Образование в Молдове
Образование в Молдове в настоящее время находится в ведении Министерства образования, культуры и исследований .
История [ править ]
В 1990 году средний молдаванин учился в школе шесть лет, и только 30% людей старше 15 лет имели среднее образование. После окончания советской власти были проведены реформы, согласно которым граждане должны были получить базовое образование в течение 10 лет с последующим поступлением в техникум или высшее учебное заведение. [1]
Начальное и среднее школьное образование [ править ]
По состоянию на 2007-2008 учебный год в Молдове действовало десять типов начальных и средних школ:
- В детские сады принимают малышей от 3 до 5–6 лет.
- Начальная школа , 1-4 классы
- Средняя школа , 5-9 классы
- Лицеи , 10-12 классы, на бакалавриат экзамен
- Общеобразовательные школы, 10–11 классы, без экзамена на степень бакалавра, продолжение высшего образования невозможно.
- Вечерние школы
- Профессиональные училища, 1 год (12 класс), без экзамена на степень бакалавра, продолжение высшего образования невозможно.
- Профессионально-технические училища , 3 года (10-12 классы), без экзамена на степень бакалавра, но можно продолжить высшее образование.
- Профессиональные лицеи, 3 года (10-12 классы), экзамен на бакалавриат
- Колледжи ( Colegii ), от 3 до 4 лет, экзамен на степень бакалавра по желанию, но можно продолжить высшее образование.
- Специальные школы , 1–11 классы, без экзамена на степень бакалавра, невозможно продолжить высшее образование.
Правила выставления оценок [ править ]
Самая низкая оценка (оценка) в системе образования Молдовы – 1, высшая – 10. Для сдачи курса, предмета или экзамена студенту необходимо получить оценку 5 или выше.
Высшее образование [ править ]
В Молдове действуют 19 государственных и 12 частных высших учебных заведений . [2] в общей сложности 81 669 студентов в 2015–2016 годах.
, институтах и академиях Молдовы работают 6200 преподавателей В университетах (в среднем 1 преподаватель на 20,3 студентов). Из них только 2700 (43%) имеют степени доктора философии , в том числе 358 (5,8%) имеют также высшую ученую степень: Абилитация . Молдавские преподаватели обычно преподают около 20 часов в неделю (одна из самых высоких нагрузок в мире).
52,5% студентов специализируются на экономике , праве , социальных науках или в некоторых областях, которые Министерство образования Молдовы называет на своем сайте «областями профессионального образования», 18,4% изучают инженерное дело и архитектуру , 16,0% — образование . Всего предлагается 90 специальностей (специализаций).
Платно за обучение платят 101,1 тыс. студентов, или 80,2% (от 2 000 до 7 300 молдавских леев в год, т.е. от 120 до 430 евро в год). Государство пытается увеличить количество бесплатных мест при поступлении в государственные вузы: в 2001 году их было 5085, в 2002 году — 5290, в 2003 году — 5628, в 2004 году — 6354, в 2005 году — 7048, в 2006 году — 7835, но это темп (54% за 5 лет) ниже темпа прироста (65% за тот же период) общего числа мест. 15% бесплатных мест зарезервировано и распределено среди кандидатов из малообеспеченных семей. Стремясь их поддержать, государство выплачивает стипендии 70% студентов, занимающих бесплатные места, т.е. 14,4% от общего числа студентов. С 1 января 2006 года эти стипендии распределяются по трем категориям: 210, 230 или 270 молдавских леев в месяц, т.е. 12, 14 или 16 евро в месяц соответственно.
78,4% студентов учатся на румынском языке , что примерно соответствует соответствующей языковой группе. [3] [4] а 19,5% учатся на русском языке (включая представителей других языковых групп, таких как гагаузы или болгарские). [3] Иностранные языки в последние годы становятся все менее популярными: 1,8% обучались на английском или французском языке в 2010-2011 учебном году по сравнению с 3,2% в 2006 году. [3]
Национальный совет по аккредитации и аттестации – организация, утверждающая программы экзаменов для докторантов, присуждающая ученые степени и научно-педагогические звания. Совет публикует в Интернете все кандидатские диссертации, разработанные и защищенные в Молдове. [5]
Учебная программа [ править ]
В настоящее время выпускники получают два типа дипломов: один за выполнение учебной программы и лицензионный экзамен, а второй тип, если дополнительно они пишут лицензионную дипломную работу.
Министерство образования определяет своей стратегической целью высшего образования «интеграцию в общее европейское пространство высшего образования и активное участие в его построении». В 2005 году Молдова подписала обязательство по реализации соглашений Болонского процесса . В связи с этим с тех пор было внесено несколько изменений:
- реорганизация с 1 сентября 2005 г. высшего образования на бакалавриат 3–4 года и магистратуру 1–2 года.
- обязательство копировать европейские законы и принимать их оптом
- разработка и реализация Рамочного плана для первого цикла (бакалавриата)
- разработка нового классификационного перечня специальностей бакалавриата
- разработка руководства по внедрению будущей национальной системы переводных кредитов и институционализация этой системы во всех университетах и колледжах.
- осуществление введения справки об образовании в уникальном европейском формате, как приложения к Лицензионному диплому
Заявленными целями Министерства образования при принятии этих мер являются:
- повышение качества высшего образования страны
- повышение национальной и международной мобильности студентов и преподавателей
- принятие и внедрение «ценностей европейского университетского образования» в образовательную систему Молдовы
Качество высшего образования объявлено приоритетом . В этом контексте первоочередной задачей объявляется внедрение Национальной рамки квалификаций профессионального образования , которая будет определять «образовательные завершенности и компетенции», «обязательный минимум реализации в высшем образовании» и в той или иной степени будет способствовать повышению в «качестве подготовки выпускников для народного хозяйства», а также каким-то образом будет способствовать «обеспечению непрерывного повышения качества образования».
Университетам и колледжам предлагается начать создавать собственные «системы внутреннего управления качеством» с целью «организовать внутренний процесс обеспечения качества в соответствии с национальными стандартами и требованиями внешних систем оценки».
Цитаты [ править ]
- ^ Шихан 2000 , с. 64.
- ^ «обучение в Молдове» . Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Образование в Республике Молдова , стр. 97.
- ^ «Итоги переписи населения 2004 года» . Архивировано из оригинала 07 сентября 2017 г. Проверено 21 июля 2008 г.
- ^ «Сайт NCAA» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2016 г. Проверено 27 ноября 2007 г.
Ссылки [ править ]
- Шиэн, Патрисия (2000). Молдова . Культуры мира. Том. 20 (иллюстрировано, переиздание). Маршалл Кавендиш. ISBN 9780761409977 .