Jump to content

Образование в Литве

Образование в Литве
Министерство образования, науки и спорта
Министр образования, науки и спорта Гинтаутас Якштас
Национальный бюджет образования (2008 г.)
Бюджет 371 миллион евро
Общие сведения
Основные языки литовский
Тип системы Национальный
Грамотность (2004)
Общий 99.8%
Мужской 99.9%
Женский 99.9%
Регистрация
Общий 748378
Начальный 90552
вторичный 514622
Пост-вторичка 143204
данные 2006 г. [1]

Первая документально подтвержденная школа в Литве была основана в 1387 году при Вильнюсском соборе . [2] На школьную сеть повлияла христианизация Литвы . В средневековой Литве существовало несколько типов школ: соборные школы, где учеников готовили к священству ; приходские школы, предлагающие начальное образование; и домашние школы, предназначенные для обучения детей литовского дворянства . До Вильнюсского университета основания в 1579 году литовцы, ищущие высшее образование, посещали университеты в зарубежных городах, в том числе в Кракове , Праге , Лейпциге и других. [2] В межвоенный период в Каунасе был основан национальный университет Университет Витаутаса Великого .

Образование является бесплатным и обязательным в возрасте от 6 или 7 до 16 лет (включая «начальное» и «базовое» образование), как указано в национальном Законе об образовании . [3] В 1996 году общий показатель охвата начальным образованием составлял 98 процентов. [3] По состоянию на 2001 год данные о посещаемости начальной школы в Литве отсутствуют. [3] Хотя показатели зачисления отражают уровень приверженности образованию, они не всегда отражают участие детей в школе. [3]

Довузовское образование организовано в четыре основных цикла: дошкольное образование (до 5 или 6 лет), дошкольное образование (1 год, в возрасте от 5 до 7 лет), начальное образование (4 года, в возрасте от 6 до 11 лет). , базовое образование (6 лет, в возрасте от 10 до 17 лет, заканчивается получением «аттестата о базовом образовании»), старшая средняя школа (два года, в возрасте от 16 до 19 лет). [4] Старшее среднее образование заканчивается сдачей экзамена на аттестат зрелости, открывая путь к высшему образованию. [4] Профессионально-техническое образование начинается на пятом году основного образования (14–15 лет). [5] Его структура аналогична общеобразовательному: программа длится два-три года до получения «аттестата о базовом образовании». Затем учащиеся могут продолжить обучение в старших классах средней школы, что также приводит через два или три года к сдаче экзамена на аттестат зрелости. [5] Однако для получения высшего образования (университета или колледжа) студенты профессионально-технических специальностей должны пройти двухлетнюю программу дополнительного «послесреднего» образования.

Высшее образование можно разделить на университетское и колледжское. [4] Университеты предлагают академическое образование, ведущее к получению международных степеней бакалавра, магистра и доктора наук (Литва внедрила Болонский процесс в 2006 году). [4] Колледжи предлагают профессиональное образование. С 2006 года они могут присуждать профессиональные степени бакалавра. [5]

Учебный год в Литве обычно начинается первого сентября, в том числе и в высших учебных заведениях. [6]

Начальное образование [ править ]

Согласно Закону об образовании, дети, достигшие семилетнего возраста, должны идти в первый класс. По желанию родителей и если ребенок достаточно взрослый для обучения по программе начального образования, он может начать посещать школу с шестилетнего возраста. Продолжительность программы начального образования составляет четыре года. Обязательное начальное образование можно получить в детских садах/школах, в начальных школах и, что реже, в основных или средних школах.

Родители и дети также могут выбрать школы нетрадиционного образования или отдельные классы/группы в муниципальных школах. В Литве можно выбрать педагогические системы Монтессори, Вальдорф, Сузуки.

Достижения и успеваемость учащихся 1-4 классов баллами не оцениваются. Оценка строится по идиографическому принципу, т.е. оценивается индивидуальный прогресс ребенка в отношении его личности и применяется критериальная оценка. Учащимся предоставляется оценочная информация в устной форме или в виде краткого описания их конкретных достижений. В конце триместра, семестра или учебного года проводится итоговая оценка с указанием достигнутого уровня образования (удовлетворительный, базовый, высший).

