Jump to content

Служба государственной безопасности (Латвия)

Служба государственной безопасности
Служба государственной безопасности
Обзор агентства
Сформированный 25 августа 1919 г. ( 1919-08-25 ) (восстановлен 26 марта 1990 г.)
Юрисдикция Правительство Латвии
Штаб-квартира Бривибас гатве 207, Рига , Латвия
Веб-сайт vdd.gov.lv

Служба государственной безопасности или ВДД ( латышский : Valsts drošības dienests ) — одна из трёх латвийских служб безопасности и разведки . ВДД — гражданская служба контрразведки и внутренней безопасности , которая собирает разведданные из ряда источников и проводит их анализ, информирует высших государственных чиновников о выявленных рисках для национальной безопасности, а также принимает меры по нейтрализации этих рисков.

В компетенцию ВДД входят контрразведка, защита государственной тайны, защита конституционного строя, экономической безопасности, борьба с терроризмом, а также охрана сановников. Среди трех латвийских служб безопасности и разведки ВДД — единственная, уполномоченная проводить досудебное расследование (возбуждать уголовные дела и передавать дело для возбуждения уголовного преследования, а также задерживать лиц).

Надзор за деятельностью ВДД осуществляет Министр внутренних дел , осуществляет контроль за проведением ВДД оперативных мероприятий и законностью процесса досудебного расследования осуществляет Генеральная прокуратура, а парламентский контроль над ВДД Комиссия национальной безопасности Сейма .

По своей миссии, функциям и задачам ВДД является преемником Департамента государственной безопасности Латвии (созданного в 1919 году) - первой гражданской службы контрразведки и внутренней безопасности Латвии.

История ВДД

[ редактировать ]

Департамент государственной безопасности

[ редактировать ]

Основанный 11 августа 1919 года, Департамент государственной безопасности ( латышский : Valsts drošības Departments ) был первой латвийской гражданской службой контрразведки и внутренней безопасности, которая была основана в разгар продолжающейся войны за независимость Латвии . [1]

Штаб-квартира ведомства располагалась по адресу ул. Суворова, 12. (ныне улица Кришьяна Барона) в Риге. 3 сентября 1919 года начальником Управления государственной безопасности был назначен старший лейтенант Янис Лигерис-Лигерс (1889–1942). [2]

Основной задачей ведомства была борьба с преступлениями против государства и контроль за политической безопасностью. Функции управления и Отдела внутренней разведки Латвийской армии во многом пересекались. В связи с этим 1 ноября 1919 года кафедра была распущена.

5-й (политический) отдел Рижской криминальной полиции.

[ редактировать ]

После роспуска Департамента государственной безопасности его функции были переданы Отделу внутренней разведки армии. Там же продолжили свою карьеру большинство сотрудников ДГБ.

На смену департаменту пришел полиции криминальной 5-й (политический) отдел Рижской . [3] Оно проводило мероприятия по ликвидации созданных противником группировок диверсантов, пытавшихся помешать дальнейшему развитию зарождающейся страны и работе временного правительства во главе с Карлисом Улманисом . Параллельно сотрудники политического отдела продолжали работу по делам, возбужденным Департаментом государственной безопасности.

Департамент политической безопасности

[ редактировать ]

Менее чем через два месяца после подписания латвийско-советского мирного договора 11 августа 1920 года, по сути положившего конец Освободительной войне Департамент политической безопасности ( Politiska apsardzība , был создан ). Активные военные действия в Латвии прекратились, а характер угроз национальной безопасности изменился. По этой причине функции политического отдела криминальной полиции и отдела внутренней разведки армии были объединены в Департамент политической безопасности.

22 октября 1920 года капитан Вольдемарс Альпс (1891–1964) был назначен первым начальником Управления политической безопасности и занимал эту должность до тех пор, пока в 1922 году его не сменил Петерис Мартинсонс (1886 года рождения, год смерти неизвестен). Однако пост начальника управления политической безопасности некоторое время занимал и П.Мартинсонс. 15 марта 1923 года Янис Кактиньш (1892 года рождения, год смерти неизвестен) был назначен исполняющим обязанности начальника и исполнял свои обязанности почти четыре месяца, пока 3 июля 1923 года начальником Управления политической безопасности не стал Эрнест Аболтиньш (1884–1942). [4]

Несмотря на формальный мир, новообразованной Латвии пришлось бороться с различными видами иностранного влияния. Департаменту политической безопасности пришлось провести контрразведывательные мероприятия, чтобы защитить национальные интересы Латвии от политического и экономического шпионажа со стороны Советской России и не допустить проведения ею подрывных операций в Латвии. Главную угрозу национальной безопасности Латвии в тот период представляли различные организации подпольной Латвийской компартии , которые активно подстрекали к повстанцам и пытались дестабилизировать внутриполитическую жизнь. Сотрудники Департамента политической безопасности противодействовали этим коммунистическим организациям и сумели нейтрализовать часть из них.

