Образование в Чехии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2019 г. ) |
Образование в Чешской Республике включает начальную школу , среднюю школу и высшее образование . Для учащихся в возрасте от двух до пяти лет существуют дошкольные учреждения , которые, как правило, не финансируются государством до года перед началом начальной школы. После дошкольного образования с родителей не взимается плата за обучение, но они должны обеспечить своих детей канцелярскими принадлежностями и едой. По всей стране существует ряд частных школ, но эти школы в значительной степени недоступны в финансовом отношении для большинства детей. В настоящее время на национальном уровне ведется дискуссия о введении платы за обучение в университетах.
Начальная школа является обязательной для детей в возрасте от шести до пятнадцати лет. После этого некоторые студенты вообще бросают формальное образование, а другие посещают профессиональные или профессионально-технические училища. Набор в государственные школы довольно высок, [1] хотя эти цифры не свидетельствуют об активной активности студентов.
Система образования Чехии находится в ведении Министерства образования, молодежи и спорта , а ее бюджет в 2016 году составил 4,6 миллиарда евро.
Начальная школа [ править ]
Начальная школа ( чеш . zání škola ) состоит из девяти классов, сгруппированных в два этапа.
Первый этап [ править ]
Первый этап охватывает первые пять лет формального образования. Занятия ведет один учитель, хотя иногда есть отдельный учитель иностранного языка или физкультуры. Преподаваемые предметы являются чешскими и включают один иностранный язык (обычно английский), математику, информатику, историю, географию, естественные науки, искусство, музыку, физическое воспитание и рукоделие. Обычно в каждой деревне есть школа первой ступени; в небольших деревнях в одном классе может преподаваться несколько классов.
Второй этап [ править ]
Следующие четыре года начальной школы составляют второй этап, последний обязательный этап образования. Предметы, преподаваемые на этом этапе, включают чешский язык, литературу, два иностранных языка, математику, информатику, историю, географию, граждановедение, физику, биологию, химию, музыку, искусство, физическое воспитание и рукоделие. Некоторые из этих предметов являются обязательными только в восьмом и девятом классе.
Учащиеся обучаются либо в той же начальной школе, что и на первом этапе, либо в восьмилетней академии ( чешский : osmileté Gymnázium ) ), либо в шестилетней академии ( чешский : šestileté Gymnázium ). Продолжение обучения в начальной школе сегодня является наиболее популярным вариантом, а шестилетние академии встречаются довольно редко. В некоторых восьмилетних академиях особое внимание уделяется физическому воспитанию, а в некоторых шестилетних академиях последние годы почти полностью преподаются на иностранном языке. Уровни классов в восьмилетней академии обычно обозначаются латинскими цифрами; первый год — прима (первый на латыни), второй год — секунда и так далее.
Средняя школа [ править ]
С 2016/2017 учебного года средние школы, распределяющие учащихся по степени «maturita», после окончания обязаны проводить вступительные испытания по математике и чешскому языку. Этот тест проводится CERMAT, государственным агентством, которое также проводит экзамен на аттестат зрелости. Школы также могут вводить свои собственные отдельные тесты.
Профессиональное училище [ править ]
Сертификаты о профессиональном образовании выдаются после двух- или трехлетнего обучения и выпускного экзамена, хотя в зависимости от профессии существуют разные типы квалификаций. Существуют также двухгодичные профессиональные курсы, по которым сертификат не выдается. Некоторые профессиональные училища предлагают академическую квалификацию зрелости в дополнение к профессиональному сертификату, позволяющему поступить в университет. Срок обучения в этих школах составляет четыре года, как и в любой другой школе, предлагающей зрелость, и для получения диплома учащийся должен сдать оба экзамена.
Профессиональная школа и лицей [ править ]
Профессиональная школа длится четыре года и выдает квалификацию зрелости. Охватывается широкий спектр промышленных и технических навыков, включая техническую химию, электротехнику, сельское хозяйство, интернет-технологии или бизнес. Лицей — это профессиональная средняя школа, в которой преподают более общую программу; академические предметы, такие как история и география, преподаются более тщательно, чем в обычной профессиональной школе. Виды лицеев включают технические, педагогические, медицинские, научные и военные (работают во взаимодействии с Министерством обороны ).
Гимназия [ править ]
Гимназия является либо продолжением восьми- и шестилетней академии, либо частью четырехлетней гимназии для выпускников начальной школы. Четырехлетние гимназии либо общеориентированы, либо ориентированы на физическое или музыкальное воспитание. Общеориентированные гимназии могут определиться со специализацией. Предметы те же, что и на второй ступени начальной школы, но обязательны только в десятом и одиннадцатом классе (математика также в двенадцатом классе, чешский и два иностранных языка до тринадцатого класса). Школы могут сделать эти предметы обязательными в течение последних двух лет обучения, или учащиеся могут иметь больше факультативных предметов, чем требуется по закону. Выпускники гимназии не имеют квалификации; Целью этого типа школы является подготовка к обучению в университете.