Дети, посещающие школы национальных меньшинств, начинают изучать литовский (государственный язык) с 1-го класса. Большинство учеников начальной школы начинают изучать первый иностранный язык (английский) во 2-м классе (некоторые начинают с 1-го класса, в зависимости от школы).

Среднее образование [ править ]

Базовое образование [ править ]

По завершении начального образования ученики приступают к обучению по шестилетней программе основного образования. Программа базового образования реализуется фондами (аналогично школам Pre-A-level в Великобритании), средними и профессиональными школами и гимназиями.

Программа обязательного базового образования состоит из двух частей: часть I – 4-летняя программа, реализуемая в 5–8 классах, и часть II – 2-летняя программа, реализуемая в 9–10 классах (1–2 классы в гимназиях). Учащиеся могут начать изучать второй иностранный язык в 5-м классе, а в 6-м классе второй иностранный язык является обязательным. Большинство студентов предпочитают изучать английский язык, популярность которого подчеркивается тем фактом, что, по оценкам, в 2011 году 80% подростков в возрасте 15–19 лет могут говорить по-английски. Кроме того, популярность русского языка снизилась в пользу английского. [7] Учащихся, обучающихся по программе фундаментального образования, необходимо поощрять к участию в различной общественной деятельности, например, волонтёрстве, организации мероприятий, сборе средств на благотворительность.

В 10-м классе (2-й класс в гимназиях) учащиеся имеют возможность выбирать предметные модули и изучать факультативные предметы в соответствии со своими наклонностями и способностями.

Иностранные ученики, которые не говорят по-литовски, но хотят учиться в литовских школах, имеют возможность учиться еще один год, в течение которого они проходят интеграционные мероприятия и уроки языка.

Английский является основным иностранным языком, однако в 2022 году около 70% студентов выбрали русский в качестве второго иностранного языка, а не французский или немецкий. [8]

В Литве образование является обязательным для детей до 16 лет. Обязательное образование обычно предоставляется до 10-го класса. По окончании 10-го класса ученики могут пройти тест по оценке базового образования. В ходе этих экзаменов оцениваются навыки по 2–3 предметам: литовский язык, математика и родной язык, если он не литовский (например, польский, русский). После сдачи экзаменов ученики могут выбрать обучение в средней школе с академическим уклоном или пройти профессиональную подготовку.

Система оценок [ править ]

Обычная система оценок на уровне средней школы представляет собой десятибалльную шкалу.

Результат Оценка Краткое описание на литовском языке Краткое описание на английском языке
Проходить 10 Отличный Отличный
9 Очень хорошо Очень хороший
8 хорошо Хороший
7 Достаточно хорошо Достаточно хорошо
6 Удовлетворительно Удовлетворительно
5 Достаточно удовлетворительно Достаточно удовлетворительно
4 Слабо Слабый
Неудача 3 Плохой Плохой
2 Очень плохо Очень плохо
1 Ничего не ответил, не выполнил задание Ничего не ответили, задание не выполнено

Среднее образование не является обязательным и обычно предоставляется в течение двух лет (11 и 12 классы в средних школах и 3 и 4 классы в гимназиях). Учащиеся обучаются по индивидуальным учебным планам. Программа может включать модули программы профессионального обучения. Среднее образование предоставляется в средних школах, гимназиях и профессионально-технических училищах.

Учащиеся также могут выбрать образование, которое наиболее соответствует их ценностям, мировоззрению, религиозным убеждениям и философским взглядам. Такое образование предоставляется в школах нетрадиционного образования. Школы нетрадиционного образования могут работать по собственным программам, но общее количество предметов и общее количество часов, отведенных на каждый предмет в 1-12 классах, могут отличаться от цифр, указанных в государственных общеобразовательных планах, не более чем 25 процентов.

