Кино Хорватии
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2009 г. ) |
Кино Хорватии | |
---|---|
Количество экранов | 146 (2011) [1] |
• На душу населения | 3,7 на 100 000 (2011 г.) [1] |
Основные дистрибьюторы | Блиц-кино и видео 58,0% Открытие 20,0% Континентальный фильм 11,0% [2] |
Продюсировал художественные фильмы (2011). [3] | |
Вымышленный | 6 |
Анимированные | - |
Документальный фильм | 3 |
Количество поступлений (2011 г.) [5] | |
Общий | 3,536,027 |
• На душу населения | 0.9 (2012) [4] |
Национальные фильмы | 92,855 (2.6%) |
Валовые кассовые сборы (2011) [5] | |
Общий | кун 103 миллиона |
Часть серии о |
Культура Хорватии |
---|
Люди |
Мифология |
Спорт |
Кино Хорватии : серьезное начало хорватского кино начинается с имеет несколько более короткую традицию, чем в других странах Центральной Европы подъемом югославской киноиндустрии в 1940-х годах. Три хорватских художественных фильма были номинированы на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке , некоторые из них получили награды на крупных фестивалях, причем вклад Хорватии в области анимации особенно важен. [6]
История
[ редактировать ]Начало 20 века
[ редактировать ]Хотя кинофильмы появились в Хорватии относительно рано, на протяжении большей части начала 20-го века кино было почти исключительно прерогативой нескольких преданных энтузиастов-любителей, в первую очередь Йосипа Карамана в Сплите и, позже, Октавияна Милетича в Загребе . первый постоянный кинотеатр . В 1906 году в Загребе был открыт [7]
Йосип Халла продюсировал и режиссировал ранние документальные фильмы в 1911 и 1912 годах. Первым полнометражным фильмом был « Брчко у Загребу», выпущенный в 1917 году режиссером Арсеном Маасом. [8] За ним последовал фильм «Матия Губец» , вышедший в том же году под руководством Ацы Бинички. Ни один из этих фильмов не сохранился до наших дней. [7] В 1918 году компания Croatia Film выпустила еще 5 фильмов, снятых Йосипом Халлой, прежде чем владелец распустил компанию. [7]
Хорватии не хватало политической и экономической инфраструктуры для поддержки собственной киноиндустрии. Самым серьезным усилием в этом направлении перед Второй мировой войной была серия образовательных фильмов, снятых Школой Народного Здравля .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Кино Хорватии стало институтом после создания Независимого государства Хорватия (NDH) в 1941 году. Новый режим усташей быстро осознал необходимость в современных инструментах пропаганды по образцу инструментов нацистской Германии и фашистской Италии . После серьезного лоббирования со стороны этих двух правительств технических консультаций и ресурсов первые пропагандистские фильмы были сняты в конце 1941 года. Хорватские режиссеры, такие как Бранко Марьянович, сняли в 1943 году документальный фильм «Стража на Дрини» , который позже получил награду «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале . странами оси . После краха NDH в 1945 году Тито победившие коммунисты также осознали важность киноиндустрии и решили создать свою собственную. Многие технические специалисты и сотрудники усташской пропагандистской киноиндустрии во время войны на самом деле были двойными агентами, работавшими на партизанскую сторону, с одной главной задачей: сохранить в неприкосновенности технические средства после краха NDH. Таким образом, новый режим унаследовал техническое оснащение и, что немаловажно, подготовленный персонал, включая директоров и высших чиновников. Результатом такой политики стало быстрое развитие хорватской киноиндустрии, хотя первоначально она находилась под юрисдикцией Хорватии. федеральное правительство в Белграде .
Ранний коммунистический период
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2010 г. ) |
В 1947 году Jadran Film была основана киностудия в Загребе .
Первая золотая эра: конец 1950-х годов.
