Jump to content

Образование в Люксембурге

Образование в Люксембурге многоязычное и состоит из фундаментального, среднего и высшего образования.

Большинство школ находятся в ведении государства и являются бесплатными. Посещение школы является обязательным в возрасте от 4 до 16 лет.

Система образования в Люксембурге

Фундаментальное образование [ править ]

Фундаментальное образование ( enseignement Fondamental ) состоит из дошкольного и начального школьного образования. Он обязателен с 4 лет и состоит из 4 циклов вместо школьных лет:

  • 1-й цикл: дети 3–5 лет (в начале года)
  • 2-й цикл: 6–7 лет.
  • 3-й цикл: 8–9 лет.
  • 4-й цикл: 10–11 лет.

Эта система была введена законом от 21 января 2009 года.

Среднее образование [ править ]

Среднее образование длится 6–7 лет и состоит из:

  • Классическая система ( среднее образование ): [1] Ориентирован на университетское образование. Он предлагает общее, всестороннее образование. Цель состоит в том, чтобы студенты приобрели фундаментальные знания в области гуманитарных наук, литературы, математики и естественных наук.
  • Техническая система ( среднее техническое образование ): [1] Уделяйте больше внимания профессиональному образованию. Однако он также может разрешить доступ к обучению в университете. Он разделен на 4 режима : [2]
    • Общий режим ( эквивалент классического режима , позволяющий получить доступ к обучению в университете; заменен техническим режимом )
    • подготовки технических специалистов Режим (50 % теоретический и 50 % практический; обеспечивает доступ к высшему техническому образованию)
    • Профессиональный режим , приводящий к выдаче Сертификата технических и профессиональных способностей (CATP) (75% практических и 25% теоретических)
    • Подготовительный режим для тех, кто еще не выполнил требования фундаментального образования.

Школы среднего образования (то есть нацеленные на университетское образование) называются лицеями (или, в просторечии, Lycée classique ), а школы среднего технического образования — лицеями техники . Некоторые лицеи предлагают оба типа образования. Старейшим лицеем в стране является Athénée de Luxembourg , основанный в 1603 году. Долгое время это была также единственная средняя школа.

Обучение по государственной программе ведут 32 государственных лицея и 5 частных лицеев. Из них следующие 4 имеют особый статус для использования инновационных методов обучения, при этом продолжая использовать государственную учебную программу:

  • Lycée Ermesinde, школа полного дня [3]
  • Шенгенский лицей, двунациональная школа на Perl в Германии. [3]
  • Sportlycée, для учеников, занимающихся спортом на высоком уровне. [3]
  • École de la 2e chance (Школа второго шанса) для подростков или взрослых, покинувших школьную систему без аттестата. [3]

Высшее образование [ править ]

Университеты [ править ]

Главное здание Люксембургского университета в кампусе Лимпертсберг

В высшем образовании в Люксембурге доминирует Люксембургский университет , единственный полноценный университет в Люксембурге. Он был основан в 2003 году. [4]

Следующие зарубежные университеты имеют кампусы или филиалы в Люксембурге:

Неуниверситетское высшее образование [ править ]

Высшее образование также предлагается несколькими лицеями в области бизнеса и менеджмента, искусства и здравоохранения. После трех лет обучения это приводит к получению диплома высшего технического специалиста (BTS). [7]

С 2013 года Lycéeclassique d'Echternach предлагает подготовительные классы к французским grandes écoles . [7]

и Частные школы международные

Подавляющее большинство школ являются государственными и бесплатными. Однако существуют некоторые негосударственные школы. В некоторых из них преподают ту же учебную программу, что и в государственных школах, с теми же дипломами, но обучение взимается за плату. Другие преподают иностранные учебные программы и присуждают иностранные квалификации.

Среди средних школ следующие частные школы преподают по государственной программе и получают государственные субсидии:

  • Частная школа Мари-Консолатрис
  • Частная школа Сент-Анн
  • Частная школа Филдген
  • Техническая средняя школа Эмиля Меца
  • Частная школа Нотр-Дам Святой Софии

Еще в пяти частных школах преподают другую программу и получают меньше субсидий:

Европейские школы являются государственными школами в том смысле, что они принимают (бесплатно) детей государственных служащих Европейского Союза , а также тех, чьи родители работают в других организациях по специальному соглашению. Другие родители также могут отправить своих детей, если позволяют места, но должны платить за обучение. Они состоят из европейских школ I и II и присуждают европейский бакалавриат . [8]

Многоязычие [ править ]

Трехъязычие является особенностью государственной системы образования и люксембургского общества в целом.