Политический отдел

[ редактировать ]

В апреле 1924 года Департамент политической безопасности был переименован в Политическое управление (или Политическое управление, латышское : Politiskā pārvalde , Politpārvalde ), задачей которого было «обнаружение и преследование преступлений, направленных против демократического государства и его безопасности». [5]

16 июля 1924 года Вольдемар Озолиньш (1891–1941) был назначен заведующим отделом и занимал этот пост в течение следующих десяти лет - до апреля 1934 года. Политический отдел состоял из следственного отдела, отдела сбора разведданных и шести региональных отделов. Озолиньш начал свою службу в Политическом отделе 11 июня 1923 года в должности следователя, но уже через два месяца, 11 августа, был назначен исполняющим обязанности начальника Рижского округа . В 1927 году В.Озолиньш был награжден орденом Трех звезд III степени и орденом Белой розы Финляндии . [6]

20 апреля 1934 года главой политотдела был назначен Янис Фридрихс Валентинс Фридрихсонс (JFV Skrauja с 1939, 1892–1941) — это произошло прямо перед переворотом Карлиса Улманиса . [7] Основные вызовы национальной безопасности Латвии остались неизменными — подрывные операции СССР , а также ограничение деятельности коммунистов, фашистов и других политических экстремистов.

Летом 1940 года, когда Латвия была оккупирована СССР , почти все сотрудники Политотдела были расстреляны. Советские репрессивные органы считали службу в Политотделе особо тяжким «преступлением». После оккупации Латвии Озолиньш был арестован и депортирован в ГУЛАГ в России, где 25 февраля 1942 года Озолиньш был расстрелян. [8]

Информационный отдел

[ редактировать ]

После восстановления независимости Латвии в 1990 году возникла необходимость создания новой системы государственной безопасности Латвии. Вехами ее основания стали современные принципы о месте и роли разведывательных и контрразведывательных служб в демократическом обществе. В ноябре 1991 года был создан Департамент информации Министерства внутренних дел ( LR IeM Informācijas Departments ) — он выполнял задачи внешней разведки и контрразведки. [9] Первым заведующим кафедрой был Юрис Кузинс (1947–1992). [10]

Департамент защиты национального экономического суверенитета

[ редактировать ]

В феврале 1993 года Департамент информации был объединен со Службой защиты правительства ( Valdības apsardzes dienest Департамент защиты национального экономического суверенитета ( VESAD ) и был создан ). На него возлагались такие функции, как внешняя разведка, контрразведка, борьба с терроризмом и другими тяжкими преступлениями, а также охрана сановников. Руководителем отдела был назначен Раймондс Рожкалнс (1957 г.р.). [11]

Полиция безопасности

[ редактировать ]

В 1994 году был принят Закон об органах государственной безопасности. В том же году был реорганизован Департамент защиты национального экономического суверенитета и Полиция безопасности ( Drošības policija создана , DP).

27 декабря 1994 года было принято Положение о ДП, в котором ему предписывалось организовывать и проводить внешнюю разведку, контрразведку и другие мероприятия в целях предотвращения или нейтрализации деятельности, направленной на насильственное свержение конституционного строя или создающей иную угрозу государственной безопасности, а также почетная охрана.

В 1995 году было создано Бюро по защите Конституции (SAB). В 2000 году ДП передала САБ функции внешней разведки, а в 2003 году - часть функций контрразведки. [12]

В качестве реакции на глобальные угрозы, исходящие от международного терроризма, в 2005 году в рамках ДП был создан Контртеррористический центр для координации контртеррористических мер в Латвии.

8 июля 1994 года Раймондс Рожкалнс был назначен первым руководителем службы и занимал этот пост до 14 ноября 1996 года. 18 декабря 1996 года главой службы был назначен Янис Апелис (1942–2014), который занимал этот пост до 25 августа 1999 года, когда Имантс Янис Бекеш (1960 г.р.) был назначен на этот пост на следующие три месяца. С 21 декабря 1999 года по 7 ноября 2014 года руководителем службы был Янис Рейникс (1960 г.р.). 8 ноября 2014 года был назначен нынешний руководитель службы - Нормундс Межвиец (1973 г.р.).