[ редактировать ]Хорватские художественные фильмы 1950-х годов трудно было отличить от фильмов, снятых в остальной части Югославии ; это произошло главным образом благодаря свободному потоку ресурсов, информации и талантов между различными частями страны. Свой первый серьезный пик он достиг в конце 1950-х годов, когда хорватские фильмы были, возможно, самыми зрелыми в тогда еще молодой югославской киноиндустрии. Самым важным режиссером той эпохи был Бранко Бауэр , уроженец Дубровника , чей самый известный фильм — городской военный триллер Не оглядывайся, « сын мой», 1956. Основанный на Кэрол Рид фильме «Чужой человек вышел» , в нем изображен беглец из лагеря усташей , который приезжает в Загреб , чтобы найти своего сына, но обнаруживает, что ему промыли мозги. Среди других важных фильмов Бауэра - « Три Ане» ( «Три Анны» , 1959), снятый в Македонии , об отце, который узнает, что его дочь, которая, как он предполагал, погибла на войне, могла быть жива. В фильме Бауэра «Licem u lice» ( «Лицом к лицу» , 1963) рассказывается история о коррумпированном директоре строительной компании, который противостоит рабочему-повстанцу во время собрания ячейки коммунистической партии. Его считают первым откровенно политическим фильмом в Югославии. Еще одна примечательная фигура 1950-х годов. Никола Танхофер , бывший оператор и специалист по различным жанрам боевиков. Его самый известный фильм — «Н8» (1958), реконструкция реального дорожно-транспортного происшествия, в котором погибли несколько пассажиров междугороднего автобуса, следовавшего между Загребом и Белградом, а водитель автомобиля, вызвавшего аварию, скрылся. Следуя параллельно трем автомобилям и десяткам живописных сцен, H8 предлагает мозаичную картину общества конца 1950-х годов. В этот период два хорватских фильма были номинированы на премию Оскар за фильмы на иностранном языке. Режиссерами обоих выступили гости из-за границы: итальянец Джузеппе Де Сантис с Cesta duga godina dana («Дорога длиной в год», 1958) и словенский Франс Штиглич с «Девети кругом» («Девятый круг» , 1960).
Модернизм
[ редактировать ]В 1960-х годах в хорватском кино произошли изменения в стиле, отчасти из-за того, что режиссеры приняли модернизм. Первым модернистским фильмом стал «Прометей с острова Вишевиче» ( «Прометей с острова» , 1965) бывшего карикатуриста Ватрослава Мимицы . Используя приемы, заимствованные из романа «Поток сознания», «Мимика» рассказывает историю о ветеране-партизане и руководителе коммунистической партии, который отправляется на свой родной остров и сталкивается с призраками послевоенного прошлого. Среди других известных модернистских классиков наиболее значительными являются «Рондо» (1966) Звонимира Берковича и «Бреза» ( «Берёза» , 1967) Анте Бабая . Самым популярным режиссером был Крешо Голик , снимавший комедии. Самым популярным из его фильмов была «Тко пьева зло не мисли» ( «Кто поет, не значит неправильно романтическая комедия »), действие которой происходит в Загребе 1930-х годов. Хорватия также участвовала в панюгославской «черной волне», хотя лучшие авторы и фильмы «черной волны» были сербскими. Самая известная классика черной волны из Хорватии — «Лисице» ( «Наручники» , 1969, Крсто Папич ), фильм, политически значимый, поскольку это первый культурный продукт Хорватии, посвященный репрессиям против коммунистов, поддержавших Сталин в знаменитом разрыве между Тито и Сталиным в 1948 году.
В 1969 году фильм « Битва при Неретве» режиссера Велько Булаича стал одним из самых дорогих фильмов на иностранном языке, снятых в Югославии.
В начале 1970-х годов, после конституционных изменений в Югославии, Хорватия получила большую автономию в формировании своей культурной жизни, но после краха «Хорватской весны» власти настаивали на более жестком контроле над фильмами.
Пражская школа и жанровое кино
[ редактировать ]Свежий воздух пришел в югославское кино в конце 1970-х — начале 1980-х годов с так называемой «Пражской школой» — группой режиссеров, получивших образование в Пражской академии FAMU. Среди пяти директоров, которых обычно считают Пражской школой, двое были выходцами из Хорватии: Лордан Зафранович и Райко Грлич . Самый известный фильм Грлича, конкурирующий в Каннах , - это «Само едном се любими» (1981), политическая мелодрама, изображающая ранний коммунистический истеблишмент в конце 1940-х годов. Самыми известными фильмами Зафрановича были Окупация в 26 картинах « » и , » «Падение Италии оба фильма о войне, действие которых происходит в прибрежной Далмации , и оба были показаны в Каннах.