Начиная с дошкольного возраста, с детьми говорят на люксембургском языке. Для большого количества детей-иностранцев в стране это может быть их первое знакомство с люксембургским языком. С 6 лет детей учат читать и писать по-немецки. [9] Через год вводится французский язык, а языком обучения является немецкий. [9]

В средней школе немецкий является языком обучения в лицеях и на младших курсах классических лицеев . [9] Однако с 15 лет французский язык используется в классических лицеях . Английский добавлен в качестве дополнительного обязательного языка во всех средних школах. В классических лицеях учащиеся по желанию могут также брать уроки латыни, испанского или итальянского языка. [9] Количество часов в неделю, посвященных преподаванию языка на всех уровнях школы, велико и составляет 50% учебного времени. [9]

Аналогичным образом, для Университета Люксембурга одной из его определяющих особенностей является его «многоязычный характер»: он использует английский, французский и немецкий языки. [6]

История [ править ]

История образования в Люксембурге тесно связана с историей Атене де Люксембург : помимо того, что она была старейшей и долгое время единственной средней школой в стране, она также была домом для молодых курсов высшего образования в Люксембурге. какое-то время. Он был основан как Иезуитский колледж ( Collège des Jésuites ) в городе Люксембург в 1603 году, отсюда и получил свое прозвище «Коллейш». Когда орден иезуитов был упразднен Папой в 1773 году, он стал Королевским колледжем, укомплектованным светским духовенством вместо иезуитов. Французская оккупация с 1795 по 1814 год положила конец его деятельности. [10]

Старое здание Афины Люксембурга, 1828 год.

, Центральная школа На ее месте в 1802 году была создана переименованная в 1805 году во Вторую школу. В 1808 году она стала коммунальным колледжем , а — гимназией после Наполеона поражения . В 1817 году он был переименован в Athénée Royal. В том же году были основаны курсы высшего уровня (называемые с 1824 года академическими курсами ): они преподавали метафизику, логику, физические науки и математику и были призваны в некоторой степени компенсировать отсутствие университет в Люксембурге. Примерно в 1830-х годах, во время Бельгийской революции , в старших классах Атене начали проводить различие между «гимназией» для тех, кто намеревался поступить в университет, и «средней школой» ( école moyenne ). позже промышленная и коммерческая школа, для всех остальных. [10]

Бельгийская революция [ править ]

В 1830 году большая часть Люксембурга (за исключением столицы) встала на сторону Бельгийской революции против голландского короля Вильгельма I. Поэтому король -великий герцог стремился помешать молодым люксембуржцам посещать бельгийские университеты, которые были рассадниками антиголландских революционных настроений. Бельгийские ученые степени больше не признавались в Люксембурге с 1832 года, а указ 1835 года обязал люксембургских студентов учиться исключительно в государствах Германской Конфедерации . Эта политика германизации продолжилась реформой Фридемана в 1837 году, целью которой было превратить Атене де Люксембург в подготовительную школу для немецких университетов и отменить академические курсы, существовавшие там с 1817 года, лишив Люксембург зародыша высшего образования. [11] : 44 

Когда страна стала независимой в 1839 году (оставшись при личной унии с голландским королем), ей потребовались собственные административные и политические институты: одной из главных проблем было воспитание будущих элит, которые заменят иностранных функционеров и сыграют ключевую роль в общество. Меры Вильгельма I 1835 и 1837 годов ориентировали систему образования на Германию, но специфический географический характер страны также требовал связей с франкоязычными странами. Профессора Атене потребовали реформы среднего образования и восстановления академических курсов. [11] : 44 