Функции ВДД

[ редактировать ]

Благодаря поправкам к Закону об органах государственной безопасности, принятым в 2018 году, с 1 января 2019 года бывшая ДП теперь называется Службой государственной безопасности Латвии.

В настоящее время в компетенцию ВДД входят контрразведка и защита государственной тайны, защита конституционного строя, экономической безопасности, координация антитеррористических мер, а также охрана сановников. Из трех латвийских служб безопасности и разведки только ВДД уполномочено проводить досудебное расследование (возбуждать уголовные дела и передавать дело для возбуждения уголовного преследования, а также задерживать лиц). [13]

Контрразведка

[ редактировать ]

Одна из основных обязанностей ВДД — контрразведка. Целью контрразведывательных мероприятий является выявление и предотвращение деятельности иностранных разведывательных служб и служб безопасности, направленной против независимости Латвийской Республики, научного, технического и военного потенциала государства, интересов национальной безопасности и других жизненно важных сфер. значение для государства. [14]

ВДД систематически проводит брифинги для государственных и муниципальных чиновников, чтобы повысить осведомленность о рисках враждебной разведки. Для обеспечения контрразведывательных мер ВДД тесно сотрудничает с двумя другими латвийскими службами безопасности и разведки, а также со службами иностранных партнеров.

Защита государственной тайны

[ редактировать ]

Защита государственной тайны состоит из различных мер, направленных на сохранение государственной тайны и предотвращение ее незаконного распространения, разглашения или использования.

ВДД выдает допуски второй (до Секретной) и третьей (до Секретной) категорий на допуск к государственной тайне большинству государственных и муниципальных служащих, профессиональная деятельность которых требует такого доступа. При необходимости ВДД оказывает помощь в проверке лиц для выдачи допуска первой категории (вплоть до совершенно секретно) (допуски первой категории выдает САБ).

ВДД организует контроль за соблюдением требований к обращению с секретной информацией в государственных учреждениях, входящих в компетенцию ВДД, а также консультирует по вопросам обеспечения защиты государственной тайны и обращения с секретной информацией. [15]

Защита конституционного строя

[ редактировать ]

Одной из основных задач ВДД является защита конституционного строя государства. Это обеспечивается путем реализации ряда мер, направленных на предотвращение любых попыток противоправного изменения установленных в Конституции Латвии общих положений - государственной независимости, суверенитета, демократии и территориальной целостности.

Действия против конституционного строя осуществляются экстремистскими организациями, группами лиц или отдельными лицами. Заявленной или реальной целью этих субъектов является использование различных методов, в том числе насилия, для достижения изменения демократического государственного устройства, отделения отдельных регионов от Латвийской Республики или присоединения Латвийской Республики к другой стране. Эти субъекты могут действовать по собственной инициативе или по заданию других стран или экстремистских организаций. [16]

Экономическая безопасность

[ редактировать ]

ВДД также работает в сфере экономической безопасности, особенно учитывая растущее влияние экономических событий на национальную безопасность и попытки отдельных зарубежных стран использовать экономические инструменты для продвижения своих геополитических интересов.

Задачей VDD является выявление и предотвращение действий, направленных на получение контроля над компаниями, имеющими значение для национальной экономики или сфер, если реальной целью такой деятельности является не только коммерческая деятельность и получение прибыли, но и установление позиций политического влияния для продвижения интересов. зарубежных стран. Для обеспечения экономической безопасности также крайне важно выявлять и прекращать функционирование таких предприятий, которым поручают иностранные разведывательные службы и службы безопасности.

Стабильность финансового сектора играет огромную роль в обеспечении экономической безопасности, поэтому для обеспечения развития и устойчивости национальной экономики важно выявлять и предотвращать риски, связанные с финансовой репутацией государства.

Борьба с терроризмом

[ редактировать ]

Выявление и предотвращение террористических угроз является важным направлением деятельности VDD. ВДД проводит оперативные мероприятия с целью получения упреждающей информации о возможных террористических действиях и своевременного их предотвращения. Для выявления и нейтрализации террористических рисков ВДД тесно сотрудничает с зарубежными партнерскими службами и регулярно обменивается информацией и аналитикой.