Экзамены на зрелость

Весной, по завершении программы среднего образования, абитуриенты сдают экзамены на зрелость. Экзамены на аттестат зрелости могут быть двух типов: на уровне школы или на национальном уровне. Для получения аттестата зрелости необходимо сдать два экзамена на зрелость: обязательный экзамен по литовскому языку и еще один факультативный экзамен. Абитуриенты, желающие поступить в высшие учебные заведения и получить государственное финансирование (за исключением обучения искусству), должны сдать как минимум 3 экзамена на зрелость. Всего можно сдать 6 экзаменов на зрелость.

Государственные экзамены проводятся централизованно — учащиеся выпускных классов регистрируются в базе данных Национального экзаменационного центра; экзамены сдаются в муниципальных экзаменационных центрах; Экзаменационные работы кодируются и отправляются в Национальный экзаменационный центр, где их оценивают нанятые эксперты.

Окончив программу среднего образования и сдав экзамены на зрелость, абитуриенты получают среднее образование.

Среднее и высшее образование, полученное в других странах, оценивается Литовским центром оценки качества высшего образования.

Финансирование [ править ]

Обучение учащихся в общеобразовательных школах финансируется за счет целевого гранта государственного бюджета по принципу ученического талона. Ежегодно государство, учитывая количество учащихся, выделяет муниципалитетам специальный целевой грант. Ученический ваучер выделяется как для государственных, так и для частных школ. При переходе в другую школу ученик берет с собой ваучер. В ваучер ученика входят деньги на заработную плату учителей, повышение квалификации учителей, учебники, учебные пособия, специальную психологическую помощь, познавательную деятельность учащихся, профессиональную ориентацию, модули программ профессионального художественного образования, администрирование, проведение, оценку зрелости, экзамены и т.д. .

Коммунальные расходы частных школ покрываются их заинтересованными сторонами. Средства для школ традиционных религиозных общин выделяются государством в соответствии с Соглашением между Литовской Республикой и Святым Престолом.

Неформальное образование [ править ]

После занятий учащиеся могут выбрать различные виды досуга, предоставляемые в школах бесплатно, или посещать отдельные школы спорта, музыки, изобразительного искусства, искусства, авиации, хореографии, детские кружки. Последняя деятельность частично оплачивается; С детьми работают профессиональные художники, спортсмены, педагоги.

В школах учащиеся могут быть освобождены от посещения еженедельных занятий по искусству и физической культуре, если они окончили школы искусств или изучают изобразительное искусство, хореографию или музыку в школах искусств или учреждениях неформального образования, специализирующихся на спорте. Модулем профессионального образования может быть признана долгосрочная программа художественного образования, полученная в детской музыкальной, художественной, спортивной школе или любой другой школе.

Специальное образование [ править ]

Специальное образование предоставляется в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах всех типов. При необходимости общеобразовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей учащихся. Бесплатная помощь специальных педагогов, логопедов, психологов и других специалистов может быть оказана учащимся школ, а также родителям и учителям других учреждений. Потребность ребенка в специальном образовании определяется муниципальной педагогико-психологической частью или школьной комиссией специального образования.

Профессиональная подготовка и обучение на протяжении всей жизни [ править ]

Профессиональное обучение [ править ]

Система профессионального образования охватывает начальное и непрерывное профессиональное образование и обучение.

Начальное профессиональное образование и обучение (IVET) может начаться в возрасте 14 лет (пятый год базового образования). [5] Продолжительность первых программ может составлять как два, так и три года в зависимости от уровня аудитории. Продолжительность обучения для студентов, уже получивших среднее образование [ нечеткий ] составляет от 1 до 1,5 лет. Он выдает сертификат о базовом образовании. Затем учащийся может продолжить профессиональное среднее образование, которое также длится 2 или 3 года и заканчивается экзаменом на аттестат зрелости. [5] Чтобы получить высшее образование (университет или колледж), студенты профессионально-технических специальностей должны пройти дополнительную программу «послесреднего образования» (1 или 2 года). [5]

