Образование в Хорватии
Министерство науки и образования | |
---|---|
Министр науки и образования | Радован Фукс |
Национальный бюджет образования (2015 г.) | |
Бюджет | кун 13,091 миллиарда |
Общие сведения | |
Основные языки | хорватский |
Тип системы | Национальный |
Грамотность | |
Общий | 99.7% [1] |
Мужской | 99.9% |
Женский | 99.5% |
Часть серии о |
Культура Хорватии |
---|
Люди |
Мифология |
Спорт |
Образование в Хорватии – это право, защищенное статьей 66 Конституции , которая гласит, что каждый имеет право на бесплатное обязательное образование на равных условиях и в соответствии со своими способностями. [2] Образование является обязательным для детей в возрасте от 6 до 14 лет.
Система образования в Хорватии начинается с дошкольных учреждений-детских садов. Дети начинают обязательное восьмилетнее начальное образование в возрасте 6 или 7 лет. После окончания начальной школы учащиеся могут продолжить свое образование, исходя из оценок в начальной школе, в четырехлетних необязательных средних школах, которые по учебной программе разделены на гимназии , профессиональные (технические, промышленные, торговые) и художественные (музыкальные, танцевальные, художественные) школы . С 2010 года зачисление в высшие учебные заведения определяется по баллам учащегося на выпускном экзамене на аттестат зрелости . Высшие учебные заведения предлагают как университетское, так и профессиональное обучение. Высшие учебные заведения делятся на политехнические институты, колледжи, факультеты и академии искусств. С 2005 года все учебные программы приведены в соответствие с требованиями Болонского процесса . Пятилетние университетские программы позволяют студентам работать в науке, образовании, бизнесе, государственном секторе и т. д., а также могут получить степень бакалавра ( бакалавриат ), магистратуру (бакалавриат). MA ) или аспирантура ( PhD ) уровень. Профессиональное обучение длится два-три года и предлагается в политехнических институтах и колледжах. По окончании выпускники получают звание профессионального бакалавра (бакалавр).
Государственные начальные и средние школы, а также высшие учебные заведения являются бесплатными. Студенты платят только за учебники, основное оборудование, еду в столовой, студенческие общежития и другие предметы первой необходимости, хотя государство также ежегодно предоставляет тысячи стипендий. Кроме того, государство оплачивает медицинскую страховку студентов. В стране очень мало частных школ.
Образование в Хорватии имеет долгую историю: первым университетом был Задарский университет , основанный в 1396 году. Крупнейшим и старейшим постоянно действующим хорватским университетом является Загребский университет , основанный в 1669 году. Сегодня здесь действуют 940 начальных и 390 средних школ, а также а также 90 государственных и 32 частных высших учебных заведения Хорватии.
Образовательная система [ править ]
Начальное и среднее образование по существу бесплатное, поскольку оно в основном спонсируется Министерством образования хорватского правительства . Высшее образование также в основном бесплатное, поскольку правительство финансирует все государственные университеты и позволяет им устанавливать квоты на бесплатное зачисление на основе предыдущих результатов студентов (обычно оценок в средней школе и их результатов на наборе экзаменов при зачислении).
Однако из-за низкой заработной платы учителей по всей Хорватии наблюдается нехватка учителей. Нехватка учителей стала постоянной проблемой из-за количества образовательных программ в Хорватии.
Год | Начальное образование или ниже | Среднее образование | Высшее образование |
---|---|---|---|
1961 | 85.6% | 12.6% | 1.8% |
1971 | 75.9% | 20.5% | 3.6% |
1981 | 65.1% | 28.5% | 6.4% |
1991 | 54.0% | 36.5% | 9.5% |
2001 | 40.6% | 47.4% | 12.0% |
2011 | 30.8% | 52.6% | 16.4% |
Критика была высказана в отношении уровня участия учащихся в занятиях и реализации ими политики. По словам Джозефа Лоутера, хорватская «доля расходов на образование составляет 4% от ВВП, что значительно ниже среднего показателя по Европе».
