Бранко Бауэр
Бранко Бауэр | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 11 апреля 2002 г. | (81 год)
Род занятий | Режиссер, сценарист |
Годы активности | 1950–1982 [ 1 ] |
Награды | Премия Владимира Назора за жизненные достижения в кино (1980) |
Бранко Бауэр (18 февраля 1921 г. - 11 апреля 2002 г.) [ 2 ] ) — хорватский кинорежиссёр. Он считается ведущей фигурой классического повествовательного кино в хорватском и югославском кино 1950-х годов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Праведный Среди народов |
---|
![]() |
По стране |
Бауэр увлекся кино еще школьником. Во время Второй мировой войны он посещал местные кинотеатры Загреба, которые пользовались большой популярностью во время нацистской оккупации. Его отец Чедомир Бауэр и он спрятали своего еврейского арендатора Льерку Фрейбергера от хорватской полиции усташей в 1942 году. В результате этих действий Яд Вашем удостоил их обоих звания Праведника народов мира в 1992 году. [ 3 ]
в Загребе В 1949 году Бранко начал работать на киностудии «Ядран» режиссером-документалистом. [ 2 ] Его полнометражным дебютом стал детский приключенческий фильм 1953 года «Синяя чайка» ( Синджи галеб ), который отличал его работы от тогдашних югославских постановок ярким визуальным стилем и естественной актерской игрой.
Избранные работы
[ редактировать ]Не оглядывайся назад, сын мой
[ редактировать ]Бауэр стал одним из самых уважаемых режиссеров в Югославии после своего третьего фильма, военного триллера 1956 года « Не оглядывайся, сын мой» ( Ne okreći se sine ; выпущенный как «Не оборачивайся, сын» в США ). В фильме рассказывается история бойца сопротивления времен Второй мировой войны, который сбегает из поезда, направлявшегося в концентрационный лагерь Ясеновац , и возвращается в Загреб в попытке найти своего сына и присоединиться к партизанам во внутренних районах Хорватии. Однако он понимает, что его сын находится в усташской школе-интернате и ему промыли мозги. Герою удается сбежать из города вместе с сыном, но на протяжении всего путешествия он вынужден лгать сыну об их действиях. Фильм был основан на Кэрол Рид триллере « Чужой человек вышел» , а его последняя сцена, которая послужила вдохновением для названия фильма, была вдохновлена диснеевским фильмом «Бэмби» . [ 4 ]
Три девочки по имени Анна
[ редактировать ]Следующим фильмом Бауэра стал полнометражный фильм 1957 года « Только люди » ( Samo ljudi ), мелодрама, созданная под влиянием фильмов Дугласа Сирка . Фильм потерпел неудачу, главным образом потому, что мелодрама не считалась серьезным жанром в коммунистической Югославии 1950-х годов. [ 5 ] После этого фильма Бауэр работал в македонской продюсерской компании и снял «Три девушки по имени Анна» ( Tri Ane ; 1959), фильм с влиянием неореализма, который иногда сравнивают с « Умберто Д.» Витторио де Сика . [ 6 ] [ 7 ] «Три девочки по имени Анна» рассказывают историю старика, который живет один и считает, что его дочь в детстве погибла во Второй мировой войне. Неожиданно мужчина получает информацию о том, что она могла бы выжить и сейчас, вероятно, живет взрослой в приемной семье. Жесткое, достоверное изображение послевоенной бедности и низших классов общества Бауэром не приветствовалось истеблишментом, и фильм никогда не показывался в кинотеатрах, но сегодня его часто считают «забытым шедевром» Бауэра и его лучшим фильмом. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Следующие два фильма Бауэра имели больший коммерческий успех — комедия 1961 года «Мартин в облаках» ( Martin u oblacima ); и фильм 1962 года «Лишние» ( Prekobrojna , 1962), который представил Милену Дравич как будущую югославскую суперзвезду.
Лицом к лицу
[ редактировать ]Вероятно, самым известным из фильмов Бауэра является полнометражный фильм 1963 года «Лицом к лицу» ( Licem u lice ), который считается первым югославским политическим фильмом. В нем рассказывается история рабочего-повстанца, который бросает вызов менеджеру во время собрания коммунистической партии в огромной строительной компании. Хотя изначально фильм считался противоречивым из-за его политического содержания, в конечном итоге он получил поддержку со стороны коммунистических чиновников, что было воспринято кинематографистами как зеленый свет для более откровенного изображения социально противоречивых тем. Сербский режиссер Живоин Павлович сказал, что «Лицом к лицу» был «самым важным фильмом, снятым в Югославии к тому времени». [ 10 ]
Поздняя карьера
[ редактировать ]В 1960-е годы югославское кино перешло в сторону модернизма, и Бауэр не смог приспособиться к авторскому кино. В 1960-е годы он снял два неудачных модернистских фильма и впоследствии не смог получить финансирование для своих новых кинопроектов. [ 11 ] В 1970-е годы он снял сериал «Салаш у малом риту» (1976), военную драму, действие которой происходит в Воеводине , одно из самых запоминающихся произведений югославского телевидения. [ 12 ]
Критический прием
[ редактировать ]В 1950-е и 1960-е годы Бауэр считался мастером югославского кино и пользовался уважением как со стороны правительства, так и со стороны своих коллег. Хотя его фильмы никогда не ставили под сомнение режим, доминирующий набор ценностей в этих фильмах описывался как «старомодный» и «буржуазный»: вместо обычного прославления молодежи и революции его фильмы часто восхваляли порядочных, старых представителей среднего класса. тип семей. Типичные герои Бауэра сделали правильный моральный выбор, не вдохновленный идеологией, а движимый чувством чести. Современный хорватский режиссер Хрвое Хрибар однажды написал, что «Бауэр чувствовал слепое пятно [коммунистической] идеологии, поэтому он помещал свои фильмы в такое место, где оно было как можно ближе, но при этом наименее влиятельным». [ 13 ] [ 14 ] Однако к концу 1960-х и 1970-м годам, с развитием модернистского кино, Бауэр был отодвинут на второй план.
