Jump to content

Приватизация в Хорватии

Приватизация в Хорватии относится к политическим и экономическим реформам, которые включают приватизацию государственных активов в Хорватии . Приватизация началась в конце 1980-х годов при премьер-министре Югославии Анте Марковиче и в основном имела место в 1990-х годах после распада Югославии , во время президентства Франьо Туджмана и правления его партии Хорватский демократический союз (ХДС), и продолжалась в 2000-х годах с приватизация крупных государственных предприятий. Многие аспекты процесса приватизации до сих пор считаются спорными, поскольку считается, что политические и экономические потрясения в сочетании с событиями одновременной войны за независимость 1991–1995 годов привели к определенной преступной деятельности . [ нужна ссылка ]

Ранняя приватизация

[ редактировать ]

Процесс приватизации в бывшей Югославии был начат во время правления премьер-министра Югославии Анте Марковича . [1] В 1990 году он представил программу приватизации, согласно которой недавно принятые федеральные законы о приватизации позволили советам директоров компаний инициировать приватизацию, в основном через внутренние схемы владения акциями, которые изначально не обращались на фондовой бирже. [2] Это означало, что закон делал упор на «инсайдерскую» приватизацию рабочих и менеджеров компаний, которым акции могли быть предложены со скидкой. Югославские власти использовали термин «трансформация собственности», говоря о процессе перехода государственной собственности в частные руки. [1]

Отдельные законы о приватизации в отдельных республиках вскоре заменили федеральный закон. [1] [ когда? ] Республика Хорватия заменила федеральный закон о приватизации своим собственным законом о приватизации в апреле 1991 года. Новый закон предусматривал обязательную приватизацию и ликвидацию государственной собственности, а предприятия, находящиеся в государственной собственности, должны были быть преобразованы в акционерные общества или компании с ограниченной ответственностью. [3] Эти новые законы в Хорватии и Словении были истолкованы как молчаливая национализация, тенденция обоих правительств сначала ренационализировать государственную собственность, чтобы позже приступить к приватизации. [4]

На момент обретения Хорватией независимости ее экономика , как и вся югославская экономика , находилась в состоянии рецессии. В результате войны 1991–1995 годов инфраструктуре был нанесен огромный ущерб, особенно богатой туристической индустрии. Таким образом, приватизация и переход от плановой экономики к рыночной были медленными и неустойчивыми. [5]

Основные события

[ редактировать ]

Во время правления Хорватского демократического союза (ХДС) Хорватия начала программу приватизации в 1992 году, когда компании начали организовывать продажу акций своим сотрудникам. Доходы от приватизации и две трети непроданных акций были затем переданы в Фонд развития, а оставшаяся часть непроданных акций была передана в Пенсионный фонд и Фонд страхования по инвалидности, которые контролируются государством. [6] Приватизация часто подразумевала назначение новых менеджеров, близких к ХДС, или даже к ведущим членам партии. [7] тенденция, которая отпугивала иностранных инвесторов. [6] Государство также взяло в полную собственность более 100 важных крупных компаний и назначило там новых менеджеров, которые также часто были членами правящей партии. [3]

После окончания войны в 1995 году экономика Хорватии умеренно восстановилась, но коррупция, кумовство и общее отсутствие прозрачности препятствовали экономическим реформам и иностранным инвестициям, что сопровождалось общественным недоверием, когда многие государственные компании были проданы людям с хорошими политическими связями. по ценам ниже рыночных, [5] [8] все это было общим для реформ, которые проводились в большинстве посткоммунистических стран с переходной экономикой . [9]

Основным методом приватизации в Хорватии был выкуп акций управленческими работниками , а второстепенным методом была ваучерная приватизация . В 1991 году частного сектора в ВВП составляла 25 процентов, а его доля в занятой рабочей силе — 22 процента. доля [10] Метод приватизации способствовал увеличению государственной собственности, поскольку непроданные акции передавались в государственные фонды. В 1999 году доля частного сектора в ВВП достигла 60 процентов, что было значительно ниже по сравнению с другими бывшими социалистическими странами. [11] Правительство сохранило 1-30% акций приватизированных фирм в 33,4% фирм и более 30% в 7,6% фирм, что намного выше, чем в других странах. [12]

В 1995 году было создано Министерство приватизации, первым министром которого стал Иван Пенич. [3] Программа приватизации подверглась критике со стороны хорватских экономистов, которые охарактеризовали ее как клановый капитализм . Правящую партию особенно критиковали за передачу предприятий группе привилегированных владельцев, связанных с партией. [13] Президент Хорватии Франьо Туджман также стал объектом критики и обвинений в кумовстве и вероятности того, что он лично получил прибыль. Предполагаемое заявление о 200 богатых семьях [14] ему иногда приписывают управление хорватской экономикой, [15] хотя другие отмечают, что нет никаких доказательств того, что Туджман когда-либо говорил это. [16]