В 1980-х годах хорваты начали создавать произведения «неожанра», в которых использовались западные коммерческие жанры, такие как ужасы , триллер или детектив , и реализовывались это в условиях позднекоммунистического общества. Самый известный режиссер этого направления — Зоран Тадич , особенно с его метафизическим черно-белым триллером Ритам « злодея» , 1981, и фильмом ужасов Третий « ключ », 1983, в котором коррупция исследуется через призму кафкианская метафора.
1990-е годы: период кризиса
[ редактировать ]Когда Хорватия стала независимой в 1990-х годах, хорватское кино пережило тяжелый кризис. Из-за войн рынок хорватских фильмов сократился, большинство кинотеатров исчезло навсегда, и ни один хорватский фильм не мог рассчитывать на финансовую жизнеспособность без еще большей поддержки со стороны государства. В период правления Франьо Туджмана правительство избегало прямой цензуры, но требовало большего националистического контента, что делало его менее доступным не только для аудитории в других странах, но и для хорватов.
Хорватское кино сегодня: третья золотая эра
[ редактировать ]После политических изменений 2000 года хорватское кино впервые начало работать в совершенно свободной среде. В результате критики в начале этого десятилетия утверждали, что хорватское кино процветало в «третью золотую эпоху» (после 1950-х и 1960-х годов). Одним из самых популярных режиссеров современного хорватского кино является Винко Брешан , чьи комедии Как началась « война на моем острове» , 1997) и «Маршал» ( «Дух маршала Тито» , 1999) сочетают в себе гротескный юмор и политическую провокацию. . Военная драма Брешана « Сведочи» ( «Свидетели») , основанная на романе Юрицы Павичича , стала первым художественным фильмом стран бывшей Югославии, в котором были изображены югославские военные преступления. «Свьедочи» был показан на конкурсе Берлинского кинофестиваля в 2003 году. «Чудесная ночь в Сплите» ( Ta divna Splitska noć , 2004) Арсена А. Остоича была номинирована на премию European Discovery EFA , а «Ту» ( Здесь , 2003) Зринко Огреста получила награду на Карловарском кинофестивале . Среди других выдающихся современных режиссеров наиболее признанным на международном уровне является Огнен Свиличич , премьера двух фильмов которого состоялась на Берлинском кинофестивале - «Прости за кунг-фу» ( «Извините за кунг-фу» , 2004) и «Армин» (2006). «Армин» также был представлен Хорватией на премию «Оскар» 2008 года , и хотя он не был номинирован в категории «Лучший фильм на иностранном языке», он, тем не менее, получил престижную премию «Лучший иностранный фильм 2007 года», присуждаемую Международной федерацией кинокритиков .
Хорватское кино выпускает от пяти до десяти художественных фильмов в год. [9] Министерство культуры и средств массовой информации также софинансирует около 60 минут анимации в год, а также документальные и экспериментальные фильмы, которые имеют больший культурный престиж в Хорватии, чем в других странах бывшей Югославии. В среднем посещаемость национальных кинотеатров составляет 2,7 миллиона билетов, купленных населением около 4,5 миллионов человек.