Хорватия подписала Болонскую декларацию на пражской встрече министров, отвечающих за низшее образование, в 2009 году, пообещав тем самым привести свою систему высшего образования в соответствие с так называемым Болонским процессом к 2010 году. Первые студенты поступили в рамках новой системы в этом учебном году. 2005/2006.
В 2005 году правительство Хорватии решило начать пересмотр программы начального и среднего образования под названием Hrvatski nacionalni obrazovni Standard (Хорватский национальный образовательный стандарт). В 2005/2006 учебном году новая система была опробована в 5% начальных школ.
Хорватия начала работу по цифровизации своих школ посредством общенациональной инициативы по цифровизации, проводимой CARNET, Хорватской национальной исследовательской и образовательной сетью. В рамках пилотной инициативы 920 преподавателей и более 6 000 учеников из 151 школы получили компьютеры, планшеты и презентационное оборудование, а также улучшили связь и подготовку учителей. Когда разразилась пандемия COVID-19 , эти школы были готовы начать предлагать онлайн-программы в течение двух дней. [5] [6] [7]
Ожидается, что к концу 2023 года более 1300 начальных, средних и художественных школ в Хорватии будут полностью переведены на цифровые технологии. Ожидается, что около 20 000 учителей и другого образовательного персонала пройдут обучение. Цель состоит в том, чтобы обеспечить ИТ-оборудованием все хорватские школы, а также обучить преподавателей и создать цифровые учебные материалы, повышая уровень цифровой зрелости хорватских школ. [5] [8]
Дошкольное образование [ править ]
Раннее развитие детей организуется в детских садах, которые не являются обязательными. Существует три этапа дошкольного образования: [9]
- с 6 месяцев до года
- от года до трех
- с трехлетнего возраста до тех пор, пока ребенок не пойдет в начальную школу
Несмотря на то, что эти три этапа не являются обязательными, каждый ребенок должен посещать детский сад в течение года перед поступлением в начальную школу.
В стране более 450 детских садов; большинство из них государственные, хотя есть и частные. Есть много детских садов, объединенных с начальными школами.
Начальное образование [ править ]
Хорватское начальное образование состоит из восьми лет и является обязательным. Дети идут в школу в возрасте 6 или 7 лет. [10]
Учащиеся делятся на три или более классов, и эти классы называются классом А, классом В, классом С и так далее. Учащиеся меняют классы и путаются после 4-го класса.
Начальные школы разделены на два этапа:
- С 1-го по 4-й классы преподает один учитель в классе, который преподает все предметы, за исключением иностранных языков и религии, с такими предметами, как хорватский язык , математика , изобразительное искусство ( likovna kultura ), природа и общество ( природа и друштво ), физика. образование , музыкальное образование и как минимум один иностранный язык (обычно английский , обычно в 1-м классе и обязателен в 4-м классе). Религиозное образование является факультативным предметом, и учащиеся могут выбирать между католическими, православными и исламскими религиозными предметами. Студенты остаются в одном классе в течение 4 лет.
- С 5 по 8 классы, где разные учителя преподают разные предметы с добавлением таких предметов, как история , география , биология , химия , физика , профессиональное образование , информатика. [ противоречивый ] и помимо английского , часто второй язык (обычно немецкий , французский или итальянский ). [11] У учеников больше нет одного класса, а они перемещаются по школе, чтобы добраться до своих занятий.
С тех пор, как начальная школа стала обязательной (во времена Югославии ), уровень грамотности в Хорватии находится на значительном уровне - 98,1%. Большинству детей удается окончить начальную школу. [12]
В большинстве школ преподают английский , немецкий или итальянский язык уже в первом классе . В большинстве школ второй язык предлагается начиная с 4-го класса. Самыми популярными иностранными языками являются английский, немецкий и итальянский, за ними следуют испанский , французский и русский . [10]
Людей, получивших только начальное образование, классифицируют как «неквалифицированных рабочих» ( по-хорватски : nekvalificirani radnik бюро по трудоустройству или NKV). 2,8% хорватов никогда не ходили в начальную школу, 15,7% так и не закончили ее и 21,7% получили только начальное образование. 47% хорватов имеют законченное среднее образование и 7,9% имеют высшее образование. [13]
В настоящее время в Хорватии 940 начальных школ. [14] Государственные начальные школы находятся в ведении местных органов власти, городов и муниципалитетов.