Приватизация крупных государственных компаний была практически остановлена ​​во время войны и в первые годы после заключения мира. По состоянию на 2000 год примерно 70 процентов крупных компаний Хорватии все еще находились в государственной собственности, включая воду, электричество, нефть, транспорт, телекоммуникации и туризм. [17]

Год Рост ВВП [18] Дефицит/Избыток* Долг к ВВП Доходы от приватизации*
1994 5,9% 1,8% 22,20%
1995 6,8% -0,7% 19,30% 0,9%
1996 5,9% -0,4% 28,50% 1,4%
1997 6,6% -1,2% 27,30% 2,0%
1998 1,9% 0,5% 26,20% 3,6%
1999 -0,9% -2,2% 28,50% 8,2%
2000 3,8% -5,0% 34,30% 10,2%
2001 3,4% -3,2% 35,20% 13,5%
2002 5,2% -2,6% 34,80% 15,8%
* Включая капитальные доходы
* нарастающим итогом, в % от ВВП
[ редактировать ]

Хорватский документальный сериал «Газда» ( «Босс» ) рассказывает о приватизации и росте скандальных магнатов в Хорватии 1990-х годов. [19] [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Патрик Хинан, Моник Ламонтань: Справочник по Центральной и Восточной Европе , Routledge, 2014, стр. 96
  2. ^ Милица Увалич: Инвестиции и права собственности в Югославии: длительный переход к рыночной экономике , Cambridge University Press, 2009, стр. 185
  3. ^ Перейти обратно: а б с Уильям Бартлетт: Проблемный регион Европы: экономическое развитие, институциональная реформа и социальное обеспечение на Западных Балканах , Routledge, 2007, стр. 65
  4. ^ Милица Увалич: Инвестиции и права собственности в Югославии: длительный переход к рыночной экономике , Cambridge University Press, 2009, стр. 190
  5. ^ Перейти обратно: а б Публикации по международному бизнесу: Справочник по инвестиционным и торговым законам и правилам Хорватии , стр. 22
  6. ^ Перейти обратно: а б Патрик Хинан, Моник Ламонтань: Справочник по Центральной и Восточной Европе , Routledge, 2014, стр. 110
  7. ^ Уильям Бартлетт: Проблемный регион Европы: экономическое развитие, институциональная реформа и социальное обеспечение на Западных Балканах , Routledge, 2007, стр. 18
  8. ^ Иштван Бенчес: Дефицит и долг в переходный период: Политическая экономия государственных финансов в Центральной и Восточной Европе , Central European University Press, 2014, стр. 203
  9. ^ Сол Эстрин: Влияние приватизации в странах с переходной экономикой , Лондонская школа экономики и политических наук, 2007, с. 14-15
  10. ^ Сол Эстрин: Влияние приватизации в странах с переходной экономикой , Лондонская школа экономики и политических наук, 2007, с. 18-19
  11. ^ Иштван Бенчес: Дефицит и долг в переходный период: Политическая экономия государственных финансов в Центральной и Восточной Европе , Central European University Press, 2014, стр. 205-206
  12. ^ Сол Эстрин: Влияние приватизации в странах с переходной экономикой , Лондонская школа экономики и политических наук, 2007, с. 20
  13. ^ Уильям Бартлетт: Проблемный регион Европы: экономическое развитие, институциональная реформа и социальное обеспечение на Западных Балканах , Routledge, 2007, стр. 66
  14. ^ «Хорваты говорят «нет» национализму» . Христианский научный монитор . ISSN   0882-7729 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 г. Проверено 06 марта 2024 г.
  15. ^ Галл, Карлотта (3 сентября 2000 г.). «Слабая Хорватия борется со своими бывшими лидерами» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 г. Проверено 06 марта 2024 г.
  16. ^ Роман Домович: Подлинность фразы «200 семей»
  17. ^ Восточная Европа: Знакомство с людьми, землей и культурой , с. 473
  18. ^ База данных основных агрегатов национальных счетов
  19. ^ «Приватизация для новичков на примере Мирослава Кутлы» (на хорватском языке) . Проверено 20 января 2018 г.
  20. ^ Коммуникации, Neomedia (15 ноября 2017 г.). «Продолжение «Хозяина»: Юричан и Папарелла реконструируют приватизацию / Новый список» . www.novilist.hr (на хорватском языке) . Проверено 20 января 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65821907ce90cf6a60788e4dfbf9e541__1715229840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/41/65821907ce90cf6a60788e4dfbf9e541.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Privatization in Croatia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)