Вильгельм II взошел на престол в 1840 году, положив конец политике реакции и германизации своего отца. Конституция 1841 г. разрешила свободный выбор университетов и заложила основу образовательной политики, учитывавшей специфику страны. Грядущую реформу поддержали либералы, но выступили против нее сторонники реформы Фридемана. Хотя было общепринято, что создание полноценного университета в Великом Герцогстве нецелесообразно, вопрос о том, как организовать высшее образование, вызывал разногласия. Как и в других областях, люксембуржцы изучили системы соседних стран, чтобы определить лучший курс, которому следует следовать. Клерикальная фракция поддерживала немецкую систему, в то время как бельгийская модель пользовалась либеральной поддержкой. Эта последняя система поручала сдавать университетские экзамены жюри, состоящему из профессоров, а также ученых и уважаемых людей, принадлежащих к различным слоям общества, и именно эту систему в конечном итоге выбрал Люксембург. Было ясно, что ученые степени рассматривались не только как демонстрация академических знаний, но и как проверка способности человека занимать государственные должности, и поэтому считалось целесообразным поставить их под жесткий государственный контроль. Для правительства академические экзамены были вопросом национального суверенитета, который нельзя было доверить иностранным университетам. Об автоматическом признании иностранных дипломов не могло быть и речи. [11]

Власти решили, как минимум, восстановить курсы высшего образования в Атене, которые, однако, были лишь бледной имитацией высшего образования. Таким образом, государство Люксембург предоставило себе прерогативу присуждать ученые степени. [11]

Органический закон 1848 года [ править ]

Система академических степеней и Cours Superieurs была организована в органическом законе от 23 июля 1848 года: Athénée должна была предоставлять Cours Superieurs , готовя к получению степени кандидата (полученной всего через один год) в области физических наук и математики, с одной стороны, а в философии и литературе - с другой. Степени должны были присуждаться экзаменационными жюри в Люксембурге. Квалификации, полученные где-либо еще, не признавались в Великом Княжестве. Однако закон обязывал студентов проходить курсы в иностранных университетах, содержание которых будет проверяться люксембургскими жюри. Закон 1848 года постоянно адаптировался в течение следующих полувека. Эти изменения, сопровождавшиеся страстными дискуссиями, касались изучаемой тематики, создания новых степеней для отдельных профессий, адаптации к реалиям университетского образования: были случаи, когда государство предписывало посещение курсов, которые уже не были обязательными. предлагается где угодно. [11] С 1882 года необходимость реформирования среднего образования вызвала спор о природе и цели курса высшего образования . был Государственный совет против их отмены, поскольку это повлекло бы за собой реформу закона об ученых наградах. Дебаты снова разгорелись в начале 20-го века, но национальные настроения преобладали: отказ от Cours Superieurs и прекращение присуждения ученых степеней означали бы отказ от части независимости люксембургской нации. [11] : 45 

Высшие суды экзаменационные и жюри

Те, кто окончил последний год гимназии в Атене, в основном продолжали посещать курсы высшего образования . Причинами этого стали знакомая атмосфера и сэкономленные деньги, а также тот факт, что эти профессора войдут в состав экзаменационного жюри. До 1884 года преобладала секция писем, которую посещали студенты, готовившиеся к юриспруденции, филологии или теологии. К концу века интерес к секции науки возрос: молодые люди посвятили себя точным наукам, фармацевтике и исследованиям в области промышленности. [11]

Критика [ править ]

Споры по поводу Cours Superieurs отчасти возникли из-за их запутанного характера. Доступные после вступительных экзаменов, они проходили в здании средней школы Атене и приводили к присуждению определенных степеней. Но было неясно, были ли это продолжением среднего образования или ранней стадией высшего образования. Даже законодатели и юристы того времени не имели однозначного ответа. В 1882 году директор Athénée описал их как «гибридное учреждение» между средним и высшим образованием; двадцать лет спустя фармацевтическое жюри назвало их «насмешкой, карикатурой на университетские курсы». [11] : 46  Частично в этом виновата практическая организация курсов. После 1848 года Атене состояла из трёх заведений: Cours Superieurs , гимназии и индустриальной школы. Но это было лишь номинальное разделение: например, секция естественных наук в Cours Superieurs часто состояла из уроков, совмещенных с двумя высшими классами индустриальной школы. Едва удалось прийти к единому мнению о том, существует ли один или два coursupérieurs . Палата депутатов обсудила этот вопрос в 1892 году и в конце концов решила, что существует один набор курсов высшего образования : секцию письма на курсах высшего уровня преподавали профессора гимназии, секцию естественных наук - профессора промышленной школы. Хотя многие отказывались это признавать, эти курсы едва ли соответствовали требованиям университетского обучения. [11]