Среднее образование [ править ]
Среднее образование в настоящее время является необязательным, хотя большинство политических партий выступают за то, чтобы оно также стало обязательным.
Средние школы в Хорватии подразделяются на:
- гимназии с четырьмя доступными образовательными треками; природословно-математическая гимназия (со специализацией в математике, информатике и естественных науках), учебная гимназия (с упором на иностранные языки и с меньшим количеством естественных наук), классическая гимназия (с учебной программой, основанной на классике , а именно латыни и древнегреческом языке ) и опча гимназия (которая охватывает общее образование и не является столь конкретным). Как общеобразовательная школа-гимназия представляет собой переход к профессиональной подготовке в колледжах и университетах и на факультетах, т.е. она не готовит учащихся к определенной профессии, а в основном ориентирует их на дальнейшее образование. Преподаваемые предметы включают: хорватский язык, математику, английский язык, 2-й иностранный язык (по выбору), 3-й иностранный язык (опция только в школах, ориентированных на иностранный язык), латынь, историю искусств, понимание музыки, историю, географию, биологию, химию, физику. , Социология, Психология, Информационные технологии, Политика и экономика, Философия, Логика, Физическое воспитание и факультатив. Студенты могут выбрать либо религиоведение, либо этику в качестве факультатива. Обучение в гимназии длится четыре года. В гимназии труднее поступить, чем в профессиональные или художественные школы, и, как правило, их труднее закончить.
- профессиональные училища , в которых обучают студентов определенному ремеслу, например кулинарии или столярному делу, и длятся от трех до пяти лет. Школы экономики и инженерии также попадают в эту категорию. Медицинский вуз – единственный, который длится пять лет, начиная с 2010/11 учебного года.
- художественные школы , специализирующиеся на изобразительном искусстве, музыке и тому подобном. Они занимают четыре года.
Гимназии, экономические школы и инженерные школы учатся четыре года. Есть также некоторые профессиональные школы , которые существуют всего три года.
Средние школы предоставляют учащимся начальные предметы, необходимые для создания необходимой рабочей среды в Хорватии. Людей, окончивших среднюю школу, относят к категории «среднего уровня знаний» ( srednja stručna sprema или SSS ).
Выпускникам профессиональных училищ со сроком обучения 4 года разрешается сдать национальный выпускной экзамен ( državna matura ) и поступить в университет. Выпускники профессионально-технических училищ со сроком обучения 3 года могут поступать в профессионально-технические высшие учебные заведения, однако обе группы студентов также имеют право работать после окончания средней школы, как и выпускники художественных школ, тогда как выпускники гимназий должны поступать в университет.
Процесс поступления в среднюю школу в Хорватии довольно сложен. Учащийся выбирает 5 школ, в которые он хочет поступить (студенты, интересующиеся профессиональными училищами, могут выбрать две программы в рамках школы), а затем перечисляют их. Первая школа в списке — это школа, в которую ученик хочет пойти больше всего. В Хорватии максимальное количество баллов при регистрации — 80; Баллы набираются на основе оценок начальной школы (кроме первого-четвертого классов) и любых дополнительных критериев, таких как соревнования, болезни и тому подобное. Порог баллов — это определенное количество баллов, ниже которого ученик не может записаться в школу. Например, если в определенной школе пороговый уровень баллов равен 65, никто, набравший 64 или менее баллов, не сможет зарегистрироваться. В школах обычно есть квоты на количество учеников, которые могут поступить в этот конкретный год.