В конце 1970-х его работы были заново открыты молодыми критиками как своего рода югославская версия старых голливудских мастеров. Словенский историк кино Стоян Пелко написал в института кино Британского Энциклопедии российского и восточноевропейского кино , что «Бауэр был для югославских критиков тем же, чем Хоукс и Форд были для французских критиков новой волны». [ 4 ] Существенная критическая переоценка работ Бауэра произошла с середины 1980-х годов. В опросе критиков конца 1990-х годов, посвященном величайшим хорватским кинорежиссерам всех времен, Бауэр занял второе место после Крешо Голика . [ 15 ]
Фильмография (как режиссёр)
[ редактировать ]- Синяя чайка ( Синдзи Галеб , 1953)
- Миллионы на острове ( Millions on the Island , 1955)
- Не оглядывайся, сын мой ( 1956 )
- Только люди ( Само люди , 1957)
- Три девушки по имени Анна ( Три Ане , 1959)
- Мартин в облаках ( Martin u oblacima , 1961)
- Лишние ( Прекобройна , 1962)
- Лицом к лицу ( Licem u lice , 1963)
- Николетина Бурсач (1964)
- Приехать и ( остаться 1965)
- Четвертый спутник ( Čertví suputnik , 1967)
- Ферма в Мали Рит ( A Farm in Mali Rit , 1975)
- Бошко Буха (1978)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бранко Бауэр – фильмография» (PDF) . Hrvatski Filmski Ljetopis (на хорватском языке) (30). Загреб: Хорватская киноассоциация , Хорватский государственный архив и Хорватское общество кинокритиков: 25–28. Июнь 2002 года . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Профиль Бранко Бауэра на Filmski-Programi.hr
- ^ «Праведники и истории их жизни» . jutarnji.hr (на хорватском языке). 24 мая 2009 года . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Павичич 2004 , стр. 64.
- ^ Jump up to: а б Шакич, Томислав (23 ноября 2006 г.). «Только люди» . Венок (на хорватском языке). Но. 331. Матица хорватская . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Кирн, Гал; Маджар, Ведрана (август 2014 г.). «Между подрывной деятельностью и критикой» . Восточноевропейский кинобюллетень (44) . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Негич, Марко (29 сентября 2013 г.). «Восстановленный вестник югославской «черной волны» » . Свободная Далмация (на хорватском языке) . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Синовчич, декан (17 июля 2002 г.). «Хорватский фильм «Три Анны» 1959 года — хит Мотовуна 2002 года» . Национальный (на хорватском языке). Но. 348 . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Шакич, Томислав (21 декабря 2006 г.). «Общечеловеческие ценности автора-классика» . Венок (на хорватском языке). Но. 333. Матица хорватская . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Шкрабало 1998 , стр. 321, цитируется по Павичичу 2003 , стр. 15.
- ^ Хрибар 2002 , с. 20.
- ^ «В 1973 году в Овче начались съёмки сериала «Салаш у Мали Рит » . lobi-info.rs (на сербском языке). 29 февраля 2016 года . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Хрибар 2002 , с. 6.
- ^ Павичич 2004 , стр. 71.
- ^ Крагич 2007 , стр. 531.
Источники
[ редактировать ]- Хрибар, Хрвое (июнь 2002 г.). «Шестой рулон, конец» (PDF) . Хорватская кинохроника (на хорватском языке) (30). Загреб: Хорватская киноассоциация , Хорватский государственный архив и Хорватское общество кинокритиков: 3–7 . Проверено 17 марта 2018 г.
- Крагич, Бруно (май 2007 г.). «Вызовы «Америки» в хорватском кино и сочинениях о кино – эссе о постепенной реализации главной метафоры» [Вызовы «Америки» в хорватском кино и сочинениях о кино – эссе о постепенной реализации Реализация Главной Метафоры] (PDF) . Дни Хварского театра (на хорватском языке). 33 (1): 527–536 . Проверено 9 октября 2012 года .
- Павичич, Юрица (июнь 2003 г.). «Художественные фильмы Фадиля Хаджича» [художественные фильмы Фадиля Хаджича] (PDF) . Хорватская кинохроника (на хорватском языке). 9 (34). Загреб: Хорватская киноассоциация , Хорватский государственный архив и Хорватское общество кинокритиков: 3–38 . Проверено 12 ноября 2014 г.
- Павичич, Юрица (март 2004 г.). «Жанр и идеология в фильме Не оборачивайся, сынок » (PDF) . Хорватская кинохроника (на хорватском языке) (37). Загреб: Хорватская киноассоциация , Хорватский государственный архив и Хорватское общество кинокритиков: 63–72 . Проверено 17 марта 2018 г.
- Шкрабало, Иво (1998). 101 год хорватского кино, 1896–1997 (на хорватском языке). Загреб: НЗ Глобус.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Туркович, Хрвое (июнь 2002 г.). «Карьера на рубеже стилистических периодов» [Карьера на рубеже стилистических периодов] (PDF) . Хорватская кинохроника (на хорватском языке) (30). Загреб: Хорватская киноассоциация , Государственный архив Хорватии и Хорватское общество кинокритиков: 8–24 . Проверено 17 марта 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бранко Бауэр на IMDb