Программа обучения состоит из двух частей. Первая часть является общей для всех школ страны и определяет сферы профессиональной деятельности, компетенции, цели обучения и положения по оцениванию. Вторая часть является факультативной и охватывает методы обучения, предметные программы, учебные пособия и т. д. Программа должна включать предметы или модули «Предпринимательство», «Гражданская защита», «Экология», «Информационные технологии» и «Иностранный язык для специальных целей». 60-70 процентов общего времени, отводимого на профессиональные предметы, должно быть посвящено практической подготовке. Обычно практика проходит в школе или на предприятии. Обучение также может осуществляться в рамках программ обмена. [ нужна ссылка ]

Начальное профессиональное обучение финансируется из государственного бюджета. Поставщики профессионального обучения получают финансирование путем применения методологии ваучера учащегося, т.е. расчета средств на обучение на одного учащегося. Тот же принцип применяется и при распределении коммунальных средств. Большинство учащихся ПТУ получают гранты. Непрерывное образование обычно проводится за счет средств компаний, учреждений, Фонда занятости, других фондов или личных средств учащихся. [ нужна ссылка ] Требования к программам профессионального обучения установлены Общими требованиями и стандартами профессионального образования Министерства образования и науки. Программы профессионального обучения разрабатываются поставщиками профессионального обучения в сотрудничестве с работодателями. [ нужна ссылка ]

Непрерывное профессиональное образование и обучение (CVET) ориентировано на учащихся старше 18 лет. Оно состоит из программ, обычно коротких (год или меньше), в основном посвященных практическому обучению (от 60 до 80% программы). [5] Они могут привести к получению профессиональной квалификации, дополнительной профессиональной квалификации или способности выполнять работу или функции, регулируемые законом. [5]

Образование взрослых [ править ]

По достижении 18-летнего возраста студентам предлагаются разнообразные возможности для дальнейшего образования. Продолжить образование можно в общеобразовательных школах и центрах для взрослых, посещая различные курсы или просто используя Интернет, читая книги или интересуясь специальной литературой.

Взрослые могут получить начальное, основное или среднее образование в школах для взрослых, образовательных центрах и общеобразовательных школах по формам, установленным для взрослых. Общее образование взрослых организует ок. 60 учреждений во всех муниципалитетах страны, в которых обучается около 12 тысяч взрослых. Эти школы также предоставляют услуги неформального образования для взрослых.

Объем и предметы учебных программ для взрослых адаптируются в соответствии с потребностями. Взрослые, обучающиеся по программам общего образования и неформального образования, могут выбрать наиболее подходящую для них гибкую форму обучения — модульное обучение, самостоятельное обучение, заочное обучение или дистанционное обучение. Эти формы позволяют взрослым выбрать подходящее время для учебы и программу обучения, а также самостоятельно планировать учебный процесс.

Модульный метод обучения создает возможности изучения отдельных предметов и завершения выбранной образовательной программы в приемлемые сроки, а также обучения в целях самообразования. Студенты-заочники приезжают в школу для взрослых только для консультаций и сдачи зачётных тестов. Часть консультаций по заочным и индивидуальным программам (и все консультации для людей с ограниченными возможностями) могут быть предоставлены дистанционно, путем общения с преподавателями с помощью информационно-коммуникационных технологий — Интернет-сайтов, электронной почты или программ Интернет-телефонии.

Взрослые учатся не только для получения формального образования, но и для самовыражения, совершенствования своих навыков или общения с другими людьми. На курсах и семинарах неформального образования для взрослых взрослые, как правило, предпочитают изучать иностранные языки, основы права и бизнеса, психологию, компьютерную грамотность, а также искусство, литературу и философию. Также важно повышение компетенций в области гражданственности, безопасности дорожного движения и управления карьерой. Неформальное образование взрослых организуют ок. 700 государственных и частных учреждений. Обучение взрослых также происходит на рабочем месте и организуется работодателями с учетом потребностей их бизнеса.

Повышение квалификации учителей [ править ]

В течение учебного года учителям отводится пять дней для повышения квалификации. В каждом муниципалитете есть центр подготовки учителей, в котором учителя могут повысить свою квалификацию. Эти услуги также предоставляют различные частные учреждения.