В настоящее время в Хорватии насчитывается около 90 гимназий и 300 профессиональных училищ. Государственные средние школы находятся в ведении региональных властей, округов.
Высшее образование [ править ]
Студенты могут поступить в два основных вида высшего образования:
- политехнические школы ( veleucilište ), высшее образование
- университеты , образование высшее
Раньше различие между программами, преподаваемыми в университетах и политехнических институтах, заключалось в продолжительности обучения и окончательной классификации студентов – но эта грань стирается с реализацией Болонского процесса . Раньше veleučilište примерно соответствовал немецкой концепции Fachhochschule .
Люди, ранее прошедшие veleucilište, были классифицированы как имеющие «высший опыт» ( viša stručna sprema или VŠS). Люди, ранее прошедшие sveučilište, были классифицированы как обладающие «высоким опытом» ( visoka stručna sprema или VSS). Также можно было поступить в аспирантуру и получить звания магистра , а также доктора знаний ( PhD ). Изменения 2003 года в законодательстве о высшем образовании, которые ввели Болонский процесс в Хорватии, отменили термины «высший» и «высокий» опыт.
Со времени Болонского процесса уровни экспертизы следующие:
- Бакалавр наук и бакалавр искусств ( первоступник )
- Магистр наук и магистр искусств ( magistar )
- образования Магистр magistar edukacije
- Доктор наук и доктор искусств ( доктор )
Все крупные университеты Хорватии состоят из независимых « факультетов » (хорватский fakultet , что означает колледж или факультет). Каждый независимый колледж или факультет имеет собственную администрацию, профессиональный персонал (также известный как «факультет») и кампус. Колледжи специализируются на конкретных областях обучения: естественные науки, философия, право, инженерия, экономика, архитектура, медицина и так далее. Хотя колледжи или факультеты университета обычно расположены в том же городе, что и администрация университета, иногда это не так. Например, факультет металлургии Загребского университета расположен в городе Сисак . Университеты Дубровника, Севера (Копривница, Вараждин), Пулы, Славонски Брода и Задара не имеют независимых колледжей.
Описание хорватской системы высшего образования по состоянию на июль 2008 года можно найти в официальном хорватском Руководстве по публикации приложения к диплому , которое было опубликовано Министерством науки, образования и спорта Республики Хорватия в июле 2008 года. Хотя документ Сама система высшего образования на хорватском языке, описание системы высшего образования на английском языке доступно на стр. 25.
Школы меньшинств [ править ]
Существует специальный закон об образовании меньшинств. [15] Обучение представителей национальных меньшинств осуществляется в 24 начальных школах, где программа ведется на языке и письме соответствующего национального меньшинства, а в 61 начальной школе есть классы по такой программе. [16] Существует шесть моделей образования меньшинств. [17] [18] [19]
и Домашнее обучение школы альтернативные
В этом разделе может быть придан чрезмерный вес определенным идеям, происшествиям или противоречиям . Пожалуйста, помогите создать более сбалансированную презентацию . Обсудите и решите эту проблему, прежде чем удалять это сообщение. ( октябрь 2014 г. ) |
Домашнее образование было законным в Хорватии в 1874 году. [20] [21] [22] когда хорватское законодательство установило, что родители обязаны давать образование своим детям либо дома, либо отправляя их в школу. В конце каждого учебного года ребенок должен был сдавать экзамен в государственной школе.
Начальное образование в Хорватии является обязательным для детей в возрасте от шести до пятнадцати лет и охватывает восемь классов. [23]
В сентябре 2010 года религиозная организация Хорватская христианская коалиция [24] представил предложение [25] изменить закон, чтобы домашнее образование стало законным в Хорватии. Гражданская организация « Образование на других началах» [26] присоединился и сейчас работает над собственным предложением.
