 157376383 .
- ^ Ласоен, Кеннет (2019). «Операции SIGINT бельгийской разведки». Международный журнал разведки и контрразведки . 32 : 5–19. дои : 10.1080/08850607.2018.1488501 . S2CID 158963928 .
Литература и источники
[ редактировать ]- Л. Кеунингс, Тайная полиция в Брюсселе девятнадцатого века , в: Разведка и национальная безопасность, 1989.
- К. Карпентье и Ф. Мозер, Государственная безопасность: история дестабилизации , Оттинье, 1993.
- Л. Ван Отрив, Службы разведки и безопасности , Брюссель, Courier du CRISP, 1999.
- Ф. Кестекер, Полиция по делам иностранцев в Бельгии, 1840-1940 гг. Создание гастарбайтеров , Нью-Йорк – Оксфорд, 2000.
- В М. Кулсе, К. Дассене, Р. Либерте, П. Понсартсе (ред.), La Sûreté. Очерки к 175-летию государственной безопасности , Брюссель, Политея, 2005.
- Бове, Ларс (2015). Тайны государственной безопасности. Расследование теневой администрации (на французском языке). Название: Издания Lannoo. ISBN 9789401425902 .
- Ласоен, Кеннет (2016). «185 лет Службе безопасности Бельгии». Журнал истории разведки . 15 (2): 98–116. дои : 10.1080/16161262.2016.1145854 . S2CID 147394882 .
- Ласоен, Кеннет (2017). «Показания и предупреждения в Бельгии. Брюссель — это не Delphi». Журнал стратегических исследований . 40 (7): 927–962. дои : 10.1080/01402390.2017.1288111 . S2CID 157685300 .
- Ласоен, Кеннет (2017). «Только для бельгийских глаз. Сотрудничество разведки в Бельгии» . Международный журнал разведки и контрразведки . 30 (3): 464–490. дои : 10.1080/08850607.2017.1297110 . hdl : 1854/LU-8512001 . S2CID 157376383 .
- Ласоен, Кеннет (2018). «План Б (руксели): бельгийская разведка и террористические атаки 2015–2016 годов». Терроризм и политическое насилие : 1–19. дои : 10.1080/09546553.2018.1464445 . S2CID 149729772 .
- Ласоен, Кеннет (2019). «Операции SIGINT бельгийской разведки». Международный журнал разведки и контрразведки . 32 : 5–19. дои : 10.1080/08850607.2018.1488501 . S2CID 158963928 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные со Службой государственной безопасности (VSSE), на Викискладе?