Jump to content

Кино Хорватии

Кино Хорватии
Количество экранов 146 (2011) [1]
• На душу населения 3,7 на 100 000 (2011 г.) [1]
Основные дистрибьюторы Блиц-кино и видео 58,0%
Открытие 20,0%
Континентальный фильм 11,0% [2]
Продюсировал художественные фильмы (2011). [3]
Вымышленный 6
Анимированные -
Документальный фильм 3
Количество поступлений (2011 г.) [5]
Общий 3,536,027
• На душу населения 0.9 (2012) [4]
Национальные фильмы 92,855 (2.6%)
Валовые кассовые сборы (2011) [5]
Общий кун 103 миллиона

Кино Хорватии : серьезное начало хорватского кино начинается с имеет несколько более короткую традицию, чем в других странах Центральной Европы подъемом югославской киноиндустрии в 1940-х годах. Три хорватских художественных фильма были номинированы на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке , некоторые из них получили награды на крупных фестивалях, причем вклад Хорватии в области анимации особенно важен. [6]

Начало 20 века

[ редактировать ]

Хотя кинофильмы появились в Хорватии относительно рано, на протяжении большей части начала 20-го века кино было почти исключительно прерогативой нескольких преданных энтузиастов-любителей, в первую очередь Йосипа Карамана в Сплите и, позже, Октавияна Милетича в Загребе . первый постоянный кинотеатр . В 1906 году в Загребе был открыт [7]

Йосип Халла продюсировал и режиссировал ранние документальные фильмы в 1911 и 1912 годах. Первым полнометражным фильмом был « Брчко у Загребу», выпущенный в 1917 году режиссером Арсеном Маасом. [8] За ним последовал фильм «Матия Губец» , вышедший в том же году под руководством Ацы Бинички. Ни один из этих фильмов не сохранился до наших дней. [7] В 1918 году компания Croatia Film выпустила еще 5 фильмов, снятых Йосипом Халлой, прежде чем владелец распустил компанию. [7]

Хорватии не хватало политической и экономической инфраструктуры для поддержки собственной киноиндустрии. Самым серьезным усилием в этом направлении перед Второй мировой войной была серия образовательных фильмов, снятых Школой Народного Здравля .

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Кино Хорватии стало институтом после создания Независимого государства Хорватия (NDH) в 1941 году. Новый режим усташей быстро осознал необходимость в современных инструментах пропаганды по образцу инструментов нацистской Германии и фашистской Италии . После серьезного лоббирования со стороны этих двух правительств технических консультаций и ресурсов первые пропагандистские фильмы были сняты в конце 1941 года. Хорватские режиссеры, такие как Бранко Марьянович, сняли в 1943 году документальный фильм «Стража на Дрини» , который позже получил награду «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале . странами оси . После краха NDH в 1945 году Тито победившие коммунисты также осознали важность киноиндустрии и решили создать свою собственную. Многие технические специалисты и сотрудники усташской пропагандистской киноиндустрии во время войны на самом деле были двойными агентами, работавшими на партизанскую сторону, с одной главной задачей: сохранить в неприкосновенности технические средства после краха NDH. Таким образом, новый режим унаследовал техническое оснащение и, что немаловажно, подготовленный персонал, включая директоров и высших чиновников. Результатом такой политики стало быстрое развитие хорватской киноиндустрии, хотя первоначально она находилась под юрисдикцией Хорватии. федеральное правительство в Белграде .

Ранний коммунистический период

[ редактировать ]

В 1947 году Jadran Film была основана киностудия в Загребе .

Первая золотая эра: конец 1950-х годов.

[ редактировать ]

Хорватские художественные фильмы 1950-х годов трудно было отличить от фильмов, снятых в остальной части Югославии ; это произошло главным образом благодаря свободному потоку ресурсов, информации и талантов между различными частями страны. Свой первый серьезный пик он достиг в конце 1950-х годов, когда хорватские фильмы были, возможно, самыми зрелыми в тогда еще молодой югославской киноиндустрии. Самым важным режиссером той эпохи был Бранко Бауэр , уроженец Дубровника , чей самый известный фильм — городской военный триллер Не оглядывайся, « сын мой», 1956. Основанный на Кэрол Рид фильме «Чужой человек вышел» , в нем изображен беглец из лагеря усташей , который приезжает в Загреб , чтобы найти своего сына, но обнаруживает, что ему промыли мозги. Среди других важных фильмов Бауэра - « Три Ане» ( «Три Анны» , 1959), снятый в Македонии , об отце, который узнает, что его дочь, которая, как он предполагал, погибла на войне, могла быть жива. В фильме Бауэра «Licem u lice» ( «Лицом к лицу» , 1963) рассказывается история о коррумпированном директоре строительной компании, который противостоит рабочему-повстанцу во время собрания ячейки коммунистической партии. Его считают первым откровенно политическим фильмом в Югославии. Еще одна примечательная фигура 1950-х годов. Никола Танхофер , бывший оператор и специалист по различным жанрам боевиков. Его самый известный фильм — «Н8» (1958), реконструкция реального дорожно-транспортного происшествия, в котором погибли несколько пассажиров междугороднего автобуса, следовавшего между Загребом и Белградом, а водитель автомобиля, вызвавшего аварию, скрылся. Следуя параллельно трем автомобилям и десяткам живописных сцен, H8 предлагает мозаичную картину общества конца 1950-х годов. В этот период два хорватских фильма были номинированы на премию Оскар за фильмы на иностранном языке. Режиссерами обоих выступили гости из-за границы: итальянец Джузеппе Де Сантис с Cesta duga godina dana («Дорога длиной в год», 1958) и словенский Франс Штиглич с «Девети кругом» («Девятый круг» , 1960).