Предлагаемая модель основана на словенской и черногорской модели домашнего образования. Ребенку необходимо записаться в местную школу (государственную или частную) и сдать ежегодный экзамен по определенным предметам (родной язык и математика только в младших классах; с добавлением иностранного языка в средних классах и дополнительных предметов в старших классах). Если ребенок не сдает все экзамены с двух попыток, ему предписывается продолжить обучение в обычном порядке в школе. Ежегодно до конца мая родители должны уведомить школу о том, что они будут обучать своего ребенка дома.
Как и в случае со Словенией и Черногорией, предлагаемая модель не накладывает никаких ограничений на то, кто может обучаться на дому. [27] Родители, обучающие своих детей дома, не имеют права на получение какой-либо государственной помощи. Школы имеют право выбирать, разрешать ли им особые условия для детей, обучающихся на дому (гибкое обучение, использование школьных ресурсов, участие в экскурсиях и других школьных мероприятиях и т. д.). Министерство образования и школы не обязаны оказывать какую-либо помощь родителям детей, обучающихся дома (пособия для учителей, рабочие листы, консультации и т. д.).
Предложенная модель была выбрана потому, что она требует минимальных изменений в существующем законодательстве и ее можно реализовать в рамках существующей образовательной системы. Конституция Хорватии, [28] в пункте 1 статьи 63 говорится, что родители обязаны давать своим детям образование . Аналогичным образом, в пункте 1 статьи 65 говорится, что начальное образование является обязательным и бесплатным.
По состоянию на июль 2011 года в Хорватии действуют три альтернативные начальные школы - одна Монтессори. [29] и две школы Штайнера Вальдорфа. [30] [31] Альтернативные школы в Хорватии обязаны следовать национальной учебной программе [23] (пункт 1 статьи 26, статья 30).
Другие учебные заведения [ править ]
существуют государственные музыкальные школы Помимо государственных классов или школ специального образования начального и среднего уровня . Учащиеся музыкальных школ по-прежнему обязаны следовать обычной программе в своих начальных и средних школах. Занятия обычно проводятся в смену, противоположную обычным школьным часам.
Существует более тридцати научных институтов , в том числе Энергетический институт «Хрвое Пожар» в Загребе, Институт гражданского строительства Хорватии, Культурный и научный центр «Милутин Миланкович» и Институт «Руджер Бошкович» в Загребе, который является крупнейшим в Загребе. страна.
Хорватская академия наук и искусств в Загребе - это научное общество, продвигающее язык, культуру и науку с момента ее первого создания в 1866 году. (Сопоставление слов, обычно встречающихся в английском языке как «Искусство и науки», намеренно.)
См. также [ править ]
- Список средних школ в Хорватии
- Список высших учебных заведений Хорватии
- Список школ в Хорватии
- Список университетов и колледжей Хорватии
- Академическая оценка в Хорватии
Ссылки [ править ]
- ^ «Всемирная книга фактов» . Архивировано из оригинала 9 марта 2013 г. Проверено 6 мая 2016 г.
- ^ «Хорватский парламент» .
- ^ «Население в возрасте 15 лет и старше по уровню образования и полу, переписи 1961–2011 годов» . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года . Загреб: Статистическое бюро Хорватии . Декабрь 2012.
- ^ Разница в 100,0% относится к неизвестному уровню образования.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Деятельность группы ЕИБ в регионах сплочения ЕС в 2021 году» . www.eib.org . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Проект электронных школ подталкивает хорватских детей и учителей к цифровым образовательным проектам» . ec.europa.eu . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Электронные школы: цифровая трансформация хорватской школьной системы | GÉANT CONNECT Online» . GÉANT CONNECT Онлайн | Ведущее сотрудничество в области электронной инфраструктуры и услуг для исследований и образования . 16.06.2020 . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Проект электронной школы повышает цифровую грамотность хорватских студентов» . www.total-croatia-news.com . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 г. Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «МЗОС – Раннее и дошкольное воспитание и обучение» . Архивировано из оригинала 7 января 2016 г. Проверено 7 декабря 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ситуация современного преподавания и изучения языков: Хорватия - Ивонн Врховац, Загребский университет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2010 г.