Параллельно с оперативной деятельностью, анализом террористической угрозы и реализацией превентивных мер, ВДД также координирует деятельность государственных и муниципальных учреждений, а также других юридических лиц в сфере борьбы с терроризмом. Среди профилактических мер также контроль за поездками лиц из стран, подверженных риску терроризма, регулярные проверки критически важной инфраструктуры и мест массового скопления людей, предоставление рекомендаций по повышению физической безопасности этих объектов и образовательные мероприятия для их сотрудников. [17]

VDD разработал Национальный план борьбы с терроризмом и планы реагирования на различные сценарии террористических угроз. В сотрудничестве с другими учреждениями ВДД регулярно проводит антитеррористические учения.

Санитарная защита

[ редактировать ]

ВДД отвечает за защиту премьер-министра и спикера Сейма. Охрану президента Латвии обеспечивает Военная полиция. Однако Кабинет министров или Президиум Сейма может принять решение о назначении под охрану других высокопоставленных лиц. Кроме того, ВДД обеспечивает защиту должностных лиц, столкнувшихся с внезапной угрозой.

Помимо защиты высокопоставленных чиновников Латвии, VDD также обеспечивает безопасность глав иностранных государств и правительств, их министров иностранных дел, лидеров ООН, Совета ЕС, Европейского парламента и Европейской комиссии во время их визитов в Латвию. По предложению Министерства иностранных дел или Канцелярии Саэймы защита может быть обеспечена также во время визитов других иностранных должностных лиц или представителей иностранных и международных организаций и учреждений. [18]

Досудебное расследование

[ редактировать ]

Из трех латвийских служб безопасности и разведки только ВДД уполномочено проводить досудебное расследование. VDD расследует преступления, совершенные против государства или внутри служб безопасности и разведки. ВДД может расследовать и другие преступления, если они входят в компетенцию ВДД или если они поручены ВДД Генеральным прокурором. [19]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Берзина, Айга (2020). Служба безопасности в межвоенной Латвии, 1918-1940: История (на латышском языке). Рига. Мистер. 33. ISBN  9789934883040 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Берзина, Айга (2020). Служба безопасности в межвоенной Латвии, 1918-1940: История (на латышском языке). Рига. Мистер. 122. ИСБН  9789934883040 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Берзина, Айга (2020). Служба безопасности в межвоенной Латвии, 1918-1940: История (на латышском языке). Рига. Мистер. 36. ISBN  9789934883040 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Канэпе, Виджа (2001). Латвийские спецслужбы (на латышском языке). Рига. Мистер. 13. ISBN  9984-643-29-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Берзина, Айга (2020). Служба безопасности в межвоенной Латвии, 1918-1940: История (на латышском языке). Рига. Мистер. 44. ИСБН  9789934883040 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Берзина, Айга (2020). Служба безопасности в межвоенной Латвии, 1918-1940: История . Рига. Мистер. 129. ИСБН  9789934883040 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Берзина, Айга (2020). Служба безопасности в межвоенной Латвии, 1918-1940: История . Рига. Мистер. 129. ИСБН  9789934883040 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Берзина, Айга (2020). Служба безопасности в межвоенной Латвии, 1918-1940: История . Рига. Мистер. 129. ИСБН  9789934883040 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Об Департаменте информации МВД. Решение Совета Министров Латвийской Республики №. 301. Рига, 4 ноября 1991 года.
  10. ^ "Об А. Старе, З. Индрикове и Ю. Кузине. Постановление Совета Министров Латвийской Республики № 324" Диана . 25 ноября 1991 года.
  11. ^ «Разведкой будет заниматься Департамент защиты экономического суверенитета государства». День . 54 . 19 марта 1993 года.
  12. ^ Кудорс, Андис (2019). «Трансформация служб безопасности и разведки в Латвии» . Связи: Ежеквартальный журнал : 111.
  13. ^ Кудорс, Андис (2019). «Трансформация служб безопасности и разведки в Латвии» . Связи: Ежеквартальный журнал : 111.
  14. ^ «Закон об органах государственной безопасности» .
  15. ^ «Закон о государственной тайне» .
  16. ^ «Об органах государственной безопасности» .
  17. ^ «Об органах государственной безопасности» .
  18. ^ «Об органах государственной безопасности» .
  19. ^ «Об органах государственной безопасности» .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e69b52a9cedf8e8535433b9433db301__1719785880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/01/2e69b52a9cedf8e8535433b9433db301.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
State Security Service (Latvia) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)