Модернизм

[ редактировать ]

В 1960-х годах в хорватском кино произошли изменения в стиле, отчасти из-за того, что режиссеры приняли модернизм. Первым модернистским фильмом стал «Прометей с острова Вишевиче» ( «Прометей с острова» , 1965) бывшего карикатуриста Ватрослава Мимицы . Используя приемы, заимствованные из романа «Поток сознания», «Мимика» рассказывает историю о ветеране-партизане и руководителе коммунистической партии, который отправляется на свой родной остров и сталкивается с призраками послевоенного прошлого. Среди других известных модернистских классиков наиболее значительными являются «Рондо» (1966) Звонимира Берковича и «Бреза» ( «Берёза» , 1967) Анте Бабая . Самым популярным режиссером был Крешо Голик , снимавший комедии. Самым популярным из его фильмов была «Тко пьева зло не мисли» ( «Кто поет, не значит неправильно романтическая комедия »), действие которой происходит в Загребе 1930-х годов. Хорватия также участвовала в панюгославской «черной волне», хотя лучшие авторы и фильмы «черной волны» были сербскими. Самая известная классика черной волны из Хорватии — «Лисице» ( «Наручники» , 1969, Крсто Папич ), фильм, политически значимый, поскольку это первый культурный продукт Хорватии, посвященный репрессиям против коммунистов, поддержавших Сталин в знаменитом разрыве между Тито и Сталиным в 1948 году.

В 1969 году фильм « Битва при Неретве» режиссера Велько Булаича стал одним из самых дорогих фильмов на иностранном языке, снятых в Югославии.

В начале 1970-х годов, после конституционных изменений в Югославии, Хорватия получила большую автономию в формировании своей культурной жизни, но после краха «Хорватской весны» власти настаивали на более жестком контроле над фильмами.

Пражская школа и жанровое кино

[ редактировать ]

Свежий воздух пришел в югославское кино в конце 1970-х — начале 1980-х годов с так называемой «Пражской школой» — группой режиссеров, получивших образование в Пражской академии FAMU. Среди пяти директоров, которых обычно считают Пражской школой, двое были выходцами из Хорватии: Лордан Зафранович и Райко Грлич . Самый известный фильм Грлича, конкурирующий в Каннах , - это «Само едном се любими» (1981), политическая мелодрама, изображающая ранний коммунистический истеблишмент в конце 1940-х годов. Самыми известными фильмами Зафрановича были Окупация в 26 картинах « » и , » «Падение Италии оба фильма о войне, действие которых происходит в прибрежной Далмации , и оба были показаны в Каннах.

В 1980-х годах хорваты начали создавать произведения «неожанра», в которых использовались западные коммерческие жанры, такие как ужасы , триллер или детектив , и реализовывались это в условиях позднекоммунистического общества. Самый известный режиссер этого направления — Зоран Тадич , особенно с его метафизическим черно-белым триллером Ритам « злодея» , 1981, и фильмом ужасов Третий « ключ », 1983, в котором коррупция исследуется через призму кафкианская метафора.

1990-е годы: период кризиса

[ редактировать ]

Когда Хорватия стала независимой в 1990-х годах, хорватское кино пережило тяжелый кризис. Из-за войн рынок хорватских фильмов сократился, большинство кинотеатров исчезло навсегда, и ни один хорватский фильм не мог рассчитывать на финансовую жизнеспособность без еще большей поддержки со стороны государства. В период правления Франьо Туджмана правительство избегало прямой цензуры, но требовало большего националистического контента, что делало его менее доступным не только для аудитории в других странах, но и для хорватов.

Хорватское кино сегодня: третья золотая эра

[ редактировать ]