Внедрена система оценки учителей. Положением об аттестации учителей определены четыре квалификационные категории учителей: учитель, старший учитель, учитель-научный руководитель и учитель-эксперт. Преподаватели или специалисты по оказанию помощи обучающимся могут пройти аттестацию по своему выбору и в порядке, установленном Положением, и добиваться приобретения любой квалификационной категории по одному или нескольким предметам (областям образования, программам профессиональной подготовки).

С 2010 года студенты, поступающие на педагогические факультеты, должны пройти мотивационный тест. Мотивационный тест позволяет отобрать наиболее мотивированных студентов. Будущие педагоги с лучшими достижениями получают поощрение – дополнительный целевой грант.

Дошкольное и дошкольное образование [ править ]

Дошкольное образование по программе дошкольного образования получают дети от 1 до 6 лет. Институциональное дошкольное образование не является обязательным и предоставляется по желанию родителей. В отдельных случаях такое образование может быть обязательным (детям из семей социального риска и т.п.). Дошкольное образование обеспечивают государственные и частные ясли-сады, детские сады и детские сады-школы.

Дошкольное образование предоставляется сроком на один год. Образование предоставляется шестилетним (в исключительных случаях – пятилетним) детям и призвано лучше подготовить детей к поступлению в школу. Образование бесплатное, общедоступное, но не обязательное. Родители имеют право решать, должен ли их шестилетний ребенок обучаться по программе дошкольного образования или нет.

Группы дошкольного образования создаются в детских садах или школах. В отдаленных селах муниципалитеты могут создавать такие группы в общественных многофункциональных центрах или детей можно бесплатно привозить на школьных автобусах в ближайшую школу, где создана такая группа. Муниципалитетам предлагаются следующие гибкие модели дошкольных групп: группы, работающие несколько дней в неделю, по выходным или во время школьных каникул, группы лагерного типа и т. д.

Дети, посещающие дошкольные группы, приобретают новые навыки, которые пригодятся в школе: взаимодействовать со сверстниками и незнакомыми взрослыми, ориентироваться в новой среде. Через игры преимущественно развиваются следующие компетенции: социальная, медико-санитарная, мировая узнаваемость, художественная.

Если ребенок обучается дома, его родители информируются о новинках дошкольного образования и консультируются по важным вопросам обучения ребенка. По желанию родителей детям может быть оказана специальная педагогическая и психологическая помощь.

проблемы финансирования в литовской Структурные системе образования

Региональные различия (высокие инвестиции в крупнейшие города и недостаток инвестиций в других областях) являются проблемой финансирования государственных учреждений, включая образование. Это создает трудности в координации финансирования в разных регионах. Аудит Европейской комиссии выявил основные проблемы, связанные со слабой координацией на национальном, региональном и местном уровнях. Тот же аудит отметил отсутствие системы признания неформального и неофициального обучения, недостаточную информацию о возможностях обучения и неясные приоритеты финансирования. [9]

Уровень посещаемости школы выше среднего по ЕС, а школьные отпуска встречаются реже, чем в среднем по ЕС. Однако отчет PISA за 2010 год показал, что результаты литовцев по математике, естественным наукам и чтению были ниже среднего по ОЭСР. [10] Отчет PISA за 2015 год подтвердил эти выводы. [11]

Заработная плата является серьезной проблемой и предметом частых дискуссий. В 2017 году зарплаты учителей в Литве были самыми низкими в ЕС и составляли примерно половину зарплаты литовских строителей. [12] Согласно данным о занятости в Литве за 2017 год, средняя зарплата литовских учителей до уплаты налогов составляет 404 евро. [13] 15% от общего числа учителей зарабатывают более 760 евро в месяц до уплаты налогов. [14] Заработная плата учителей в Литве самая низкая во всем ЕС. [15] Низкая зарплата учителей стала основной причиной общенациональных забастовок учителей в 2014 году. [16] 2015 [17] и 2016. [18] [19] В 2017 году планировалась забастовка, но она не состоялась. [20] Вместо этого в конце 2017 года была организована акция протеста. [21]