Подготовка профессоров не обязательно была более высокого уровня. Степень кандидата была достаточной для преподавания до 1857 г., когда докторская степень стала обязательным требованием для многих преподавательских должностей и требовалась по закону с 1874 г. Зарплата профессоров, с другой стороны, не увеличилась. Никакой специальной компенсации тем, кто преподавал cours superieurs, не предлагалось . [11]

Процент неудач на экзаменах люксембургского жюри вначале был относительно низким, но постепенно увеличивался и достиг 50% в 1901–1902 годах. Результаты не улучшились в течение следующих нескольких лет. Некоторые современники считали это результатом присущих люксембургской системе недостатков: на экзаменах не учитывался предмет, преподаваемый в университетах, а сами экзаменаторы не были в курсе последних исследований. Состав экзаменационного жюри был проблематичным: без университета в стране не хватало квалифицированных преподавателей академического уровня. Их квалификация была поставлена ​​под сомнение: в письме, написанном в Luxemburger Wort, утверждалось, что большинство экзаменаторов не смогут сдать свои собственные экзамены. Проблема была наиболее серьезной для предметов, которые не преподавали в высших учебных заведениях , таких как право, медицина, профессия нотариуса, фармация и ветеринария. Для решения этого вопроса в состав присяжных были назначены профессиональные люди: высокопоставленные государственные деятели, практикующие врачи, видные деятели. [11]

Реформа на рубеже 20 - го века

В период как до, так и после начала 20-го века произошла реформа образования. В конце 19 века политический класс осознал, что традиционная система образования недостаточно адаптирована к потребностям индустриального общества. Экономическое развитие создало новые социальные и профессиональные классы. Средний класс служащих и государственных служащих возник в результате роста государственных услуг и управления. Ремесло и торговля были преобразованы промышленным и торговым прогрессом.

Правительство барона Феликса де Блохаузена (1874–1885) провело решительную реформу начального образования, введя обязательное школьное обучение, несмотря на сопротивление консервативных депутатов. Прогулы в школе были особенно распространены в сельской местности, где дети помогали на полях. «Лой Кирпач» от 10 апреля 1881 года (названный в честь Анри Кирпаха , генерального директора внутренних дел) сделал обязательным посещение школы в возрасте от 6 до 12 лет. [12] : 44  Эта реформа спровоцировала ожесточенные споры о роли государства в обществе и отношениях между церковью и государством . Закон также предусматривал единую систему государственных школ и возлагал на государство обязанность организовывать образование. В то же время, однако, в этом продолжала участвовать церковь, поскольку местный приходской священник по должности был членом школьной комиссии местной коммуны, а школьный учитель находился под его руководством. [12] : 44–45 

Правительство Пауля Эйшена (1888–1915) попыталось отреагировать на изменения в обществе посредством далеко идущей реформы системы образования. Эйшен был сторонником идеи специализации школ: Люксембургская Атене для тех, кто намеревался впоследствии продолжить обучение в университете, промышленная школа для тех, кто был предназначен для технических профессий, сельскохозяйственная школа для сыновей фермеров и школа ремесел для сыновья ремесленников. Особое внимание уделялось профессиональному образованию. [12]

Закон 1892 года отделил промышленную и коммерческую школу от Атенеи и добавил к ней коммерческую секцию. В 1908 году он переехал в Лимпертсберг , чтобы позже стать Лицеем Гарсонов Люксембурга. Законом 1896 г. была создана ремесленная школа. Эти усилия сопровождались увеличением числа учащихся, посещающих среднюю школу при правительстве Эйшена: 875 в 1879–1880 годах по сравнению с 2500 в 1919–1920 годах. [12] В 1891 году « Сестры доктрины Кретьен» отреагировали на приглашение правительства, открыв домашнюю сельскохозяйственную школу для девочек.