Вступительный экзамен [ править ]
Maturita — это название универсального выпускного экзамена четырехлетних средних школ, который является обязательным для обучения в университетах и высших профессиональных школах. Он состоит из нескольких предметов. Каждый студент должен сдать чешский язык и мировую литературу, состоящую из экзамена по чтению и грамматике, экзамена по письму и устного экзамена по литературе. Вторым предметом должна быть либо математика, либо иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский или русский, включая письмо, чтение, разговорную речь и аудирование, до уровня B1 Общеевропейских компетенций владения иностранным языком ). Экзамены по этим обязательным предметам стандартизированы и установлены CERMAT. Остальные два или три экзамена, сдаваемые учеником в это время, определяются школой.
и практические школы Специальные
Специальные школы для детей с отклонениями в развитии, неспособных получать общее начальное образование, когда-то были обычным явлением в Чешской Республике. Преподаваемые предметы были очень ограниченными, а это означало, что выпускники материально не могли продолжить обучение во всех видах среднего образования. Для зачисления в специальную школу учащемуся требовалась справка от педагога-психолога и согласие родителей. На смену специальным школам пришли начальные и практические школы, хотя проблема чрезмерного представительства цыганских учеников сохраняется. В том же учебном заведении обычно преподаются начальные практические школы. Они преподают эквивалент первой и второй ступени, а также одно- или двухгодичных средних курсов после пятнадцати лет. Образование в основном носит практический характер, чтобы научить студентов быть самостоятельными. Между тем, все более распространенным становится «интегрированное обучение» отстающих или умственно отсталых детей в обычных школах при поддержке специального учителя.
Высшее образование [ править ]
7 апреля 1348 года Карл IV основал Карлов университет в Праге . Второй университет в современной Чехии был основан в 1576 году (см. Университет Палацкого, Оломоуц ) в попытке противодействовать влиянию протестантов, которые контролировали Пражский университет и составляли около 90% населения страны. После образования Чехословацкого государства был основан ряд других университетов, таких как Масариков университет — второй по величине университет в Чехии.
Высшие профессиональные школы [ править ]
Высшие профессиональные школы ( vyšší odborná škola , VOŠ ) предлагают профессиональное высшее образование и обычно связаны с профессиональными средними школами. Перед выпуском студенты должны сдать выпускные экзамены ( absolutorium ) и написать выпускную диссертацию. Выпускники имеют право использовать почетный знак «ДиС». ( дипломованный специалист , дипломированный специалист) по своему имени.
Университеты [ править ]
Высшее образование в Чешской Республике состоит из государственных и частных университетов , а также государственных полицейских и военных академий . Обучение чешскому языку в государственных университетах является неограниченным и бесплатным для поступающих впервые; однако после 26 лет сопровождающий не получит статус студента от социальных служб, и его медицинская страховка не будет финансироваться государством. Чешские государственные университеты также принимают иностранных студентов, которые могут выбрать бесплатное обучение на чешском или платное обучение на английском языке.
Для частных университетов годовая плата за обучение составляет от 2000 до 3000 евро, а для программ BSBA и MBA (не аккредитованных Министерством образования) стоимость обучения составляет от 3000 до 10 000 евро. Воспринимаемое качество образования в государственных университетах выше, чем в частных, поскольку в последние годы частные университеты пережили множество скандалов. [ нужна ссылка ]
Университетское образование занимает от 2 до 6 лет, в зависимости от степени обучения:
- Программы бакалавриата - обычно длятся 3 года, звание Bc. ( бакаларж ) или BcA. ( bakalář umění ) (только художественные области обучения), требуется уровень Maturita. Студенты должны сдать выпускной экзамен ( státní zkouška , государственный экзамен - несмотря на название, этот экзамен организуется не государством, а самими университетами; в некоторых университетах требуется только в том случае, если студент не имел хороших оценок во время учебы) и представить свою диссертацию. .
- Программы магистратуры - требуется степень бакалавра, за исключением права, фармации, стоматологии и преподавания 1-й ступени (5-летние программы, требуется зрелость) и медицины (6-летние программы, требуется зрелость). Они завершаются выпускным экзаменом ( státní zkouška , по медицине státní rigorózní zkouška ) и презентацией диссертации. Присвоенные звания:
- Mgr. ( magistr )
- МгА. ( Магистр искусств ) - для художественных направлений обучения
- Инж. ( inženýr ) - для технических и экономических специальностей.