Анимация
[ редактировать ]История анимации в Хорватии начинается с двух коротких анимационных рекламных роликов Сергея Тагаца в 1922 году в рамках компании Jadran Film . За этим последовали анимации, созданные Домом народного здравля, такие как «Ивин зуб» («Зуб Иво»), «Мацин нос» («Нос Китти»), все из которых были сняты Миланом Мариановичем и нарисованы Петаром Паппом в 1928 году. В 1929 году вышел первый полностью анимационный короткометражный фильм. был создан под названием « Мартин у небо, Мартин из неба» . [10]
Загребская школа
[ редактировать ]В Загребе есть собственная школа анимационного кино Zagrebačka škola crtanog Filma (Загребская школа мультфильмов). Это название ей было присвоено на Каннском кинофестивале в 1959 году, когда были показаны восемь загребских мультфильмов, а французский историк кино Жорж Садуль впервые назвал l'école de Zagreb (Загребская школа). Школа была основана на базе продюсерской компании Zagreb Film , известной своим символом – маленькой лошадкой. Самым известным членом школы (которая никогда не была школой в собственном, образовательном смысле) был Черногории писатель, уроженец Душан Вукотич , лауреат премии «Оскар» 1963 года за свой короткометражный анимационный фильм «Сурогат» . Он был первым неамериканцем, получившим «Оскар» за анимационный фильм. Другими важными участниками были Ватрослав Мимика (позже режиссер художественного кино) и Владо Кристл , покинувший Хорватию в начале 1960-х годов после запрета его авангардного экспериментального мультфильма « Дон Кихот» («Дон Кихот»). Загребская школа стала революционной для анимации 1950-х годов, поскольку отказалась от диснеевского мультяшного стиля и представила визуальные элементы авангардной абстрактной живописи, конструктивизма и кубизма. Провалом школы было то, что она никогда не экспериментировала с другими методами анимации, кроме мультфильмов. Кроме того, оно так и не достигло уровня настоящей промышленности, оставаясь скорее художественной мастерской. Загребская школа была оживленной и успешной в 1960-х и начале 1970-х годов, но после этого хорватская анимация угасла, и сегодня она не играет той глобальной роли, которую имела раньше.
Хорваты в мировом кино
[ редактировать ]Многие хорваты участвовали в мировом кино, в том числе актер-режиссер Раде Шербеджия , актер Горан Вишнич , продюсер Бранко Лустиг и актриса Мира Фурлан . Кроме того, Джон Малкович и Эрик Бана имеют хорватское происхождение.
Хорватские кинофестивали
[ редактировать ]- Пульский кинофестиваль
- Кинофестиваль в Мотовуне
- Загребский кинофестиваль
- ЗагребDox
- Сплитский кинофестиваль
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Таблица 8: Инфраструктура кинотеатра – мощность» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 6: Доля трех крупнейших дистрибьюторов (Excel)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Таблица 1: Производство художественных фильмов – Жанр/метод съемки» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Профили стран» . Кинотеатр Европа. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Таблица 11: Выставка – Входные билеты и валовые кассовые сборы (GBO)» . Статистический институт ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ «Хорватская анимация тогда и сейчас: искры или немного дыма?» . 2011 . Проверено 13 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «HFS | Хорватская киноассоциация | Рекорд | Специальный номер/2008» .
- ^ «Бонвивант Кралевича — первый хорватский кинорежиссер Арсен Маас — Jutarnji.hr» . Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ Смит, Ян Хайден (2012). Международный киногид 2012 . п. 94. ИСБН 978-1908215017 .
- ^ http://www.zdravi-gradovi.com.hr/media/7457/epoha_8_07.pdf. Архивировано 31 мая 2014 г. в Wayback Machine. [ пустой URL PDF ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- На хорватском языке
- «История хорватского кино – хронологический обзор» , статья кинокритика Иво Шкрабало.
- «Фильм Хрватского». Архивировано 16 июля 2011 года в Wayback Machine , статья кинокритика Дамира Радича на CultureNet.hr.
- «Краткий обзор истории хорватского кино 1896–1990» , статья кинокритика Иво Кукулицы.
- «Как началась война на моем острове» — самый важный хорватский фильм , статья кинокритика Ненада Полимака
- Фильмография хорватских полнометражных фильмов (по режиссёрам)
- По-английски
- «Молодой хорватский фильм». Архивировано 22 февраля 2010 года в Wayback Machine , статья Иво Шкрабало.
- «Перемещение в кадр - хорватский фильм 1990-х». Архивировано 14 мая 2008 г. в Wayback Machine , статья Юрицы Павичича.
- «Хорватский фильм в югославском контексте во второй половине двадцатого века» , статья Иво Шкрабало.
- «История кино в Хорватии» на FilmBirth.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хорватские художественные фильмы 1944–2006 гг. (на хорватском языке)