Во второй половине XIX века в Эхтернахе и Дикирхе были созданы так называемые «прогимназии», которые действовали под руководством директора Athénée. Позже они тоже стали автономными учреждениями, и Атене потеряла контроль над средним и высшим образованием в Люксембурге. [10]

Правительство Эйшена также затронуло начальное образование посредством Закона об образовании 1912 года . Это отменило плату за обучение и сделало обучение обязательным в течение 7 лет. Наиболее спорным было то, что это ослабило позицию Церкви в школах: учителям больше не требовалось свидетельство о нравственности от священника для приема на работу, и они больше не были обязаны преподавать религиозное образование. Закон 1912 года стал предметом ожесточенных споров между Левым блоком (социалистами и либералами) и правыми клерикалами. [12]

В то время как в остальной Европе университеты открывали свои двери для женщин, Люксембург в этом отношении отставал. Создание двух лицеев для девочек в 1909 и 1911 годах показало, что правительство озабочено отказом девочек в доступе к латинскому отделению, которое предоставляло исключительный доступ к университетам. Лишь после Первой мировой войны , когда они получили право голоса, первые женщины присутствовали на экзаменах на получение академических наград. [11] : 46–47 

влияние Религиозное

Государство и либералы из среднего класса, возглавлявшие правительство, упорно отказывались разрешить открытие негосударственных школ, как того требовала Церковь. В то же время они предоставляли духовенству большое влияние в преподавании. Депутат-либерал Робер Брассер пожаловался на «клерикализацию образования». Около 20% профессоров средней школы были священнослужителями, и в их число не входили миряне-иезуиты ( Jésuites en Courte robe ), о которых говорил Брассер. Студенты Cours Superieurs были обязаны участвовать в религиозных процессиях, а также посещать мессу и исповедь каждое воскресенье и четверг. Некоторые критиковали уроки философии, твердо находившиеся в руках философов-проповедников, как «замаскированный курс богословия». В 1903 году директор Атене пытался запретить студентам посещать конференцию на тему формирования мира, которую проводил брюссельский профессор. Некоторым казалось, что существование Cours Superieurs является средством контроля над идеологией студентов, в то время как те, кто учился за границей, могли перенять иностранные радикальные идеи. [11]

Католический университет [ править ]

До 1881 года церковь все еще планировала основать католический университет в Люксембурге. В 1867 году Генеральная ассамблея католических ассоциаций Германии искала место для нового бесплатного католического университета, то есть университета, управляемого церковью. Люксембургские священники выступали за то, чтобы это было в Люксембурге, подчеркивая пользу, которую это принесет стране, и правительство пообещало свою помощь, но Палата депутатов выступила против. В любом случае вместо этого новый университет был основан во Фрибуре в Швейцарии. В 1881 году люксембургские священники попытались основать университет, которым руководили иезуиты, изгнанные из Франции. Однако соседние страны были против создания иезуитов в Великом Герцогстве, и проект был заброшен. [11]

Реформы 1968 года

Правительство Вернера -Краватта (1964–1969) снова увидело острую необходимость реформирования системы образования из-за экономических и социальных изменений. Правительство попыталось отреагировать путем диверсификации типов существующих лицеев. В 1965 году были созданы средние школы ( écoles moyennes ): они предназначались для обслуживания молодых людей, не совсем подходящих для университетского образования, чтобы подготовить их к карьере среднего звена в администрации или частном секторе, а также для обучения отягощать переполненные лицеи. В мае 1968 г. волнения произошли и в Люксембурге: студенты Высших курсов объявили забастовку, требуя реформы высшего образования и присвоения ученых степеней. [12] Правительство Вернера-Краватта разработало закон, который, однако, не будет вынесен на голосование до тех пор, пока к власти не придет следующее правительство. [12] Министерство Вернера-Краватта действительно внесло изменения в систему среднего образования: оно согласовало обучение девочек (ранее в отдельных лицеях) с обучением мальчиков и ввело совместное обучение. Среднее образование (в отличие от среднего технического образования) было унифицировано: можно было выбрать два направления: «классическое» с латынью и «современное» без латыни. Для старших классов школы были введены четыре секции. [10]

Именно при втором министерстве Вернера-Шауза система академических наград, существовавшая еще в 1848 году, была окончательно отменена, удовлетворив требования студентов 1968 года. Закон от 18 июня 1969 г. предусматривал, что вместо этого дипломы других стран будут подтверждаться в Люксембурге. [12]

Текущая система [ править ]

В 1970 году Cours Superieurs были объединены в новый «Университетский центр Люксембурга».