После политических изменений 2000 года хорватское кино впервые начало работать в совершенно свободной среде. В результате критики в начале этого десятилетия утверждали, что хорватское кино процветало в «третью золотую эпоху» (после 1950-х и 1960-х годов). Одним из самых популярных режиссеров современного хорватского кино является Винко Брешан , чьи комедии Как началась « война на моем острове» , 1997) и «Маршал» ( «Дух маршала Тито» , 1999) сочетают в себе гротескный юмор и политическую провокацию. . Военная драма Брешана « Сведочи» ( «Свидетели») , основанная на романе Юрицы Павичича , стала первым художественным фильмом стран бывшей Югославии, в котором были изображены югославские военные преступления. «Свьедочи» был показан на конкурсе Берлинского кинофестиваля в 2003 году. «Чудесная ночь в Сплите» ( Ta divna Splitska noć , 2004) Арсена А. Остоича была номинирована на премию European Discovery EFA , а «Ту» ( Здесь , 2003) Зринко Огреста получила награду на Карловарском кинофестивале . Среди других выдающихся современных режиссеров наиболее признанным на международном уровне является Огнен Свиличич , премьера двух фильмов которого состоялась на Берлинском кинофестивале - «Прости за кунг-фу» ( «Извините за кунг-фу» , 2004) и «Армин» (2006). «Армин» также был представлен Хорватией на премию «Оскар» 2008 года , и хотя он не был номинирован в категории «Лучший фильм на иностранном языке», он, тем не менее, получил престижную премию «Лучший иностранный фильм 2007 года», присуждаемую Международной федерацией кинокритиков .

Хорватское кино выпускает от пяти до десяти художественных фильмов в год. [9] Министерство культуры и средств массовой информации также софинансирует около 60 минут анимации в год, а также документальные и экспериментальные фильмы, которые имеют больший культурный престиж в Хорватии, чем в других странах бывшей Югославии. В среднем посещаемость национальных кинотеатров составляет 2,7 миллиона билетов, купленных населением около 4,5 миллионов человек.

Анимация

[ редактировать ]

История анимации в Хорватии начинается с двух коротких анимационных рекламных роликов Сергея Тагаца в 1922 году в рамках компании Jadran Film . За этим последовали анимации, созданные Домом народного здравля, такие как «Ивин зуб» («Зуб Иво»), «Мацин нос» («Нос Китти»), все из которых были сняты Миланом Мариановичем и нарисованы Петаром Паппом в 1928 году. В 1929 году вышел первый полностью анимационный короткометражный фильм. был создан под названием « Мартин у небо, Мартин из неба» . [10]

Загребская школа

[ редактировать ]

В Загребе есть собственная школа анимационного кино Zagrebačka škola crtanog Filma (Загребская школа мультфильмов). Это название ей было присвоено на Каннском кинофестивале в 1959 году, когда были показаны восемь загребских мультфильмов, а французский историк кино Жорж Садуль впервые назвал l'école de Zagreb (Загребская школа). Школа была основана на базе продюсерской компании Zagreb Film , известной своим символом – маленькой лошадкой. Самым известным членом школы (которая никогда не была школой в собственном, образовательном смысле) был Черногории писатель, уроженец Душан Вукотич , лауреат премии «Оскар» 1963 года за свой короткометражный анимационный фильм «Сурогат» . Он был первым неамериканцем, получившим «Оскар» за анимационный фильм. Другими важными участниками были Ватрослав Мимика (позже режиссер художественного кино) и Владо Кристл , покинувший Хорватию в начале 1960-х годов после запрета его авангардного экспериментального мультфильма « Дон Кихот» («Дон Кихот»). Загребская школа стала революционной для анимации 1950-х годов, поскольку отказалась от диснеевского мультяшного стиля и представила визуальные элементы авангардной абстрактной живописи, конструктивизма и кубизма. Провалом школы было то, что она никогда не экспериментировала с другими методами анимации, кроме мультфильмов. Кроме того, оно так и не достигло уровня настоящей промышленности, оставаясь скорее художественной мастерской. Загребская школа была оживленной и успешной в 1960-х и начале 1970-х годов, но после этого хорватская анимация угасла, и сегодня она не играет той глобальной роли, которую имела раньше.

Хорваты в мировом кино

[ редактировать ]

Многие хорваты участвовали в мировом кино, в том числе актер-режиссер Раде Шербеджия , актер Горан Вишнич , продюсер Бранко Лустиг и актриса Мира Фурлан . Кроме того, Джон Малкович и Эрик Бана имеют хорватское происхождение.

Хорватские кинофестивали

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
  2. ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
  3. ^ «Таблица 1: Производство художественных фильмов – Жанр/метод съемки» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
  4. ^ «Профили стран» . Кинотеатр Европа. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Таблица 11: Выставка – Входные билеты и валовые кассовые сборы (GBO)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
  6. ^ «Хорватская анимация тогда и сейчас: искры или немного дыма?» . 2011 . Проверено 13 июля 2012 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «HFS | Хорватская киноассоциация | Рекорд | Специальный номер/2008» .
  8. ^ «Бонвивант Кралевича — первый хорватский кинорежиссер Арсен Маас — Jutarnji.hr» . Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
  9. ^ Смит, Ян Хайден (2012). Международный киногид 2012 . п. 94. ИСБН  978-1908215017 .
  10. ^ http://www.zdravi-gradovi.com.hr/media/7457/epoha_8_07.pdf. Архивировано 31 мая 2014 г. в Wayback Machine. [ пустой URL PDF ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
На хорватском языке
По-английски
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1e9c45ce7dcf4f30a18b3974050a011__1719021660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/11/c1e9c45ce7dcf4f30a18b3974050a011.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cinema of Croatia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)