Литовские университеты также печально известны на местном уровне низкой заработной платой. В 2017 году исследователи университетов зарабатывали менее 600 евро в месяц. [21] Ежемесячная зарплата профессора составляет от 1150 до 1990 евро, а доцента - от 890 до 1320 евро. [22] Преподаватели зарабатывают от 553 до 1040 евро в месяц, а ассистенты — 345-762 евро в месяц. [22] Ряд литовских профессоров пополняют свой доход, работая по совместительству, часто таксистами. [23] Сообщается о случаях, когда преподаватели вузов работали на четырех работах по совместительству. [24] Другие зарегистрированные случаи касаются профессоров, которые эмигрируют, потому что не могут содержать себя на свою литовскую зарплату. [25] Зарплаты в высших учебных заведениях Литвы одни из самых низких в ЕС, 90% преподавателей литовских университетов недовольны своими доходами, а 70% собираются объявить забастовку. [23]

Эмиграция среди специалистов высшего образования процветает, но это нормально, и этого следует ожидать, по мнению Виктораса Пранцкетиса , спикера палаты представителей литовского парламента . [26] По словам депутата Мантаса Адоменаса , проблема низких зарплат хорошо известна, но образование не является политически приоритетным вопросом в Литве. [21] Низкая заработная плата является одной из основных причин того, что в некоторых регионах Литвы наблюдается массовая нехватка квалифицированных учителей. [27] [28]

Парламент Литвы намерен реорганизовать систему высшего образования за счет сокращения количества университетов в Литве. [29] В некоторых организациях высказывались опасения по поводу низкого качества образования. В 2006 году факультет математики и информационных технологий Шяуляйского университета продвигал программы по эзотерике . [30] [31] По состоянию на 2012 год Шяуляйский университет продолжал предлагать курсы астрологии и хиромантии . [32] [33] В 2011 году Шяуляйский университет успешно подавил студенческий протест против низкого качества образования. [34] Планы по сокращению количества учебных заведений подверглись критике со стороны ректоров вузов и университетских ассоциаций. [35] но движемся вперед. [36]