- ^ «Европейцы и их языки - специальный барометр Европейской комиссии за февраль 2006 г.» (PDF) . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ «ЦРУ — Всемирная книга фактов» . 15 ноября 2022 г.
- ^ «21,7 процента хорватских граждан окончили только начальную школу» .
- ^ «Начальная школа» . Республика Хорватия, Министерство науки, образования и спорта. Архивировано из оригинала 11 июля 2007 г. Проверено 27 сентября 2007 г.
- ^ Закон о воспитании и образовании на языке и письменности этнических меньшинств. Архивировано 29 ноября 2010 г. в Wayback Machine Us English Foundation.
- ↑ Начальное образование. Архивировано 11 мая 2012 г. в Wayback Machine . Министерстве образования
- ^ Образование на языке и письменности национальных меньшинств. Архивировано 11 мая 2012 г. в Wayback Machine . Министерстве образования
- ^ Меньшинства в Хорватии, Группа по правам меньшинств , 2003 г. ISBN 1-904584-10-1
- ^ Стив Деженев и Ричард Гоуэн Образование меньшинств в Республике Хорватия: пример из округа Вуковар-Сирмиум , ОБСЕ, 2003 г.
- ^ «Антун Чувай: Материалы по истории образования в королевствах Хорватии и Славонии с древнейших времен до наших дней: с 20 апреля 1868 г. по 31 мая 1875 г. - том VI» (hr), Library.foi.hr
- ^ «Закон об организации народных школ и подготовке народных учителей в королевствах Хорватии и Славонии» (hr), Антун Чувай «Građa za povijest...», страница 439, статьи 50 и 51, Library.foi.hr
- ^ «Поддержка инициативы по легализации образования на дому в Хорватии» (hr), Druginacin.hr. Архивировано 26 марта 2012 г., на Wayback Machine.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Закон об образовании в начальной и средней школе (ч), статья 11, пункт 1, статья 12, пункт 1, статья 26, пункт 1, статья 30
- ↑ Хорватская христианская коалиция. Архивировано 10 февраля 2018 г. в Wayback Machine. Хорватская христианская коалиция.
- ^ «Предложение о внесении поправок в Закон об образовании в начальных и средних школах». Архивировано 2 марта 2011 г. в Wayback Machine (hr), Хорватская христианская коалиция. Архивировано 10 февраля 2018 г. в Wayback Machine.
- ↑ Obrazovanje na Drugi Način , Хорватская ассоциация домашнего образования. Архивировано 4 июля 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ «Официальное заявление Министерства образования и культуры о легализации домашнего образования». Архивировано 6 июля 2011 г. на Wayback Machine (hr), Druginacin.hr.
- ^ Ustav Republike Hrvatske (hr), Конституция Хорватии, 25 апреля 2001 г., статья 63, пункт 1 и статья 65, пункт 1.
- ^ Основная школа Монтессори "Barunice Dédée Vranyczany". Архивировано 1 сентября 2011 г. в Wayback Machine (ч), Загреб.
- ^ Вальдорфская школа в Загребе (час), Загреб
- ^ Начальная вальдорфская школа в Риеке (cro), Риека
Внешние ссылки [ править ]
- Богнар, Ладислав. «Страновые отчеты об образовании: Хорватия: проблемы и перспективы развития школьного образования в Хорватии» [1] 5 сентября 2007 г. Ладислав Богнар — профессор педагогического факультета в Осиеке.
- Всемирный справочник ЦРУ [2]
- Министерство науки, образования и спорта Республики Хорватия. «Приложение к диплому: инструкции, правила и примеры» [3] июль 2008 г.
- Лоутер, Джозеф. «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ХОРВАТИИ» Рабочие документы Экономического департамента ОЭСР. Париж: ОЭСР. 2002. Качество хорватского формального образования: Вашингтон. Получено через Хорватский институт государственных финансов 5 сентября 2007 г.