Правительство Вернера -Флеша (1980–1984) внесло шаг, гармонизировавший государственные и частные средние школы: закон от 31 мая 1982 года предусматривал государственные субсидии для частных школ в обмен на разрешение государству контролировать их учебные программы и квалификацию учителей. . [12] : 202 

Первоначальная идея создания люксембургского университета возникла в ходе дебатов в Палате в 1993 году. В 2000 году правительство представило официальный документ по этому вопросу. Закон о создании Университета Люксембурга был одобрен Палатой 17 июля 2003 года.

Правительство Юнкера-Польфера также внесло дальнейшие изменения в среднее образование. Тесты, проведенные в рамках Программы международной оценки учащихся (PISA), поставили люксембургских студентов на 30-е место из 32 стран. Поэтому правительство запустило программу «возврата к основам». [12] : 239  Консервативно-социалистическое правительство с 2004 по 2009 год также создало несколько новых школ вне основной системы с инновационными методами обучения: «Neie Lycée» (ныне «Lycée Ermesinde»), «Eis Schoul», «École de la 2e». шанс» и Deutsch-Luxemburgisches Schengen-Lyzeum Perl. [12] : 251 

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Посленачальное образование». Архивировано 21 сентября 2013 г. в Wayback Machine . luxembourg.lu. Проверено 3 ноября 2013 г.
  2. ^ «Организация» . Министерство национального образования и профессионального обучения. Проверено 3 ноября 2013 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Школьное предложение» . Министерство национального образования и профессионального обучения. Проверено 4 ноября 2013 г.
  4. ^ «Университет Люксембурга» . Университет Люксембурга . Проверено 23 мая 2016 г.
  5. ^ «Открытый университет Люксембурга» . Открытый университет . Проверено 24 августа 2017 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Высшее образование». Архивировано 26 октября 2013 г. в Wayback Machine . luxembourg.lu. Проверено 3 ноября 2013 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Высшее образование» . luxembourg.lu. Проверено 4 ноября 2013 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Международные школы». Архивировано 18 ноября 2013 г. в Wayback Machine . luxembourg.lu. Проверено 3 ноября 2013 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Языки». Архивировано 4 ноября 2013 г. в Wayback Machine . luxembourg.lu. Проверено 3 ноября 2013 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д "L'Athénée - "de Kolléisch"". Архивировано 23 февраля 2015 г. в Wayback Machine . Атенеум Люксембурга. Проверено 3 ноября 2013 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Эльц, Марко. «Дебюты Люксембурга». (на французском языке) Наш город , №. 92, 2009. с. 44-49
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Тьюз, Гай. «Правительство Блохаузена», «Правительство Вернера/Краватте», «Правительство Вернера-Шауса II», «Правительство Вернера-Торна-Флеша», «Правительство Юнкера-Польфера», «Правительство Юнкер-Ассельборн I». В: Там же, Правительства Великого Герцогства Люксембург с 1848 года. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . Сервисная информация и пресса, 2011. С. 42–47, 52–63, 160–171, 172–181, 192–203, 232–241, 242–255.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Король, Сигги. "Люксембург". В: Ханс Дёберт и др. (ред.), Системы образования Европы. Балтмансвайлер 2010. с. 428-441
  • «Закон от 26 июля 1843 года о первичном обучении / Loi du 26 juillet 1843 sur l'instruction primaire». Постановление и административный вестник Великого Герцогства Люксембург/Mémorial legislatif et administratif du Grand-Duché de Luxembourg , 39, 1843. p. 561-592
  • Райфф, Пол (17 сентября 2012 г.). Эволюция образования с 1960 года . Люксембург 1960–2010 (на французском языке). СТАТЕК.
  • Вильермоз, Жорж. Закон Люксембурга о начальной школе. Исследование юридической и церковной истории. Люксембург 1990.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78c3a202138a799a7f8549f7ecedbf15__1718024460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/15/78c3a202138a799a7f8549f7ecedbf15.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Education in Luxembourg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)