На национальном уровне существуют опасения по поводу неэффективного использования средств, отсутствия международного сотрудничества и низкого финансирования исследований и инноваций. [37] В 2017 году ни одна из организаций высшего образования Литвы не участвовала в крупнейших исследовательских проектах ЕС – Graphene Flagship , CERN , Human Brain Project и других.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Направление, Дизайн. «Министерство образования и науки» (PDF) . Smm.lt.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юрате Кяупене ; Петраускас, Римвидас (2009). История Литвы. Том. IV . Вильнюс: Белые банты. стр. 145-147. ISBN  978-9955-23-239-1 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Литва» . Архивировано 27 августа 2008 г. в Wayback Machine . Результаты о наихудших формах детского труда (2001) . Бюро по международным вопросам труда Министерства труда США (2002 г.). В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Мировые данные об образовании: Литва» (PDF) . ЮНЕСКО-МБП. 2011 . Проверено 24 июня 2014 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час «Профессиональное образование в Литве» . ЮНЕСКО-ЮНЕВОК. Январь 2014 года . Проверено 24 июня 2014 г.
  6. ^ «Образование в Литве» (PDF) . Министерство образования и науки Литовской Республики. 2004 . Проверено 24 июня 2014 г.
  7. ^ «Английский язык в Литве» .
  8. ^ «Литва хочет преподавать польский язык вместо русского» . 14 февраля 2023 г.
  9. ^ «Мониторинг образования и обучения 2015: Литва» (PDF) . Ec.europe.eu . Проверено 10 января 2018 г.
  10. ^ «Результаты PISA 2009: краткое изложение» (PDF) . ОЭСР.org . Проверено 10 января 2018 г.
  11. ^ «PISA 2015: результаты в фокусе» (PDF) . ОЭСР.org . Проверено 10 января 2018 г.
  12. ^ "Педагоги предупреждают - осенью печальные пророчества премьера могут сбыться" . Общение.lrytas.lt . Архивировано из оригинала 4 января 2018 года . Проверено 10 января 2018 г.
  13. ^ «Министерство не хочет умалчивать о зарплате учителей в 404 евро: они зарабатывают гораздо больше» . Delfi.lt . Проверено 10 января 2018 г.
  14. ^ "Заработная плата учителей: более 760 евро зарабатывают 15 процентов учителей, средняя зарплата учителя - 520 евро "на руки " . 15 мин . Проверено 10 января 2018 г.
  15. ^ «М. Адоменас. Литовское образование: что бы я сделал по-другому?» . Delfi.lt . Проверено 10 января 2018 г.
  16. ^ «В школах начинается бессрочная забастовка учителей» . Delfi.lt . Проверено 10 января 2018 г.
  17. ^ «Забастовка учителей удалась» . Ve.lt. Проверено 10 января 2018 г.
  18. ^ «Забастовка учителей: ключевые факты» . 15 мин . Проверено 10 января 2018 г.
  19. ^ «Забастовка учителей продолжается в 110 учебных заведениях» . 15 мин . Проверено 10 января 2018 г.
  20. ^ «Мокитоя все еще бьет по траве » Продать . Проверено 10 января 2018 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Проиграв терпение, учителя организовали акцию протеста – LRT» . Lrt.lt Проверено 10 января 2018 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Сколько на самом деле зарабатывают литовские учителя и исследователи» . Delfi.lt . Проверено 10 января 2018 г.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Литовские учителя и исследователи открыто говорили о том, как им приходится бороться с зарплатами» . TV3.lt. Проверено 10 января 2018 г.
  24. ^ «Учитель сказал, сколько он зарабатывает: у него даже четыре работы» . Lietuvosdiena.lrytas.lt . Архивировано из оригинала 4 января 2018 года . Проверено 10 января 2018 г.
  25. ^ «Пятидесятилетняя женщина, уволенная с работы, помолодела после переезда в Лондон» . Gyvbudas.lrytas.lt . Архивировано из оригинала 4 января 2018 года . Проверено 10 января 2018 г.
  26. ^ Брунал, Бен. «Пранцкетис не подчеркивает эмиграцию учителей: как он уехал преподавать в другое место, так и будет продолжать это делать» . Delfi.lt . Проверено 10 января 2018 г.
  27. ^ «Неразбериха в школах – массовая нехватка учителей» . TV3.lt. Проверено 10 января 2018 г.
  28. ^ «Внимание: эти специалисты уже массово востребованы в Литве» . Delfi.lt . Проверено 10 января 2018 г.
  29. ^ «В Клайпеде и Шяуляе – волнуйтесь за судьбу местных университетов» . Delfi.lt . Проверено 10 января 2018 г.
  30. ^ "В Литве готовят бакалавров и магистров гадания - DELFI" . Delfi.lt . 27 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года . Проверено 10 января 2018 г.
  31. ^ «Волшебники поступили в Шяуляйский университет» . 27 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала г. 27 ноября 2017 Проверено 10 января 2018 г.
  32. ^ «Студенты считают пальмовые линии» . 27 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала г. 27 ноября 2017 Проверено 10 января 2018 г.
  33. ^ «В Шяуляйском университете – курс для гадалок – DELFI» . 27 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 27 ноября 2017 года . Проверено 10 января 2018 г.
  34. ^ «В Шяуляйском университете подавлено восстание» . Delfi.lt . Проверено 10 января 2018 г.
  35. ^ «Оптимизация университетов не имеет четкого видения правительства» . Delfi.lt . Архивировано из оригинала 4 января 2018 года . Проверено 10 января 2018 г.
  36. ^ «Реформа высшего образования – на финишной прямой: что дальше?» . Diena.lt Проверено 10 января 2018 г.
  37. ^ Версеккас, Дариус. «Обзор высшего образования: нехватка исследователей и эффективное использование средств» . Vz.lt Проверено 10 января 2018 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d8295cd04c759abfb121457803ef308__1718024460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/08/1d8295cd04c759abfb121457803ef308.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Education in Lithuania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)