- Инж. арх. ( инженер-архитектор ) — архитектура.
- МУДр. ( универсальный доктор медицины ) — медицина
- МВДр. ( врач ветеринарной медицины ) – ветеринарная медицина
- Доктор медицинских наук ( доктор стоматологических наук ) – стоматолог
- Докторантура , Ph.D. заголовок
Эти звания присуждаются после специального экзамена ( rigorózní zkouška ), который включает в себя защиту диссертации. Для написания этого экзамена необходима степень магистра. Это неполный список званий, присваиваемых лицам, имеющим докторскую степень:
- к.д.н. - доктор философии по философии, литературе, языкам, педагогике и аналогичным предметам.
- ЮДр. - доктор iuris utriusque , по юриспруденции, ранее использовавшийся также для исследований в области безопасности
- доктор медицинских наук - доктор естественных наук , по естественным наукам
- ThDr./ThLic. - доктор богословия / лицензиат богословия , по богословию
- ФармДр. - фармацевтический врач , для аптеки
Раньше использовались и другие названия:
- PhMr. - Pharmaciae magister (фармация), заменен на Mgr. заголовок
- ПаедДр. - врач педагогики по педагогике заменен к.д.н. заголовок
- РТД-р. — rerum technicarum Doctor , для технических наук, не заменялось никаким званием
- RCDr. - rerum Commercialum Doctor , по экономике не заменено никаким званием
- РСДр. - доктор rerum Socialium , для абсольвентов Политического университета Коммунистической партии Чехословакии в Праге и Военной академии Клемента Готвальда в Братиславе в 1966-1989 годах.
- Доктор медицинских наук - врач Medicinae Stomatologicae , по стоматологии в 1951-1953 годах, заменен доктором медицинских наук. в 1980 году и впоследствии заменен MDDr. в 2004 году
- Кандидат технических наук. - candidatus scientiarum , «низшая научная степень», для абсольвентов postgraduální studia (аспирантуры) в 1953-1998 годах, заменена доктором философии.
- Доктор - доктор , пишется после имени и через запятую, для абсольвентов postgraduální studia (постдипломного обучения) в 1990-1998 годах, заменен на Ph.D.
- Т.Д. - доктор теологии , для абсольвентов докторантуры теологии в 1998-2016 годах заменен к.ф.н.
- доктор наук. - Doctor scientiarum , «высшая научная степень», для ученых и исследователей в 1953-2001 годах, прием на основе диссертационной работы, частично замененный на доктора наук.
Календарь [ править ]
Учебный год начинается в первый будний день сентября и заканчивается в последний будний день июня. Он разделен на два семестра, в конце каждого из которых проводятся экзамены. Обычно первый семестр длится с 1 сентября по 30 января, а второй – с 1 февраля по 30 июня, разделенный однодневным перерывом и летними каникулами. Фактические даты, а также каникулы и перерывы объявляются каждой школой индивидуально и могут незначительно отличаться.
Праздники [ править ]
- осенние каникулы - два рабочих дня в связи с Днем Независимого Чехословацкого государства (28/10), который является государственным праздником.
- Рождественские (зимние) каникулы – около 9 – 12 дней (обычно 22/12 – 1/2, заканчиваются первым воскресеньем после нового года)
- среднесрочный перерыв – однодневный отпуск (1/2)
- весенние каникулы - недельный отпуск, дата которого варьируется в зависимости от района (обычно с начала февраля до конца марта)
- Пасхальные каникулы — трехдневный праздник (называемый Чистым четвергом , Страстной пятницей и Пасхальным понедельником).
- летние каникулы - шестьдесят два дня + каникулы (1/7 - 31/8 плюс дни с последней пятницы июня до первого понедельника сентября, с которого начинается новый учебный год )
1 июня также отмечается День защиты детей , который не считается праздником, но детей обычно берут на (школьные) экскурсии (один день или более) и другие культурные мероприятия.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Организация экономического сотрудничества и развития (2014 г.), Краткий обзор образования, 2014 г.: Чешская Республика (PDF)
Внешние ссылки [ править ]
- Информация об образовании в Чешской Республике, ОЭСР - содержит показатели и информацию о Чешской Республике и ее сравнении с другими странами, входящими и не входящими в ОЭСР.
- Схема чешской системы образования, ОЭСР – с использованием классификации программ МСКО 1997 года и типичного возраста. Также на языке страны
- Профессиональное образование в Чешской Республике, ЮНЕСКО-UNEVOC (2013 г.) - профиль страны с информацией о политике, проблемах и финансировании в области профессионального образования.
- Список университетов Чехии